Главная страница
qrcode

Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда. Н. М. Кудрякова Работа печатается в авторской редакции


НазваниеН. М. Кудрякова Работа печатается в авторской редакции
АнкорАрбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда.docx
Дата26.10.2017
Размер0,64 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАрбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конс
ТипДокументы
#34745
страница1 из 13
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

УДК 373

ББК 74.3

А79

Возрастное ограничение: 0+

Арбекова, Н.Б.
А79 Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. - М. : Издательство ГНОМ, 2014.-112 с.

ISBN 978-5-91928-674-5

В пособии предложена система работы по развитию связной речи у де­тей 4-5 лет с общим недоразвитием речи (ОНР). Автором представлены тематический и календарный планы работы на учебный год (с сентября по май включительно) и 33 конспекта фронтальных логопедических заня­тий. Систематическая работа по пособиям комплекта поможет логопедам провести эффективную коррекционную работу по развитию связной речи дошкольников с ОНР.

Пособие адресовано логопедам дошкольных учреждений.

УДК 373 ББК 74.3

© Арбекова Н.Е., 2012
ISBN 978-5-91928-674-5 © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ», 2014

Издание развивающего обучения

Арбекова Нелли Евгеньевна

Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР Конспекты фронтальных занятий логопеда

Корректор - ВВ. Шапошникова

Иллюстрации и обложка -Д.Р. Кудряков

Оригинал-макет - Н.М. Кудрякова

Работа печатается в авторской редакции

Подписано в печать 30.12.2013. Формат 60X90 Уел. печ. л. 7. Тираж 2 000 экз. Заказ № 88.

ООО «Издательство ГНОМ»

107076, Москва, ул. Стромынка д. 18, корп. 13. Тел.: 8-926-215-10-05, 8-925-046-44-46

Эл. почта: gnom_logoped@newmail.ru. Сайт: gnomlogoped.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов в 000 «Вторая типография» 140004, Московская обл., г. Люберцы, 1-й Панковский пр-д, д. 1.

Введение

В последнее время все большее значение приобретает проблема раннего выявления тяжелых речевых наруше­ний у детей. Специалисты, изучающие развитие речи детей (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, В.А. Ков­шиков, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.). утверждают, что чем раньше начата коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, тем лучше будут ожидаемые результаты . Особенно это касается категории детей с общим недораз­витием речи (ОНР).

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом принято по­нимать системное нарушение речи, при котором оказыва­ются ^сформированными или недоразвитыми основные компоненты языковой системы. У детей данной категории страдает как произносительная (звуковая), так и семан­тическая (смысловая) сторона речи. Также отмечаются различные вторичные отклонения в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.), что создает дополнительные затрудне­ния в обучении и воспитании детей. В классической лите­ратуре (Р.Е. Левина) выделено три уровня развития речи, характеризующих речевой статус детей с ОНР, - от отсут­ствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетиче­ского недоразвития. Общее недоразвитие речи может на­блюдаться при сложных формах детской речевой патоло­гии: алалии, афазии, а также ринолалии и дизартрии.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности. У детей дан­ной категории специалисты отмечают более позднее начало речи (первые слова и фразы появляются к трем-четырем, а иногда даже к пяти годам). Речь детей с ОНР малопонят­на для окружающих. В устной речи помимо грубых нару­шений звукопроизношения и недостаточного фонетическо­го оформления наблюдается большое количество аграм-матизмов. Дети плохо усваивают навыки словоизменения и словообразования. Их словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям.

Особенно страдает связная речь. У детей с ОНР отмечают­ся трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Экспрессив­ная речь детей с ОНР отстает от импрессивной. Ребенок, понимая обращенную к нему ситуативную речь, не может сам правильно рассказать о чем-либо и составить собствен­ное связное речевое высказывание.

Речь детей с ОНР отличается бедностью и однообрази­ем синтаксических конструкций. Логопеды отмечают у детей наличие лишь простых нераспространенных, реже распространенных предложений. Однако и в этих пред­ложениях у большей части детей наблюдаются многочис­ленные ошибки: нарушение порядка слов, согласования и управления, пропуски или замены сложных предлогов, неправильное употребление слов. Затруднения касаются и подбора слов, имеющих абстрактное значение, родствен­ных слов, синонимов и антонимов, относительных прила­гательных, приставочных глаголов.

При составлении пересказа и рассказа по серии сюжетных картинок дети затрудняются выделить основную мысль по­вествования. Часто наблюдаются ошибки в передаче логи­ческой последовательности событий, смысловые пропуски. Дети с ОНР не вполне понимают смысл прочитанного, опу­скают при пересказе существенные для изложения детали, нарушают последовательность повествования, допускают повторы, затрудняются в подборе необходимых слов.

Рассказы-описания и рассказы по сюжетным картинам в большинстве случаев оказываются им недоступными. Дети ограничиваются перечислением изображенных на карти­нах отдельных предметов и их частей, действующих лиц и выполняемых ими действий. Причинно-следственные взаимоотношения ускользают от внимания этих детей.

Доказано, что полноценное овладение детьми с ОНР навыками связной монологической речи возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленно­го обучения. В связи с этим формирование связной моно­логической речи дошкольников с ОНР приобретает перво­степенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

В данном пособии обобщена многолетняя работа авто­ра по развитию связной речи у детей с ОНР. Предлагае­мое методическое пособие (оно стоит вторым в нижесле­дующем перечне) входит в комплект «Развиваем связную речь детей 4-5 лет с ОНР», который включает:

  1. методическое пособие с тематическим планировани­ем, календарными планами и конспектами подгрупповых занятий;

  2. методическое пособие с тематическим планирова­нием, календарными планами и конспектами фрон­тальных занятий;

  3. годовое понедельное планирование работы логопеда в средней логопедической группе для детей с ОНР;

  4. годовое понедельное планирование работы воспитате­ля в средней логопедической группе для детей с ОНР;

  1. три индивидуальных альбома по развитию связной речи детей (альбом 1 «Мир растений», альбом 2 «Мир животных», альбом 3 «Мир человека»);

6) демонстоационные материалы к занятиям по развитию связной речи (большие и маленькие иллюстрации)*.

В дополнение к комплекту пособий для проведения фронтальных и подгрупповых занятий логопеды могут ис­пользовать следующие пособия Н.Е. Арбековой:

-Арбекова, Н.Е. Картинки на пружинке. Дидактичес­кий материал по развитию логического мышления и связной речи у детей / Н.Е. Арбекова. - М. : Издательство ГНОМ, 2011. Выпуск 1. Мир растений. - 16 с. Выпуск 2. Мир животных. - 16 с. Выпуск 3. Мир человека. - 16 с. Семьи домашних животных. - 16 с.

-Арбекова, Н.Е. Карточки по лексическим темам. Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевы¬ми нарушениями / Н.Е. Арбекова. - М. : Издательство ГНОМ, 2011.

«Овощи» и «Фрукты». - 16 с. [текст] : 40 с. [ил.]. «Мебель» и «Посуда». - 16 с. [текст] : 40 с. [ил.]. «Домашние животные». - 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Дикие животные». - 16 с. [текст]: 40 с. [ил.].

* Иллюстрации, необходимым для проведения занятий, представлены в пособиях Н.Е. Арбековой «Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Сюжетные картины к конспектам занятий лого¬педа» (большие иллюстрации) и «Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Опорные картинки к конспектам занятий логопеда (маленькие иллюстрации).


Методические указания к работе по развитию связной речи

у детей 4-5 лет сОНР

Проблема коррекции речи, воспитания и обучения де­тей с ОНР решается комплексно, совместными усилиями логопеда, воспитателей, психолога, физкультурного и му­зыкального руководителей при осуществлении тесного контакта с родителями.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения. Помимо формирования пра­вильного произношения и фонематического слуха, специ­альные занятия по развитию связной речи предназначены для развития всех компонентов речи и дальнейшей под­готовки детей к школе. Все логопедические занятия стро­ятся с учетом требований как общей, так и специальной педагогики. Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи.

К основным задачам логопедических занятий в средней группе относятся:

-развитие понимания речи;

  • расширение словарного запаса детей;

  • формирование практических навыков словообразо­вания и словоизменения;

  • обучение детей ведению диалога;

  • обучение детей составлению пересказа;

-обучение детей составлению рассказов различных видов;

-обучение детей самостоятельному рассказыванию.


День недели

Фронтальные занятия

Подгрупповые занятия

Индивидуальные занятия

Первый период обучения

Понедельник

-

Развитие связной речи (подгруппа 1).

Развитие связной речи (подгруппа 2)

На усмотрение логопеда

Вторник

-




На усмотрение логопеда

Среда

-

Развитие связной речи (подгруппа 1)

Развитие связной речи (подгруппа 2)

На усмотрение логопеда

Четверг

-




На усмотрение логопеда

Пятница

-

Развитие связной речи (подгруппа 1)

Развитие связной речи (подгруппа 2)

На усмотрение логопеда

второй и третий периоды обучения

Понедельник




Развитие связной речи (подгруппа 1)

Развитие связной речи (подгруппа 2)

На усмотрение логопеда

Вторник

Занятия по коррекции звуко-произношения и обучению детей грамоте




На усмотрение логопеда

Среда




Развитие связной речи (подгруппа 1) Развитие связной речи (подгруппа 2)

На усмотрение логопеда

Четверг

Занятия по произношению и обучению детей грамоте




На усмотрение логопеда

Пятница

Обучение детей связкой речи




На усмотрение логопеда
Логопедическая работа с детьми средней группы по по­собиям комплекта предполагает проведение подгрупповых, фронтальных и индивидуальных занятий. Понедельное планирование логопедических занятий каждого периода представлено на с. 8 настоящего пособия.

Таким образом, каждую неделю первого периода обуче­ния (со второй половины сентября по ноябрь включитель­но) в средней группе для детей с ОНР логопед проводит:

  • три подгрупповых занятия по развитию лексико-грамматических навыков, навыков словообразова­ния, словоизменения и связной речи (с каждой под­группой детей);

  • ежедневные индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.

Каждую неделю второго и третьего периодов обучения (с декабря по февраль и с марта по май включительно) в средней группе для детей с ОНР логопед проводит:

-три фронтальных занятия по обучению детей пра­вильному произношению, грамоте и навыкам связ­ной речи (два занятия по обучению детей правильно­му произношению и грамоте, одно занятие по разви­тию связной речи);

  • два подгрупповых занятия по развитию лексики (ак­тивного и пассивного словаря), грамматических на­выков, навыков словообразования, словоизменения и связной речи;

  • ежедневные индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.

Работа по развитию у детей с ОНР лексико-грамматичес-ких навыков, навыков словообразования, словоизменения и связной речи проводится в течение трех периодов обучения (36 недель учебного года) на базе 30-ти лексических тем. Ниже предлагается тематический план и порядок прохож­дения лексических тем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

в средней логопедической группе для детей с ОНР

Первый период обучения

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

1. Человек. Строение тела человека.

2. Семья

1. Времена года.
Осень.

2. Осенью в деревне.
Фрукты.

3. Осенью в деревне.
Овощи

1. Фрукты и овощи.

2. Деревья.

3. Грибы.

4. Времена года.
Поздняя осень

Второй период обучения

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

1. Времена года.
Зима.

2. Одежда и обувь.

3. Зимующие птицы.

4. Новогодние празд­ники
ники

1. Игрушки.

2. Мебель.

3. Посуда. Продукты
питания

1. Домашние живот­ные.

2. Домашние птицы.

3. Праздник пап

Третий период обучения

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

1. Времена года. Вес­на.

2.Праздникмам.

3. Дикие животные леса.

4.Инструменты

1. Речные рыбы.

2. Транспорт.

3. Насекомые

1. День Победы.

2. Цветы.

3. Ягоды.

4.Времена года. Лето

Первые две недели сентября в средней логопедиче­ской группе проводится обследование речи и психических процессов детей логопедом и воспитателями, заполнение диагностических и речевых карт.

В «Годовом понедельном планировании работы логопе­да» в соответствующих графах логопед отмечает виды про­водимой работы, фамилии детей, проходящих обследова­ние, и записывает задания для воспитателей и родителей. В последнюю графу таблицы планирования работы лого­пед заносит фамилии детей, с которыми проводит индиви­дуальные занятия. Количество индивидуальных занятий логопед определяет самостоятельно.

Большинство подгрупповых занятий и занятий воспи­тателей по заданиям логопеда проводится с использовани­ем трех индивидуальных альбомов для детей по развитию связной речи. Игровые упражнения и задания альбомов учат детей:

- определять и называть предметы и их характерные признаки (качества, свойства) с опорой на условные обозначения (символы);

-сравнивать предметы между собой и составлять про­стые и сложные предложения по опорным картинкам;

  • составлять линейные пересказы текстов по опорным картинкам;

  • правильно «читать» и отгадывать загадки сказочных героев о различных предметах по опорным карточкам;

  • составлять пересказы небольших текстов с опорой на серию из трех последовательно расположенных сю­жетных картин. Это задание позволяет ребенку по

_____________

* Использование этого вспвмогательного и оффективного поие­ма, разработанного Л.Н. Ефименковой, помогает активизировать словарь детей и способствует развитию последовательного связного высказывания. (Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошколь­ников. М., Просвещение, 1981.)

следам прочитанного рассказа правильно пересказать его, активизируя полученные навыки связной речи;

- составлять рассказы-описания предметов по последо­вательному картинному плану.

Каждая тема в альбомах представлена отдельным моду­лем. В альбомах предложены речевые задания и упражне­ния по следующим лексическим темам: «Фрукты», «Ово­щи», «Деревья», «Грибы», «Цветы», «Ягоды»; «Зимующие птицы», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Дикие животные леса», «Речные рыбы», «Насекомые»; «Одежда и обувь», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Ин­струменты», «Транспорт».

Логопед может проводить занятия по развитию речи в порядке, предложенном в данном методическом пособии, либо самостоятельно выбирать порядок прохождения тем.

Проведение систематических занятий по любому альбо­му комплекта обязательно предполагает проверку и оценку полученных ребенком знаний логопедом, воспитателями и родителями. На каждой странице альбома предлагается оценочная шкала в виде трех пустых треугольников. Если ребенок правильно выполняет задание на логопедическом занятии, логопед закрашивает треугольник с буквой «Л» (логопед) красным цветом (оценка «отлично»), если отве­ты ребенка не точные - синим цветом (оценка «хорошо»). При повторении речевого материала воспитатели и родите­ли также должны оценить правильность ответов ребенка, закрашивая треугольники с соответствующей буквой: «В» (воспитатели) или «Р» (родители). Таким образом, зани­маясь по альбому, ребенок повторяет изученный материал несколько раз, что способствует закреплению у него полу­ченных речевых навыков.

Проведение фронтальных занятий

по развитию связной речи
Фронтальные занятия с логопедом проводятся со второго периода обучения один раз в неделю в утренние часы. Дли­тельность фронтального занятия составляет 20 минут.

Фронтальное занятие по развитию связной речи явля­ется своеобразным итогом проведенной совместно с воспи­тателями группы работы за неделю по каждой заявленной лексической теме. Логопед проводит фронтальное занятие в конце недели, оценивает речевую активность детей, про­веряет их ориентацию в лексическом материале и отмечает успехи и трудности. На фронтальных занятиях широко ис­пользуется демонстрационный материал: сюжетные кар­тины и серии сюжетных картин, предметные картинки, опорные картинные и рисуночные планы, схематичные рисунки. Для повышения интереса детей к занятиям по развитию речи логопед использует различные сюрпризные моменты, «волшебные* мешочки и коробочки.

Виды фронтальных занятий:

  • занятие на составление пересказа по тексту и опор­ным картинкам;

  • занятие на составление пересказа по тексту и сюжет­ной картине;

  • занятие на составление пересказа с опорой на схема­тичный рисуночный план;

-занятие на составление рассказа по тексту и серии сюжетных картин;

- занятие на составление рассказа по тексту и сюжет­ной картине;

  • занятие на составление рассказов-описаний предме­тов с опорой на предметные картинки и схематичный рисуночный план;

  • занятие на составление пересказа сказки с элемен­тами драматизации и использованием различных предметов;

  • занятие на составление рассказа по сюжетной картине.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов


связь с админом