Главная страница

скакотерапия как часть воспитательного процесса г.2. Методы и формы сказкотерапии в воспитании 1 Преимущества сказкотерапии в воспитании


Скачать 22,42 Kb.
НазваниеМетоды и формы сказкотерапии в воспитании 1 Преимущества сказкотерапии в воспитании
Анкорскакотерапия как часть воспитательного процесса г.2.docx
Дата30.05.2018
Размер22,42 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласкакотерапия как часть воспитательного процесса г.2.docx
ТипГлава
#45894
Каталогid110671759

С этим файлом связано 84 файл(ов). Среди них: БЛАНКИ-ПРОТОКОЛ-Готовность общеобраз.классы.doc, Интерактивная раскраска. ПРОФЕССИИ.pptx.pptx, Психогимнастика в ср.гр. доу.docx, Тест Теммл, Амен, Дорки (девочки).docx, Диагностика мотивации дошкольников.docx, 5_rekomendatsiy_kak_rabotat_s_detmi_s_ovz.pdf, Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с детьми дошк, KAK_RABOTA_STANOVITSYa_BOLEZN_Yu.doc и ещё 74 файл(а).
Показать все связанные файлы

ГЛАВА 2. Методы и формы сказкотерапии в воспитании

2.1 Преимущества сказкотерапии в воспитании



3.Н.Новлянская приводит следующий пример для иллюстрации действия приема, названного "воображение против воображения" [18, с. 16].

Мама четырехлетней девочки рассказывает: "Представляете выдумала какой-то черный цветок, который прилетит в темноте нас душить. Комнату на ночь проветривать не дает - боится открытой форточки. Я ей объясняю, что все это глупости, что цветы не могут летать и душить не могут. Слушает, молчит, но чувствую - не верит. Сама не спит и нам не дает...". Маме дали простой и, как ей показалось сначала, странный совет. Ей сказали: "Не спорьте с дочкой. Согласитесь с ней, допустите, что Черный Цветок летает. И расскажите, к примеру, о том, что Колючий Кактус на вашем окне хороший сторож. И он никакой вредный цветок в дом не пустит: он ведь любит девочку". Мама, хотя и не очень верила, что получит желаемый результат, послушалась и рассказала вечером девочку сказку о добром Кактусе. Ночные страхи закончились. Ребенок сразу почувствовал себя в безопасности и успокоился.

Это прием - "воображение против воображения" - действует в дошкольном возрасте безотказно. В основе такого безотказного действия лежат несколько условий:

  • обостренная эмоциональность детского восприятия окружающего;

  • особая внутренняя "логика" детского воображения, отличающаяся от обычного хода "взрослого" рассуждения"

  • вера, которую рождают в ребенке образы фантазии.

Этого всего не учитывала мама, когда пыталась дать рациональное объяснение. Во-первых, оно никак не затрагивало эмоциональной сферы, в то время как образ, созданный воображением, был эмоционален. Во-вторых, мамино рассуждение развивалось в системе другой логики, в системе, где "цветы все могут". В третьих, девочка уже поверила своему воображению, а то, во что верит человек, не так просто разрушить. Вот эту веру мама и не приняла всерьез, как обычно делают большинство взрослых, которые уже не понимают, как можно верить "глупым сказкам".

С помощью волшебной сказки возможно проникнуть во внутренний мир ребёнка, выявить черты развивающегося характера, особенности его натуры, а потом скорректировать нежелательные качества развивающейся личности. Например:

1.Рассказываем ребенку сказку и отслеживаем его реакции. Для этого необходимо погрузить ребенка в сказку, ввести в состояние, подобное легкому трансу. Это достигается многочисленными повторами, распевами и ровностью голоса, использованием красочных речевых оборотов, затейливых присказок и концовок.

"В некотором царстве, в некотором государстве..." - как прост и в тоже время загадочен язык сказки. И ребенок погружается в царство сказки, в мир фантазии. И проживает целую жизнь с сильным и смелым Иваном-Царевичем, спасая прекрасную царевну.

Воспитатель должен наблюдать, как ребенок реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка, движения, мимику. Кроме комментариев ребенка необходимо истолковывать невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места.

Необходимо обращать внимание на шутки и смех ребенка, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа. Следует отметить, с кем из героев сказки себя идентифицировал ребенок; догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям.

Этот метод можно применять для детей младшего и дошкольного возраста. Устные рассказы для детей - не новая и не единственная форма детской терапии, но особое сочетание приемов при сочинении таких рассказов может дать удивительные результаты. Сопереживая, ребенок легко погружается в свой внутренний мир, создать который помогает расказчик своей историей, представляющей сложное сплетение наблюдений, обучающих навыков, интуитивных подсказок и целеполаганий. В результате ребенок получает ценный и важный посыл, стимулирующий его неповторимые ассоциации и переживания.

2.Просим ребенка рассказать любимую сказку или рассказ, или наиболее запомнившуюся. В данном случае мы исходили из положения, что сказки, прочно закрепившиеся в душе ребенка, являются плодами родительских предписаний и лежат в основе жизненных сценариев [3].

Любимая сказка, чаще всего, представляет собой грубо упрощенный жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев - Героем или Неудачником -идентифицирует себя ребенок, можно определить его "программу" на всю взрослую жизнь.

Мысль о том, что человеческая жизнь порой следует образцам, которые мы находим в мифах, легендах и волшебных сказках, основана на идеях Юнга и Фрейда. Трансакционные аналитики (Берн Э. и др.) не проповедают мысль о том, что человеческие жизненные планы конструицируются наподобие мифов или волшебных сказок. Они видят, что чаще всего детские решения, а не сознательное планирование в зрелом возрасте определяют судьбу человека. Чтобы люди ни думали или ни говорили о своей жизни, нередко создается впечатление, будто какое-то мощное влечение заставляет их куда-то стремиться, очень часто совсем не в соответствии с тем, что пишется в их автобиографиях или трудовых книжках. Эти противоречия существуют с самого возникновения человеческого рода.

Возраст от шести до десяти лет в психоанализе называется латентным периодом. В это время ребенок старается увидеть, скорее узнать, как можно больше обо всем в мире, в эту пору у него имеется лишь смутное представление о своих целях в жизни.

Большинство детей начинает свою сознательную жизнь с желанием жить вечно и всегда любить своих близких. Но многие обстоятельства жизни через пять - шесть лет могут заставить ребенка взглянуть на эти проблемы иначе. И он может решить (что понятно из ограниченности его опыта) умереть молодым или никогда больше никого не любить. С помощью родителей и всей окружающей его среды он узнает, что жизнь и любовь со всеми их опасностями все же достойны внимания. Постепенно он узнает, что жизнь и любовь со всеми их опасностями все же достойны внимания.

Постепенно он узнает мир и, оглядываясь вокруг, мысленно спрашивает себя: "Что может произойти со мной в этом громадном мире?" он находится в постоянном поиске сюжета, а также героя, который указал бы ему надлежащую дорогу.

Сюжеты и герои живут в сказках и историях, содержащихся в книгах, которые он читал сам, которые читали или рассказывали ему люди, пользующиеся доверием - мама, папа, бабушка, воспитатель.

Процесс рассказывания сказки сам по себе более реален и более захватывающий, чем уже рассказанная сказка. Что происходит между ребенком и матерью после сказанных ею слов: "А когда почистишь зубы, я расскажу тебе сказку" - моментом, когда, закончив сказку и улыбнувшись со словами: "Ну, вот и все...", она плотно подтыкает под него одеяло? Каков его последний вопрос и как она подоткнет одеяло после каждой рассказанной сказки? В эти моменты жизненный опыт обретает плоть, тогда как рассказанная сказка или прочитанная история дает ему "скелет". В него входят как части "скелета":

  1. герой, на которого ребенок хочет быть похожим;

  2. злодей, который может стать примером, если ребенок подыщет ему соответствующее оправдание;

  3. тип человека, воплощающий в себя образец, которому он хочет следовать;

  4. сюжет - модель событий, дающая возможность переключения с одной фигуры на другую;

  5. перечень персонажей, мотивирующих переключение;

  6. набор этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, когда чувствовать себя виноватым, ощущать свою правоту или торжествовать [3, с. 243].

Если помогут внешние обстоятельства, то жизненный путь человека может соответствовать плану жизни, сложившемуся на этой основе.

Кроме описанных способов, в воспитании детей возможно использовать и другие формы сказкотерапии.

Например, сочинение ребёнком собственной сказки. Цель – развитие творческого воображения, речи, а также диагностика зарождающихся нравственных отклонений. Ребёнка можно попросить рассказать маме (воспитателю) сказку, скажем, про его любимого плюшевого мишку. Ребёнок в таком случае будет ассоциировать себя с главным героем, и по его поступкам и его роли в сказке воспитатель может судить о личностных качествах ребёнка.

Для детей 8-10 лет можно предложить сочинение сказки-кальки. Суть сказки-кальки состоит в осовременнивании сюжета или героев известной сказки. Например, «Приключения Красной Шапочки в мегаполисе», можно также предложить придумать современное продолжение сказки.

Кроме традиционных методов работы со сказкой, таких как чтение, прослушивание, пересказ, сочинение, можно использовать просмотр экранизации сказки с последующим обсуждением, ролевую игру (в т.ч. постановку детского спектакля), рисование по мотивам сказок, игры в группах с использованием фольклорного материала и т.д.

Большим событием в жизни маленького человека может стать первое знакомство с театром. Посещение ТЮЗа, в т.ч. и кукольных спектаклей может стать той формой сказкотерапии, которая окажется для конкретного ребёнка наиболее эффективной.
перейти в каталог файлов
связь с админом