Главная страница

Н. Л. Нагибина смирнова Т. П. С50 Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия Психологический практикум . Ростов н Д Феникс , 2004. 160 с. Практическое руководство


Скачать 3,63 Mb.
НазваниеН. Л. Нагибина смирнова Т. П. С50 Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия Психологический практикум . Ростов н Д Феникс , 2004. 160 с. Практическое руководство
Анкорpsy_correction.pdf
Дата06.12.2017
Размер3,63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаpsy_correction.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРуководство
#37197
страница1 из 9
Каталогid20055952

С этим файлом связано 85 файл(ов). Среди них: Авторская программа тренинговых занятий для коррекции агрессивно, Программа индивидуальной коррекции агрессивного поведения ребенк, Sorokin_Spetsialnaya_psikhologia.pdf, Emotsionalnaya_zhenskaya_travma.pdf, ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ.docx, psy_correction.pdf и ещё 75 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



ББК 88.8 С50
Рецензент: доктор психологических наук Н.Л. НАГИБИНА
Смирнова Т.П. С50 Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.
Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 160 с.
Практическое руководство посвящено проблеме агрессивного поведения детей (в возрасте от 5 до 12—14 лет). В книге приводится анализ характерологических особенностей агрессивных детей и их семей, представлен комплекс направлений коррекционной работы, позволяющий осуществить системный подход к существующей проблеме.
Выделены направления коррекционной работы с агрессивными детьми. Каждое направление содержит набор психологических приемов, методов, упражнений и техник.
В работе рассматриваются факторы воспитания и стиля общения взрослых, которые способствуют агрессивному поведению детей. Подробно описаны обучающие приемы конструктивного общения с детьми.
Руководство поможет практическим психологам в их достаточно сложной работе с агрессивными детьми.
Автор
— психолог-практик; руководитель тренинговых. программ психологического центра «Отклик»; психолог-консультант в центре психологической помощи «Мир Вашего Я».
ISBN 5-222-03591-3
ББК 88.8
©Смирнова Т.П., 2004 ©Оформление: Изд-во «Феникс», 2004

Об авторе
Практическое руководство посвящено проблеме агрессивного поведения детей (в возрасте от 5 до 12— 14 лет) с точки зрения ее практического решения, а именно: как работать с агрессивными детьми в плане коррекции их нежелательного поведения.
Практическое руководство содержит три части.
В первой части рассмотрены причины детской агрессивности, а также роль семьи в формировании агрессивной модели поведения. Представлены диагностические критерии, исходя из которых, можно говорить о наличии у ребенка такого качества, как
«агрессивность». Приводится анализ характерологических особенностей агрессивных детей и их семей.
Во второй части разработан и представлен комплекс направлений коррекционной работы, позволяющий осуществить целостный системный подход к существующей проблеме в целях ее эффективного разрешения. Выделены следующие направления коррекционной работы с агрессивными детьми:
► обучение агрессивных детей навыкам контроля и управления собственным гневом;
► обучение ребенка отреагированию (выражению) собственного гнева и всей негативной ситуации в целом приемлемым способом;
► обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям, снятие деструктивных элементов в поведении;
► снижение уровня личностной тревожности;
► формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;
► развитие позитивной самооценки.'
Каждое направление содержит набор психологических приемов, методов, упражнений, техник, которые дают возможность наполнить работу психолога с агрессивным ребенком конкретным практическим содержанием. Причем упражнения рассмотрены в процедурно-пошаговом ключе, что в свою очередь позволяет ответить не только на вопрос «что же делать» с агрессивными детьми, но и «как это делать».
Практические упражнения, рассмотренные во второй части, включают в себя некоторые психотерапевтические приемы: арттерапии, телесно ориентированной терапии (релаксационные техники), гештальт-терапии, поведенческой терапии, визуальные техники.
Третья часть посвящена работе психолога с родителями агрессивных детей и педагогами. Рассматриваются факторы воспитания и стиля общения взрослых, которые способствуют агрессивному поведению детей. Показано, что основой агрессивного поведения детей является конфликтное взаимодействие между взрослыми и детьми.
Подробно (пошагово) описаны обучающие приемы конструктивного общения с детьми.
Причем упражнения, описанные в третьей части пособия, могут быть использованы психологами как в индивидуальной работе со взрослыми, так и в проведении тренингов по обучению родителей и педагогов конструктивным навыкам общения с агрессивным ребенком.
Надеемся, что данное практическое руководство поможет практическим психологам в их достаточно сложной работе с агрессивными детьми.
Автор благодарна Нагибиной Наталье Львовне; Пи-липко Нелле Владимировне за практическую, действенную помощь в написании данного пособия; Мягенькой Татьяне
Степановне за участие и поддержку в издании данной работы; а также всем детям, с которыми пришлось работать по данной проблеме и благодаря которым был наработан обширный практический материал.

Введение
Агрессия — (от лат. «agressio» — нападение, приступ) - это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объек
там нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.).
(Психологический словарь,
1997.)
Тема агрессии всегда вызывала интерес психологов. Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А
Берковитц, А. Бандура, Реан и др.), но, при этом, недостаточно психологической литературы, содержащей практические рекомендации по коррекции агрессии, а также закреплению навыков конструктивного поведения.
Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Опрос учащихся с нарушениями в поведении показал, что «большинство из них постоянно подвергаются несправедливому обращению, вербальной агрессии со стороны педагогов и унижению их личного достоинства» (И. Фурманов, 1996).
Арсенал психологических техник, которым владеет школьный психолог, также весьма ограничен и не решает эту проблему комплексно. Как правило, психолог работает в рамках тестового материала (Розенцвейг, пятна Роршаха, несуществующее животное и т.д.). В целях канализации агрессии и мышечной релаксации агрессивному ребенку чаще всего предлагается регулярно «бить грушу» или рвать бумагу. Последнее время детей, которые обнаруживают в своем поведении элементы агрессии, стало модно высаживать на «стул размышления», который находится за партами учеников, и тем самым «агрессор» лишается зрителя. В традиционном случае «нарушитель» дисциплины простаивает в углу или за дверью класса.
Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал»,
«отвратительный», «дрянь», «хулиган» — такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома.
А, между тем, наблюдение агрессивных детей и работа с ними привели автора к выводу, полностью совпадающему с мнением известного австралийского психотерапевта В. Оклендер: «Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды... У него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому что, если он, это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию.» (В. Оклендер, 1997).
Практическое руководство адресовано практическим психологам и социальным педагогам, воспитателям, работающим с агрессивными детьми. Оно содержит систему психологических приемов и техник, выстроенных в рамках конкретных направлений
коррекционной работы, учитывающую характерологические особенности агрессивных детей, а также их семей, и позволяющую осуществить комплексный подход к коррекции агрессивного поведения.
Часть 1 ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ И ЕЕ ПРИЧИНЫ
1.1. Социально-культуральный аспект детской агрессивности
Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников.
Первый — это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.
Во-вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный — и мне все можно») во время игр. Известно, что дети, регулярно посещавшие детский сад, оцениваются как более агрессивные по сравнению с детьми, которые посещали детский сад нерегулярно либо вовсе в него не ходили (Р. Бэрон, 1997).
И, в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.
В своей книге «Откажитесь от привычки к телевизору» Дж.А. Вилкинз пишет, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт (!) приходится на каждый час детских мультфильмов. «К 14 годам типичный американский ребенок становится свидетелем 11 ООО убийств» (Дж.А. Вилкинз). По мнению автора, телевидение совершает своего рода насилие над детьми и учит их агрессивному поведению. «Когда в штате Коннектикут проводился месячник
«Выключите телевизор», учителя в школах заметили, что постепенно дети стали меньше толкаться и пинаться. Они охотнее искали альтернативные решения проблемы в случае разногласий, а не дрались и не вопили как прежде» (Дж. Элиум, Д. Элиум,
1995).
1.2. Агрессия и агрессивность
Э. Фром считает, что существуют два вида агрессии — «доброкачественная» и
«злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер.
Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связана со структурой личности. В данной связи многие авторы разделяют понятия
«агрессий» и «агрессивность», определяя «агрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии» (Реан, 1999).
Анализируя агрессивность как свойство личности, американскими психологами, работающими с детьми, были выведены следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребенка в той или иной степени.
1.2.1. Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и
младшего школьного возраста
1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.

3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
5. Завистливы и мнительны.
6. Часть сердятся и прибегают к дракам.
О ребенке, у которого в течении 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.
1.2.2. Диагностические критерии агрессивности для детей среднего школьного
возраста и подростков
1. Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом).
2. Инициируют физические драки.
3. Используют в драке предметы, которые могут ранить.
4. Физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).
5. Воровство по отношению к человеку, который не нравится.
6. Намеренная порча имущества.
7. Шантаж, вымогательство.
8. Отсутствие дома ночью без разрешения родителей.
9. Побег из дома.
10. Не ходит в школу, либо выгнали из школы.
В данной возрастной категории качеством агрессивности обладают дети, у которых в течение 6-ти и более месяцев одновременно проявляются как минимум 3 критерия.
Методы и техники, которые будут подробно описаны в данном практическом руководстве, в первую очередь направлены на детей, обладающих качеством
«агрессивность», но они также прекрасно работают с детьми, которые еще не обладают данным личностным качеством, но пытаются «освоить» силовые модели поведения.
Прежде чем приступить к описанию направлений коррекционной работы, необходимо остановиться на характерологических особенностях самих агрессивных детей, а также их семей, поскольку эти особенности и дают ключ к тем направлениям, в которых нужно строить коррекционную работу. Без системного рассмотрения проблемы агрессивности, учитывающего все особенности агрессивных детей, успех коррекционной работы будет весьма относительным и неустойчивым.
Американский психолог М. Алворд (1998) выделяет ряд характерологических особенностей агрессивных детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты таких детей.
Выделение характерологических особенностей весьма важно, так как именно эти особенности агрессивных детей являются предметом коррекционной работы.
1.2.3. Характерологические особенности агрессивных детей
1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.

7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.
11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
Наш опыт работы с агрессивными детьми в детских садах и школах позволяет указать еще на три важнейшие характерологические особенности подобных детей:
1) имеют высокий уровень личностной тревожности;
2) имеют неадекватную самооценку, чаще низкую;
3) чувствуют себя отверженными. Приведенный выше анализ характерологических особенностей агрессивных детей позволяет выделить основные направления коррекционной работы, а также придать ей целенаправленный и целостный характер.
Основные направления коррекции агрессивного поведения будут подробно рассмотрены позднее (см. схему 1).
В целях повышения эффективности работы с агрессивными детьми необходимо также проанализировать роль семьи в формировании агрессивного поведения детей, а также особенности самих семей агрессивных детей.
1.3. Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей
1.3.1. Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье
Поскольку именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, хотелось бы более подробно остановиться на факторах, формирующих модели агрессивного поведения в семье.
Огромное значение в плане становления агрессивного поведения ребенка в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного воспитания (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997):
► реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;
► характер отношений между родителями и детьми в целом;
► уровень семейной гармонии или дисгармонии;
► характер отношений с родными братьями и сестрами. Также важным является фактор полной или неполной семьи. Например, американские исследователи (Р. Бэрон,
Д. Ричардсон, 1997) сообщают, что для людей, совершающих заказные политические убийства или покушения, характерно происхождение из распавшихся семей, где родители уделяли минимальное внимание ребенку.
Также установлено, что «если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат):
► плохие отношения с одним или обоими родителями;
► или дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными;
► или они ощущают безразличие к своим чувствам;

► а также отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью, то они с большой долей вероятности:
— будут втянуты в преступную деятельность;
будут ополчаться на других детей;
— будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям» (Р. Бэрон, Д.
Ричардсон, 1997).
Убедительно демонстрируют специфическую зависимость между ответственностью родителей и агрессивностью детей результаты эксперимента Джонса (Jones, 1979).
Исследователи наблюдали, как общаются со своими мамами и другими детьми дети в возрасте 15, 21 и 39 месяцев. Среди множества параметров измерялось время, через которое мать берет ребенка на руки после того, как он заплакал или протянул к ней руки; фиксировалось также агрессивное поведение детей, направленное на других детей (например, удары, укусы, толчки, стремление отобрать какой-либо предмет).
Дети, к которым матери не торопились подходить, вели себя более агрессивно, чем те, чьи матери быстро реагировали на плач или приглашение к контакту.
Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности в своих взаимоотношениях с матерью (Perry et al, 1990; Sroufe, 1993). «У надежно привязанного ребенка» в прошлом - надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери. Такой ребенок склонен доверять другим людям, имеет довольно хорошо развитые социальные навыки. Для «ненадежно привязанных детей» характерна несговорчивость, сопротивление контролю, импульсивность, эмоциональная вспыльчивость и проявление физической агрессии, при этом не всегда данные проявления направлены на нападение как самоцель, а решают задачи обороны от мнимой или реальной угрозы.
Интересен факт становления агрессивного поведения ребенка в зависимости от характера взаимоотношений в семье между братьями и сестрами. Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, Фельсон (Felson, 1983) обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Как оказалось, существует сильная корреляция между выраженностью агрессивных отношений'между детьми в одной семье и усвоением силовых моделей поведения и наказанием за драки со стороны родителей. Так, Фельсоном показано, что дети редко ведут себя агрессивно, если родители не наказывают за ссоры и драки никого из детей, и часто проявляют агрессию, если родители наказывают в основном старших детей. По мнению автора исследования, без родительского вмешательства
(наказания) агрессивные взаимоотношения между детьми редки по причине неравенства сил, обусловленного разницей в возрасте.
Изучение зависимости между агрессивным поведением детей и характером наказаний, а также контролем родителями поведения своих детей показало, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у детей (малолетние преступники происходят из семей, где физическая жестокость идет рука об руку с безразличием к чувствам детей), а минимальный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997). Часто эти два типа воспитания (чрезмерная строгость наказания и отсутствие контроля:
«эмоциональное отвержение» и «гипопротекция») встречаются в одной семье. Первый тип в основном прослеживается по линии отца, а второй тип — по линии матери.
Исследование влияния воспитания и семейных отношений на становление
агрессивного поведения детей показало, что существует «прямая взаимосвязь
между наказаниями, выговорами, отсутствием поощрений, с одной стороны, и

родительскими установками на неприятие ребенка в целом - с другой» (А. Бандура,
1998).
В транзактном анализе Э. Берна, а также у М. и Р. Гулдингов показано, что подобные воспитательные методы воздействия на ребенка связаны с родительским предписанием: «Не живи» (М. Гулдинг, Р. Гулдинг, 1998).
В ходе работы с психологом агрессивные дети часто признаются, что чувствуют себя не нужными своим родителям, что родители, особенно отцы, их не любят и часто унижают.
Создается впечатление, что, прибегая к агрессивному поведению, дети просто борются за свое психологическое выживание, а, вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру (своим родителям, и в первую очередь, своим отцам) за то, что он не принимал их, не любил, не заботился об их внутреннем мире, так как в своей жизни они скорее встречали осуждение, чем понимание и участие.
Агрессия — это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев — это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения «базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку» (Ю.Б.
Гиппенрейтер, 1998).
Агрессивное поведение детей — это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.
Семьи агрессивных детей имеют свои особенности, присущие только им. Анализ особенностей семей агрессивных детей проводился на основе исследования влияния воспитания и семейных отношений на агрессивное поведения, детей, сделанного А.
Бандурой (А. Бандура, 1998).
1.3.2. Особенности семей агрессивных детей
1.-В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.
2. Отцы часто, сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.
3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.
4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.
5. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, — это:
► физические наказания;
► угрозы;
► лишение привилегий;
► введение ограничений и отсутствие поощрений;
► частые изоляции детей;
► сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.

Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.
6. Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов
связь с админом