Главная страница

Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. - От Скифии до Индии (Изд. 2-е) - 1983. Недоступная Арктика Некоторые итоги и новые проблемы Вершины Высокой Хары 53 Юдхиштхира и Кей-Хосров у Великих гор Блаженная обитель в иранской мифологии Эпос скифов и античная литература


Скачать 61,19 Mb.
НазваниеНедоступная Арктика Некоторые итоги и новые проблемы Вершины Высокой Хары 53 Юдхиштхира и Кей-Хосров у Великих гор Блаженная обитель в иранской мифологии Эпос скифов и античная литература
АнкорБонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. - От Скифии до Индии (Изд. 2-е) - 1983.pdf
Дата11.11.2018
Размер61,19 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBongard-Levin_G_M__Grantovskiy_E_A_-_Ot_Skifii_do_Indii_Izd_2-e_
оригинальный pdf просмотр
ТипЛитература
#58109
страница1 из 17
Каталогid63527055

С этим файлом связано 52 файл(ов). Среди них: Nolde_A_E_-_M_M_Speranskiy_Biografia_pdf.pdf, Распоряжение в мэрию о разъяснении прав.doc, Tomsinov_V_A_-_Speranskiy_ZhZL__pdf.pdf, Velikiy_Oktyabr_Atlas_1987.pdf, M_Gorkiy_Polnoe_sobranie_sochineniy_Pisma_v_24-kh_tomakh_Tom_11_, Gorev_M_-_GOLOD_-_1922.pdf, Подписнои лист 2.doc, Zhuvenel_R_de_-_Internatsional_predateley_-_1949.pdf и ещё 42 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
ГМ. Бонгард-Левин
Э.А.Грантовский
ОТ СКИФИИ до ИНДИИ ГМ. Бонгард-Левин, Э. А. Г рантовский
ОТ
Древние арии мифы и история
Издание второе, исправленное и дополненное
От авторов Полярные явления Арктическая родина в Ведах Миф и действительность Арии Скифы Перстень Скила Скифы, сарматы, аланы, осетины Полярная ночь за Скифией 25 Путь к исседонам 28 Восток или север Реальная география и легендарная традиция Снова в Индии 38 Молочный океан 43 Страна блаженных 45 Недоступная Арктика Некоторые итоги и новые проблемы Вершины Высокой Хары 53
Юдхиштхира и Кей-Хосров у Великих гор Блаженная обитель в иранской мифологии Эпос скифов и античная литература Москва
* МЫСЛЬ
1983

СКИФИИ
Скифская мифология и славянская традиция 75
Рипейские горы в «Ригведе»? Летающие риши Полет Аристея Арии и финно-угры Царь великой державы и бог таежного народа Таинственный зверь шарабха Северный шаманизм и древнейшая религия ариев Напиток бессмертия 113 Конопля, белена, мухоморы 117
Похищение сомы Мифологические образы северных легенд Божественная комедия и зороастрийские жрецы в потустороннем мире Арабские путешественники и ученые на Волге Древние сказания помогают науке Древние арии прародина время и пути расселения Основная литература ИНДИИ

Б81
РЕДАКЦИИ
ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
0504000000-051
004(01)-83
КБ-49-1-82
© Издательство Мысль. 1983
ОТ АВТОРОВ
Каждая книга после публикации обретает свою судьбу, начинает самостоятельную жизнь, вторгаться в которую автор уже не может. Это привилегия читателя. Он определяет продолжительность жизни книги и вправе дать ей новую — вторую, а может быть, и третью жизнь. И лишь тогда вся ответственность вновь ложится на автора.
Так случилось и с нашей книгой, опубликованной около десяти лет назад. По просьбе читателей нами подготовлено второе, переработанное и дополненное издание. Но переиздать книгу — часто труднее, чем написать новую. Современная наука, включая историю, филологию, археологию, развивается все более стремительно. Постоянно появляются свежие материалы, публикуются новые исследования, археологи открывают неизвестные ранее памятники прошлого. Рождаются новые гипотезы и теории, пересматриваются традиционные взгляды.
Этот вполне закономерный процесс развития науки ярко проявляется в такой, казалось бы, далекой от современности проблемы, как арийская. Более ста лет ученые обсуждают вопросы, связанные с происхождением и ранними этапами расселения индоиранцев (ариев) и других индоевропейских народов, но и сегодня научные споры не только не утихают, но и разгораются с новой силой. Пример тому — дискуссия о происхождении индоевропейцев, которая идет на страницах журнала Вестник древней истории».
Осмыслить новые данные, точки зрения, концепции за последние десять лет, те. со времени выхода первого издания настоящей книги, — задача весьма сложная, особенно если иметь ввиду, что за прошедшие годы претерпели изменения и взгляды самих авторов книги, получили уточнения выдвигавшиеся ими ранее положения и выводы. Кроме того, необходимо было учесть замечания и пожелания рецензентов.
Проблема происхождения индоиранцев неслучайно вызывает такой живой интересу читателей. И дело тут не только и не столько в многочисленных загадках, которыми полна эта тематика. Изучение арийской проблемы предполагает комплексный подход — учет данных различных дисциплин лингвистики, археологии, этнографии и т. д. Необычайно широк диапазон исследований, которые непосредственно связаны с общей проблемой происхождения и ранней истории индоиранских народов. Эта проблема непосредственно затрагивает и вопросы истории, культуры, этногенеза ряда народов СССР.
Интерес к арийской проблеме отразился и на судьбе нашей
книги, которая привлекла внимание как специалистов, таки широкого круга читателей. Она была переведена на английский, венгерский и французский языки и издана в Индии, ВНР, Франции Материалы дискуссии по арийской проблеме говорят о том, что ее окончательное решение еще впереди, требуются новые исследования, новые, дополнительные аргументы в пользу выдвинутых мнений. Однако уже сейчас можно подвести некоторые итоги, выделить наиболее актуальные вопросы, к решению которых необходимо обратиться в первую очередь. Это и побудило авторов написать заключительный раздел книги, где наряду с собственными выводами изложены другие точки зрения ученых, а также намечены пути, которые представляются наиболее плодотворными для будущих изысканий по интересующей нас тематике. В книгу включены также некоторые другие дополнения, значительно расширена библиография, хотя, конечно, она содержит лишь небольшую часть огромной научной литературы, связанной с арийской проблемой».
Первое издание книги содержало послесловие, написанное академиком А. П. Окладниковым (1908— 1981), выдающимся археологом и историком. Новое издание авторы посвящают памяти этого замечательного ученого и обаятельного человека На книгу опубликованы рецензии Д. С. Раевского (Вестник древней истории
1976, № 4, с. 131— 137), Ж. Фуссмана (Journal Asiatique, t. 264, 1976, р. 209—
212), T. А. Гуриева и Е. А. Тулатовой (Осетинская филология, вып. 1. Орджоникидзе, 1977, сидр dos anciens Aryens. Paris, 1981.
Бережно хранят народы Индии традиции своей древней самобытной цивилизации. В современную культуру вплетены идеи и образы старинных эпических сказаний. Сегодня, как и много веков назад, широкой известностью в различных слоях населения пользуются «Махабхарата» и «Рамаяна». Эти великие поэмы древней Индии — подлинные энциклопедии индийской истории и культуры, богатейший источник знаний по философии, религии, мифологии, науке, нравами обычаям индийского народа.
Сюжеты эпоса много раз привлекали древних и средневековых поэтов, драматургов, художников и скульпторов в них и теперь черпают вдохновение деятели искусства. Естественно, что наиболее ранние памятники древнеиндийской словесности — произведения ведийской литературы, религиозно-фило­
софские трактаты, сборники правовых норм и многие иные, как и грандиозные эпопеи «Махабхарата» и «Рамаяна», тщательно исследуются учеными. Эти памятники богатейшего духовного наследия Индии неоднократно переводились на различные языки, в том числе и на русский.
ОЛЯРНЫЕ» ЯВЛЕНИЯ
Если мы внимательно ознакомимся с эпическими поэмами Индии, увлекательными историями ее священных сказаний, то встретимся с весьма интересными, нона первый взгляд странными и необъяснимыми сведениями. Там описаны явления, характерные для арктических областей и совершенно необычные и несвойственные районам Южной Азии. Это представления о неподвижной Полярной звезде, о холодной и долгой ночи, тянущейся шесть месяцев, и дне, также длящемся целое полугодие. Древние сказители пели о стране, где солнце встает лишь разв году, где шесть месяцев день и шесть месяцев ночь. Певцы эпоса не раз упоминают освященной птице Гаруде, которая, прежде чем понести на своих крыльях отшельника Галаву на поиски восьмисот лунно-белых коней, рассказала ему о четырех странах света, в том числе и о том, что на севере Семеро Риши, богиня Арундхати и Свати постоянно движутся вокруг укрепленной на небе Полярной звезды (Дхрува). Семеро Риши» — семь больших звезд созвездия Большой Медведицы («риши» — мудрецы, аскеты, святые мужи, божественные небожители Арундхати — созвездие Кассиопеи Свати — яркая звезда в созвездии Волопаса или созвездии Персея. Видеть эти звезды высоко над горизонтом возможно лишь в северных широтах. В областях не южнее 55— 56° с. ш. зимой в течение одной ночи названные созвездия, не заходя за горизонт, как бы описывают круг
центром которого можно примерно считать Полярную звезду.
Тот, кто бывал в Индии, знает, что лишь в северных районах страны Большую Медведицу можно видеть низко над горизонтом, на юге же она вообще скрывается за ним между тем в древнеиндийских священных текстах не разговорится, что Большая Медведица вознесена, находится высоко в небе. Согласно эпическим сочинениям, место, где великий бог-творец Брахма укрепил Дхруву — Полярную звезду, расположено в центре мироздания, небес. Подобное явление, как известно, характерно лишь для северных, полярных районов (на Северном полюсе Полярная звезда стоит непосредственно в зе­
ните).
Там же, в тех сказочных северных странах, где высоко в небе видны эти звезды, живут десять апсар», называемых происходящие от радуги. Апсары — блистающие водяницы, а эти десять, рожденные радугой, сияющие ее цветами, могут быть поэтическим образом северного сияния. Создатели индийских сказаний вспоминали о плененных водах, о принимающих красивые формы ниспадающих водах. Это, очевидно, замерзшие воды. В «Махабхарате» о них говорится как раз при описании страны, где солнце восходит на полгода.
РКТИЧЕСКАЯ РОДИНА В ВЕДАХ»
Такие свидетельства индийской литературы приводили некоторых ученых к заключению, что первоначальная родина индийцев будто бы находилась заполярным кругом. Иногда положение этой родины определялось и более точно — на берегах холодного Белого моря или в Сибири и т. д. Некоторые слишком смелые головы помещали ее даже в самую точку Северного полюса.
Одним из главных создателей полярной теории происхождения индийцев был известный политический деятель Индии Бал Гангадхар Тилак (1856— 1920). В Бомбее в 1893 г. была опубликована его книга Ориона через десять лет — обширная монография Арктическая родина в Ведах. Во многих своих трудах Тилак касался проблемы культуры Индии, в том числе древнейших этапов истории страны. Будучи активным противником английского господства в Индии и выступая против положений английской колониальной историографии, принижавшей культурное наследие индийцев, Тилак старался доказать самобытность и исключительную древность индийской цивилизации. Труды Тилака и его сподвижников имели большое значение для развития национального самосознания индийского народа и прогресса индийской науки. Вместе стем в работах тех лет было допущено немало преувеличений
неточностей, ошибок и положений, от которых сейчас в связи с успехами современной науки приходится отказаться.
Со времени выхода книги Ти лака Арктическая родина в Ведах прошло восемьдесят лет. Но и до сих пор среди индийских ученых теория арктического происхождения индийцев встречает убежденных защитников и последователей. На серьезных научных конгрессах и сейчас нередко приходится слышать утверждения, что предки индийцев пришли из-за полярного круга.
Выдвигая арктическую теорию, Тилак основывался на некоторых выводах современных ему естественных наук (геологии, палеонтологии, астрономии) о том, что климатические и природные условия, очертания материков подвергались существенным изменениям на протяжении различных эпох истории Земли. Согласно этой точке зрения, в доледниковый и межледниковый периоды климат арктических районов был теплыми доступным для иного растительного и животного мира, для человека и развития его цивилизации. Тилак исходил при этом и из модной тогда теории американского профессора Уоррена о первоначальной родине человека в арктической зоне.
С этих позиций Тилак и анализировал данные древнеиндийской литературы, прежде всего Веды — древнейший священный памятник индийцев. На их основании он доказывал, что предки индийцев в доледниковый и межледниковый периоды обитали в арктических районах, а затем, около десяти — восьми тысяч лет назад — этим временем Тилак датировал последний ледниковый период, — двинулись под влиянием наступивших холодов на юг.
Эти выводы были сделаны более полувека назад. Возможны ли они сейчас Так ли следует относиться к теории Тилака теперь, когда естественные и точные науки располагают иными материалами, дают другие датировки?
Дело тут не только в том, к какому времени относить доледниковый и межледниковый периоды, как понимать изменения климатических условий на тех или иных территориях земного шара, как оценивать сточки зрения современных знаний сведения индийцев о положении и движении светил на заре их истории, — вопросы, на которые и естественные, и точные науки дают разноречивые ответы. Главное — это выводы, к которым приходят такие науки, как история, археология, сравнительная лингвистика, историческая этнография. Конечно, и здесь еще остается много неясного, гипотетического, противоречивого. С помощью тех или иных научных фактов можно серьезно спорить о конкретных областях первоначального обитания предков индийцев, о времени их формирования и переселения. Но совершенно ясно, что сейчас речь не может идти ни о полярных районах, ни о столь отдаленном времени, как ледниковые эпохи
В настоящее время иначе понимаются и многие из тех данных ведийской и эпической литературы Индии, которые
Тилак рассматривал как прямые свидетельства обитания индийцев в Арктике.
ИФ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
И все же остаются в древнеиндийской литературе такие указания, которые трудно оценить иначе, как отражение каких-то представлений об арктических областях. Это, например, уже упоминавшиеся сведения о полярной ночи и полярном дне. Как объяснить, в частности, наличие этих представлений не только в поздних астрономических и других научных трактатах, которые еще можно было бы условно понимать как результат теоретических умозрительных построений ученых того времени, но ив гораздо более древних памятниках Индии?
Обратимся лишь к некоторым сообщениям индийских источников. Средневековый ученый Бхаскара-ачарья в своем астрономическом трактате писал, что в областях у Северного полюса полгода постоянный день, полгода постоянная ночь. В другом, более раннем астрономическом сочинении — «Сурья-сиддхан- та сообщается, что в этих же районах боги видят солнце после одного восхода в течение половины его кругового вращения. Подобные данные содержатся и во многих других индийских научных трактатах и религиозных текстах периода поздней древности и раннего средневековья. Интересно, что эти сведения были подробно рассмотрены в специальном разделе фундаментального труда Индия великого среднеазиатского мыслителя и ученого, уроженца Хорезма Бируни (973— 1048).
Бируни живо интересовался самыми различными науками, его перу принадлежат многие труды по математике, истории, географии, минералогии, физике, астрономии, являющиеся синтезом достижений современной ему науки. Воспитанный в традициях мусульманской образованности того времени, он вместе стем проявлял исключительный интерес к странам иного культурного круга, особенно к Индии. Бируни изучил санскрит, тщательно ознакомился со многими индийскими научными и религиозно-философскими сочинениями, консультировался с пандитами — знатоками индийских культурных традиций. Энциклопедический труд Бируни об Индии (полное его название Разъяснение принадлежавших индийцам учений, приемлемых рассудком или отвергаемых) фактически познакомил ученых Ближнего и Среднего Востока с выдающимися достижениями индийской цивилизации, к которой великий хорезмиец питал глубокое уважение.
Поражает знание Бируни многочисленных индийских источников. Он неоднократно цитирует трактат одного из крупнейших математиков древней Индии, Брахмагупты (начало
VII в, — «Брахмасиддханта». Бируни приводит следующие слова этого ученого об области у Северного полюса День обитающих там ангелов будто бы длится шесть месяцев, и их ночь также длится шесть месяцев. Бируни цитирует и отрывок из сочинения известного древнеиндийского астронома Арьяб­
хаты (V в, согласно которому эта область — царство ангелов — находится в зоне холода, севернее любого места на земле. И Брахмагупта, и Арьябхата могли исходить из теории шарообразности Земли, помещая область, где день и ночь длятся по шесть месяцев, в район Северного полюса. Но и индийские ученые, придерживавшиеся иных мнений о форме земли и даже считавшие, что земля плоская, также писали о той же северной области. Впрочем, и у Брахмагупты, и у
Арьябхаты сведения о явлениях, которые мы могли бы назвать полярной ночью и полярным днем, выступают прежде всего как дань прочно укоренившимся в индийской литературе представлениям о стране на крайнем севере. Недаром оба ученых называют ее царством ангелов и включают в текст своих рассуждений слова будто бы. Это скорее традиционное понятие или принятый символ, на что обратил внимание уже Бируни.
В главе О различных видах суток и о дне и ночи он излагает представления индийцев о человеческих сутках (состоящих из обычного дня и обычной ночи, о сутках предков и сутках дэвов» (те. богов. Сутки богов продолжаются целый год и слагаются из дня и ночи, длящихся по половине солнечного года. О сутках богов писали Арьябхата и другие индийские ученые. Бхаскара-ачарья, говоря о северной области, где полгода постоянный день, полгода постоянная ночь, называет такой день днем богов. Там, говорит он, священные существа видят солнце в течение шести месяцев, когда оно движется в пределах северной сферы поэтому путь солнца в этот период называется «уттараяна» — северный путь. В ряде индийских источников в качестве синонима к термину
«уттараяна» употребляется «дэваяна» — путь богов. Эти представления восходят к значительно более раннему времени, до эпохи расцвета древнеиндийской математики и астрономии.
Более того, подобные сведения можно попытаться найти в древнейшем памятнике индийской литературы — собрании священных гимнов «Ригведы», составленном не позднее X в. дон. э. Следует, конечно, учитывать характер этого собрания религиозных текстов. Они имеют вполне конкретную цель — воздать хвалу богами призвать их на помощь, чтобы получить от них определенные блага богатство, здоровье, силу, защиту от врагов. Кроме того, смысл многих отрывков гимнов «Ригве­
ды» до сих пор остается не вполне понятным, ученые расходятся также в понимании ряда гимнов в целом. И мы не можем суверенностью утверждать, что когда в «Ригведе» говорится о завершении периода темноты и начале пути богов (дэваяна), те. светлого времени, или о приближении пути богов с появлением зари, то здесь речь идет именно о том пути богов, когда солнце не заходит в течение полугода.
Но те же понятия встречаются в последующей повремени ведийской литературе — Брахманах, Араньяках, Упанишадах, датируемых временем до середины I тысячелетия дон. эВ них мы находим более определенные сообщения день — это путь богов, ночь — путь предков когда солнце, поворачивая к северу, находится в северной сфере, оно среди богов, когда оно поворачивает к югу и находится в южной сфере, — среди предков путь богов (дэваяна), или северный путь (уттара- яна), начинается с весеннего равноденствия. И еще более конкретное указание год — это один день богов, состоящий из дня и ночи. Что понимается под такими определениями, видно из следующего отрывка Законов Ману»: У богов день и ночь — год, разделенный надвое день — период движения солнца к северу, ночь — период движения к югу. Законы
Ману» — свод этико-правовых норм, составленный во II в. дон. э. — I в. н. э их цель — тщательно регламентировать частную и общественную жизнь индийца. И тем не менее ив нем встречается это любопытное свидетельство.
Сходные сведения мы находим также в эпических поэмах, но здесь они составляют неотъемлемую часть легендарных повествований о героях, событиях, странах. Вот один из рассказов о сказочной стране на дальнем севере, где вступление во мрак и выход оттуда, восходи закат лучезарного солнца, изгнание тьмы те витязи созерцали, были день и ночь для них равны году. В этой стране, где оказались герои «Махабхараты», можно было видеть, как высоко восходит в небе Большая Медведица (Семеро божественных риши во главе с Васиш- тхой»1), как она вместе с другими созвездиями обходит круги вокруг укрепленной на небе Полярной звезды. А вот другой рассказ о той же таинственной стране. Здесь по полугодиям встает златокудрое солнце и остановившиеся воды принимают образы красивых украшений».
Итак, перед нами неслучайные и отрывочные сведения, а прочная и длительная традиция передачи определенного цикла представлений. Но нельзя не заметить, что для создателей священных текстов, для эпических сказителей в Индии эти представления уже не имели реальной основы. Они выступают перед нами прежде всего как элементы мифа и связаны с другими мифическими образами и сюжетами. Полярные Васиштха — великий мудрец-риши; его именем древние индийцы называли одну из главных звезд Большой Медведицы
деталй обычно приводятся в связи с повествованиями о богах, легендарных героях, их бессмертии.
Невольно возникает вопрос не вымышлены ли эти полярные представления также, как и боги, мифические персонажи, потусторонняя жизнь Есть ли критерий, который позволяет отделить в мифах фантастическое от реального, чисто сказочное от возможного Здесь перед нами встает интересная и сложная проблема, с которой так часто приходится сталкиваться исследователям, — проблема соотношения мифа идей ствительности, сказки и реальности.
Прежде чем перейти к содержанию мифа, необходимо обратиться к фактам истории. Наукой установлено, что в сложении современных индийских народов большую роль сыграли пришедшие некогда в Индию племена, называвшие себя ариями. Распространяясь по территории Северной Индии, они смешивались с местным населением и ассимилировали его. На их языках и диалектах были составлены ведийские гимны, «Махабхарата» и «Рамаяна», многие другие произведения индийской литературы. Языки и диалекты этих арийских племен легли в основу таких современных языков Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри Ланки, как хинди, урду, бенгали, сингальский, маратхи, гуджарати, синдхи и др.
Вместе с иранскими они образуют индоиранскую ветвь индоевропейской группы языков. Эта группа — одна из наиболее многочисленных языковых семей мира в нее входят славянские, германские, романские, латышский и литовский, древнегреческий и ряд других живых и мертвых языков. В этих языках и сейчас имеется много общих черт. Но еще более близкими были они в древности, когда племена, говорившие на индоевропейских языках, жили в непосредственном соседстве друг с другом, а по мнению некоторых ученых, составляли единую группу племен с единым языком.
Тесное родство индоевропейских языков было доказано еще впервой половине XIX в, когда закладывались основы блестящего направления лингвистической науки — сравнительного индоевропейского языкознания. Выработанная этой школой строгая научная методика позволила установить многие закономерности в развитии отдельных языков на различных этапах их истории, систему взаимоотношений друг с другом представителей обширной индоевропейской языковой семьи.
Пользуясь сравнительно-историческим методом, ученые, например, установили, как произносились те или иные до сих пор неизвестные слова в ряде мертвых или малоизвестных языков
Правильность этих теоретических выводов много раз непосредственно подтверждалась археологическими открытиями, дарившими науке новые тексты, где содержались эти самые слова. Сравнительно-исторический метод дал возможность открыть и понять исчезнувшие и давно забытые языки, такие, как язык хеттов, речь которых звучала во II тысячелетии дон. э. в Малой Азии и на котором они вели переписку и составляли договоры с египетскими фараонами тохарский язык сего текстами, открытыми в песках Центральной Азии «бактрий- ский» язык, памятники которого стали известны только в последние годы и на котором говорили в юго-восточных областях Средней Азии и Афганистане в эпоху Кушанской империи, объединившей вначале новой эры обширные территории Индии и Средней Азии.
Выводы сравнительно-исторической лингвистики о родстве и соотношении языков индоевропейских народов выдвинули целый ряд новых проблем древнейшей истории этих народов, их происхождения, хозяйственного уклада, социально-полити­
ческого строя, культуры. Центральное место занимает вопрос об области и времени совместного обитания индоевропейских народов, те. об их прародине. Без более или менее определенных выводов поэтому вопросу невозможно и окончательное решение как упомянутых, таки ряда других важных научных проблем. Ответа на поставленный вопрос ждут не только историки и лингвисты, но и археологи, прежде всего те, которые исследуют интереснейшие памятники ряда древних культурна территории Советского Союза, где формировались и распространялись многие индоевропейские народы.
Арийские племена, пришедшие в Индию, в языковом и культурном отношении были особенно близки к племенам иранской группы. Назаре своей истории и те и другие поклонялись одними тем же богам — доброжелательному к людям Митре, покровителю храбрых воинов могучему громовержцу Индре; они пели одинаковые священные гимны, хранили сходные мифы и легенды, слушали тождественные истории о своих любимых эпических героях на ритуальных церемониях и празднествах их жрецы приготовляли опьяняющую сому — священный напиток богов и бессмертных на легких боевых колесницах их лучшие воины поражали врагов на войне и устраивали ристания в мирное время.
Удивительно сходной была социальная структура этих племен — общественное деление на военную знать, жрецов, свободных общинников, получившее оформление и закрепление в аналогичных идеологических представлениях и правовых нормах. Каждая из названных групп соотносилась с определенным цветом (жрецы с белым, военная знать с красными т. д) и с одной из трех плоскостей космоса, на которые и индийцы, и иранцы подразделяли существующий мир, — с небом, пространством между небом и землей, землей. Сохранившиеся до нашего времени собрания священных гимнов — Веды индийцев и Авеста иранцев — очень близки между собой по языку, мифологическим образам, многим сюжетам.
И индийские, и иранские племена называли себя ариями, а свои страны — арийскими. Уместно отметить, что имевшее распространение в расистской литературе одиозное применение термина арии, арийцы в отношении всех индоевропейских народов не имеет под собой научной основы. Единственно обоснованным является его употребление для обозначения индоиранских племени народов, как они и называются в научной литературе. В качестве самоназвания слова арий, арии определенно встречаются лишь в индоиранских языках. Так называли себя творцы Веди индийских эпических сочинений, составители Авесты, авторы древнеперсидских надписей. От слова арии происходят названия различных индийских и иранских племени областей. Центральная часть Индии, долина священного Ганга, называлась в древности Арьяварта — страна ариев», того же происхождения современное название
«Иран».
Все указанные общие черты являются наследием той отдаленной эпохи, когда предки индийских и иранских племен жили рядом друг с другом, в пределах единой территории. Данный вывод — общепризнанное в науке положение, исходящее из исторической реальности индоиранского единства. Но где именно находилась прародина ариев — вопрос, остающийся до сих пор нерешенным, вызывающим оживленные дискуссии. Он непосредственно связан с более общей проблемой происхождения предков индоевропейских народов в целом но и ее решение пока может быть намечено лишь в самых общих чертах.
Сравнение данных различных индоевропейских языков дает возможность в какой-то мере воссоздать растительный и животный мир, климатические условия, ландшафт областей, где предки индоевропейских народов могли жить в период их совместного обитания. Эти материалы заставляют исключить как полярные и непосредственно примыкающие к ним области, таки жаркие районы Средиземноморья и Южной Азии. Следует учитывать также области распространения индоевропейских народов в исторический период — от кельтских племен Британских островов и Галлии до ариев Индии.
Но тем не менее подобные данные сравнительной лингвистики и археологии не позволяют точно решить, где располагалась первоначальная родина индоевропейцев. Ее ищут в Северной и Центральной Европе, на Балканах, в Северном Причерноморье, в южнорусских степях и далее к востоку — в Казахстане и Средней Азии. Каждая из таких теорий имеет своих ярых защитников, свои доводы и аргументы
Эпоха индоевропейской общности относится к глубочайшей древности. Позднее, после распада этого единства, различные группы индоевропейских племен расселились по значительно более обширным пространствам. И снова идут споры о том, когда и на каких территориях происходило формирование выделившихся из индоевропейской общности предков арийских народов. Прародину ариев также помещают в самых различных областях — от низовьев Дуная и Средней Европы до Алтая и границ Индии. Особенно популярна в науке теория среднеазиатского происхождения ариев. Ее многочисленные сторонники считают, что именно Средняя Азия была местом сложения арийских племен, их цивилизации, духовной культуры, эпоса. В индийской науке существует даже мнение о том, что Индия была самой ранней областью обитания ариев. Но этому явно противоречат многие данные, в том числе о распространении индоевропейских племен, из среды которых происходили и арии.
Не был родиной ариев и Иран. Еще во II тысячелетии дон. э. на его современной территории обитало население совершенно иной этнической принадлежности. Лишь позднее здесь появились племена, говорившие на иранских языках и диалектах и называвшие себя ариями. Однако откуда и какими путями пришли они в Иран, до сих пор остается недостаточно ясным.
В настоящее время к иранской группе народов принадлежат персы, таджики, курды, осетины и ряд других народов. Но еще обширнее была область распространения иранских племен в древности. Она охватывала территорию от Северного Причерноморья до Восточного Туркестана.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов
связь с админом