Главная страница

[MedBooks-Медкниги]Иванчук Э.Г., Ростовщиков В.В. Особенности психоорганических расстройств различной этиологии. Методическое пособие Волгоград 2007


Скачать 355,54 Kb.
НазваниеМетодическое пособие Волгоград 2007
Анкор[MedBooks-Медкниги]Иванчук Э.Г., Ростовщиков В.В. Особенности психоорганических расстройств различной этиологии.pdf
Дата03.04.2018
Размер355,54 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMedBooks-Medknigi_Ivanchuk_E_G__Rostovschikov_V_V_Osobennosti_ps
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#43231
страница1 из 3
Каталогid159328059

С этим файлом связано 15 файл(ов). Среди них: EKG_dlya_vracha_obschey_praktiki.pdf, lection.pdf, MedBooks-Medknigi_Ivanchuk_E_G__Rostovschikov_V_V_Osobennosti_ps, [MedBooks-Медкниги]Зиньковский А.К.(ред.) Типовые клинические за, фак хир.docx, Medknigi_Paul_J_Carniol_GARY_D_MONHEIT_Aesthetic_Rejuven_BookFi., 8_Anomalia_Kiari_1_tipa (1).ppt.ppt и ещё 5 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Э.Г. ИВАНЧУК В.В. РОСТОВЩИКОВ ОСОБЕННОСТИ
ПСИХООРГАНИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ РАЗЛИЧНОЙ этиологии Учебно методическое пособие Волгоград
2007
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Э. Г. Иван ч у кВ. В. Ростовщиков ОСОБЕННОСТИ
ПСИХООРГАНИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ РАЗЛИЧНОЙ ЭТИОЛОГИИ
. Учебно-методическое пособие Рекомендовано учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов vox
A U D I T A LATET,
LITTERA SCR1PTA
M A N E T ИЗДАТЕЛЬСТВО
ВОЛГМУ Волгоград 2007

УДК 616.89(075)
ББК 56.1 я
УМО-501 27.09.06. Рецензенты др мед. наук, профессор А. В. Улезко; др мед, наук, профессор В. Г. Косенко
Иванчук, Э Г Особенности психоорганических расстройств различной этиологии учебно-метод. пособие. / Э. Г. Иванчук, В. В. Ростовщиков. Под ред. Я. С. Оруджева. - Волгоград ВолГМУ, 2007. - 56 с.
Учебно-методическое пособие посвящено особенностям клиники и диагностики психо­
органических расстройств экзогенно-органической этиологии с применением современных психопатологических, нейропсихологических и злектрофизиологических методов исследования. Авторами впервые были выделены дифференциально-диагностические критерии пси­
хоорганических нарушений, вызванных различными патогенными факторами, и проведен детальный анализ поражения морфо-функниональиых единиц мозга в зависимости отвари антов психоорганического синдрома. Пособие предназначено для психиатров, психиатров-наркологов и невропатологов. Табл. 5. Библиогр.: 13 назв.
© Иванчук Э. Г Ростовщиков В. В 2007
© Волгоградский государственный медицинский университет, 2007
ВВЕДЕНИЕ Составление настоящего методического пособия обусловлено как недостаточной освещенностью в современной психиатрической литературе вопросов, касающихся этиологии, клинических особенностей, состояния когнитивных процессов при психоорганическом синдроме, таки возрастанием численности данных расстройств в последние десятилетия. Большая их распространенность связана с увеличением удельного веса среди всех этиологических факторов, таких как интоксикационный и радиационный (потребители психоактивных веществ, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые оказывают прямое или опосредованное влияние на различные структуры центральной нервной системы. Большую помощь в разрешении ряда поставленных нами в данной работе вопросов смогла оказать нейропсихология, возможности которой значительно возросли в последнее время, особенно в психиатрии и наркологии. Известно, что данная наука изучает мозговую организацию высших корковых функций, роль отдельных структурно- морфологических единиц мозга в осуществлении различных когнитивных процессов. С практической же точки зрения она вносит свой вклад в решение таких задач, как диагностика, реабилитация и оценка эффективности терапии. Нами была предпринята попытка познакомить практических врачей со стандартной нейропсихологической методикой, разработанной АР. Лурия; показать, как происходит вычленение и квалификация нейропсихологического синдрома на примере органической патологии головного мозга. Прежде чем переходить к основной части проведенного исследования, считаем необходимым остановиться на существующих
3
в настоящее время точках зрения, касающихся этиологии, диагностики и клиники психоорганического синдрома. В существующих классификациях психических заболеваний, несмотря на различные подходы в систематизации психических расстройств, в большинстве своем выделяют психическую патологию, связанную с органическим поражением головного мозга
(МКБ-10, DSM-IV). Для обозначения таких расстройств используются различные термины психоорганический, амнестический, корсаковский синдромы, органический психосиндром, органическое психическое расстройство, слабоумие, деменция. В настоящее время в отечественной психиатрии наиболее приемлем термин "психоорганический синдром. Традиционно об этом синдроме говорят, когда наблюдаются снижение памяти, ослабление интеллекта, расстройства высших корковых функций афазия, апраксия, агнозия, аграфия, акалькулия и др, сочетающиеся с нарушениями в аффективной сфере и характерным наличием астении. В зависимости от нозологии заболевания, нарушения, характеризующие психоорганический синдром, сочетаются друг с другом в разных соотношениях, что позволяет говорить о различных его вариантах. Причины развития психоорганического синдрома неодинаковы. Это могут быть сосудистые заболевания головного мозга, черепно-мозговые травмы, интоксикации (алкоголь, наркотические вещества, тяжелые металлы и др, нейроинфекции, опухоли и абсцессы головного мозга, сифилитические заболевания
ЦНС, атрофические процессы предстарческого и старческого возраста, а также все болезни, сопровождаемые эпилептическими припадками. В последние десятилетия отмечается возрастание роли экзогенных факторов в развитии и формировании структурно- морфологических изменений тканей головного мозга, заметно участились случаи возникновения психоорганических расстройств интоксикационного и радиационного характера (авария на Чернобыльской АЭС, развитие которых улиц трудоспособного возраста часто приводит к их инвалидизации. Согласно американской классификации психических расстройств DSM-IV органический синдром головного мозга включает в себя делирий, деменцию, амнестическое и другие когнитивные
4
расстройства. Данная классификация не проводит различия между психотическими и непсихотическими органическими синдромами головного мозга. Таким образом, органическое психическое расстройство диаг- носцируется на основании
- наличия одного из органических психических синдромов
- определения этиологического фактора этого синдрома на основании анамнеза, осмотра и дополнительных методов исследования. Органический фактор, вызывающий расстройства, может быть первичным заболеванием головного мозга или системным заболеванием, которое вторично поражает мозг. Согласно МКБ-10, раздел "органические психические расстройства" включает в себя группу психических расстройств, объединенных на основании того, что у них общая этиология, заключающаяся в церебральных заболеваниях, черепно-мозговых травмах или других повреждениях, приводящих к патологии центральной нервной системы. Органические психические расстройства, с одной стороны, включают в себя синдромы, где наиболее характерными и постоянно присутствующими являются либо поражение когнитивных функций, таких как память, интеллект и обучае­
мость, либо нарушения осознавания, такие как расстройства сознания и внимания, с другой стороны - есть синдромы, где наиболее ярким проявлением являются расстройства восприятия (галлюцинации, содержания мыслей (бред, настроения и эмоций депрессия, приподнятость, тревога) или общего склада личности и поведения. Когнитивные или сенсорные дисфункции при этом минимальны или трудно устанавливаемы. Анализируя вышеизложенное, можно сказать, что определение понятий "психические нарушения при органическом поражении головного мозга" и "психоорганический синдром" неоднозначно. Водном случае понятие "психоорганический синдром" используется относительно определенной группы психических нарушений ослабление интеллекта, снижение памяти, эмоциональная неустойчивость, которые наиболее характерны для органических заболеваний, причем на основании преобладания эмоциональных расстройств выделяются различные клинические варианты синдрома - астенический, апатический, депрессивный, эйфорический и эксплозивный. В другом случае понятие "психоорганический синдром" включает в себя все психические нарушения, которые могут возникнуть при органическом поражении головного мозга, где невро- зоподобные, психопатоподобные расстройства, делирий, дсмепция рассматриваются как клинические варианты психоорганического синдрома. В группу экзогенно-органических болезней входят заболевания, в развитии которых большую роль играют внешние факторы, но генез болезни в целом, ее клинические проявления и особенности течения определяются в основном формированием органического мозгового процесса. К экзогенно-органическим психическим расстройствам относятся психические нарушения вследствие перенесенных черепно- мозговых травм, нейроинфекций, интоксикаций и участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Перенесенные "вредности" вызывают более или менее грубые органические изменения в мозге, которые на отдаленном этапе проявляются характерной психоорганической симптоматикой. В клинической динамике экзогенно-органических психических расстройств выделяют
- период острых и подострых проявлений
- период отсутствия выраженной симптоматики
- период отдаленных последствий. Таким образом, анализируя вышеприведенные литературные данные, можно заключить, что они явно недостаточно и неоднозначно трактуют как само понятие психоорганического синдрома, таки клинические особенности, и практически не раскрывают состояния познавательных процессов приданной патологии.
6
МАТЕРИАЛ ИМ Е ТО Д Ы ИССЛЕДОВАНИЯ Материалом для исследования послужили больные с психическими нарушениями, возникшими в результате органического поражения головного мозга. Было обследовано 212 человек в возрасте от 36 до
65 лету которых диагностировались расстройства, укладывающиеся в рамки психоорганического синдрома различной степени выраженности, вызванные перенесенными черепно-мозговыми травмами (63 чел, нейроинфекциями (43 чел, хроническим алкоголизмом (35 чел, воздействием радиационного фактора при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (71 чел. Основными методами оценки состояния больных были клини- ко-психопатологический и нейропсихологический методы. Для уточнения диагноза использовались оценка неврологического статуса, данные спектрального анализа ЭЭГ.
Клинико-психопатологический метод исследования основывался на выявлении неврозоподобной, психопатоподобной и сомато- вегетативной симптоматики и оценке ее по балльной системе О баллов - при отсутствии симптоматики, 1 балл - при незначительной выраженности симптоматики, 2 балла - при умеренной выраженности и 3 балла - при значительной выраженности симптоматики. Нейропсихологическое исследование проводилось по стандартным методикам АР. Дурий, адаптированным в нашей модификации к больным с психоорганическими расстройствами. Методики были подобраны таким образом, чтобы имелась возможность в равной степени оценивать все основные структурные элементы высшей корковой деятельности, ив соответствии сучением о функциональных блоках мозга соотнести имеющиеся расстройства с каждым из блоков. Согласно концепции АР. Лурии, первый энергетический блок включает в себя неспецифические структуры разных уровней ретикулярную формацию отводам о им цифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, ПИМбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных И ВИСОЧНЫХ долей мозга. Данный блок мозга регулирует два типа процессов активации общие генерализованные изменения активации мозга, являющиеся основой различных функциональных состояний и локальные избирательные активационные изменения, необходимые для осуществления высших психических функций. Второй блок - блок приема, переработки и хранения экстеро- цептивной информации включает в себя основные анализаторные системы зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации. Третий структурно-функциональный блок мозга - блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности - включает моторные, премоторные и префронталь- ные отделы коры лобных долей мозга. Нейропсихологическое исследование включало в себя следующие структурные элементы
1. Исследование памяти
1) Краткосрочная произвольная зрительная память Больному для запоминания предъявлялись 6 фигурок. Каждая фигурка нарисована на отдельной карточке. Карточки предъявлялись по одной, и после перерисовывания карточка и рисунок больного сразу закрывались, затем предъявлялась следующая карточка и т. д. Когда все фигурки были перерисованы, больного просили воспроизвести их по памяти в том же порядке. Если в воспроизведении больного были ошибки, открывались фигурки, перерисованные с карточек, и указывалось пальцем на неточно воспроизведенные фигуры, забытые фигуры и на изменение порядка расположения. Больному давалось 15-20 с, чтобы он мог разглядеть ошибки. Затем рисунки закрывались и больной вновь должен был по памяти воспроизвести ряд. В случае неудач число предъявлений доводилось до пяти, включая первое предъявление с перерисовыванием.
8
Оценка
0 баллов - для правильного воспроизведения всех фигур в указанном порядке больному потребовалось 1-2 предъявления
1 балл - правильное воспроизведение фигур только после го предъявления
2 балла - правильное воспроизведение фигур только после го предъявления
3 балла - после го предъявления фигуры воспроизведены неточно) Долговременная произвольная зрительная память Через 20-30 минут после исследования объема зрительной памяти больного просили снова воспроизвести запомнившиеся фигуры. Эти 20-30 минут заполнялись экспериментальным исследованием других корковых функций. Оценка

0 баллов - воспроизведение без ошибок или на 1 ошибку больше, чем при последнем воспроизведении в эксперименте 1;
1 балл - прибавилось 2 ошибки
2 балла - прибавилось 3 ошибки
3 балла - прибавилось 4 ошибки и более или амнезирован факт запоминания фигур. Примечание за I ошибку в задании засчитьгеалось забывание
1 фигуры или значительное искажение ее структуры или неправильное воспроизведение порядка фигур в ряду. За 0,5 ошибки засчитывалось некоторое искажение структуры фигуры - отсутствие какой-то детали или трансформация пространственного расположения фигуры.
3) Краткосрочная произвольная слухо-речевая память Запоминание 6 слов в порядке их предъявления. При наличии ошибок - повторное запоминание до 4 попыток. Оценка '• •
0 баллов - для безошибочного воспроизведения больному потребовалось 1-2 предъявления
1 балл - для безошибочного воспроизведения потребовалось
3 предъявления "
2 балла - для безошибочного воспроизведения потребовалось
4 предъявления
9

3 балла - наличие ошибок даже после го предъявления.
4} Долговременная произвольная слухо-речевая память После правильного воспроизведения слов в эксперименте 3 проводилась интерферирующая беседа в течение 1-2 минут или интерферирующий серийный счет (100-7), после выполнения которых больной вновь вспоминал заученные слова. За одну ошибку считалось 1 забытое слово или искажение порядка предъявляемых слов. Оценка
0 баллов - 0 или 1 ошибка
1 балл - 2 ошибки
2 балла - 3-4 ошибки
3 балла - 5 и более ошибок.
2. Исследование праксиса
1) Исследование кинестетического праксиса а) Проба на воспроизведение различных положений пальцев руки по предлагаемому исследователем образцу. Оценка
0 баллов - проба выполняется без ошибок
1 балл - поиск позы
2 балла - ошибки при выполнении пробы
3 балла - невозможность выполнения задания. б) Проба на перенос различных положений пальцев с одной руки на другую без контроля зрения. Оценка

0 баллов - отсутствие ошибок при выполнении пробы
1 балл - замедленное выполнение пробы с поиском
2 балла - ошибки при выполнении пробы
3 балла - невозможность выполнения задания.
2) Исследование пространственного праксиса в) Проба на воспроизведение различных положений рук в пространстве по предлагаемому исследователем образцу. Оценка
0 баллов - выполнение задания без ошибок
1 балл - увеличение латентного периода при выполнении задания
2 балла - ошибки в наиболее сложных двуручных пробах
3 балла - ошибки в простых заданиях.
I
10

3) Исследование динамического праксиса Проба на реципрокную координацию. Больному предлагалось положить перед собой руки, причем одна кисть должна быть сжата в кулак, другая - с распрямленными пальцами. Затем предлагалось одновременно изменять положение обеих кистей, разжимая одну и сжимая другую. Оценка
0 баллов - выполнение пробы без ошибок
1 балл - проба выполняется правильно, нов очень медленном темпе
2 балла - отставание одной из рук при увеличении скорости выполнения пробы
3 балла - отставание руки при медленном темпе выполнения или невозможность выполнить пробу.
4) Исследование конструктивного праксиса Копирование асиметричной фигуры с мысленным ее перевертыванием. Оценка
0 баллов - правильное воспроизведение
1 балл - трудности пространственной ориентировки
2 балла - дефекты размещения деталей относительно целого
3 балла - полный распад структуры.
3. Исследование тактильного восприятия
1) Проба на чувство локализахщи К тыльной части кисти больного прикасались острием, глаза при этом закрыты. Предлагалось больному указательным пальцем другой руки показать место прикосновения. Оценка
0 баллов - проба выполняется без нарушений
1 балл - замедленное выполнение пробы, с поиском
2 балла - локализационные ошибки при выполнении пробы
3 балла - невозможность выполнения пробы.
2) Дермолексия (чувство Ферстнера) На тыльной части кисти больного рисовались фигуры, цифры, буквы. Глаза при этом закрыты. Предлагалось определить рисунок. Оценка О баллов - проба выполняется без нарушений
11

1 балл - определение несколько затруднено, необходим повтор задания
2 балла - ошибки при определении фигур
3 балла - невозможность выполнения пробы.
4. Исследование слухо-моторной координации
1) Оценка групп звуковых сигналов Больному предлагалось указать, сколько ударов включает каждая предъявляемая исследователем группа. Например 2 и 3 удара
(// - ///) или 3 и 2 удара (/// - //).
2) Повторение ритмических структур по образцу правой иле вой руками Например //**// или * * / / * * . Оценка
0 баллов - оценка и повтор ритмов правильные
1 балл - оценка замедлена, повтор правильный
2 балла - единичные ошибки при оценке и повторе ритмов
3 балла - невозможность правильно оценить ритмические структуры.
5. Исследование речи
1) Сенсорная сторона речи Больному предлагалось показать 6 изображений предметов, названных исследователем. Оценка
0 баллов - правильно показано 6 предметов
1 балл - правильно показано 5 предметов
2 балла - правильно показано 4 предмета
3 балла - правильно показано менее 4 предметов.
2) Моторная сторона речи Проба на повторение отдельных слов, словосочетаний и фраз. Оценка
0 баллов - проба выполняется без нарушений
1 балл

единичные ошибки при проговаривании предъявленных исследователем скороговорок и сложных словосочетаний (например "Шла Саша по шоссе и сосала сушку, "Сыворотка из-под простокваши
2 балла - ошибки при проговаривании простых словосочетаний и фраз
1 2

3 балла - невозможность проговаривания предъявленных исследователем простых слови грубые нарушения спонтанной речи.
3) Проба на амнестическую афазию Больному предлагалось назвать предъявленные исследователем
6 изображений предметов. Оценка

0 баллов - правильно названо 6 предметов
1 балл - правильно названо 5 предметов
2 балла - правильно названо 4 предмета
3 балла - правильно названо менее 4 предметов.
6. Исследование интеллекта Проба "четвертый лишний " Больному предлагалось из 4 предъявляемых на рисунке предметов выделить 1 предмет, который не может быть объединен с 3 другими по общему признаку. Оценка

0 баллов - проба выполняется без ошибок
1 балл - имеются единичные ошибки, поддающиеся коррекции
2 балла - имеются ошибки, неподдающиеся коррекции
3 балла - неспособность справиться с заданием.
7. Исследование процессов счета Больному предлагалось произвести последовательное серийное отсчитывание от 100 по 7. Оценка

0 баллов - проба выполняется без ошибок
1 балл - имеются единичные ошибки, поддающиеся коррекции
2 балла - имеются ошибки, неподдающиеся коррекции
3 балла - полная неспособность справиться с заданием. Данные о состоянии больного были получены из знакомства с историей болезни, сданными инструментальных исследований, что позволяет определить тактику исследования, выбрать более или менее сенсибилизированные пробы. В любом случае следует помнить, что всякое исследование должно быть щадящим по отношению к больному и необязательно должно включать полный и детальный набор всех проб и задач.
Электроэнцефалографическое исследование с записью спонтанной энцефалограммы в 16 стандартных отведениях (шести лобных четырех теменных ТЗ, Т, Т, Тб; двух центральных СЗ, С двух париетальных РЗ, Р и двух затылочных 01 и 02) выполнено у 106 больных. Спектральный анализ ЭЭГ проводился на аппарате DX- NT с регистрацией как абсолютных мощность ритмов в 16 стандартных отведениях), таки относительных (процентная выраженность ритмов в этих отведениях) показателей биоэлектрической активности головного мозга. На экран монитора воспроизводилось графическое изображение сигналов в 16 отведениях, производилась статистическая обработка результатов записи с вычислением средней мощности биопотенциалов головного мозга в 16 отведениях и средней мощности альфа, бета, дельта- и тета-ритмов в этих отведениях. Затем вычислялась процентная выраженность альфа, бета, дельта- и тета- ритмов в каждом отведении. Кроме того, для наглядного представления результатов строились картограммы мощности основных ритмов ЭЭГ на условном изображении головного мозга в сагитальной плоскости, а также трехмерные томограммы для выявления очагов патологической активности. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета прикладных программ "Arcada", версия 3.0 для персонального компьютера. Среднегрупповые значения и дисперсия результатов исследований вычислялись в процедуре программы. Достоверность различий между результатами исследования основных и контрольных групп больных оценивалась по критерию Стьюдента. Корреляционный анализ проводился для установления связи между основными клиническими симптомами и данными дополнительных методов исследования с вычислением коэффициента корреляции Спирмена и уровня его значимости.
14
Раздел ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ИК ОГНИ Т ИВ Н Ы ХНА Р У Ш Е НИ Й У БОЛЬНЫХ С ПСИХ О ОРГАНИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ ТРАВМАТИЧЕСКОГО И ИНФЕКЦИОННОГО ГЕНЕЗА Группа больных с психоорганическим синдромом экзогенно- органического генеза была выделена на основании наличия психических нарушений, которые развились после перенесенных экзоге- ний давностью не менее 5 лет. Экзогении были представлены че­
репно-мозговыми травмами (63 человека) и перенесенными нейро- инфекциями (менингит, энцефалит) - 43 человека. Длительность заболевания составляла от 5 до 50 лет, в среднем 20 лет. Характеризовалось заболевание прогредиентностью течения с постепенным нарастанием интеллектуально-мнестического дефекта, изменением личности по органическому типу с периодическим ухудшением психического состояния под действием различных дополнительных вредностей. Неврологическая симптоматика проявлялась чаще всего в виде нарушений конвергенции, асимметрии лицевой мускулатуры, пошатывания в позе Ромберга, тремора рук, веки языка. В табл. 1 представлена выраженность психопатологической симптоматики у больных с экзогенно-органическими заболеваниями головного мозга. Наиболее выраженными у данного контингента больных были психопатоподобные расстройства. Причем отмечена четкая взаимосвязь нарастания психопатоподобной симптоматики со степенью выраженности психоорганического синдрома. Изменения личности характеризовались аффективной неустойчивостью, сочетающейся с психической истощаемостью. Типичными проявлениями были возбудимость, взрывчатость, агрессивность, иногда выявлялась склонность к колебаниям настроения, причем часто без значительного повода со стороны. Достаточно характерным было наличие истерических черт, которые выражались в эгоцентризме, стремлении обратить на себя внимание, желании преувеличить свои достоинства. Имелась склонность к фиксации на соматических ощущениях, чем были обусловлены ипохондрические высказывания - боязнь заболевания сердца, обеспокоенность деятельностью желудочно-кишечного тракта.
15
Таблица 1 Выраженность психопатологической симптоматики у больных с экзогенно-органическими заболеваниями головного мозга (в баллах, М + т ) Симптоматика ' Степень выраженности заболевания Симптоматика
НППОС*
УВПОС* впос* Всего
Неврозоподобная
2,8+0,13 1,7+0,15 0,7+0,16 1,8+0,18
Психопатоподобная
1,1+0,10 1,8+0,20 2,6±0,18 1,8+0,15
Сомато-вегетативная
2,6+0,16 2,0+0,15 1,9+0,12 2,2+0,10
* - обозначены начальные проявления психоорганического синдрома, умеренно выраженный ивы раженный психоорганический синдром. В табл. 2 можно видеть степень нарушений высших корковых функций у больных с экзогенно-органическими заболеваниями головного мозга в зависимости от выраженности психоорганического синдрома. Таблица 2 Выраженность нарушений высших корковых функций у больных с психоорганическим синдромом экзогенно-органического генеза (в баллах, М + т ) Высшие корковые функции
НППОС
УВПОС
ВПОС Всего Память зрительная краткосрочная
1,3+0,15 Ю
2,7+0,16 1,9+0,13 зрительная долговременная
1,2+0,13 2,1+0,10 2,9+0,12 2,0+0,14 слухо-речевая краткосрочная
1,5+0,17 2,0+0,13 2,9+0,12 2,1+0,13 слухо-речевая долговременная
1,4+0,17 2,4+0,16 2,9+0,12 2,2+0,15 Пр а кси е : кинестетический
0,8+0,13 1,6+0,16 2,1+0,12 1,5+0,13 пространственный
0.9+0,18 1,9+0,10 2,6+0,18 1,7+0.16 динамический
1,1+0,10 1,8+0,13 1.9+0,13 1,6+0.09 конструктивный
0,9+0,18 1,4+0,16 2,2+0,16 1,5±0,14 Тактильное восприятие чувство локализации
0,2+0.13 1,4+0,15 2,1+0,12 1,2+0,17 дермолексия
0,2+0,13 1,4+0,16 2,1+0,12 1,2+0,17 слухо'-моторная координация
0,8+0,13 1,4+0,16 2,9+0,13 1,6+0,18 А фаз и й : сенсорная
0,1+0,10 0.4+0,16 1,1+0.12 0.5+0,11 моторная
0 0,2+0,13 0.9+0.12 0.3+0,09 , амнестическая
0,8+0.13 1,7+0.15 2,2+0,16 1,5+0,14 проба "й лишний'
1,3+0,15 1,8+0,13 2,7+0,16 1,9+0.14 Изучение высших корковых функций у больных с экзогенно- органическими заболеваниями головного мозга выявило следующее.
16
Нейропсихологическая симптоматика изучаемого контингента больных отличалась неоднородностью и большим разнообразием.
Полиморфность симптоматики была обусловленна, с одной стороны, диффузностью воздействия патогенных факторов на головной мозга с другой стороны, разнообразием локализаций патологического процесса, связанного чаще с травматическим геиезом заболевания. Исследование памяти показало снижение объема запоминаемого материала как на непосредственном, таки на отсроченном этапах воспроизведения последовательности из 6 элементов. Специфичность нарушений памяти была связана с локальностью поражения различных отделов головного мозга. Так, при поражении затылочных и теменно-затылочных отделов головного мозга мы наблюдаем снижение зрительной памяти. Сужение объема воспроизводимого материала или ошибки позиционного характера на непосредственном этапе обусловлены патологией теменно-затылочных отделов правого полушария. Аналогичная диефункция, выявляемая на отсроченном этапе воспроизведения, наблюдается при поражении тех же отделов левого полушария головного мозга. Снижение слухо-речевой памяти в большинстве случаев было обусловлено поражением височных отделов, когда также выявляется четкая взаимосвязь полушарной локализации патологического процесса с этапом воспроизведения запоминаемого материала. В целом выраженность и клинические особенности нарушений памяти зависят от характера перенесенной экзогенной вредности (степени тяжести и локализации черепно-мозговой травмы, длительности хронической интоксикации, инфекции и т. д. Исследования праксиса показывают, что при диффузном поражении головного мозга наблюдаются нарушения различных видов праксиса умеренной выраженности. Лобная локализация поражения проявляется нарушениями в пробах на динамический праксис. При этом больные либо теряют последовательность выполнения программы, либо выполнение становится крайне замедленным. Отставание одной из рук указывает на межполушарную асимметрию. Трудности при выполнении проб, исследующих кинестетический, пространственный и конструктивный праксис, указывают на теменную и теменно-затылочную локализацию патологического
17
процесса. Так, при исследовании пространственного праксиса затруднения, касающиеся размещения руки в плоскости или ошибки в пробе Хэда, свидетельствуют о связи теменно-затылочной локализации с правым полушарием. Ошибки в двуручных пробах указывают на соответствующие отделы левого полушария. Довольно частым нарушением высших корковых функций были расстройства тактильного восприятия. В пробе "чувство локализации" у больных наблюдаются локализационные ошибки со смещением указываемой точки прикосновения на 2-3 см в сторону. Также выявляется замедленность при выполнении этих заданий. В пробе "дермолексия" при снижении тактильной чувствительности больные субъективно отмечают разницу восприятия на правой и левой руках, если выражена межполушарная асимметрия. Нарушения слухо-моторной координации наблюдаются у больных с височной и теменно-височной локализацией. Такая дисфункция выявлялась примерно в половине наблюдений. У отдельных больных встречаются негрубые нарушения речи в виде элементов моторной, сенсорной или семантической афазии. Такие нарушения небыли характерными для всей группы в целом. При выполнении интеллектуальных проб больные испытывают наибольшие трудности при трактовке пословиц, серийном отсчи- тывании "от 100 по 7", осмыслении сюжетных картинок, тогда как выполнение пробы "й лишний" страдает в меньшей степени. Следует отметить, что всем исследуемым больным с экзогенно- органическими заболеваниями головного мозга было свойственно замедление темпа выполнения как двигательных, таки интеллектуальных проб. Таким образом, основываясь на концепции о функциональных блоках мозга, можно сказать, что у больных с экзогенно- органическими заболеваниями головного мозга травматического и инфекционного генеза с наибольшим постоянством наблюдается дисфункция со стороны первого (энергетического) блока, представленная замедлением психических процессов и быстрой исто- щаемостью большинства высших корковых функций. Изменения деятельности со стороны второго и третьего блоков не являются столь специфичными для всей группы больных и наблюдаются лишь при различных локализациях патологического процесса.
1 8
Нами была предпринята попытка выяснения зависимости клинических и нейропсихологических проявлений различных вариантов психоорганического синдрома от поражения определенных мозговых структур. Так, при наиболее часто встречающемся астеническом варианте на первый план в клинике у больных выступали все признаки астенического состояния, а при нейропсихологическом исследовании обращали на себя внимание замедленность при выполнении предлагаемых проб, быстрая истощаемость, снижение умственной работоспособности, дефекты переключаемое и концентрации внимания, тогда как интеллектуально-мнестическая сфера страдала незначительно. Подобная картина может наблюдаться при поражении глубинных структур головного мозга и ретикулярной формации, или, согласно АР. Лурия, первого энергетического блока. Клиника эксплозивного варианта характеризовалась особой выраженностью аффективных расстройств напряженностью, вспыльчивостью, гневливостью, злобностью, агрессивными тенденциями, а нейрокогнитивный симптомокомплекс включал выраженные нарушения памяти, внимания, слухового восприятия невербальных стимулов, что является характерным для поражения лимбических и диэнцефальных структур. Нарушения интеллектуальной деятельности у данной категории больных выражены в незначительной степени, что объясняется меньшей уязвимостью лобных долей. При депрессивном варианте психоорганических расстройств наряду с различной степенью выраженности депрессивным аффектом при нейропсихологическом исследовании у больных выявлялись грубые нарушения отсроченной слухо-речевой памяти и внимания, тогда как интеллектуальное снижение было невыраженным и объяснялось замедленностью мыслительной деятельности. Данная симптоматика могла быть связана с заинтересованностью лимбической системы с влиянием на медиальные отделы левой височной доли. У пациентов с эйфорическим вариантом наряду с повышенным фоном настроения, снижением критики, расторможенностью влечений отмечалось грубое нарушение наглядно-образного мышления при меньшем страдании мнестической сферы, что является типичным для преимущественного поражения правой лобной доли.
  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом