Главная страница
qrcode

Мышление и речь


Скачать 17,86 Kb.
НазваниеМышление и речь
Дата13.01.2020
Размер17,86 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМышление и речь.docx
ТипДокументы
#82906
Каталог

Мышление и речь.

Под единицей мы подразумеваем такой продукт анализа который, в отличие от элементов, обладает всеми основными свойствами, присущими целому, и которые являются далее неразложимыми живыми частями этого единства. Не химическая формула воды, но изучение молекул и молекулярного движения является ключом к объяснению отдельных свойств воды. Так же точно живая клетка, сохраняющая все основные свойства жизни, присущие живому организму, является настоящей единицей биологического анализа. Психологии, желающей изучить сложные единства, необходимо понять это. Она должна найти эти неразложимые, сохраняющие свойства, присущие данному целому как единству единицы, в которых в противоположном виде представлены эти свойства, и с помощью такого анализа пытаться разрешить встающие пред нею конкретные вопросы. Что же является такой единицей, которая далее неразложима и в которой содержатся свойства, присущие речевому мышлению как целому? Нам думается, что такая единица может быть найдена во внутренней стороне слова — в его значении.

В слове мы всегда знали лишь одну его внешнюю, обращенную к нам сторону. Между тем в его другой, внутренней стороне и скрыта как раз возможность разрешения интересующих нас проблем об отношении мышления и речи, ибо именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением.

Слово всегда относится не к одному какому-нибудь отдельному предмету, но к целой группе или к целому классу предметов. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое обобщение, всякое слово уже обобщает, и психологической точки зрения значение слова прежде всего представляет собой обобщение. Но обобщение, как это легко видеть, чрезвычайно сложный акт мысли, отражающий действительность совершенно иначе, чем она отражается в непосредственных ощущениях и восприятиях. Качественное отличие единицы в основном и главном есть обобщенное отражение действительности. В силу этого мы можем заключить, что значение слова, которое мы только что пытались раскрыть с психологической стороны, его обобщение представляет собой акт мышления в собственном смысле слова.

Но вместе с тем значение представляет собой неотъемлемую часть слова как такового, оно принадлежит царству речи в такой же мере, как и царству мысли. Слово без значения есть не слово, но звук пустой. Слово, лишенное значения, уже не относится более к царству речи. Поэтому значение в равной мере может рассматриваться и как явление речевое по своей природе, и как явление, относящееся к области мышления. Оно есть речь и мышление в одно и то же время, потому что оно есть единица речевого мышления. Если это так, то очевидно, что метод исследования интересующей нас проблемы не может быть иным, чем метод семантического анализа, метод анализа смысловой стороны речи, метод изучения словесного значения. Изучая развитие, функционирование, строение, вообще движение этой единицы, мы можем познать многое из того, что может нам выяснить вопрос об отношении мышления и речи, вопрос о природе речевого мышления.

Основные функции речи.

Первоначальная функция речи является коммуникативной функцией. Речь есть прежде всего средство социального общения, средство высказывания и понимания. Эта функция речи обычно также в анализе, разлагающем на элементы, отрывалась от интеллектуальной функции речи, и обе функции приписывались речи как бы параллельно и независимо друг от друга. Речь как бы совмещала в себе и функции общения, и функции мышления, но в каком отношении стоят эти обе функции друг к другу, как происходит их развитие и как обе структурно объединены между собой — все это оставалось и остается до сих пор не исследованным. Между тем значение слова представляет в такой же мере единицу этих обеих функций речи, как и единицу мышления. Что непосредственное общение душ невозможно — это является, конечно, аксиомой для научной психологии. Известно и то, что общение, не опосредствованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, как оно наблюдается в животном мире, делает возможным только общение самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах. В сущности это общение с помощью выразительных движений не заслуживает даже названия общения, а скорее должно быть названо заражением. Испуганный гусак, видящий опасность и криком поднимающий всю стаю, не только сообщает ей о том, что он видел, а скорее заражает ее своим испугом. Общение, основанное на разумном понимании и на намеренной передаче мысли и переживаний, непременно требует известной системы -средств, прототипом которой была, есть и всегда останется человеческая речь, возникшая из потребности в общении в процессе труда.

Для того чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет другого пути, кроме отнесения передаваемого содержания к известному классу явлений, а это, как мы уже знаем, непременно требует обобщения. Таким образом, оказывается, что общение необходимо предполагает обобщение развитие словесного значения, т.е. обобщение становится возможным при развитии общения. Таким образом, высшие, присущие человеку формы психологического общения возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность.

Стоит обратиться к любому примеру, для того чтобы убедиться в этой связи общения и обобщения, этих двух основных функций речи. Я хочу сообщить кому-либо, что мне холодно. Я могу дать ему понять это с помощью ряда выразительных движений, но действительное понимание и сообщение будет иметь место только тогда, когда я сумею обобщить и назвать то, что я переживаю, т. е. отнести переживаемое мной чувство холода к известному классу состояний, знакомых моему собеседнику. Вот почему целая вещь является несообщаемой для детей, которые не имеют еще известного обобщения. Дело тут не в недостатке соответствующих слов и звуков, а в недостатке соответствующих понятий и Обобщений, без которых понимание невозможно. Как говорит, Толстой, почти всегда непонятно не само слово, а то понятие, которое выражается словом. Слово почти всегда готово, когда готово понятие. Поэтому есть все основания рассматривать значение слова не только как единство мышления и речи, но и как единство обобщения и общения, коммуникаций и мышления. Принципиальное значение такой постановки вопроса для всех генетических проблем мышления и речи совершенно неизмеримо. Оно заключается прежде всего в том, что только с этим допущением становится впервые возможным каузально-генетический анализ мышления и речи.

Основные виды речи.

Какую бы форму речи ни использовал человек, она

будет относиться к одному из двух основных видов речи: устной/письменной. При этом оба

вида имеют определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках

письменная речь, как и устная, является звуковой. Основным исходным видом устной речи

является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или

диалогической (диалоговой). Она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т.

е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы.

Вследствие этого разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой

формой речи.

Другая форма речи - монологическая. Такая речь психологически более сложна, чем

диалогическая, так как требует от говорящего умения связно, строго последовательно

излагать свои мысли. Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной

или пассивной. Оба эти термина условны и характеризуют деятельность говорящего или

слушающего человека. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы

речи происходит не одновременно. Ребенок прежде всего учится понимать чужую речь, а

потом начинает говорить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по

степени развития активной и пассивной форм речи. Очень часто бывает так, что человек

хорошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли. И

наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не уметь слушать

другого. Другим видом речи является письменная речь. Между данными видами речи

существуют сложные психологические различия. В устной речи слова строго следует одно за

другим, так что, когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни

самим говорящим, ни слушающими. В письменной речи как пишущий, так и читающий имеют

в поле своего восприятия одновременно ряд слов. Это создает определенные преимущества

письменной речи перед устной. Письменную речь можно строить более произвольно, так как

написанное всегда перед глазами. По той же причине письменную речь легче понимать.

Наряду с этим письменная речь является более сложной формой речи, потому что.

письменной речи нельзя придать эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми

жестами. Кроме того, процесс формирования и выражения мысли протекает в устной и

письменной речи не одинаково. Об этом может свидетельствовать тот факт, что нередко

одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим - устно. Еще один вид речи —

кинетическая речь. Данный вид речи сохранился у человека с давних времен.

Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все

речевые функции: обозначения, выражения и др. В настоящее время используется в

основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи - жестов. Существует

еще одно общее деление видов речи на два основных вида: внутренняя и внешняя речь.

Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией. Внутренняя речь

прежде всего связана с обеспечением процесса мышления. Это очень сложное с прежде всего связана с обеспечением процесса мышления. Это очень сложное с

психологической точки зрения явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и

мышления. Следует отметить, что любой вид речи, в том числе устная и письменная речь,

имеют свое предназначение, т. е. выполняют определенные функции. Основными функциями

речи являются выражение (высказывание отношения), воздействие (побуждение к

действию), сообщение (обмен информацией и взаимодействие), обозначение (название

предметов и явлений).
перейти в каталог файлов


связь с админом