Главная страница
qrcode

Лекция 1. Функции мышления и его логические формы. Мышление высшие познавательные процессы (мышление и речь)


Скачать 32,32 Kb.
НазваниеМышление высшие познавательные процессы (мышление и речь)
Дата03.12.2019
Размер32,32 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекция 1. Функции мышления и его логические формы.docx
ТипДокументы
#81651
Каталог

МЫШЛЕНИЕ

Высшие познавательные процессы (мышление и речь)

К высшим познавательным процессам относят обычно мышление и речь, осуществляющие функцию активного познания. Они составляют нерасторжимое единство, в функциональном плане эти процессы значительно различаются. Мышление выполняет роль высшего когнитивного процесса. Речь же в познавательном плане играет скорее вспомогательную роль по оформлению и передаче знаний, выполняя функцию объективизации, т. е. перевода субъективной реальности в объективный мир. Но речь с полным правом может быть отнесена к когнитивным процессам.

1. ФУНКЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ

Познание действительности начинается с ощущений и восприятий, которые дают пищу памяти и воображению, связывающим полученные чувственные знания в единый комплекс. Все предыдущие психические процессы отражают действительность как внешнее явление, а мышление вскрывает ее внутреннюю сущность. Сущность характеризуется набором инвариантных (всегда присущих), устойчивых признаков вещи. С помощью этих признаков и свойств сущность фиксируется и выражается, предстает как единая целостность. Во-вторых, свойства, образующие сущность, являются независимыми, определяющими другие свойства вещи».

Перцепция отражает настоящее, память обращена к прошлому, воображение устремлено в будущее. Мышление же связывает все воедино, в общий для личности временной комплекс, устремленный из прошлого через настоящее к будущему.

Таким образом, за мышлением следует признать следующие основные функции.

Познание недоступного путем непосредственного восприятия.

Систематизация знаний и опыта.

Обеспечение целостности психической жизни человека во времени.

Участие в регуляции поведения и деятельности.

Обеспечение связи между индивидуальным и общественным опытом и знаниями.

Мышление – это психический процесс опосредованного отражения и преобразования информации об объектах и отношениях между ними, раскрывающий их сущность. Это высшая форма познавательной деятельности.

2. ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

Именно логика выявила и описала основные формы мыслительного процесса и его продукты. Мышление наше протекает в двух основных формах: в форме суждений и в форме рассуждений. Последние осуществляются в виде либо умозаключений, либо обоснований. Главными единицами этих операций выступают понятия.

Понятия, суждения, обоснования и умозаключения являются продуктами мыслительной деятельности, ее результатом и одно временно формой мысли.

2.1. Понятие

Представления о недоступных восприятию совокупностях предметов и явлений, об их общих свойствах и характеристиках получили наименование понятий. Оформление и закрепление знаний, заключенных в понятиях, происходит путем их словесного обозначения. Отраженные в понятиях общие характеристики реальности (как объективной, так и субъективной) невозможно увидеть, услышать, потрогать, поскольку они проявляются только через специфически конкретные формы. Но их можно понять, что и предопределило обозначение этих знаний термином «понятие».

Примеры понятий

Дерево – это понятие. В природе просто деревьев не бывает. Мы любуемся, трогаем, пилим конкретные деревья. Однако именно благодаря тому, что у них у всех есть общие свойства, но проявляющиеся в конкретных видах, мы понимаем, что все эти конкретные растения можно объединить в одну группу – деревья.


МЕБЕЛЬ



стулья

столы

диваны


письменные

кухонные

ломберные


деревянные

металлические

комбинированные


ит. д.

Рис. 10.1. Схема иерархии понятий по уровню обобщенности
Понятие – это обобщенное знание о группе однородных объектов, объединенных характерными для всех них признаками.

Понятие в отличие от образов не имеет чувственно-наглядной формы. Оно абстрагировано от непосредственно воспринимаемых свойств предметов и явлений. Образы – это порождение индивидуального сознания, понятия – продукты общественно-исторического развития психики, опосредованные словом.

2.2. Суждение

Суждение – это основной акт мыслительного процесса. В суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме (устно – письменно, вслух – про себя), раскрывается содержание понятий.

Суждение – это не только обозначение какой-то мысли словами, но и ее выражение. Следовательно, оно сопровождается эмоциональной окраской, отношением человека к высказываемому. Вместе с тем суждение – это волевой акт, поскольку в нем субъект что-то утверждает или отвергает.

По уровню обобщенности различают суждения общие, частные и единичные.

В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех объектов (явлений) в рассматриваемой группе. Например, «все люди дышат», «на экваторе всегда жарко».

В частных суждениях утверждение (отрицание) касается не всех, а только некоторых представителей данной группы объектов (явлений). Например, «многие люди голодают», «на экваторе бывают дожди».

В единичных суждениях высказывания относятся только к одному объекту (явлению). Например, «Ганнибал – великий полководец», «Фехнер – отец психофизики», «Конго – экваториальная страна».

Любое суждение претендует на истинность.

Когда же объективно или субъективно возникает необходимость критики суждения, проверки его истинности, то человек прибегает к рассуждению.

2.3. Рассуждение

Рассуждение это работа мысли над суждением, направленная на установление или подтверждение его истинности или ложности. Проверить же истинность суждения можно, только включив его в систему имеющихся знаний, оформленных в виде системы суждений. При этом рассуждения могут проводиться в двух направлениях: в прямом – от исходных суждений (посылок) к новому суждению (выводу) и в обратном – от данного суждения к посылкам, обосновывающим его истинность. Первый вариант рассуждений называется умозаключением, второй – обоснованием. В заключение заметим, что суждение есть и исходный, и конечный пункт рассуждения.

2.З.1. Умозаключение

Умозаключение – это рассуждение, опирающееся на исходные суждения (посылки) и завершающееся новым суждением (выводом).Это мыслительный процесс, приводящий к новым знаниям, не вытекающим из непосредственного чувственного взаимодействия субъекта с окружающим миром. Образно говоря, это «суждение о суждениях».

Наиболее распространен вариант умозаключения – из двух посылок одно следствие. Он носит наименование силлогизма. Примеры: «Все круглое можно катить. Мяч круглый. Значит, его можно катить».

2.3.2. Обоснование

Обоснование – это рассуждение, вскрывающее посылки (т.е. основания) имеющегося знания. Обоснование обычно требуется, когда необходимо доказать либо истинность, либо правдивость каких-нибудь суждений.

В адаптивно-эволюционном отношении процесс умозаключения, несомненно, важнее процесса обоснования, поскольку дает новые знания, в то время как обоснование только подкрепляет (или разъясняет) имеющиеся старые знания. Видимо, этим можно объяснить (и обосновать) тот факт, что в подавляющем числе психологических учебников отсутствуют сведения по феномену обо снования и внимание сосредоточено лишь на умозаключении.
перейти в каталог файлов


связь с админом