Главная страница

Эталоны ответов к экзамену по ОЗЗ. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания понятие об общественном здоровье и факторах, его определяющих


Скачать 350,04 Kb.
НазваниеОбщественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания понятие об общественном здоровье и факторах, его определяющих
АнкорЭталоны ответов к экзамену по ОЗЗ.docx
Дата26.04.2018
Размер350,04 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭталоны ответов к экзамену по ОЗЗ.docx
ТипДокументы
#44500
страница1 из 13
Каталогid51839558

С этим файлом связано 91 файл(ов). Среди них: Дыхательная недостаточность.ppt.ppt, Гепатиты.ppt.ppt, Артериальная гипертензия.ppt.ppt, TsNS-3a_-_Psikhotropnye.pptx.pptx, KHr_br_2016.pdf, Skhema_rasshifrovki_EKG.pdf, Voprosy_i_prakticheskie_zadania_k_obyazatelnoy....docx и ещё 81 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  1. *Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания; понятие об общественном здоровье и факторах, его определяющих.

ОзиЗ – дисциплина, изучающая широкий спектр социальных, организационных, экономических, правовых, психологических и других проблем медицины, здоровья населения, его мониторинга, охраны, укрепления и восстановления. Среди факторов, обусловливающих общественное здоровье, выделяют 4 основные группы:

  1. образ жизни, на который в формировании здоровья прихо­дится 50%;

  2. генетические факторы (или наследственность) — 20%;

  3. внешняя среда — 20% (экология);

  4. здравоохранение — 8—10%;

  1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания; основные задачи, предметы изучения и системы обеспечения общественного здоровья.

Формировать ЗОЖ должны:

  1. Государство,

  2. Общественные организации,

  3. Медицинские учреждения,

  4. Человек.

Задачи государства:

  1. защита среды обитания,

  2. создание безопасных условий труда (работают во вредном производстве 5 мил. , из низ 3 мил. женщины),

  3. выпуск доброкачественных продуктов,

  4. создание индустрии здоровья,

  5. внедрение экономических стимулов ЗОЖ

  6. организация и проведение гигиенического воспитания (детский сад, школа, институт, предприятие) 60% учителей и воспитателей не видят смысла в гигиеническом воспитании.

Предметы изучения ОЗиЗ:

  1. Общественное здоровье

  2. Факторы риска и распространённость важнейших заболеваний

  3. Система охраны, укрепления и восстановления здоровья

  4. Международные тенденции

  5. Организационно-медицинские технологии

  6. Управленческие процессы

  1. Основные методы исследования, используемые для оценки общественного здоровья и деятельности органов и учреждений здравоохранения.

Методы исследования:

  1. Исторический

  2. Статистический (одномерноного и многомерного анализа)

  3. Эпидемиологический

  4. Социологический

  5. Социально-психологический

  6. Системный анализ и подход

  7. Графологический

  8. Моделирования

  9. Прогнозирование

  10. Экономический анализ

  11. Ситуационный анализ

  12. Непосредственное наблюдение

  13. Организация эксперимента

  14. Экспертная оценка

  15. Вероятностный

  1. Понятие о медицинской статистике. Значение и использование статистики для изучения здоровья населения и оценки деятельности учреждений здравоохранения.

Статистика—общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественными особенностями.

Медицинская статистика широко используется при изучении вопросов, связанных с медициной, гигиеной и здравоохранением. Являясь основным методом социальной гигиены и организации здравоохранения, она в то же время представляет одну из отраслей статистики.

В медицинской статистике различают три основных раздела: теоретические и методические основы медицинской статистики, статистику здоровья населения и статистику здравоохранения.

В задачи медицинской статистики входит:

1) выявление особен­ностей в состоянии здоровья населения и факторов, определяю­щих его;

2) изучение данных о сети деятельности и кадрах лечеб­но-профилактических учреждений, а также данных о результатах лечебно-оздоровительных мероприятий, которые используют при поиске путей улучшения здоровья населения и дальнейшего совер­шенствования системы здравоохранения. Кроме того, методы ме­дицинской статистики применяют в экспериментальных, клиничес­ких, гигиенических и лабораторных исследованиях.

В медицине статистические приемы используют при клинико-гигиеническом нормировании факторов производственной среды, при расчете доз лекарственных препаратов, определении стандар­тов физического развития, оценке эффективности примененных методов профилактики и лечения тех или иных заболеваний и т. д.

  1. Основные этапы статистического исследования.

Предварительный этап:

  • Выбор темы

  • Разработка гипотезы исследования

  • Знакомство с литературой

  • Формулироваие цели и задачи исследования

1 этап: составление программы и плана статистического исследования

План отвечает на вопросы: кто, что, где, когда, как

Подэтапы:

  • Программа сбора материала (анкеты, интервью)

  • Программа разработки материала (статистические таблицы, перечень статистических величин)

  • Программа анализа материала

2 этап: сбор материала

3 этап: обработка материала

4 этап: анализ, выводы, предложение для практики

  1. Содержание плана и программы статистического исследования. Виды статистических таблиц и правила их построения.

План исследования:

  1. Выбор объекта исследования (пациенты их родственники, медицинский персонал, семьи..),

  2. выбор объема исследования (зависит от числа единиц наблюдения),вид исследования: (одномоментное, единовременное, текущее, когортное, проспективное, ретроспективное, лонгитюдное, клиническое, разработка архивных материалов

  3. Выбор методы исследования (информационно-библиографический; статистический; психологический, социологический, математический,. экономический; непосредственного наблюдения (монологический).

  4. календарные сроки проведения исследования,

  5. Сроки сбора материала,

  6. Исполнители,

  7. финансирование,

  8. оснащение…

Программа исследования:

  1. Единица наблюдения,

  2. Классификация учитываемых признаков по характеру и роли в совокупности,

  3. Программа сбора материала (анкеты, опросники, методики..)

  4. Программа разработки материала (группировка признаков и сведение данных в статистические таблицы).

  5. Программа анализа материала.

Таблица должна иметь четкое и краткое заглавие. В таблице, как в грамматическом предложении, различают подлежащее (то, о чем говорится) и сказуемое (то, что объясняет подлежащее). Ста­тистическое подлежащее — это основной признак изучаемого яв­ления; оно располагается, как правило, по горизонтальным стро­кам таблицы. Статистическое сказуемое — признаки, характери­зующие подлежащее, располагается в вертикальных графах таб­лицы. Оформление таблицы заканчивается итогами по графам и строкам. Различают следующие виды таблиц: простые, групповые и ком­бинационные (сложные).Простой называется таблица, в которой представлена итоговая сводка данных лишь по одному признаку. В групповой таблице попарно сочетаются признаки: стадия ги­пертонической болезни и пол, а затем стадия болезни и возраст. Комбинационной называется таблица, в которой сказуемые вза­имосвязаны между собой.

  1. Закон больших чисел как теоретическая основа выборочного метода. Требования к выборочному методу.

Для обеспечения репрезентативности выборочной совокупности к ней предъявляют два основных требования: 1) она должна обладать основными ха­рактерными чертами генеральной совокупности, т. е. быть макси­мально на нее похожей. Собственно поэтому выборочную совокуп­ность следует отбирать из генеральной на основе определенных пра­вил, обеспечивавших объективность отбора составляющих ее еди­ниц; 2) она должна быть достаточной по объему (числу наблюде­ний), чтобы более точно выразить особенности генеральной сово­купности. Статистика располагает специальными формулами или же готовыми таблицами, по которым можно определить необходимое число наблюдений в выборочной совокупности.

Теоретическое обоснование выборочному методу дает матема­тическая теория вероятностей и обосновываемый этой теорией за­кон больших чисел.

Вероятностью называют меру возможности возникновения ка­ких-либо случайных событий в данных конкретных условиях и обозначают ее буквой «р».

Теория вероятностей обосновывает закон больших чисел.

Закон больших чисел имеет два важнейших положения для вы­борочного исследования:

  1. по мере увеличения числа наблюдений результаты исследо­вания, полученные на выборочной совокупности, стремятся воспроизвести данные генеральной совокупности;

  2. при достижении определенного числа наблюдений в выборочной совокупности результаты исследования будут максимально приближаться к данным генеральной совокупности. Иными сло­вами, при достаточно большом числе наблюдений выявляются закономерности, которые не удается обнаружить при малом числе наблюдений.

  1. Статистическая совокупность и ее структура.

Статистическая совокупность– это группа состоящая из большого числа относительно однородных (одинаковых) элементов, взятых в одинаковых пределах времени и пространства. Любая статистическая совокупность складывается из единиц наблюдения. Численность единиц наблюдения определяет объем исследования. Единица наблюдения - каждый первичный элемент статистической совокупности, наделенный признаками, подлежащими исследованию и в той или иной степени характерными для всей совокупности.

Признаки:

  1. Сходства (пол, возраст, место учебы, работы, заболевание),

  2. Различия (чаще всего это учитываемые признаки по которым отличаются друг от друга единицы наблюдения).

По характеру:

  1. Атрибутивные (описательные),

  2. Количественные.

По роли в совокупности:

  1. Факторные – под влиянием которых может меняться другой признак.

  2. Результативные – те, которые изменяются под действием факторных признаков.

Например:

Возраст будет факторным признаком по отношению к росту, а рост – результативным.

  1. Сплошной и выборочный методы статистического исследования. Понятие о репрезентативности.

Статистическая совокупность

1.Генеральная (включает все единицы наблюдения, которые могут быть к ней отнесены в соответствии с целью исследования.) Генеральная совокуп­ность может рассматриваться не только в пределах конкретных производств или территориальных границ, но также и ограничи­ваться другими признаками (пол, возраст) и их сочетанием.

Таким образом, в зависимости от цели исследования и его за­дач изменяются границы генеральной совокупности, для этого ис­пользуют основные признаки, ее ограничивающие.

  1. Выборочная (часть генеральной совокупности, которая должна быть репрезентативной по отношению к генеральной и наиболее полно отражать ее свойства). На основе анализа вы­борочной совокупности можно получить достаточно полное пред­ставление о закономерностях, присущих всей генеральной сово­купности.

Выборочная совокупность должна быть репрезентативной, т. е. в отобранной части должны быть представлены все элементы и в таком же соотношении, как в генеральной совокупности. Иными сло­вами, выборочная совокупность должна отражать свойства генераль­ной совокупности, т. е. правильно ее представлять

  1. . Относительные величины в статистике, их значение и применение. Возможные ошибки при неправильном применении относительных величин.

Относительные Величины – используются для сравнения, сопоставления одной совокупности с другой. Рассчитываются путем отношения (деления) одной абсолютной величины на другую, при этом чаще всего за числитель принимается исследуемое явление, а за знаменатель численность населения на данной территории, затем все умножаются на 100 (%), 1 000 (‰), 10 000 (%00). Множитель выбирает сам исследователем для того, что бы полученный результат имел наглядный вид.

Интенсивные показатели – указывают на ЧАСТОТУ, УРОВЕНЬ, изучаемого явления в среде, которая это явление продуцирует (производит). Применение:

  1. Для определение частоты, уровня, распространенности явления,

  2. Для сравнения различных совокупностей по степени частоты явления (заболеваемости, смертности).

  3. Выявление в динамике изменений в частоте явления (рождаемость за ряд лет).

ИП=абсол.числ.изучаем.явл/абсол.числ.среды*100%

Графическое изображение:

  1. столбиковая диаграмма – иллюстрирует однородные, но не связанные между собой явления, изображает статику явления;

  2. ленточная диаграмма – разновидность столбиковой,

  3. линейная диаграмма – отражает изменение явления во времени;

  4. радиальная диаграмма – разновидность линейной, используется для демонстрации явления, имеющего замкнутый цикл;

  5. картограмма – карта территории на которой разным цветом или разной интенсивностью одного цвета показана распространенность явления.

  6. картодиаграмма – сочетание карты и диаграммы, в котором распространенность явления на определенной территории показана разной высотой столбиков (имеет трехмерный и масштабный вид).

Экстенсивные показатели- Показывают отношение части явления ко всему явлению целиком, дают представление о количественном распределения составных частей в совокупности. (ДОЛЯ, СТРУКТУРА, УДЕЛЬНЫЙ ВЕС).Применяется:

  1. для определение доли в целом,

  2. для характеристики структуры явления

  3. для сравнения составных частей целого явления.

  4. всегда выражаются в %.

ЭП=часть явления/явление в целом*100%

Графическое изображение:

  1. секторная диаграмма,

  2. круговая диаграмма,

  3. кольцевая диаграмма,

  4. внутристолбиковая диаграмма.

Показатели соотношенияотношение одной совокупности к другой, которые не связанны друг с другом и не продуцируют друг друга. Применяется Для характеристики частоты явления в среде с ним непосредственно не связанной. Рассчитываются на 1 000 или 10 000 населения. Например: Показатели обеспеченности населения врачами и койками.

Графическое изображение:

  1. столбиковая диаграмма;

  2. ленточная диаграмма,

  3. линейная диаграмма;

  4. картограмма;

  5. картодиаграмма.

Показатели наглядностипоказывают на сколько (%), или во сколько раз произошло увеличение сравниваемых величин за кокой-то период. Получают при отношении сравниваемых величин к одной из них условно принятой за 100%.В показателях наглядности можно представить интенсивные показатели, показатели соотношения и абсолютные величины. Показатель наглядности позволяет скрыть истинную величину явления, демонстрируя его изменение ( или ) за определенный период.

Графическое изображение:

  1. линейная диаграмма.

  1. Средние величины, их значение и применение в практической деятельности врача.

Средняя величина - это число, выражающее общую меру исследуемого признака в совокупности. С помощью средних величин измеряют средний уровень изучаемого признака, т.е. то общее, что характерно для него в данной совокупности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов
связь с админом