Главная страница
qrcode

Новосибирский государственный медицинский университет


НазваниеНовосибирский государственный медицинский университет
Дата01.12.2019
Размер0,76 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаdbdc80b3_up_bj_t1_19.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПротокол
#81558
страница1 из 13
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
« Новосибирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации»
(ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)
Кафедра нормальной физиологии и основ безопасности жизнедеятельности
«Утверждаю»
Зав. кафедрой НФ и БЖ д.м.н. Ставский Е.А.
«_29__» ___08___ 2019 г.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для обучающихся лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического, медико-профилактического факультетов, факультета социальной работы, клинической психологии и менеджмента.
Дисциплина: «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ТЕМА № 1
«Методологические и правовые основы
безопасности жизнедеятельности человека.
Безопасность жизнедеятельности в медицинских организациях»
Обсуждено на заседании кафедры НФ и БЖ НГМУ
« 29» 08 2019г.
Протокол № 1 г. Новосибирск

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................................................3 1. Основные понятия, термины и определения безопасности жизнедеятельности человека…3 2. Основы безопасности жизнедеятельности человека………………………………………….9 3. Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской
Федерации………………………………………………………………………………………12 4. Безопасность медицинского труда……………………………………………………………16 5. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников……………………….18 6. Система охраны труда и техники безопасности в медицинских организациях…………...28
7. Основные подходы, способы и средства обеспечения безопасности в медицинской организации.
Льготы и компенсации работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда…………………………………………………………………………………………….37 8. Особенности обеспечения пожарной, радиационной, химической, биологической и психологической безопасности персонала…………………………………………………....39 9. Требования безопасности при работе в структурных подразделениях медицинских организаций……………………………………………………………………………………..46 10. Безопасность медицинских услуг. Характеристика угроз жизни и здоровью пациентов при оказании медицинских услуг…………………………………………………………………..60 11. Формы проявления угроз безопасности пациентов в медицинских организациях………....61 12. Система обеспечения безопасности пациентов в медицинских организациях……………..63
Заключение....................................................................................................................................68
Список литературы......................................................................................................................72

3
Введение
Учебное пособие раскрывает методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека, а также основные понятия и организацию обеспечения безопасности жизнедеятельности медицинского персонала и пациентов.
Культура безопасности жизнедеятельности, как уровень развития человека и общества в обеспечении безопасности в повседневной жизни и в условиях чрезвычайных ситуаций, находится в центре внимания представителей естественных и социальных наук. Одним из направлений ее совершенствования является внедрение в систему общего и профессионального образования мировоззрения, способов, средств и форм взаимодействия людей с окружающей средой, необходимых для жизни, производственной деятельности, социального взаимодействия, духовного и физического развития.
Возникнув в период интенсификации научно-технического прогресса, техническая проблема безопасности в системах «человек-машина» в настоящее время вышла за пределы техносферы и приобрела экологический характер. В связи с тем, что человек является одновременно и виновником, и мишенью экологического неблагополучия, введение в современное медицинское образование предмета «Безопасность жизнедеятельности» приобретает особое методологическое значение при подготовке медицинского персонала и будущих врачей.
1. Основные понятия, термины и определения безопасности жизнедеятельности человека
В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, непрерывно преобразовывал естественную среду обитания и прежде всего биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.
Техносфера - регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.
Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, поселками, сельскими населенными пунктами, промышленными зонами и предприятиями. К техносферным относятся условия пребывания людей на объектах экономики, на транспорте, в быту, на территориях городов и поселков.
Человек находится в теснейшей связи с техносферой. Эта связь проявляется в процессах жизнеобеспечения человека в быту, общественной и культурной жизни, учебе, спорте и, конечно, в труде.
В настоящее время под «жизнедеятельностью», как правило, понимают совокупность процессов, протекающих в любом организме и составляющих сущность проявления жизни.
Сущность жизни заключается в эволюции специфического порядка обмена веществ посредством матричного синтеза структуры. Обмен веществом является непременным условием поддержания и воспроизведения структуры. Структура, в свою очередь, является непременным условием для осуществления обмена веществ и поддержания его специфичности. Жизнь прекращается с разрушением структуры, специфической для каждого вида организма. Жизнь изменяется с изменением структуры.
Специфичность структуры и обмена веществ обусловливается и поддерживается информацией, содержащейся в размножающихся матричным путем генетических программах. Эволюционные и случайные изменения организма происходят в процессе обмена веществом и энергией с окружающей средой. По своей сути жизнедеятельность представляет собой процесс взаимодействия факторов внутренней среды организма с внешней, окружающей средой.
К наиболее известным проявлениям деятельности большинства биологических систем, как правило, относят: межклеточную коммуникацию; клеточное распознавание; физиологические процессы клетки; развитие; биологическое размножение; взаимодействие между организмами и другие процессы.
В отличие от других организмов, проявления жизнедеятельности человека более многочисленны. Их обстоятельное научное познание возможно лишь при четкой систематизации знаний на основе использования метода классификации по тем или иным критериям. Вместе с тем, право на существование имеют и иные точки зрения. Например, с позиции

4 социологических наук «явление жизнедеятельности человека» представляет собой основанную на материальном производстве и осуществляющуюся в системе общественных отношений, совокупность процессов сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития.
Специалисты в области создания сложных технических систем, применяя для познания жизнедеятельности человека метод моделирования, рассматривают ее в качестве процесса. По их мнению, «модель процесса деятельности состоит из двух элементов: человека и среды, имеющих прямые связи – воздействие человека на среду, и обратные, обусловленные всеобщим законом реактивности материального мира». При этом, система «человек – среда» имеет двухцелевую направленность: достижение определенного эффекта (все виды человеческой активности: работа, отдых, быт, занятия спортом и т.д.) и исключение нежелательных последствий (ущерб здоровью и жизни человека, пожара, аварии, катастрофы и т.п.).
С позиции медицинской науки целесообразно рассматривать организм человека как
открытую саморегулирующуюся многофункциональную суперсистему, а его жизнедеятельность
– как совокупность процессов, обеспечивающих осуществление функций поддержания жизни, то
есть - жизненно важных функций.
Согласно теории функциональных систем академика П.К. Анохина осуществление каждой функции обеспечивается временной или постоянной специфической системой различных процессов и структур. Например, для осуществления поворота головы временно создается функциональная система, включающая в себя: головной и спинной мозг, двигательные нервы, костно-мышечный аппарат шеи, а также системы, постоянно обеспечивающие обмен веществ в организме. Одной из постоянных систем является функциональная система, поддерживающая оптимальный для обмена веществ уровень углекислого газа и кислорода и для этого объединяющая органы дыхания, сердце, аппарат кровообращения и кровь, органы пищеварения и выделения, железы внутренней секреции и т.д.
В зависимости от целевой установки организма его функции могут быть основными и вспомогательными. Например, в общебиологическом аспекте основной функцией организма является репродуктивная функция, обеспечивающая воспроизводство себе подобных, а вспомогательной – функция выживания в реально существующих условиях.
Функция выживания, в свою очередь, интегрирует множество процессов и явлений, обеспечивающих максимальную продолжительность существования конкретного организма, продолжительность его жизни. В рамках этой интегральной функции можно выделить две группы вспомогательных функций: функции потребления и функции защиты.
Интегральная функция потребления включают в себя функции обеспечения организма питательными веществами, водой, кислородом, энергией, информацией и т.п.
Интегральную функцию защиты представляют функции реагирования или распознавания опасности и функции реакции или устранения вредного воздействия.
Распознавание опасности осуществляется организмом человека посредством предвидения
(прогнозирования), функционирования органов чувств, интерорецепторов, иммунной системы и других функциональных систем.
Функция защитной реакции организма представлена группами функций по выделению, обезвреживанию и удалению опасных объектов (факторов, компонентов, элементов, субстратов и т.п.).
В ходе эволюции репродуктивной функции и функции выживания у человека сформировались системы активной осознанной деятельности, т.е. функциональные системы по выполнению физической и психической работы. Работоспособность и ее продолжительность приобретают особое общественное значение при рассмотрении человека в социальном аспекте, когда его организм используется в качестве орудия выполнения политических, экономических и других задач.
Продолжительность трудоспособности, как и жизни вообще, зависит от выживаемости индивидуума, являясь в определенной степени результатом интегральной функции выживаемости.
Общеизвестно, что эффективность социально значимых функциональных систем обеспечения репродуктивности, работоспособности и выживаемости человека во многом зависит от эмоционального состояния организма, основу которого составляет эмоциональная реактивность –

5 способность организма отвечать на изменения окружающей и внутренней сред возникновением эмоций.
Таким образом, жизнь человека, как биологического и общественного существа, проявляется, в основном, репродуктивностью, выживаемостью, работоспособностью и эмоциональной реактивностью, а под «жизнедеятельностью человека» следует понимать не только совокупность процессов, протекающих в его организме, но и процессов, осуществляемых человеком в окружающей среде с целью удовлетворения своих биологических и социальных потребностей.
Понятие «окружающая и природная среда», их основные компоненты
Согласно Федеральному закону «О защите окружающей среды» под термином «окружающая среда» следует понимать совокупность компонентов природной среды, природных, природно- антропогенных объектов и антропогенных объектов.
В свою очередь, природная среда (природа) является совокупностью компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
Компонентами природной среды называют землю, недра, почву, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Природными объектами называют естественные экологические системы, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Природно-антропогенный объект – это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.
По отношению к природе и антропогенным объектам окружающая среда может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятной называют окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов. Неблагоприятной окружающая среда становится при ее изменении, например, при загрязнении.
Под загрязнением понимают поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на ее компоненты и объекты. Загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ нормативы, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Окружающая человека среда, то есть среда, в которой он осуществляет свою жизнедеятельность, называется средой обитания. Согласно школьным основам безопасности жизнедеятельности, среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
Как и окружающая среда, среда обитания человека может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятной называют такую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Среду обитания и ее факторы с негативным действием принято называть неблагоприятной.
Человек, осуществляя свою жизнедеятельность, не только зависит от среды обитания, но и воздействует на нее, также оказывая благоприятное или неблагоприятное воздействие. Поэтому отношения человека с окружающей средой следует рассматривать в аспекте взаимности.
При более детальном анализе отношений организма с окружающей его средой выявляются и более сложные причинно-следственные связи, например, их взаимодействия могут быть жизненно необходимыми, полезными, индифферентными, вредными и даже опасными для обеих сторон.
В современном русском языке словом «опасность» обозначается возможность угрозы чего- нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.

6
Наиболее широко распространено определение «опасности», как возможности возникновения явлений или процессов, способных губить людей, наносить им материальный ущерб, разрушительно действовать на среду обитания.
В сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности человека опасность – это потенциальное свойство окружающей среды, ее отдельных элементов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности. Опасностью обладают все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.
В технической литературе, посвященной проблемам выживания человека в техносфере, под опасностью понимают «явление, процесс или объект, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека». При этом очевидно отождествление понятий «опасность» и «фактор».
Более того, в системе безопасности труда и управления охраной труда, под термином «опасность» понимают «фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, а также – источник, ситуацию или действие, которые потенциально могут нанести вред человеку или привести к ухудшению здоровья или сочетание перечисленного».
Опасность, благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на жизнеобеспечение
человека.
В медицинской среде принято употребление термина «опасность», как возможности причинения вреда организму – заболевания, травмы, ухудшения течения болезни или другого нарушения здоровья, а также как возможности смерти. Наиболее часто встречающиеся словосочетания: «опасность заболевания», «опасность осложнения», «опасность травмы»,
«опасность смерти» и т.д.
В области охраны труда, а также в профилактической медицине, неблагоприятное воздействие производственной среды характеризуют как вредное и опасное. Согласно российскому трудовому законодательству: вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
При неблагоприятном (вредном или опасном) для организма человека взаимодействии с окружающей средой происходит ограничение или утрата тех или иных функций организма – человек теряет работоспособность или заболевает. Такая ситуация называется патогенной, т.е. приводящей к болезненным (патологическим) состояниям. Патологической ситуации, как правило, предшествует угроза или риск ее возникновения.
Понятие, заимствованного из французского языка слова «риск», означающего «действие наудачу, в надежде на счастливый исход», в современном русском языке трансформировалось в
«возможную опасность», а в профессиональном техническом – в «вероятность проявления опасности с учетом возможных размеров вреда».
Специалисты в области создания технических систем различают и изучают индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый и другие виды риска.
Предотвратимые факторы риска и заболеваний, их перечень и классификация
В российском здравоохранении термин «риск» также получил применение: «риск для здоровья» – вероятность развития патологического эффекта у человека или группы людей, подвергшихся определенному неблагоприятному воздействию.
Наиболее широко применяют словосочетание «фактор риска». Фактором риска обычно называют фактор любой природы, который при определенных условиях может провоцировать или увеличивать риск развития нарушений здоровья. Например, по данным мировой статистики
Всемирной организации здравоохранении за 2010 г. предотвратимыми факторами риска смерти и заболевания признаны:
- непригодная для питья вода и отсутствие средств санитарии;
- использование твердых видов топлива в домохозяйствах;
- низкая масса тела при рождении;

7
- неправильная практика кормления детей раннего возраста;
- недостаточное питание детей;
- избыточный вес или ожирение;
- чрезмерное употребление алкоголя;
- употребление табака;
- небезопасный секс.
В Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. записано, что в России «существуют четыре основные фактора риска: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя, вклад которых в структуре общей смертности составляет 87,5%».
Основными внешними факторами риска смерти в России также являются чрезмерное потребление крепких алкогольных напитков, дорожно-транспортные происшествия и самоубийства.
К факторам риска возникновения и развития гипертонической болезни относят: наследственную предрасположенность, курение, гиподинамию, ожирение, пьянство, стресс, пожилой возраст и другие факторы.
Так как явление опасности окружающей среды для жизнедеятельности человека рассматривается учеными с различных позиций, то и опубликованные классификации факторов, оказывающих воздействие на организм, отличаются разнообразием и противоречивостью.
До формирования современного учения об окружающей среде в качестве основных факторов влияния на заболеваемость и смертность нередко рассматривали, а социологи и клиницисты продолжают рассматривать демографические и социальные факторы. Демографическими факторами обычно называют возраст, расу и национальность, пол, сексуальную ориентацию, место проживания.
К социальным, как правило, относят: социально-экономическое положение, культуру и воспитание, религиозные убеждения, жизненные события, социальную мобильность, социальные связи и т.п.
В научно-популярной литературе вредные факторы нередко разделяют на бытовые, производственные и экологические.
Приведенные классификации факторов, влияющих на здоровье человека, разработаны в процессе практической медицинской деятельности и, безусловно, имеют право на существование.
Вместе с тем, они лишь отчасти отражают причинно-следственные связи патологических процессов и не в полной мере отражают опасности и угрозы повседневной жизнедеятельности человека.
С позиций обеспечения жизнедеятельности человека главным критерием в распределении факторов должен быть результат влияния.
По влиянию на здоровье человека все факторы окружающей среды целесообразно распределять на 5 групп: жизненно необходимые, полезные, индифферентные, вредные и опасные.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов


связь с админом