Главная страница

Карл Саган. Голубая точка. Космическое будущее человечества.. Москва 2016 Перевод с английского карл саган космическое будущее человечества голубая точка

Скачать 0,82 Mb.
НазваниеМосква 2016 Перевод с английского карл саган космическое будущее человечества голубая точка
АнкорКарл Саган. Голубая точка. Космическое будущее человечества..pdf
Дата07.07.2018
Размер0,82 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKarl_Sagan_Golubaya_tochka_Kosmicheskoe_buduschee_chelovechestva
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#48281
страница1 из 28
Каталогid17275610

С этим файлом связано 37 файл(ов). Среди них: Mestnoe_obezbolivanie_v_ambulatornoy_stomatologii_-_Kononenko_Yu, Karl_Sagan_Kosmos.pdf, Karl_Sagan_-_Kontakt.pdf, Karl_Sagan_Golubaya_tochka_Kosmicheskoe_buduschee_chelovechestva, Pat_Averill_Sylvester_Hickmon_Debra_K_Yaun_-_Colored_Pencil_Step и ещё 27 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Сэму
О, странник Пусть твоему поколению доведется узреть чудеса наяву

CARL SAGAN

С13
Переводчик Олег Сивченко
Научный редактор Владимир Сурдин, канд. физмат. наук
Редактор Антон Никольский
Саган К. Голубая точка. Космическое будущее человечества / Карл Саган ; Перс англ. — М Альпина нон-фикшн, 2016. — 406 с Выдающийся популяризатор науки, прекрасный рассказчик, страстный пропагандист космоса, провидец, Карл Саган считает, что стремление странствовать и расширять границы знаний свойственно природе человека и связано с нашим выживанием как вида. В его искренней, захватывающей книге философские размышления переплетаются с восторженными описаниями триумфальных исследований планет и спутников как с участием человека, посещавшего Луну, таки роботизированных миссий. Знакомя нас с нашими соседями по космосу, Саган непросто просвещает и восхищает читателя, они помогает понять, как защитить Землю.
УДК 001.92:523
ББК С 978-5-91671-573-6 (рус 978-0345376596 (англ Carl Sagan, 1994 with permission from Democritus
Properties, LLC.
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», Издание подготовлено в партнерстве с Фондом некоммерческих инициатив Траектория (при финансовой поддержке Н.В. Каторжнова).

Фонд поддержки научных, образовательных и культурных инициатив Траектория
(www.traektoriafdn.ru) создан в 2015 году. Программы фонда направлены на стимулирование интереса к науке и научным исследованиям, реализацию образовательных программ, повышение интеллектуального уровня и творческого потенциала молодежи, повышение конкурентоспособности отечественных науки и образования, популяризацию науки и культуры, продвижение идей сохранения культурного наследия. Фонд организует образовательные и научно-популярные мероприятия по всей России, способствует созданию успешных практик взаимодействия внутри образовательного и научного сообщества.
В рамках издательского проекта Фонд Траектория поддерживает издание лучших образцов российской и зарубежной научно-популярной литературы

5
СОДЕРЖАНИЕ
Космонавтика и исследования Солнечной системы ................ Странники введение .............................................................. Глава 1 Здесь наш дом ....................................................... Глава 2 Аберрация света .................................................... Глава 3 Великие развенчания ............................................ Глава 4 Вселенная, не сотворенная для нас ...................... Глава 5 Существует ли разумная жизнь на Земле ........... Глава 6 Триумф «Вояджера» .............................................. Глава 7 Среди спутников Сатурна ................................... Глава 8 Первая новая планета ......................................... Глава 9 Американский зонду края Солнечной системы Глава 10 Священная чернота ............................................. Глава 11 Вечерняя и утренняя звезда ................................ Глава 12 Когда земля горит под ногами ............................ Глава 13 Дар Аполлона ...................................................... Глава 14 Исследовать другие миры и защищать этот ....... Глава 15 Путь, ведущий в мир чудес, открыт .................... Глава 16 Вознесение на небеса .......................................... Глава 17 Обычное межпланетное насилие ....................... Глава 18 Болота Камарины ................................................ Глава 19 Преобразование планет ...................................... Глава 20 Темнота ................................................................ Глава 21 К небу ................................................................. Глава 22 Крадучись по Млечному Пути ............................ Об авторе .............................................................................. Благодарности ...................................................................... Библиография ....................................................................... 389
Предметно-именной указатель ........................................... 395
СССР (Россия )
1957 Первый искусственный спутник Земли (Спутник Первое животное в космосе (Спутник Первый космический аппарат, развивший вторую космическую скорость (Луна -1»)
1959 Первый искусственный спутник , выведенный на гелиоцентрическую орбиту (Луна -1»)
1959 Первый космический аппарат, достигший другого небесного тела (Луна -2» — прилунение Впервые удалось увидеть обратную сторону Луны Луна Первый полет человека в космос (Восток »)
1961 Первый человек на орбите вокруг Земли (Восток »)
1961 Первые космические зонды, отправленные к другим планетам (Венера -1» к Венере) и й Марс -1» к Марсу Первая женщина-космонавт (Восток Первый групповой космический полет (Восход Первый выход человека в открытый космос (Восход »)
1966 Первый космический зонд вошел в атмосферу другой планеты (Венера -3» — в атмосферу Венеры Первая успешная мягкая посадка на другое небесное тело (Луна -9» — на Луну Первый космический аппарат, вышедший на орбиту другого небесного тела (Луна -10» вокруг Луны)
КОСМОНАВТИКА И ИССЛЕДОВАНИЯ Наиболее выдающиеся ранние достижения

СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
США
1958 Первое научное открытие в космосе — радиационный пояс Ван Аллена («Эксплорер-1»)
1959 Первые телевизионные изображения Земли, полученные с орбиты («Эксплорер-6»)
1962 Первое научное открытие в межпланетном пространстве непосредственное наблюдение солнечного ветра
(«Маринер -2» )
1962 Первая экспедиция к другой планете, успешная с научной точки зрения («Маринер -2» — к Венере )
1962 Первая астрономическая обсерватория в космосе (OSO-1)
1968 Первый пилотируемый облет другого небесного тела Аполлон -8» — вокруг Луны )
1969 Первый выход человека на поверхность другого небесного тела (Аполлон -11» — на Луне )
1971 Первый самоходный аппарат управляемый человеком на другом небесном теле (Аполлон -15» — на Луне )
1971 Первый космический аппарат, выведенный на орбиту вокруг другой планеты («Маринер -9» — к Марсу )
1973 Первый пролет мимо Юпитера (Пионер -10» )
1974 Первый космический полет сразу к двум планетам
(«Маринер -1 0» — к Венере и Меркурию )
1974 Первый пролет мимо Меркурия («Маринер -1 0»)
1976 Первая успешная посадка на Марс ; первый космический аппарат, занятый поисками жизни на другой планете (Викинг -1»)
СССР (Россия )
1970 Первая роботизированная экспедиция, доставившая образцы с небесного тела (Луна -16» — с Луны Первый самоходный аппарат на другом небесном теле Луна -17» — на Луне Первая мягкая посадка на другой планете (Марс -3» — на Марсе Первая посадка на другую планету, имевшая научную ценность (Венера -8» — на Венере Первый пилотируемый космический полет, продолжавшийся около года, что сравнимо с длительностью полета к Марсу
1983 Первое полное радиолокационное картографирование другой планеты (Венера -1 5» — Венера Первый аэростатный зонд, развернутый в атмосфере другой планеты (Вега — на Венере )
1986 Первый близкий контакт с кометой (Вега » — комета
Галлея )
1986 Первая космическая станция, на которой работали сменные экипажи (Мир КОСМОНАВТИКА И ИССЛЕДОВАНИЯ Наиболее выдающиеся ранние достижения
США Первые пролеты мимо Сатурна (Пионер -11» )
1977 Первые космические аппараты, развившие третью космическую скорость (Пионер -10» и Пионер -11 », запущенные в 1973 и 1974 годах «Вояджер-1 » и «Вояджер-2» , запущенные в 1977 году Первый пилотируемый космический корабль многоразового использования (STS-1)
1980− Первый спутник, который удалось найти на орбите, отремонтировать и вновь пустить в эксплуатацию (Solar
Maximum Mission)
1985 Первый дальний контакт с кометой (Международный исследователь комет с кометой Джакобини–Циннера )
1986 Первый пролет мимо Урана («Вояджер-2» )
1989 Первый пролет мимо Нептуна («Вояджер-2 » )
1991 Первый контакт с астероидом из Главного пояса астероидов («Галилео» — с Гаспрой)
1992 Впервые обнаружена гелиопауза («Вояджер»)
1994 Впервые обнаружен спутник астероида («Галилео» —
Ида )
1984
СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
СТРАННИКИ
ВВЕДЕНИЕ
Но кто же они, проезжающие?
Райнер Мария Рильке . Пятая элегия (Мыс самого начала были странниками. Мы знали все деревья на сто километров вокруг. Как только созревали плоды — мы приходили собирать их. Мы следовали за стадами животных, совершавших ежегодные миграции. Мы ликовали над свежим мясом — чтобы добыть его, приходилось красться, хитрить, устраивать засады и охотиться сообща. Действительно, когда мы объединялись, нам удавалось то, что было не под силу охотнику-одиночке. Идея прокормиться самому казалась столь же нелепой, как переход к оседлой жизни.
Вместе мы защищали наших детей от львов и гиен. Учили их всему, что может понадобиться. Еще у нас были орудия. Тогда, как и сейчас, технология была залогом выживания.
Когда засуха затягивалась или летний воздух пронизывали холодные ветры, наша группа пускалась в путь — порой в неизвестные края. Искали места получше. Когда жене удавалось поладить с кем-либо в нашей маленькой кочевой общине, мы уходили, чтобы прибиться к более дружелюбной компании. Всегда можно было все начать сначала.
На протяжении 99,9% времени существования нашего вида мы были охотниками и собирателями, странниками, пересекавшими саванны и степи. Тогда не было никаких границ, таможен. Повсюду простирался фронтир. Мы имели дело только с землей, океаном и небом — плюс изредка с угрюмыми соседями
Г q v yz { | j }

Но когда климат стал благоприятным, а еды вокруг оказалось в избытке, мы решили вести оседлую жизнь. Без приключений. Разжирели. Расслабились. В последние 10 000 лет — всего лишь мгновение в нашей долгой истории — мы отказались от кочевой жизни. Одомашнили животных и растения. Зачем гоняться за едой, если можно ее разводить?
Несмотря на все материальные преимущества, оседлая жизнь не удовлетворяла нас, оставляя чувство нереализованности. Даже после того, как 400 поколений людей провели жизнь в селах и городах, мы не забыли кочевую жизнь. Открывающаяся перед нами дорога по-прежнему манит, как почти забытая песня из детства. Далекие края ассоциируются у нас с определенной романтикой. Я подозреваю, что эта тяга была тщательно отточена естественным отбором как важнейший фактор нашего выживания. Долгое лето, мягкая зима, богатый урожай, изобильная дичь — ничто из этого не вечно. Мы не в силах предсказать будущее. Катастрофические бедствия словно подкрадываются к нам, застают врасплох. Нашей жизнью, жизнью нашей общины и даже всего нашего вида мы можем быть обязаны тем немногим — неугомонным, жаждущим чего-то, что они даже не в силах описать или понять, стремящимся к новым странами новым мирам.
Герман Мелвилл в своем «Моби Дик е говорил от лица странников, живших вовсе времена и на всех меридианах Меня вечно томит жажда познать отдаленное. Я люблю плавать по заповедным водам».
Для древних греков и римлян известный мир ограничивался Европой и некоторыми регионами Азии и Африки. Земля была окружена непреодолимым Мировым океаном . Люди могли повстречать низших существ — варваров или высших — богов. В каждом дереве жила своя дриада, в каждой области был свой легендарный герой. Но богов было не слишком
* Мелвилл Г. Моби Дик , или Белый Кит. — М Эксмо, 2014.
Странники введение много — как минимум поначалу не более пары десятков. Они жили на вершинах гор, под землей, в море или высоко в небе. Они общались с людьми при помощи посланий, вмешивались в человеческие дела и даже скрещивались с нами.
Шло время, исследовательская мысль развивалась, и стали выясняться удивительные вещи. Оказалось, что варвары могут быть не менее умны, чем греки или римляне. Африка и Азия были больше, чем кто-либо мог вообразить. Мировой океан был вполне преодолимым. В мире существовали антиподы. Оказалось, что есть три новых континента, которые в незапамятные времена были заселены выходцами из Азии, причем вести об этом таки не достигли Европы. Также выяснилось, что обнаружить богов удручающе сложно.
Первое масштабное переселение человека из Старого Света в Новый произошло вовремя последнего ледникового периода, около 11 500 лет назад, когда из-за увеличения полярных ледяных шапок обмелели океаны и обнажился сухопутный мост из Сибири на Аляску. Тысячу лет спустя мы добрались до Огненной Земли, южной оконечности Южной Америки. Задолго до Колумба индонезийские аргонавты на парусных лодках с балансиром исследовали западную часть Тихого океана люди с Калимантана заселили Мадагаскар египтяне и ливийцы обогнули Африку, а огромный флот морских джонок, снаряженный китайской династией Мин, пересек Индийский океан. Китайцы заложили базу на Занзибаре, далее флот миновал мыс Доброй Надежды и вышел в Атлантику. С XV по XVII в. европейские парусники открыли новые континенты (новые, во всяком случае для европейцев) и совершили кругосветные путешествия. В XVIII и XIX вв. аме-
* Тому же, что рассказывают, будто существуют антиподы, — писал Св. Авгу- стин в V в, — те. будто на противоположной стороне Земли, где солнце восходит в ту пору, когда у нас заходит, люди ходят в противоположном нашим ногам направлении, нет никакого основания верить. Даже если там есть какая-либо суша, а не только океан , поскольку первых людей было всего двое, и немыслимо, чтобы столь отдаленные области также были заселены потомками Адама. — Прим. авт
Г q v yz { | j } z
14
риканские и русские первопроходцы, торговцы и колонисты устремились через два огромных континента, причем первые шли на запада вторые — на восток. Эта тяга к исследованию и освоению при всей своей неосознанности способствовала выживанию. Нельзя сказать, что она свойственна конкретной нации или этносу. Это дар, присущий всем представителям человеческого рода.
Со времени нашего возникновения в Восточной Африке несколько миллионов лет назад мы проложили извилистые пути по всей планете. Сегодня люди есть на всех континентах, на самых отдаленных островах, от полюса до полюса, от Эвереста до Мертвого моря, мы побывали на дне океанов , а некоторым доводилось жить даже на высоте более 300 км, подобно древним богам.
Сегодня кажется, что исследовать на Земле уже нечего, как минимум на суше. Мы — жертвы собственного географического успеха — теперь все больше сидим дома.
Масштабные переселения народов — некоторые добровольные, но большинство — нет — сформировали человеческую природу. Сегодня от войны, угнетения и голода бегут гораздо больше людей, чем когда-либо ранее. Вероятно, когда в будущем десятилетии климат на Земле изменится, появятся в огромном количестве экологические беженцы. Нас всегда будут манить лучшие места. Человеческие волны будут окатывать планету, словно приливы и отливы. Ноте страны, куда мы сегодня стремимся, уже заселены. До нас там уже обосновались другие люди, зачастую неготовые войти в наше бедственное положение * В КОНЦЕ XIX вводном захолустном городке Центральной Европы рос Лейб Грубер . Городок находился в огромной, многоязычной Австро-Венгерской империи с богатой историей. Его отец торговал рыбой. Жизнь временами была тяжелой. В моло-
Странники введение
15
дости Лейб смог найти себе лишь одно достойное занятие — он переносил людей через реку Буг, протекавшую поблизости. Клиент, мужчина или женщина, взбирался на спину Лейбу, а Лейб в драгоценных сапогах, которые буквально служили ему рабочим инструментом, шагал по речному броду и доставлял пассажира на противоположный берег. Иногда вода доходила
Лейбу до пояса. На реке в ту пору не было ни моста, ни парома. Пожалуй, через реку можно было бы перебраться на лошади, но для лошадей находилась другая работа. Оставалось трудиться Лейбу и еще некоторым молодым людям, таким же, как он. Другого проку от них не было, работу тоже было не найти. Носильщики бродили поберегу, выкрикивали свои цены, нахваливая свои услуги перед потенциальными клиентами. Парни трудились как четвероногие. Среди таких вьючных людей были мой дед — именно его звали Лейб.
Не думаю, что за всю молодость Лейбу доводилось отправиться куда-либо дальше, чем за сто километров от родного местечка Сасов. Но затем, в 1904 г, как гласит семейная легенда, он внезапно подался в Новый Свет, чтобы скрыться от преследования в обвинении в убийстве, оставив дома молодую жену. Насколько же непохожими на его крошечный заштатный городишко должны были показаться великие германские порты, каким огромным открылся ему океан , какими диковинными явились роскошные небоскребы и нескончаемый гул новой страны. Мы ничего не знаем о его плавании, но нашли судовой манифест с упоминанием его жены Хаи; она смогла перебраться к Лейбу, как только тот скопил достаточно денег на ее переезд. Хая отправилась в путь самым дешевым классом на «Батавии», приписанной к гамбургскому порту. Документ настолько краток, что от него веет отчаянием она умеет читать или писать Нет. Она говорит по-английски? Нет. Сколько денег у нее с собой Представляю, какой уязвимой и пристыженной она себя чувствовала, когда ответила Один доллар
Г q v yz { | j } Она сошла с корабля в Нью-Йорке, воссоединилась с Лей- бом, прожила достаточно долго, чтобы родить мою мать и ее сестру, а затем умерла из-за осложнений, связанных с родами. В те несколько лет, которые она прожила в Америке, ее иногда звали на английский манер — Клара. Четверть века спустя моя мама назвала своего сына-первенца в честь своей матери, которую не знала.
НАШИ ДАЛЕКИЕ ПРЕДКИ, взирающие на небо, заметили, что среди так называемых неподвижных звезд есть пять необычных, которые, в отличие от всех остальных, непросто восходят и заходят в строгой последовательности. Они двигались по небу удивительно затейливым образом. Целыми месяцами они неспешно путешествуют среди звезд. Иногда петляют. Сегодня мы называем их планетами, что в переводе с греческого означает блуждающие. Думаю, именно эта странность пришлась нашим предкам по душе.
Сегодня мы знаем, что планеты — не звезды, а небесные тела, словно пристегнутые к Солнцу силой гравитации . Походу исследования Земли мы стали осознавать ее как лишь один из миров среди неисчислимого множества других, вращающихся вокруг Солнца и вокруг других звезд, образующих галактику Млечный Путь. Наша планета и Солнечная система окружены мировым океаном глубокого космоса. Ион не более непреодолим, чем уже известный нам Мировой океан.
Может быть, сейчас еще немного рановато. Может быть, время еще не пришло. Ноте новые миры, в которых таятся неслыханные возможности, манят.
В последние несколько десятилетий США и бывший СССР достигли исторических и завораживающих успехов — смогли вплотную исследовать все те светящиеся точки, от Меркурия до Сатурна , которые пробудили у наших предков любопытство и породили науку. С тех пор, как в 1962 г. состоялся первый успешный межпланетный полет, наши аппараты побывали,
Странники введение выходили на орбиту и даже садились уже более чем в семидесяти новых мирах. Мы путешествовали среди этих странников. Мы обнаружили огромные вулканические конусы, по сравнению с которыми высочайшие земные горы кажутся кочками древние речные долины на двух планетах, одна из которых загадочно холодна, а другая — слишком раскалена для существования водных потоков мы открыли гигантскую планету с недрами из металлического водорода , способными вместить тысячу планет размером с Землю целые расплавленные луны мир облаков с кислотной атмосферой , где даже на самых высоких плато так жарко, что плавится свинец древние ландшафты, на которых выгравирована правдивая хроника бурного формирования Солнечной системы ледяные планеты- беглянки из заплутоновых глубин изысканные узоры планетных колец, отражающих тонкие гармонии гравитации ; а также мир, окруженный облаками сложных органических молекул , примерно таких же, какие на заре существования нашей планеты позволили зародиться жизни на ней. Все они тихо кружат вокруг Солнца и ждут.
Мы открыли такие чудеса, что и не снились нашим предкам, размышлявшим о природе светил, которые блуждают в ночном небе. Мы прикоснулись к истокам нашей планеты и самих себя. Открывая все то, что еще можно открыть, созерцая иные судьбы других миров, более или менее похожих на наш, мы начинаем все лучше понимать Землю. Каждый из этих миров прекрасен и поучителен. Насколько нам известно, все они до одного необитаемы и пустынны. Вокруг нет места получше. Пока по крайней мере.
Можно сказать, что входе роботизированной миссии Викинг », стартовавшей в июле 1976 г, я провел определенное время на Марсе . Я исследовал валуны и песчаные дюны, небо, остававшееся красным даже в полдень, древние речные долины, головокружительно высокие вулканические пики, свирепую ветровую эрозию, стратифицированные полярные обла-
Г q v yz { | j } z
18
сти, два темных спутника, по форме напоминающих картофелины. Нотам не было жизни — ни сверчка, ни травинки, даже, насколько мы можем быть уверены, ни единого микроба. Эти миры, в отличие от нашего, не украшены живой природой. Жизнь — сравнительная редкость. Можно исследовать множество миров и обнаружить, что лишь водном из них жизнь смогла зародиться, развиться и сохраниться.
Лейб и Хая , за всю жизнь не пересекавшие ничего шире речки, доросли до трансокеанского путешествия. У них было одно большое преимущество на другом берегу океана их ожидали да, привыкшие жить по своему чужеземному укладу, но все же — другие люди, говорившие на своем языке, разделявшие хотя бы некоторые их ценности, а иные из них даже приходились им родственниками.
Сегодня мы достигли границ Солнечной системы и отправили четыре наших корабля к звездам. Нептун находится в миллион раз дальше от Земли, чем Нью-Йорк — от берегов Западного Буга. Нотам нет никаких наших дальних родственников, ни одного человека и, по-видимому, нет никакой жизни, которая бы ожидала нас в этих иных мирах. Мы не получим писем от недавних эмигрантов, которые помогли бы нам понять новую страну, — только цифровые данные, передаваемые со скоростью света бездушными скрупулезными послан- никами-роботами. Они сообщают нам, что эти новые миры совсем непохожи на наш дом. Номы продолжаем искать обитателей этих миров. Так уж мы устроены — жизнь тянется к жизни.
Никто на Земле, даже самые богатые из нас, не может позволить себе такое путешествие. Мы не можем собраться и просто так отправиться на Марс или на Титан — если нам наскучило, мы потеряли работу, получили повестку в армию, чувствуем себя угнетенными либо нас (справедливо или несправедливо) обвиняют в преступлении. Такие путешествия не сулят быстрой прибыли, которая могла бы привлечь частных предпринимате-
Странники введение лей. Если мы, люди, когда-либо и отправимся к этим мирам, то это произойдет, когда какая-либо нация или объединение усмотрит в этом преимущество для себя — или для всего человеческого рода. Прямо сейчас существует масса дел, на которые мы вынуждены тратить деньги, необходимые на отправку людей к иным мирам.
Вот о чем эта книга о других мирах, о том, что нас там ожидает, что они могут нам о себе поведать, и — с учетом неотложных проблем, с которыми сейчас сталкивается наш вид — имеет ли смысл туда лететь. Должны ли мы сперва решить эти проблемы Или как раз они — повод отправиться в путь?
Во многих отношениях эта книга с оптимизмом описывает перспективы человечества. Может показаться, что в первых главах я слишком заостряю внимание на нашем несовершенстве. Нов них закладываются существенные духовные и логические основания, на которых я в дальнейшем выстраиваю аргументацию.
Я попытался рассмотреть проблемы под разными углами. Найдутся отрывки, где я словно полемизирую сам с собой. Да. Рассматривая те или иные аргументы с разных сторон, я зачастую спорю с Саганом. Надеюсь, к последней главе станет понятно, где именно я высказываю свою точку зрения.
План книги условно таков сначала мы рассмотрим широко распространенные мнения, которые высказывались на протяжении всей человеческой истории и сводящиеся к тому, что наш вид и наш мир уникальны, более того — нам отведена главная роль в устройстве мироздания ив его предназначении. Мы отправимся по Солнечной системе вслед за новейшими исследовательскими миссиями, учтем последние открытия, а затем оценим доводы, обычно высказываемые в пользу пилотируемых космических экспедиций. В последней, наиболее гипотетической части книги я расскажу, как, намой взгляд, будет складываться наше космическое будущее в долгосрочной перспективе
Г q v yz { | j } Книга Голубая точка рассказывает о новом познании, медленно овладевающем нами, о наших координатах, нашем месте во Вселенной и о том, почему (пусть даже зов дальних дорог в наше время стал гораздо тише) главная составляющая человеческого будущего обретается далеко за пределами Земли
ГЛАВА ЗДЕСЬ НАШ ДОМ
Ведь и вся-то Земля — точка, а уж какой закоулок это вот селенье.
Марк Аврелий , римский император. Размышления , книга 4 (ок. 170 г.)
Согласно учению всех астрономов,
объем Земли, которая кажется нам огромной,
является по отношению ко всей Вселенной одной лишь маленькой точкой.
Аммиан Марцеллин (ок. 330–395), последний крупный древнеримский историк.
Цитата из книги Римская история Космический аппарат был уже очень далеко от дома, за орбитой самой дальней из планет и высоко над плоскостью эклиптики . Эклиптика — это воображаемая плоскость, подобная гоночному треку, в пределах которого в основном лежат орбиты планет. Зонд мчался от Солнца со скоростью более 64 000 км / ч. Нов начале февраля 1990 гон получил срочное сообщение с Земли.
Аппарат послушно повернул свои камеры назад, к планетам, которые были уже далеко. Сканирующая платформа медленно двигалась, захватывая один фрагмент неба за другим. Аппарат сделал 60 снимков и сохранил их в цифровом виде на своем ленточном накопителе. Затем медленно, в марте, апреле и мае, он передал по радио эту информацию на Землю. Каждое изображение состояло из 640 000 отдельных элементов
(пикселов), напоминающих точки в газетной фототелеграмме или на полотне пуантилиста. Корабль находился на расстоянии млрд км от Земли, поэтому каждый пиксел, пере
Г q v yz { | j } даваемый со скоростью света, достигал Земли за пять с половиной часов. Возможно, эти изображения были бы получены и быстрее, но большие радиотелескопы в Калифорнии, Испании и Австралии, принимающие этот шепот с дальних пределов Солнечной системы, обслуживали и другие космические аппараты, бороздившие межпланетное пространство. Среди них был «Магеллан », направлявшийся к Венере , и «Галилео », прокладывавший извилистый путь к Юпитеру .
«Вояджер-1» находился так высоко над плоскостью эклиптики потому, что в 1981 гон прошел совсем рядом с Титаном , гигантским спутником Сатурна . Зонд-близнец «Вояджер-2 » направлялся подругой траектории, в пределах плоскости эклиптики, поэтому мог выполнить прославившие его исследования Урана и Нептуна . Два «Вояджера » изучили четыре планеты и почти шестьдесят спутников. Эти зонды были шедеврами человеческой инженерной мысли, настоящей гордостью американской космической программы. Они останутся в учебниках истории даже тогда, когда почти все прочее о нашем времени будет забыто.
«Вояджеры » гарантированно должны были функционировать только вплоть до встречи с Сатурном . Я подумал, было бы хорошо, чтобы они, только миновав Сатурн, бросили последний взгляд в сторону дома. Я знал, что от Сатурна Земля покажется «Вояджеру» совсем крохотной ион не сможет различить никаких ее деталей. Наша планета будет выглядеть просто как светящаяся точка, одинокий пиксел, едва ли отличимый от множества других таких точек — близких планет и далеких солнц. Но именно потому, что такая картинка позволяет оценить всю заурядность нашего мира, обзавестись ею все-таки стоило.
Мореплаватели кропотливо наносили на карты береговые линии континентов. Географы оформляли эти открытия в виде атласов и глобусов. Фотографии крошечных участков Земли сначала были сделаны с аэростатов и самолетов, затем с ракет
Здесь наш дом 23в их кратком баллистическом полете и, наконец, с орбитальных спутников. Получилась примерно такая перспектива, которую видишь невооруженным глазом на расстоянии около трех сантиметров от большого глобуса. Всех нас учили, что Земля — это шар и мы словно приклеены к ней силой гравитации , наше положение по-настоящему начинает осознаваться лишь после того, как увидишь знаменитую фотографию с Аполлона », где вся Земля умещается в кадре. Этот снимок был сделан астронавтами с Аполлона -17 » вовремя последней пилотируемой экспедиции на Луну Фотография стала своеобразной иконой нашего времени. На ней видна Антарктида, которую американцы и европейцы привыкли рисовать внизу, а над ней простирается вся Африка. Мы видим Эфиопию, Танзанию и Кению — страны, где жили первые люди. В правом верхнем углу просматривается Саудовская Аравия и регион, который европейцы называют Ближним Востоком. На верхнем краешке снимка едва заметно Средиземное морена берегах которого зародилось столь многое, из чего позже сформировалась глобальная цивилизация
. Несложно выделить на снимке голубой океан , желто-красную Сахару и Аравийскую пустыню, коричнево-зеленые леса и степи.
Но все-таки на этой фотографии нет никаких следов человека. Незаметно, как мы преобразовали поверхность планеты, невидно ни наших машин, ни нас самих. Мы слишком маленькие, анаше градостроительство чересчур ничтожно, чтобы все это можно было заметить с космического корабля, находящегося между Землей и Луной . При взгляде с этой точки не просматривается ни малейших следов обуревающего нас национализма. Фотографии всей Земли, сделанные с Аполлона », донесли до широкой аудитории нечто, уже давно известное астрономам в масштабе планет — не говоря уже о звездных или галактических масштабах — люди суть всего лишь незначительная тонкая живая пленка на поверхности тусклого одинокого каменно-металлического шарика
Г q v yz { | j } Мне показалось, что другой снимок Земли, сделанный с расстояния, в сотни тысяч раз большего, чем фотографии с Аполлона », мог бы поспособствовать дальнейшему осознанию нашего истинного положения и нашей природы. Ученые и философы классической древности вполне понимали, что Земля — всего лишь точка в необъятном космосе, но никто не мог увидеть этого своими глазами. Здесь — наш первый шанс в этом убедиться (и, пожалуй, последний, если говорить о ближайших десятилетиях).
Многие сотрудники проекта «Вояджер» в НАСА меня поддержали. Нона снимке, сделанном с окраин Солнечной системы, Земля находится слишком близко к Солнцу , как мотылек, завороженный пламенем. Хотели ли мы направить камеру прямо на Солнце, рискуя сжечь видиконную систему зонда Не лучше ли было отложить этот снимок до тех пор, пока аппарат не сделает всех научных фотографий Урана и Нептуна , если вообще сможет проработать так долго?
Поэтому мы выдержали паузу — довольно длительную, — пока в 1981 г. аппараты не миновали Сатурн , в 1986 г. — Урана в 1989 г. оба «Вояджера » не вышли за пределы орбит Нептуна и Плутона . Наконец время настало. Но прежде нам потребовалось откалибровать несколько инструментов, и мы подождали еще немного. Хотя зонды были удачно расположены, аппаратура по-прежнему работала превосходно и никаких плановых снимков делать уже не требовалось, некоторые сотрудники высказались против. Они говорили, что это не имеет отношения к науке. Затем выяснилось, что техники, разрабатывающие и передающие радиокоманды для «Вояджеров », подлежали немедленному увольнению или переводу на другую работу сразу после завершения проекта — НАСА было стеснено в средствах. Сразу после того, как мы сделали бы этот снимок, сними пришлось бы расстаться. Кстати, в последний момент, прямо когда «Вояджер-2 » пролетал мимо Нептуна, вдело вмешался администратор НАСА, контр-адмирал Ричард Трули , гаран-
Здесь наш дом 25тировавший, что эти снимки будут сделаны. Специалисты по управлению — Кэнди Хансен из Лаборатории реактивного движения НАСА (ЛРД ) и Кэролин Порко из Аризонского университета разработали последовательность команд и вычислили длительность фотографической выдержки.
Так получился мозаичный узор из квадратиков, наперед- нем плане которого планеты, а на заднем — россыпь далеких звезд. Нам удалось сфотографировать не только Землю, но и еще пять из девяти известных планет Солнечной системы. Меркурий
, расположенный на самой внутренней орбите, потерялся в сиянии Солнца ; Марс и Плутон оказались слишком маленькими, тусклыми и/или удаленными. Уран и Нептун были такими неяркими, что заснять их удалось лишь при очень длительной экспозиции соответственно, их изображения оказались смазаны из-за движения зонда. Именно такими наши планеты выглядели бы с корабля пришельцев, приближающегося к Солнечной системе после долгого межзвездного путешествия.
С такого расстояния планеты кажутся лишь светящимися пятнами, четкими или размытыми — даже через телескоп высокого разрешения, что установлен на «Вояджере». Примерно такими же мы видим планеты невооруженным глазом с поверхности Земли — светящиеся точки, ярче большинства звезд. Если наблюдать Землю несколько месяцев, то покажется, что она, как и другие планеты, движется среди звезд. Просто глядя на такое пятнышко, вы не можете судить, какова эта планета, что есть на ней, каким было ее прошлое и обитает литам кто-либо сейчас.
Поскольку солнечный свет отражается от зонда, кажется, что Земля находится в луче света, как будто этот маленький мир имеет какое-то особое значение. Но это лишь игра геометрии и оптики. Солнце одинаково испускает свет во всех направлениях. Если бы снимок был сделан чуть раньше или чуть позже, то Земляне оказалась бы в солнечном луче
Г q v yz { | j } Почему у нее такой лазурный цвет Отчасти из-за моря, отчасти из-за неба. Хотя вода в стакане и прозрачная, она поглощает красный цвет немного активнее, чем синий. Если же толща воды составляет десятки метров или более, то красный свет абсорбируется практически полностью, а в космическое пространство отражается в основном синий. Аналогично на небольшом расстоянии воздух выглядит совершенно прозрачным. Тем не менее — кстати, такой эффект отлично передан на полотнах Леонардо да Винчи — чем дальше объект, тем более голубым он кажется. Почему Потому что воздух рассеивает синие лучи Солнца гораздо лучше, чем красные. Итак, это пятнышко имеет голубоватый оттенок, так как планета обладает густой, но прозрачной атмосферой , а также глубокими океанами жидкой воды. А откуда белый В обычный день Земля примерно наполовину укрыта белыми водяными облаками Мы способны объяснить белесоватую голубизну этого маленького мира, так как хорошо его знаем. Сможет ли уче- ный-инопланетянин, оказавшийся на окраине нашей Солнечной системы, уверенно заключить, что на одной из планет есть океаны , облака и плотная атмосфера, — спорный вопрос. Например, Нептун голубой, нов основном по другим причинам. С такой дальней точки обзора Земля может и не вызвать никакого интереса.
Но для нас она особенная. Посмотрите на это пятнышко. Вот здесь. Это наш дом. Это мы. Все, кого вызнаете, все, кого вы любите, все, оком вы слышали, все люди, когда- либо существовавшие на свете, провели здесь свою жизнь. Сумма всех наших радостей и страданий, тысячи устоявшихся религий , идеологий и экономических доктрин, все охотники и собиратели, герои и трусы, созидатели и разрушители цивилизаций, все короли и крестьяне, влюбленные пары, материи отцы, дети, полные надежд, изобретатели и исследователи, моральные авторитеты, беспринципные политики, все супер
Здесь наш дом звезды и великие вожди, все святые и грешники в истории нашего вида жили здесь — на пылинке, зависшей в луче света.
Земля — очень маленькая площадка на бескрайней космической арене. Вдумайтесь, какие реки крови пролили все эти генералы и императоры, чтобы (в триумфе и славе) на миг стать властелинами какой-то доли этого пятнышка. Подумайте о бесконечной жестокости, с которой обитатели одного уголка этой точки обрушивались на едва отличимых от них жителей другого уголка, как часто между ними возникало непонимание, с каким упоением они убивали друг друга, какой неистовой была их ненависть.
Эта голубая точка — вызов нашему позерству, нашей мнимой собственной важности, иллюзии, что мы занимаем некое привилегированное положение во Вселенной. Наша планета — одинокое пятнышко в великой всеобъемлющей космической тьме. Мы затеряны в этой огромной пустоте, и нет даже намека на то, что откуда-нибудь придет помощь и кто-то спасет нас от нас самих.
До сих пор Земля — единственный известный нам обитаемый мир. Мы больше не знаем ни одного места, куда мог бы переселиться наш вид — как минимум в ближайшем будущем. Наведаться — да. Закрепиться — пока нет. Нравится нам это или нет, в настоящее время только Земля может нас приютить.
Говорят, что занятие астрономией воспитывает смирение и характер. Вероятно, ничто так не демонстрирует бренность человеческих причуд, как это далекое изображение крошечного мира. По-моему, оно подчеркивает, какую ответственность мы несем за более гуманное отношение друг к другу, как мы должны хранить и оберегать это маленькое голубое пятнышко, единственный дом, который нам известен
ГЛАВА АБЕРРАЦИЯ СВЕТА
Если бы человек оказался изъят из мира, все,
что оставалось бы там,
наверняка пошло бы вразброд без цели и направления и ни во чтобы не претворялось.
Френсис Бэкон . О мудрости древних (1619)
Э
нн Друян * предлагает провести эксперимент вновь взгляните на бледно-голубое пятнышко, описанное в предыдущей главе. Внимательно рассмотрите его. Еще раз вглядитесь в него и попробуйте убедить себя, что Бог создал целую Вселенную ради одного из примерно 10 млн видов, населяющих эту пылинку. Затем сделайте еще один шаг вообразите, что все было сотворено лишь для части представителей этого вида, объединенных по половому, этническому или религиозному признаку. Если это не кажется вам крайне маловероятным, выберите на фото другую точку. Представьте себе, что она населена какой-то другой формой разумной жизни. Эти существа тоже поклоняются богу, который создал все вокруг только ради них. Можете ли вы серьезно воспринимать подобное?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28