Главная страница

1.Методические рекомендации для преподавателя... Методические рекомендации для преподавателя по организации и проведению практического занятия


Скачать 118,5 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для преподавателя по организации и проведению практического занятия
Анкор1.Методические рекомендации для преподавателя.
Дата11.12.2017
Размер118,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла1.Методические рекомендации для преподавателя...doc
ТипМетодические рекомендации
#37516
Каталогid46809078

С этим файлом связано 85 файл(ов). Среди них: Лист самооценки.doc, Лист освоенных профессиональных компетенций - к...doc, Эпилепсия.pptx.pptx, Организация практического обучения .Старый стан...doc, Сборник манипуляций. сестринское дело.doc, Istoria_bolezni_pediatricheskogo_bolnog1.docx, Программа_ПП_Оказание_акушерской_и_гинекологиче...docx, Лист освоенных профессиональных компетенций.doc и ещё 75 файл(а).
Показать все связанные файлы

Методические рекомендации для преподавателя по организации и

проведению практического занятия.
Практическое занятие – это форма организации учебного процесса, при использовании которой учащиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько практических работ.

Дидактическая цель практических занятий – формирование у учащихся профессиональных и практических умений, которые необходимы для освоения в последующем профессиональных компетенций в соответствии с действующими ФГОС.

Методические рекомендации по организации и проведению практического занятия должны включать в себя: схему занятия, набор заданий с эталонами ответов и критериями оценок для контроля полученного ранее опыта (этапа повторения), набор заданий с алгоритмами выполнения и критериями оценки для этапа получения нового практического опыта (этапа усвоения), в том числе, набор заданий для самостоятельной аудиторной работы, набор заданий с эталонами ответов и критериями оценки для этапа закрепления.

I

Схема занятия – представляет собой общие сведения о занятии, составляется в виде плана. Если данное занятие проводится как открытое, то данная схема составляется в расширенном варианте в виде конспекта занятия в соответствии с требованиями к оформлению конспекта занятия. Схема занятия включает в себя:

1) тему занятия в соответствии с КТП.

Например:

Предстерилизационная очистка инструментов. Стерилизация. Принципы работы централизованного стерилизационного отделения.
2) курс и осваиваемый модуль.

Например: 1 курс, ПМ – 04 «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».
3) тип занятия, которое определяется формой организации учебного процесса, учебными целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и студента. Формы организации учебного процесса могут быть: лекции, семинары, лабораторные и практические работы, практическое занятия, учебная практика, производственная практика, самостоятельное занятие студентов, консультации, учебная экскурсия, учебная конференция.

Соответственно типы занятий могут быть: изучение нового материала, повторно-обобщающий урок, урок применения знаний, комбинированный урок, мотивационный и т.д. Практика может проводиться в виде практического занятия на базе доклиники, учебной практики на базе ЛПУ или доклиники и производственной практики на базе ЛПУ. При этом может использоваться различный вид работ во время занятия: фронтальная (совместная деятельность всей группы), групповая (учебная группа разделяется на несколько бригад, звеньев, подбригад) и индивидуальная (каждый из учащихся получает своё задание, которое он выполняет независимо от других). Вид работ на разных этапах занятия может быть разным.

Например: практическое занятие.
4) цель занятия: цель должна соответствовать профессиональным компетенциям (- ии), которые осваиваются на данном занятии с учётом уровня усвоения.

Например:

Научить студента обеспечивать инфекционную безопасность и производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте под руководством преподавателя.
5) задачи занятия: образовательные, развивающие, воспитательные.

Образовательные (учебные) задачи на практическом занятии должны быть направлены на закрепление знаний, полученных на теоретических занятиях, на овладение различными видами предметной деятельности, которые необходимы для формирования умений и навыков, лежащих в основе осваиваемой компетенции и собственно формирования этих умений и навыков.

Развивающие задачи должны быть направлены на формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действий и саморазвитие, должны способствовать интеллектуальному развитию студента, стимулировать его анализирующие способности, способности мышления, вызывать интерес к учёбе и стимулировать получение новых знаний, способствовать самосовершенствованию.

Воспитательные задачи должны быть направлены на развитие личностных качеств и формирование таких качеств личности без которых невозможно профессиональное становление, на формирование основных моральных качеств и этико-деонтологических основ профессии с учётом ОК.

Например:

А) Образовательные:

Расширение понятийной базы по теме «Предстерилизационная очистка инструментов. Стерилизация. Принципы работы централизованного стерилизационного отделения».

- закрепить знания по основным методам предстерилизационной очистки инструментария многоразового использова­ния, аппаратуры.

- закрепить знания по основным понятиям: стерилизация, методы и режимы, виды стерилизаторов, устройство и функции ЦСО, контроль качества, преимущества и недостатки.

- изучить основные документы (СанПин), регламентирующие способы стерилизации;
Формирование навыков работы под руководством преподавателя по:

- составлению требований к соблюдению санитарно-эпидемиологического режима различных помещений ЛПУ;

- выполнению текущей и заключительной дезинфекции уборочного инвентаря, предметов ухода и помещений ЦСО.

- выполнению гигиенической обработки рук и рационального использованию перчаток.

- приготовлению моющих растворов для «ПО» и рабочих растворов для контроля качества «ПО».

- упаковки инструментария для стерилизации.

Б) Развивающие:

-развивать рефлексивные умения через проведение анализа результатов занятия и самоанализа самостоятельной работы;

- развивать способность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- развивать способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- развивать способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

- развивать способность использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

В) Воспитательные:

- воспитывать основные этико - деонтологические качества медика - сопереживание, сочувствие, доброту, терпимость, уважения к старшим, соблюдения основных принципов субординации;

- воспитывать понимание сущности и социальной значимости к своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ;воспитывать способность работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

- воспитывать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
6) место проведения: это могут быть кабинеты доклиничекой практики, кабинеты - лаборатории, клинические базы, детские сады, реабилитационные и социальные центры, музеи и др.

Например: кабинет доклинической практики № 23.
7) оборудование и технические средства обучения: это может быть мультимедийное оборудование, ноутбуки, видеоаппаратура, муляжи, тренажёры, медицинское оснащение для отработки практических навыков и т.д.

Например: ноутбук, экран, уборочный инвентарь, перчатки в стерильной упаковке, антисептики, моющие растворы, ёмкости для моющих растворов, упаковка для стерилизации.
8) наглядные пособия: это могут быть презентации, таблицы и микротаблицы, схемы, буклеты, видеоматериалы и т.д.

Например: презентация по теме, буклеты по дезинфицирующим средствам, видеофильм по гигиенической обработке рук ( евростандарт).
9) ключевые слова: вставляются основные термины по теме.

Например: дезинфекция, гигиена, стерилизация, антисептики, ЦСО, контроль качества стерилизации, Санпины.
10) рабочие материалы для обучающихся: перечисляются все дидактические материалы, которые используются на занятии. Это могут быть: набор тестового контроля, набор ситуационных задач, схемы истории болезни, учебные истории болезни, алгоритмы манипуляций, учебники, основные приказы и требования, карточки с заданиями , образцы документации студента по занятию и т.д.

Например: набор тестового контроля для 2 этапа занятия, вопросы для фронтального опроса, набор задач, сборник алгоритмов, рабочие тетради.
11) основные этапы занятия, которые целесообразно представить в виде таблицы:


№ п/п,

время

Этапы работы

Содержание этапа

(деятельность педагога)

Деятельность студентов

Осваива

емые

компе

тенции

1

2



3



4

5


В графе 1 указывается номер этапа и планируемое время данного этапа.

В графе 2 указываются основные этапы занятия в порядке их планируемого проведения. Они зависят от формы организации учебного процесса, от типа урока, от структуры содержания учебного материала, от выбора методов обучения. Основными этапами практического занятия могут быть:

1) организационный: на данном этапе устанавливается взаимодействие между всеми субъектами на занятии, студенты мотивируются на практическую деятельность. Цель данного этапа для обучающихся нацелиться на работу. Цель педагога – создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии, включить в работу всех студентов. Предлагаемая форма обучения – фронтальная, метод – беседа.

2)опрос полученного ранее опыта: на данном этапе устанавливается уровень остаточных знаний, уровень усвоения теоретического материала (лекционного), выявляются проблемные моменты, на которых необходимо ещё раз акцентировать внимание студентов. Цель данного этапа для педагога – закрепить полученные ранее знания у студентов, цель для студентов – получить базу для освоения нового практического опыта. Формы организации на данном этапе могут быть: фронтальная беседа, индивидуальная и групповая деятельность. Методы – тест-контроль, индивидуальные задания, решение ситуационных задач, деловая игра и т.д.

3) актуализация знаний: на данном этапе проводится подготовка студентов к усвоению нового практического опыта. Цель данного этапа для педагога- оценить уровень практической подготовленности обучающихся, скорректировать их знания, смотивировать на восприятие нового практического опыта, развивать общее и интеллектуальное развитие студентов, включить студентов в активную познавательную деятельность. Цель для студентов – развивать мыслительную деятельность и познакомиться с новыми понятиями, необходимыми для освоения нового практического опыта. Формами работы на данном этапе могут быть: фронтальная беседа, индивидуальная деятельность. Методы организации работы: кластер, индивидуальные задания и др.

4) получение нового практического опыта: на данном этапе студенты овладевают новыми практическими навыками, формирующими те или иные профессиональные компетенции. Целью данного этапа для педагога является научить практическим умениям по теме, развить метапредметные знания и действия. Целью для студента на данном этапе является получить необходимые навыки практической работы, совершенствовать навыки работы в группе, интерпретировать результаты своей работы, совершенствовать умение выделять главное и использовать полученные навыки в своей профессиональной деятельности. Формами организации работы на данном этапе могут быть фронтальная и групповая работа. Методы организации: использование проблемных вопросов и заданий

(ситуационных задач), демонстрация пациента, работа с учебными историями болезни, схемами, справочной и законодательной литературой, отработка манипуляций под руководством преподавателя и т.п.

5) закрепление учебного материала: на данном этапе выясняется уровень освоения практического опыта, полученного на занятии. Целью данного этапа для преподавателя является выяснить уровень освоения формируемой профессиональной компетенции на занятии. Целью для студента – проверить свой уровень усвоения материала. Формами организации данного этапа могут быть индивидуальная и фронтальная работа. Методами – использование проблемных вопросов и заданий, «синквейн», «тонкие» и «толстые» вопросы, деловая игра, слайд-тесты, выполнение манипуляций с оценкой соответственно критериям, защита рефератов и т.п.

6) подведение итогов занятия, рефлексия: На данном этапе заполняется документация, подводятся итоги. Целью педагога является подвести итоги , акцентировать внимание каждого студента на том, что ему необходимо ещё сделать самостоятельно, над чем поработать. Целью для студента – определить уровень собственных достижений, провести анализ собственной деятельности, выявить затруднения и определить как эти затруднения ликвидировать.

7) домашнее задание: на практических занятиях даётся опережающее, с указанием источников, страниц и рекомендаций по работе. Для подготовки к занятиям студенту рекомендуют пользоваться разработками для самостоятельной внеаудиторной работы.

Содержание домашнего задания приводится с указанием источников и страниц.

Например:

1. Винник Ю.С., Кочетова Л.В., Карлова Е.А. Асептика и

антисептика.- Ростов н/Дону: Феникс, 2007., стр. 28-62.

2. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Инфекционная безопасность в

ЛПУ.- Ростов н/Дону: Феникс, 2005, стр.8 – 31.

3. Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной

очистке и стерилизации изделий медицинского назначения от 30

декабря 1998 г. № МУ – 287 – 113.

4.Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела.

Ростов н/Дону: Феникс, 2008, стр.25-43.

5.СанПиН 3.5.1378 – 03 «Санитарно – эпидемиологические требования

к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности».

6.СанПиН 3.5.2528-09 «Организация дезинфекционных и

стерилизационных мероприятий в лечебно-профилактических

организациях».

7.Лекции № 8,9.

Кроме этого, указываются вопросы для подготовки к занятию и перечень манипуляций к занятию.

Например:

Вопросы для подготовки к занятию:

А) Методы предстерилизационной очистки инструментария

многоразового использова­ния, аппаратуры.

Б) Понятие стерилизации.

В) Методы и режимы стерилизации, виды стерилизаторов.

Г) Устройство и функции ЦСО, контроль качества, преимущества и

недостатки.

Д) Моющие растворы, приготовление моющих растворов.

Е) Основные требования к санэпидрежиму ЛПУ.

Ж) Текущая и заключительная дезинфекция в ЦСО.

З) Подготовка инструментария перед укладкой в бикс.

Перечень манипуляций к занятию:

а) Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима различных помещений ЛПУ

б) Осуществление гигиенической уборки различных помещений ЛПУ

в) Проведение дезинфекции уборочного инвентаря, предметов ухода.

г) Проведение текущей и заключительной уборки процедурного кабинета

д) Гигиеническая обработка рук

е) Рациональное использование перчаток

В ходе каждого этапа занятия могут использоваться разные методы и несколько методов одновременно. Для контроля знаний и умений могут использоваться: письменный опрос, индивидуальный опрос, фронтальный опрос, эвристическая беседа, решение ситуационных задач и т.д. Для изучения нового материала могут использоваться: объяснение преподавателя, демонстрация преподавателем практических навыков, манипуляций, демонстрация пациентов, демонстрация учебных фильмов и презентаций и т.д. В ходе практической работы могут выполняться упражнения и алгоритмы по образцу, проводиться анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, работа с муляжами и на тренажёрах и т.д.

В графе 4 указывается деятельность студента на занятии. Это может быть работа непосредственно под контролем преподавателя и может быть самостоятельная аудиторная работа. Видами аудиторной самостоятельной работы могут быть составление схем, диаграмм, таблиц, работа со справочной, методической и научной литературой, работа с электронными материалами, тестирование, выполнение контрольных работ, деловые игры, выполнение заданий в рабочих тетрадях и т.д.

Выбор методов зависит от ряда условий: специфики содержания изучаемого материала, общих задач подготовки специалистов, времени, которым располагает преподаватель, особенностей состава учащихся, наличия средств обучения. Главным, определяющим выбор метода обучения, является содержание учебного материала.

В графе 5 указываются ОК и ПК, которые осваиваются на том или ином этапе занятия.
II

Набор заданий с эталонами ответов и критериями оценок для контроля полученного ранее опыта.
Выбор средств обучения зависит от целей и задач, содержания обучения, закономерностей учебного процесса, способностей учащихся, используемых форм и методов обучения. Выбор дидактических средств должен способствовать решению задач по освоению ПК и ОК.

На этапе контроля полученного ранее опыта обязательно должны быть:

- вопросы для фронтального опроса

- тестовые задания 1-ог уровня (5-7заданий с выбором одного правильного ответа)

- набор заданий повышенного уровня сложности (на интерпретацию), это могут быть тесты на соответствие, на последовательность действий, задания на объединение признаков, на поиск общих признаков. Задания могут быть в виде немых картинок, ситуационных задач, электронных заданий и т.д.

- творческие задания (одна ситуация с избыточными сведениями). Это может быть производственная ситуация, предложенная для группового анализа, ситуационная задача с использованием материала ранее изученного по данному модулю или дисциплине.
III

Набор заданий для работы на этапе получения нового практического опыта.

На данном этапе происходит овладение новыми умениями, необходимыми для полного формирования профессиональных и общих компетенций на базе ранее полученных знаний.

Работа на данном этапе может быть организована в виде демонстрации преподавателем реальных действий, работа по заданному алгоритму, изучение материала по наглядным пособиям (ТВ передачи, видеофильмы, аудиоматериал, муляжам и т.д.), изучение материала методом структуирования материала (составление схем, таблиц, графов), методом совт-анализа, свод-анализа, кейс-методом и т.д. и в виде самостоятельной работы студентов под наблюдением преподавателя (аудиторная).

Самостоятельная аудиторная работа студентов может быть на данном этапе организована в виде:

- составления схем, диаграмм, графиков, таблиц, кроссвордов;

- работа со справочной, методической, научной литературой;

- работа с электронными материалами;

- тестирование;

- деловые игры;

- составление и решение ситуационных задач;

- выполнение заданий в рабочих тетрадях;

- отработка манипуляций на тренажёрах и муляжах;

- сбор информации для написания истории болезни и подготовке их к защите.
Соответственно выбранным видам работы в набор заданий на этапе получения нового практического опыта должны входить:

- инструкции по составлению схем, диаграмм, графиков, таблиц с

критериями оценки;

- темы кроссвордов и требования к их составлению с критериями оценки;

- указания по работе с дополнительной литературой;

- указания по работе с электронными материалами;

- материал для подготовки к деловой игре (вопросы для повторения, требования к оформлению дополнительных методов исследования, требования к заполнению медицинской документации, алгоритмы манипуляций и т.п.);

- материал для проведения кейс-технологии (наполнение);

- ситуационные задачи и задания для анализа производственных ситуаций;

- алгоритмы составления и решения ситуационных задач;

- рабочие тетради с указанием номеров заданий;

- алгоритмы манипуляций с критериями оценок;

- перечень пациентов с указанием диагноза для курации, учебные истории болезни.

IV

Набор заданий для этапа закрепления.

Контроль знаний и умений учащихся – это важнейший элемент учебного процесса. Контроль позволяет установить между преподавателем и учащимся «обратную связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса. Контроль должен быть планомерным и систематическим, объективным, всесторонним, индивидуальным, тактичным и экономичным по затратам времени.

Для контроля знаний на этапе закрепления могут использоваться:

- устный опрос;

- письменная проверка в виде тестового контроля или контрольной работы, дидактического диктанта, письменного контроля по карточкам, выполнения упражнений;

- компьютерные и электронные задания;

- ситуационные задачи;

- защита рефератов и докладов;

Для контроля умений могут использоваться:

- деловые игры;

- анализ производственных ситуаций;

- решение комплексных задач;

- зачётное выполнение манипуляций;

- защита историй болезни;

- защита проектов.

Рекомендуется сочетать несколько видов контроля одновременно, что позволяет проконтролировать за одно и тоже время большее количество учащихся.

В методических разработках в зависимости от выбранных методов должны быть вложены:

1) вопросы для устного опроса;

2) письменные задания в виде тестового контроля, упражнений с эталонами ответов, тем контрольных работ, вариантов дидактических диктантов с эталонами ответов, карточки, схемы, картинки с видами заданий и эталонами ответов. К заданиям должны прилагаться критерии оценки;

3) набор компьютерных заданий и электронных заданий (только в электронном варианте);

4) набор ситуационных задач с эталонами ответов и критериями оценки;

5) темы рефератов с критериями оценки;

6) темы докладов с критериями оценки;

7) сценарии деловых игр;

8) задания для анализа производственных ситуаций (учебные истории болезни);

9) комплексные задачи с эталонами ответов;

10) алгоритмы выполнения манипуляций с критериями оценки.
V
Примеры критериев оценки:

А) Для каждой манипуляции, согласно перечню в программах обучения, необходимо иметь стандартизированный (однотипный) алгоритм действия.

Схема алгоритма может быть представлена так:

1 этап – подготовительный, включающий:

а) цель манипуляции;

б) показания и противопоказания;

в) подготовка пациента и подготовка к проведению манипуляции.

2 этап – выполнение манипуляции (технические правила).

3 этап – заключительный, включающий:

а) возможные осложнения и их профилактика;

б) последующий уход.

При оценке практической компетенции удобно исходить из 10 бальной оценки:

1 этап – 3 балла;

2 этап – 5 баллов;

3 этап – 2 балла.

Общие критерии оценки:

9 – 10 баллов « отлично »

8- 7 баллов « хорошо »

5- 6 баллов « удовлетворительно »

ниже 5 баллов « неудовлетворительно »

Б)Критерии оценки выполнения манипуляции

Личностные компетенции

Реальные компетенции


Профессиональные возможности

- оценка способности наладить контакт и доверительные отношения с пациентом (5%)
- оценка желания и возможности поддерживать соответствующий внешний вид медицинского работника (5%)
- оценка способности правильно организовать рабочее место (5%)
-оценка способности к уверенному выполнению манипуляции (5%)

- оценка правильности обозначенной цели манипуляции (10%)

- оценка правильности сформулированных показаний и противопоказаний манипуляции (10%)
- оценка точности технического выполнения манипуляции (2 0%)
- оценка правильности названных возможных осложнений и профилактики осложнений манипуляций (10%)
- оценка возможностей применения данной манипуляции к другим ситуациям (10%)

- оценка умения ориентироваться в конкретной производственной ситуации (5%)
- оценка соблюдения техники безопасности при выполнении манипуляции (10%)
- оценка способности к поиску нестандартных решений (5%)

90 -100% - «отлично»

70-80% - «хорошо»

50-60% -«удовлетворительно»

менее 50% - «неудовлетворительно»

В) Критерии оценки решения комплексной (ситуационной) задачи (специальность сестринское дело).

Личностные компетенции

Реальные компетенции


Профессиональные возможности

- оценка способности к самоконтролю (5%)

- оценка проявления инициативы (5%)
- оценка соблюдения культуры труда (5%)

- оценка возможностей применения теоретических знаний в решении задачи (10%)
- оценка правильности выбранной проблемы пациента и приоритета -(10%)
- оценка точности и полноты диагностики неотложного состояния (20%)
- оценка качества и полноты оказания доврачебной помощи в соответствии со стандартом деятельности медицинской сестры (20%)

- оценка умения самостоятельно принимать решения (5%)

- оценка возможностей использования современных достижений медицины (5%)

- оценка проведённого анализа производственной ситуации (10%)
- оценка возможностей находить нестандартные решения (5%)


90 -100% - «отлично»

70-80% - «хорошо»

50-60% -«удовлетворительно»

менее 50% - «неудовлетворительно»
VI

Информационные ресурсы должны быть представлены перечнем литературы, ссылками на интернет- сайты и электронные учебники, которыми пользовался преподаватель для подготовки к занятию.

Приложение № 1. Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ.
Лабораторная работа – это форма организации обучения, когда учащиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют определённые задания с целью экспериментального подтверждения изученных ранее теоретических положений; экспериментальной проверки формул, расчётов; ознакомления с методикой проведения экспериментов, исследований.

Практическая работа – это форма организации обучения, когда учащиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют определённые задания с целью ознакомления с нормативными документами, овладения умениями пользоваться аппаратурой, измерительными приборами; определения характеристики различных веществ; выполнения вычислений; с целью диагностики качества различных веществ, изделий.

Поскольку лабораторные и практические работы являются одной из форм практических занятий, то требования к организации и проведению занятия являются общими.

Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ включают в себя информационную карту занятия, которая оформляется в соответствии с общими требованиями, инструкции по технике безопасности и инструктивной карты.

Инструктивная карта должна включать в себя:

1) Тему работы в соответствии с КТП (тема может совпадать с темой занятия).

2) Цель работы.

3) Необходимое оснащение.

4) Вопросы для подготовки.

5) Ход работы или алгоритм проведения.

6) Требования к оформлению работы и выводам.

7) Критерии оценки.

Приложение № 2 . Требования к составлению ситуационных задач.

Решение ситуационных задач является одним из основных методов практического обучения. В процессе решения ситуационных задач у студентов формируются умения и навыки, которые позволяют им овладеть необходимыми профессиональными компетенциями. Использование данного метода делает обучение активным, деятельностным, контекстным. Ситуационная задача является основным дидактическим материалом в процессе практического обучения.

Суть ситуационных задач в представлении какой-либо ситуации, на основе анализа которой студенту надо принять решение. Ситуационные задачи могут быть простыми (частными, типовыми,) и сложными (сквозными, комплексными, целевыми).

Простые задачи требуют знаний нескольких дисциплин, но состоят из немногих действий и могут быть выполнены студентами достаточно быстро.

Частные задачи основаны на анализе какой-то одной, частной функции и требуют знаний одного раздела, темы, дисциплины.

Типовые задачи создаются на основе анализа профессиональных функций специалистов и требуют знаний уже нескольких разделов, тем, дисциплин.

Простые задачи должны создаваться с учётом ранее изученного материала, постепенно повышая уровень освоения материала, прослеживая междисциплинарные связи. Решение простых задач должно быть первым этапом в решении ситуационных задач.

Сложные задачи требуют комплексных знаний, определённых освоенных ранее профессиональных компетенций.

Сквозные задачи охватывают весь учебный курс. Комплексные охватывают несколько предметов, но выполняются одновременно, чаще на учебной практике или при подведении итогов. Целевые задачи охватывают несколько предметов, но направлены на достижение конкретной цели и представляют собой завершённый процесс выполнения трудовой функции. Решение такого вида задач осуществляется постепенно, по мере освоения того или иного материала, иногда на протяжении всего учебного модуля или даже учебного года(лет).

Ситуационные задачи могут решаться либо индивидуально, либо коллективно (группой по 3-5 человек).

Алгоритм составления задачи.

1. Определить вид задачи в зависимости от поставленных целей занятия или освоения той или иной компетенции, изучения модуля.

2. Составить условия задачи, которые должны быть составлены так, чтобы учащийся мог выделить составные элементы ситуации, сравнить их предъявляемыми требованиями.

3. Выделить блок заданий, которые должны соответствовать условиям задачи, чётко сформулированы, не должны быть объёмными. При этом должна чётко оговариваться последовательность действий студента при решении задачи.

4. Составить набор дидактического материала, который будет необходим для решения задачи. Дидактический материал может прилагаться к задаче, а может быть в общем наборе в рекомендациях к занятию ли самоподготовке студента.

5. К задачам, решаемым по образцу должны прилагаться эталоны ответов.

Кроме оценки задачи по предложенным эталонам, должны быть выслушаны все возможные пути решения задачи, проведена экспертная оценка решений преподавателем с элементами самооценки студентами
Приложение №3. Требования к составлению тестового контроля.
Приложение №4.Требования к составлению схем, диаграмм, таблиц.
Приложение № 5.Основные требования к проведению деловой игры.
Приложения № 6. Требования к оформлению литературы.
перейти в каталог файлов
связь с админом