Главная страница
qrcode

Штюрмер Опасности в туризме, мнимые и действ_1983 ---Турист18. Опасности в туризме, мнимые и действительныеАвтор Ю. А. ШтюрмерМосква, Физкультура и спорт , 1983 г


НазваниеОпасности в туризме, мнимые и действительныеАвтор Ю. А. ШтюрмерМосква, Физкультура и спорт , 1983 г
АнкорШтюрмер Опасности в туризме, мнимые и действ 1983 ---Турист18.pdf
Дата07.08.2018
Размер0,51 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаShtyurmer_Opasnosti_v_turizme_mnimye_i_deystv_1983_---Turist18.p
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#50888
страница1 из 15
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Опасности в туризме, мнимые и
действительные
Автор: Ю.А. Штюрмер
Москва, "Физкультура и спорт", 1983 г.
Сканирование и обработка текста: Петр Сломинский (Москва)
Содержание:
Предисловие
От автора
Постановка вопроса
Маршрут как источник опасности
Виновато ли снаряжение?
Личная подверженность опасности
Опасность неопытности
Паническое состояние
Определяющая роль дисциплины и сознательности
Комплекс причин и общественное мнение
Участие общества в решении проблемы
Заключение
Предисловие
Проблема обеспечения безопасности путешествий - одна из самых важных (если не самая важная!) и в то же время одна из самых сложных проблем туристского движения. В походе всегда присутствует элемент случайности, и устранить его мы не можем, как не можем вообще устранить случайность из нашей жизни. Однако, если бесполезно ставить себе задачу устранить всякую случайность, то стремиться свести ее к минимуму вполне возможно.
К сожалению, мы еще только подходим к разработке комплекса мер, обеспечивающих безопасность путешествий.
Книга мастера спорта Ю.А. Штюрмера "Опасности в туризме, мнимые и действительные" - первая серьезная попытка систематического анализа имеющихся на сегодня данных о причинах несчастных случаев в
туристских путешествиях.
До настоящего времени все публикации на эту тему помещались только в периодической печати
(притом очень редко) и ограничивались, как правило, морально-этической стороной отдельных случаев. Журналистская хлесткость подобных статей подчас была обратно пропорциональной их деловому, практическому значению. Такой уровень информации, а тем более обобщения, необходимого для тех или иных практических выводов, безусловно, недостаточен и не соответствует социальной значимости проблемы. Книга Ю.А. Штюрмера призвана заполнить, а точнее, начать заполнение этого пробела в спортивной литературе.
По существу, книга Ю.А. Штюрмера закладывает основы планомерной работы над созданием и проведением в
жизнь системы мероприятий,
направленных на обеспечение безопасности туристских походов в специфических условиях нашей страны.
Последнее особенно хочется подчеркнуть, ибо опыт хорошо действующих на Западе спасательных служб - таких, как "Бергреттунгсдинст" в Австрии или "Бергвахт" в ФРГ, - не переносим на нашу почву. На Западе туризм, связанный с активными способами передвижения, комплексно сосредоточен в очень локальных районах, с учетом чего и строится организация спасательной
1
службы. В условиях огромных пространств нашей страны мы не можем копировать используемую там систему.
В своей книге Ю.А. Штюрмер рассматривает накопленный у нас позитивный опыт обеспечения безопасности (работа консультационных пунктов и маршрутных комиссий, назначение контрольных пунктов и сроков и т.д.), намечает возможные пути улучшения и акцентирует внимание на знании принципов возникновения опасности каждым руководителем похода, каждым туристом.
Несомненная удача автора - разбор вопроса о причинной роли маршрута. Ю.А. Штюрмер убедительно показал, например, что бывший в течение многих лет своего рода пугалом Кольский полуостров по печальным последствиям во много раз уступает традиционному Кавказу, хотя путешествия по последнему всегда вызывали самое благодушное отношение.
То же можно сказать и о значении снаряжения. Ссылки на его недостаточное количество и неудовлетворительное качество широко распространены и для многих работников туризма заменяют практическую подготовку туристских кадров и организацию путешествий. Вместе с тем в действительности не известно ни одного несчастного случая, который был бы явно и однозначно обусловлен снаряжением, и, наоборот, известно множество случаев, вызванных неумением обращаться с
ним.
Эти два вопроса выделены нами потому, что Ю.А. Штюрмер впервые поставил их в такой плоскости и убедительно обосновал свою позицию. Но и другие основные положения книги не менее бесспорны, поскольку базируются на действительных фактах и на обширном многолетнем опыте, который накоплен маршрутно-квалификационными комиссиями, накоплен, но не обобщен и тем более не опубликован для широкого читателя.
Книга Ю.А. Штюрмера будет иметь наибольшее значение для тех, кто вступает в большой туризм и желает заниматься им серьезно. Располагая сейчас уже достаточными возможностями для выбора и разработки маршрута (литература по основным районам, отчеты о путешествиях, система консультаций, взаимная информация), эти люди сталкиваются с отсутствием современной литературы по коренным вопросам обеспечения безопасности путешествия, которая помогла бы им выработать правильные принципы собственного поведения в туризме. Очевидно большое значение книги для маршрутно-квалификационных комиссий. И, наконец, для самого широкого круга читателей-туристов книга будет полезна и интересна комплексным подходом к вопросу, конкретностью приводимых фактов и примеров, наконец, близостью отмеченного и проанализированного автором к собственным переживаниям и впечатлениям.
Особое значение приобретает выход в свет второго дополненного новыми данными издания книги
Ю.А.Штюрмера в связи с постановлением Спорткомитета СССР "О недостатках в организации и проведении самодеятельных туристских походов" ("Советский спорт" от 11 июня 1983 г.). Многие вопросы, затронутые в нем (касающиеся, в частности, улучшения организации и проведения походов, обеспечения их безопасности, повышения качества учебно-тренировочного и воспитательного процесса по туризму, усиления профилактической работы по предотвращению травм и трагических случаев в ходе проведения путешествия), находят в книге конкретное объяснение, обоснование и решение. В этом смысле книга послужит туристам, активу туристских секций, а также работникам по туризму и экскурсиям незаменимым руководством.
В. Тихомиров, мастер спорта СССР по туризму, председатель центральной маршрутно-квалификационной комиссии
К. Бардин, мастер спорта СССР по туризму
От автора
Что такое травмы вообще и какой ущерб терпит от них человечество, легко себе представить, если вспомнить, что травматизм в результате несчастных случаев во всех частях планеты - сейчас одна из главных причин смерти людей. Для ряда экономически развитых государств гибель от травм в несколько раз превосходит смертность от всех инфекционных и многих других болезней вместе взятых. Только в результате дорожно-транспортных происшествий в мире ежегодно погибает около
200 тысяч человек, что, по словам одного английского исследователя, равносильно "постоянному
2
состоянию войны среднего масштаба".
Вносит свою печальную лепту в травматизм и туризм. Во Франции и Японии, например, на горных маршрутах гибнет более чем по 100 человек в год, в Альпах ежегодно хоронят 300-400 альпинистов и горных туристов. В таких ограниченных по площади районах, как Польские Высокие Татры, гибнет в год до 30 любителей путешествий, на склонах и в долинах, прилегающих к Монблану, - до
60. Еще больше жертв дают происшествия с туристами на воде и во время автопутешествий.
Настораживает, что число случаев со смертельным исходом, по данным зарубежных спасательных служб, ежегодно возрастает на 13,5-17%. Большинство из них происходит с наиболее активными и перспективными членами общества - молодежью, людьми в расцвете сил.
Конечно, из основных видов несчастных случаев - на производстве, в быту, на транспорте - спортивные травмы (а именно к ним обычно относят травмы на туристских маршрутах) составляют, по данным Центрального института травматологии и ортопедии, всего 2-3% от их общего количества. Значительно меньше и абсолютное количество несчастных случаев в нашем туризме по сравнению с рядом западных стран. Однако подобное сравнение не должно успокаивать: зарубежные показатели не могут быть в этом вопросе эталоном, да и, как известно, чужая болезнь не лечит собственную...
В основах законодательства о здравоохранении СССР специально оговорен долг гражданина - бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. Поэтому бывает досадно, когда вместо оздоровления туризм приносит некоторым заболевания, вместо спортивного совершенствования - растяжения, переломы, ожоги, обморожения. Конечно, таких безусловное меньшинство, и их доля в общей многомиллионной массе туристов в связи с повышением мастерства путешественников, улучшением снаряжения, накоплением опыта из года в год уменьшается. Но нельзя забывать и о необычайно интенсивном росте числа тех, кто вливается ежегодно в армию путешественников, вливается, возможно, еще без необходимого опыта и навыков, без знания опасностей, которые могут поджидать человека на маршруте, без умения успешно избегать или преодолевать их.
Помочь в обеспечении безопасности таких людей - цель данной книги. Вместе с тем пусть читатель не ищет в ней конкретного описания всех опасностей на туристском маршруте, не пытается найти инструкций по спасению утопающего или оказанию первой помощи укушенному ядовитой змеей.
Ниже затрагиваются только вопросы профилактики туристского травматизма, причем в их наиболее общем виде.
Автор отдает себе отчет в том, что его выводы погут в будущем потребовать уточнения. На современном уровне наших знаний о природе и источниках несчастных случаев на туристских тропах этот недостаток объясняется отсутствием учета всех "ЧП" (особенно легких и средней тяжести) как в условиях туристских походов, так и при проведении досуга человеком вообще. К сожалению, многие люди склонны считать время отдыха только своим личным временем, а несчастье, случившееся при этом, - исключительно личным делом. Отсюда и малая информированность организаций, которые могли бы принять меры против повторения нежелательных происшествий.
За 10 лет, прошедших с момента выхода в свет первого издания этой книги, накоплен новый большой (увы!) фактический материал, наши знания о причинах и тенденциях туристского травматизма обогатились свежими идеями. За тот же срок в нашей стране и за рубежом опубликовано немало интересных статей и книг по проблемам профилактики травматизма, особенно в
горной местности.
Все это потребовало уточнения и новой обработки статистических данных, пересмотра (с учетом возможного сравнения отдельных показателей в динамике за десятилетний период) результатов проведенного ранее анализа, дальнейшего развития идей, высказанных в первом издании. Книга в ряде глав переработана и дополнена, включена новая глава "Участие общества в решении проблемы".
Вместе с тем концепция книги, как в большом, так и малом, изменений практически не претерпела: ни факты, ни исследования специалистов не опровергли высказанных ранее автором предположений о роли и месте тех или иных реальных и мнимых опасностей в туризме, о конкретных и наиболее действенных направлениях приложения профилактических усилий.
Прежде чем перейти к теме, следует оговорить некоторые особенности учета анализируемого материала, принятые в книге методы повышения его достоверности.
3

Особенность учета несчастных случаев с туристами - ведомственный подход, который определяет, к сожалению, неполноту получаемых сведений. Дело не только в том, что без четкой классификации, кто и в каких условиях может считаться туристом, трудно отнести те или иные травмы к "туристским" (в связи с чем значительное число неорганизованных путешественников и несчастных случаев с ними выпадает из учета), но и в том, что поступающие сведения о травмах различной тяжести имеют существенную разницу по своей полноте.
Второе- учет несчастных случаев разноведомствен: то, что случилось на маршрутах (особенно с активными способами передвижения), фиксируется туристской контрольно-спасательной службой; происшествия, связанные с авариями транспорта, принадлежащего туристским учреждениям, - структурными подразделениями, отвечающими за технику безопасности; дорожно-транспортные происшествия при перевозках туристов на рейсовом транспорте - государственной автомобильной инспекцией; гибель путешественников в море и во внутренних водоемах - чаще всего органами общества спасения на водах. Предполагаемое суммирование этих данных в туристских контрольно-спасательных службах не всегда осуществляется. Кроме того, каждое ведомство имеет свою методику учета,
со своими специфическими погрешностями.
В результате, если о травмах с летальным исходом на плановых маршрутах, как правило, известно многое, то из травм средней тяжести лишь одна десятая-двадца-тая становится достоянием общественности, а легкие травмы, аварийные ситуации, не окончившиеся трагически, случаи потери ориентировки и срывов контрольных сроков бывают известны только при включении в поиск или в иную помощь контрольно-спасательной службы. Иначе говоря, коэффициент достоверности получаемых данных варьируется для различных форм организации туризма и вида происшествий от единицы до ее десятых и даже сотых долей.
Дефицит фактического материала и другие причины вынуждали ряд исследователей
(отечественных и зарубежных) собирать на одну чашу весов все им известные, хотя и явно неравноценные, а порой и взаимоисключающие друг друга случаи, объединять травмы разной тяжести и строить на этом конгломерате математически стройную, но субъективную картину причинности различных факторов в несчастных случаях на туристских маршрутах.
Для повышения правдивости результатов автор счел целесообразным в своих выводах базироваться в основном лишь на наиболее достоверных данных о несчастных случаях, окончившихся гибелью туристов (в тексте они иногда называются "тяжелыми травмами"). При необходимости использовались материалы и о других происшествиях с путешественниками, но это особо оговаривается,
а сами разнородные факты не суммируются.
Другим путем к повышению реальности картины явился сбор и анализ не только ведомственных материалов, но и обширных данных, накопленных на местах старшими инструкторами и врачами турбаз, активистами федераций туризма, маршрутно-квалификационных комиссий, контрольно- спасательной службы, туристских секций. Продуктивным оказалось привлечение данных из других ведомств и организаций, параллельно занимающихся проблемами профилактики несчастных случаев, а также материалов из иных областей знаний и дисциплин - рекреационной и медицинской географии, техники безопасности, социальной травматологии и психофизиологии.
Учитывая относительную полноту анализируемых фактов и их возможное предвзятое искажение
(связанное, в частности, с нежеланием отчитывающихся выглядеть слишком плохо в таком чреватом организационными последствиями вопросе, как обеспечение безопасности людей), в книге не приводятся абсолютные цифры, а точность относительных ограничивается целыми процентами.
Автор выражает глубокую признательность за предоставленные материалы и высказанные идеи всем своим добровольным корреспондентам и считает, что наибольшую роль в создании этой книги сыграл коллективный опыт, накопленный туристами - членами маршрутно- квалификационных комиссий и контрольно-спасательных отрядов - теми, с кем автору довелось много лет работать в тесном контакте.
4

Постановка вопроса
Чтобы действовать с какими-либо шансами на успех,
надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать.
К. Маркс
Несчастный случай в туризме...
Что это такое? Раз случай, то можно предположить, что речь идет о событии или явлении случайном, неожиданном. Упал, например, на лыжном спуске один из туристов и получил травму.
Для пострадавшего это произошло неожиданно: он не был готов к падению, не ожидал болезненного результата, и вред (с его точки зрения) был причинен ему случайно. Постороннему же наблюдателю такое падение и травма могли представиться, наоборот, как закономерное следствие неумения человека пользоваться горнолыжной, техникой или следствие чрезмерной крутизны склона.
Значит, при всей внешней неожиданности несчастных случаев нельзя утверждать, что их невозможно предвидеть. Значит, неожиданность несчастного случая - это в определенной мере оценка субъективная, отражающая точку зрения "заинтересованного лица".
Вторая черта несчастного случая - его непреднамеренность и нецелеосознанность. Без этого качества он перестает быть "случаем", а переходит в категорию умышленных и заранее спланированных действий, направленных на причинение вреда другим или себе. Отсутствие целеосознанности ошибочных действий не означает, однако, что тот, по вине которого произошло печальное происшествие, не несет ответственности за свой поступок.
Определение "несчастный" раскрывает третью особенность события: оно принесло беду, несчастье для здоровья человека. Поэтому к несчастным случаям нельзя относить так называемые опасные ситуации, которые не причинили вреда здоровью туристов, например благополучный переворот байдарки на порожистом участке реки. Неоправдан, по-видимому, и получивший определенное распространение как синоним несчастного случая термин "туристская авария", поскольку он отражает не травматизм людей, а повреждение судна, машины, вообще механической части или снаряжения и связанные с этим убытки, что в туристском путешествии обычно не является определяющим.
Вред здоровью туриста может быть причинен различным путем: ударом камня, укусом животного, попаданием воды в дыхательные пути, поэтому травмы, как правило, происходят при опасном воздействии внешней среды. Для походных условий к разряду несчастных случаев приходится иногда относить и внутренние болезненные процессы в организме - сердечный приступ, острый приступ аппендицита, припадок эпилепсии, когда повреждение организма происходит быстротечно, а само событие кратковременно. Вместе с тем повреждения организма, связанные с длительным воздействием неблагоприятных факторов, следует, вероятно, считать своеобразными туристскими "профессиональными"
заболеваниями.
К последним по аналогии можно отнести многие из приводимой ниже выдержки из "Перечня"
( Г.А. Минаев, Н.И. Шатько. Техника безопасности на топографо-геодезических работах. М., 1962.)
И наконец, о распространении понятия несчастного случая на различные виды туризма. Вероятно, неправильно все печальные происшествия, связанные с травмированием людей в процессе путешествия, относить к "туристским" несчастным случаям. Ведь под туристом, по энциклопедическому определению, можно понимать любого путешествующего "из любознательности или с целью отдыха и развлечения", а по современным зарубежным понятиям вообще всякого, кто временно и добровольно переменил место жительства не с целью заработка.
Разбирать их травматизм так же бесперспективно, как оценивать, например, производственный травматизм парикмахеров по тому, сколько из них сбито автомашинами на улицах, ушиблось при падении на катке или отравилось испорченными консервами. Относить несчастный случай к туризму, вероятно, справедливо только тогда, когда речь идет об активной части туризма, входящего наравне с гимнастикой, легкой атлетикой и другими видами спорта в единую систему физического воспитания. А травмы, полученные в других формах туризма, должны учитываться как полученные в
быту или на транспорте.
С другой стороны, тем, чьи родные или близкие отправились в самодеятельное путешествие, в
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом