Главная страница
qrcode

Штюрмер Опасности в туризме, мнимые и действ_1983 ---Турист18. Опасности в туризме, мнимые и действительныеАвтор Ю. А. ШтюрмерМосква, Физкультура и спорт , 1983 г


НазваниеОпасности в туризме, мнимые и действительныеАвтор Ю. А. ШтюрмерМосква, Физкультура и спорт , 1983 г
АнкорШтюрмер Опасности в туризме, мнимые и действ 1983 ---Турист18.pdf
Дата07.08.2018
Размер0,51 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаShtyurmer_Opasnosti_v_turizme_mnimye_i_deystv_1983_---Turist18.p
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#50888
страница8 из 15
Каталог
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15
34
принципиальную твердость, бескомпромиссность в вопросах обеспечения безопасности. Известны неоднократные случаи, когда руководитель, заведомо зная о невозможности продолжать движение в сложившихся на маршруте условиях, все же шел на поводу у менее дисциплинированных и менее опытных товарищей, после чего наступала трагическая развязка. К тому же нередко приводили и те ситуации, когда из-за слабой морально-волевой подготовки часть туристов отказывалась выполнять указания руководителя, а последнему не хватало хладнокровия и активности в этой сложной обстановке,
и он самоустранялся от управления группой.
Чреваты неприятными последствиями случаи поручения руководства туристскими группами
(обычно школьными) лицам хотя и со значительным жизненным стажем, но не обладающим туристским опытом и физически слабым. В мало-мальски усложнившейся обстановке такой вожак часто не может ни дать правильного совета группе, ни оказать личную помощь, а его способности к "общему руководству" оказываются никому не нужными из-за полной некомпетентности в конкретных вопросах туризма. В результате у группы вроде бы и имеется признанный ею руководитель, но группа или бездействует при встрече с опасностями, или выбирает случайные, малообоснованные формы поведения, больше зависящие от имеющихся у руководителя жизненных ассоциаций,
чем от реальных потребностей момента.
Поэтому при оценке правильности поведения руководителей групп в критических ситуациях следует прежде всего оценивать уровень их "профессиональной" туристской подготовленности.
Это существенно потому, что принятие правильного решения, как правило, возможно только в том случае, когда вопрос, подлежащий решению, находится в пределах профессиональной компетентности личности, принимающей решение. Последнее же в туризме бывает, к сожалению, не всегда.
Вернемся к несчастному случаю на маршруте № 30 "По Западному Кавказу" (см. стр.26). Как было показано, экстремальные погодные условия, имевшие место в начале сентября 1975 г., сами по себе не явились причиной массового травматизма. Основной источник несчастья был заключен в ошибочном поведении людей.
Но кого и
почему?
Газетные статьи, в которых рассматривались обстоятельства происшествия, ставили вопрос, в основном, в рамках морали и делали упор на отдельные неправильные (с нравственных позиций) факты поведения некоторых туристов. Да, кто-то из них не оказал помощь другим, не пошел за дровами, загородил от товарищей тепло костра, взял себе лучший кусок. Нельзя однако забывать, что все это происходило уже в условиях деморализации коллектива. Кроме того, к большинству туристов трудно предъявить какие-либо претензии, кроме тех, что они не знали, не умели или не могли совершить нужные в
критической ситуации действия.
Трудно также согласиться с бытующей версией о неповиновении туристов инструкторам как причине несчастного случая и, в частности, потери ориентировки и разделении коллектива на отдельные, не оказавшие друг другу помощи подгруппы. Нет, инструкторы, а не туристы потеряли маркированную тропу. Инструкторы дали указание о подъеме наверх в штормовой ветер и о спуске по неизвестному склону, они же согласились на уход части туристов. Однако все эти ошибки были допущены не по какому-то злому умыслу. Можно утверждать, что одна из основных причин, определивших как предпосылку, так и ход событий на трассе маршрута № 30, это - отсутствие необходимого опыта у инструкторов. Опыта практического и формального (они не закончили полного объема семинара инструкторов туризма, не участвовали в учебно-тренировочном походе, не имели необходимого звания).
Из конкретных, повлиявших на безопасность туристов недостатков в тактической подготовке инструкторов особо сказались следующие моменты:
слабое знание особенностей трассы маршрута и прилегающей к нему местности, что сыграло отрицательную роль при ошибочном продолжении движения вверх и потере тропы при направлении туристов на труднопроходимые, разрезанные крутыми логами склоны правых притоков реки
Армянки;
отсутствие у инструкторов опыта организации движения группы в сложных метеорологических условиях и необходимых знаний по предупреждению травматизма, обеспечению безопасности туристов в метель, сильный ветер, при потере ориентировки, вынужденном сходе с маршрута и ночлеге в незапланированном месте, что не позволило инструкторам правильно оценить степень усложнения маршрута в конкретной обстановке и помешало принять необходимые профилактические меры (не представляя себе возможных опасностей, инструкторы не взяли в
35
поход компас, карту, фонари, топор, спички в непромокаемой упаковке);
отсутствие знаний о правильных приемах оказания первой медицинской помощи, борьбы с переохлаждением организма;
незнание педагогических, психологических методов управления туристскими группами, предупреждения и борьбы с паникой, мобилизации внутренних резервов коллектива.
Как очевидно из перечисленного, уровень подготовки инструкторов был ниже требуемого и, вероятно, в какой-то степени мог удовлетворять условиям руководства туристами на плановом маршруте при обычной благоприятной погодной и иной обстановке. При наличии любых обстоятельств, заметно осложняющих обстановку на маршруте, уровень их подготовки, базирующийся на ограниченном активном туристском опыте, становился недостаточным не только с точки зрения обеспечения безопасности, но и в плане организации группы, оценки сложившихся условий и
возможных последствий принимаемых решений.
Главной ошибкой инструкторов и причиной несчастного случая в группах маршрута № 30 было непринятие в условиях быстрого сокращения видимости, усиления ветра и метели решения о немедленном прекращении движения вперед по склону Гузерипля и возвращении по своим следам в лес, до которого было в тот момент не более 150-200 м. Дальнейшее движение вперед и упущенное время создали критическую ситуацию, развитие которой (вследствие ряда дополнительных ошибок, избежать которых растерявшимся и недостаточно опытным руководителям было, вероятно, трудно) и привело к трагическому исходу.
В числе дополнительных ошибок инструкторов можно назвать: неоправданное решение о спуске по неизвестному склону при отсутствии сведений о характере его рельефа, неумение организовать порядок и темп движения группы, исключающие возможность потери людей и обеспечивающие взаимопомощь, неумение организовать укрытие и обогрев туристов при наличии топлива.
Поскольку вопросы общефизической подготовки достаточно хорошо разработаны в спорте, а ее основные положения применимы к туризму, можно не останавливаться на них. Следует лишь отметить, что регулярная, круглогодичная физическая подготовка для туристов важна также как средство закаливания и акклиматизации. В процессе интенсивных тренировок и длительных физических нагрузок в предпоходный период в организме человека возникает и компенсируется недостаток кислорода ("кислородный долг"). Значит, акклиматизация по выходе на маршрут пройдет безболезненнее, скорее и не будет временно усиливать подверженность опасности несчастного случая.
К серьезным последствиям (иногда к смерти из-за резкого истощения сил и переохлаждения организма)приводит интенсивная деятельность на маршруте туристов, не имеющих должной тренировки и понятия о своих реальных физических возможностях. Так, ежегодно отмечаются случаи, когда пострадавшими оказываются наиболее сознательные участники путешествия, которые берут на себя всю тяжесть работы бессменного направляющего при подъеме по крутому заснеженному склону, проявляют чрезмерную активность при прокладке лыжни, переносят непомерно большие грузы, особенно, если все это происходит при неблагоприятных погодных условиях и при отсутствии условий для быстрого восстановления сил пищей, теплом и сном.
Менее показательная по характеру происшествий, но весьма частая ошибка на маршрутах - пренебрежение разминкой, зарядкой, самомассажем. Помимо того что они повышают общий тонус организма, его готовность к встрече с опасностями пути, эти формы физической подготовки помогают снять остаточные перегрузки, характерные для некоторых видов туризма, отличающихся, в частности, односторонней работой определенных групп мышц или положением тела туриста, близким к
статическому.
Вместе с тем запоздалые попытки закаливания в условиях похода зачастую не только бесполезны, но и
вредны.
В 1964 г. на Памире в группе харьковских спортсменов произошел несчастный случай - за два дня скончался от воспаления легких один из участников путешествия. Оказалось, что до похода он никогда серьезно не занимался закаливанием, а в суровых условиях походной жизни вдруг решил обливаться холодной водой и обтираться снегом. Неподготовленный организм отреагировал на это простудным заболеванием, которое в высокогорье перешло в быстротечную пневмонию.
А теперь обратимся к наиболее важной из проблем повышения технико-тактической опытности туристов и наиболее близкой нашей теме - обучению мерам безопасности.
Принципиальная установка такого обучения заключается в том, чтобы вопросы безопасности были
36
неотделимы от техники и тактики конкретного вида туризма, а соблюдение мер безопасности не было каким-то дополнением к требованиям, предъявляемым к туристу как специалисту в своем виде спорта. Иначе говоря, чтобы "хорошее путешествие" означало также и "путешествие безопасное".
Осуществление этого принципа начинается в процессе подготовки туристских организаторов и руководителей походов, в учебных планах и программах которой предусмотрены теоретические занятия по темам, связанным с мерами безопасности на туристских маршрутах. Однако не следует ограничиваться только лекциями, т.е. получением информации о видах опасностей. Надо, чтобы логическое осмысление обучаемыми конкретного фактического материала по мерам безопасности происходило постоянно. Желательно в любую тему занятий, будь то "Снаряжение туриста",
"Приемы ориентирования на местности" или "Устройство бивака", включать вопросы, связанные с профилактикой травматизма, и объяснять, чем опасны, например, некачественное и заранее не отремонтированное снаряжение, неумение ориентироваться по местным предметам, неправильно выбранное место постановки палатки в
горах.
При этом следует стремиться, чтобы образное представление опасности у человека сочеталось с одновременным мысленным воспроизведением способов защиты от нее и вызывало действия, способствующие устранению опасности.
При обособленном рассмотрении мер безопасности и возможных последствий их несоблюдения в памяти обучаемых могут отложиться впечатления, которые в реальной походной обстановке породят скорее страх или беспомощность, чем готовность отразить опасность.
Особенно осторожными и чуткими надо быть с молодыми туристами. Лекции по безопасности для них не должны превращаться в демонстрацию ужасов с натуралистическими подробностями и заранее предрешенным роковым исходом. Новичкам нужно давать анализ несчастных случаев в путешествиях, а не пугающий и ничему положительному не учащий перечень аварий. И давать с четким акцентом на меры предосторожности, которые могли бы (будь они вовремя приняты) предотвратить несчастье или уменьшить нанесенный ими урон.
Надо быть внимательными к психологическому эффекту, который производят на неопытного человека рассказы о наиболее грозных природных опасностях на маршрутах. Бывалые путешественники знают, что снос напором воды не застрахованного веревкой туриста при переправе через мощный горный поток с крутым падением русла или попадание в снежную лавину дают человеку не много шансов на жизнь.
Но если несчастье все же случилось, нельзя пренебрегать и последним шансом на спасение.
Поэтому новичков следует также учить приемам удержания на поверхности лавины с помощью плавательных движений, способам сохранения жизни в водном потоке или под слоем снега, какими бы проблематичными эти приемы и способы ни были. А главное, что надо говорить человеку о горной реке и лавине: "Сделай все, чтобы в нее не попасть!"
Практика показывает, что сообщения о подробностях чрезвычайных происшествий и аварийных ситуациях всегда с живым интересом встречаются слушателями. Однако все ли из них, даже разделив мнение о непозволительности нарушения мер безопасности, делают полезные выводы лично для себя?
Причину отрицательного ответа не следует искать в одной лишь самонадеянности или легкомысленном отношении к опасности. Малая практическая отдача от злободневного материала объясняется другим: большинство по своему туристскому опыту весьма еще далеки от сложных походов, о которых, как правило, повествуется, когда идет рассказ о "ЧП".
Не планируя сложных путешествий и зная, что на прогулке в пригородной зоне нельзя заблудиться на несколько суток, встретить снежную лавину или таежный пожар, такие люди, естественно, не переносят на себя возможность несчастья, постигшего других в условиях особо отдаленного района, при стечении каких-то исключительных драматических обстоятельств.
Односторонний показ опасностей на сложных маршрутах и позволяет новичку уверовать в безнаказанность его ошибок на "легких" тропах, что может обернуться нелепой трагедией в элементарном походе выходного дня.
В Ташкентский городской клуб туристов обратилась за консультацией и с просьбой выдать напрокат снаряжение группа туристов-новичков. Получив нужные сведения, но не оформив как следует маршрутный лист, не взяв необходимого снаряжения (у некоторых не было даже спальных
37
мешков и почти у всех - соответствующей обуви), неопытные путешественники отправились в октябре на три дня в
предгорья
Пскемского хребта.
Поскольку маршрут прогулки казался простым и безопасным, туристы позволили себе пренебречь мерами предосторожности. Не обратили они внимания и на дождь, перешедший затем в снегопад.
После холодного бивака, где новички не смогли высушиться, как следует поставить палатки и приготовить еду, утомленные, они продолжили путь к перевалу Бабайульген. Здесь, не отдавая себе отчета в опасности совершаемого, руководитель похода позволил путешественникам разбиться на неуправляемые подгруппы.
Не имея нужной физической и моральной подготовки, не располагая запасом теплой и сухой одежды, не представляя себе, что близость населенных мест еще не застраховывает от несчастного случая, туристы разбрелись по склону. В результате до поселка Бричмулла дошло лишь несколько человек из всей группы.
Теоретические занятия по безопасности необходимо сочетать с практическим обучением на местности, где турист мог бы наблюдать за действиями более опытных товарищей и подражать им при воспроизведении действий, связанных с предупреждением и ликвидацией "аварийной" обстановки.
Во время занятий нужно прививать туристам определенную "защитную реакцию", т.е. обучать их выполнять те или иные технические приемы вполне надежным способом и не только лично избегать опасных положений, но и быть готовым к возможным ошибкам других участников группы. К сожалению, такое представление о мерах безопасности не всегда согласуется с практикой: многие туристы рассчитывают на то, что их товарищи всегда будут точны в своих действиях.
Весь учебный процесс на семинарах, сборах, в школах туристского мастерства должен быть построен так, чтобы воспитывать у слушателей твердое убеждение в непреложности правил безопасности. На любом более или менее продолжительном семинаре или сборе надо комплектовать спасательный отряд, создавать фонд спасательного снаряжения, выделять инструктора, ответственного за безопасность ("начспаса"). Все выходы на тренировочные занятия должны скрупулезно заноситься в журнал дежурного с указанием контрольных сроков возвращения, а нарушения правил безопасности делаться предметом показательного обсуждения.
Практические занятия по любой теме необходимо проводить только при полном обеспечении всех требований безопасности.
Следует помнить, что равнодушное отношение к вопросам безопасности на тренировках порождает у туристов представление о дозволенности нарушений, воспитывает безответственность и
легкомысленное отношение к
действительным опасностям.
Определенную пользу приносят специальные памятки о мерах безопасности (ими надо снабжать всех туристов, а не только слушателей семинаров или сборов). В памятку рекомендуется включать краткую информацию о возможных опасностях в походах и указания по профилактике травматизма. Главное место должны занимать конкретные советы и правила поведения на маршруте. Памятка должна быть немногословной, а требования к обязанностям участников путешествий по обеспечению безопасности - категоричными. В форме прямых запретов нужно указывать на недопустимость купания без разрешения инструктора, употребления спиртных напитков,
одиночного хождения.
Для создания своеобразного "запаса прочности" в ряде случаев полезно идти на заведомые (но контролируемые) перегрузки обучаемых или ставить их (при обязательной подстраховке) в условия, близкие к опасным. Так, при подготовке к зимним путешествиям, для гарантии благополучного исхода при случайной порче снаряжения на маршруте рекомендуется заранее отрабатывать различные способы аварийных ночлегов. В тренировочном походе выходного дня туристы откладывают в сторону палатки, печи, спальные мешки и организуют учебные биваки в заслонах,
в снежных хижинах,
ямах и
пещерах.
В процессе обучения туристов-горников и горнолыжников нужно обрабатьшать приемы правильного падения и последующего самозадержания на крутых склонах. Тем, кто специализируется в водных путешествиях, необходимы навыки "свободного" обращения с водной стихией, которые приобретаются, в частности, при плавании в одежде и при умышленных оверкилях.
Еще в 50-х годах в туристском лагере "Торпедо" (Ново-Мелково) был установлен порядок, при
38
котором все туристы перед отправлением в водные походы по Верхней Волге и ее притокам проходили ряд испытаний. Одно из них условно называлось отработкой техники гребли. На самом деле туристы в купальных костюмах (их предупреждали, что они могут "забрызгаться") на двупарных лодках отплывали от берега на 15- 20 м. Затем, по сигналу проводящего занятие, инструкторы, находившиеся по одному на лодках, вставали на борта и, резко раскачав лодки, переворачивали их. Всплыв после искусственного оверкиля, туристы транспортировали суда и весла к берегу, как их учили на ранее проведенных теоретических занятиях. Безопасность испытания гарантировалась дежурными лодками со спасательными средствами и пловцами, а также незначительной (не более 2 м) глубиной реки в выбранном для занятия месте.
При обучении нужно стараться, чтобы определенный круг навыков по технике безопасности бьш практически освоен всеми без исключения туристами. Минимум практических навыков и умений, которые необходимы каждому, составляют: правильное применение самостраховки, работа с веревкой, наложение повязки на рану, умение делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца,
транспортировать пострадавших на подручных средствах.
Для лучшего овладения материалом надо использовать различные методические приемы. Особенно интересные возможности открываются в учебно-тренировочном походе, при решении конкретных задач реального, а не условного путешествия. Можно, например, во время движения по маршруту проводить соревнования (эстафеты) с транспортировкой "пострадавшего" различными способами на большое расстояние, а на биваке так организовать работу, чтобы каждый турист выполнял то, что он пока делает плохо.
Для отработки действий на спасательных работах хорошо зарекомендовали себя учебные тревоги, применение игрового метода.
Занятию-игре предшествуют определенная подготовка всего состава сбора (семинара), организация спасательного отряда, создание фонда аварийного снаряжения и поддержание у обучаемых моральной готовности к оказанию помощи терпящим бедствие. Для большей правдоподобности происшествия тему занятий в учебном расписании заранее не указывают. Наоборот, инсценированное "ЧП"
как бы срывает учебный план.
Конкретным поводом для организации поисково-спасательных работ может служить якобы полученный сигнал бедствия или нарушенный контрольный срок возвращения 1-2 туристов, находящихся в курсе намеченной игры. В связи с объявлением аварийного состояния "начспас" немедленно приступает к организации поиска и помощи: выделяет передовую и вспомогательные группы, резервный отряд, обеспечивает выдачу необходимого снаряжения, оговаривает план движения,
средства связи,
контрольные сроки и
пункты.
В зависимости от местных условий и отведенного на занятие времени (не менее 3-4 часов) туристы проводят выборочный, линейный или площадный поиск, затем оказывают первую помощь и транспортируют "пострадавших". Завершается игра подробным разбором действий каждого из "спасателей"
в присутствии всех туристов.
Практические занятия по технике туризма с акцентом на безопасность позволяют добиваться такого формирования навыков, которое бы органически включало в двигательный ансамбль приемы и движения, отвечающие требованиям безопасного прохождения маршрута. Но этот способ обучения дает хорошие результаты в тех случаях, когда требования безопасности регламентируются самими рабочими движениями. Так, при гребле на байдарке или управлении плотом правильные рабочие движения (и комбинации движений) позволяют наилучшим образом миновать все препятствия на реке, двигаться быстро и с наименьшей затратой сил. Одновременно те же движения позволяют безаварийно пройти маршрут. Другой пример - подъем по крутому снежному склону способом "на три такта", когда само передвижение невозможно без правильной работы (опоры) ледорубом, и эта же работа является основным действием для обеспечения безопасности туриста-горника.
Другое дело, когда соблюдение правил безопасности не зависит от рабочих движений туриста и требует осуществления дополнительных действий, субъективно, возможно, "лишних" и мешающих основным движениям. Так, применение страховочной веревки, пользование спасательным жилетом или рукавицами на страховке непосредственно не облегчают движений туриста. Наоборот, они вызывают дополнительную затрату энергии, сковывают движения или уменьшают комфорт путешествия. В этих случаях необходимо выработать самостоятельные навыки, чтобы турист автоматически, несмотря на кажущиеся неудобства, совершал действия, обеспечивающие
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом