Главная страница
qrcode

Штюрмер Опасности в туризме, мнимые и действ_1983 ---Турист18. Опасности в туризме, мнимые и действительныеАвтор Ю. А. ШтюрмерМосква, Физкультура и спорт , 1983 г


НазваниеОпасности в туризме, мнимые и действительныеАвтор Ю. А. ШтюрмерМосква, Физкультура и спорт , 1983 г
АнкорШтюрмер Опасности в туризме, мнимые и действ 1983 ---Турист18.pdf
Дата07.08.2018
Размер0,51 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаShtyurmer_Opasnosti_v_turizme_mnimye_i_deystv_1983_---Turist18.p
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#50888
страница9 из 15
Каталог
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15
39
безопасность его и группы. Здесь нужно создать такую стойкую связь в нервной деятельности туриста, которая бы легко воспроизводилась в той последовательности, в какой события и факты неоднократно повторялись в
процессе его обучения.
Иначе говоря, цель подготовки по разделам, связанным с безопасностью путешествия, состоит в том, чтобы действия, обусловленные мерами безопасности, сами включались в динамический стереотип поведения туриста. Это возможно, когда такие действия представляются обучаемому не как нечто самостоятельное, а как неотъемлемый элемент путешествия. И представляются постоянно и настойчиво, без скидок на условность учебной обстановки, на тренировочный характер занятий или простоту технического навыка. При таком воздействии путешественнику со временем будет просто невозможно совершить действия в иной последовательности, чем он привык. Так, для туриста-горника становятся потребностью, вызванной привычкой, пристегивание карабином к страховочной веревке, проверка завязанных узлов, надевание рукавиц перед спуском по веревке. Так же машинально, возвратись с охоты, разряжает ружье, перед тем как выйти из леса к
товарищам,
опытный турист-таежник.
Понятно, что обучение мерам безопасности не похоже на обучение, например, плаванию, которое, как известно, является необратимым умением в жизни человека и позволяет ему, однажды научившись плавать, и после многолетнего перерыва успешно держаться на воде. Знания и навыки, связанные с профилактикой несчастных случаев, нуждаются в контроле и подкреплении, поскольку определенная выработавшаяся последовательность действий осуществляется безошибочно лишь до тех пор,
пока сохраняются вызвавшие ее условия.
В этом плане полезно больше привлекать к источникам опасности внимание тех, кто уже имеет за плечами опыт путешествий. Это нужно прежде всего для того, чтобы сохранить у них в памяти сознание опасности, о которой они, привыкнув к ней, забывают. В данном случае (в противоположность работе с новичками) можно смелее обращаться к фактам травматизма в туризме, нагляднее демонстрировать печальные последствия несоблюдения мер безопасности.
Еще одно эффективное средство снижения травматизма и проверки соответствия подготовленности туристов требованиям безопасности - так называемые контрольные нормативы.
Повсеместное введение единых, конкретизированных по видам передвижения и категориям сложности, контрольных нормативов позволило бы определять до путешествия степень развития основных физических качеств туристов (силу, выносливость, ловкость, равновесие) , их техническую подготовку.
В настоящее время при выпуске группы на маршрут у ее членов чаще всего проверяют лишь степень теоретических познаний, знакомство по литературе с намеченным районом путешествия, соответствие предыдущего опыта (по предъявляемым справкам) намечаемому маршруту. Но объективно судить о физической и технической подготовке этих людей в данный конкретный момент никто не может; даже они сами, несмотря на то, что провели перед путешествием несколько тренировочных выходов. Количественные показатели нормативов были бы здесь очень кстати.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что недостаточный уровень опытности туристов и особенно случаи несоответствия между подготовленностью путешественников и сложностью маршрутов являются одной из самых распространенных причин травматизма.
Повышение опытности позволит сократить до минимума отрицательное воздействие многих факторов, которые временно повышают подверженность туристов несчастному случаю. Именно опыт, как говорят специалисты, формирует в мозговой системе людей своеобразный "блок", предназначенный для страховки от всяких неожиданностей. Поддерживая этот блок в дежурном состоянии, путешественник при опасной ситуации автоматически включает необходимые двигательные системы. Таким образом, опытность предостерегает от неправильных поступков и помогает легко переносить трудности походов, она же формирует у человека на опасных участках бдительность и готовность к экстренному действию.
40

Паническое состояние
Самое важное свойство для физического здоровья
представляет бодрость духа. Упадок духа сродни смерти.
У. Годвин
Восстанавливая в памяти обстоятельства, предшествовавшие той или иной травме в путешествии, пострадавшие часто вспоминают о своеобразном провале в мышлении и удивляются явной нелогичности своего поведения, приведшего к несчастному случаю. Товарищи по группе, со стороны наблюдавшие за случившимся и оказывавшие помощь, также обычно отмечают странное замешательство, ненормальное психическое состояние, которое было в момент происшествия у виновника несчастья.
Конечно, далеко не всегда подобное ненормальное состояние - назовем его паническим - предшествует несчастному случаю. Не может быть, например, замешательства перед такими скоротечными событиями, как разрыв веревки или взрыв примуса. И все же более чем для */6 всех фактов тяжелого травматизма приходится констатировать определенные временные сдвиги в психике путешественников. А если учитывать, что такие ненормальности в поведении людей происходят в критической обстановке, зачастую без свидетелей и не фиксируются в памяти пострадавших, то их роль в причинности туристского травматизма возрастет еще больше.
Что такое паническое состояние? Смятение, страх, растерянность, потеря контроля над своими поступками и мыслями. Проявления паники в путешествиях разнообразны.
Человек, застигнутый врасплох надвигающейся опасностью, может оцепенеть от ужаса. По литературным описаниям многим известно замешательство человека, внезапно столкнувшегося, например, с ядовитой змеей или медведем: страх сковывает все члены, холодная испарина покрывает тело, к горлу подступает тошнота, в глазах мутнеет. Человек хочет бежать и не способен сделать ни шагу. Он остолбенел. Еще мгновение - и может наступить обморок. При встрече с дикими животными это не так уж опасно: вероятнее всего, змея или медведь, не причинив зла, тут же удалятся прочь. Хуже, когда причиной ужаса служат такие "неодушевленные" явления, как камнепад,
лавина,
водный поток.
Оцепенение и резкая заторможенность поступков на воде чреваты самыми плачевными последствиями. Смерть от разрыва сердца при отсутствии воды в легких - такова констатация врачей для значительной части утонувших в туристских путешествиях. Особенно обидным подобный конец представляется тогда, когда для спасения человека были предприняты все меры: на нем был спасательный жилет, ему бросили веревку или к нему направилась на помощь лодка, а он,
оказывается,
уже погиб от страха.
Другой, так сказать, активный вид проявления паники - инстинктивные защитные действия, совершаемые без контроля со стороны разума путешественников: стремительное бегство, прыжок в сторону, крик. Иногда они приносят пользу и помогают избежать опасности: так, прыжок в сторону спасает от летящего камня. Но нередко (особенно в технических видах туризма) действия, совершенные только под влиянием безусловного оборонительного рефлекса, приводят к противоположному результату.
Инстинктивное стремление человека, попавшего при оверкиле в воду, немедленно плыть к берегу противоречит разумным требованиям безопасности: правильнее спокойно, по течению подгребать к мелкому месту и ни в коем случае не бросать лодку. К сожалению, под влиянием паники так поступают не все. Это же состояние неоднократно толкало группы, потерявшие на маршруте ориентировку, на беспорядочные метания в разных направлениях, что лишь окончательно сбивало их с пути. Отмечались случаи, когда угроза кажущейся опасности вызывала столь сильные временные дефекты в мышлении людей, что они в паническом бегстве бросали рюкзаки, одежду, спальные мешки, чем в зимних условиях подвергали себя риску серьезных обморожений.
Третье проявление опасного замешательства - "тихая паника", или ощущение крайней беспомощности, безысходности, обреченности. Человек прекращает сопротивление и заранее сдается на милость победителя
- природы.
Такая глубокая, резко выраженная депрессия порой напоминает самоубийство. Внешне "тихая паника" не проявляется так ярко, как полное оцепенение или стремительное бегство, - человек продолжает автоматически выполнять раз начатое занятие, внутренне же он "холодеет". Иногда это
41
происходит в прямом смысле слова, как, например, у некоторых неопытных туристов, застигнутых без снаряжения на маршруте пургой, темнотой, сильным ветром, низкой температурой.
Деморализация от такого воздействия бывает столь сильна, что человек, кажется, лишается всех своих защитных сил. Останется ли он невредим, получит ли обморожение или другую травму - решают время и случайность. Порой не помогают даже старания друзей.
В лыжном путешествии по Карпатам после нескольких часов пребывания в метели замерз турист.
Он скончался лежа в спальном мешке, в укрытии. Слева и справа от него находились товарищи, оказывавшие ему помощь. Но пострадавший (он впервые в жизни попал в условия сильного ветра и низких температур) морально сдался и не сопротивлялся внешней среде.
Подобное характерно не только для зимних или особо суровых условий. За последнее время все больше исследователей приходят к выводу, что не неумение плавать, не охлаждение или травмы вызывают очень большое количество трагедий на воде.
Из 200 тысяч людей, ежегодно погибающих в результате морских катастроф, около 50 тысяч не идут ко дну одновременно с кораблем. Они высаживаются в спасательные шлюпки и... скоро погибают мучительной смертью. Хотя для того, чтобы умереть от голода или жажды, им потребовалось бы времени в
несколько раз больше.
В чем же тут дело? Вспомним слова прославленного врача-путешественника Алена Бомбара, автора книги "За бортом по своей воле".
"Когда корабль тонет, человеку кажется, что вместе с его кораблем идет ко дну весь мир; когда две доски пола уходят у него из-под ног, одновременно с ними уходит все его мужество и весь его разум. И даже если он найдет в этот миг спасательную шлюпку, он еще не спасен. Потому, что он замирает в ней без движения, сраженный обрушившимся на него несчастьем. Потому, что он уже больше не живет. Окутанный ночной тьмой, влекомый течением и ветром, трепещущий перед бездной, боящийся и шума, и тишины, он за какие-нибудь три дня окончательно превращается в мертвеца.
Жертвы легендарных кораблекрушений... вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда!
Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха".
Паническое состояние может выражаться и в иных формах. Иногда они последовательно сменяют друг друга: встретив опасность, человек остолбенел от неожиданности, затем инстинктивно бросился бежать, а не видя выхода из положения, впал в тяжелую депрессию. Все это может продолжаться считанные секунды или растянуться на долгие часы, в зависимости от индивидуальных особенностей туриста.
Важно, что в это время путешественник из-за внезапного нарушения мышления и крайней эмоциональной напряженности серьезно подвержен опасности несчастного случая. Причем не обязательно того самого,
которого он так испугался.
Важно и то, что паника "заразна": она легко передается от одного члена группы к другому и может охватить целый коллектив. Тогда под угрозу ставятся основы существования туристской группы - коллективизм,
товарищество,
взаимовыручка.
Какого-то особого средства от паники не существует.
Поскольку паника представляет собой своеобразный "передаточный механизм", через посредство которого проявляются индивидуальные качества туристов, повышающие их подверженность опасности, то для предупреждения панического состояния важны достаточный опыт, общефизическая и специальная подготовка, эмоциональная уравновешенность, дисциплинированность. Одно и то же проявление стихийных сил природы вызовет у бывалого путешественника мобилизацию сил, а у новичка - замешательство и страх. По той же причине вероятность паники значительно усиливают неустойчивый или слабый тип нервной системы, заболевание,
усталость.
Очень существенно, имеется ли у путешественников определенный "багаж" знаний и умений. Если человек уверен, что в аварийной обстановке или в случае травмы он сможет успешно бороться за жизнь и здоровье, - он уже наполовину выиграл сражение с неблагоприятно сложившимися обстоятельствами.
Тот, кто обучен при вынужденной переправе использовать в качестве подручных плавсредств вязанку хвороста, рюкзак или спальный мешок, завернутые в полиэтилен, тот, вероятно, не потеряет самообладания на воде. Кто умеет быстро разводить сигнальные костры с дымами
42
различного цвета, вызывать помощь сигнальным зеркалом или другими способами, - не так легко впадет в депрессию одиночества. Кто представляет себе, что в пищу могут идти многие ягоды, грибы, коренья, мясо почти всех животных, например богатые жиром и употребляемые как лакомство населением некоторых стран лягушки, ящерицы, змеи (в том числе и ядовитые), гусеницы, личинки насекомых, - тот не погибнет от страха голода.
Поэтому, как указывалось выше, в процессе обучения нужно не забывать ставить туристов в положение потерпевших бедствие (заблудившихся, утерявших продукты и снаряжение, имеющих раненого товарища) и заставлять их искать оптимальный выход из подобной ситуации. При этом следует уделять достаточно внимания не только вызову помощи и особенностям движения бедствующих групп, но и умению жить на природе: сооружать аварийные биваки, питаться "подножным кормом", в случае необходимости пользоваться силками, петлями, плашками, рогатками для охоты на мелких животных.
Большую роль в предупреждении и ликвидации панического состояния играет руководитель туристского коллектива. От его воли, авторитета, решительности порой зависит все. Известно немало случаев, когда неумение руководителя справиться с опасной депрессией 1 - 2 членов группы приводило к общему замешательству, а затем и к серьезному происшествию на сравнительно простых участках маршрута. В то же время другие группы (в том числе и новичков) без каких-либо потерь выходили из более трудных положений, поскольку их крепко "держал в руках" опытный и волевой руководитель, не допускавший паники.
В середине июля плановая группа туристов вышла с Северного приюта Бечо на одноименный перевал Центрального Кавказа, чтобы, преодолев его, спуститься на Черноморское побережье.
Погода стояла жаркая, парило. На тропе группа нагнала местных жителей, перегонявших скот в
Сванетию. Уставшие путешественники с радостью приняли предложение "подкинуть" их рюкзаки на южный склон и легко одетыми (большинство в купальных костюмах) пошли впереди каравана.
На подходе к наиболее крутому месту снежно-ледового склона - "Куриной грудке" караван остановился из-за неполадки,
а туристы ушли за перевал.
Погода испортилась. Подул холодный ветер, повалил снег, а потом на почти обнаженных людей обрушился град. Инструктор, допустивший ранее грубую ошибку, разрешив движение по снежно- ледовому участку без соответствующей одежды и оставив вещи далеко позади, понял серьезность создавшейся обстановки. Раздав из своего рюкзака все, что можно было надеть или чем укрыться, он повел туристов дальше. Три часа люди шли под снегом, градом и дождем.
Инструктор поддерживал слабых, не давал им останавливаться, не разрешал сильным увеличивать темп, не допускал ни малейшего разрыва в группе. Видя его спокойствие и уверенность, люди поверили ему и хоть в состоянии крайнего изнеможения, но без единой травмы дошли до теплого жилья. Никто из туристов не получил даже серьезного простудного заболевания.
В зависимости от обстоятельств путешествия и характера несчастья иногда бывает целесообразнее оставаться на месте и не предпринимать попыток к совершению под влиянием паники необратимых и до конца не продуманных действий, которые могут поставить группу в худшие условия. Во всяком случае, в процессе обучения туристов необходимо внедрять в их сознание убеждение, что если только у них есть вода и защита от холода, то фактор времени не имеет принципиального значения для сохранения жизни потерпевших бедствие. Ведь без пищи человек может обходиться неделями. Однако если имеется даже незначительное обезвоживание организма
(потеря 2-3 л воды), то и в условиях умеренного климата произойдет резкое снижение работоспособности, притупятся волевые качества, появится общая апатия.
Не менее важно для снижения травматизма в связи с возникновением панического состояния воспитание высоких волевых качеств у всех участников путешествий. Турист должен не только знать, как и почему нужно действовать в той или иной походной обстановке, но и обладать упорством, самообладанием, решительностью, целеустремленностью, стойкостью.
Условия проведения путешествий требуют многократного, а часто и продолжительного проявления таких качеств. Например, в зимних походах в высоких широтах, когда пребывание человека при постоянных сильных морозах и жестоких ветрах, в обстановке безлесья и "белого безмолвия" возможно только при долгой предварительной закалке его воли. Поэтому волевая подготовка туристов в идеале должна быть такова, чтобы успешно формировать у них полезные качества как постоянные черты характера.
Один из способов развития волевых качеств - занятия с различными отягощениями. Отягощение у
43
туристов, естественно, - рюкзак. Контролируя и изменяя вес рюкзака, к нему нужно подходить не только как к печальной, но неизбежной необходимости путешествия, но и как к своеобразному спортивному снаряду, к средству волевой закалки. Используют же в других видах спорта в предсоревновательный период и во время тренировок специальные нагрузочные пояса, утяжеленные обувь и
одежду,
метательные снаряды!
"Воспитанию воли способствуют также организация однодневных походов с большим объемом работ, чем это нужно для обычных путешествий, отработка технических приемов в условиях уже накопившегося в период тренировки утомления, проведение длительных тренировок-марафонов типа "50 за 12", "100 за 24". Понятно, что прохождение 50 или 100 км за ограниченное количество часов не должно превращаться в соревнование и может осуществляться только при необходимом медицинском контроле.
Очень хорошо воздействуют на формирование нужных волевых качеств тренировочные походы при любой,
в том числе и
неблагоприятной,
погоде.
Упомянутый выше опасный "автоматизм" движений человека при психическом замешательстве особенно часто проявляется при холоде, ветре, тумане, мгле, темноте, при недостатке кислорода. В таких условиях у человека без должных волевых качеств легко нарушается четкость суждений, теряется самокритичность, утрачивается интуиция, замедляются процессы мышления, расстраивается координация движений.
Замечено, что туристу-лыжнику в сильный мороз легче продолжать торение лыжни, подъем на перевал или пилку дров на биваке, чем изменить свои действия. Как утверждал известный полярный исследователь Роберт Скотт: "Не подлежит сомнению, что человек в пургу должен не только поддерживать кровообращение в своих членах, но и бороться против онемения мозга и отупения рассудка". Заторможенность мышления приводит к тому, что по инерции при паническом состоянии выполняются однажды заученные движения, хотя для обеспечения безопасности в конкретных обстоятельствах путешествия их явно следовало бы прекратить или заменить другими.
Говоря о роли волевых качеств как залога снижения травматизма среди путешественников, нельзя обойти молчанием влияние инстинкта самосохранения и его противоречия с волевыми усилиями.
"Воля, - писал И.М. Сеченов, - это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор чувству самосохранения". Но всегда ли надо идти наперекор чувству самосохранения?
У солдат, идущих в бой, не может не быть инстинкта самосохранения. Но он подавляется более сильным сознанием гражданского долга. То же происходит в сознании любого другого человека, когда он с
риском для собственной жизни оказывает помощь терпящему бедствие.
Мотивы подавления инстинкта самосохранения могут быть и другими. Например, добиться победы во что бы то ни стало или продемонстрировать возможности человека, спортивные цели. Так,
Уильям Уиллис, не раз совершавший рискованные океанические плавания на одиночных яхтах и плотах вокруг земного шара, видел в своих путешествиях творческий акт, в котором он наиболее полно ощущает себя личностью и утверждает "величие и свободу человеческого духа".
Советский альпинист Константин Клецко осуществил скоростной спуск на лыжах с вершины пика
Ленина. На вопрос об опасности спуска спортсмен ответил, что "главная, без преувеличения, смертельная опасность - это падение... Здесь без ледоруба, альпинистских кошек и страхующей веревки... практически задержаться невозможно... Я все время повторял про себя: "Только держись, если хочешь жить". Позднее японским горнолыжникам удалось совершить успешный скоростной спуск с
высочайшей вершины мира
Джомолунгмы.
И то и другое, при всем желании обезопасить путь и принятых страховочных мерах, было все же проведено по принципу "держись, если хочешь жить!". То есть было экспериментом, рекордом, спортивным подвигом, базирующимся на высоких личных физических и морально-волевых качествах, отличной многолетней тренированности, безукоризненном владении техникой данного вида спорта. А много ли таких спортсменов, как и тех, кто преодолел на плоту или в байдарке
Тихий или Атлантический океан, сплавился по верховьям Катуни, Бартанга или прошел на лыжах долгими маршрутами через Северный полюс, хребты Полярного Урала или Чукотку? Сотни. Самое большее - тысячи. Однако примеры их бесстрашия и отваги, умения подавлять инстинкты и жить "не оглядываясь" на опасности привлекают внимание миллионов новичков в туризме, вызывают подражание,
копирование.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом