Главная страница

Моему велению, по моему хотению! Системное нлп психотехника успеха


Скачать 2,23 Mb.
НазваниеМоему велению, по моему хотению! Системное нлп психотехника успеха
АнкорPo_moemu_veleniyu_po_moemu_khoteniyu.doc
Дата04.09.2018
Размер2,23 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPo_moemu_veleniyu_po_moemu_khoteniyu.doc
ТипДокументы
#52767
страница2 из 46
Каталогid305334645

С этим файлом связано 77 файл(ов). Среди них: Противовоспалительные препараты++.ppt.ppt, Yalom_Irvin_-_Psikhoterapevticheskie_istorii_Chem_i_kak_mozhet_p, Russkiy_yazyk_Glavnye_pravila_5-9_klassy.pdf, Algoritmy_neotlozhnoy_pomoschi.pdf, RazumoNoshenie_-_Put_Piita.pdf, Ne_tot_rebenok_Irvin_Yalom.docx и ещё 67 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46
Часть I

СТРАТЕГИИ

МОДЕЛИРОВАНИЯ

Глава 1

Моделирование с применением НЛП

НЛП: Идентификация элементов субъективности

«Карта - это еще не территория».

Коржибски, 1933 г.

Обращаясь к нейролингвистическому программированию, мы вступаем на неизученную и манящую территорию «науки о структуре субъективности». Осознание структуры — вот что является движущей силой НЛП как модели. На поверхностном уровне, с которым сталкивается большинство людей, НЛП — «управление собственным мозгом». Но в его основе и на более высоком уровне находится когнитивно-поведенческая модель, берущая начало в когнитивном движении, которое стремится проанализировать схему и структуру опыта.

Именно этот теоретический компонент НЛП заставляет нас искать ответы на основные вопросы о том, как функционируют человеческие существа:

  • Как «работают» люди?

  • Как осуществляются наши нейролингвистические процессы?

  • Что позволяет нам приобретать опыт так, как это делаем мы?

  • Почему мы мыслим и чувствуем так, а не иначе?

  • Чем объясняются «формулы» успеха и/или фиаско?

  • Что требуется, чтобы в жизни было больше любви, радости, покоя, успеха, общения, юмора и совершенства?

  • Как мне «управлять своим мозгом» и делать это более эффективно?

Основные аспекты НЛП

Изучая НЛП, мы познакомимся с тремя самыми важными компонентами нашего повседневного опыта: неврологией (нервной системой), речью и программированием. Нейролингвистическое программирование как модель функционирования человека описывает динамические изменения в нашей психофизической системе и их взаимодействием как систему. Эта динамика взаимодействия и «правила», управляющие ею, образуют нашу нейролингвистическую «модель мира».

Важно ли это? Безусловно.

Имеет значение то, что мы по-настоящему начинаем управлять своим мозгом и собственными состояниями. Эти навыки оказывают влияние на все. В конце концов, карта нашей модели мира порождает наши эмоции, поведение, представления, общение и т.д. Сложите все это и получите ключевые факторы, определяющие само качество нашей жизни и нашего опыта.

Неврология

Неврология — наука о том, как наш организм, нервная система, физиология и другие материальные составляющие участвуют в обработке информации, помогают нам ориентироваться в мире, порождают наши состояния, а затем — поведение, вызванное этими достояниями. Корень «невро» (или «нейро») говорит о том, что наша способность рассуж

дать, приобретать опыт, абстрагироваться и мыслить заложена в нашем теле как организме-в-окружающей-среде.

Лингвистика

Лингвистика — наука о том, как мы пользуемся символами для отображения окружающего мира. Мы имеем дело с миром не напрямую, а опосредованно, через символы. Внутреннее отображение мы создаём с помощью различных систем символов (например, слов, предложений, метафор, жестов, математических формул, музыки, живописи и т.д.). Это позволяет нам перейти от примитивного, свойственного животным, общения на уровне сигналов к применению развернутых символов для общения, свойственного людям.

Программирование

Программирование описывает форматы, процессы, методы, паттерны, модели, парадигмы и пр., с помощью которых мы организуем нашу нейролингвистику с пользой для себя. Само слово «программирование» относится к тому, как мы упорядочиваем и структурируем информацию, чтобы реагировать конкретным образом. д

Это описание дает общее представление о сфере НЛП. Модель НЛП применяет все три аспекта опыта в процессе моделирования структуры опыта. В первой главе будут рассматриваться элементы субъективности. Факторы, составляющие неотъемлемую сущность этой модели, — продукты моделирования-!.

Во второй главе я намерен развить теорию на основе модели НЛП, представив общее описание самой модели стратегий — моделирования-II. При этом у меня появится возможность подвести итог тем ключевым различиям, которые управляют моделированием. И на этой основе мы сделаем следующий шаг в развитии НЛП — перейдем к мета-уровням и сможем использовать более высокие уровни мышления. Для этого понадобится иметь четкое представление о «логических уровнях» как мета-уровнях, и использовать это представление для осуществления сложного моделирования.

НЛП - модель моделей

Модель НЛП возникла как эксперимент по моделированию совершенства, достигнутого человеком. Один лингвист (доктор Джон Гриндер) и студент, изучающий компьютерное программирование и математику (Ричард Бандлер), объединили усилия, чтобы разобраться в структуре опыта трех виртуозов коммуникации. Все началось с рассмотрения качественных навыков, которые Фриц Перле и Вирджиния Сатир демонстрировали при терапевтическом общении с пациентами. На первый взгляд казалось, что они творят чудеса.

«Как им это удается?»

Моделируя их навыки и паттерны, Бандлер и Гриндер (1975 г.) создали базовую модель не подвергавшихся анализу моделей, которые определяли реакции, поведение и речь Перлса и Сатир. Ричард и Джон назвали эту модель модели «речевой тита-моделью в психотерапии». Так и начало развиваться НЛП.

К задаче моделирования оба основателя НЛП подошли с запасом знаний, который позволял им мыслить терминами разложения сложных примеров поведения и лингвистических паттернов на все более мелкие составляющие. Приняв на вооружение эту позицию, они приступили к поиску компонентов человеческой субъективности. В итоге они обнаружили элементы субъективности в сенсорной репрезентативной системе (RS). Они пользовались сенсорными модальностями (например, визуальной, слуховой, кинестетической, обонятельной и вкусовой) как строительным материалом субъективного осознания.

Затем они поставили ряд насущных для моделирования вопросов:

» Как все это действует?

  • Как действует любой субъективный опыт (например, терапевтической коммуникации, мотивации вставать по утрам), сохраняющий ценность в условиях отрицательной обратной связи?

  • Что происходит сначала, что потом?

Задаваясь этими вопросами, с>ни приступили к составлению последовательности обнаруженных элементов. Таким образом, установка на моделирование способствовала открытиям. Если наш нейролингвистический «биокомпьютер» (психофизический аппарат обработки информации) «запрограммировать» так, чтобы мы демонстрировали поведение, характерное для совершенства, что же будет составлять внутреннюю структуру последовательностей сенсорных репрезентативных систем? Этот вопрос породил модель стратегий (глава 2).

Философия и гносеология НЛП

Установка на моделирование вызывает один важный вопрос, вопрос о процессе, хотя задать его можно по-разному: Как это работает ?

Откуда ты это знаешь?

Откуда тебе известно, что делать дальше?

Каким тебе представляется все это ?

Эти вопросы акцентируют неотъемлемую конструктивистскую гносеологию НЛП. Из какого источника пришли ' эти идеи в НЛП? Во-первых, из работы инженера Альфре- & да Коржибски и из сферы, в которой он был первопроход- Ь цем, - общей семантики (ОС). Гносеология - наука о том, ^ что мы знаем, как мы знаем то, что знаем, и как мы можем узнать то, что знаем. Альфред Коржибски (1933—1994 гг.) коротко выразил эту мысль в своем самом известном высказывании: «Карта — это не территория».

То, что мы знаем и испытываем «внутри» (то есть то, что . составляет внутренний субъективный опыт), радикально отличается от того, что существует «снаружи» (то есть от территории). Наши внутренние опыт и знания служат по отношению к территории картой. Она может отображать территорию, соответствовать ей, символизировать ее, но территорией при этом не является. Эти два феномена (карта и территория) существуют на разных уровнях. Они относятся к двум разным измерениям «реальности». Вместе мы называем их «субъективным» и «объективным» уровнями опыта.

Что это значит? Размышляя над этим вопросом, Дилтс, Бандлер, Гриндер и Делозье (1980 г.) отмечали, что мы не оказываем непосредственного воздействия на мир.

«Скорее, мы действуем посредством закодированных интерпретаций окружающего мира, полученных на основании сведений, поступающих от нашей сенсорной репрезентативной системы — посредством визуальных образов, звуков, запахов, вкусов и ощущений. Информация о нашем внутреннем мире (как и о внутренних состояниях) принимается, приводится в порядок, обобщается и передается по внутренней системе нервных проводящих путей, наивысшая точка которой — мозг, наш центральный биокомпьютер. Затем обработанная информация преобразуется с помощью внутренних стратегий обработки, своих для каждого индивидуума» (с. 3—4).

Мы действительно «действуем», и действуем напрямую. Но не на окружающий мир, а на наши карты этого мира. Модели, которые мы строим, чтобы жить в этом мире, требуют выявления и представления двух вещей:

  1. Набора структурных элементов: кода.

  2. Синтаксиса: порядка и структуры.

Структурные элементы — это строительный материал,

или кубики для игры, а синтаксис — набор правил или указаний о том, каким образом следует складывать эти кубики.

Как конструктивистская гносеология, НЛП имеет общий с западными научными моделями фундамент в сфере сенсорного опыта и преобразования переменных внешнего мира в переменные решений (Дилтс, 1980 г., с. 8—9). Таким образом, оно сосредотачивает основное внимание на форме, а не на содержании. От прочих моделей его отличает включение наблюдателя в состав модели (1980 г., с. 10).

При этом НЛП применяет системный подход к психофизической системе. Оно исследует то, каким образом мозг создает (или строит) внутренние репрезентации (IR), тем самым порождая состояния нашего сознания. Наши психофизика, культура, язык и пр., в сущности, образуют сложную экологическую систему, в которой ни один из компонентов не действует обособленно от остальных.

Конструктивизм означает, что мы имеем дело не с территорией («реальностью» за пределами нашей нервной системы), а с самостоятельно построенной нами внутренней реальностью. Так как же мы познаем «реальность»? Двумя способами. Первым из них Коржибски называл модель соответствия истине, имея в виду, что наши модели должны структурно соответствовать территории. Вторым способом

он называл практическую модель истины. Это означает, что нам необходима модель, обеспечивающая эффективную ориентацию. Даже если карта не строго соответствует территории (мы можем отображать ее метафорами, мифами, поэзией и т.д.), она облегчает нам приобретение опыта и при этом приводит нас туда, где мы находим что-либо полезное.

Компоненты субъективности

Начнем анализ с сенсорных репрезентативных систем (PC). Ясно, что мы «думаем» или отображаем информацию в сенсорных модальностях зрения, слуха, ощущений, обоняния и вкуса. С помощью сенсорных аппаратных средств (то есть глаз, ушей, внутренних ощущений, тактильной чувствительности) мы вводим данные извне и таким образом строим карту «большого мира». Затем мы «думаем», как применить эти зрительные-слуховые-осязательные формы, чтобы отобразить то, что мы видим, слышим, чувствуем и пр., и создать нашу репрезентативную карту. Мозг пользуется чувствами (сенсорными модальностями), чтобы создавать модальности сознания. Без них мы не можем мыслить. Эти компоненты составляют саму форму наших мыслей в отличие от их содержания. Поскольку мы обрабатываем информацию в сенсорных каналах, обозначим PC следующим образом:

V — визуальные (образы, картины)

А - слуховые или аудиальные (звуки, шумы)

Aj — слуховые тональные (звуки)

К — кинестетические (осязательные и внутренние ощущения организма)

О — обонятельные (запах)

G — вкусовые (вкус)

33

М — двигательные

2 По моему велению, по моему хотению!

PC могут обращаться либо к внешним, либо к внутренним источникам данных. Будем обозначать это индексами е (внешний) или i (внутренний) — например, V (визуальная внутренняя PC). PC может также обращаться за запомненной информацией, сохраненной нервной системой (г), или созданной в воображении (с).

г — запомненная информация (VAK) с — созданная информация (VAK) j — внутренний источник информации е — внешний источник информации (аптайм, сенсорное сознание)

Но это еще не все. Поскольку мы способны обдумывать наши репрезентации и создавать репрезентации репрезентаций, мы переходим еще на один высший уровень сознания. Мы делаем это, пользуясь языком как системой символов. Чтобы указать, что у нас есть мета-репрезентативная система, состоящая из символов высшего уровня (то есть слов, языка, абстракций), с помощью которых мы строим карты концепций, мы вводим еще одно обозначение:

Ad — слуховая цифровая PC (язык, слова, обращения к себе)

И это еще не все. Мы можем пользоваться образами, символами, схемами и т.д. как символами, заменяющими концептуальные идеи (к примеру, весы как символ правосудия) и для работы с визуальной цифровой PC.

vd — визуальная цифровая PC (визуальная система образов высшего уровня)

Мы можем поступать тем же образом с ощущениями, чувствами, прикосновениями, движениями, жестами (ки- нестетика), создавая кинестетическую цифровую PC.

Kd — кинестетическая цифровая PC (применение ощущений и жестов для обозначения концепций)

Посредством всех этих PC мы представляем информацию самим себе заново. Это означает, что наше внутреннее «мышление» вырастает и надстраивается на наших внешних сенсорных модальностях (например, VAK и всех высших уровнях применения символов и языка). Они обеспечивают нас несколькими инструментами для построения карт мира, с помощью которых мы ориентируемся на территории.

Поскольку в нашем строительном материале закодирован опыт (поведение, убеждения, эмоции, значения, понятия), мы пользуемся этими PC, чтобы различать внутреннюю и внешнюю среду, а также кодировать дальнейший опыт. Исследуя PC, Бандлер и Гриндер отметили еще кое- что. Большинство людей отдают предпочтение одной из PC: одни — визуальной, другие — слуховой, третьи — кинестетической, четвертые — языковой. Отсюда вытекает вероятность слишком интенсивного применения излюбленной PC в ущерб остальным.

Позднее Бандлер и Гриндер обнаружили еще одну область внутри границ PC. Первоначально названные «праг- маграфиками» Тоддом Эпстайном, позднее эти отличия получили название «субмодальностей». Их рассматривали в связи с суб-элементами в каждой сенсорной модальности, с конкретными качествами или свойствами PC. Не так давно мы (Холл и Боденхеймер, «Структура совершенства», 1999 г.) обнаружили, что эти отличия, особенности, аспекты, компоненты, элементы и. качества не относятся к «суб»- уровню, или низшему логическому уровню. Чтобы выявить эти отличия и работать с ними, нам приходится переходить на мета-уровень. Значит, это скорее мета-модальные отличия, чем «суб»-отличия.

В чем заключается значение и важность этих отличий? Они обеспечивают мозг конкретной информацией для

сортировки, кодирования и создания фреймов опыта. На уровне, где мы выявляем и сортируем эти различия (тб есть на мета-уровне), мы обнаружили место, соответствующее идее Бейтсона о «различии, которое составляет разницу». Так у нас появилась возможность менять внутреннюю кодировку программы поведения. Как правило, эти отличия мы не оцениваем осознанно. Но мы можем без труда осознать их, просто фиксируя эти качества нашей PC.

С точки зрения моделирования, мета-сфера, в которой мы выявляем и преобразуем репрезентативные отличия («субмодальности»), посвящает нас в секреты понимания «различий, которые составляют разницу» для самого разнообразного опыта. Поскольку это мета-уровневое понимание позволяет нам быстро менять саму структуру опыта, репрезентативные отличия играют важную роль в его структуре.

В конечном итоге, мы форматируем и программируем наше поведение, навыки и умения в процессе комбинирования и выстраивания последовательностей репрезентативных отличий. Так создаются наши поведенческие «стратегии». Мы называем обработку раздражителей с помощью последовательности внутренних репрезентаций «стратегией». Работая над стратегией, мы сосредотачиваем внимание на процессах расшифровки и повторной шифровки поведе- ' ния, превращения его в эффективные и пригодные для передачи последовательности, состоящие из репрезентаций. При этом мы пользуемся формулами или индукциями: сначала видим картину, потом проговариваем себе соответствующие слова в тональности и с громкостью X... Таким образом мы форматируем новые, более совершенные способы функционирования.




«Субмодальности»

Репрезентативные отличия

Визуальные

Аудиальные

Кинестетические

- Яркость

- Высота звука

- Давление

- Фокус

- Непрерывность

- Расположение

- Цвет

или прерывис

- Протяженность

- Размер

тость (цифро

- Форма

- Удаленность

вой/тональный)

- Текстура

- Контраст

- (Связность/Не

- Температура

- Движение

связность

- Движение

- Направление

- Темп

- Продолжитель

- Передний

- Громкость

ность

план/Задний

- Ритм

- Интенсивность

план

- Длительность

- Частота

Расположение

  • Удаленность

  • Чистота



1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46

перейти в каталог файлов
связь с админом