Главная страница
qrcode

Министерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации


НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Дата24.12.2019
Размер468 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаsudmed-1.doc
ТипПримерная программа
#82410
страница1 из 3
Каталог

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

VIII

Аудиторные занятия (всего)

48

48

В том числе:

-

-

Лекции (Л)

16

16

Клинические практические занятия (КПЗ)

32

32

Самостоятельная работа (всего)

24

24

В том числе:

-

-

Заключение эксперта или реферат (по выбору) (написание и защита)

4

4

Вид промежуточной аттестации

зачет

зачет

Общая трудоемкость дисциплины часов 72

зачетные единицы 2

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела

Содержание раздела

1.

Предмет и содержание судебной медицины (судебной стоматологии)

Определение судебной медицины и судебной стоматологии. Предмет судебной стоматологии, система предмета. Объекты и методы судебно-медицинской (судебно-стоматологической) экспертизы. Краткая история развития судебной стоматологии. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии судебной стоматологии. Основные направления развития судебной стоматологии в настоящее время.

2.

Процессуальные и организационные вопросы судебно-медицинской (судебно-стоматологической) экспертизы

Понятие об экспертизе. Экспертиза в уголовном и гражданском процессе в РФ. Обязательное проведение экспертизы. Эксперт. Обязанности и права эксперта. Отвод эксперта. Ответственность эксперта. Виды экспертизы. Порядок назначения и производства экспертизы. Экспертиза на предварительном следствии и в суде.

Организация судебно-медицинской (судебно-стоматологической) экспертизы. Роль судебно-медицинской (судебно-стоматологической) экспертизы в решении задач системы здравоохранения по повышению качества стоматологической помощи населению.

3.

Умирание и смерть. Ранние и поздние трупные изменения

Учение о смерти. Терминальные состояния. Клиническая и биологическая смерть. Констатация смерти. Понятие о танатогенезе. Классификация смерти.

Ранние и поздние трупные изменения. Разрушение трупа животными. Методы исследования трупных изменений. Определение давности наступления смерти.

4.

Осмотр трупа на месте происшествия (месте его обнаружения)

Общие вопросы осмотра места происшествия и трупа на месте его обнаружения (порядок, организация, стадии и виды осмотра места происшествия). Задачи специалиста в области судебной медицины (судебной стоматологии) и последовательность действий при осмотре трупа на месте его обнаружения. Процессуальное оформление осмотра места происшествия (трупа на месте его обнаружения). Особенности осмотра трупа при различных повреждениях и видах смерти. Особенности осмотра трупа неизвестного лица. Особенности осмотра места происшествия при крупномасштабных катастрофах.

5.

Судебно-медицинская экспертиза (исследование) трупа

Поводы для судебно-медицинской экспертизы (исследования) трупа. Задачи судебно-медицинского исследования трупа при насильственной смерти и подозрении на нее. Отдельные положения инструкции по организации и производству экспертных исследований.

Техника исследования мягких тканей лица, челюстно-лицевых костей и зубов. Методы изъятия и замещения верхней и нижней челюстей. Изготовление посмертных масок (слепков). Реставрация лица.

Документация судебно-медицинской экспертизы (исследования) трупа. Принципы построения судебно-медицинского диагноза и выводов (заключения) при судебно-медицинской экспертизе (исследовании) трупа. Медицинское свидетельство о смерти.

6.

Судебно-медицинская (судебно-стоматологическая) экспертиза при травме челюстно-лицевой области. Повреждения от действия тупых и острых предметов. Огнестрельные повреждения

Общие сведения о повреждениях, причиняемых тупыми предметами. Понятие о тупом предмете. Механизм причинения повреждений. Принципы описания повреждений.

Особенности повреждений мягких тканей лица.

Повреждения челюстно-лицевых костей (локальные и конструкционные переломы). Морфологические особенности переломов в зависимости от механизма образования.

Повреждения зубов (вывих, перелом, травматическое удаление). Травма зубов у лиц с заболеваниями зубочелюстной системы. Повреждения, причиненные зубами человека. Повреждения, причиненные зубами животных.

Общие представления о транспортной травме и травме от падения с высоты и на плоскости.

Повреждения мягких тканей лица, челюстно-лицевых костей и зубов острыми предметами и огнестрельным оружием. Общие представления о повреждениях газовым оружием и от взрывов. Особенности течения огнестрельных ранений мягких тканей и костей лица.

Причины смерти при механических повреждениях. Лабораторные методы исследования механических повреждений. Установление прижизненности и давности повреждений.

7.

Судебно-медицинская (судебно-стоматологическая) экспертиза при повреждениях челюстно-лицевой области от воздействия некоторых внешних (физических и химических) факторов

Общее и местное действие крайних температур на организм. Термические ожоги и отморожения лица.

Общие сведения о действии электричества и ионизирующего излучения на организм человека. Радиационные поражения мягких тканей лица, челюстно-лицевых костей и зубов.

Общие сведения о ядах и отравлениях. Поражение лица и полости рта при действии едких ядов (кислоты и щелочи). Поражение полости рта при действии деструктивных ядов (ртуть, свинец, мышьяк и др.).

8.

Судебно-медицинская (судебно-стоматологическая) экспертиза при определении тяжести вреда, причиненного здоровью человека, и некоторых других видах экспертиз живых лиц

Судебно-медицинская экспертиза живых лиц (виды, общие вопросы организации и производства). Юридическая квалификация тяжести вреда здоровью. Правила и медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека. Способы причинения повреждений (побои, истязания).

Течение и исходы повреждений мягких тканей лица, челюстно-лицевых костей и зубов. Общие правила обследования потерпевшего с повреждениями зубочелюстной системы. Исследование повреждений, причиненных зубами. Принципы и алгоритм экспертной оценки степени тяжести вреда, причиненного здоровью при повреждениях мягких тканей лица, челюстно-лицевых костей и зубов.

Экспертная оценка травмы зубов при заболеваниях зубочелюстной системы. Симуляция травмы зубов.

9.

Идентификация личности по стоматологическому статусу и пограничные с ней вопросы

Общие принципы и методы идентификации личности. Идентификация трупов неизвестных лиц. Идентификация трупа по костным останкам.

Криминалистические методы идентификации личности с использованием стоматологического статуса.

Идентификация личности по особенностям строения зубов и зубного ряда. Анатомические признаки зубов. Аномалии зубов, зубных рядов и прикуса. Приобретенные признаки. Исследование особенностей лицевого скелета, зубов и зубного ряда с использованием метода телерентгенографии. Метод ортопантомографии. Расширенная одонтограмма. Идентификация личности по следам и отпечаткам зубов.

Экспертиза отдельных зубов и зубных протезов. Установление возраста, пола и расово-этнических признаков по зубам. Идентификация личности по особенностям рисунка слизистой оболочки языка, рельефа твердого неба, следам губ.

10.

Правовые основы охраны здоровья граждан Российской Федерации

Основные принципы охраны здоровья граждан. Права граждан при оказании медико-социальной помощи. Гарантии осуществления медико-социальной помощи. Врачебная тайна. Присяга врача. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан вследствие недобросовестного выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

11.

Ответственность медицинских работников стоматологических учреждений за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения

Причины неблагоприятных исходов в стоматологической практике. Врачебные ошибки и несчастные случаи.

Правонарушения медицинских работников стоматологических учреждений. Преступления против личности (против жизни и здоровья и др.). Преступления против общественной безопасности (против здоровья населения). Должностные преступления. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность за причинение вреда здоровью.

Гражданская ответственность медицинских работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья. Договор возмездного оказания услуг. Качество услуги. Ответственность за причинение вреда. Компенсация морального ущерба. Обстоятельства, исключающие гражданскую ответственность за причинение вреда здоровью.

12.

Судебно-медицинская (судебно-стоматологическая) экспертиза по делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников

Судебно-медицинская (судебно-стоматологическая) экспертиза в случаях привлечения медицинских работников к уголовной ответственности за профессиональные и профессионально-должностные преступления. Судебно-медицинская (судебно-стоматологическая) экспертиза при гражданских исках пациентов о возмещении ущерба, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи (услуги). Дефекты оказания стоматологической помощи. Анализ неблагоприятных исходов оказания стоматологической помощи по вине пациентов.
  1   2   3

перейти в каталог файлов

  1   2   3

Стоматология - Судебная медицина



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

____________ _____________________

(подпись) (ФИО)

"____" ________ 20.. г.


Вводится в действие с «____» ________20… г.


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА

Для студентов обучающихся по:


специальности

Стоматология


Форма обучения

очная


Москва

2010 г.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины - сформировать у врача-стоматолога основные понятия в области судебной медицины (судебной стоматологии).

При этом задачамидисциплины являются:

ознакомление студентов с правовой регламентацией и организацией судебно-медицинской экспертизы, с принципами работы и делопроизводством Бюро судебно-медицинской экспертизы и его структурных подразделений;

ознакомление студентов с мероприятиями по охране труда и технике безопасности, созданию благоприятных условий труда медицинского персонала и профилактике профессиональных заболеваний, осуществлением контроля за соблюдением и обеспечением экологической безопасности;

ознакомление с принципами и методами экспертной диагностики и оценки течения патологических процессов при механической травме и других экстремальных состояниях; идентификации личности по стоматологическому статусу;

ознакомление с вопросами ответственности врача за причинение в процессе оказания медицинской помощи вреда здоровью и совершение профессиональных и профессионально-должностных правонарушений.

обучение теоретическим и практическим вопросам судебной медицины (судебной стоматологии) в объеме, необходимом для успешного выполнения обязанностей эксперта при производстве судебно-медицинской экспертизы, а также специалиста при участии в некоторых видах процессуальных действий;

формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, подготовки рефератов, обзоров по современным научным проблемам в области судебной медицины;

формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с коллективом, коллегами, представителями правоохранительных органов, родственниками и близкими умерших.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА

Дисциплина «Судебная медицина» относится к профессиональному циклу дисциплин по специальности «Стоматология» высшего профессионального медицинского образования и изучается в десятом семестре.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия и биоэтика, правоведение, психология, педагогика, история медицины, латинский язык;

- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин в том числе: физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия человека, топографическая анатомия; патологическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; патофизиология; микробиология, вирусология; фармакология;

- в цикле профессиональных дисциплин, в том числе: гигиена, общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения; проведевтика внутренних болезней; общая хирургия, хирургические болезни; экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности; педиатрия.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);

способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);

способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11);

способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12).

б) профессиональных (ПК):

общепрофессиональные:

способен и готов:

- провести общеклиническое обследование больного и оформить историю болезни,

- интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1);

способен и готов использовать алгоритм постановки предварительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) (ПК-2);

способен и готов:

- применять медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях,

- использовать технику антропометрии, термометрии, измерения АД, подсчета ЧСС и ЧДД, измерения суточного диуреза,

- использовать технику введения воздуховода, промывания желудка, газоотведения из толстой кишки,

- осуществлять уход за больными (ПК-3);

профилактическая деятельность

способен и готов формировать группы риска по стоматологическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11).

способен и готов к проведению стоматологических профессиональных профилактических процедур (ПК-15);

диагностическая деятельность

способен и готов к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента (биологическая, медицинская, психологическая и социальная информация), включая данные о состоянии полости рта (ПК-16);

способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК- 17);

способен и готов поставить диагноз, с учетом действующей Международной классификацией болезней на основе клинических и лабораторных исследований для пациентов всех возрастов и направлению их к соответствующим специалистам (ПК-18);

способен и готов к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов, и в случае необходимости направить пациента к соответствующим специалистам (ПК-19);

способен и готов выполнить основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-20);

способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить функциональные изменения челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах (ПК-21);

способен анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеет современными методами, используемыми в изучении генетики человека, принципами медико-генетического консультирования, способен объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию различных вариантов аномалий и пороков (ПК-22);

способен и готов проводить анализ результатов исследований клинико-анатомического, биопсийного, операционного и секционного стоматологического материала (ПК-23);

организационно-управленческая деятельность

способен и готов понимать иерархию правления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение стоматологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача стоматолога в охране здоровья граждан; нормативно правовую базу деятельности врача стоматолога (ПК- 41);

способен и готов к использованию современных технологий менеджмента и маркетинга в своей профессиональной деятельности, осуществлять анализ качества и эффективности своей работы, к анализу показателей деятельности ЛПУ, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в ЛПУ амбулаторного и стационарного типа (ПК- 43);

научно-исследовательская деятельность

способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46);

способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47);

способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48);

психолого-педагогическая деятельность

способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

основные положения законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

уголовное и гражданское процессуальное законодательство и нормативные документы, регламентирующие назначение, проведение, документацию экспертизы живых лиц, трупов, вещественных доказательств и экспертизы по материалам дела; права и обязанности эксперта; организационные принципы судебно-медицинской (судебно-стоматологической) экспертизы;

правила судебно-медицинского исследования трупов, судебно-медицинской экспертизы определения тяжести вреда здоровью; принципы построения экспертных выводов;

современные научные данные по общим и частным вопросам судебно-медицинской танатологии, экспертизы повреждений от различных видов внешних воздействий, идентификации личности; основные методы исследования объектов судебно-стоматологической экспертизы;

уголовное законодательство об ответственности за преступления против жизни и здоровья граждан, за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения медицинских работников;

основные положения гражданского законодательства и других законодательных актах об ответственности медицинских работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья как национальной приоритетной задачи; современное состояние экспертизы объема и качества оказания медицинской, в том числе стоматологической, помощи.

Уметь:

оказать квалифицированную помощь следователю при осмотре трупа на месте происшествия: установить факт наступления смерти, трупные явления, повреждения, установить время наступления смерти, описать стоматологический статус;

владеть методами исследования зубочелюстной системы, фиксации внешних признаков неопознанного трупа, относящимися к стоматологическому статусу; описывать повреждения от различных видов внешних воздействий в соответствии с общепринятыми схемами;

определить степень тяжести вреда здоровью при повреждениях мягких тканей лица, челюстно-лицевых костей и зубов;

проводить сравнительное исследование зубочелюстной системы трупа неизвестного лица и данных медицинских документов (амбулаторная карта, рентгенограммы, слепки зубного аппарата, фотографии и пр.) с целью идентификации личности покойного;

проводить экспертную оценку неблагоприятных исходов в медицинской практике, проступков и профессиональных преступлений медицинских работников; давать заключение по материалам уголовных и гражданских дел в случаях профессиональных и профессионально-должностных правонарушений медицинских работников стоматологических учреждений в пределах своей компетенции;

пользоваться учебной и научной литературой, сетью Интернет.

Владеть:

оценкой терминальных состояний, ориентирующих и достоверных признаков смерти, динамики развития и оценки ранних и поздних трупных изменений при установлении факта и давности наступления смерти (при осмотре трупа на месте его обнаружения);

методами диагностики и анализа особенностей течения травматического процесса повреждений, экспертной оценки заболеваний и патологических состояний зубочелюстной системы, связанных с воздействием факторов (физических, химических и др.) внешней среды;

приемами и методами ряда клинических дисциплин для диагностики травм зубочелюстной системы, определения судебно-медицинских критериев тяжести вреда здоровью, установления возраста и др. при судебно-медицинском освидетельствовании (экспертизе) потерпевших, подозреваемых и других лиц;

приемами и методами сравнительных идентификационных исследований особенностей строения челюстно-лицевых костей, зубов и зубного ряда; определения пола, возраста и расы по зубам;

оценкой причин неблагоприятных исходов в медицинской (в т.ч. стоматологической) практике при проведении судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


связь с админом