Главная страница

Азова. Методика исследования предпосылок формирования навыков письма (Азова О. И. Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников М., 2001). Структура методики


Скачать 28,7 Kb.
НазваниеМетодика исследования предпосылок формирования навыков письма (Азова О. И. Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников М., 2001). Структура методики
АнкорАзова.docx
Дата15.02.2018
Размер28,7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАзова.docx
ТипДокументы
#41344
Каталогid46958018

С этим файлом связано 82 файл(ов). Среди них: Акустическая дисграфия новая.doc, Ardashirova_E_V_Ponimatika_7-9_let_Matematika_-_eto_legko.pdf, Языковой анализ.doc, Drobinskaya_A_O_Skoro_v_shkolu_Chto_nuzhno_znat_r.pdf, подвижные игры для детей с ОВЗ.doc, Osnovy_integrirovannogo_obuchenia_E_A_Ezhanova_E_V_Reznikova.pdf, Misarenko_G_G_Russkiy_yazyk_Zakreplyaem_trudnye_temy_3.pdf, Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработ, Komplexnoe_soprovozhdenie_detey_s_OVZ_v_DOU_Pod_redaktsiey_L_M_S, день рождения трехсложные слова с закрытым слогом.pptx.pptx и ещё 72 файл(а).
Показать все связанные файлы

Методика исследования предпосылок формирования навыков письма (Азова О.И. Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников – М., 2001).

Структура методики

1. Состояние фонематического восприятия

1.1.Воспроизведение слогов с меняющимся ударением

1.2.Фонематическое восприятие (дифференциация фонем)

1.3.Исследование умения находить ударные и безударные в слогах

2. Состояние языкового анализа и синтеза

2.1. Фонематический анализ

2.2. Фонематический синтез

2.3. Анализ состава предложения

2.4. Синтез слов в предложение

2.5. Слоговой анализ и синтез

2.6. Выделение первого звука в слове

2.7. Выделение последнего звука в слове

2.8. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове

2.9. Придумывание слова с заданным звуком

3. Состояние грамматического строя речи

3.1. Умение употреблять существительные в единственном и множественном числе.

3.2. Умение согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе и косвенных падежах

3.3.Умение согласовывать существительные с количественными числительными

3.4.Умение употреблять глаголы ед. и мн. ч. настоящего времени

3.5.Умение употреблять глаголы прошедшего времени по родам

3.6. Умение образовывать имена существительные при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.

3.7.Умение образовывать названия детенышей животных (птиц) и употребление их во мн. ч.

3.8. Умение образовывать названия профессий мужского и женского рода

3.9.Умение образовывать существительные от прилагательных со значением отвлеченного понятия

3.10. Умение образовывать относительные прилагательные

3.11. Умение образовывать притяжательные прилагательные

3.12.Умение образовывать простую сравнительную степень прилагательных

4. Состояние зрительно-пространственных функций и особенностей ручной моторики.

4.1.Праксис по зрительному образцу

4.2. Праксис по кинестетическому (тактильному) образцу

4.3. Перенос поз.

4.4. Кинетический (динамический) праксис

4.5. Пространственный гнозис

4.6. Состояние речезрительных функций

4.7.Конструирование (реконструирование) букв

Содержание методики

1.Фонематическое восприятие

1.1.Воспроизведение слогов с меняющимся ударением

1)Инструкция: прослушай ряды слогов, запомни ударный и повтори слоги с таким же ударением.

Материал — ряды слогов:

за — зя, мя — да, бя — па, ва — сю;

дё — до, ро — сё, вы — фи, гё — сы;

лы — ли; гю — лу, зё — со, ту — мя;

фя — фа — фа, фа — фя — фа, фа — фа — фя;

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное, самостоятельное выполнение задания без дополнительных разъяснений, задание выполняет в полном объеме.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания с использованием незначительной помощи логопеда, единичные ошибки.

Средний уровень (3 балла) — ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, подсказок и наводящих вопросов логопеда.

Уровень ниже среднего (2 балла) — ребенок допускает большое количество ошибок после развернутой помощи логопеда.

Низкий уровень (1 балл) — задание недоступно даже после развернутой помощи

1.2.Фонематическое восприятие (дифференциация фонем)

Определить способность дифференцировать звуки по бинарным оппозициям: глухости — звонкости, мягкости — твердости; свистящие — шипящие, среди сонорных.

2)Инструкция: прочитай надписи, подходят ли эти слова к картинкам.

Материал — картинки слов-паронимов и подписи под ними

По твердости — мягкости: галка — галька;

мышка — мишка; банка — банька; тапки —тяпки; дымка — Димка; вол — вел; пальцы — пяльцы; прибывают — прибивают.

По глухости — звонкости: бочка — почка; тачка — дачка; горка — корка; сова — софа; коза — коса;

Свистящие — шипящие: крыша — крыса; розы — рожи;

сом — том; свет — цвет; тапки — цапки; кочка — кошка;

чаша — чаща; цель — щель; челка — щелка.

Сонорные: ложки — рожки; йод — лед; майка — марка;Марина — малина.

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное, самостоятельное выполнение задания без дополнительных разъяснений, задание выполняет в полном объеме.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания с использованием незначительной помощи логопеда, единичные ошибки.

Средний уровень (3 балла) — ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, подсказок и наводящих вопросов логопеда.

Уровень ниже среднего (2 балла) — ребенок допускает большое количество ошибок после развернутой помощи логопеда.

Низкий уровень (1 балл) — задание недоступно даже после развернутой помощи

1.3.Исследование умения находить ударные и безударные в слогах

3)Инструкция: прослушай слоги, определи ударный. Назови в слоге гласный звук.

Материал — ряды слогов:

ба — пе, ап — он — тя, лы — пе — рю — ко, клы — ту —ню — ман.

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное, самостоятельное выполнение задания без дополнительных разъяснений, задание выполняет в полном объеме.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания с использованием незначительной помощи логопеда, единичные ошибки.

Средний уровень (3 балла) — ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, подсказок и наводящих вопросов логопеда.

Уровень ниже среднего (2 балла) — ребенок допускает большое количество ошибок после развернутой помощи логопеда.

Низкий уровень (1 балл) — задание недоступно даже после развернутой помощи

2.Языковой анализ и синтез

2.1. Фонематический синтез

1)Инструкция: произнеси слово слитно.

Материал — звуки:

[к], [р], [а], [н];

[с], [и], [т], [о];

[с], [о], [н];

[к], [р], [ы], [ш], [а];

[а], [и], [с], [т].

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное, самостоятельное выполнение задания без дополнительных разъяснений, задание выполняет в полном объеме.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания с использованием незначительной помощи логопеда, единичные ошибки.

Средний уровень (3 балла) — ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, подсказок и наводящих вопросов логопеда.

Уровень ниже среднего (2 балла) — ребенок допускает большое количество ошибок после развернутой помощи логопеда.

Низкий уровень (1 балл) — задание недоступно даже после развернутой помощи

2.2. Фонематический анализ

2)Инструкция: Подними руку,  если слышишь звук

Материал — слова:

[ш]: [с, ш, ц, ч, ш, щ]

[щ]: [ш, с’, щ, ч, ц, щ];

[ц]: [т, с’, ц, т’, ш, ц];

[ч]: [ч, ш, т’, ч, с’, ч];

[с]: [с, с’, ж, ц, с, ч]

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное, самостоятельное выполнение задания без дополнительных разъяснений, задание выполняет в полном объеме.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания с использованием незначительной помощи логопеда, единичные ошибки.

Средний уровень (3 балла) — ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, подсказок и наводящих вопросов логопеда.

Уровень ниже среднего (2 балла) — ребенок допускает большое количество ошибок после развернутой помощи логопеда.

Низкий уровень (1 балл) — задание недоступно даже после развернутой помощи

2.3. Анализ состава предложения

3)Инструкции: определи количество слов в предложении.

Определи последовательность слов в предложении (Какое слово 1, 2, 3 и т.д.).

Материал — предложения:

Рыжая белочка прыгает с ветки на ветку.

Солнце светит ярко.

Радуга появилась в небе после дождя.

Яблоня зацвела в саду белыми цветами.

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное, самостоятельное выполнение задания без дополнительных разъяснений, задание выполняет в полном объеме.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания с использованием незначительной помощи логопеда, единичные ошибки.

Средний уровень (3 балла) — ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, подсказок и наводящих вопросов логопеда.

Уровень ниже среднего (2 балла) — ребенок допускает большое количество ошибок после развернутой помощи логопеда.

Низкий уровень (1 балл) — задание недоступно даже после развернутой помощи

2.4.Синтез слов в предложение

4)Инструкция: составь из слов предложения.

Материал — слова:

птицы, весной, из, стран, прилетают, южных.

Ежика,колючие,у,иголки.

Набрали,корзину,мы,грибов,целую.

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное, самостоятельное выполнение задания без дополнительных разъяснений, задание выполняет в полном объеме.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания с использованием незначительной помощи логопеда, единичные ошибки.

Средний уровень (3 балла) — ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, подсказок и наводящих вопросов логопеда.

Уровень ниже среднего (2 балла) — ребенок допускает большое количество ошибок после развернутой помощи логопеда.

Низкий уровень (1 балл) — задание недоступно даже после развернутой помощи

2.5. Слоговой анализ и синтез

5)Инструкция: произнеси слитно слова и предложения, которые я произнесла по слогам.

Материал — слова и предложения:

ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный,

О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг.

На де-ревь-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное, самостоятельное выполнение задания без дополнительных разъяснений, задание выполняет в полном объеме.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания с использованием незначительной помощи логопеда, единичные ошибки.

Средний уровень (3 балла) — ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, подсказок и наводящих вопросов логопеда.

Уровень ниже среднего (2 балла) — ребенок допускает большое количество ошибок после развернутой помощи логопеда.

Низкий уровень (1 балл) — задание недоступно даже после развернутой помощи

2.6.Выделение первого звука в слове

6)Инструкция: назови первый звук в слове.

Материал — слова:

Айболит, одежда, огород, умение, штора, клад, стол, чешки, пряник, двор.

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное, самостоятельное выполнение задания без дополнительных разъяснений, задание выполняет в полном объеме.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания с использованием незначительной помощи логопеда, единичные ошибки.

Средний уровень (3 балла) — ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, подсказок и наводящих вопросов логопеда.

Уровень ниже среднего (2 балла) — ребенок допускает большое количество ошибок после развернутой помощи логопеда.

Низкий уровень (1 балл) — задание недоступно даже после развернутой помощи

2.7.Выделение последнего звука в слове

7)Инструкция: назови последний звук в слове.

Материал — слова:

кран, баскетбол, картина, шорох, ступор, стакан.

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное, самостоятельное выполнение задания без дополнительных разъяснений, задание выполняет в полном объеме.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания с использованием незначительной помощи логопеда, единичные ошибки.

Средний уровень (3 балла) — ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, подсказок и наводящих вопросов логопеда.

Уровень ниже среднего (2 балла) — ребенок допускает большое количество ошибок после развернутой помощи логопеда.

Низкий уровень (1 балл) — задание недоступно даже после развернутой помощи

2.8.Определение места звука (начало, середина, конец) в слове

8)Инструкция: где слышится звук [р], [щ]?

Материал — слова:

[р] — роза, торт, помидор, рот, корона, порт, сор, сорт;

[щ] — чаща, щечка, щучка, ящик, щепочка, часовщик, прыщ.

2.9.Придумывание слова с заданным звуком

9)Инструкции: назови слова, в которых встречается звук [л].

Критерии оценки
Высокий уровень (5 баллов) — правильное, самостоятельное выполнение задания без дополнительных разъяснений, задание выполняет в полном объеме.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания с использованием незначительной помощи логопеда, единичные ошибки.

Средний уровень (3 балла) — ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, подсказок и наводящих вопросов логопеда.

Уровень ниже среднего (2 балла) — ребенок допускает большое количество ошибок после развернутой помощи логопеда.

Низкий уровень (1 балл) — задание недоступно даже после развернутой помощи

3.Грамматический строй речи

3.1. Умение употреблять существительные в единственном и множественном числе.

1)Инструкция: назови то, что увидишь на первой и второй картинках.

стол — столы

коза — козы

лиса — лисы

овца — овцы

птенец — птенцы

огурец — огурцы

дупло — дупла

окно — окна

гнездо — гнезда

кресло — кресла

облако — облака

блюдце — блюдца

лоб — лбы

пень — пни

лев — львы

орел — орлы

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное выполнение задания без помощи логопеда.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания при незначительной помощи логопеда или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.

Средний уровень (3 балла) — форма слова подобрана неправильно, т.е. не соответствует данному типу словоизменения.

Уровень ниже среднего (2 балла) — образование от данного слова другой его формы.

Низкий уровень (1 балл) — неправильное выполнение задания, отказ от ответа.

3.2. Умение согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе и косвенных падежах.

2)Инструкция: назови предметы и их цвет.

Материал — предметные картинки разных цветов (белого, голубого, красного) и размеров: красный флаг, красное кресло, красная крыша, красные лыжи; белый халат, белая кастрюля, белое полотенце, белые голуби; голубой шар, голубое ведро, голубая шаль, голубые карандаши; большой стул, большая матрешка, большое ведро, большие ведра.

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное выполнение задания без помощи логопеда.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания при незначительной помощи логопеда или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.

Средний уровень (3 балла) — форма слова подобрана неправильно, т.е. не соответствует данному типу словоизменения.

Уровень ниже среднего (2 балла) — образование от данного слова другой его формы.

Низкий уровень (1 балл) — неправильное выполнение задания, отказ от ответа.

3.3.Умение согласовывать существительные с количественными числительными.

3)Инструкция: закончи предложение.

Материал — фразы:

Три шара, а пять шаров.

Три ложки, а пять . . ..

Два медведя, а пять . . ..

Четыре пуговицы, а десять . . ..

Одна конфета, а шесть . . ..

Один олень, а восемь . . ..

Одна капля, а десять . . ..

Один пень, а два . . ..

Два уха, а шесть . . ..

Одно ведро, а семь . . ..

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное выполнение задания без помощи логопеда.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания при незначительной помощи логопеда или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.

Средний уровень (3 балла) — форма слова подобрана неправильно, т.е. не соответствует данному типу словоизменения.

Уровень ниже среднего (2 балла) — образование от данного слова другой его формы.

Низкий уровень (1 балл) — неправильное выполнение задания, отказ от ответа.

3.4.Умение употреблять глаголы ед. и мн. ч. настоящего времени

4)Инструкция: назови, что делают персонажи картинок.

Материал — картинки-действия:

Мальчик раскладывает ложки. — Мальчики (дети) раскладывают ложки.

Девочка пишет в тетради. — Девочки (дети) пишут в тетради.

Девочка читает книгу. — Девочки читают книгу.

Ребенок лепит снежную бабу. — Дети лепят снежную бабу.

Мальчик бежит в школу. — Дети бегут в школу.

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное выполнение задания без помощи логопеда.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания при незначительной помощи логопеда или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.

Средний уровень (3 балла) — форма слова подобрана неправильно, т.е. не соответствует данному типу словоизменения.

Уровень ниже среднего (2 балла) — образование от данного слова другой его формы.

Низкий уровень (1 балл) — неправильное выполнение задания, отказ от ответа.

3.5.Умение употреблять глаголы прошедшего времени по родам

5)Инструкция: назови действия, изображенные на картинках.

Девочка упала. Мальчик упал. Яблоко упало.

Чайник разбился. Крынка разбилась. Блюдце разбилось. Стул сломался. Скамейка сломалась. Кресло сломалось. Туча плыла. Плот плыл. Облако плыло.

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное выполнение задания без помощи логопеда.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания при незначительной помощи логопеда или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.

Средний уровень (3 балла) — форма слова подобрана неправильно, т.е. не соответствует данному типу словоизменения.

Уровень ниже среднего (2 балла) — образование от данного слова другой его формы.

Низкий уровень (1 балл) — неправильное выполнение задания, отказ от ответа.

3.6. Умение образовывать имена существительные при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.

6)Инструкция: назови предмет уменьшительно или ласкательно.

Материал — картинки:

-чик

стакан — стаканчик, стул — стульчик, кувшин — кувшинчик;

-очк, -ечк

миска — мисочка, санки — саночки, кольцо — колечко, подушка — подушечка, скамейка — скамеечка;

-ерк

ведро — ведерко

-ичк

пуговица — пуговичка;

-ик

стол — столик, дом — домик, карандаш — карандашик, мяч — мячик;

-оньк, -еньк

береза — березонька, дочь — доченька, нога — ноженька, тетя — тетенька;

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное выполнение задания без помощи логопеда.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания при незначительной помощи логопеда или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.

Средний уровень (3 балла) — форма слова подобрана неправильно, т.е. не соответствует данному типу словоизменения.

Уровень ниже среднего (2 балла) — образование от данного слова другой его формы.

Низкий уровень (1 балл) — неправильное выполнение задания, отказ от ответа.

3.7. Умение образовывать названия детенышей животных (птиц) и употребление их во мн. ч.

7)Инструкции: назови детеныша. Назови детенышей.

Материал — картинки:

корова, теленок, телята; лошадь, жеребенок, жеребята; свинья, поросенок, поросята; овца, ягненок, ягнята; волк, волчонок, волчата; медведь, медвежонок, медвежата; ворона, вороненок, воронята; курица, цыпленок, цыплята; индюк, индюшонок, индюшата; верблюд, верблюжонок, верблюжата;

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное выполнение задания без помощи логопеда.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания при незначительной помощи логопеда или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.

Средний уровень (3 балла) — форма слова подобрана неправильно, т.е. не соответствует данному типу словоизменения.

Уровень ниже среднего (2 балла) — образование от данного слова другой его формы.

Низкий уровень (1 балл) — неправильное выполнение задания, отказ от ответа.

3.8. Умение образовывать названия профессий мужского и женского рода.

8)Инструкция: ответь на вопрос (назови профессию).

Материал — вопросы.

Образование профессий мужского рода:

Кто едет на велосипеде? Кто едет на мотоцикле? Кто играет на гитаре?

Кто играет в хоккей? Кто играет в футбол? Кто катается на фигурных коньках? Кто играет на пианино? Кто играет на саксофоне? Кто играет на скрипке? Кто играет на баяне? Кто удит рыбу? Кто водит машину? Кто продает продукты? Кто летает на самолете? Кто варит?

Образование профессий женского рода с использованием того же лексического материала.

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное выполнение задания без помощи логопеда.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания при незначительной помощи логопеда или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.

Средний уровень (3 балла) — форма слова подобрана неправильно, т.е. не соответствует данному типу словоизменения.

Уровень ниже среднего (2 балла) — образование от данного слова другой его формы.

Низкий уровень (1 балл) — неправильное выполнение задания, отказ от ответа.

3.9.Умение образовывать существительные от прилагательных со значением отвлеченного понятия.

9)Инструкция: образуй от прилагательного существительное.

Например: грубый — грубость.

Материал — слова:

сырой — сырость; смелый — смелость; храбрый — храбрость; сухой — сухость; глупый — глупость; радостный — радость; хитрая — хитрость; жадный — жадность; молодой — молодость; гордый — гордость; пытливый — пытливость; злой — злость; трусливый — трусость (трусливость).

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное выполнение задания без помощи логопеда.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания при незначительной помощи логопеда или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.

Средний уровень (3 балла) — форма слова подобрана неправильно, т.е. не соответствует данному типу словоизменения.

Уровень ниже среднего (2 балла) — образование от данного слова другой его формы.

Низкий уровень (1 балл) — неправильное выполнение задания, отказ от ответа.

3.10. Умение образовывать относительные прилагательные.

10)Инструкция: предмет сделан из ... (меха). Какой он?

Материал — слова:

предмет из металла, резины, стекла, снега, дерева,бумаги, кирпичей;

каша из риса, манки, гречки, пшена,

сок из вишни, крыжовника, сливы, малины, черники, смородины.

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное выполнение задания без помощи логопеда.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания при незначительной помощи логопеда или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.

Средний уровень (3 балла) — форма слова подобрана неправильно, т.е. не соответствует данному типу словоизменения.

Уровень ниже среднего (2 балла) — образование от данного слова другой его формы.

Низкий уровень (1 балл) — неправильное выполнение задания, отказ от ответа.

3.11. Умение образовывать притяжательные прилагательные.

11)Инструкция: чья это голова? Чей это хвост? Чье это жилище?

Материал — картинки:

головы: медведя, орла, барана, овцы, лисы, собаки, петуха,курицы, зайца, лошади, голубя, белки, тигра, оленя, гуся, утки, галки, вороны, кота, рыси;

хвостов: этих же животных;

жилищ: дупло (белки), гнездо (птицы), логово (волка), берлога (медведя).

Критерии оценки

Высокий уровень (5 баллов) — правильное выполнение задания без помощи логопеда.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания при незначительной помощи логопеда или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.

Средний уровень (3 балла) — форма слова подобрана неправильно, т.е. не соответствует данному типу словоизменения.

Уровень ниже среднего (2 балла) — образование от данного слова другой его формы.

Низкий уровень (1 балл) — неправильное выполнение задания, отказ от ответа.

3.12.Умение образовывать простую сравнительную степень прилагательных.

12)Инструкции: сравни предметы. Закончи предложение.

Материал — фразы:

эта лента длинная, а другая — ... (длиннее)-,

это яблоко красное, а другое — ...;

этот ремень широкий, а другой — ...;

этот карандаш тонкий, а другой — ...;

эта краска темная, а другая — ...;

эта лента короткая, а другая — ...;

этот дом высокий, а другой — ...;

это полотенце широкое, а другое — ....

Критерии оценки
Высокий уровень (5 баллов) — правильное, самостоятельное выполнение задания.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания с помощью логопеда или самостоятельное исправление неправильного ответа после уточнения задания.

Средний уровень (3 балла) — преобразование заданного слова в неологизм или преобразование слова в другое слово, не соответствующее данному словообразовательному типу.

Уровень ниже среднего(2 балла) — образование от данногослова другой его формы, образование несуществующего слова.

Низкий уровень (1 балл) — неправильное выполнение задания, простое повторение

4. Обследование зрительно-пространственных функций и особенностей ручной моторики

4.1.Праксис по зрительному образцу.

1)Ребенку предлагается воспроизвести заданные положения пальцев руки.

Инструкция: делай, как я.

Соединить 1 и 2 пальцы в кольцо.

Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты.

Пальцы сжаты в кулак, 2 и 5 пальцы вытянуты.

После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.

То же воспроизводится левой рукой.

4.2 Праксис по кинестетическому (тактильному) образцу.

2)Глаза ребенка закрыты. Логопед придает руке ребенка определенную позу, ребенок должен воспроизвести позу той же рукой.

Инструкция: закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложилтебе пальцы? Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу.

Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты.

Пальцы сжаты в кулак, 2 и 5 пальцы вытянуты.

То же левой рукой.

4.3 Перенос поз.

3)Глаза ребенка закрыты. Логопед придает руке ребенка определенную позу, ребенок должен воспроизвести позу другой рукой.

Инструкция: закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложилтебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке.

Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты.

Пальцы сжаты в кулак, 2 и 5 пальцы вытянуты.

То же левой рукой.

Критерии оценки:

Высокий уровень (3 балла) — правильное, самостоятельное выполнение позы, без дополнительных разъяснений исполняет предложенную экспериментальную программу: по зрительному, тактильному образцу и переносу поз.

Средний уровень (2 балла) — поза воспроизведена неточно,замедленное воспроизведение (поиск позы). Ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, многократных повторов со стороны экспериментатора.

Низкий уровень (1 балл) — неправильное нахождение позы,многократное повторение задания не улучшает результатов, отказ от выполнения заданий.

4.4 Кинетический (динамический) праксис.Одноручные пробы. (проба Хэда)

4)Ребенок сидит напротив логопеда. Логопед придает определенное положение своей руке, ребенок должен воспроизвести его той же рукой.

Инструкция: то, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой.

«Голосование» — рука согнута в локте и поднята вверх. Рука горизонтально перед грудью ладонью вниз.

Большой палец под подбородком, ладонью сагиттально, пальцами вперед.

Ладонь горизонтально к подбородку, пальцами к себе.

Ладонь горизонтально от подбородка пальцами о себя.

Левая рука касается правого уха.

Правая рука касается левого глаза.

Критерии оценки:

Высокий уровень (3 балла) — правильное, самостоятельноевыполнение проб, без дополнительных разъяснений исполняет предложенную экспериментальную программу.

Средний уровень (2 балла) — неправильное расположениеруки, зеркальное воспроизведение позы, с трудом переключается с одного движения на другое, персеверирует, не может п лавно переходить с одного движения к другому (при выполнении одной рукой).

Низкий уровень (1 балл) — отказ от выполнения заданий.

4.5. Пространственный гнозис

5) Проба «Зеркальные буквы»

Инструкция: покажи, какая из бук в написана неправильно в слогах и словах.

Критерии оценки

Высокий уровень (3балла) — правильное, самостоятельное выполнение задания, нахождение неправильно написанных букв с первого предъявления без ошибок.

Средний уровень (2балла) —на выполнение задания затрачивается большее количество времени, находит неправильно написанную букву не с первого раза.

Низкий уровень (1 балл )-не найдено не одной буквы, написанной не правильно

4.6.Состояние речезрительных функций

Инструкция: какие буквы ты видишь? Материал—перечеркнутые изображения букв.

4.7.Конструирование (реконструирование) букв

Инструкция: допиши буквы

Материал-недописанные буквы, элементы букв

Критерии оценки

Высокий уровень (3 балла) - правильное самостоятельное выполнение задания, ребёнок дописывает элементы предлагая разные варианты букв

Средний уровень(2 балла) – на выполнение задания затрачивается большее количество времени, ребенок путает расположение элементов букв, допускает ошибки кинетического и кинестетического характера; дописывая элемент, предлагает только один вариант буквы, другие буквы ребенок “не видит”.

Низкий уровень (1 балл) – при выполнении задания воспроизведены

1-2 буквы.
перейти в каталог файлов
связь с админом