Главная страница
qrcode

Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году проверочной работы по биологии 6 класс впр. Биология. 6 класс 2019 Федеральная служба


Скачать 175,06 Kb.
НазваниеОписание контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году проверочной работы по биологии 6 класс впр. Биология. 6 класс 2019 Федеральная служба
Дата22.09.2019
Размер175,06 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаvpr6-bio-o.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#78630
Каталог

ВПР. Биология. 6 класс
© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Всероссийские проверочные работы
2019 год
Описание
контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году проверочной работы по БИОЛОГИИ
6 класс

ВПР. Биология. 6 класс
© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
2
Описание контрольных измерительных материалов
для проведения в 2019 году проверочной работы
по БИОЛОГИИ
6 класс
1. Назначение всероссийской проверочной работы
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников.
Назначение ВПР по учебному предмету «Биология» – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС. КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
Результаты ВПР могут быть использованы общеобразовательными организациями для совершенствования методики преподавания биологии на начальном этапе обучения предмету, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности общеобразовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
2. Документы, определяющие содержание проверочной работы
Содержание и структура проверочной работы определяются на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)) и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень на 2018/19 учебный год.

ВПР. Биология. 6 класс
© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
3
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры варианта
проверочной работы
Всероссийские проверочные работы основаны на системно- деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.
Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации из одной формы в другую;структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение с доста- точной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с зада- чами и условиями коммуникации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
КИМ ВПР направлены на проверку сформированности у учащихся:
– специфических биологических умений по работе с биологическими объектами в целях полноценного их изучения;
– овладение видами деятельности по получению нового биологического знания, преобразованию и применению знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
– уровня сформированности естественно-научного типа мышления, научных представлений, владения научной биологической терминологией, ключевыми биологическими понятиями, методами и приемами.
Тексты заданий в КИМ в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.

ВПР. Биология. 6 класс
© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
4
4. Структура варианта проверочной работы
Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых обучающимися задач.
Задания 1, 2, 4, 5, 7

10 проверяют знания и умения обучающихся работать с изображениями биологических объектов, научными приборами, графиками, схемами, таблицами с целью охарактеризовать их по предложенному плану и продемонстрировать уровень сформированности предметных биологических знаний и умений.
Задание 3 предполагает работу по восстановлению текста биологического содержания с помощью избыточного перечня биологических терминов и понятий.
Задание 8 проверяет умение обучающихся формулировать гипотезу биологического эксперимента, оценивать полученные результаты и делать обоснованные выводы.
Задание 9 проверяет умение использовать полученные теоретические знания в практической деятельности.
5. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований
к уровню подготовки
В табл. 1 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания
Таблица 1
Код
Проверяемые элементы содержания
1
Биология – наука о живых организмах
1.1
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей
1.2
Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов
1.3
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами
1.4
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность,
наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий
2
Клеточное строение организмов
2.1
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Методы изучения
клетки
2.2
Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка.
Растительная клетка. Грибная клетка
2.3
Ткани организмов
3
Многообразие организмов
3.1
Клеточные и неклеточные формы жизни
3.2
Организм.
Классификация организмов.
Принципы классификации.
Одноклеточные и многоклеточные организмы
3.3
Основные царства живой природы
4
Среды жизни
4.1
Среда обитания. Факторы среды обитания. Место обитания
4.2
Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде

ВПР. Биология. 6 класс
© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
5 4.3
Приспособления организмов к жизни в водной среде
4.4
Приспособления организмов к жизни в почвенной среде
4.5
Приспособления организмов к жизни в организменной среде
4.6
Растительный и животный мир родного края
5
Царство Растения
5.1
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека
5.2
Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений
5.3
Растение – целостный организм (биосистема)
5.4
Условия обитания растений. Среды обитания растений
5.5
Сезонные явления в жизни растений
6
Органы цветкового растения
6.1
Семя. Строение семени
6.2
Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня.
Видоизменения корней
6.3
Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги
6.4
Почки. Вегетативные и генеративные почки
6.5
Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа
6.6
Стебель. Строение и значение стебля
6.7
Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления
6.8
Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов
7
Микроскопическое строение растений
7.1
Разнообразие растительных клеток
7.2
Ткани растений
7.3
Микроскопическое строение корня. Корневой волосок
7.4
Микроскопическое строение стебля
7.5
Микроскопическое строение листа
8
Жизнедеятельность цветковых растений
8.1
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ
8.2
Движение. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений.
Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений
8.3
Приемы выращивания, размножения растений и ухода за ними
9
Многообразие растений
9.1
Классификация растений
9.2
Многообразие цветковых растений
9.3
Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
10
Царство Животные
10.1
Общее знакомство с животными
10.2
Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных
10.3
Разнообразие отношений животных в природе
10.4
Значение животных в природе и жизни человека
В табл. 2 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки.

ВПР. Биология. 6 класс
© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
6
Таблица 2
Код
Проверяемые требования к уровню подготовки
Метапредметные
1.1
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
1.2
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
1.3
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
1.4
Смысловое чтение
1.5
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
1.6
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
1.7
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
1
1.8
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Предметные
2.1
Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира
2.2
Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии
2.3
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде
2.4
Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных
2.5
Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды
2
2.6
Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними

ВПР. Биология. 6 класс
© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
7
6. Типы заданий, сценарии выполнения заданий
Задание 1 направлено на выявление умения выделять существенные признаки биологических объектов. Первая часть задания проверяет умение обучающихся различать на рисунке представителей основных групп организмов. Вторая часть − находить важнейшие различия у этих групп.
Задание 2 контролирует знание устройства оптических приборов и умение ими пользоваться, а также оценивать изображения, получившиеся в результате наблюдения.
Задание 3 проверяет умение читать и понимать текст биологического содержания, где от обучающегося требуется, воспользовавшись перечнем терминов, записать в текст недостающую информацию.
Задание 4 проверяет знание важнейших жизненных процессов, протекающих в растительном и животном организмах, и роли отдельных структур в этих процессах.
Задание 5 направлено на выявление уровня овладения умением различать биологические объекты и их части, умение определять их роль в жизни организма.
Задание 6 позволяет проверить первоначальные таксономические знания, используемые при описании широко распространенных растений и животных.
Задание 7 проверяет умение извлекать информацию из графически представленного процесса; во второй части задания от обучающегося требуется дать объяснение представленной на графике закономерности.
Задание 8 проверяет умение проводить анализ виртуального эксперимента, формулировать гипотезу, ставить цель, описывать результаты, делать выводы на основании полученных результатов.
Задание 9 имеет практическую направленность, оно контролирует общеучебные умения проводить сравнение, в частности сравнивать условия содержания и ухода за растениями.
В первой части задания 10 проверяется узнавание объектов по их изображениям и месту в схеме развития животного мира, а также определение возможных сред их обитания в природе. Во второй части осуществляется контроль умения работать со схемой, отражающей развитие животного и растительного мира.
Обобщенный план варианта проверочной работы представлен в
Приложении.
7. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности
В табл. 3 представлена информация о распределении заданий проверочной работы по уровню сложности.

ВПР. Биология. 6 класс
© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
8
Таблица 3
Уровень сложности заданий
Количеств о заданий
Максимальн ый первичный балл
Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 30
Базовый
7 20 67
Повышенный
3 10 33
Итого 10 30 100
8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Полный правильный ответ на задание 1 оценивается 2 баллами: часть
1.1 – 1 балл; часть 1.2 – 1 балл (в соответствии с критериями).
Полный правильный ответ на задание 2 оценивается 4 баллами: часть
2.1 – 1 балл, часть 2.2 – 1 балл, часть 2.3 – 1 балл, часть 2.4 – 1 балл.
Полный правильный ответ на задание 3 оценивается 2 баллами, 1 балл ставится, если допущена одна ошибка.
Полный правильный ответ на задание 4 оценивается 3 баллами: часть 4.1 – 1 балл, часть 4.2 – 1 балл, часть 4.3 – 1 балл.
Полный правильный ответ на задание 5 оценивается 4 баллами: часть 5.1 – 2 балла (в соответствии с критериями), часть 5.2 – 1 балл
(в соответствии с критериями), 5.3 – 1 балл.
Правильный ответ на задание 6 оценивается 1 баллом.
Правильный ответ на задание 7 оценивается 2 баллами: часть 7.1 – 1 балл, часть 7.2 – 1 балл (в соответствии с критериями).
Полный правильный ответ на задание 8 оценивается 4 баллами: части 8.1 и 8.2 – по 1 баллу каждое (в соответствии с критериями), часть 8.3 – 2 балла (в соответствии с критериями).
Полный правильный ответ на задание 9 оценивается 4 баллами: часть 9.1 – 2 балла (в соответствии с критериями), часть 9.2 – 2 балла
(в соответствии с критериями).
Полный правильный ответ на задание 10 оценивается 4 баллами: часть
10.1 – 2 балла (в соответствии с критериями); каждая из частей 10.2 и
10.2 – 1 балл.
Максимальный балл за выполнение работы – 30.
Таблица 4
Рекомендации по переводу первичных баллов
в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Первичные баллы 0–11 12–18 19–25 26–30

ВПР. Биология. 6 класс
© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
9
9. Продолжительность проверочной работы
На выполнение проверочной работы по учебному предмету «Биология» дается 45 минут.
10. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
11. Рекомендации по подготовке к проверочной работе
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.

ВПР. Биология. 6 класс
© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
10
Приложение
Обобщенный план варианта всероссийской проверочной работы
по БИОЛОГИИ, 6 класс

Проверяемые требования (умения)
Планируемые результаты обучения
Код КЭС/
КТ
Уровень слож- ности
Макси- мальный балл за выпол- нение задания
Примерное время выполнения задания обучающимся
(в минутах)
1
Основные царства живой природы
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
3.3/1.1
Б
2 3 2
Биология как наука.
Методы изучения живых организмов.
Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде
1.1/2.3
Б 4 4 3
Клеточное строение организмов.
Многообразие организмов
Смысловое чтение 2.3/1.4 Б 2 3 4
Свойства живых организмов (струк-
турированность,
целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность,
наследственность и
изменчивость)
Умение устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умоза- ключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
1.4/1.2
Б 3 3

ВПР. Биология. 6 класс
© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
11 5
Общее знакомство с цветковыми растениями.
Растительные ткани и органы растений.
Вегетативные и генеративные органы.
Общее знакомство с животными
Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира
5.2,
10.1/2.1
Б 4 4 6
Организм.
Классификация организмов.
Принципы классификации
Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии
3.2/2.2
Б 1 3 7
Жизнедеятельность цветковых растений
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
8/1.3
П 2 4 8
Жизнедеятельность цветковых растений
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде
/2.3
П
4 6

ВПР. Биология. 6 класс
© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
12 9
Условия обитания растений.
Среды обитания растений
Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними
5.4/2.6
Б 4 5 10
Среда обитания.
Факторы среды обитания.
Места обитания
Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира
4.1/2.1
П 4 6
Всего заданий – 10, из них по уровню сложности: Б – 7; П – 3.
Время выполнения проверочной работы – 45 мин.
Максимальный первичный балл – 30.

перейти в каталог файлов


связь с админом