Главная страница

Моему велению, по моему хотению! Системное нлп психотехника успеха


Скачать 2,23 Mb.
НазваниеМоему велению, по моему хотению! Системное нлп психотехника успеха
АнкорPo_moemu_veleniyu_po_moemu_khoteniyu.doc
Дата04.09.2018
Размер2,23 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPo_moemu_veleniyu_po_moemu_khoteniyu.doc
ТипДокументы
#52767
страница8 из 46
Каталогid305334645

С этим файлом связано 77 файл(ов). Среди них: Противовоспалительные препараты++.ppt.ppt, Yalom_Irvin_-_Psikhoterapevticheskie_istorii_Chem_i_kak_mozhet_p, Russkiy_yazyk_Glavnye_pravila_5-9_klassy.pdf, Algoritmy_neotlozhnoy_pomoschi.pdf, RazumoNoshenie_-_Put_Piita.pdf, Ne_tot_rebenok_Irvin_Yalom.docx и ещё 67 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   46
фрейм в НЛП. Мы говорим о «фрей- минге» как установке контекста или значения для взаимодействия, о «дефрейминге» как разрушении этих значений, «рефрейминге» с целью придания новых значений с других точек зрения, «префрейминге» (Болстад, 1996 г.) как фрей- минге перед вводом контекста и «аутфрейминге» (Холл, 1996 г.), как о возвышении над всеми фреймами и установке мета-фрейма.

Чтобы дополнить представление о логических уровнях, в этой главе я привел несколько моделей логических уровней.

(В сущности, ни одна из них в нынешнем виде полностью не охватывает логический уровень в том виде, который я описал в этой главе и в главе 9.)

  1. Уровни обучения (Бейтсон)

  2. Уровни абстракций (Коржибски, общая семантика)

  3. Уровни структуры мозга (Дилтс)

  4. Уровни результатов (Дилтс и др., Шмидт, Юинг)

  5. Уровни убеждений или нейрологические уровни (Дилтс)

  6. Уровни мета-модели (Ричард Бандлер, Эрик Робби)

  7. Уровни состояний, мета-состояний (Холл)

  8. Уровни обработки информации (Бандлер/Грин- дер, Холл)

  9. Уровни ценностей (иерархия) (Джеймс и Вуд- смолл, Андреас и Андреас)

  10. Мета-программы как уровни сортировки и обработки (Бандлеры, Бейли и Росс, Вудсмолл и Джеймс, Холл и Боденхеймер)

  11. Уровни внимания (Гриндер и Делозье)

  12. Уровни сознательной и бессознательной компетентности

Логические уровни обучения

Грегори Бейтсон (1972 г.) уделил много внимания сортировке сигналов, мета-сигналов и мета-метасигналов, вместе с коллегами изучая шизофрению, игровой, неигровой, ритуальный и прочие субъективные опыты, в которых фигурировали логические типы. Специально для работы Бейтсон создал иерархическую систему классов обучения. Основатели НЛП привели эту модель в «НЛП, том I», рассматривая применение стратегий в сфере обучения (с. 158-160).

12?

$По моему велению, по моему хотению!

В этой модели Бейтсон выделил нулевое обучение — простое принятие сигнала, обучение-1, при котором некто осваивает тс или иные изменения при получении сигнала, обучение-II, при котором изучается процесс обучения. Мы учимся, принимая сигналы. На этом уровне обучения мы рефлексивно знаем то, что мы знаем. Это явление Бейтсон назвал «вторичным обучением». На стадии обучения-111 мы меняем сами принципы и посылки обучения, чтобы усвоить обучение-III. Бейтсон даже постулировал возможность обучения-IV, однако высказал мнение, что в настоящее время человеческие существа не в состоянии дойти до этой стадии, а он сам не может конкретизировать ее сущность.

Эту иерархическую структуру обучения Бейтсон строил на фундаменте теории логических типов, позаимствованной у Расселла и Уайтхеда (1910 г.). Пользуясь такой иерархией обучения, или «порядков обучения», он исследовал процесс обучения на разных уровнях и фиксировал зависящие от уровней изменения в этом процессе.

Описание Бейтсон начал с нулевого обучения, когда наша реакция не меняется, — мы просто «принимаем сигнал» (с. 248). Затем он перешел к изменению реакции. На этой стадии мы связываем новые раздражители со старым паттерном раздражителя-реакции. В'результате новый раздражитель начинает провоцировать условную реакцию. Мы «учимся реагировать поступками на условные раздражители» (с. 171).

На следующем по порядку уровне мы узнаем о «контекстах материального поощрения или избегания», а также об «изменениях в обучении-1»:

«Примерами служат всевозможные классические эксперименты, связанные с обучением: опыты Павлова,

материальное поощрение, обусловленное избегание, механическое запоминание...» (с. 249).

Поднявшись еще на один уровень вверх, мы видим «обучение, которое означает изменения в обучении второго порядка». Другими словами, мы учимся учиться, «учим- ея учиться принимать сигналы». На четвертом уровне мы имеем дело с «изменениями в процессах изменений, относящихся к обучению-III». «Происходит ли обучение человеческих существ на этом четвертом уровне, неизвестно» (с. 249).

(На последующих рисунках символ @ заменяет слова «относящийся к».)

Рис. 6.1

Уровни обучения

Обучение-IV: Обучение изменению процессов,

связанных с обучением-1 II

@ I

Обучение-Ш: Обучение учебе

@ I

Обучение-I Г: Обучение

Вторичное обучение @ i

Обучение-1:

Первичное обучение: Обучение новой реакции

@ I

Нулевое обучение Принятие сигнала

Ввиду обширности этой модели я посвятил ее рассмотрению большую часть следующей главы. В ней же вы найдете дополнение модели уровней обучения Бейтсона.

Логические уровни неврологических абстракций

Коржибски описал «уровни абстракций», указав, как мы абстрагируем и (резюмируем) проявления энергии в «большом мире», за пределами нашей нервной системы (рис. 6.2). На первом уровне абстрагирование от мира происходит посредством наших сенсорных рецепторов, мы передаем эту «информацию» в нашу нервную систему. Наше «понимание» на этом уровне «опережает слова». Оно представляет собой мешанину того, что действительно существует, с тем, что ,в состоянии зафиксировать наши сенсорные рецепторы.

Затем мы снова абстрагируемся, обрабатывая абстрактный материал в отдельных зонах коры головного мозга, в виде сенсорных репрезентаций (VAK). Там создается наша нейрологическая карта полученной информации. Затем процесс абстрагирования повторяется: мы создаем нашу первую лингвистическую карту нейрологической карты, состоящей из слов, основанных на информации органов чувств (А^). А мы опять абстрагируемся — от этих слов, чтобы сделать оценку. И этот процесс повторяется неоднократно, с применением все большего количества оценочных слов, пока мы не попадаем в место «за пределами слов».

Эта модель выявляет два основных и отличных друг от друга уровня, а именно: мир снаружи и мир внутри нашей нервной системы. Бейтсон различал их как «мир материального, сил и воздействий» (плерома) и «мир коммуникации, информации, сигналов и организации» (креатура). Снаружи находятся предметы и события, которые мы можем (по крайней мере, на макро-уровне) отождествить с



эмпирическими описаниями, построенными на сенсорных данных. Внутри у нас есть значения и фреймы, субъективный мир, в который легко вписываются толкования, убеждения, выводы, идеи и концепции. Внутри находится мир, который мы строим, — в отличие от данного нам мира, находящегося снаружи.

- Неспособность четко различать эти уровни, территорию снаружи и карту внутри, может привести к «идентификации» и различным формам душевного расстройства.

«Относительность» логических уровней

Эти модели показывают нам важное различие, касающееся уровней, которые действуют в «логической» связи друг с другом. Когда у нас есть что-либо на «логическом уровне» по отношению к чему-то другому, оно занимает родственную позицию, а функции высшего уровня служат фреймом для низшего. Высший уровень отличает относительность к низшему уровню. Высшие уровни функционируют как абстракции, относящиеся к низшим. Они связаны как класс с его членом, как категория с элементами, которые она включает, как контекст с содержанием, как обобщение с конкретными деталями.

Благодаря этому у нас появляется возможность протестировать логические уровни. Действительно ли данный уровень занимает «относительную» позицию по отношению к низшему? Сообщает ли он нам что-нибудь о низшем уровне? Каким образом?

Бейтсон (Дональдсон, 1991 г.) отмечал значение слова «относительно» (или «об») в связи с уровнями разума. Он говорил, что оно вообще не имеет значения, когда мы применяем его к материальному миру.

«Идеи — это не палки и не камни. Между ними существуют любопытные взаимоотношения. Можно иметь идеи об идеях. Но нельзя иметь камни о камнях. В сущности, слово «об» не имеет значения в материальном мире. «Об» — слово, которое может что-то значить только в мире идей. Это взаимоотношения, не существующие в плероме, в физической вселенной. И поскольку в голове у нас есть идеи об идеях, это может вызвать невероятную путаницу. Думаю, это одна из причин, по которым люди размышляют... чтобы во всем разобраться или

распутать клубок, возникающий потому, что у .нас есть идеи об идеях» (с. 277).

Уровни нейролингвистической обработки

Как модель моделей само НЛП существует как система логических уровней. В конце концов, оно сортирует и разделяет «ментальную» неврологическую обработку, информации на нескольких уровнях.

В середину схемы (рис. 6.3) я поместил центральную модель НЛП — модель сенсорных репрезентативных систем (PC). Эта модель была создана объединенными усилиями Ричарда Бандлера и Джона Гриндера. Репрезентативные системы предполагают чрезвычайно специфическую форму рассуждений о «мыслях» и их компонентах (VAK, или 4-компонентной модели, и отличительных особенностях каждой системы, ошибочно называемых «субмодальностями»).

Репрезентативные системы стали для психологии чем- то совершенно новым и позволили проследить «структуру субъективности». Бейтсон в своем введении к «Структуре магии, том 1» отмечал огромное значение понимания модальностей сознания с точки зрения «чувств». Помещение сенсорных модальностей — визуальной, слуховой, кинестетической, обонятельной и вкусовой — во главу угла модели удивило и обрадовало Бейтсона.

На берхнем уровне схемы (уровень 3) мы видим метамодальность языка — шестое чувство в НЛП, или А^. Когда мы составляем карту территории мира, создавая внутренние образы, звуки и ощущения с помощью неврологических репрезентаций, следующим этапом становится лингвистическая карта территории, когда мы подбираем слова к репрезентациям первого уровня. Поскольку язык служит сигналами о сигналах, он сам действует как явление мета- уровня.

До того, как выяснилось, что надо перейти на метауровень даже для выявления так называемой «субмодальности» и тем более для ее изменения или преобразования, мы обозначали «субмодальности» как подуровень модальностей. Теперь нам известно, что эти представления ошибочны, как и сам термин. Не существует никакого «суб»- уровня в отличиях, особенностях, компонентах, качествах, процессах, элементах сенсорных модальностей. Эти структурные аспекты репрезентаций VAK имеют отношение не к содержанию, а к структуре — а структура существует на высшем уровне. Нам необходимо перейти на мета-уровень, чтобы выявлять эти отличия и работать с ними («Структура совершенства: разоблачение мета-уровней субмодальностей», 1999 г.).

Область «субмодальностей» была обнаружена через несколько лет'после появления НЛП, хотя модель указывала на их существование с самого начала. Первой публикацией, затронувшей эту тему, стали «Терапевтические метафоры» Дэвида Гордона (1978 г.). Следующим про субмодальности упомянул Бандлер, создавая их модель в книге 1984 года «Магия в действии». Еще подробнее о них написано в книге Бандлера под редакцией Андреаса, опубликованной в 1985 году: «Для разнообразия используйте свой мозг». В НЛП появилась совершенно новая область, а вместе с ней — новые паттерны, озарения, представления и технологии. Применяя «субмодальности», впоследствии мы смогли различить такие похожие паттерны, как «рассечение», «рефрейминг», «изменение личной истории» и др.

Эти репрезентативные отличия («субмодальности») наводят практиков на мысль о возможности перехода к более

мелким отличиям. Поскольку при этом отличия помещаются на низший уровень, при исследовании этого вопроса была применена метафора «строительных кубиков» и построения молекул. Но на практике зачастую приходилось отступать от содержания и даже от содержания VAK, чтобы заметить различные особенности и компоненты.

Вы видите эту картину в цвете или черно-белой?

Картина видится вам четкой или размытой?

Где находится этот образ? Близко к вам или далеко?

Откуда исходит звук?

Каков тон голоса, который вы слышите?

И т.д.

Теперь нам известно, что для этих процессов высшего уровня требовался переход на мета-уровень. И когда речь заходила о репрезентативных отличиях, образы становились крупнее, ярче и ближе, меняли тональность и звучали, как Элмер Фадд и Дональд Дак, или сексуально и чувственно, они действовали сверху и вводили совершенно новый фрейм. Вот что происходит на самом деле при так называемом «смещении субмодальностей». Мы выбираем отличие (близко/далеко, ярко/тускло, громко/тихо и др.) и смещаем репрезентации в его сторону. Мы качественно меняем образы и звуки. Так возникает новый фрейм. Какой фрейм вы задаете, когда отодвигаете картину подальше от себя, так, что ее почти не видно? Что означает для вас расстояние? А яркость? А голос Багс Банни?

То, что Тодд Эпстайн сначал’а назвал «прагмаграфикой», а Ричард Бандлер — «субмодальностями», мы теперь именуем репрезентативными отличиями или мета-модальностями. В терминологии Бейтсона «различие, которое составляет разницу» возникает на высших уровнях. Благодаря этим репрезентативным отличиям в сенсорных системах, будь они цифровыми или аналоговыми, мы создаем коды, которые информируют нервную систему, что надо чувствовать, как реагировать и как себя вести. Это обеспечивает нам непосредственный доступ к отличиям й фреймам, а они позволяют эффективнее «управлять нашим мозгом» и, следовательно, нервной системой.

Уровни обработки информации

Над неврологической и языковой репрезентативными системами находится мета-область (см. рис. 6.3 и рис. 6.4). НЛП исследовало ее как сферу гипнотической речи и опыта, транса, метафоры и др. Мы перемещаемся в нее путем «укрупнения», абстракций следующего уровня и перехода на мета-уровень. Эти описания позволяют нам подняться над континуумом специфичности и работать с феноменами мета-уровня: убеждениями, ценностями, критериями, фреймами, предположениями, метафорами, повествованиями и др.

Различные мета-уровневые технологии в НЛП, позволяющие нам эффективно работать в этой области, включают паттерны линии времени, паттерн визуально-кинестетической диссоциации, экологические проверки, языковые отличия в модели Милтона, процесс преобразования ядра, изменение мета-убеждений, рефрейминг и др.

Даже когда мы работаем с мета-уровнями, именно внутренние репрезентации, содержащие наши мысли, представления и идеи, неизменно вводят нас в разные психофизические состояния. Но когда это происходит на мета-уровне, они порождают состояния, которые рефлексивно обращаются к другим состояниям. Так у нас возникают состояния по поводу других состояний (боязнь страха, спо-



койствие по поводу гнева, радость от обучения, любовь, связанная с любовью, и др.), или мета-состояния.

В этой мета-сфере
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   46

перейти в каталог файлов
связь с админом