Главная страница
qrcode

Штюрмер Опасности в туризме, мнимые и действ_1983 ---Турист18. Опасности в туризме, мнимые и действительныеАвтор Ю. А. ШтюрмерМосква, Физкультура и спорт , 1983 г


НазваниеОпасности в туризме, мнимые и действительныеАвтор Ю. А. ШтюрмерМосква, Физкультура и спорт , 1983 г
АнкорШтюрмер Опасности в туризме, мнимые и действ 1983 ---Турист18.pdf
Дата07.08.2018
Размер0,51 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаShtyurmer_Opasnosti_v_turizme_mnimye_i_deystv_1983_---Turist18.p
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#50888
страница7 из 15
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15

30
регулярном применении, вероятно, может послужить достаточно эффективным средством обучения туристов правильному распределению своего внимания и поможет снизить их подверженность опасности.
Вместе с тем нельзя забывать о реальных способностях человека: опыт показывает, что одновременно наблюдать более чем за 2-3 объектами в туризме практически невозможно. Если с высокой степенью напряжения следить даже только за одним объектом (например, находясь на страховке), то уже через 15-20 минут, как правило, ослабляется внимание и одновременно повышается чувствительность к отвлекающим факторам. В таких случаях приходится часто менять наблюдателя, работать с дублером или чередовать объекты наблюдений между туристами, потому что сознательное переключение внимания всегда требует меньшего напряжения, чем его длительная концентрация.
Кстати, еще одно преимущество опытного туриста перед неопытным - умение при необходимости собрать свое внимание "в кулак", а когда нужно - ослабить его и создать паузу для отдыха. Важно знать, когда и где допустимо переключать свое внимание. Опытный турист может порой и на сложном участке одновременно делать два дела - одно, связанное с преодолением препятствия, а второе, наоборот, отвлекающее от него. И не всегда последнее будет помехой в основной деятельности. Пока отвлекающие действия - будь то воспоминания, разговоры, песня - не вызывают торможения нервных центров, обслуживающих основную работу туриста, их влияние может быть только положительным. Ведь эти посторонние дела снимают монотонность нагрузки
(например, однообразное движение под рюкзаком), выступают в качестве внутреннего возбуждающего фактора и тем самым положительно воздействуют на работоспособность путешественника, не ослабляя его внимания к обеспечению безопасности.
Определение конкретной значимости в несчастных случаях факторов, которые слагают понятие "неопытность", затруднено тем, что они, как правило, бывают тесно переплетены: низкой физической подготовке обычно сопутствует техническая неграмотность, незнанию опасности и способов защиты от них - тактическая беспомощность. В целом же главные причины травматизма кроются в недостаточной технической и тактической подготовке туристов. Она вызывает почти половину всех случаев тяжелых травм на маршрутах. Недостаточная физическая подготовка характерна для
30%
подобных травм.
Незнание технических приемов или неправильное их исполнение из-за слабого владения арсеналом технических средств опасно в
большом и
малом.
Неумение правильно, в соответствии со скоростью и мощностью потока, характером препятствий, их сложностью и опасностью, техническими данными плавсредств, управлять байдаркой, лодкой, понтоном, плотом, отсутствие практических навыков пользования ледорубом, веревкой, кошками, крючьями и передвижения по различным формам скального и снежно-ледового рельефа, незнание приемов переправы через реку, организации вынужденного аварийного бивака, разжигания костра без спичек - все это и многие другие просчеты в овладении нужными туристу навыками и умениями могут легко стать причиной несчастного случая.
Взять, например, падения. Туристы (как и другие спортсмены) при падении должны автоматически принимать необходимую стойку и так сгруппировывать свое тело, чтобы не получить серьезной травмы. А о распространении таких травм говорит факт, что, по данным скорой медицинской помощи Москвы, 71% всех несчастных случаев на улицах города связан с падениями, не зависящими от транспорта.
Неумение применить технический прием в туризме может привести к несчастному случаю, как говорят, "на ровном месте". Такие происшествия нередко свидетельствуют о плохой физической подготовке и
незнании элементарных мер безопасности.
Примером может служить тяжелая травма (перелом позвоночника) , полученная одной из обучавшихся на семинаре по подготовке общественных инструкторов туризма в Калининской области. На утренней зарядке две девушки выполняли парное упражнение: стоя спиной друг к другу и сцепившись сзади руками, делали поочередные подъемы партнера при наклоне вперед.
Одна из девушек потеряла равновесие и," падая, увлекла за собой подругу, которая ударилась головой о
землю.
Чтобы избежать подобного, в процессе практического обучения надо изучить 2-3 стандартных положения правильного падения. Так, если турист поскользнулся и падает на правый бок, то он должен быстро прижать к груди подбородок, согнуть колени, вытянуть руки вперед. При
31
прикосновении к земле перенести тяжесть тела на правую ягодицу, сделать перекат к правой лопатке и по возможности сильнее ударить по земле вытянутой правой рукой. При падении назад надо также быстро сгруппироваться - согнуть колени и подобрать подбородок к груди, а опустившись на ягодицы, согнуться в спине и сделать плавный перекат назад. Разучивать эти положения лучше всего в составе группы на пляже или лужайке с густым травостоем.
Техническая и организационная подготовка не может гарантировать безопасности, если путешественники пренебрегли тактической подготовкой. Любое серьезное упущение в тактических знаниях, т.е. в разработке плана похода, его графика, в выборе правильной линии движения на местности,
резко повышает возможность несчастного случая.
Начинаются тактические ошибки обычно с н е п р а-

в ильной разработки маршрута. По крайней мере в актах о несчастных случаях они, как одни из предпосылок происшествий, фигурируют в
20% тяжелого травматизма. Здесь и нарушения требований о постепенности усложнения препятствий (маршрут начинается сразу со сложных участков, на первые дни планируется резкий набор высоты, протяженные и тяжелые переходы) , и отсутствие учета климатических факторов
(путешествие приходится на неблагоприятный сезон, период сильных встречных ветров, наибольшего количества осадков, низких температур), и отсутствие заранее разработанных запасных вариантов движения на случай резкого ухудшения погоды или болезни туристов.
Обычно указанные просчеты сочетаются (и во многом определяются) с недостаточным знанием района будущего маршрута. Неопытность туристов проявляется в том, что они не вникают (по имеющейся специальной литературе, отчетам своих предшественников, другим источникам) во многие частности и тонкости, а иногда и основные проблемы предстоящего им путешествия. В результате ошибки в подборе снаряжения и продуктов питания, в определении оптимальных путей подъезда и отъезда с маршрута, в расчетах проходимости различных участков, километраже, дневных переходов, ходового времени. Наиболее тревожно, когда так же поверхностны бьшают знания об опасных местах и специфических опасных условиях путешествия в новом районе, что лишает туристов возможности заранее подготовиться к встрече с ними.
Зимой 1963 г. пять врачей и студентов московских медицинских вузов отправились от станции
Сивая Маска (Коми АССР) в сторону хребтов Полярного Урала. К путешествию была проделана солидная техническая подготовка: специально сконструированы палатки, печь, взяты нарты с оленьими шкурами, которые должны были заменить на ночлеге в палатке пол и спальные мешки.
Однако тактически медики к походу были не готовы и, зная, что их не выпустят на маршрут, утаили свой план от друзей по институту и от маршрутно-квалификационной комиссии городского клуба туристов.
Первую половину пути прошли удачно. Делая при попутном ветре по твердому насту несколько десятков километров в день, лыжники достигли перевала Хойла и, переждав двухдневную пургу, вышли на восточные, приобские, склоны Урала. Здесь-то и проявились тактические просчеты группы: снег в Зауралье оказался совершенно другого качества - рыхлый, глубокий, без какого-либо намека на настовую корку. Туристам пришлось бросить нарты, а значит, и лишиться теплого ночлега. Проваливаясь выше коленей в снег на недостаточно широких (взятых для жесткого снега) лыжах, они не делали теперь и 10 км в день. Продукты кончались, люди мерзли, впадали в апатию.
Контрольный срок возвращения на работу и в институты был сорван на неделю.
Друзья пропавших по отрывочным данным восстановили возможные варианты пути туристов: из
Воркуты и Салехарда вышли спасательные отряды; над Полярным Уралом кружили поисковые самолеты.
Все кончилось благополучно: истощенные туристы сами добрались до станции Северное Сияние.
Благополучно, если не считать переживаний родных и близких, потерянного времени десятков оторванных от основной работы людей, затрат на технику, брошенную на спасение пропавших.
К тактическим ошибкам относится неправильная расстановка туристов. В простейшем случае - это нахождение слабейших членов группы в конце колонны, отсутствие замыкающих, комплектование неравноценных по силам экипажей лодок, плотов, неправильная (не по возможностям и не по интересам) разбивка людей по различным видам походно-хозяйственной деятельности на маршруте.
Прямое отношение к безопасности имеет выделение рулевых на плавсредствах, формирование (с учетом опыта, технической и физической подготовленности, одинакового веса) связок на горном маршруте, а также контроль за правильным расположением туристов относительно друг друга на
32
местности, чтобы не сбросить камень на товарища, не сдернуть его веревкой, не сшибить на лыжном спуске, не допустить столкновения туристских транспортных средств. Правильная расстановка людей предполагает также исключение одновременного движения всех членов группы при пересечении кам-непадо- и лавиноопасных мест, снежных карнизов и мостов, недопущение скопления туристов (в том числе на привал, ночлег) на опасных местах.
Нарушения указанных требований - одна из основных или косвенных причин более чем 35% несчастных случаев с
тяжелым исходом.
Серьезны последствия медицинской неграмотности туристов. Хотя почти в любой туристской группе всегда найдутся знатоки лекарств на случай таких бытовых заболеваний, как грипп, ангина, расстройство желудка, а в аптечке бывает достаточно таблеток, капель, но к оказанию первой доврачебной помощи при более или менее серьезной травме большинство туристов не готово.
Разбор несчастных случаев, включавших моменты оказания туристами доврачебной помощи пострадавшим и окончившихся тяжелым исходом, показывает, что в 30% таких происшествий были допущены существенные медицинские ошибки.
К характерным ошибкам такого рода, связанным с опасными действиями добровольных спасателей, относятся: попытки транспортировки пострадавших без сознания, с повреждением позвоночника или серьезными сердечными заболеваниями; наложение кровоостанавливающего жгута на длительный срок, что приводило к омертвлению конечностей; "лечение" алкоголем; согревание грелками живота и обильное питье при острых хирургических брюшных заболеваниях.
Правы врачи, утверждающие, что для неспециалиста надо, по крайней мере, знать те случаи, когда наилучшая помощь заключается в том, чтобы ничего не предпринимать, потому что неверные действия приводят к
худшему результату,
чем "ничегонеделание"...
Не менее опасно бездействие растерявшихся туристов: нерешительность и выжидание при необходимости немедленного искусственного дыхания после извлечения утопающего из воды, очистки желудка и кишечника при отравлении продуктами питания, отсасывании яда при укусе ядовитой змеи.
Иногда к смерти приводило не само лечение или его отсутствие, а неумение организовать уход, заботу о пострадавшем в первые часы после несчастного случая: ведь можно оказать самую квалифицированную медицинскую помощь, но она окажется бесполезной, если потерпевший за это время скончается от элементарного холода. "Даже если единственное, что вы сможете сделать, - это защитить пострадавшего от дождя и сырости, оно может оказаться самым важным, - утверждают Д.
Рену и С. Хале, авторы книги "Первая помощь туристам в горах и альпинистам" (М., "Медицина",
1981),' - так что эти мероприятия должны стоять впереди всах мер, кроме самой неотложной скорой помощи".
Опасное следствие тактической малоопытное™ - случаи потери ориентировки.
Потеря выбранного направления, сход с запланированного маршрута, тщетные блуждания в поисках нужной тропы нередко происходят, казалось бы, в давно освоенных районах. Так, за последние полтора десятилетия в Крыму приходилось несколько раз подымать по несколько сот человек для поисковых работ, чтобы выручить потерявших ориентировку людей. Всего же за этот период на многолюдном полуострове контрольно-спасательной службой зарегистрировано 287 происшествий, связанных с потерей ориентировки. Из них 87% произошло с неорганизованными туристами, 5,2% - в самодеятельных группах и 7,8% - на плановых маршрутах.
Однако не всегда потеря ориентировки кончается так просто. Известны случаи, когда заблудившиеся гибли от голода или, направившись по ложной тропе, выходили на опасные, непроходимые участки и срывались. Можно считать, что не менее 5% тяжелых травм в путешествиях являются следствием слабой ориентировки на местности. Процент легких повреждений и особенно заболеваний еще выше. Вот один из типичных случаев.
В 1967 г. туристы из Макеевки направились в путешествие в район Восточного Саяна. Группа не имела ни нужной карты, ни четкого представления о предстоящем маршруте. Ни у кого не было опыта таежных походов. Поэтому уже в первые дни, попав в верховья реки Дургомжи, макеевцы потеряли ориентировку и более недели безуспешно кружили в районе рек Ия, Хойто и Ока. Вскоре коллектив разбился на отдельные подгруппы. В результате двое потерялись и, плутая по тайге, случайно вышли на Оку, где их подобрали местные жители на моторных лодках. Оставшиеся
(среди них было двое больных) испытывали острое недоедание, у некоторых началась дистрофия, но отсутствие практического умения жить в полевых условиях не позволило им пользоваться
33
ловлей рыбы, сбором грибов, ягод, дикорастущих съедобных растений. Через 10 дней туристы вышли к неизвестной реке. Убедившись, что построить даже простейший плот им не по силам (это спасло им жизнь, ибо впереди были не проходимые для новичков пороги), макеевцы пошли пешком вдоль реки. Здесь их обнаружил турист-рыбак из Перми. Он несколько дней кормил и отхаживал горе-путешественников, а затем сплавил их до Сарама.
Так, из-за незнания района путешествия, из-за плохой подготовки, тактико-технической неграмотности и отсутствия элементарных практических навыков, явившихся результатом малой опытности людей,
чуть было не пострадали
11
человек.
В перечень тактических просчетов, которые допускаются малоопытными туристами, следует также включить ошибки, связанные с неправильным подбором и комплектованием группы, отсутствием схоженности у туристов, недооценкой объективно имеющихся опасностей, отсутствием предварительной разведки сложных участков, неоправданным изменением трассы маршрута, продолжением движения в условиях плохой видимости, нарушением режима питания, отсутствием постоянной и надежной связи между отдельными подгруппами (экипажами, связками), неправильным выбором вида действий, их временем и местом (способ, место и время преодоления опасного препятствия,
организации страховки,
устройства бивака).
Не углубляясь за отсутствием места в рассмотрение причинной роли в туристском травматизме каждой из этих ошибок (в среднем, они характерны в той или иной степени для J/6 - /, несчастных случаев), подчеркнем особо печальную роль такого фактора, как неумение организовать страхов к у.
Речь идет не о пренебрежении страховочными мероприятиями в связи с недостаточной сознательностью путешественников или их нежеланием соблюдать страховку и самостраховку по каким-либо другим соображениям.
Нет, многие туристы допускают ошибки просто в связи с элементарным недостатком знаний и умений: одни из них не чувствуют необходимости организации страховки из-за незнания опасностей, другие хотели бы использовать страховку, но не умеют это делать, третьи пытаются ее наладить, но из-за неопытности применяют негодные средства, неэффективные методы, неправильные приемы, которые сами по себе уже могут быть причиной тяжелого травматизма.
В мае 1981 г. в группе туристов из Днепропетровска, совершавших горное путешествие 1 категории сложности по Дигории (Северный Кавказ) при спуске с перевала Дашивцек 1А категории трудности погиб один, а другой участник похода был травмирован.
Непосредственной причиной несчастного случая было падение участника на снежном склоне крутизной 35 . При падении был сбит еще один турист, после чего они пролетели по заснеженному кулуару до камней 100-120 м. Как выяснилось, ни страховка, ни самостраховка у туристов организованы не были, в чем главная вина недостаточно тактически и технически подготовленного руководителя группы. Косвенной причиной происшествия явился выход группы по ошибке не на собственно перевал Дашивцек, а несколько западнее - на ложную перемычку в Суганском хребте, из-за чего спуск оказался более сложным.
Разбор происшествия также установил, что группа имела веревки, ледорубы, карабины, грудные обвязки, но, вероятно, не умела ими пользоваться для страховки. Поэтому спуск проводился одновременно без применения веревки. Сорвавшийся турист еще ранее почувствовал себя плохо
(головокружение, тошнота, неуверенность в движениях) и сказал об этом руководителю, но страховка его и после этого не была организована. В результате нескольких проскальзываний с потерей равновесия и
произошло роковое падение.
Характерная особенность многих несчастных случаев, связанных с недостаточной опытностью людей, в том, что они происходят не по вине и не в связи с ошибками рядовых участников путешествия, а, как правило, из-за ошибок руководителя группы.
Анализ показывает, что для самодеятельных и плановых групп (для последних на маршрутах с активным способом передвижения) те или иные неправильные действия руководителя являются основной причиной для 2/3 происшествий с тяжелым исходом. Если же признать, что каждый турист-одиночка тоже своего рода руководитель, а у неорганизованных, формально никем не возглавляемых групп практически также всегда имеется постоянный или ситуационный лидер, то эта персональная причинность руководителя в несчастных случаях становится еще заметнее.
К печальным итогам приводит, например, отсутствие авторитета у руководителя путешествия, его неумение, в случае необходимости, подчинить группу своей воле, боязнь проявить решительность,
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом