Главная страница

О методике проведения слуховых и зрительных диктантов


Скачать 0,49 Mb.
НазваниеО методике проведения слуховых и зрительных диктантов
АнкорO_metodike_provedenia_slukhovykh_i_zritelnykh_diktantov.doc
Дата12.04.2019
Размер0,49 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаO_metodike_provedenia_slukhovykh_i_zritelnykh_diktantov.doc
ТипДокументы
#61739
страница1 из 7
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7

О МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ

СЛУХОВЫХ И ЗРИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ
Проведение слуховых и зрительных диктан­тов необходимо для поэтапного увеличения объе­ма запоминаемого материала и развития точности памяти.

Методика проведения зрительных диктантов.
Цель данного вида работ — развивать точность зрительного восприятия. Зрительные диктанты так­же направлены на тренировку внимания, активи­зацию мышления и способствуют осознанному за­поминанию правильного написания.
Текст для диктанта пишется на доске заранее. По усмотрению учителя берутся 1, 2, 3 предложе­ния. Для лучшего восприятия текста учащимися каждое предложение начинается с новой строки. По ходу работы запись закрывается, но не стирает­ся, так как она понадобится учащимся для само­контроля и анализа.

Алгоритм проведения зрительного диктанта.

Даётся установка на зрительное запоминание первого предложения. (Запись предлагается для восприятия из расчета 1 секунда на 1 слово.)

Учащиеся закрывают глаза и представляют предложение зрительно. (Этот момент очень ва­жен, т. к. в первые секунды увиденное воспро­изводится в памяти максимально точно.)

Предложение записывается в тетрадь по памя­ти.

То же со вторым предложением и т. д.

Проверка под руководством учителя.


Зрительные диктанты проводятся ежедневно и параллельно со слуховыми диктантами. На уроке зрительный диктант предшествует слуховому. Зри­тельные и слуховые диктанты должны быть разра­ботаны поурочно, их содержание тесно связано с проходимыми программными темами и словарной работой.


Методика проведения слуховых диктантов.

Цель данного вида работ:

развивать слуховое восприятие и память;

учить умению распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать её соответ­ствующей буквой путём соотнесения речи звучащей и письменной, а также с помощью решения орфографических задач;

направлять учащихся на увеличение объё­ма их слуховой памяти от месяца к месяцу. В начале каждого месяца ребятам даётся уста­новка на запоминание и написание предложений с определённым объёмом (количеством слов). Объём предложений может быть увеличен в зависимости от реальных достижений каждого ученика и клас­са в целом.


Вот приблизительный объём предложений:


сентябрь

— из 4—5 слов

октябрь

— из 5 слов;

ноябрь

— из 5—6 слов;

декабрь

— из 6 слов;

январь

— из 6—7 слов

февраль

— из 7 слов;

март

— из 7 слов;

апрель

— из 7—8 слов;

май

— из 7—8 слов.



Алгоритм проведения слухового диктанта.

Даётся установка на запоминание первого предложения с одного раза. Учитель читает предложение, чётко проговаривая незнако­мые орфограммы. Их должно быть в пред­ложении не более двух (во избежание пере­грузки запоминания). Остальное произносит­ся в соответствии с орфоэпической нормой.

Учащиеся сразу же повторяют предложение про себя. (Как и в случаях со зрительным запоминанием, именно первые мгновения обеспечивают предельную точность запечатления.) При повторении про себя ребята дол­жны приучиться копировать не только по­рядок слов в предложении, но и интонацию, и чёткий выговор учителем отдельных слов — это развивает, помимо объёма, ещё и качество слуховой памяти.

Учащиеся записывают предложение в тет­радь по памяти.

То же самое со вторым предложением и т. д.

Проверка под руководством учителя.

Алгоритм проведения списывания

(по П.С. Жедек)


Прочитай предложение, чтобы понять и за­помнить его.

Повтори предложение, не глядя в текст, что­бы проверить, запомнил ли ты его.

Выдели орфограммы в тексте.

Прочитай предложение орфографически, проговори так, как будешь писать его во время записи.

Повтори предложение орфографически.

Пиши, диктуя себе орфографически.

Проверь себя. Читай то, что написал в тет­ради, подчеркивая орфограммы в написан­ном и сверяя их в написании.

Тематические разноуровневые самостоятельные, контрольные и тестовые работы по русскому языку.

1 класс.

ТЕМА: Предложение. Слово
Самостоятельная работа № 1

1. Списать текст, в конце предложений ставить нуж­ные знаки.

Пришла зима выпал снег белочка насушила грибов медведь спит в берлоге.

2. Добавить слоги до слов. Записать получившиеся слова:

Са.., вол.., сли.., ко.. .
Самостоятельная работа № 2

1.

1. Выписать слова, к которым подходят схемы (схе­мы записаны на доске): зонт, сова, пила, лист, дом, кино, дупло.

2. Выписать слова, отвечающие на вопрос кто?
Ребята, лес, грибы, ёж, цветы, соловьи, стол, дятел.

2.

1. Выписать слова, к которым подходят схемы (схе­мы записаны на доске): мост, рука, белка, вишня, лук, рыба, книга.

2. Выписать слова, отвечающие на вопрос что?
Краски, лента, лось, кот, стул, мальчик, лам­па, учитель.

3.

1. Выписать слова, к которым подходят схемы (схе­мы записаны на доске): доска, школа, дети, пенал, пила, астра, гуси.

2. Выписать слова, отвечающие на вопрос кто? в левый столбик,

а на вопрос что? — в правый стол­бик:

Девочка, класс, карандаш, дежурный, пенал, тетрадь, ученик, экран, учитель, портфель, ре­бята.

ТЕМА: Предложение. Слово

Проверочное списывание

Списать, подчеркнуть изученные орфограммы.
1. В САДУ

У дома садик. Даша и Лена рвали сливы. Три сливы упали в траву.
2. КРОЛИКИ

У Алёши и Димы были кролики. Всё лето маль­чики ухаживали за ними. Они чистили клетки, носили корм.
3. КОТ

На крыльце сидит пушистый кот. Тёплые лучи согрели котика. Он заснул. Во сне он видит мыш­ку.
4. ИГРУШКИ

Мы делали игрушки. Серёжа лепит мышку. Коля лепит кота. Андрей и Оля лепят деда и бабу.
5*.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла крылом.
ТЕМА: Предложение. Слово
Диктанты
1. Мальчики

Все дети любят рисовать. Оля принесла крас­ки. Даша взяла кисти. Она налила в банку воду. Мама дала бумагу. Девочки стали красить цветы. Какие яркие цветы! (26 сл.)
2. Игра

Дети были дома. Они играли в школу. Катя учила ребят. У Пети была азбука. Он читал слова. Маша писала буквы. Саша читал стихи. (24 сл.)
3. На лугу

Марина была на лугу. Кругом высокая трава. На белую кашку сел шмель. Он грозно гудел. Де­вочка не испугалась его. (21 сл.)
4. Тайна

Я иду по лесу. В лесу много тайн и чудес. Вот мелькнул пушистый хвост. Кто это был? Это пры­гала белка. (21 сл.)
5. Зимой*.

Настала зима. Пушистый снег укрыл землю. На окнах красивые узоры. Вот розы и пальмы. В саду столик для птиц. Ира сыпала корм. Птицы клюют зёрна. (26 сл.)

ТЕМА: Большая буква в начале предложения,

именах людей, кличках животных

Выборочные диктанты
выписать слова, которые пишутся с большой буквы.
1.

Разведчиками космоса были собаки. Первой по­летела в ракете Лайка. В космосе побывали Белян­ка, Пёстрая, Белка, Стрелка, Чернушка, Звёздочка.
2.

Я ученица первого класса Маша Перекатьева. У меня есть брат Андрей. Мою учительницу зовут Евгения Викторовна Генералова. Мне нравится хо­дить в школу.
3.

У нас живут собака Жучка и кошка Мурка. У коровы Зорьки родился телёнок Буран. У лошади Герды есть жеребёнок Гордый.
4.

Однажды девочка Ира нашла щенка. Она на­зывала его Тузик. Мама Елена Владимировна раз­решила Тузику пожить дома. А когда найдётся хо­зяин, мы вернём щенка.
5.

У Серёжи котёнок Пушок. У Лёши собака Лай­ка. Корова Зорька даёт молоко.


ТЕМА: Большая буква в начале предложения,

именах людей, кличках животных

Зрительные диктанты
1.

Антонина Ивановна Патяшина живет в городе Ростове. Город стоит на реке Дон. Она получила письмо от внука Андрея. Он жив и здоров. Какая радость! (24сл.)


2. ПУШКИН

Александр Сергеевич Пушкин — русский поэт. Он родился в Москве. Пушкин написал много чу­десных стихов. Мы любим читать и слушать сказ­ки Пушкина. (22 cл.)
3. НАШЕ СЕЛО*

Наше село — Круглово. Тут кругом лес. За ле­сом деревня Веснянка. На дороге пыль. Это стадо коз идёт в деревню. Тут и наша коза Чернушка. Собаки Шарик и Барбос охраняют стадо. (32 cл.)
4. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Вот стадо. Там есть корова Бурёнка. Есть там Милка. Бурёнка и Милка дают много молока. У Сергея есть собака Мухтар. У Иры есть кот Барсик. Мы любим животных. (30 cл.)

УРОК ЧТЕНИЯ

Наш учитель Владимир Григорьевич заболел. Нас учил Иван Егорович. Был урок чтения. Мы читали сказку. Все читали хорошо. (20 cл.)
ТЕМА: Большая буква в начале предложения,

именах людей, кличках животных

Проверочное списывание
Списать, начало предложения писать с большой буквы, а в конце ставить точку. Исправить ошибки, выделить орфограммы.

1. ***

была осень лил дождь Елена и Витя сидели дома Елена писала письмо брату он живёт в Москве (17 cл.)

2. КОТ ВАСЬКА

У Игоря жил кот Васька кот любил играть в кустах Игорь долго искал кота Васька сидел на крыльце (20 cл.)

3. В ЛЕСУ

Дети идут в лес Гена и Лида ищут грибы Саша и люда рвут малину (16 cл.)
4. УРОКИ

Вова сел за стол он учит уроки Даша взяла книгу там есть картинки дети старательно делают уроки (18 сл.)
5. В ЛЕСУ*

Дети были в лесу Лида нашла белый гриб На­стя нашла много маслят мама Ирина Николаевна дома жарит грибы (20 cл.)

ТЕМА: Большая буква в начале предложения,

именах людей, кличках животных

Предупредительные (объяснительные) диктанты

1. НАШ ТУЗИК

Было жарко. Катя и Оля пили сок. Пёс Тузик пил воду. Катя кинула палку. Палка у Тузика. (19сл.)

2. КЛЮЧ

Алёша и Коля шли в рощу. Было жарко. А вот и ключ. Он чист. Алёша пил воду. (18 cл.)

3. ***

Бабушка Тоня вяжет внукам тёплые вещи. Вот носки для Андрея и Олега. Рядом сидит кошка Мурка. Она смотрит на клубок с нитками. (22 cл.)
4. ДЕЖУРНЫЕ

Сегодня мы дежурим. Аня Щеглакова и Алина Семикина будут поливать цветы. Паша Левченко принесёт чистую воду. Для всех найдём работу. (21 cл.)
5. ЛОРА И ФРЕД*

Лора и Фред — собаки. Лора рыжая, лохма­тая, как медведь. А Фред белый и пушистый, как заяц. Лора и Фред охраняют наш дом. (25 cл.)

ТЕМА: Большая буква в начале предложения,

именах людей, кличках животных

Контрольные диктанты

1. ПОПУГАЙ ГОША

У Яши живёт попугай Гоша. Гоша — волнис­тый попугайчик. Он говорит много слов. Гоша зо­вёт Ирину Владимировну, Сергея Николаевича и Яшу обедать. (23 cл.)

2. НАШ КЛАСС

Наш класс очень дружный. Учительница Оль­га Владимировна добрая и справедливая. Мальчи­ки Денис и Игорь следят за порядком. Девочки Аня и Катя следят за чистотой. (26 cл.)


3. РЕЧКА*

Лето. Жарко. Мальчишки бегут на речку. Там весело. Дима учит плавать Серёжу. Ваня и Вася строят плот. Игорь и Коля играют в песке. (24 сл.)
4. КУКЛА

Была у Даши кукла. Её звали Катя. Даша пела ей песни, шила ей одежду. Папа Николай Ивано­вич подарил Даше домик для Кати. (23 cл.)

5. ЗИМА

Зима. Юра и Никита идут на горку. Юра надел лыжи. У Никиты санки. Дети рады зиме. (17 cл.)

ТЕМА: Большая буква в начале предложения,

именах людей, кличках животных

Словарные диктанты
1.

а) Собака Жучка, корова Зорька, кот Барсик, по­пугай Гоша.
б) Учительница Татьяна Владимировна, директор
Галина Николаевна, поэт Александр Сергеевич
Пушкин.
в) Город Москва, город Киев, улица Российская,
река Дон.

2.

Придумать и записать:

названия городов, улиц, клички животных.
Собака ...; кот ...; попугай ...; поэт ...;

город ...; город ...; улица ...; река ...;

мама…; папа…; бабушка…; дедушка… .


3.

Придумай предложения со словосочетаниями:

мальчик Серёжа; девочка Маша; кот Пушок; собака Тайфун; город Сочи;
улица Мира; бабушка Даша; папа Игорь Нико­лаевич.

ТЕМА: Мягкий знак на конце и в середине слова


Выборочные диктанты

1.

а) Выпишислова с ь знаком и раздели их для пере­носа:
школа, школьный, пальто, галка, галька, огонь, апрельский.

б) Придумай 3 слова с ь знаком в середине слова.
2.

а) Выпишислова с ьзнаком и раздели их для пере­носа:
учительница, проверьте, конь, ртуть, кино, Васька, ель.

б) Придумай 2—3 слова с ь знаком в середине слова.
3.

а) Выпишислова с ь знаком в середине слова и раз­дели их для

переноса:
огоньки, галька, Зорька, полька, рыбка, лесок, делать.

б) Придумай 3 слова с ь знаком в середине слова.
4.

а) Выпишислова с ь знаком в середине слова:

схватить, шить, ручка, письмо, Илья, Алла Ва­сильевна, бельё

б) Придумай 2—3 слова с ь знаком в середине слова.
5.

а) Выпишислова с ь знаком в середине слова:

принять, вьюга, лошадь, показать, солнце, боль­шой.

б) Придумай 3 слова с ь знаком в середине слова.

6.

а) Выпишислова с ь знаком на конце слова:

пень, конь, речка, редька, ель, рот, кот, осень.

б) Придумай 3—4 слова с ь знаком на конце слова.
7.

а) Выпишислова с ьзнаком на конце слова:

день, ночь, дочка, дочь, певец, редька, мать.

б) Придумай и запиши 3 слова с ь знаком на конце слова.
8.

а) Выпишислова с ь знаком на конце слова:

петь, печка, речь, речка, бельё, дерево, дере­вья, пень, лень.

б) Придумай и запиши 3—4 слова с ь знаком на конце слова.

9.

а) Выпишислова с ьзнаком на конце слова:
луч, мель, пальто, школьница, правильно, лещ, день, тень, верь.

б)Придумай изапиши 3 слова с ьзнаком на конце слова.
10.

а) Выпишислова с ьзнаком на конце слова:

цепь, цель, цирк, пруд, осенний, осень, сеть, луга, вьюжный.

б) Придумай и запиши 3 слова с ь знаком на конце слова.

11.

Выпишислова с ь знаком и запиши их в два стол­бика:

в один с ьзнаком на конце слова,

а в дру­гой с ьзнаком в середине слова.

а) Наступила осень. Дети были в лесу. Мальчи­ки сели под ель. Там тень весь день. Илья сел на
пень. Всем было весело.

б) Ясный день. Дети взяли коньки и лыжи. Они
идут гулять. А Илья сидит дома. Он больной. Маль­чик смотрит в окно. На крыльце кот Васька.

в) Осенью роща опустела. С деревьев опадают
листья. Часто льёт дождь. Птицы улетают на юг.

г) Ольга шла по улице и упала. Девочка сильно
ушибла ногу. Ей очень больно. Идёт кровь. Ольга
идёт в больницу.

д) Саша получил новый букварь.
Больной журавль отстал от стаи.
Весной зацветает степь.

Всю зиму окунь спит на дне.

Большая машина остановилась около дома.

ТЕМА: Мягкий знак на конце и в середине слова

Предупредительные (объяснительные) диктанты
1.

На дворе сильный мороз. Метёт метель. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Кот Васька лёг спать в уголке. (19 cл.)
2.

Внучка Ольга чинила сеть. Дед Илья идёт удить рыбу. Собака Булька тоже идёт на рыбалку. Лида дала ей кость.

(19 cл.)
3.УРОК

В школе мы учимся читать, писать, считать. Мы любим петь, рисовать. Мы очень дружные ре­бята. (16 cл.)
4.ОСЕНЬ*

Осень стал коротким. Часто идёт дождь. На ули­цах грязь и лужи. Трава стала вянуть. Птицы уле­тают в тёплые края.

(20 сл.)
5.ЗИМА

Стоят морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Дети гурьбой бегут на каток. Они сколь­зят по льду на коньках. (20 сл.)
6.ЛОСЬ*

Лось — лесной житель. Лось ест ветки и траву. Ему нужна соль. Лось приходит лизать соль. (16 сл.)

7.

Кузьма живёт в деревне. Игорь живёт в городе. Игорь пишет брату письмо. (12 сл.)

8.

ЗВЕРИ Лиса — дикий зверь. Медведь любит мёд. Лось любит соль. Олень ест мох. (13 сл.)
9. ЗАГАДКА

Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошёл,

Красну шапочку нашёл. (9 сл.)
10.

У нас в саду есть клумба. Мы сажали цветы. Цветы нужно полить. Лей воду на мальву и тюль­паны. (18 сл.)
11.

Ученье — путь к уменью. Ученье — свет, а не­ученье — тьма. Друзья познаются в беде. (13 сл.)
12. ВРЕМЕНА ГОДА

Первый месяц в году — январь. Летние меся­цы — июнь, июль, август. После лета наступает дож­дливая осень. (17 сл.)
13. БРАТ И СЕСТРА

Илья и Ольга — брат и сестра. Ольга малень­кая. Илья большой. Он школьник. Илья учит Оль­гу писать, читать, решать. (21 сл.)
14.

Мама варит кисель. Мальчики Игорь и Олег будут пить кисель из чашки. Ольга любит есть ки­сель с молоком. (18 сл.)

  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов
связь с админом