Главная страница

Неотложные состояния у детей. Неотложные состояния у детей медицинское информационное агентство неотложные состояния


Скачать 1,92 Mb.
НазваниеНеотложные состояния у детей медицинское информационное агентство неотложные состояния
АнкорНеотложные состояния у детей.doc
Дата28.11.2016
Размер1,92 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаNeotlozhnye_sostoyania_u_detey.doc
ТипКнига
#6614
страница1 из 15
Каталогid2180965

С этим файлом связано 6 файл(ов). Среди них: стенокардия отек легких окс.docx, Гипертонический криз, ОНМК.docx, аллергии шок пневмоторакс.docx, Neotlozhnye_sostoyania_u_detey.doc, Ivasenko_P_I_Miskevich_M_I_Savchenko_R_K_Pat.pdf, Retentsia_i_retsidivy.djvu, Zelenskiy_Mukhoramov_Detskaya_khrurgicheskaya_stomatologia_i_che.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

–––––––

НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ

МЕДИЦИНСКОЕ

ИНФОРМАЦИОННОЕ

АГЕНТСТВО

НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ


Медицинское информационное агентство

Москва

2010

УДК 616-083.98-053.3 ББК 51.1(2)23 Н52

Книга подготовлена авторским коллективом кафедры педиатрии факультета повышения квалификации и последипломной переподготовки специалистов Тю­менской государственной медицинской академии под общей редакцией зав. каф. педиатрии, д-ра мед. наук, проф. А.Д. Петрушиной.

Авторы: Петрушина Антонина Дмитриевна, Мальченко Любовь Александровна, Кретинина Лидия Николаевна, Ушакова Светлана Анатольевна, Иванова Елена Ефимовна, Кайб Ирина Давидовна, Балдащова Фанзия Рахимовна, Левитина Елена Владиславовна.

Рецензенты:

A. Ф. Виноградов д-р мед. наук, проф., зав. каф. педиатрии Тверской меди­
цинской академии;

B. Ф. Кулькина главный педиатр департамента здравоохранения Тюменской
области.

Н52 Неотложные состояния у детей / А. Д. Петрушина, Л. А. Маль-

ченко, Л. Н. Кретинина и др.; Под редакцией А. Д. Петрушиной. — М.: 000 «Медицинское информационное агентство», 2010. — 216 с: ил.

ISBN 5-89481-527-4

Представлены с современных позиций сведения по клинической диагнос­тике и объему неотложной терапии детям в условиях оказания экстренной помощи при наиболее распространенных в практике врача-педиатра патоло­гических синдромах и заболеваниях, а также при несчастных случаях; приве­дены современные положения первичной сердечно-легочной реанимации.

Для педиатров общей практики, оказывающих неотложную помощь в амбу­латорных и госпитальных условиях, а также врачей других специальностей, интернов и студентов педиатрических факультетов медицинских вузов.

УДК 616-083.98-053.3 ББК 51.1(2)23

УчителямиНаставникам посвящается

ISBN 5-89481-527-4 © Коллектив авторов, 2010

© Оформление. Медицинское информаци­онное агентство, 2010

Содержание

Список сокращений 7

Предисловие 8

Часть I. ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ

НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ 10

Диагностика и экстренная врачебная помощь

при угрожающих состояниях у детей 10

Ошибки при оказании неотложной помощи

и их предупреждение 12

Часть II. ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ

РЕАНИМАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ 15

Первичная и реанимационная помощь

при асфиксии новорожденных 15

Первичная сердечно-легочная реанимация у детей 30

Часть III. НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ

ПРИ ОСНОВНЫХ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СИНДРОМАХ

И ЗАБОЛЕВАНИЯХ У ДЕТЕЙ 36

Лихорадка 36

Судорожный синдром 39

Эпилептический приступ 40

Фебрильные судороги 42

Аффективно-респираторные судороги 44

Гипокальциемические судороги 45

Гипертензионно-гидроцефальный синдром 46

Отек мозга 49

Острые аллергические реакции 52

Отек Квинке 55

Крапивница 56

Синдром Лайелла 57

Обморок 58

Коллапс 61

Шок 64

Отек легких кардиогенный 67

Одышечно-цианотический приступ 71

Приступ пароксизмальной тахикардии 73

Синдром Морганьи-Эдамса-Стокса 77

Гипертонический криз 78

Патология дыхательной системы 82

Бронхообструктивный синдром 85

Приступ бронхиальной астмы 90

Острая осложненная пневмония 99

Синдром внутриплеврального напряжения 108

Комы 110

Диабетические комы 114

Кома гипергликемическая кетоацидотическая 114

Гиперосмолярная некетоацидотическая кома 118

Гиперлактатацидемическая (молочнокислая) кома 119

Гипогликемическая кома 120

Острая надпочечниковая недостаточность 123

Острая почечная недостаточность 126

Геморрагический синдром 132

Носовое кровотечение 133

Желудочно-кишечное кровотечение 135

Геморрагический синдром при гемофилии 136

Геморрагический синдром при идиопатической

тромбоцитопенической пурпуре 140

Менингококцемия 143

Кишечный токсикоз с эксикозом 147

Часть IV. НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ

ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ У ДЕТЕЙ 155

Отравления 155

Особенности клиники и неотложной помощи

при отдельных отравлениях у детей 168

Отравление алкоголем и его суррогатами 168

Отравление барбитуратами 169

Отравление наркотическими анальгетиками 170

Отравление бензином, керосином, скипидаром.. 173

Отравление ядовитыми грибами 178

(бледная поганка, мухомор, сморчки, строчки) 178

Тепловой и солнечный удары 181

Ожоги термические 183

Отморожение 186

Электротравма 187

Поражение молнией 189

Утопление 190

Укусы пчел, ос, шмелей 192

Укусы клещей 193

Укусы собак 193

Укусы змей 194

Остановка наружных кровотечений 196

Транспортная иммобилизация при переломах 197

ПРИЛОЖЕНИЯ 200

ЛИТЕРАТУРА 212

Список сокращений

АД артериальное давление

БА бронхиальная астма

БОС бронхообструктивный синдром

ДВС диссеминированное внутрисосудистое свертывание

ДН дыхательная недостаточность

ИВЛ искусственная вентиляция легких

ИТП идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура

КОС кислотно-основное состояние

ОРВИ острая респираторная вирусная инфекция

ОПН острая почечная недостаточность

ОЦК объем циркулирующей крови

ПСВ пиковая скорость выдоха

РДСВ респираторный дистресс синдром по взрослому типу

ФОСС фосфорорганические соединения

ЦВД центральное венозное давление

ЦНС центральная нервная система

ЧСС частота сердечных сокращений

ЧДД частота дыхательных движений

ЭКГ электрокардиограмма

Предисловие

Будет преувеличением утверждать, что проблема неотложных состояний у детей занимает одно из центральных мест сре­ди всех разделов клинической педиатрии. Развитие угрожающих жизни состояний в детском возрасте обусловлено многими факто­рами, в том числе анатомо-физиологическими особенностями, не­совершенством нейрогуморальной регуляции функций организма, а также отягощенным преморбидным фоном. Все это способствует формированию у ребенка «напряженного гомеостаза» и приводит к быстрому срыву адаптационно-компенсаторных возможностей при воздействии неблагоприятных факторов.

Каждый врач-педиатр должен владеть основательными знаниями и умениями, касающимися оказания неотложной помощи ребенку при критических состояниях, тяжелых заболеваниях и несчастных случаях. Успех в оказании экстренной помощи во многом зависит от правильной диагностики и выбора необходимых лечебных мероп­риятий. При этом от врача требуется решительность, оперативность и умение организовать необходимую помощь, чтобы ликвидировать угрожающее состояние.

Методы оказания неотложной помощи детям постоянно совер­шенствуются с учетом новейших достижений в медицинской науке вообще и педиатрии в частности. Предлагаемая вашему вниманию монография, в первую очередь, преследует цель — дать с современ­ных позиций четкое определение различных неотложных состояний у детей, критерии клинической диагностики и, самое главное, алгоритм действий врача по оказанию экстренной помощи, позволяющей ста­билизировать состояние больных и пострадавших. Пытаясь следовать завету Сократа «знать не многое, а нужное», мы включили в книгу лишь наиболее значимые сведения, необходимые для диагностики и лечения неотложных состояний у детей. В большинстве рассматрива­емых клинических ситуаций для удобства использования приводятся разовые дозы лекарственных препаратов, в ряде случаев выделены

суточные дозы. При этом приведенные рекомендации не являются единственно возможными или стандартными методами лечения в описанных ситуациях. Выбор лечения в каждом конкретном случае должен основываться на клиническом подходе и быть направлен на больного, а не только на болезнь, синдром или симптом.

При подготовке монографии были использованы материалы пос­ледних научных и научно-практических конгрессов, конференций и симпозиумов, в которых нашли отражение современные подходы к диагностике и лечению неотложных состояний у детей. Авторы руководствовались опытом преподавания актуальных вопросов не­отложной педиатрии, накопленным на кафедре педиатрии факульте­та повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Тюменской медицинской академии, а также личным опытом клинической работы в практическом здравоохранении г. Тюмени и Тюменской области.

Монография справочного типа рассчитана на врачей-педиатров, а также врачей общей практики, семейных врачей и других специ­алистов, оказывающих лечебную помощь детям в амбулаторных и госпитальных условиях. Издание не претендует на исчерпывающее изложение всех неотложных состояний, встречающихся в педиатрии. Мы надеемся, что наш труд будет полезен в повседневной работе практического врача, и примем с благодарностью все пожелания и критические замечания.

Авторы выражают искреннюю благодарность и признательность директору Департамента здравоохранения администрации Тюменс­кой области А. А. Гонцову, коллегам-врачам и директору Издатель­ского центра Н. В. Ермакову за поддержку и помощь в подготовке и издании книги.

Авторы


ЧАСТЬ I

ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

Диагностика и экстренная врачебная помощь при угрожающих состояниях у детей

Угрожающеесостояние этосостояние, прикотором существуетдекомпенсацияжизненноважныхфункций организмаребенка (дыхания, кровообращения, нервной системы) илиестьопасностьеевозникновения.

Оказанием помощи при угрожающих состояниях занимаются врачи догоспитального этапа (поликлиники, скорой помощи) и дежурный медицинский персонал приемных отделений стациона­ров. Перед врачом-педиатром, оказывающим первую медицинскую помощь, стоят следующие основные задачи:

  1. Диагностика угрожающего состояния.

  2. Оказание неотложной помощи, позволяющей стабилизировать состояние ребенка.

  3. Принятие тактического решения о необходимости и месте гос­питализации.

Диагностика угрожающих состояний у детей сводится к выяв­лению прогностически более неблагоприятных симптомов, объеди­нению их в патологические синдромы, оценке их степени тяжести, решению вопросов об экстренности лечебно-тактических меропри­ятий. Чем тяжелее угрожающее состояние, тем более экстренная медицинская помощь нужна больному.

Анамнез заболевания в экстренной ситуации собирать очень трудно ввиду ограниченности во времени. В первую очередь выясняют те све­дения, которые позволяют определить причину угрожающего состояния, остроту ситуации и факторы, влияющие на прогноз. Из анамнеза важно

10

получить ответ на вопросы: какие обстоятельства предшествовали его началу; в чем первоначально проявилось ухудшение состояния ребен­ка; сколько времени прошло с этого момента? Чем больше времени прошло с момента ухудшения состояния, тем неблагоприятнее прогноз и тем интенсивнее должны быть лечебные мероприятия.

В анамнезе жизни необходимо выяснить наличие отягощающих факторов: осложненное течение беременности и родов у матери, энцефалопатия, сопутствующие заболевания сердца и почек, ле­карственная аллергия, реакции на прививки и др. Обязателен учет социального статуса семьи.

Физикальное обследование детей в экстренной ситуации долж­но быть направлено на поиск признаков угрожающих состояний. Первоначально выявляют признаки декомпенсации дыхания, крово­обращения и степень угнетения ЦНС.

О неадекватности дыхания свидетельствуют его отсутствие, бра-дипное или патологические типы дыхания. Центральную гемодинами­ку отражает характеристика пульса при пальпации и непосредствен­ное измерение АД. Пульс на лучевой артерии исчезает при АД ниже 5060 мм рт. ст., на сонной артерии ниже 30 мм рт. ст. Чем больше выражена гипоксия, тем с большей вероятностью тахикардия сме­няется брадикардией, аритмией. Может оказаться полезным расчет «шокового индекса» соотношение частоты пульса и уровня систо­лического АД. У детей до 5 лет о шоке свидетельствует индекс более 1,5, у детей старше 5 лет более 1. На нарушение периферического кровотока указывают такие прогностически неблагоприятные призна­ки, как «мраморность» кожных покровов, цианоз и «гипостазы».

У детей старше года определение степени утраты сознания тру­да не представляет. При осмотре грудного ребенка ориентиры для оценки сознания реакции сосредоточения на звуковые, зритель­ные раздражители и эмоциональный ответ на положительные и от­рицательные воздействия (мать, рожок с молоком, пошлепывание по щекам и др.). При утрате сознания обращают внимание на ширину зрачков и наличие реакции их на свет. Широкие, не реагирующие на свет зрачки без тенденции к сужению, один из симптомов глубо­кого угнетения ЦНС. Если сознание сохранено, обращают внимание насколько ребенок возбужден или заторможен. При судорогах учи-

11

тывают их сочетание с расстройствами дыхания, состоянием мышеч­ного тонуса (гипертония или гипотония) и характером судорожного синдрома (преобладание клонического или тонического компонен­та). Отсутствие мышечного тонуса и тонический компонент судорог чаще всего свидетельствуют о стволовых расстройствах.

После первичной оценки состояния дыхания, кровообращения, нервной системы и оказания, при необходимости, реанимационного пособия следует детально осмотреть ребенка по органам и системам, при этом больной должен быть полностью раздет. Чем тяжелее состо­яние ребенка, тем больше необходимость первоочередного осмотра места (области) повреждения (заболевания). Физикальное обсле­дование должно завершиться выявлением ведущего патологическо­го синдрома и/или постановкой нозологического диагноза. Тяжесть угрожающего состояния диктует необходимость принятия экстренных лечебно-тактических решений, а тяжесть ведущего патологического синдрома содержание мероприятий первой помощи.

Основная цель неотложной терапии на догоспитальном этапе и при поступлении ребенка в стационар оказать минимально достаточный объем помощи, то есть те мероприятия, без которых жизнь больных и пострадавших остается под угрозой, при примене­нии лекарственных средств в неотложных случаях важно выбрать оптимальный путь их введения, который зависит как от свойств на­значаемых препаратов, так и от состояния больного.

Ошибки при оказании неотложной помощи и их предупреждение

Кошибкойприоказаниинеотложнойпомощиотносят­сянеправильныедействияилибездействиемедперсо­нала, которыевызвалиилимогливызватьухудшение состоянияилисмертьбольного.

Условно ошибки можно разделить на диагностические, лечебные, тактические и деонтологические. Диагностические ошибки проявля­ются в том, что основное и сопутствующее заболевания, а также их осложнения установлены неверно или неполно. В неотложной пе-

диатрии диагностические ошибки могут быть обусловлены тяжестью состояния ребенка, необычным течением обычного заболевания, отсутствием условий, а главное времени для обследования, ди­намического наблюдения и консультаций специалистов.

К неправильному диагнозу могут привести следующие факторы.

  1. Незнание.

  2. Недостаточное обследование вследствие:




  • недостаточных возможностей;

  • недостатка времени;

  • плохой техники.

3. Ошибки в суждении вследствие:

  • нетипичного течения заболевания;

  • сложившихся стереотипов;

  • установки на безошибочность своего диагноза;

  • предвзятости мнения;

  • самолюбия и тщеславия;

  • нелогичности выводов;

  • нерешительности характера;

  • стремления ставить особо «интересные» диагнозы;

  • стремления не выходить за рамки «избитых» диагнозов и др.

Ошибки в проведении неотложного лечения проявляются в том, что:

не назначены лекарственные препараты и лечебные ма­
нипуляции, которые показаны;

  • показанные лекарственные средства или лечебные ма­нипуляции применены неверно (несвоевременно, непра­вильные доза, способ, скорость, кратность введения либо техника исполнения);

  • назначены противопоказанные лекарственные препараты или лечебные манипуляции;

  • использованы нерациональные сочетания лекарственных средств или лечебных манипуляций и др.

Основные причины ошибок в неотложном лечении субъектив­ные. Определенное значение может иметь отсутствие необходимых лекарственных средств, растворов, аппаратов или инструментов. Самыми частыми ошибками в неотложном лечении являются: на-

12 13

значение лекарственных препаратов или лечебных манипуляций без достаточных показаний, полипрагмазия, использование пресловутых лекарственных «коктейлей», чрезмерно быстрое внутривенное вли­вание сильнодействующих препаратов.

Тактические ошибки при оказании неотложной помощи это ошибки определения преемственности лечения, т. е. несвоевремен­ная или неправильная передача больного специалистам на месте оказания Помощи или при госпитализации. Тактические ошибки обычно вытекают из диагностических и приводят к лечебным.

Деонтологические ошибки заключаются в неумении врача найти контакт с больным ребенком, его родителями и близкими, недооцен­ке значение психотерапевтических методов лечения при оказании неотложной помощи. Деонтологические ошибки остаются одной из основных причин претензий к качеству медицинской помощи.

С целью предупреждения ошибок, каждый раз оказывая неот­ложную помощь следует учитывать:

- тяжесть достояния больного;

— вероятное возникновения опасных для жизни осложнений;

основное и сопутствующее заболевания и их осложнения;
непосредственную причину
и механизм возникновения неот­ложного стояния;

возраст больного ребенка;

предшествующее лечение и реакцию на лекарственные препараты в прошлом.

Чтобы не повторить одни и те же оши6ки, важно проводить анализ случаев оказания неотложной помощи, по возможности отслеживать отдаленные результаты лечения. Гиппократ утверждал: «Если мы будем требовательны I* се^е'то не только успехи, но и ошибки станут источ­ником знаний». 0дним из методов предупреждения диагностических и лечебных ошибок в условиях жесткого дефицита времени является ра­зумное использование алгоритмов оказания помощи и схем лечения, таблиц по дифференциальной диагностике. Однако их применение ограничено ввиду многообразия клинических проявлений заболева­ния и реакции организма больного ребенка на проводимую терапию. Поэтому в экстренных случаях лечение должно основываться на кли­ническом подходе и быть направлено на больного, а не только на болезнь, синдром или симптом.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов
связь с админом