Главная страница
qrcode

Методические указания для студентов, 1. Методические указания для самостоятельной работы студентов по теме микроскоп и техника


НазваниеМетодические указания для самостоятельной работы студентов по теме микроскоп и техника
АнкорМетодические указания для студентов, 1.doc
Дата02.08.2018
Размер438 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодические указания для студентов, 1.doc
ТипМетодические указания
#50416
страница1 из 7
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7

Методические указания для самостоятельной работы студентов по теме
МИКРОСКОП И ТЕХНИКА микроскопирования

Обоснование темы. Изучение морфологии клетки и ее структурных элементов требует хороших знаний и навыков работы с оптическими приборами: микроскопом и лупой. Поэтому пер­вое занятие посвящается их изучению.

Цель занятия. Изучить устройство оптического микроскопа, правила работы с ним; приобрести навыки микроскопирования; освоить методы приготовления временных препаратов.

Задание для самоподготовки.

Вопросы

Цель


I. Принципы работы оптического микроскопа.

  1. Физические явления в объективе и окуляре;

  2. Ход лучей в микроскопе;

  3. Явления, ограничивающие разрешающую способность микроскопа.

II. Способы повышения разрешающей способности в микроскопе.

  1. Специальные методы оптической микроскопии;

  2. Электронная микроскопия.

Вспомнить физические закономерно­сти, обуславливающие изображение в оптическом микроскопе.

По литературе познакомиться с дру­гими типами микроскопов: люминес­центным, сканирующим, электронным и принципами их работы

УЧЕБНАЯ КАРТА

Этапы и способы выполнения.

I. Изучить устройство оптического микроскопа (МБР-1, МБИ-1). Пользуясь вспомогательной таблицей, руководством к практическим занятиям изучить элементы оптической, осветительной и механической частей микроскопа. Знакомясь с правилами работы с микроскопом, проделать следующие операции:

  1. установите микроскоп слева, штативом к себе;

  2. поставьте в рабочее положение объектив малого увеличения. Для этого с помощью револьвера поставим объектив малого увеличения над предметным столиком (поворачиваем револьвер до щелчка);

  3. осветите поле зрения: глядя в окуляр левым глазом (правый открыт), поверните зеркало в сторону источника света до равномерного освещения поля зрения. После этого микроскоп не перемещайте!;

  4. положите постоянный препарат на предметный столик, покровным стеклом вверх. Поместите его над центром отверстия предметного столика;

  5. с помощью макрометрического винта опустите тубус так, чтобы расстояние между нижней линзой объектива и покровным стеклом препарата не превышало 0,5 см. Затем, глядя в окуляр, посредством макровинта поднимите тубус до появления четкого изображения;

  6. поставьте объект или часть его в центр поля зрения. Для этого, глядя в окуляр, передвигайте препарат с помощью винтов-препаратоводителей;

  7. переведите в рабочее положение объектив большого увеличения. Это осуществляют поворотом револьверной системы до щелчка. Если изображение предмета есть, но оно мутное и рас­плывчатое, то настраивайте на резкость посредством микровин­та. Если изображение объекта отсутствует, то поверните макровинт чуть-чуть на себя до появления четкого изображения;

  8. вращая микровинт, рассмотрите объект. Зарисуйте его в альбом;

  9. закончив работу, переведите микроскоп с большого увеличения на малое. Для этого, не поднимая тубуса, поверните револьверную систему до установки объектива малого увеличе­ния.


II. Приобрести первые навыки работы с микроскопом.

Самостоятельно приготовить временный препарат, рассмотреть его при большом увеличении микроскопа.

Приготовление временного препарата.

Препарат: мох.

Возьмите предметное стекло из чашки Петри. Держать его следует за боковые грани. На середину стекла нанести пипеткой каплю воды, а в нее поместить листочек мха. Затем положите сверху объекта предметное стекло. Лишнюю воду уберите фильтровальной бумагой. Рассмотрите и зарисуйте.
III. Препарат: Эвглена зеленая (Euglena viridis) насыщенная культура в колбе.

Взять пипеткой небольшую каплю воды, содержащую эвглены, поместить на предметное стекло, сверху покрыть покровным стеклом. При рассматривании препарата под малым увеличением в поле зрения видно много быстро двигающихся мелких палочковидных организмов зеленоватого цвета это и есть эвглена. Для изучения строения эвглены необходимо замедлить ее движение и рассмотреть препарат под большим увеличением. Для этого к краю покровного стекла приложить полоску фильтровальной бумаги и оттянуть избыток воды под контролем микроскопа (когда эвглены замедляют свое движе­ние или останавливаются, фильтровальную бумагу убрать!).

Тело эвглены веретеновидное, форма тела может изменяться в незначительных пределах — собираться в комок, принимает овальную форму, вытягивается в длину. Снаружи тело эвглены покрыто пелликулой (уплотненный наружный слой цитоплазмы), благодаря которой сохраняется постоянство формы тела. Передний конец тела тупой, задний заостренный. В цитоплазме находятся зеленые овальные или удлиненные образования — хлоропласты (хроматофоры).

При длительном наблюдении на переднем конце тела можно увидеть периодически появляющийся прозрачный пузырек — сократительную вакуоль.

Присмотревшись внимательнее, можно заметить лежащее рядом с сократительной вакуолью зернышко красного цвета — глазок, служащий для восприятия световых раздражений.

Ядро и жгутик обычно у живой эвглены не видны. Чтобы рассмотреть жгутик, нужно под покровное стекло ввести каплю раствора йода. Эвглена становится подвижной, жгутик имеет вид длинной тонкой нити, отходящей от переднего конца тела. Для рассмотрения ядра эвглену можно окрасить уксуснокислым кармином. Для этого к небольшой капле воды с эвгленой прибавить каплю кармина, покрыть покровным стеклом и рассмотреть под большим увеличением. Ядро отчетливо выступает в виде округлого образования, лежащего в средней части тела или ближе к заднему концу.

Зарисовать эвглену. Отметить: пелликулу, хлоропласты, глазок, сократительную вакуоль, жгутики, ядро (если видны).
IV. Оформить работу в альбоме.

Чтобы лучше понять и закрепить в памяти строение объекта, его необходимо зарисовать. Для выполнения зарисовок необходимо иметь альбом и карандаши (простой и цветные). При зарисовке следует придерживаться следующих правил:

  1. рисовать можно только на одной стороне листа, так как рисунки, сделанные на обеих сторонах, накладываются друг на друга и со временем портятся;

  2. до начала зарисовки вверху страницы следует записать название темы. Если изучается зоологический объект, надо указать название типа, подтипа и класса, к которому он относится в соответствии с международной номенклатурой. Каждое из этих названий (тип, подтип, класс) пишется на отдельной стро­ке по-русски и по-латыни;

  3. рисунок должен быть крупным, детали хорошо различимыми. На одной странице не должно быть более 3—4 рисунков, если объекты простые; если объект сложный и крупный (вскры­тая лягушка, вскрытая крыса), делают только один рисунок на странице;

  1. главное требование к рисунку — правильное отражение формы, соотношения объема и размеров (длина, ширина и др.) отдельных частей и целого. Чтобы легче добиться этого, сначала нарисуйте общий контур объекта (крупно), затем внутри контура слегка наметьте контуры остальных деталей и лишь после этого вырисовывайте их четко;

  2. правильное отражение соотношения размеров изучаемого объекта позволит выполнить и второе требование — показать индивидуальные особенности объекта, т. е. зарисовать не абстрактную, а конкретную клетку, амебу и т. д. Это очень важ­но, так как приучает будущего врача к наблюдательности, учит видеть наряду с общим индивидуальное;

  3. вокруг рисунка не нужно рисовать контуров поля зрения микроскопа;

  4. к каждому рисунку обязательно должны быть сделаны обозначения его отдельных частей. Надписи к рисунку выполняются только простым карандашом. Обозначения можно делать двумя способами:

а) к отдельным частям объекта ставят стрелочки и против каждой пишут название. Все надписи должны быть расположены параллельно друг другу;

б) к отдельным частям объекта ставят стрелочку и против каждой пишут определенную цифру, затем сбоку от рисунка или под ним столбиком по вертикали пишут цифры, а против цифр — названия.

8) Если работа выполнена правильно, в конце занятия ее подписывает преподаватель. Если работа не соответствует предъявляемым требованиям, ее необходимо переделать.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите основные конструктивные части микроскопа и лупы, укажите их назначение

  2. Что такое разрешающая способность микроскопа?

  3. Какие вы знаете современные методы микроскопии?

  4. Как определить общее увеличение микроскопа?

  5. С какой целью при микроскопии используют иммерсионное масло?

  6. Какое изображение объекта дает микроскоп?

  7. Какова последовательность операций при работе с микроскопом?

  8. Какие затруднения могут возникать при микроскопировании и каковы способы их устранения?

  9. Расскажите о постоянных и временных препаратах и технике приготовления временного препарата.


Литература
Основная

Биология в 2 тт. под редакцией Ярыгина В.Н. М., изд. «Высшая школа», 1999, том I

Биология под ред. Ярыгина В. Н. М., «Медицина», 1984.
Дополнительная

  1. Слюсарев А. А., Жукова С. В.Биология. Киев, Высшая школа, 1987.

  2. Жегунов Г.Ф. Медицинская Биология. Биология клетки и генетика. Часть 1. СПб, СОТИС, 2005, 400 с.

  3. Заварзин А.А, Харазова М.Н., Молитвин М.Н. Биология клетки. Общая Цитология. СПб, издательство СПб. Университета, 1992.

  4. Жизнь клетки. Руководство по цитологии. СПб, Янус, 2003.

  5. Албертс Б., Брей Д.,Льюис Дж. и др. Молекулярная биология клетки. 2-е издание, в 3-х томах, Москва, “Мир”,1994

  6. Сингер М., Берг П. Гены и геномы. В 2-х томах, Москва, “Мир”, 1998


Методические указания для самостоятельной работы студентов по теме
КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ


Обоснование темы. В курсе биологии студенты имеют возможность изучать жизненные явления молекулярного, субклеточного, клеточного, тканево-органного, организменного, популяционно-видового, биоценотического и биосферного уровней. В теме данного занятия они осваивают общие понятия субкле­точного и клеточного уровней на примере растительной клетки. Растительная клетка представляет собой типичную эукариотическую клетку, обладающую тем не менее особенностями, отли­чающими ее от животной клетки. Изучение данной темы позво­лит выявить связь структурных особенностей растительной клетки, установить, к каким компонентам клетки приурочены биологически активные вещества, которые подробно изучаются в курсах фармакологии, биохимии, аллергологии.

Цель занятия. Рассмотреть особенности строения эукариотов и прокариотов. Изучить морфофизиологические особенности организации растительной клетки.

Задание для самоподготовки.

Вопросы

Цель


I. Клеточные формы организации живого.

  1. Структурные компоненты клетки. Характеристика органоидов и включений, характерных для растительной клетки.

  2. Особенности строения и функций растительной оболочки.

  3. Особенности строения и значение пластид: хлоро-, хромо- и лейкопластов.

V. Вакуоль — уникальная структура растительной клетки. Биологичес-ки активные вещества, их медицинское значение.

Изучить разные формы живого. Различия про- эукариотов. Показать структурно-функциональ­ные особенности органоидов и вклю­чений.

Изучить строение и функции расти­тельной клетки, а также обратить внимание на отличия ее от животной клетки.

УЧЕБНАЯ КАРТА

Этапы и способы выполнения.

I. Изучить строение клетки пленки чешуйки лука, строение вакуолей.

Приготовить временный препарат; снять пинцетом с внутренней стороны мясистой чешуйки луковицы тонкую прозрачную пленку величиной 3—4 мм, положить ее на предметное стекло в каплю воды, аккуратно расправить препаровальной иглой и покрыть покровным стеклом.

Препарат рассмотреть при малом и большом увеличении микроскопа. При малом увеличении заметно, что пленка лука состоит из множества вытянутых прозрачных клеток, имеющих

форму, близкую к прямоугольнику. Ясно заметны оболочки клеток.

Поставить препарат в центр поля зрения и перевести микроскоп на большое увеличение.

При большом увеличении заметны отдельные клетки, имеющие четко выраженные оболочки. Содержимое каждой клетки неоднородно. К стенке прилегает тонкий слой мелкозернистой цитоплазмы. Цитоплазма образует также тонкие тяжи по всей клетке. Пространство между тяжами цитоплазмы — вакуоли, заполненные клеточным соком. Ядро в виде прозрачного круг­лого пузырька можно обнаружить в центре клетки, но чаще оно смещено к пристеночному слою цитоплазмы и имеет сплющен­ную форму. В ядре можно видеть одно или два ядрышка. Чтобы хорошо увидеть ядро, нужно препарат подкрасить метиловой зеленью, добавив пипеткой каплю краски под покровное стек­ло. Лишнюю жидкость отсосать фильтровальной бумагой.

На окрашенном препарате становится резко заметным ядро, ядрышко и зерна хроматина. При большом увеличении микроскопа зарисовать в альбом не менее 3-х рядом лежащих клеток пленки лука. На рисунке отметить: оболочку клетки, цитоплаз­му, ядро, вакуоль с клеточным соком.
II. Изучить строение клетки листа элодеи.

Пользуясь пинцетом и ножницами, отрезать от веточки элодеи кусочек листа размером 4—5 мм, положить на предметное стекло в каплю воды, покрыть покровным стеклом и рассмотреть препарат при малом и большом увеличении микроскопа.

Лист элодеи состоит из 2-х слоев клеток, поэтому, изучая его, нужно вращать микрометрический винт, чтобы четко увидеть верхний или нижний слой. Клетки листа элодеи почти пря­моугольной формы, имеют плотные оболочки. Между оболочка­ми отдельных клеток заметны узкие прозрачные межклеточные ходы. В цитоплазме клеток находятся зеленые округлые пласти­ды— хлоропласты. Хлоропласта маскируют ядро, и его трудно обнаружить. Более светлое пространство в цитоплазме — ваку­оли, заполненные клеточным соком.

При температуре выше 10°С в клетках элодеи можно заметить движение цитоплазмы, прилегающей к оболочке клеток, по движению зеленых пластид вдоль стенок клеток. В случае отсутствия движения пластид, его можно вызвать, разрезая ли­сточек на мелкие части или прибавляя к воде несколько капель спирта.

Зарисовать при большом увеличении микроскопа 3—4 клет­ки листа элодеи.

Отметить: Оболочку, цитоплазму, хлоропласты, вакуоли с клеточным соком. Показать стрелками движение цитоплазмы в клетке.

Познакомиться со строением хлоропластов по электронограмме. На фотографии виден органоид, ограниченный двойной мембраной. Внутри органоида, в строме, находятся многочис­ленные производные внутренней мембраны и их образования — тилакоиды. Тилакоиды в ряде случаев формируют граны.
III.IV.V. Изучить строение клеток мякоти плодов рябины, ландыша и томата.

Провести однотипную работу со всеми этими объектами. Снять препаровальной иглой часть кожицы плода, взять иглой маленький кусочек мякоти, поместить на предметное стекло в каплю воды, осторожно размешать мякоть в капле воды и покрыть покровным стеклом. Рассмотреть при малом и большом увеличении микроскопа. При большом увеличении заметно, что клетки плодов имеют округлую или овальную форму, тонкую оболочку, пузыревидное ядро, пластиды — хромопласты желто­го или оранжевого цвета. У ландыша и томата пластиды имеют округлую, реже овальную форму, у рябины они палочковидные. В клетках плодов ландыша особенно хорошо заметно ядро, так как вокруг него концентрируются хромопласты.

Зарисовать при большом увеличении в альбом по 1—2 клетки каждого плода. Отметить: оболочку, хромопласты, ядро.
VI. Изучить строение клеток клубня картофеля.

С кусочка клубня сделать скальпелем тонкий срез или соскоб мякоти, перенести на предметное стекло в каплю воды, покрыть покровным стеклом и изучить препарат при малом и большом увеличении микроскопа. При малом увеличении в поле зрения видны многочисленные светлые зерна округлой и овальной формы — это зерна крахмала. Также можно на препарате найти тонкие срезы клубня картофеля, состоящие из клеток. При большом увеличении рассмотреть ткань клубня картофеля, состоящую из клеток, и отдельные крахмальные зерна. На сре­зе ткани видны почти округлые прозрачные клетки, наполнен­ные крахмальными зернами разной величины. Крахмальные зерна имеют слоистое строение. Центр зерна — образовательное ядро. Слоистость возникает от неравномерного притока крах­мала из листьев в течение дня и ночи. Расположение слоев мо­жет быть концентрическим или эксцентрическим.

Прибавив сбоку покровного стекла каплю раствора Люголя (раствор йода в йодистом калии), можно получить качественную реакцию на крахмал. Крахмальные зерна окрашиваются в сине-фиолетовый цвет. При окраске зерен, в ткани клубня картофеля становятся четко заметными прозрачные клетки, на­полненные синими зрнами. Зарисовать при большом увеличении микроскопа 2—3 клетки клубня картофеля. Отметить: оболочку, крахмальные зерна. Зарисовать 2—3 крахмальных зерна. Отме­тить: образовательное ядро, слоистость.
VII.VIII. Изучить строение крахмальных зерен из зерновки овса или кукурузы.

Сделать соскоб из набухших зерновки овса или кукурузы. Поместить материал на предметное стекло в каплю воды, равномерно распределить его препаровальной иглой в капле и по­крыть покровным стеклом. Рассмотреть препарат при малом и большом увеличении микроскопа.

При большом увеличении микроскопа в соскобе зерновки овса видны крупные овальные крахмальные зерна, состоящие из комплекса более мелких граненых зерен. В зернах не заметно слоистости. В соскобе кукурузного зерна заметны крахмальные зерна разной величины в виде многогранников. Зарисовать по 1—2 зерна.
IX. Изучить строение хлоропласта.

Изучите строение органоида на злектронограмме. Представьте его строение в виде схемы в альбоме. Укажите наруж­ную и внутреннюю мембраны, граны, тилокоиды и строму.
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов


связь с админом