Главная страница
qrcode

Материалы. Развитие ф-ий программирования и контроля.. Методы развитие и коррекция функций программирования и контроля


НазваниеМетоды развитие и коррекция функций программирования и контроля
Дата30.11.2019
Размер43,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМатериалы. Развитие ф-ий программирования и контроля..doc
ТипДокументы
#81538
Каталог

Методы развитие и коррекция функций программирования и контроля.

Ахутина Т.В. Пылаева Н.М. «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход».

7 лет: произвольная регуляция действий. Центр сознания ребенка- мышление, оно начинает определять другие функции. Ведущее место в системе активации мозга – речевая произвольная регуляция действий.

Основа развития функций ПиК – организация совместной деятельности педагога и ученика. Развивается через тренировку действия по правилам как через двигательную коррекцию, так и с помощью оперирования числовыми рядами (школа внимания).

У гиперактивных детей: преодоление нейродинамических проблем через насыщение активностью, а также использование внешних опор для опосредования регуляторных ф-ий. Недостаточная активация и снижение глюкозного обмена в префронтальных отделах мозга. Занятия танцами – усиление обмена в-в, занятия спортом, спортивные игры – обучению действиям по правилу, обогащение сенсорного, двигательного и эмоц опыта. Начинать работу следует с развития вестибулярного аппарата (прыжки, мячи, качели). Дыхательные упражнения. Зрительные опоры в играх на внимание. Разделение задачи на подзадачи, полимодальность инструкции. Необходимо обучить нахождению способа анализа поступающей информации – тогда занятия будут эффективными. Режиссерские, образные игры, где нет неправильного выполнения задания, организация и контроль за деятельностью у родителя, потом - смена ролей. (Глозман Ж.М.)

Двигательная коррекция: формирование контроля, ориентировочной деятельности, пространственной ориентировки, повышение нейродинамики.

Этапы деятельности по усвоению программы:

Совместное пошаговое выполнение действия по речевой инстр педагога.

Совместное пошаговое действие по наглядной программе

По наглядной программе с переходом от пошагового выполнения программы к более свернутым формам

Самостоятельное действие по интериоризированной программе с возвращ к нагл программе при затруднениях

Самостоят действие по внутр программе и перенос на новый материал.

Признаки недостаточности развития ориентировочно-исследовательской деятельности и трудности выработки плана решения задачи:

- трудности вхождения в задание (первая проба долго выполняется, далее – быстро).

- манипуляции по типу проб и ошибок,

- трудности нахождения нового принципа решения.

Программы и техники:

Методика развития внимания «Школа внимания».

Куб Линка (модификация)

Исходно направлена на иссл конструктивной деятельности, наглядного мышления, диагностики «лобного» синдрома. Планирование – необходимый элемент выполнения задания.

Игра в архитектора: наглядный план строительства, строит материал и инструкция (программа) построения.

Графический диктант

Необходим опред уровень развития графомоторных координаций и зрительно-пространственных функций.

Сначала: Формируем у детей предст о пространстве листа, клетки, движения в разных направлениях (сажаем морковку, выращиваем цветы).

Программа:

- Число и стрелка и наглядный образец первого этапа выполнения,

- Только с помощью введенных обозначений,

- Задается графическим образом (узор, фигура, лабиринт), предполагается анализ и составление схемы движения с помощью обозначений (чисел и стрелок).

4. Таблицы Шульте.

5. Методика «Сортировка цветных фигур» (методика Когана) «Домики».

Выделение и совмещение признаков объекта, способность оперировать ими при классификации (аналоги – блоки Дьенеша).Также возможно оценить динамические характеристики псих деятельности, эмоц – личностную сферу.

Лото Когана – классиф объектов по двум признакам: цвет и форма объектов. Домики : подъезды и этажи.

Сначала расклад по цвету все карточки, потом по форме, потом по 2 м признакам сразу. После заселения – копирование таблицы. Если не сформированы графические навыки, сначала упражнения:

Ощупывание фигурок с открытыми глазами, узнавание с закрытыми глазами. Рисование пальцем в воздухе, на столе, обведение фигур по контуру, по трафарету, по пунктирным линиям и опорным точкам.

Вариации: найти таблицу с ошибкой, таблицы большего объема, самому придумать домик, соревнование между детьми.

Диагностика:

- латеральные признаки,

- тонкая моторика,

- ориентация в пространстве (игнорир части пространства, правильно ли расположен овал и т.п.),

- программирование и контроль действий (сохр программа, замечает ли ошибки),

- возможности переключения (с одного этапа на другой),

- особенности внимания.

6. Нахождение различий

Отработка продуктивных форм ориентировочной деятельности, обучение планомерному , организованному поиску (слева-направо, сверху-вниз). Наличие-отсутствие детали, различие по цвету и местоположению, по форме и величине.

Конструирование

Составление картинки из частей (сюжета, геометрических фигур (доски Сегена).

Составление фигур из кубиков Кооса (плоскостной и обычный).

Школа умножения Ахутиной.

С.В. Курдюкова, А.В. Сунцова «Развиваем внимание».

1. Упражнение «Скалолаз»

Пройти вдоль стены, фиксируясь минимум тремя точками, единовременно можно передвигать только одну конечность. Если иначе – «сорвался». Усложнение по времени: через 10 с – сход лавины.

2. Болгария.

Задаем вопросы, отвечает по-болгарски, кивая на «нет» и качая головой, если «да».

3..Да-нет не говорите, черное-белое не называйте.

4. Игра в мяч (запретные цифры).

Кидают мяч, считая по порядку от 1 до 100, запретные цифры, если человеку кидают мяч с запретной цифрой, считают про себя, тот, кто проговорился – штрафное очко. Внешняя опора на начальном этапе.

5.. Охотник за словами

Читается список слов, нужно поймать (хлопнуть в ладоши) в нужный момент. Поймай животное/профессию/все, что летает итд. Усложнение: хлопнуть по столу правой ладошкой, если.., левой, если…Если слова из одного, двух, трех слогов.

Летел лебедь (шла корова).

Шла корова, сказала слово…Потом хлопают на каждую букву входящую в слово.

Н.А. Сорокина «Развитие у детей раннего, дошкольного и школьного возраста контроля и программирования деятельности».
перейти в каталог файлов


связь с админом