Главная страница

Морихиро Сайто айкидо его суть и форма


Скачать 8,11 Mb.
НазваниеМорихиро Сайто айкидо его суть и форма
АнкорAykido_ego_sut_i_forma.pdf
Дата14.02.2018
Размер8,11 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаAykido_ego_sut_i_forma.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#41269
Каталогid65922411

С этим файлом связано 81 файл(ов). Среди них: Bases_of_classic_judo.pdf, Операции на костях и суставах. Ампутации и экзартикуляции конечн, Atlas_-_anatomia_i_fiziologia_cheloveka_Polnoe_prakticheskoe_pos, MedBooks-Medknigi_james_andrew_hands_on_reflexology_a_complete_g, Massazh_Polnoe_rukovodstvo_Tanushri_Podder_2008.pdf, Aykido_ego_sut_i_forma.pdf, Posobie_po_massazhu_-_Belogolovskiy_G_G.pdf и ещё 71 файл(а).
Показать все связанные файлы

1

Морихиро Сайто
«АЙКИДО: ЕГО СУТЬ И ФОРМА»
ОТ АВТОРА
Число поклонников Айкидо продолжает расти с каждым годом. Пожалуй, сегодня нет человека, который не знаком с Айкидо, хотя бы по названию. Телевидение и многочисленные публикации в прессе способствуют растущей его популярности.
Это, действительно, радующее явление. Однако, думая о будущем Айкидо в ближайшие 20-30 лет, мы - последователи Айкидо - должны постоянно следить за его развитием без тени удовлетворенности и самодовольства. Подобное отношение необходимо для того, что бы избрать оптимальную форму и способ распространения
Айкидо для воплощения, реализации цели этого искусства. С увеличением количества практикующих Айкидо, все труднее становиться донести истинный дух и правильные техники искусства, особенно в отдаленных регионах.
Цель этой книги – познакомить начинающих с «духом и формой» Айкидо просто и достоверно. Более всего мы бы хотели, чтобы эта книга послужила решению двух параллельных задач:
1) дальнейшей популяризации Айкидо;
2) корректному введению в это искусство.
Надеемся, что чтение этой книги окажется весьма плодотворным.
Март, 1975
Морихиро Сайто
2

ВВЕДЕНИЕ
Сложно в нескольких словах ответить на вопрос, что такое АЙКИДО. Но когда спрашивают, для кого существует АЙКИДО, ответ прост – айкидо существует для тех, кто ощущает потребность в нем и желает им заниматься. Есть среди занимающихся айкидо люди заявляющие, в порывах краснобайства, что они знают об айкидо все.
Однако, на самом деле их уровень подготовки недостаточно высок и их слова не заслуживают одобрения. В процессе тренировок им не хватает воодушевления и восторга всей необъятностью Божественного Пути Айки. Я склоняюсь к тому, что если на протяжении долгого периода времени терпеливо изучать айкидо, то что-то, в конце концов, обязательно коснется струн вашей души. Вероятно, это «что-то» и есть настоящий ответ на вопрос: «Что такое Айкидо?»
По мере вашего совершенствования ответ на этот вопрос будет постоянно меняться. По моему мнению, это одна из тех неписаных истин, допускающих самые разные толкования, но ни в коем случае не навязанные вам другими.
Занимаясь с учениками, основатель айкидо Морихей Уэсиба, вообще не одобрял задавание вопросов, насаждая в сознании каждого занимающегося необходимость постоянного использования собственного воображения и сообразительности.
Одаренным богатым творческим воображением ученикам Основатель давал все ответы через демонстрации своего мастерства, которые были более чем убедительны. Конечно,
Основатель не скупился на разъяснения сущности Искусства, но в его методе обучения акцент делался на развитие у учеников способности самостоятельного постижения более глубокого смысла и значения айкидо. Однако, подобный метод не так легко доступен, как хотелось бы. Многие не имеют возможности заниматься у компетентных инструкторов.
Официально айкидо получило своё название в 1941 году. К этому времени
Основатель изучил и практиковал все виды японских боевых искусств. Но айкидо не стало простой смесью этих боевых искусств. Основатель создал айкидо, объединив всё лучшее из древних искусств с «принципом айки» и добавив элементы, общие для всех боевых искусств.
3

В результате, технику тайджитцу (упражнения без оружия) можно объяснить через технику Кенджитцу (японского искусства фехтования) и наоборот. Айкидо объединяет техники Тайджитцу и Кенджитцу. В айкидо вошли также техники с джо (палкой) и яри
(копьём). Айкидо настолько всеохватно, что, вполне заслуженно, может быть названно универсальным боевым искусством.
Айкидо уникально многим, в особенности техникой перемещений и работой ног.
Формы айкидо можно представить в виде треугольника , круга и квадрата .
Треугольник символизирует творчество ( способность к созиданию), круг – неограниченное развитие, квадрат – состояние гармонии. Другими словами, треугольник изображает работу ног и стойку. Круг описывает гармоничные круговые движения, избегающие конфликта с партнёром. Это форма, согласно воле Вселенной, образующая безграничное разнообразие техник. Квадрат изображает форму единения с партнером и означает успешное выполнение техники. Возможные вариации квадрата.
Семантический анализ слова «айкидо» предписывает занимающимся этим искусством уделять первостепенную важность объединению своей «КИ» (духовной энергии) с «КИ» партнера. Неосязаемая «КИ» проявляет себя через формы
, и
, управляющие «КИ» вашего партнера. Если вы осознаете это, и будете упорно тренироваться, ваше овладение этим искусством может значительно ускориться.
Ограниченный объем книги не позволил включить описание техники работы с
Джо. Тем, кто заинтересован в изучении полного спектра техник айкидо, я рекомендую прочитать серию из четырех книг «Айкидо – взаимосвязь техник меча, палки и
Тайджицу», автором которой я являюсь. Эти книги, я уверен, помогут вам понять истоки айкидо, откуда берут своё начало бесконечное множество техник.
4

Метод тренировок (Система обучения)
Даже годы тренировок не обеспечат желаемых результатов в овладении любым боевым искусством, если вы используете неправильный метод обучения. Поэтому я настаиваю, чтобы вы обратили на это особое внимание и освоили верные способы тренировок. Правильное обучение начинается с освоения базовых перемещений, отрабатываемых на каждой тренировке, и уяснения значения этих движений. Важно на каждом занятии снова и снова повторять то, что кажется Вам уже усвоенным. Базовые движения, на первый взгляд такие простые и легкие, чрезвычайно важны потому, что без них не обходится ни одна техника айкидо, они помогают устранить лишние, ненужные движения и, как само собой разумеющееся, избежать противоестественных столкновений. Вот почему базовые движения должны отрабатываться на каждой тренировке. Этим не следует пренебрегать ни при каких обстоятельствах. В айкидо
«Ки» имеет решающее значение, так как это источник силы. Поэтому во время тренировки предпочтение отдается сосредоточению энергии «Ки», нежели простой физической силе. Что такое «Ки» объяснить чрезвычайно сложно. В понимании
Восточной философии, «Ки» - неотъемлемая составляющая всего существующего в природе. В этой книге, однако, таинственная сущность «Ки» исследоваться не будет. Я лишь попытаюсь объяснить движения айкидо в соответствии с законами Природы.
Церемониал
В айкидо все начинается и заканчивается поклоном. Подобное проявление учтивости является общим для всех боевых искусств, но в айкидо оно соблюдается независимо от других. Поклон выражает Ваше уважение к партнеру и должен выполняться в состоянии абсолютной бдительности. Таким образом, Вы готовы выполнить любую технику, какую захотите. Каждый дюйм Вашего тела должен быть начеку, готовый к взаимодействию с партнером на Ваших условиях. В частности, в айкидо поклон стоя – неотъемлемая часть техник в стойке. Также поклон сидя относится к передвижению на коленях и технике сидя. Короче говоря, в айкидо проявление вежливости и учтивости воспринимается как духовный опыт, а не какое-то маловажное соблюдение формальностей.
5

Выполняя поклон сидя, положите ладони перед собой в форме треугольника на уровне плеч. Вы должны за мгновение до атаки партнера принять стойку (Хитоёми) и быть готовым контратаковать, как кошка. Ваше движение должно быть как можно естественнее.
Передвижение на коленях
6

Это упражнение в ходьбе на коленях без нарушения равновесия прямой сидячей позы.
По сути, это чередующиеся движения из левостороннего положения в правостороннее.
Повороты возможны в любых направлениях. Во все время движения поза остается стабильной. Переместив правую стопу вперед, сразу же следом подтяните к ней и левую. Ваше тело опирается на правую стопу, левое колено левую стопу. В этом упражнении Вы должны расслабить плечи и понизить Ваш центр тяжести. Когда левая стопа продвинется вперед, легко опустите правое колено на мат, поддерживая тем самым Ваше равновесие. Пожалуйста, помните, что это упражнение предусматривает ходьбу не коленями, а ступнями. Если из этого положения на коленях Вы встанете,то автоматически примете боковую стойку. Повороты в разных направлениях при ходьбе на коленях выполняются также, как и в упражнениях стоя. Они очень важны в Ура-
Ваза (Вращательных техниках) и других техниках, а также при атаках нескольких партнеров.
Фото вверху демонстрирует разворот на коленях назад. Обратите внимание, что разворачиваются только колени, а положение ступней не меняется.
Внизу показан поворот на ступнях, когда колени не отрываются от мата.
7

Как держать меч
Первым рукоять деревянного меча обхватывает мизинец, за ним – безымянный, средний, указательный и большой пальцы. Держа меч таким образом, направьте его острие на партнера и соедините свою «Ки» с его. После этого Ваш партнер обнаружит, что отбить Ваш меч не так просто. Это положение меча гибко и, одновременно, жестко по сути.
Кататэ-дори (захват за запястье)
Захватите руку партнера так же, как рукоять меча.
8

Использование тегатаны (рука-меч)
Когда Вы, не сгибая руки, выводите «лезвие» Вашей Тегатаны (ребро ладони) вперед, рука принимает естественное слегка изогнутое положение, позволяющее
Вашей энергии «Ки» вытекать вперед. Сама по себе тегатана не предназначена для агрессивных целей. Она часто используется в огромном количестве техник для эффективного задействования энергии «Ки». Применение тегатаны весьма разнообразно, в зависимости от изменяющейся ситуации. Например, тегатана может быть использована, как инструмент, для контроля руки партнера с последующим захватом ее.
Другие применения – атеми (удар, предшествующий выполнению техники), освобождение от захвата или разбаланс партнера с сохранением захвата на Вашем запястье взмахом Вашей руки или меча.
9

Атеми
Атеми не предназначено для деструктивных целей. Оно служит для ослабления энергии Вашего партнера, чтобы было легче начать выполнение броска или техник удержания. Бывают случаи, когда Вы наносите атеми в лицо партнера и выполняете технику, не давая ему возможности атаковать самостоятельно. На фотографии показано как наносится атеми, когда партнер пытается захватить Вас за отворот кимоно.
Заметьте, что атеми производится одновременно с поворотом, уводящим Вас с линии атаки. Атеми предназначены для наиболее уязвимых точек партнера.
Когда дистанция между Вами и партнером невелика, разверните Вашу тегатану
(ребром ладони от себя) и, воздействуя на локоть партнера снизу, отразите тычковый удар, с одновременным атеми.
Атеми всегда должно наноситься синхронно с Вашим уходом с линии атаки. Пауза между отражением атаки и атеми может быть использована Вашим партнером для ухода.
10

Атеми в лицо применяется при атаках Мунэ-дори (захват за отворот кимоно), ката-дори
(захват за плечо), содэ-дори (захват за рукав) и кататэ-дори (захват за запястье).
Во многих случаях атеми, кроме своей основной функции, может переходить в бросок или техники удержания. Иногда даже когда есть возможность выполнения атеми, ею пренебрегают. Те, кто не знают об атеми, так и остаются в неведении, что чего-то не хватает. Однако, если Вы чрезмерно увлечетесь атеми, то можете утратить плавность выполнения приема. Таким образом, атеми необходимо изучать как неотъемлемую часть общего арсенала айкидо. Помните, пожалуйста, что никогда не следует пренебрегать атеми там, где это необходимо. Фотографии демонстрируют возможные варианты атеми, практикуемые в зависимости от ситуации.
11

В одной технике возможно нанесение двух или трех атеми. Даже если Вы умышленно не используете атеми, Вы обязаны точно знать, когда и куда предварительный удар должен быть нанесен.
12

2.Базовые движения
Перемещения (разворот тела)
Не трудно развернуться, когда никто не мешает. Однако если партнер держит
Вас за руку, выполнить поворот уже труднее. Цель этого упражнения, сохраняя гармонию с силой партнера, переместиться по дугообразной траектории так, чтобы оказаться сбоку от него. В этом упражнении Вы оставляете захваченное запястье на месте, никуда его не тянете и не толкаете, насыщаете кончики пальцев энергией «Ки», по дуге скользите к боку партнера, пальцы ноги рядом с пальцами партнера. Чтобы выполнить все движения быстро, важно выводить энергию «Ки» Вашего партнера вперед. В этом базовом упражнении важно не позволить захваченной руке сместиться к линии атаки.
13

14

15

Стойка и Хитоёми (обратная треугольная стойка)
Для работы с партнером, вооруженным мечом, необходима правосторонняя диагональная стойка со слегка развернутыми бедрами. В этом положении не смотрите на меч партнера и ему в глаза. Вы должны видеть его целиком. Ваша стойка должна быть достаточно маневренна в любом направлении – вперед, назад, влево и вправо.
Схемы показывают перемещение влево и вправо. Рисунок слева изображает стойку
Хитоеми - левая стопа развернута в требуемое положение. Схема справа показывает перемещение вашей правой ступни от партнера, чтобы произвести удар.
16

Это схема перемещения при атаке Йокомен-учи (боковой удар в голову). Контроль над положением атаки успешно осуществляется поворотом корпуса, уводящим вас в сторону от удара, как показано на схеме, с последующим выполнением техники Ирими
(вхождение ).
17

Ирими
Ирими – это движение ухода за спину атакующего партнера. Оно осуществляется не только в схватке, но также для выхода из довольно трудной ситуации, когда вы окружены несколькими атакующими. Ирими - это больше чем просто уход за спину. Оно может трансформироваться в атеми, бросковые техники и
Тачидори (отбирание меча), тем самым, обеспечивая эффективный способ обезвреживания вашего партнера.
18

1. Искусство фехтования Айки.
Субури № 1.
Для выполнения этого упражнения возьмитесь левой рукой за самый край рукоятки деревянного меча, а правой – за ее переднюю часть. На вдохе взмахните мечом вверх над головой и опустите его за спину. Подъем начинается из положения перед центром внизу живота. Мы описываем кривую в плоскости центральной линии тела, затем опускаем обратно по той же траектории в исходное положение. Если вы обхватите рукоять сначала мизинцем, затем, последовательно, остальными пальцами, то вы обнаружите, что меч окажется как раз напротив вашего центра тяжести. Одновременно с ударом вы должны понизить бедра, принимая описанное положение. Сделать рубящее движение мечом строго вертикально не так легко, как можно подумать. Вы убедитесь в этом, когда попробуете сделать это упражнение перед зеркалом.
Субури № 2.
В этом упражнении, вы взмахиваете мечом вверх и выполняете рубящее движение. Перед ударом, отведите правую ногу назад, разверните бедра и поднимите меч вверх, оставаясь вне досягаемости для удара партнера. Заметьте, что подъем меча – это не просто замах перед ударом. Он формирует защитную стойку, прикрывая голову от взаимной атаки и предотвращая движение противника. Голова - наиболее уязвимая и жизненно важная мишень.
19

Субури № 3.
Направьте меч вертикально над головой и сделайте глубокий вдох. Через кончик меча наполните все ваше тело духом Вселенной, осознайте единение с Природой и заполните каждую клетку тела энергией «Ки». Задержите ненадолго дыхание, опустите меч острием назад и с выдохом нанесите рубящий удар. Это по-настоящему дыхательное Субури.
Субури № 4.
Это Субури состоит из следующих друг за другом ударов направо и налево. В этом упражнении ваши бедра должны оставаться в пониженном стабильном положении независимо от того, правая или левая нога стоит впереди. Сбалансированные движения бедер вправо и влево при упражнении с мечом благоприятно скажутся и на Тайджицу
(техника без оружия).
20

Субури № 5.
Это Субури также выделяется повторяющейся последовательностью ударов. Это упражнение отличается от Субури № 4 тем, что вы прикрываете голову от ударов партнера, и направляете их мимо цели. Желательно, чтобы движения этого Субури выполнялись плавно, без остановок. Это – так называемое упражнение «отклоняющей контратаки».
Субури № 6.
Мечом можно не только рубить, но и протыкать. Особенно важны серии из рубящих и колющих ударов. В частности, для этого Субури характерно отвлечение энергии партнера на отражение вашего удара, для мгновенного нанесения колющего удара прямо в него из-под его меча.
21

Субури № 7.
В Субури № 6 рубящие и колющие удары выполняются из одной и той же боковой стойки. Субури № 7 отличается тем, что рубящий удар наносится из правосторонней стойки, а колющий из левосторонней стойки. Колющий удар должен начинаться из центра внизу живота. Выполняя его необходимо развернуть бедра, встать в стойку Хитоёми и уйти с линии атаки вашего партнера.
22

Глава № 2. Техники Айкидо. Парные упражнения с мечом
(упражнения с мечом на слияние)
Парное упражнение № 1 (Упражнение на слияние №
1)
23

После достаточно продолжительной отработки Субури вы можете приступить к так называемым «парным упражнениям». Чтобы овладеть ими, потребуется от года до двух лет. В парных упражнениях вы должны почувствовать «Ки» вашего партнера и объединить свою «Ки» с его. В упражнении №1 шагните правой ногой вправо и выполните рубящий удар наиболее решительным образом, одновременно подставляя левую ногу.
Парное упражнение № 2.(Упражнение на слияние № 2)
Это упражнение основано на Субури № 2.
Парное упражнение № 3. (Упражнение на слияние № 3)
Это упражнениие предназначено для слияния с продолжающейся атакой вашего партнера. Выполните рубящий удар, как в упражнении №1, и, следуя за взмахом партнера, нанесите удар ему в горло.
24

Парное упражнение № 4. (Упражнение на слияние № 4)
В этом упражнении вы провоцируете партнера, атакуя его первым, уклоняетесь от парирующего движения и наносите колющий удар.
Парное упражнение № 5. (Упражнение на слияние № 5)
25

Одновременно с рубящим ударом вашего партнера атакуйте «отклоняющим ответным действием» его правое предплечье или голову и, когда он попытается поднять меч для удара, вновь атакуйте его руки.
Парное упражнение № 6. (Упражнение на слияние № 6)
В этом упражнении выполняется удар Ирими, осуществляемый заходом за спину партнера широким шагом. Чем глубже вход, тем лучше.
Парное упражнение № 7. (Упражнение на слияние № 7)
26

Это упражнение – последовательная комбинация схожих упражнений 1, 3, 5, так как они все основаны на соединении «ки». Оно получило название «Кимусуби-но-тачи» или «слияние «ки» при движении с мечом» и включено в обучение техник с мечом при работе с партнером.
Постепенность самосовершенствования – вот что важно в тренировочном процессе. Если Вы терпеливы и трудолюбивы и даже не задумываетесь об уровне мастерства, которого уже достигли, Вы обретете желаемую силу самым естественным образом. Если же наоборот, Вы слишком торопитесь овладеть искусством, Вы, наверняка, так и останетесь несовершенным учеником, рабом неискоренимого за всю жизнь убогого телосложения. Помните об этом.
.
2. Тренировка силы нижнего (брюшного) дыхания (кокю-хо)
Кокю-хо в стойке
27

Кокю-хо – это метод развития силы Вашего «нижнего» дыхания, варьирующийся в зависимости от способа захвата Вашей руки ( или рук ) и направления приложения силы Вашего партнера. Поэтому это упражнение должно основательно изучаться в практике Тайджицу. Фотографии внизу демонстрируют базовый вариант Кокю-хо.
Поэкспериментируйте с различными типами захватов, и рассмотрите, как Вы можете от них перейти к этому базовому варианту. В базовом варианте партнер держит двумя руками Вашу руку за запястье. В ответ Вы опускаете локоть и бедра и с разворотом перемещаетесь для броска к его боку. В этом положении не сгибайте руку, максимально используйте Вашу тегатану. Это Кокю-хо служит для усиления поворота бедер, что наиболее важно в
Тайджицу.
КОКЮ-ХО ПРОТИВ АТАКИ ДВУХ ЧЕЛОВЕК.
Чем сильнее сопротивление, тем острее Вы чувствуете на запястьях захват.
Чтобы успешно справиться с подобной ситуацией, Вы должны повернуть руку (кисти -
28
вверх, локти - вниз) и шагнуть вперед, выводя атакующих из равновесия, как в базовом варианте. Разверните Вашу правую Тегатану и подтяните партнеров к себе для броска.
КОКЮ-ХО СИДЯ (НА КОЛЕНЯХ)
29

В этом упражнении Вы опускаете локоть, взмахиваете Вашей Тегатаной и опрокидываете партнера за счет связи Вашей Тегатаны с центром внизу живота. Когда он упадет, придвиньте колено вплотную к его боку и, усаживаясь, контролируйте его
«ки» Вашей Тегатана. Во время всего упражнения Вы должны оставаться бдительным и внимательным к окружающим на случай возможной атаки из других источников.
30

В зависимости от ситуации возможны варианты этого упражнения. Если используется захват снизу, выведете партнера из равновесия, вытягивая руки вперед.
Когда Вас захватили сверху, приподнимите партнера движением бедер для броска.
3.ТЕХНИКИ УДЕРЖАНИЯ
31

В большинстве случаев, техники удержания – это последовательность действий, укладывающих партнера для дальнейшего контроля. Бросковые техники иногда не имеют никакого продолжения, а иногда заканчиваются удержанием. Техники, которые мы представим в этой части, выходят за рамки просто удержания и контроля. Обратите внимание, что особое значение придается тому, какие части тела развиваются этими техниками. Другими словами, приоритет отдается неагрессивному, ориентированному на разработку суставов и мышц, подходу.
ДАЙ-ИККЁ (КОНТРОЛЬ НА РУКУ)
Сувари-ваза (техника на коленях):
Шомен-учи (прямой удар в голову)
Дай-иккё Омотэ-ваза (фронтальная техника)
Обозначьте удар Тэгатаной, вызывая «ки» партнера, крепко захватите его парирующую руку со стороны, где измеряется пульс, и толкните ее по направлению к его голове. Установите контроль над всем телом партнера, прижав его запястье и локоть к полу.
Тачи-ваза (упражнение в стойке):Шомен-учи Дай-иккё Омотэ-ваза
32

В стойке установите удобную дистанцию между Вами и партнером шагом правой ноги, резким поворотом бедер выведите его из равновесия и толкните его шагом левой ноги вперед, прижимая его вниз.
Во время всего исполнения Ваша стойка должна оставаться прекрасно сбалансированной.
Будет неправильно, если Вы попытаетесь, как это обычно бывает, опустить партнера, направляя Ваш толчок вокруг его центра. Всегда помните, что Ваш собственный центр должен повелевать движением.
Сувари-ваза: Шомен-учи Дай-икке Ура-ваза (вращательная техника)
Для выполнения этой техники поставьте свое колено к колену партнера (при выполнении сидя) или пальцы ноги к пальцам партнера (при исполнении стоя) и, разворачиваясь в сторону с линии атаки, по дуге уложите вашего партнера. Способ удержания такой же, как и в Омотэ-ваза. Во время кругового укладывания вашего партнера необходимо выпрямить руки и добавить к дуговому движению вниз легкий толчок и скручивание. Обратите внимание на то, что ваша правая рука держит запястье партнера со стороны пульса, а левая лежит прямо на его локтевом суставе. Это правильный захват, обеспечивающий совершенное выполнение Дай-икке.
Уширо Риотэ-дори (захват за две руки сзади) Дай-икке
33

В этом варианте особенно важен поворот бедер. Вы должны поворотом бедер вывести партнера из равновесия и, оставаясь вплотную к нему, прижать его вниз.
Начиная с Шомен-учи, Дай-икке переходит к широкому разнообразию вариантов, включающих кататэ-дори (захват за руку), содэ-дори (захват за рукав), ката-дори (захват за плечо), мунэ-дори (захват за отворот кимоно), цки (удар) и уширо риоката-дори (захват за плечи сзади). Подобное развитие делает Тайджитцу чрезвычайно интересным.
Дай-икке Хенка-ваза (вариант исполнения)
Этот вариант дает вам возможность в одно мгновение ''припечатать'' вашего партнера к матам. Контролируя его ''Ки'', измените стойку полным уходом с линии атаки и
34
по диагонали уложите его на татами. В этом упражнении не различаются фронтальная и вращательная техники.
Дай-никке (скручивание запястья)
Шомен-учи Дай-никке Омотэ-ваза
35

Техника контроля Дай-икке также применяется при выполнении Дай-никке, Дай- санке (выкручивание руки), Дай-енке (контроль через предплечье) и Дай-гокке (защита от вооруженной атаки). В Дай-никке Омотэ-ваза вы срубаете тегатаной запястье партнера вниз, захватываете его руку с тыльной стороны ладони и укладываете на татами. Как только прижмете его к матам, опуститесь на колено у его шеи и закончите упражнение, как показано на фотографии.
Шомен-учи Дай-никке Ура-ваза
36

Захватите запястье партнера левой рукой; срубая его тегатаной вниз, разверните корпус под углом к линии атаки, не отпуская захват, возьмите правой рукой кисть партнера с тыльной стороны. Затем согните его руку в форме ''<'', как показано на фотографии, подтяните его локоть поближе к себе и, направляя большой палец ему в нос, воздействуйте на его запястье. После этого, снова отшагните в сторону, тегатаной заведите локоть в захват и закончите прием.
Муне-дори Дай-никке Ура-ваза.
37

Нанесением атеми выведите партнера из равновесия, разверните бедра как в Дай-икке и встаньте в реверсивную боковую стойку. В любом режиме тренировки вы должны постоянно заботиться о том, чтобы ваши движения не искажались сопротивлением атакующего.
Мунэ-дори (захват за отворот кимоно) Дай-никке Ура-ваза
38

Это один из многочисленных вариантов Ура-ваза. В этом примере вы левой рукой прихватываете отворот кимоно, облегчая правой руке смещение захвата. После этого поверните корпус и воздействуйте на запястье партнера.
Дай-санке (выкручивание руки)
39

Шомен-учи Дай-санке Омотэ-ваза
Начинается выполнение удержанием партнера способом Дай-икке Омотэ-ваза. На этой стадии будьте осторожны с захватом правой рукой. Продолжая ''удержание'', шагните к партнеру левой ногой, встаньте бок о бок с ним и переместите захват левой рукой с локтя на кисть. Затем с атеми правой рукой в лицо шагните правой ногой вперед, подтяните левую ногу поближе и уложите партнера на татами. Одновременно, ваша правая рука скользит с локтя на запястье.
Шомен-учи Дай-санке Ура-ваза.
40

Для техник Ура-ваза характерна постановка вашей стопы пальцами к пальцам партнера и укладывание его спиральным движением вниз. Как только вы оказались бок о бок с вашим партнером, захватите тыльную часть его кисти и направьте его инерцию по дуге вниз для удержания.
Дай-санке Хенка-ваза (вариант исполнения)
С уходом в сторону атакуйте лицо партнера тегатаной, и левой рукой нанесите атеми сбоку в грудь. Затем сбейте его парирующую руку вниз, захватите ее левой рукой, и вновь проведите атеми в лицо правой рукой. Его парирующим движением можно воспользоваться для того, чтобы проскользнуть сбоку от него и выполнить рубящее движение. Захват руки и удержание осуществляются, как и в базовом варианте Дай-санке.
41

Дай-санке Хенка-ваза
Вариант, представленный на предыдущей странице заканчивается удержанием. Для этого же способа характерен выход на бросок. Варианты Дай-санке подразделяются на две категории:
1. С проходом под рукой партнера;
2. Без прохода.
Первую можно назвать вращательным движением внутрь, а вторую – его внешним вариантом.
42

Цки (прямой удар) Дай-санке Хенка-ваза
Если вы подверглись атаке прямым ударом спереди, срубите атакующую руку вниз и выполните базовую технику Дай-икке или Дай-санке. Данный вариант применяется, когда дистанция между вами и вашим партнером невелика и вы вынуждены воздействовать на его локоть, разворачивая корпус уходом с линии атаки наружу.
43

Дай-енке (удержание за предплечье)
Шомен-учи Дай-енке Омотэ-ваза
При выполнении Дай-енке вы сильно надавливаете на запястье партнера со стороны пульса. Это давление полезно для здоровья вашего партнера. Тот, кто надавливает, также извлекает пользу, изучая удержание силой бедер.
Шомен-учи Дай-енке Ура-ваза
В этом варианте вы поворачиваетесь, надавливая на запястье партнера, и опускаете его по дуге на татами.
44

Тачи-дори (отбирание меча)
''Тачи-дори'' – это техника отбирания меча у партнера, обезвреживание его в ситуации, когда он с оружием атакует вас невооруженного и беззащитного. В этом варианте тачи-дори используется техника Дай-санке. Начинающий недостаточно квалифицирован для выполнения тачи-дори. Это упражнение может быть чрезвычайно опасным, если ученик не имеет достаточно практики в отработке субури и Авасэ (упражнение на слияние), которые дают возможность правильно отрабатывать движения тела. Даже если вы способны хорошо перемещаться, сохраняется возможность получить удар, когда вы оставляете ваши руки и ноги на линии атаки или неправильно отнимаете пойманный меч. ''Даже когда с вами меч, вы не должны зависеть от него. Точно также, когда вы держите джо (палку), не воспринимайте ее отдельно от вашего тела''.
Такой подход необходим для успеха в тачи-дори, которое является возможным развитием Авасэ и
Куми-тачи (парные упражнения с мечом).
45

Тачи-дори
Это вариант Дай-енке в Тачи-дори. Как и в случае Дай-санке Тачи-дори, переместитесь поближе к партнеру и выверните меч из его рук, надавливая на его запястье со стороны пульса.
46

Дай-гоке (защита от вооруженной атаки)
Йокомен-учи (боковой удар в голову) Дай-гоке Омотэ-ваза
Поскольку это прием отбирания ножа, использовать движение Дай-икке достаточно опасно. Обезвреживая боковой удар, необходимо шагнуть в сторону атакующего, захватить его руку и опустить партнера вниз поворотом, совсем как ''волны накатываются на берег''. Способ захвата запястья отличается от варианта в Дай-икке. Для того, чтобы отобрать нож, крепко удерживаемый атакующим, согните его руку, как показано на фотографии, влево и надавите на нее сверху, заставляя его этим разжать пальцы. Затем отшвырните пяткой нож подальше.
47

Йокомен-учи Дай-гоке Ура-ваза
Для выполнения этого приема шагните вплотную к партнеру, чтобы сделать удар неэффективным, быстро поставьте стопу пальцами к пальцам партнера и, разворачиваясь ему за спину, по дуге уложите его вниз. Парируя удар, вы должны по-настоящему жестко отразить его вниз. Иначе, вы не обезопасите себя. Фотография справа вверху показывает такой момент.
ХЕНКА-ВАЗА (вариант исполнения)
48

Этот прием, хотя и не относится к категории Го-кё, описывается здесь потому, что, как и предыдущий, применяется при атаке Йокомен-учи. Это не техника Ура-ваза, так в нем есть как движение входа, так и вращение. В этом приеме важно сбить атакующую руку как можно ниже, захватить её и без промедления перейти к удержанию. Ваше движение гармонично вливается в движение партнера.
49

4.Броски
ШИХО-НАГЕ (бросок на четыре стороны)
(Принцип меча)
Движения Айкидо всегда предполагают наличие нескольких атакующих. На фотографиях показан вариант атаки спереди и сзади. Сначала нанесите рубящий удар атакующему спереди и, поднимая меч, продолжите рассекающий удар поперек его туловища. Затем развернитесь на 270* для контратаки нападающего сзади. Это и есть последовательность выполнения Шико-наге Омоте-ваза, объясненная с точки зрения японского фехтования.
ШИХО-НАГЕ ОМОТЕ-ВАЗА
На самом деле, многие движения в Айкидо перешли из движений с мечом. Конкретно, в этом Шихо-наге, Вы не вступаете в конфликт, когда Вас захватили за обе руки с мощью противника, также как в Тайджицу. Поворот бёдер и сила нижнего дыхания – основные элементы, общие для Тайджицу и техник с мечом в Айкидо. Это объединяет эти две ветви искусства
50

Кататэ-дори (захват за руку) Шихо-наге Ура-ваза
Шихо-наге называется так потому, что этим приемом Вы можете бросить партнера в любом направлении. В варианте Ура-ваза Вы бросаете партнера перед собой.
51

ИРИМИ-НАГЕ (бросок вхождением)
В Ханми-Хондачи (стоящий на ногах против сидящего на коленях) Ирими- наге Вы ''пригибаете'' партнера для броска. Тот же подход используется при работе с партнером выше Вас.
ШОМЕН-УЧИ ИРИМИ-НАГЕ
Ирими наге – это сочетание захода за спину партнеру с последующим броском.
После входа приподнимите его себе на грудь, поверните бёдра, как при ударе мечом, и выполните бросок. Способы выполнения Ирими могут быть разными, такими как:
- бросок одной левой рукой;
- бросок одной правой рукой;
- бросок с использованием руки партнера;
- бросок против удара
- выведение «ки» партнера и бросок без использования рук.
Число способов выполнения увеличивается за счет применения, в вариантах стоя, сидя на коленях и в ситуации противодействия сидящего стоящему.
52

ТАЧИ-ДОРИ
Ирими-наге может использоваться как средство для успешного выхода из кольца атакующих. Когда атакующий вооружен мечом, необходимо одновременно с броском отобрать у него оружие. В противном случае, Вы подвергаетесь опасности, так как нельзя предугадать, куда может полететь меч во время броска. Отобрав меч, направьте его на партнера.
ИРИМЕ-НАГЕ ХЕНКА-ВАЗА
(вариант исполнения)
В этом приеме Вы с помощью рук поднимаете партнера лицом вверх над головой.
Это возможно при правильном выполнении Ирими. Поэтому основное внимание уделите отработке Ирими.
53

КОТЭ-ГАЕШИ (скручивание запястья наружу)
(Принцип меча)
В этом приеме для броска Вы скручиваете запястье партнера наружу и выполняете удержание. Представьте ситуацию, в которой противники атакуют Вас спереди и сзади.
Выполнение Котэ-гаеши можно объяснить через движения с мечом. Сначала, нанося секущий удар поперек туловища атакующего сзади, развернитесь с уходом с линии атаки и продолжайте движение, скручивая запястье переднего нападающего наружу, для последующего броска.
ТАЧИ-ДОРИ
Если мизинец Вашей руки обхватит рукоять меча Вашего партнера, отобрать меч станет значительно легче. Приемы Айкидо можно объяснить в терминах, как японского искусства фехтования, так и Тайджицу. Может создаться впечатление, что всё это слишком сложно, но, на самом деле, как только Вы овладеете такими базовыми упражнениями как Субури и Аваса, процесс понимания ускорится.
54

ЦКИ (тычковый удар) КОТЭ-ГАЕШИ
В Тайджицу применяется несколько вариантов техники Котэ-гаеши, в том числе от атак тычковым ударом, от бокового удара в голову или для отбирания ножа. За основу в
Котэ-гаеши взят способ держания меча, когда рукоятку сначала охватывает мизинец, а затем последовательно и остальные пальцы.
КАКСКРУЧИВАТЬ ЗАПЯСТЬЕ
Каждой рукой начинайте захват с мизинца. Ваша правая рука ложится на тыльную часть кисти партнера.
55

КОТЕ-ГАЕШИ, ВАРИАНТ №1
Коте-гаеши от Катате-дори (захвата за руку), может выполняться двумя способами:
1) Освобождаясь от захвата партнера способом, изображенным на предыдущей странице, и 2) Вариант представленный здесь. В последнем вы отрываете от своей руки большой палец партнера и прижимаете его вниз для броска.
КОТЕ-ГАЕШИ, ВАРИАНТ №2
В случае, когда партнер тянет вас вперед или, при попытке скрутить его запястье, остается неподвижным, шагните вперед, когда вас тянут, и используйте инерцию партнера для броска. Его рука и запястье сгибаются в естественном направлении, но спиральное скручивание в жестком исполнении может причинить острую боль партнеру.
56

КОШИ-НАГЕ (бросок через бедро)
МУНЭ-ДОРИ (захват за ворот кимоно) КОШИ-НАГЕ
В Коши-наге, выполняемой за счет приведения бедер в ''боевую готовность'' сразу после отражения удара вашего партнера, есть следующие три правила, на которые вы должны обратить внимание:
1. Опустите ваши бедра настолько, чтобы ваша рука смогла полностью выпрямиться;
2. Чтобы не потерять равновесие, когда вы понижаете бедра, смотрите на кончики пальцев;
3. Ваше туловище должно сформировать крест.
Требуемый угол, около 45°, достигается, когда кончики ваших пальцев будут направлены в потолок. Когда выполняете бросок, поверните ваши бедра настолько, чтобы вы смогли увидеть кончики пальцев вашей противоположной руки. Точка соприкосновения ваших тел – ваши бедра и центр партнера, место, где взвалить партнера на себя для броска легче всего.
57

УШИРО МУНЭ-ДОРИ (захват за отворот кимоно сзади) КОШИ-НАГЕ
Это базовый вариант Коши-наге от захвата сзади. Когда ваши руки держат сзади, поднимите руки, как при замахе мечом, и крепко захватите руку партнера изнутри для последующего броска. Следующим показан вариант броска с захватом партнера за запястье.
58

Варианты выполнения, когда вас тянут назад
Когда вас тянут назад, шагните назад, чтобы выровнять вашу стойку, и подрубающим движением выполните бросок.
Двигаясь туда, куда вас тянет партнер, быстро переместитесь назад, как будто перекладываете весь свой вес на него и опрокиньте его вниз. Эффективность этого варианта зависит от слитности вашего движения с его движением.
УШИРО РЁТЭ-ДОРИ (захват за обе руки сзади)
НАГЕ-ВАЗА (бросковая техника)
Коши-наге от Уширо Рётэ-дори выполняется по образцу варианта от Уширо Мунэ-дори.
Обратите внимание, что Коши-наге может быть преобразован в бросок вообще без контакта с партнером.
59

ДЖУДЖИ-ГАРАМИ (бросок переплетением рук)
МУНЭ-ДОРИ (захват за отворот кимоно) ДЖУДЖИ-ГАРАМИ
В момент захвата нанесите атеми в лицо партнера, вызывая левую руку партнера вперед. Захватите ее, переплетите локти партнера в форме креста и отбросьте его, вытягивая свои руки.
УШИРО РИОТЭ-ДОРИ (захват за обе руки сзади) ДЖУЖИ-ГАРАМИ
Поднимите вашу левую руку перед центром с движением в сторону от партнера.
Освободившись от захвата, возьмите его за руки и переплетите их в форме креста для броска
60

КАЙТЕН-НАГЕ (вращательный бросок)
(внутренний вариант КАЙТЕН-НАГЕ)
Как только партнер захватил вас за правую руку, нанесите атеми ему в лицо. Если он отобразит удар наружу, не сопротивляйтесь его противодействию, а по дуге шагните к его боку. Показанный на фотографии вариант называется вращательным движением внутрь. Подставив правую ногу, после входа к боку партнера одновременно правой тегатана выполните рубящее движение, а левой рукой надавите ему на затылок, чтобы подтянуть голову к себе.
Поставьте правую ногу сбоку от партнера и затем развернитесь с шагом левой ногой. Когда вы подтягиваете правую ногу перед левой, ваши стопы должны образовать треугольник.
61

ТЕНЧИ-НАГЕ (бросок ''небо – земля'')
Этот прием выполняется в форме Ирими, которая предотвращает ваше столкновение с партнером.
Одна ваша рука направляется в небо, вторая в землю. Отсюда и название – бросок ''небо – земля''. Руки, однако, не остаются в этом раздельном положении до конца. На фотографии видно, как руки в конце вновь образуют кольцо.
62

5. «ПОТОК КИ»
Есть три разных способа практикования этого упражнения. Первый можно назвать жестким (твердым) вариантом, в котором вы начинаете движения после захвата вашей руки или другой части тела партнером. Это так называемый статистический вариант, в котором вы противодействуете жесткому сопротивлению.
Второй способ – это мягкий (гибкий) вариант исполнения, в котором вы и ваш партнер двигаетесь.
Гибкость проявляется, например, в том, чтобы изменить угол захвата вашей руки, и создать ситуацию, в которой легче выполнить прием.
В третьем способе вы задействуете «Поток Ки» партнера, направляя его.
Основатель Айкидо однажды описал это, как «изучение гравитации Вселенной». Примером может служить бросок, выполняемый без вступления в контакт с партнером, в котором вы соединяете свою ''Ки'' с исходящим потоком от него. Это становится возможным после формирования между его руками и вашими завесы из «Ки».
Фотографии показывают вариант Ирими-наге, в котором вы с уходом в сторону выполняете бросок поворотом бедер навстречу атакующему удару.
Следующим показан Ирими-наге, использующий «Поток Ки», вызванный энергией партнера.
63

6. ХАППО-ГИРИ (рубящее движение на восемь сторон)
В этом упражнении вы поворотом бедер и всего тела отрабатываете рубящее движение в восьми направлениях. Важно в этом упражнении разворот на 270* (фото 6,7,8) выполнить как одно движение-замах.
64

перейти в каталог файлов
связь с админом