Главная страница

Антибуллинг. Как оградить ребёнка-аутиста от издевательств. На русском языке


Скачать 0,49 Mb.
НазваниеНа русском языке
АнкорАнтибуллинг. Как оградить ребёнка-аутиста от издевательств.pdf
Дата22.03.2017
Размер0,49 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаAntibulling_Kak_ogradit_rebyonka-autista_ot_izdevatelstv.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРеферат
#17845
страница1 из 3
Каталогid20055952

С этим файлом связано 85 файл(ов). Среди них: Авторская программа тренинговых занятий для коррекции агрессивно, Программа индивидуальной коррекции агрессивного поведения ребенк, Sorokin_Spetsialnaya_psikhologia.pdf, Emotsionalnaya_zhenskaya_travma.pdf, ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ.docx, psy_correction.pdf и ещё 75 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3

«Антибуллинг» (травля, издевательства, моббинг в школе и не только.
Возможные подходы и варианты решения проблемы. 01/09/2015
Авторы: студенты курса ABA/МИП Anna Hismjatullina/Zukhra Izmailova
Qamar, текст – Lev Tolkachev.
Благодарим:
Любовь Ененкову за подборку статей по теме на русском языке.
(см. раздел «Дополнительные источники по теме);, Katya Babak
(антибуллинговый тренинг, см. приложение), Галину Сенинг
(разделы «Работа над социальным климатом в классе (школе), истории), Marina Slepian (замечания и советы родителям), Олю
Караневскую (истории).
Большая часть текста написана по работам Ron Leaf, John
McEachin, Mitch Taubman (см. список литературы).
Ключевые слова: издевательства, травля, буллинг, моббинг, кибербуллинг, bullying, cyberbyllying, BP-PBS.

Содержание
A.
Введение в проблему (цель работы, основные понятия, как
использовать советы, сильные и слабые стороны этой работы).
B.
Список возможных подходов к решению проблемы издевательств в
школе.
Внимание на
обидчике
1.
Лекции, угрозы наказания, наказания для обидчиков.
2.
Тренинг «чувствительности», понимания детей с РАС для обидчиков.
Внимание на
том «кого
обижают»
3.
Учить просить защиты у учителей, родителей, старших.
4.
Тренинг на стрессоустойчивость и умение «постоять за себя».
5.
Учим ребёнка выстраивать значимые дружеские отношения.
6.
Учить игнорировать насмешки и издевательства
7.
Учить различать издевательства и насмешки
(поддразнивания).
8.
Учить и помогать избегать обидчиков.
9.
Учить понимать, почему обидчики так себя ведут.
10. Учить понимать какое поведение вызывает издевательства, учим альтернативному поведению.
11. Учить справляться с стрессом, умению расслабиться в сложной ситуации.
12. «Разрушая барьеры» - уменьшаем разницу между ребёнком с РАС и его сверстниками.
Внимание на
«среде» (учителя,
родители,
одноклассники)
13. Поиск защитника для ребёнка среди его сверстников.

14. Обратить внимание на поведение учителей, тьюторов, родителей: не поддерживает ли их поведение издевательства.
15. Школьный тренинг «Один за всех и все за одного»
16. Работа над «социальным климатом» в классе (в школе).
Комплексные
подходы
17. BP-PBS (Ross & Horner, 2009)
18. Olweus Bullying Prevention (OBPP) (Olweus & Limber, 2010)
19. SAVE model (Ortega, Del-Rey & Mora-Mercan, 2004)
20. The DFE Sheffield Anti-Bulying Project (Eslea & Smith, 1998)
21. The KiVa Antibullying Program (Salmivalli, Poskiparta, Abtola &
Haatja, 2013)
C.
Кибербуллинг.
D.
Возможные методы обучения новым навыкам.
1.
BST (behavioral skills training, поведенческий тренинг обучения новым навыкам).
2.
Тренинг обучения различению.
3.
Учебное взаимодействие.
4.
Социальные истории.
E.
Истории.
F.
Список использованной литературы.
G.
Дополнительные источники по теме.
H.
Приложения
Приложение 1
Школьный тренинг «Один за всех и все за одного» для учеников 9-
11 классов.
Приложение 2
Курсовая работа (Екатерина Бабак (Гончарова) антибуллинговый тренинг в 6 классе. Разбор реальной ситуации.

A.
Введение в проблему (цель работы, основные понятия, как
использовать советы, сильные и слабые стороны этой работы).
Цель работы, мы видим в том, чтобы кратко описать варианты работы с проблемой «буллинга» (издевательств, травли, насилия) на перемене, в столовой, на школьном дворе, на улице и в киберпространстве. Для реализации этих идей, советуем вам искать профессионала
(школьного психолога, психолога, специалиста по работе с поведением), конечно, лучше лично знакомого с вашим ребёнком и школой. Необходимо сначала составить письменный план действий, получить супервизию и
(или) посоветоваться с опытными родителями и детьми.
Определения основных терминов, можно найти в интернете, например, в википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/задирание https://ru.wikipedia.org/wiki/Кибермоббинг http://www.pbis.org/common/cms/files/pbisresources/bullyprevention_
ES.pdf
Данный список составлен на основе поведенческого подхода к проблеме.
Очевидное слабое место данной работы – это краткость изложения. Конечно, каждый метод можно обсудить гораздо подробнее, если вам не хватает информации по одному из подходов – напишите, пожалуйста, в комментарий, мы постараемся дополнить. В скобках для многих методов указаны источники информации – англоязычные или те, которые будут переведены на русский язык в ближайшем будущем. В литературе не всегда указан возраст детей, для которых применима данная методика. Также очень важен пол детей, особенно в старшем возрасте; этот момент тоже не всегда чётко прописан.
Пожалуйста, не судите строго некоторую небрежность в переводе и оформлении этой работы – в лучших традициях торопились к 1 сентября. Обращайтесь к оригиналам – почти все статьи, упомянутые в работе есть в открытом доступе.
В целом, просим вас критично оценивать эти, как и любые другие советы – ваш ребёнок единственный и неповторимый.
Уверены, что решение всегда можно и нужно найти и, действуя системно, планомерно и оценивая свой прогресс, применить.
Надеемся, что большое количество вариантов работы с травлей в школе поможет вам взглянуть на эту важную проблему по-новому.

Замечания
Вполне может быть, что трудно рассказать педагогическому коллективу, но можно открыться перед родителями. Для этого поведение родителей должно быть соответствующим. У ребёнка не должно быть ощущения, что:
1.
Родители в душе его критикуют и обвиняют в создавшейся ситуации. Например, фразы типа: "ну зачем же ты так сделал!" не рекомендуются.
Ребёнок должен чувствовать безусловную поддержку родителей, а не их разочарование.
2.
Нельзя слишком эмоционально реагировать на рассказ ребёнка, даже если в душе всё закипает. Конечно, не нужно оставаться равнодушным, но не рыдать, хвататься за сердце и т.п. Ребёнок может побояться волновать и расстраивать родителей в следующий раз и не расскажет о инциденте
3.
Ребёнок должен доверять родителям, что те не предпримут никаких действий, которые усугубят его ситуацию.
Необходимо дать понять ребёнку, что любые действия будут предприняты с его согласия».
B.
Список возможных подходов
Внимание на
обидчике
1.
Лекции, угрозы наказания, наказания для обидчиков.
2.
Тренинг «чувствительности», понимания детей с РАС для
обидчиков.
«Обычный подход состоит в том, что родители или школьный персонал должны противостоять обидчикам, делать им выговоры и назначать наказания. Часто применяются угрозы более серьёзных дисциплинарных мер, если обидчик не изменит своё поведение.
Ещё один подход – это тренинг социальной восприимчивости, призванный помочь обидчику осознать, почему дети с РАС ведут себя именно так, а не иначе. Целью такого тренинга является развитие понимания и принятия особенностей других людей.
В ряде случаев концентрация внимания на обидчике действительно работает. Тем не менее, редко удаётся развить в ком-то чувствительность и восприимчивость только лишь за время одного учебного курса или лекции; к тому же, недостаточное понимание причин нестандартного поведения детей с РАС – это не единственная проблема. Хуже того, подобные традиционные меры могут заставить обидчика озлобиться и затаиться. Поведение
обидчика может измениться и принять иные формы, столь же разрушительные и опасные» (Leaf, McEachin, Taubman 2013)
Внимание на
том «кого
обижают»
3.
Учить просить защиты у учителей, родителей, старших.
«Обычный подход заключается в том, что жертву побуждают пожаловаться учителю, администратору или кому-то из взрослых, которые смогут защитить его от обидчика. Конечно, если безопасность жертвы под угрозой, такие жалобы необходимы.
Однако они могут привести к тому, что обидчик усилит издевательства, только будет делать это не так явно.» (Leaf,
McEachin, Taubman 2013)
4.
Тренинг на стрессоустойчивость и уверенность в себе.
«…жертва учится на практике отвечать обидчику «Прекрати» или
«Мне это не нравится». Можно учить жертву издевательств говорить обидчику: «Ты ведёшь себя не по-дружески, то, что ты делаешь – неправильно!» Эффективность данной стратегии предсказать нетрудно. Зачастую обидчик только усиливает издевательства, причиняя жертве ещё больший вред.» (Leaf,
McEachin, Taubman 2013)
«У меня совершенно непедагогичный какой - то метод сработал. …В один прекрасный день я его научила универсальной фразе "И чё?" и жизнь наша наладилась. Фраза эта прямо легла на душу нашему пацану. "Ты дурак" - говорят ему: "И че?" и ржет.
"Тебя надо в школу для дураков значит сдать" "Ну сдадут. А тебе с этого чего?" И как-то отстали от него те, кто дразнил. Неинтересно им, когда нет унижения, слез, злости или обиды.» (группа на ФБ – мама)
Пошаговый тренинг упорства, настойчивости, уверенности в себе для детей с РАС (из книги «Идёт работа» (A Work In Progress) состоит из следующих этапов (
1.
Давать возможность выбрать (где заниматься, что носить…)
2.
Играть роль учителя (АВА-терапевта),
3.
Учить выражать неприятие, недовольство «Оставь меня в покое, «нет», «Это моё».
4.
Учить физически «настоять на своём» - удержать игрушку, когда кто-то забирает её силой, учить не давать «влезть без очереди».

5.
Учить поправлять ошибку учителя (, например, учитель неправильно называет предметы.
6.
Учитель делает неправильные действия (выбрасывает что- то ценное) – ученик поправляет его.
7.
Учить не следовать
«неправильным инструкциям»
«поставили тарелку с пластмассовыми кубиками и сказали
«ешь макароны».
8.
Учить концепции «Выигрыш» и «Победа» - в игре в прятки, в других играх.
5.
Учим ребёнка выстраивать значимые дружеские отношения
«Иногда рекомендуют подружиться с обидчиком и тем самым обезоружить его, относясь к врагу, как к другу. Но даже если бы подобный подход сработал для обычных людей, для детей с аутизмом он вряд ли был бы эффективным, ведь они часто имеют слабо развитые социальные навыки и, как правило, не знают, как подружиться даже со сверстниками, которые сами этого хотят, не говоря уж о тех, кто сопротивляется или отвергает их попытки.»
(Leaf, McEachin, Taubman 2013)
«Возможно, самая важная стратегия – это научить детей с РАС развивать ЗНАЧИМЫЕ ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Если дети дружат по-настоящему, то они менее уязвимы для издевательств, и вероятность нанесения им вреда и контакта с обидчиками значительно меньше.
Повышая качество жизни детей с РАС, мы также уменьшаем влияние на них ситуаций, связанных с издевательствами. Так создаётся система защиты и поддержки.
Чтобы дети смогли наладить значимые социальные отношения, необходимо помогать им в развитии социальных навыков.
Например, умение «читать» социальные ситуации и правильно на них реагировать – это жизненно важный навык. – это умение ребенка легко и уверенно общаться, поддерживать разговор, не уходить от темы и уметь плавно переходить от темы к теме становится залогом расширения социальных возможностей и социального успеха в обществе.» (Leaf, McEachin, Taubman 2013)
5.
Учить игнорировать насмешки и издевательства.
«Еще один способ – это научить жертву просто игнорировать обидчика. Мы учим их понимать, что обидчики издеваются над ними по какой-то причине, стараясь добиться определённой реакции. … Хотя в некоторых случаях этот метод может сработать, применять его следует с чрезвычайной осторожностью. Очевидная проблема с игнорированием обидчика состоит в том, что
последний может довести издевательства до такой степени, что жертва уже не сможет не обращать на него внимание….
Вторая возможная проблема, связанная с игнорированием, заключается в том, что жертва, возможно, будет игнорировать обидчика, а вот другие – нет. Часто внимание и одобрение сверстников становится подкреплением для обидчика. …
Наконец, большинство людей просто не умеют игнорировать нежелательное поведение. Они могут делать вид, что не обращают внимания, но их выдаёт язык тела и выражение лица….
Окончательный вывод: игнорирование следует рекомендовать с чрезвычайной осторожностью.» (Leaf, McEachin, Taubman 2013).
6.
Учить различать издевательства и насмешки (поддразнивание).
«Важно определить, действительно ли ребёнок является жертвой издевательств или просто неверно истолковывает действия окружающих. Дети часто дразнят друг друга, это часть обычного социального поведения. Если кто-то говорит грубости, это вовсе не означает, что он или она обязательно издеваются. Мальчики в особенности могут проявлять жестокость, бросая замечания вроде
«ты, тупица», «ты, урод» или «ну ты, слабак». Подобные подколки не имеют целью запугать кого-то или подчинить себе, это просто борьба за популярность в обществе сверстников.
Нужно учить наших детей с аутизмом понимать разницу…»
(Leaf, McEachin, Taubman 2013)
7.
Учить и помогать избегать обидчиков
«Бывает, что лучше держаться подальше от обидчика на переменах, во время обеда или на уроках. Если помочь жертве узнать, где проводит время обидчик, и научить избегать столкновений с ним, количество неприятных встреч, скорее всего, уменьшится.» (Leaf, McEachin, Taubman 2013)
8.
Учить понимать, почему обидчика так себя ведут.
«Детям с РАС полезно понять поведение обидчика. Разумеется, здесь нужно исходить из общей способности жертвы к пониманию.
Если дать ребёнку понять, что обидчики стараются вызвать определённую реакцию, стремясь контролировать поведение других, это может помочь ему изменить свою обычную ответную реакцию.»(Leaf, McEachin, Taubman 2013)

9.
Учить понимать, какое поведение вызывает издевательства,
учить альтернативному поведению.
«Также важно помочь детям с РАС определить, какие именно виды поведения (персеверация
1
, стереотипное поведение, монологи на отвлечённые темы) дают обидчику оружие против них или провоцируют его на издевательства, и научить их в определённых ситуациях воздерживаться от подобного поведения.» (Leaf,
McEachin, Taubman 2013)
10. Учить справляться с стрессом, умению расслабиться в сложной
ситуации.
«Мы обнаружили, что эффективным методом может оказаться обучение детей стратегиям приспособления и релаксации…
Если научить детей с РАС уходить в собственном воображении в тихое, спокойное место (например, представить, как они смотрят любимый фильм, слушают весёлую песенку, едят любимое лакомство и т. д.), это может помочь им расслабиться и перенести стресс, который они испытывают в присутствии обидчика…» (Leaf,
McEachin, Taubman 2013)
11. «Разрушая барьеры» - уменьшаем разницу между ребёнком с
РАС и его сверстниками.
«Стоит подумать, как уменьшить различия между детьми с РАС и их сверстниками. Например, барьер между детьми с аутизмом и обществом их сверстников возникает, если дети с РАС имеют совсем другие интересы, иначе одеваются или ведут себя в странной агрессивной или надоедливой манере.
Помочь детям с РАС не выглядеть «не круто» может быть очень эффективным подходом. Внешний вид, поведение и интересы могут иметь огромное значение. Такая стратегия не предотвратит издевательства, однако может уменьшить неприятие детей с аутизмом со стороны окружающих, поможет им стать ближе к доброжелательному (и способному их защитить) большинству других сверстников и, конечно, создаст возможности для искреннего социального сотрудничества….
Социальная неловкость также может быть проблемой.
Устойчивая привязанность к необычным или специфическим предметам (например, насекомые, поезда, динозавры и т. д.), несоблюдение личного пространства, попытки забрать то, что
1
Персеверация (perseveration) – в психологии и психиатрии означает «бессмысленное» повторение определённых реакций (жестов, действий или слов) вне контекста.
принадлежит другим, – всё это может сильно надоедать…» (Leaf,
McEachin, Taubman 2013)
12. Поиск защитника для ребёнка среди сверстников.
«Одна из наиболее успешных стратегий – это привлечение наставника из среды сверстников. Для мальчиков в этом качестве часто выступает очень успешный и разумный спортсмен. Такой наставник должен быть исключительно «крутым», уважаемым и влиятельным в своём окружении…» (Leaf, McEachin, Taubman
2013)
«Один из способов, который считается действенным в этих случаях, найти "вожака" или наиболее авторитетную личность в классе и дать ответственность, связанную с конкретным ребёнком, которого задирают. Если правильно это подать, то самый главный обидчик превращается в главного защитника.»
«Учителя часто выбирают кого-то одного, кто бы помогал новому ученику вливаться в коллектив.»
13. Обратить
внимание
на
поведение
учителей,
тьюторов,
родителей: не поддерживает ли их поведение издевательства.
«Анализируя ситуации издевательств над детьми с аутизмом, важно взглянуть на своё поведение, поведение взрослых людей, чтобы понять, не усугубляем ли мы сами проблему и не стали ли мы сами причиной подобных проблем, пусть и непредумышленно.
Возможно, чтобы помочь разрядить ситуации, в которых дети становятся объектами издевательств, нам придётся изменить и своё поведение. Это вовсе не означает для взрослых смириться с проблемой….
Поведение взрослых может вызвать у сверстников неприятие ребёнка с РАС. Сверстников могут раздражать особые условия учебы, которые мы создали для детей с аутизмом. Например, когда мы вводим разные правила для них и для обычных детей, разрешаем им перебивать учителя, прерывая процесс обучения, делать перерывы в занятиях, а также когда мы избегаем решения поведенческих проблем.»
  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом