Главная страница
qrcode

Рабочая тетрадь Стом. матер 2015.1. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования первый московский государственный медицинский университет имени И.


НазваниеМинистерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования первый московский государственный медицинский университет имени И.
АнкорРабочая тетрадь Стом. матер 2015.1.doc
Дата05.11.2017
Размер5.91 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРабочая тетрадь Стом. матер 2015.1.doc
ТипДокументы
#35472
страница4 из 6
Каталог
1   2   3   4   5   6

ЗАЩИТА МОДУЛЯ №1 «Металлы и сплавы в стоматологии»




Билет № _______



Дата:_________ Занятие № 5

ТЕМА: Основы полимерных материалов и процессов полимеризации. Типы полимерных материалов в стоматологии и их применение.
Задание №1

Приведите классификацию пластмасс, применяемых в ортопедической стоматологии (пути использования)

Пластмассы в стоматологии

Задание №2

Напишите реакции, лежащие в основе получения полиметилметакрилата на основе изобутилена, для каждой реакции укажите субстрат, реагент и механизм реакции.

Лабораторная работа №3

«Определение времени готовности формовочной массы.»

Цель работы: Научиться определять время готовности стоматологической полимерной формовочной массы.

Оборудование и реактивы: Сосуд c крышкой, шпатель стоматологический; полимер (порошок) и полимер (жидкость) базисного материала Этакрил (Акр-15) или другой по выбору преподавателя.

Для приготовления формовочной массы проводят замешивание, используя для этого полимер (порошок) и мономер (жидкость) базисного материала (по указанию преподавателя).

Усад­ка полимер-мономерной композиции зависит от со­отношения мономера и полимера. Оптимальным является соотно­шение мономера и полимера 1:3 по объему или 1:2 по массе.

Ход работы:

  1. Описывают полимерный материал, используемый в данной работе:

  • Название ____________________________________________________________

  • Фирма-производитель _________________________________________________

  • Форма выпуска ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проводят смешивание мономера с полимером в сосуде с крыш­кой или на стекле (при этом в мономер насыпают отмеренное количество порошка и сразу же перемешивают — нормативный расход пластмассы при из­готовлении базиса съемного протеза составляет 1 г на 1 искусствен­ный зуб).

  2. Сосуд с массой оставляют для набу­хания на 15-30 мин, (в зависимости от температуры окружающей среды). В течение этого времени консистенция массы изменяется от пескообразной до тестообразной. При получении формовочной мас­сы различают следующие стадии: песочная (гранульная); вязкая (тянущихся нитей), тестообразная; резиноподобная.

  3. Описывают все стадии получения формовочной массы:

    1. Песочная стадия

Появляется ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Длится (мин) _________________________________________________________

Смесь на этой стадии используют для ____________________________________

    1. Стадия тянущихся нитей (вязкая)

Характеризуется ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Длится (мин) _________________________________________________________

Смесь на этой стадии используют для ____________________________________

    1. Тестообразная стадия

Характеризуется ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Длится (мин) _________________________________________________________

Смесь на этой стадии используют для ____________________________________

    1. Резиноподобная стадия

Характеризуется ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Длится (мин) _________________________________________________________

Смесь на этой стадии используют для ____________________________________

  1. Характеризуют влияние температуры на скорость набухания ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

Задание №3

Изучите особенности реакции деполимеризации полиметилметакрилата.



Небольшой кусочек базиса протеза помещают в среднюю часть горизонтально расположенной пробирки. Осторожно нагревают это место пробирки над пламенем горелки. Полимер сначала плавится, а затем деполимеризуется (в пробирке появляются пары). Слегка наклоняют пробирку, чтобы образовавшийся жидкий мономер стекал в нижнюю, нагретую, часть пробирки. Метилметакрилат распознают по характерному запаху.

Запишите реакцию деполимеризации полиметилметакрилата:

По окончании деполимеризации, когда пробирка остынет, добавляют постепенно несколько капель бромной воды. Убеждаются в том, что при встряхивании пробирки бромная вода обесцвечивается, а запах продукта изменяется.

Запишите реакцию с бромной водой:

Дата:_________ Занятие № 6

ТЕМА: Стоматологические полимерные материалы – пластмассы. Регламентация качества полимерных материалов.
Лабораторная работа №4

«Определение содержания остаточного мономера в полимере».

Цель работы: Определить содержание в полимере остаточного мономера.

Оборудование и реактивы: Коническая колба с пришлифованной пробкой емкостью 500 см 3 (3 шт.), шпатель, часовое стекло; тетрахлорид углерода (или хлороформ), вода дистиллированная, KBrO3, KBr, 10 % раствор KI, соляная кислота (ρ= 1,19 г/см3), раствор Na2S2O3.

Ход работы:

  1. В две конические колбы с пришлифованными пробками, содержащими по 20 мл тетрахлорида углерода (или хлороформа) помещают навески полимера (1-2 г), взвешенные на аналитических весах, и взбалтывают.

  2. В третьей конической колбе проводят контрольный опыт (без навески полимера).

  3. После растворения навесок полимера во все колбы добавляют по 20 мл бромидброматного раствора и по 5 мл концентрированной соляной кислоты, закрывают колбы пришлифованными пробками, осторожно взбалтывают и оставляют на 20 минут на рассеянном свету.

  4. Затем в каждую колбу быстро прилевают по 10 мл 10% раствора KI, колбы встряхивают.

  5. Готовят бюретку с 0,1н раствором Na2S2O3.

  6. Выделившийся иод оттитровывают 0,1 н. раствором Na2S2O3 до обесцвечивания (в конце титрования добавляют несколько капель раствора крахмала).

Сущность работы:

KBr + KBrO3 + HCl →

CH2=CH–COOCH3 + Br2

Br2 + KJ →

J2 + Na2S3O3

Экспериментальные данные

g (масса навески) =


№ п/п

Объём титранта, V мл

Средний объём титранта,V мл
















контрольный опыт







Содержание метилметакрилата Х в полимере (в % (масс.)) определяют по формуле

(
X =
a-b)K·0,0079·100·100

159,9g

где a и b объем 1 н. раствора Na2S3O3, израсходованного на титрование контрольной и анализируемой проб соответственно, мл;

K – поправка к титру 0,1 н. тиосульфата натрия;

0,0079- количество брома, соответствующее 1 мл 0.1 н. раствора Na2S3O3;

159,9 – теоретическое бромное число ;

g – навеска полимера, г.

Вывод:

(сравните полученное значение с регламентируемым по нормативной документации)

Дата:_________ Занятие № 7

ТЕМА: Стоматологические полимерные материалы – пластмассы (Продолжение).

Решение задач


1). Константа скорости реакции полимеризации равна 0,015с-1. Вычислите время, за которое полимеризуется 90% материала.

2). За 1,5 минуты полимеризации подверглось 80% исходного количества метилметакрилата. Рассчитайте константу скорости реакции полимеризации и период полупревращения.

3). Метилметакрилат массой 1 г подвергли полимеризации. Масса продукта полимеризации составила 0,98 г. Установите содержание остаточного мономера и укажите соответствие его требованиям нормативной документации.

4). Найдите энергию активации реакции инициирования, если Еа процесса радикальной полимеризации равняется 84 кДж/моль, Еа роста цепи составляет 29 кДж моль, а Еа обрыва цепи равняется 21 кДж/моль.

5). При иодиметрическом определении остаточного мономера в образце массой 0,632г на титрование пошло 9,3мл тиосульфата натрия, а на контрольный опыт – 12,4мл. Определите содержание остаточного мономера (при К=1,002) и сделайте заключение о соответствии образца нормам качества.

Дата:_________ Занятие № 8

ТЕМА: Стоматологический фарфор. Ситаллы.

Задание №1

Изучите микродиагностические характеристики фарфоровой массы «Ивоклар». Зарисуйте диагностические признаки, соответствующие основным компонентам фарфоровой массы (каолин, кварц, полевой шпат).


Методика:

Анализируемую фарфоровую массу помещают на кончике шпателя в каплю дистиллированной воды на предметное стекло и выпаривают почти досуха на пламени горелки, избегая образования пузырьков воздуха, мешающих определению кристаллов. Затем препарат изучают под микроскопом, зарисовывая диагностические признаки, соответствующие зонам каолина, кварца, полевого шпата.



Сделайте заключение о превалировании компонентов фарфоровой массы в анализируемой торговой марке.


Задание №2




Проанализируйте схему расположения слоёв керамических масс, используя материалы информационного блока. Приведите состав компонентов фарфоровых масс, используемых в формировании слоёв: эмалевого, дентинного, опакового.



Задание №3

Изучите критерии доброкачественности стоматологических материалов на основе керамики в соответствии с ГОСТ Р 51735 2001 «Керамика стоматологическая».

Изучите показатели качества, изложенные в разделе ГОСТа «Технические требования». Заполните таблицу:

Показатель

Тип керамики

Грунтовая

Дентинная

Эмалевая Прозрачная

Сопротивление окрашиванию, число пятен на образцах при выдерживании в окрашивающем растворе.










Пористость, число пор.











Коэффициент термического расширения [температурный коэффициент линейного расширения (ТКЛР)], 1/оС










Прочность при изгибе, Мпа











Технологичность











Линейная усадка при обжиге, %











Химическая растворимость, %











Задание №4

Определите сопротивление керамического материала к окрашиванию.

Для испытаний используют образцы полученные в результате равномерного обжига. Шероховатости и неровности имеющиеся на керамике после обжига сошлифовывают на шлиф-моторе и зуботехнической бормашине любого типа (образцы для проведения испытания получают у лаборанта).

Полученные на анализ образцы помещают в химический стакан вместимостью 250 мл с окрашивающим раствором (насыщенный раствор эозина или насыщенный раствор метиленовой сини в 95% этиловом спирте) на 24 часа. После извлечения из окрашивающего раствора образец тщательно промывают с помощью зубной щётки. Все внешние поверхности образца исследуют на наличие окраски визуально. При наличие окрашивания керамику считают непригодной для дальнейшего использования.

Результаты эксперимента:

Вывод:

Задание №5

Изучите методы испытания физико-механических и физико-химических свойств в соответствии с ГОСТом Р 51 735 2001. Заполните таблицу:

Название испытания

Сущность метода

Ожидаемый результат












Задание №6

Охарактеризуйте область применения стандартных шкал расцветок, используя материалы информационного блока. Заполните таблицу:





Наименование стандартной расцветки

Характеристики стандартной расцветки

Область применения

  1. Вита-Люмин-Вакуум

(Германия)

16-цветовая палитра:

А1, А2, А3/5, А4, В1, В2, В3, В4, С1, С2, С3, С4, Д2, Д3, Д4.

для керамических материалов (Вита-Омега, Омега-800, Витадур-Альфа и др.).

  1. Витапан 3Д-Мастер






для искусственных пластмассовых и фарфоровых зубов.

3.







4.







5.









Задание №7

Изучите принцип действия спектроколориметра «Спектротон» и проанализируйте раздел стандарта ISO 6.2.2. «Определение цвета (соответствие расцветке)». Заполните таблицу:

Определение эстетических показателей

Наименование метода

Сущность метода

  1. Определение внешнего вида.



  1. Определение цвета (соответствия расцветке).



  1. Определение полного отклонения цветовых характеристик в координатах цвета CIELAB.



  1. Определение коэффициента прозрачности



  1. Определение цветостойкости



  1. Определение поляруемости



  1. Определение флуоресцирующего эффекта.






1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов


связь с админом