Главная страница

Поведение животных в трудах естествоиспытателей XVIII–XIX вв. Очевидными примерами тонкое обоняние хищников, острое зрение птиц, хороший слух кошек


Скачать 272,82 Kb.
НазваниеОчевидными примерами тонкое обоняние хищников, острое зрение птиц, хороший слух кошек
АнкорПоведение животных в трудах естествоиспытателей XVIII–XIX вв.pdf
Дата18.04.2017
Размер272,82 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPovedenie_zhivotnykh_v_trudakh_estestvoispytateley_XVIII_XIX_vv.
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#19247
Каталогid7240372

С этим файлом связано 53 файл(ов). Среди них: Bora_Bora_French_Polynesia.gif, Traditsionnye_kultury_narodov_Afriki.pdf, Berezkin_Yu_E_Afrika_migratsii_mifologia_Arealy_rasprostranenia_, Madagascar.gif, e8340555f0762971030eb622f99ca6aa_187945_1493066826.gif, Курт Зелигманн - История магии и оккультизма. Пер. с англ. А. Бл, Parnov_E_I_Tron_Lyutsifera_Kriticheskie_ocherki_magii_i_okkultiz и ещё 43 файл(а).
Показать все связанные файлы
очевидными примерами – тонкое обоняние хищников, острое зрение птиц, хороший слух кошек
– были обнаружены и недоступные человеку виды чувствительности: способность ящериц к восприятию слабых сейсмических сигналов, эхолокация летучих мышей и т.п.
Такие эмпирические сведения служили основой для первых собственно научных обобщений, которые всегда были связаны с выяснением связи между человеком и животными и их положения в картине мироздания. Эволюция взглядов на вопрос о степени сходства поведения животных и человека подробно прослеживается Д. Дьюсбери (1981).
2.2.
Поведение животных в трудах естествоиспытателей XVIII–XIX вв.
Понятие об инстинкте
В науке о поведении животных с самых первых ее шагов выделилось два основных направления, которые почти до конца XIX в. обозначались как изучение "инстинкта" и изучение "разума". Как мы уже упоминали выше, понятие "инстинкт" (от латинского in-stinctus
побуждение) появилось в трудах философов еще в III в. до н.э. и означало способность человека и животных выполнять определенные действия в силу внутреннего побуждения. Такое значение термина в целом сохраняется и в современной науке. Сейчас инстинктами называют совокупность сложных наследственно обусловленных стереотипных действий, совершаемых одинаково всеми особями данного вида в ответ на внешние и внутренние раздражители для удовлетворения всех основных потребностей животных. Что касается "разума", то этим термином обозначалось не собственно разумное поведение (а именно так оно рассматривается в этой книге – см.: 2.7), а главным образом индивидуальная пластичность поведения, которая обеспечивается обучением. Можно заметить, что тенденция именно к такой трактовке понятия "разум животных", отчасти сохраняется и по сей день.
Очевидно, что практически все теоретические построения относительно инстинкта и других форм поведения животных всегда осуществлялись в рамках того или иного общефилософского учения, а также отражали общий уровень развития биологических знаний.
Осветить эти аспекты истории науки о поведении в настоящей книге не представляется возможным. Ниже будет дана только краткая характеристика взглядов ученых, которые были ключевыми фигурами в формировании современных представлений о поведении животных.
Ж. Бюффон. Систематическое изучение поведения животных как неотъемлемая часть научного познания природы начинается с середины XVII в. Французский ученый Жорж
Бюффон (1707–1788) был одним из первых натуралистов, который при создании своей системы развития природы использовал материал, характеризующий не только морфологические особенности животных разных видов, но и их образ жизни, "нравы", привычки. В его трудах содержится подробное для того времени рассмотрение особенностей восприятия, эмоций и обучения животных. Бюффон полагал, что животные наделены восприятием, зачастую более совершенным, чем у человека, и считал, что их действия имеют рефлекторный характер.
Пытаясь провести рубеж между психикой человека и животных, он указывал, что основное различие состоит в том, что животные не имеют представления ни о своем прошлом, ни о будущем. Он также полагал, что им недостает способности сравнивать свои восприятия, которая, по его мнению, лежит в основе формирования понятий.
Бюффон выступил с критикой антропоморфического подхода к трактовке поведения животных. Анализируя поражающее своей высокой адаптивностью поведение насекомых, он подчеркивал, что их действия являются механическими. Например, запасы, создаваемые пчелами и муравьями, не соответствуют их нуждам и собраны без всякого намерения, хотя многие его современники склонны были рассматривать эти и подобные им явления как проявления "разума" и "предусмотрительности". Полемизируя с ними, Бюффон подчеркивал, что такие явления, сколь бы сложными и запутанными они ни казались, можно объяснить и не приписывая животным подобных способностей. В трудах Бюффона нельзя найти описания тех форм поведения, которые можно было бы отнести собственно к проявлениям рассудочной деятельности. Однако при описании "естественной истории" отдельных видов он указывал, что одни животные "умнее" других, констатируя тем самым различия в уровне развития их умственных способностей.

Заслуга Бюффона состоит в том, что он выступил против использования понятия "разум" для описания более элементарных форм поведения животных и тем самым способствовал созданию предпосылок для классификации форм поведения. В то же время, хотя/ Бюффон и не использовал термин "инстинкт", при анализе поведения насекомых он был близок к выделению этого понятия.
Г. Реймарус. Немецкий ученый Г. Реймарус (1694–1768) был профессором математики и языковедения Гамбургской академии. Ему принадлежит одно из первых определений инстинкта. Согласно его мнению, все действия, которые проявляются без индивидуального опыта и которые все животные данного вида сразу после рождения выполняют одинаковым образом, следует рассматривать "как чистое последствие естественного и врожденного инстинкта, независимое от намерения, размышления и изобретательности". Таким образом, в этом определении уже подчеркиваются две характерные черты инстинктивной деятельности: шаблонность выполнения действия и возможность его выполнения без предшествующего индивидуального опыта.
По представлениям
Реймаруса, инстинктивные действия объединяются в достаточно ясно очерченную группу актов поведения, которая отлична от других форм поведения животных. Наряду с инстинктами Реймарус допускал наличие у животных действий, которые можно сопоставить с разумным поведением человека. В эту категорию он включал прежде всего способности к подражанию и обучению.
Ж.-Б. Ламарк. Французский естествоиспытатель Жан-Батист Ла-марк (1744–1829) построил ставшую знаменитой теорию эволюции в значительной степени на основе изучения поведения – формирования привычек у животных. Он уделял большое внимание строению и функциям нервной системы и охарактеризовал основные черты поведения человека и животных. Определения, которые дал Ламарк, предвосхитили некоторые более поздние идеи физиологии. Он обратил внимание на параллелизм усложнения строения нервной системы и поведения животных разного уровня филогенетического развития.
Ф. Кювье. Одним из первых, кто экспериментально исследовал некоторые проявления поведения животных и дал им сравнительную оценку, был директор Парижского зоопарка Ф.
Кювье (1773– 1837), брат знаменитого палеонтолога. Он описал и сопоставил поведение млекопитающих нескольких групп (грызунов, жвачных, лошадей, слонов, приматов, хищных) и проанализировал его в поисках границы между инстинктом и "разумом".
Особую известность имели его опыты с бобрами, воспитанными в неволе в изоляции от сородичей. Молодые животные успешно строили свои хатки, несмотря на содержание в не подходящих для этого условиях и на отсутствие возможности научиться таким действиям у взрослых бобров. Это был первый в истории науки достаточно четкий так называемый депривационный эксперимент (см.: 7.3.2), т.е. опыт по воспитанию животного в изоляции от действия необходимых для него факторов внешней среды. На основании своих исследований
Ф. Кювье сделал вывод, что удивительные по "целесообразности" и "разумности" постройки бобров есть не что иное как проявление инстинкта.
Ч. Дарвин. Огромную роль в развитии науки о поведении сыграло учение Чарльза
Дарвина (1809–1882), в первую очередь благодаря широкому использованию сравнительной методологии, применение которой в других областях биологических исследований
(морфологии, психологии, эмбриологии и др.) обогатило не только эмпирическую, но и теоретическую биологию. В книге "О выражении эмоций у животных и человека" (1953) обобщены результаты предпринятых им исследований "выразительных движений" у животных, главным образом приматов, и проведено их сопоставление с мимикой человека. Проявления ощущений у животных и человека имеют, по Дарвину, много черт сходства. Он писал:
"Некоторые формы выражения эмоций человека, такие как вздыбливание волос под влиянием крайнего испуга или оскаливание зубов во время приступа ярости, едва ли можно понять, если не предположить, что некогда человек существовал в более примитивном и звероподобном состоянии. Общность некоторых способов выражения эмоций у различных, но близких видов, как, например, движение одних и тех же мышц во время смеха у человека и различных обезьян, представляется более осмысленным, если предположить, что они происходят от одного предка".

Собранные Дарвином многочисленные факты о поведении животных в естественных условиях и в неволе позволили ему четко выделить три основные категории поведения; инстинкт, способность к обучению и элементарную "способность к рассуждению". Он определял инстинкты как акты, которые могут быть выполнены после некоторого опыта одинаково многими особями одного вида, без понимания цели, с которой эти действия производятся. Дарвин считал, что признаки поведения, как и морфологические признаки, характеризуются наследственной изменчивостью. На примере нескольких инстинктов он показал возможные пути формирования признаков поведения "путем медленного накопления многочисленных слабых, но полезных уклонений", которые "обязаны своим возникновением тем же причинам, какие вызывают изменения в строении тела".
Эти положения Дарвин иллюстрирует в "Происхождении видов" и в ряде статей, рассматривая возможные пути формирования таких видов поведения, как инстинкт размножения у кукушки, строительный инстинкт пчел и "рабовладельческий" инстинкт муравьев (см.: 6.1).
2.3.
Непосредственные предшественники классической этологии
Д. Сполдинг. Английский ученый Д. Сполдинг (1840–1877) одним из первых (1872) исследовал поведение животных экспериментально, главным образом в процессе развития.
Подобно Ф. Кювье (см. выше), он применил депривационный метод при изучении онтогенеза поведения птиц. Чтобы исключить влияние тренировки на формирование способности птиц к полету, он помещал птенцов ласточек в тесные клетки, где они были лишены возможности не только летать, но и шевелить крыльями. В возрасте, когда живущие на воле ласточки обычно начинают летать, он выпускал своих пленниц из клеток и видел, что их полет ничем не отличался от обычного. На основании своих экспериментов ученый высказал предположение, что, наряду с поведением, которое формируется путем обучения, существуют и врожденные его формы, проявляющиеся в соответствующий период развития без специального опыта или обучения.
Работы Спеллинга, на некоторое время забытые, нашли свое продолжение и подтверждение в исследованиях Уитмена и Хейнрота.
Ч. Уитмен. Американский зоолог Чарльз Уитмен (1875–1929) внес крупный вклад в сравнительное описание поведения животных, а также первым начал исследовать поведение межвидовых гибридов птиц. Вслед за Дарвином Уитмен подчеркивал, что поведение животных можно изучать с эволюционных позиций подобно тому, как изучают строение тела. Занимаясь систематикой птиц, Уитмен столкнулся с трудностями при классификации некоторых видов по признакам строения тела и отыскивал другие, более устойчивые характеристики. Для отряда голубеобразных, например, таким признаком оказался способ питья. Как известно, подавляющее большинство птиц сначала набирает воду в рот, а затем проглатывает ее, запрокидывая голову назад. Исключение составляют голубеобразные, которые при питье совершают сосательные движения и глотают воду, не запрокидывая головы. Интересно отметить, что этот признак оказался единственным, однозначно объединяющим всех птиц данного отряда, тогда как по морфологическим признакам отдельные группы видов различались довольно сильно. Используя в качестве критерия данный признак, удалось установить, что голуби и ржанки относятся к разным систематическим группам, а не к одной, как предполагали ранее. Исследования Уитмена дают классические примеры поведенческих признаков, имеющих таксономическое значение. Впоследствии в работах этологов этот вопрос получил широкое оснащение.
О. Хейнрот. Германский орнитолог Оскар Хейнрот (1875–1945) исследовал поведение птиц, выращенных в зоопарке. Подобно Уитмену, он пытался обнаружить характерные для вида признаки поведения, которые можно было бы использовать в систематике. Хейнрот сосредоточил внимание на различных видоспецифических стереотипных движениях и голосовых реакциях. Он пришел к выводу, что многие, хотя далеко не все, такие реакции имеют наследственную основу и не требуют для своего проявления специального обучения.

Сопоставляя формы подобных реакций у птиц родственных видов, он прослеживал пути их эволюции и использовал эти данные для установления филогенетического родства между видами. Хейнрот изучал также внутривидовое общение птиц и обратил внимание на параллелизм в выраженности специфических телодвижений и поз и связанных с ними морфологических признаков (например, особенностей оперения птиц и тех движений, при совершении которых оперение приобретает сигнальное значение). Он предположил, что это обусловлено параллельным развитием обеих групп признаков в процессе эволюции.
Работы Хейнрота оказали прямое влияние на формирование научных представлений его ученика, основоположника этологии К. Лоренца.
У. Крэг. Ученик и последователь Уитмена американский исследователь Уоллес Крэг
(1876–1954) в своей работе "Влечения и антипатии как составляющие инстинкта" (1918) пришел к выводу, что поведение зависит не только от действующих на животное раздражителей, но и от его внутренних потребностей. Он сделал первый шаг от чисто описательной к аналитической форме исследования поведения, предложив подразделить инстинкт на три главных компонента:
• влечение, или побуждение (drive), которое требует удовлетворе ния;
• поисковое поведение (appetitive behavior);
• завершающее действие (consummatory act), которое осуществля ется после прекращения поискового поведения, т.е. когда раз дражитель, удовлетворяющий побуждение, найден.
Выполнение завершающего действия приводит, по Крэгу, к снижению или полному исчезновению вызвавшего данное поведение побуждения.
В дальнейшем эти положения Крэга были развиты в работах этологов и легли в основу классической этологической концепции.
К. Ллойд-Морган. Английский психолог Конвей Ллойд-Морган (1852–1936) одним из первых обратился к проблеме соотношения инстинктов и обучения в поведении животных. В книге "Привычка и инстинкт" Ллойд-Морган рассматривал возможность изменения инстинктов под влиянием индивидуального опыта. Тщательно отграничивая все унаследованное, инстинктивное от индивидуально приобретенного, он в то же время обращал внимание на постоянное переплетение этих компонентов в поведении животного. В результате накопления индивидуального опыта инстинктивные действия могут видоизменяться, образуя комплексы поведенческих реакций, которые Ллойд-Морган назвал инстинктивными привычками.
Вместе с тем Ллойд-Морган одним из первых обратил внимание на тот факт, что наследуются не только инстинкты, но и способность к усвоению определенных видов индивидуального опыта.
Согласно представлению Ллойда-Моргана, зависимость между наследственными и ненаследственными изменениями сводится к следующему: изменение условий существования вызывает в силу "природной пластичности" ненаследственные адаптивные изменения. Те особи, природная пластичность поведения которых обеспечивает изменения, адекватные новым условиям, выживают. Однако результаты возникающей модификации ненаследственны, т.е., как говорили в конце прошлого века, "не передаются зародышевой субстанции". В то же время могут встречаться и наследственные изменения, направление которых будет таким же, как и у адаптивных модификаций. Эти изменения не будут устраняться естественным отбором. Таким путем происходит формирование наследственного предрасположения к адаптивно возникающим модификациям, "наследственное закрепление" результатов первоначально ненаследственного приспособительного изменения. Ллойд-Морган писал, что чем дальше продолжить этот процесс, тем заметнее становится предрасположение, и больше делается склонность к наследственным вариациям, во всех отношениях соответствующим постоянным пластическим модификациям. Следует отметить, что эту концепцию ни в коем случае не следует смешивать с бытовавшим некоторое время в отечественной биологии представлением о "наследовании приобретенных признаков", получившим название "неоламаркизма".
Представления Ллойда-Моргана о роли ненаследственных изменений в происхождении наследственных признаков организма развили И.И. Шмальгаузен (1946) и B.C. Кирпичников

(1940), сформулировав представления о "косвенном" и "стабилизирующем" отборе.
Ллойду-Моргану принадлежит также инициатива исследования процесса обучения у животных, успешно реализованная его учеником Э. Торндайком. Считается, что именно после его лекций в Гарвардском университете в 1896 г. тот начал свои работы (см.: 2.6.1).
В своих работах он выступал против антропоморфизма в трактовке феноменов поведения животных. Он известен как автор "Канона" или "Правила экономии", носящих его имя.
Согласно этому правилу, "то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале". Это положение особенно важно при анализе и трактовке сложных форм поведения животных, которые можно считать проявлениями разума.
Я. Юкскюль. Немецкий исследователь Якоб фон Юкскюль (1864– 1944) считается одним из "отцов" классической этологии. Он широко известен благодаря концепции о существовании у каждого вида животных специфического, т.е. характерного только для него, перцептивного мира "окружения" (umwelt). Из огромного разнообразия стимулов, действующих на животное, лишь небольшое их число вызывает ответную реакцию. Юкскюль привел следующий, ставший хрестоматийным пример такой специфичности стимулов. Оплодотворенная самка клеща, находясь на конце ветки растения, пребывает в состоянии готовности отложить яйца. Однако специфическим раздражителем, который "разрешает" ей перейти к этому процессу, является запах масляной кислоты – продукта секреции кожных желез млекопитающих. Этот запах служит сигналом, по которому она перестает удерживаться на растении и падает на проходящее мимо животное, в кожу которого и откладывает яйца.
Представления Юкскюля о специфичности действия стимулов послужили основой концепции ключевых раздражителей, или релизе -ров, в классической этологии (см.: 3.4).
Ф.Я.И. Бейтендийк. Нидерландский ученый Ф.Я.И. Бейтендийк (1887–1974) довольно широко известен своими трудами в области философии антропологии, тогда как его исследования в области сравнительной психологии известны значительно меньше. Он был учегакоц фон Юкскюля и в своих ранних работах пытался объективными методами исследовать присущие животным организмам "пространственные и временные структуры поведения", реализуемые на основе процесса "сенсомоторной селекции", специфичной для каждого вида.
Его исследования были также посвящены сенсомо-торному научению, формированию условных рефлексов с элементами предвидения, описанию межвидовых агрессивных контактов, анализу игр животных и многим другим проблемам. Многие выводы и теоретические положения Бейтендийка остаются малоизвестными и по сей день, хотя лежат в русле концептуальных и методологических подходов, свойственных сравнительной этологии.
У. Джеймс. Один из основоположников современной психофизиологии американский ученый Уильям Джеймс (1842–1910) дал определение инстинкта как "способности действовать целесообразно, но без сознательного предвидения цели, и без предварительной выучки производить данное целесообразное действие" (Джеймс, 1902). Приводя примеры целесообразности инстинктивных действий, Джеймс отмечает, что нервная система животного обеспечивает "предорганизованный комплекс" реакций, который, однако, вызывается не простой стимуляцией, а "чувственными впечатлениями, восприятием или образом". Он считал необходимым допустить, что каждое существо рождается приспособленным к восприятию определенных объектов среды, подобно тому как ключ соответствует замку (сравните с "ключевыми стимулами": 3.4).
Представления Джеймса об инстинктах включали и другие понятия, которые предвосхитили концепции классической этологии. В частности, он постулировал представления о специфической мотивации, о критических периодах в формировании инстинктивных действий и об их взаимодействии с навыками в ходе приобретения животным индивидуального опыта.
Интересно отметить, что Джеймс не согласился с распространенной в его время точкой зрения, что ввиду высокого уровня развития интеллекта человек обладает малым числом инстинктов. Он, напротив, утверждал, что у человека больше различных инстинктов, чем у
животных, которые, однако, оказываются "замаскированными" его способностью к обучению и мышлению. Это представление впоследствии получило подтверждение и развитие в работах по этологии человека (см.: 4.9).
Важно, что концепция инстинкта была для Джеймса лишь частью его общих представлений о поведении. Для объяснения феноменов поведения он привлекал представления о существовании трех четких механизмов, среди которых инстинкт был третьим, а первыми двумя соответственно – идеомоторный механизм произвольных действий и навык, который представлялся ему как своего рода "короткое замыкание" сознательных действий при повторениях произвольных актов.
У. Мак-Дугалл. Уильям Мак-Дугалл (1871–1938), знаменитый англо-американский психолог, автор "Введения в социальную психологию", создал теорию "психической целенаправленности". В соответствии с ней, инстинкт (но не в понимании этологов.– Прим, авторов) не только регулирует поведение, но обеспечивает также и основу для субъективного опыта, стремления и направленности к цели. Он полагал, что все наши желания исходят из инстинктов. Эмоции, а также чувства, желания и стремления составляют субъективный аспект инстинкта, тогда как результирующее поведение, достигающее цели, есть объективный аспект инстинкта, общий для человека и животных. Он считал, что все поведение человека инстинктивно по своему происхождению и лишь видоизменяется под влиянием опыта. По его мнению, для объяснения действий человека недостаточно предположить у него наличие идеи о действии. Более важно и существенно объяснить, почему он хочет действовать именно так.
Мак-Дугтал приводил столь обширный, практически бесконечный перечень инстинктов человека, что он наглядно демонстрировал слабые места его концепции. "Заблуждения номинализма", обнаружившиеся в его стремлении "назвать", а значит, как ему представлялось, и объяснить этот феномен, также были очевидны. Д. Дьюсбери (1981) считает, что концепция
Мак-Дугалла внушила психологам весьма скептическое отношение к теории инстинкта. В полной мере оно выявилось лишь позднее, когда в спорах между этологами и психологами стала зарождаться современная концепция поведения.
2.4.
Возникновение этологии как самостоятельной науки
Начиная с середины 30-х годов XX в., одним из направлений в изучении поведения становится этология. Она возникла на основе данных, накопленных зоологией (в основном орнитологией), и руководствовалась принципами эволюционного учения. Это направление развивалось сначала как альтернатива строго лабораторной науке, какой была сравнительная психология. Благодаря контакту этологов с популяционной биологией и генетикой возникли такие современные направления науки о поведении, как социобиология и генетика поведения.
Более того, активная конфронтация концепций этологов и приверженцев сравнительной психологии со временем уступила место попыткам синтеза этих направлений (см.: Хайнд, 1975;
Гороховская, 1998).
Логическим продолжением работы этологов по функциональным поведенческим адаптациям является и экоэтология – то направление современной науки о поведении, в котором оценивается "энергетическая" сторона активности животного.
Поведение рассматривается здесь с точки зрения "затрат" и "выигрышей" как в плане выживания индивида, так и в плане создания благоприятных условий для существования популяции или вида (см.: 6.5.1). Логическое развитие сравнительной этологии составляют исследования инстинктивных компонентов поведения человека (см.: 4.7).
Основоположники этологии определяли ее как "объективное изучение инстинктивных движений" (Н. Тинберген) или как "морфологию поведения животных" (К. Лоренц). Наиболее полное и исчерпывающее определение этологии следующее: "Этология – это изучение жизни особи и ее поведения в естественной для нее среде". Этологические исследования должны были удовлетворять по крайней мере следующим необходимым условиям. Они должны:
1) базироваться на количественной оценке данных;
2) включать сравнительный анализ полученных результатов;
3) учитывать экологическую специфику вида;

перейти в каталог файлов
связь с админом