Главная страница
qrcode

ЛОГО 12. Общие вопросы образования звуков речи


Скачать 299,21 Kb.
НазваниеОбщие вопросы образования звуков речи
Дата02.10.2019
Размер299,21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛОГО 12.docx
ТипДокументы
#79056
Каталог

Общие вопросы образования звуков речи.

Для образования каждого звука речи необходима комплексная работа органов речи в пределенной последовательности – артикуляция. Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи – артикуляционного комплекса.

Артикуляции звука включает три фазы:

1. Приступ (экскурсия) – органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука.

2. Выдержка – сохранение положения, необходимого для произнесения звука.

3. Отступ (рекурсия) – перевод органов речи в спокойное состояние.

Таким образом можно сказать, что звук имеет два аспекта своего образования:

статический – артикуляционный уклад – положение, которое органы занимают (принимают) для воспроизведения звука; Статику образования звука наглядно можно представить в виде артикуляционного профиля – модель, отображающая положение органов артикуляции в момент произнесения звука.

динамический – совокупность определенных артикуляций, совершаемых артикуляционными органами для произнесения звука.

Динамика образования звука:

1. Воздушная струя из легких попадает в гортань, где расположены голосовые связки: – напряжены и сомкнуты – под напором воздушной струи, идущей из легких, дрожат (вибрируют) – образуется голос (тон); – расслаблены и разомкнуты – голос не образуется.

2. Воздушная струя попадает в полость:

1) рта – мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки (закрывая проход в носовую полость): – наличие преграды – в результате преодоления образуется шум; – отсутствие преграды – шума нет.

2) носа – мягкое небо опускается и ток воздуха направляется в нос (звуки [м], [н]). Статика звука Губы: слегка вытянуты вперед и округлены. Зубы: разомкнуты. Язык: – кончик языка: широкий, приподнят к альвеолам или началу твердого неба и образует с щель; – передняя часть спинки языка: широкая, поднята к небу за альвеолами; – средняя часть спинки языка: опущена, прогибается к низу; – задняя часть спинки языка: приподнята и оттянута назад; – боковые края: прижаты к верхним коренным зубам.

Динамика звука Мягкое нёбо: приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки: не напряжены, разомкнуты, не вибрируют, голос не образуется. Воздушная струя: сильная, широкая, теплая, фокусируется на кончике и задней части языка, создает шипящий шум (двуфокусный звук); легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

2. Основные формы проявления недостатков произношения звуков.

Неправильное звукопроизношение является одним из самых распространенных проявлений речевого нарушения. Неправильно произносить ребенок может любой звук, наиболее частые нарушения в группах (по данным М.А. Александровской): – свистящих – 22 %, – шипящих – 24 %,

– [р] 26 %, – [л] – 10 %,

– звонких – 4,5 %, – заднеязычных – 1 %.

Указанная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания.

Наиболее редкие нарушения звукопроизношения в группах:

– простых звуков, как [м], [н], [т], [п],

– гласных (при снижении слуха).

Если у детей нарушается только одна группа звуков, например только шипящие или только сонорные, то такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное) или мономорфное. Если у детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например свистящие, сонорные и шипящие, то такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное) или полиморфное.

Недостатки произношения могут быть:

1) патологическими: – резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам;

– стойкость неправильных форм произношения;

– могут быть обусловлены нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата, расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей;

– требуют специальной логопедической помощи ребенку, и от ее своевременности будет зависеть успешная подготовка его к обучению в школе (Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева). 2) физиологическими (временными): – обусловленны недостаточной сформированностью фонематического слуха или артикуляционного аппарата;

– при нормальных условиях воспитания, при развитии речедвигательного и речеслухового анализаторов – устраняются примерно к концу 5-ого года жизни.

Формы нарушения звуков:

Отсутствие (пропуск, элизия) звука: – обусловлено несформированностью правильного артикуляционного уклада;

– ребенок не может произнести звук изолированно и пропускает его в употребляемых языковых единицах (слогах, словах, предложениях и т.д.);

– причина – недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики; – например, абота (работа), одка (лодка).

Искажение звука: – ненормативное произношение звука – вместо правильного звука произносится звук, которого нет в фонетической системе данного языка;

– звук не исключается из речи; – причина – недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики; – например [с] – боковой, межзубный, носовой;

3. Замена (субституция) звука: – один звук заменяется другим, имеющимся в фонетической системе родного языка – вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости. (лыба (рыба), дада (дядя)):

1) замена звуков, одинаковых по способу образования и разных по месту артикуляции: [к]=[т];

2) замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различных по способу образования: [с]=[т]; 3) замена звуков, одинаковых по способу образования и разных по участию органов артикуляции: [с]=[ф];

4) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различных по участию голоса: [з]=[с];

5) замена звуков, одинаковых по способу образования и по активно действующему органу артикуляции и различных по признаку твердости/мягкости: [т']=[т]. – причина – недостаточно сформированная артикуляционная моторика (замена по артикуляционным признакам);

– причина – несовершенство фонематического слуха (замена по акустическим признакам)

4.Смешение (взаимозамены) звуков: – при правильном изолированном произнесении обоих звуков в речевом потоке они путаются в речи;

– причина – незаконченность процесса овладения системой фонем или нарушения фонематического восприятия или недостаточная сформированность фонематических представлений

В норме этот процесс полностью завершается у ребенка к 4–5 годам, когда все звуки речи полностью различаются на слух и правильно произносятся.

При сочетании различных форм нарушений (например, замены и искажения) нарушения звукопроизношения являются фонетико-фонематическими. Знание форм нарушения звуков помогает определить методику работы с детьми.

При фонетических нарушениях звукопроизношения больше внимания уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики.

При фонематических нарушениях основной акцент делается на развитии фонематического слуха.

Уровни и группы неправильного звукопроизношения.

В логопедии выделены 3 уровня неправильного звукопроизношения:

1. Полное неумение произнести звук или всю группу звуков. Ребенок не может сказать звук самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, повторить по образцу («Послушай, как воздух свистит, когда выходит из насоса – ссс. Посвисти и ты так»).

2. Неправильное произношение звуков в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их изолированно или в отдельных словах. Ребенок правильно произносит звук изолированно (иногда может повторить его в отдельных простых словах), но искажает или пропускает во всех словах и во фразовой речи, т. е. правильный звук есть, но он не автоматизирован.

3. Недостаточное дифференцирование – смешение двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить их изолированно: – большинство авторов (Ф.А. Pay, M.E. Хватцев, О.В. Правдина и др.) рассматривают смешение как уровень неправильного произношения, который характеризуется тем, что ребенок может правильно произносить звук изолированно, в слогах, словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другими, артикуляторно или акустически близкими звуками;

– другие авторы считают (Ф.Ф. Pay, P.E. Левина, В.И. Селиверстов и др.) смешение формой нарушения звукопроизношения, имеющей фонематический (фонологический) характер;

При рассмотрении смешения необходимо учитывать, на какой стадии работы с ребенком логопед обнаружил данное явление:

• если смешение выявлено в ходе первичного обследования, то оно может быть рассмотрено как форма нарушения звукопроизношения с логопедическим заключением «Фонематическое недоразвитие»;

• если смешение начинает проявляться в конце этапа автоматизации звука, данное явление следует рассматривать как 3-й уровень неправильного звукопроизношения.

Необходимо точно знать уровень неправильного произношения звука, так как от этого зависит характер дальнейшей работы:

– ставить звук (первый уровень), – автоматизировать – постепенно вводить в речь (второй уровень), – проводить дифференциацию с другим звуком (третий уровень).

Нарушения звукопроизношения могут являться как самостоятельными, так и частью других, более сложных речевых нарушений (дизартрии, алалии и др.).

В первом случае надо работать только над исправлением звуков.

Во втором – главной будет работа по исправлению основного дефекта, к которой на определенном этапе добавляется работа по коррекции звуков, имеющая в зависимости от основного нарушения свои особенности.

Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку – звук, артикуляция которого является основой для формирования остальных звуков данной группы.

Определение акустических и артикуляторных свойств согласных звуков при нормальном и нарушенном произношении.

Чтобы определить характер нарушения той или иной группы звуков (свистящих, шипящих и др.), надо четко знать разновидности нарушений звукопроизношения, а также норму артикуляционных и акустических признаков звуков речи.

Для обследования звукопроизношения у учителя-логопеда должны быть сформированы следующие умения и навыки: – умение слушать – выделять из речевого потока нарушенный звук и определять, как он нарушен;

– умение фиксировать работу органов артикуляционного аппарата при произнесении нарушенного звука – видеть, какие движения не получаются, какое участие принимают губы, нижняя челюсть, каждая часть левой и правой половины языка;

– умения и навыки общения с детьми, страдающими нарушениями речи – умение вызвать ребенка на беседу, в процессе которой проверяется произношение звуков в речевом потоке, в отдельных словах, при их изолированном произнесении.

Организация обследования звукопроизношения.

1. Определение порядка диагностики: – подбор заданий, – определение критериев оценивания, – подготовка тетради для фиксации результатов.

2. Выявление группы (групп) нарушенных звуков.

Задания: – ответы на вопросы по сюжетной картинке (изображены предметы и действия, в названиях которых есть все группы звуков);

– повторить предложения, в которых встречаются все группы звуков (Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке. Галин черный щенок резвится около дома.)

I – свистящие: с, з, ц, с', з';

II – шипящие: ш, ж, ч

III – сонорные: л, л’ р, р’ j

IV – заднеязычные: к, г, х, к', г', х';

V – звонкие: в, б, и др.;

VI – мягкие: г', д', н' и др.

Можно определить: – простое или сложное нарушение у ребенка,

– выявить форму нарушения каждой группы звуков,

– решить, какое нарушение – фонетическое, фонематическое или фонетико-фонематическое,

– установить его вид (сигматизм, парасигматизм или др.).

3. Определение разновидности нарушения.

Задания: – называние предметных картинок.

Можно определить: – особенности звучания отдельных исследуемых звуков, – положение органов артикуляционного аппарата,

– напротив каждого звука в тетради (речевой карте) записываются нарушенный вариант его произношения.

Например: вместо звука [с] слышен шепелявый звук, при его произнесении кончик языка просовывается между зубами, вместо того чтобы находиться за нижними резцами. Все это характеризует межзубный сигматизм.

4.Определение уровня неправильного произношения звука.

Задания: – произнести изолированный звук, используя различные игровые приемы и картинки-символы (повторять за учителем-логопедом);

– произнести звук в разных позициях в слове, в словах различной слоговой структуры, во фразах (называние картинок, повторение за учителем-логопедом).

Можно определить: – уровень нарушения,

– характер коррекционной работы (постановка звука, автоматизация или дифференциация со звуком-заменителем).

5.Проверка состояния фонематического слуха. Задания: – повторить за учителем-логопедом слоги (са – ша, ши – сы; со – шо; шу – су и др.).

При проговаривании следует прикрыть рот экраном (можно листом бумаги), который держит на расстоянии 10–15 см, чтобы ребенок не мог использовать как подсказку видимые им движения органов артикуляционного аппарата

. – разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга одним из дифференцируемых звуков (крыша– крыса, бочки – почки, лак – рак, дачка – тачка и т. д.)

– учитель-логопед называет слово, а ребенок дает ему соответствующую картинку; – попросить ребенка повторить слова, отличающиеся одним звуком (кит–кот– ком или сом–сок–сук).

Можно определить: – дифференцирует (различает) ли ребенок на слух группы звуков:

• свистящие – шипящие (с – ш, з – ж, с' – щ, ц – ч),

• сонорные (л – р),

• звонкие – глухие (б – п, д – г, г – к),

•твердые – мягкие (т – т’ н–н’ д – д’).

6. Обследование строения органов артикуляционного аппарата – челюстей, зубов, твердого неба, языка, губ.

1) обследование челюстей – нарушения прикуса (соотношения верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях):

прогения – передние зубы нижней челюсти выступают далеко вперед – затруднено положение широкого кончика языка за нижними резцами, что необходимо для произношения свистящих звуков;

прогнатия – передние зубы верхней челюсти сильно выдвинуты вперед – затруднено положение широкого кончика языка за верхними зубами, что необходимо для произношения шипящих звуков;

открытый прикус (боковой, передний) – при сомкнутом положении верхней и нижней челюстей остается свободным промежуток между верхними и нижними зубами

• при переднем открытом прикусе кончик языка просовывается в щель между резцами, что придает шепелявый оттенок звуку;

• при боковом открытом прикусе боковой край языка просовывается в щель между коренными зубами и туда же уходит воздушная струя, что придает звукам хлюпающий оттенок.

2) обследование строения зубного ряда: – отсутствие тех или иных зубов, редко поставленные зубы и пр. – может влиять на формирование направленной воздушной струи.

3) обследование строения твердого и мягкого неба: – высокое, узкое (готическое) небо – если кончик языка не заходит за бугорки, сильно загибается и искажается звучание шипящих;

– расщелины увулы, мягкого и твердого неба – утечка воздушной струи в носовую полость – гнусавый оттенок голоса, нарушение звукопроизношения

4) обследование строения языка, губ: – короткая подъязычная уздечка, большой или маленький язык – нарушения произношения переднеязычных звуков, звуков верхнего подъема, искажение звуков;

– нарушение в строении губ – нарушение произношения губных звуков.

6. Обследование подвижности органов артикуляционного аппарата: – умение ребенка выполнять основные движения, необходимые для произношения звуков родного языка;

– возможность осуществления каждого движения в отдельности – статический (кинестетический) праксис;

– обследование переключения с одного движения на другое – динамический (кинетический) праксис.

Задания: – растянуть губы в улыбке, обнажая резцы, сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Переключать губы из положения в улыбке на положение вытянутые трубочкой (без движений нижней челюсти);

– зубы сомкнуты, губы в улыбке, обнажают резцы, зубы разомкнуты (примерно на 2 см), губы в улыбке, обнажают резцы. Чередовать движения нижней челюсти – смыкание, размыкание зубов (без участия губ и выдвижения нижней челюсти вперед);

– зубы разомкнуты примерно на 2 см, губы в улыбке, обнажают резцы. Высунуть язык и повернуть к правому углу рта; тоже, но повернуть язык к левому углу рта. Чередовать движения языка от левого угла к правому и наоборот при положении губ в улыбке (без движений нижней челюсти влево и вправо);

– широкий язык положить на нижнюю губу, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Узкий язык просунуть между резцами, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Переключать положение языка с широкого на узкий при открытом рте (без движений губ);

– поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз;

– приблизить широкий кончик языка к нижним резцам, губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад к подъязычной связке при выгнутой вверх задней части спинки языка. Чередовать движения языка вперед-назад, губы при этом в улыбке, обнажают резцы (без движений нижней челюсти).

При выполнении этих движений следует оценить качество выполнения по следующим критериям:

– четкость – ребенок знает направление движений губ или языка и старается выполнить их в полном объеме;

– плавность – движение производится легко, плавно, без подергиваний, толчков;

– дифференцированность – выполнение движения только одним органом артикуляционного аппарата (языком), без вспомогательных или сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти);

– точность – достижение правильного конечного результата, т. е. ребенок добился нужной формы или необходимого положения губ, языка;

– равномерность – симметричное выполнение движения или удерживание положения левой и правой стороны любого подвижного органа артикуляционного аппарата;

– устойчивость – удерживание полученного положения без изменений некоторое время (обычно под счет взрослого от 1 до 5 с постепенным увеличением его до 10);

– переключаемость – умение совершать многократный, легкий, плавный, достаточно быстрый переход одного движения или положения к другому при сохранении перечисленных выше качеств движения.

7. Обследование мелкой моторики рук

Задания: – повторить «позы», выполненные пальцами руки и кистью (коза, рожки и пр.);

– одновременно поворачивать кисти обеих рук вверх то ладонями, то тыльной стороной (при поворотах ребенок должен приподнимать кисти рук, а не прижимать ребро ладони к столу);

– кисти обеих рук одновременно сжимать в кулак, а затем разжимать соединенные вместе пальцы; при каждом движении кулаки или ладони кладутся на стол;

– положить кисти обеих рук на стол: левую ладонью вниз, правую ладонью вверх, затем одновременно перевернуть ладони;

– положить кисти обеих рук на стол – ладонь левой руки сжать в кулак, а правой – раскрыть, затем одновременно менять эти положения, т. е. разжимать левую руку и сжимать в кулак правую;

– поочередно прижимать большой палец руки ко всем остальным («здороваться»), при этом пальцы должны касаться друг друга подушечками. Упражнение проводится то правой, то левой рукой, локоть при этом стоит на столе;

– последовательно ударять подушечками пальцев правой, а потом левой руки по столу при слегка приподнятой кисти руки.

Для успешного выполнения упражнений необходимо, чтобы ребенок правильно сидел: высота стула и стола должна быть такой, чтобы локти все время спокойно лежали на поверхности стола, спина должна быть прямой, а ноги стоять на твердой опоре. При выполнении этих движений следует оценить качество выполнения по тем же критериям, которые лежат в основе оценки моторики артикуляционного аппарата. Анализ результатов обследования даст возможность определить нарушение и наметить наиболее эффективный путь его коррекции.
перейти в каталог файлов


связь с админом