Главная страница
qrcode

Муниципальное образование инновации и эксперимент


Скачать 152,06 Kb.
НазваниеМуниципальное образование инновации и эксперимент
Анкорstart.docx
Дата23.09.2017
Размер152,06 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаstart.docx
ТипДокументы
#25970
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3


Стартовая диагностика уровня сформированности УУД









Журнал: "Муниципальное образование:инновации и эксперимент" №6/2011

Раздел: От теории к практике реализации ФГОС второго поколения, стр.3-10

Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4)коммуникативные действия.

Автор рассказывает, как можно выявить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности на основе универсальных учебных действий.

М.О. Ткаченко, С.В. Сальникова
Свердловская область, г. Нижний Тагил,
МБОУ Гимназия № 86

 

 

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает. В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие  способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД). В данной работе раскрывается значение и необходимость формирования УУД в начальной школе. Но прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД, необходимо выявить стартовый уровень сформированности УУД у младших школьников. В работе представлены стартовая диагностика и критерии оценивания уровня сформированности УУД у первоклассников, индивидуальная карта развития младшего школьника, таблицы анализа сформированности УУД.

Цели и задачи

Данная работа посвящена одному из основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формированию универсальных учебных действий. Цель работы: Выявить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности.

Задачи:

  1. Отобрать методики для стартовой диагностики уровня сформированности УУД у первоклассников.

  2. Разработать критерии оценивания и определить уровни развития каждого вида УУД.

  3. Составить таблицы обработки результатов диагностик по классу и индивидуальную карту развития УУД для каждого ученика.  

Содержание работы

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.  
 Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения. В Концепции Фундаментального ядра содержания общего образования, отмечено, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, умений и компетентностей.

Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4)коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Опыт работы в начальной школе показывает, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое. Прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД, необходимо выявить стартовый уровень сформированности УУД у школьников. В этих целях нами разработана стартовая диагностика определения уровня сформированности УУД у первоклассников.

 

Назначение диагностических методик:

  • обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности;

  • выявить индивидуальные различия между детьми.

Методики позволяют учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. Каждая методика сопровождается описанием назначения задания, подробной инструкцией его проведения и уровневой оценкой результата его выполнения.

Фронтальное  и индивидуальное изучение детей осуществляется на второй-третьей неделе октября, когда учитель уже имеет некоторое представление о своих учениках.

  {mosregread}

Выбранные нами диагностические методики позволяют:

  • установить уровень сформированности личностных УУД (самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация)

  • установить уровень владения регулятивными УУД (целеполагание, планирование деятельности, выполнение деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтроль и в случае необходимости коррекции сделанного, самооценка)

  • выявитьт уровень развития познавательных УУД (общеучебные – умение самостоятельно  определять познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию, знаково-символические – умение моделировать и преобразовывать модель, логические – владение мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, обобщение, способность к использованию знаний и умений в новых ситуациях

  • определить уровень развития коммуникативных УУД (планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликта, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли).

Диагностические методики определения уровня сформированности УУД у первоклассников.

УУД (приоритетные виды действий для детей 6,5 – 7 лет)

Диагностические методики

Краткое описание

Личностные:

- самоопределение;

 

- смыслообразование;

 

- морально – этическая ориентация

Беседа о школе (модифицированная  методика Т. А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина)

Проба на познавательную инициативу

«Незавершенная сказка»

Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже, 2006)

 

 - выявление сформированности внутренней позиции школьника

-  выявление мотивации учения

-выявления развития действия смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка_

 

- ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка поступков

 

Регулятивные:

- выполнение деятельности в соответствии с поставленной целью;

- контроль;

- самооценка

Рисование бабочки  по образцу

 

- выявление умения принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение

Познавательные:

- общеучебные;

- знаково –символические;

- логические;

- постановка и решение проблемы

 

Задания, направленные на оценивание знаково-символических умений

 

Задания, направленные на оценивание

логических  УУД

 

выявление развития познавательных (общеучебных, знаково-символических, логических) учебных действий, постановка и решение проблемы.

 

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества;

 -разрешение конфликта;

 -управление поведением партнера;

-умение выражать свои мысли

 

Рукавички

(Г. А. Цукерман)

 

наблюдение за взаимодействием учащихся по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

 

 

        Каждая методика сопровождается электронной таблицей, в которую заносятся данные, полученные в ходе диагностики. Личностные УУД – неперсонифицированные, поэтому оценивается результат  в целом по классу для определения дальнейшего направления деятельности  педагога. Составляя стартовую диагностику  уровня сформированности УУД у первоклассников мы использовали собственный диагностический материал и типовые задания из пособия «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова.

Личностные учебные  действия

Задание 1

Беседа о школе

(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

 

Цель:  -  выявление сформированности внутренней позиции школьника

            -  выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на  определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 6,5 – 7 лет

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Вопросы беседы:

1. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3.Представь себе, что, что мама тебе говорит: « Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу  не сейчас, а позже, через год?» Что ты ответишь маме? 

4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой  «хороший ученик»? Что ты ему ответишь?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься?

6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

7. Представь себе, что к вам домой        приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?

8. Представь, что  ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша,  (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»

  {/mosregread}

Ключ .

 Все ответы кодируются буквой А или Б.

А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,

Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.

1.А - Да, Б - не знаю, нет.

2.А – называет школьные предметы, уроки; 

    Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)

3. А – нет, не хочу.

    Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)

4. А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;

    Б – нет ответа или неадекватное объяснение;

5.А – нет;

    Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)

6. А – школа А,

    Б – школа Б.

7.А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.) 

   Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой,  например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)

8.А – выбор отметки,

   Б – выбор игрушки, шоколадки.
  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом