Главная страница
qrcode

Методическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагност. Методическое пособие по лучевой диагностике и некоторым вопросам лучевой терапии для студентов 3 курса стоматологического факультета подготовлено доцентом кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии Рожковской В. В


НазваниеМетодическое пособие по лучевой диагностике и некоторым вопросам лучевой терапии для студентов 3 курса стоматологического факультета подготовлено доцентом кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии Рожковской В. В
Дата20.09.2019
Размер0,65 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагност
ТипМетодическое пособие
#78519
страница1 из 10
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ




МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКЕ И ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА



Утверждено на методическом

совещании кафедры

____”________________2009 г.


Зав. кафедрой лучевой диагностики и лучевой

терапии, доцент Т.Ф. ТИХОМИРОВА

Методическое пособие по лучевой диагностике и некоторым вопросам лучевой терапии для студентов 3 курса стоматологического факультета подготовлено доцентом кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии Рожковской В.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Что должен знать и уметь студент после прохождения курса рентгенологии.

Организация практических занятий.

План практических занятий.

Алгоритмы решения задач на практических занятиях.

Раздел 1. Методы лучевой диагностики.

Раздел 2. Лучевая диагностика в остеологии.

Раздел 3. Лучевая диагностика заболеваний органов дыхания и кровообращения.

Раздел 4. Лучевая диагностика заболеваний органов пищеварения.

Раздел 5. Ультразвуковая диагностика..

Раздел 6. Компьютерная томография различных органов и систем.

Раздел 7. Основы и принципы радионуклидной диагностики.

Контрольные вопросы к зачету.

Приложение.


ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ СТУДЕНТ:

Студент должен знать: когда при клиническом обследовании больного нужно обратиться к лучевому методу, к каким методикам исследования придется прибегнуть, каковы диагностические возможности и пределы методов, как они должны оцениваться в свете клинических данных.

Студент должен уметь: узнавать объект и методику рентгенологического исследования, а также видеть главные признаки патологических состояний в легких, сердце, органах пищеварения, костях скелета.

1). В разделе костно-суставная система”:

- указывать возрастные особенности скелета по рентгенограммам;

- уметь обнаружить признаки вывихов костей и суставов и переломов костей;

- определять на рентгеновских снимках выраженные очаги деструкции, склероз, периостит,

- костные секвестры, симптомы остеомиелита, туберкулеза и опухолей.

2). В разделе система дыхания”:

- уметь оценить размеры и прозрачность обоих легких;

- оценить положение сердца и куполов диафрагмы;

- видеть и правильно оценивать выраженную пневмоническую инфильтрацию;

- группу туберкулезных очагов, очаговую диссеминацию;

- видеть и правильно оценивать затемнение участка легкого при экссудативном плеврите;

- обнаруживать в легком отчетливую полость абсцесса, туберкулезной каверны;

- обнаружить и правильно оценить значение выраженной инфильтрации легких; ателектаза доли или всего легкого, появление новообразования в легком;

3). В разделе система пищеварения”:

- уметь отличать нормальный рельеф слизистой пищевода, желудка, кишечника от патологического, злокачественного;

- обнаруживать и оценивать сужения пищевода, нарушение его контуров при ахалазии, состоянии после ожога и раковом поражении; - обнаруживать на снимке типичную язвенную “нишу”, дефект контура и дефект наполнения органа; на серии снимков или при просвечивании обнаруживать ригидность стенки желудка и кишки. 4). В разделе “ Радиоизотопная диагностика” -знать принципиальное значение основных помещений радиоизотопной лаборатории; -знать принципиальные возможности методик радионуклидной диагностики и понимать сущность радиометрии, радиографии, сканирование, сцинтиграфии и др.;


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

На нашей кафедре Вам представляются все возможности для активной самостоятельной работы с учебными рентгенограммами наборами по радионуклидной диагностики, в которой Вам помогут разработанные преподавателями алгоритмы действий, а также различные схемы и таблицы, имеющиеся в классе. Вы сможете ознакомиться с функционирующими органами наших пациентов, которые Вы будите наблюдать при рентгенотелевизионном просвечивании больных в наших кабинетах и в видеомагнитофонной записи в классе.

Внимательное изучение “Методических рекомендаций”, их приложений, обязательное письменное выполнение домашних заданий к каждому практическому занятию и, главное, работа с рентгенограммами на практических занятиях обеспечат сознательное, а следовательно и глубокое восприятие рентгенологических картин, понимание роли и значения различных методик лучевой диагностики в клиническом обследовании больных. Рекомендуем беречь свои тетради домашних работ, так как ,они, как и “Методические указания”, будут полезны на занятиях не только нашей, но и других клинических кафедр.

Общей целью всех практических занятий по рентгенологии, как и лекционного курса, являются :

- ознакомление будущих врачей с диагностическими возможностями лучевых методов исследования в педиатрической практике;

- выявление роли конкретных лучевых методик в обнаружении и определении состояний, развивающихся в исследуемом органе у детей;

- формирование задачи (в направлении на исследование), которую должен разрешить врач лучевой диагностики по заданию лечащего врача;

- приобретение навыка оценки рентгенограмм, их качества, а также получения зрительного представления о морфологических и функциональных изменениях в органе, характерных для того или иного процесса, оценки динамики болезни в ходе лечения.


ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА I: Физико - технические основы лучевой диагностики. Устройство рентгенодиагностического кабинета и организация работы в нем. Основные и специальные методы рентгенологического исследования. Методы искусственного контрастирования в рентгенодиагностике

ТЕМА 2: Рентгенодиагностика в остеологии. Методики исследования. Рентгенанатомия костей и суставов. Основные рентгенологические симптомы травматических поражений костно-суставного аппарата. Компьютерное тестирование.

ТЕМА 3: Ренгенодиагностика основных патологических процессов костей и суставов. Основные рентгенологические симптомы перестройки костной структуры. Признаки лучевой диагностики остеомиелита, туберкулеза, доброкачественный и злокачественный опухолей, дегенеративно- дистрофичкских процессов костно-суставного аппарата. Контрольная работа.

ТЕМА 4: Рентгенодиагностика заболеваний органов дыхания и кровообращения. Нормальная рентгенанатомия легких. Методики лучевого исследования. Основные патологические симптомы патологических изменений легких. Компьютерное тестирование.

ТЕМА 5: Рентгенологическое исследование органов пищеварения. Методики исследования. Рентгенологические признаки наиболее часто встречающихся заболеваний органов желудочно-кишечного тракта. Компьютерное тестирование.

ТЕМА 6: Компьютерная томография при исследовании органов и систем. Основы и принципы компьютерной томографии. Показания и противопоказания и возможности КТ.

ТЕМА 7:. Ультразвуковая диагностика. Основы , принципы и возможности УЗИ. Показания и противопоказания.

ТЕМА 8: Основы и принципы радионуклидной диагностики. Методы радионуклидной диагностики. Радиофармацевтические препараты ( РФП ), применяемые для диагностики. Частные вопросы радионуклидной диагностики.

ТЕМА 9: Основы и принципы лучевой терапии. Компьютерный зачет.

Ваши действия на практических занятиях.

Приготовьте свою тетрадь, чтобы показать преподавателю выполненное к этому занятию задание. По окончании занятия, где Вы будете пользоваться своею тетрадью, сдайте ее преподавателю на проверку.

Откройте “Методические указания...” и прочтите еще раз целевые задачи данного занятия.

Прослушав вступительное слово преподавателя и получив конверт с рентгенограммами либо с наборами по радионуклидной диагностике, начинайте выполнять конкретные задания по работе со снимками. Пользуетесь рекомендуемым алгоритмом действий к каждой теме.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов


связь с админом