Главная страница
qrcode

матем старшая. Планы занятий по фэмп старшая подгруппа


Скачать 107,02 Kb.
НазваниеПланы занятий по фэмп старшая подгруппа
Дата13.01.2020
Размер107,02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файламатем старшая.docx
ТипДокументы
#82878
страница6 из 7
Каталог
1   2   3   4   5   6   7

   Февраль

   Занятие 1


   Программное содержание

   • Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.

   • Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

   • Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал.Предметы посуды (4 предмета), карточка с изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и по углам карточки).

   Раздаточный материал.Наборы цветных карандашей, листы бумаги, числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов.
   Методические указания

   I часть.Игровое упражнение «Составим число».

   Воспитатель предлагает детям составить число 3 с помощью разных предметов посуды. После выполнения задания спрашивает: «Сколько всего предметов посуды? Сколько каких предметов посуды вы взяли? Как вы составили число три? Сколько предметов посуды каждого вида?» Воспитатель добавляет еще один предмет посуды и спрашивает: «Сколько теперь стало предметов посуды? Сколько каких предметов посуды? Какое теперь число мы составили? Как мы составили число четыре?»

   II часть.Работа с раздаточным материалом.

   Воспитатель предлагает детям составить число 4 с помощью карандашей разного цвета. (Вопросы аналогичны предыдущим.)

   III часть.Дидактическая игра «Запомни и повтори».

   Воспитатель показывает детям карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2–3 раза.

   IV часть.Игровое упражнение «Назови день недели».

   Воспитатель вместе с детьми вспоминает названия дней недели, их последовательность, определяет, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

   V часть.Игра «Живая неделя».

   У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка задания осуществляется перекличкой.

   Игра повторяется 2–3 раза со сменой карточек.

Занятие 2


   Программное содержание

   • Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.

   • Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

   • Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).
   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал.Веер с 5 лепестками разного цвета, картинка с изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников.

   Раздаточный материал.Наборы картинок с изображением птиц (6–7 штук, из них 4 картинки с изображением зимующих птиц); квадраты, разделенные на треугольники и четырехугольники, наборы треугольников и четырехугольников.
   Методические указания

   I часть.Игровое упражнение «Игра с веером».

   Воспитатель предлагает ребенку с помощью лепестков веера разного цвета составить число 4. После выполнения задания спрашивает: «Сколько всего лепестков? Сколько лепестков какого цвета мы взяли? Как мы составили число четыре?»

   Воспитатель добавляет к 4 лепесткам еще 1 лепесток другого цвета, задает аналогичные вопросы и показывает состав числа 5 из единиц.

   II часть.Игровое упражнение «Составим число».

   Воспитатель дает детям задание: «Отберите картинки с изображениями зимующих птиц. Сколько всего картинок вы отобрали? Сколько каких зимующих птиц вы нашли? Какое число вы составили? Как вы составили число четыре?»
   Физкультминутка «Летает, не летает».

   Воспитатель называет предметы. Если предмет может лежать, дети делают взмахи руками. Если предмет не может, дети не поднимают руки.

   III часть.Дидактическая игра «Танграм».

   Воспитатель загадывает детям загадку:


Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…
(птица).[1]

   Вместе с воспитателем дети рассматривают картинку с изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников.

   Затем дети рассматривают квадрат, разделенный на треугольники и четырехугольники. Определяют фигуры, на которые он разделен. Затем делят набор геометрических фигур на две группы: треугольники и четырехугольники.

   По заданию воспитателя дети выкладывают из треугольников и четырехугольников изображение птицы.

   IV часть.Игровое упражнение «Что где находится».

   Воспитатель задает детям вопросы: «Впереди кого ты сидишь? Слева от кого ты сидишь? Что находится слева от шкафа? Что находится справа от меня?» и т. д.

   Занятие 3


   Программное содержание

   • Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.

   • Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.

   • Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал.Кукла, яблоко, мяч, 9 цилиндров разной высоты и 1 цилиндр, равный самому высокому цилиндру.

   Раздаточный материал.Круги разного цвета (по 7–8 штук для каждого ребенка), полоски разного цвета и ширины (по 9 штук для каждого ребенка), полоски для определения ширины полосок (по количеству детей).
   Методические указания

   I часть.Игровое упражнение «Угостим гостью».

   Воспитатель говорит детям: «К кукле в гости пришла подружка.

   Кукла хочет угостить ее яблоком, но яблоко только одно. Как помочь кукле это сделать?»

   Воспитатель обсуждает с детьми, как можно разделить яблоко на части. Затем разрезает яблоко пополам и спрашивает: «На сколько равных частей мы разрезали яблоко? Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина.)Сколько половин получилось? Как можно по-другому назвать одну половину?» (Одна вторая.)

   Воспитатель показывает две части яблока и поясняет: «Это одна часть и это одна часть (показывает каждую часть). Всего их две, поэтому одну часть можно назвать одна вторая. Что больше: целое или одна часть (одна вторая)? Что меньше: одна часть (одна вторая) или целое? Из скольких частей состоит целое?»

   II часть.Игровое упражнение «Составим число».

   Воспитатель предлагает детям «составить» число 5 с помощью кругов разного цвета. После выполнения задания спрашивает: «Сколько кругов вы отсчитали? Сколько кругов какого цвета вы взяли? Какое число вы составили? Как вы составили число пять?»

   III часть.Дидактическая игра «Я знаю 5 имен…»

   Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Называете три (четыре, пять) имени девочки (мальчика) и на каждое имя один раз ударяете мячом об пол. Тот, у кого укатился мяч, выбывает из игры».

   IV часть.Игровое упражнение «Разложи полоски по порядку».

   Воспитатель просит детей разложить 9 полосок разной ширины и разного цвета в порядке убывания, начиная с самой широкой и заканчивая самой узкой (слева направо). После выполнения задания уточняет правила раскладывания.

   Воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая последующая полоска уменьшается на одну и ту же величину. Предлагает проверить это с помощью полоски бумаги (условной меры).

   V часть.Игровое упражнение «Поставим столбики в ряд».

   На ковре хаотично расставлены столбики (цилиндры) разной высоты.

   Воспитатель предлагает расставить столбики в ряд, начиная с самого низкого и заканчивая самым высоким. Предварительно воспитатель уточняет правила раскладывания предметов.

   Дети выполняют задание по очереди. Каждый ребенок, выбирая очередной столбик, проговаривает свои действия: «Я выбираю из оставшихся столбиков самый низкий, сравниваю его с другими столбиками и ставлю рядом».

   Одному ребенку достается цилиндр такой же высоты, как предыдущий. Воспитатель обращает внимание на то, что цилиндры одинаковой высоты, и предлагает один из них убрать.

   Затем дети рассказывают о высоте каждого столбика в ряду.

   Занятие 4


   Программное содержание

   • Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.

   • Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

   • Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

   • Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал.Кукла, ленты, картонная полоска, по длине равная одной из лент, 4–5 карточек с изображением от 6 до 10 кругов.

   Раздаточный материал.Прямоугольные салфетки, ножницы, карты, разделенные на 9 квадратов (в центральном квадрате изображена геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник или прямоугольник; по 4 карты для каждого ребенка), поднос с набором карточек с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной форм, карточки с изображением от 6 до 10 кругов.
   Методические указания

   I часть.Игровое упражнение «Завяжем кукле бантики».

   Воспитатель показывает детям куклу с одной косичкой, предлагает сделать ей две косички и завязать бантики. Воспитатель поясняет, что одна ленточка уже есть и ей надо подобрать пару такой же длины.

   «Что нужно сделать, чтобы отрезать ленточку такой же длины?»– спрашивает воспитатель.

   Дети высказывают свои предложения. Воспитатель подводит их к необходимости использования условной меры. Дети вместе с воспитателем рассматривают адекватные условные меры и выбирают картонную полоску. Затем проверяют равенство длин картонной полоски и ленточки путем непосредственного сравнения.

   При помощи картонной полоски воспитатель вместе с детьми отмеряет и отрезает ленточку нужной длины, сравнивает ее с первой ленточкой и завязывает кукле бантики.

   II часть.Игровое упражнение «Салфетки для кукол».

   Воспитатель обращает внимание детей на салфетку прямоугольной формы и предлагает подарить кукле и ее подружке по салфетке одинаковой величины.

   «Что нужно сделать, чтобы из одной салфетки получились две салфетки?»—спрашивает воспитатель. Дети обсуждают способы деления прямоугольной салфетки: нужно сложить ее пополам так, чтобы короткие стороны совпали. Дети разрезают салфетку по линии сгиба пополам и проверяют равенство полученных салфеток.

   Воспитатель уточняет: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? (Половина, одна вторая.)Что больше: целое или часть? Что меньше: часть или целое?»

   Дети дарят салфетки куклам.

   III часть.Дидактическая игра «Геометрическое лото».

   Дети делятся на четыре подгруппы. У каждой подгруппы карта, разделенная на 9 квадратов. В центральном квадрате изображена геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Карточки с изображением предметов соответствующей формы лежат на общем подносе.

   Воспитатель предлагает детям закрыть пустые квадраты карточками, на которых изображены предметы той или иной формы. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание. В процессе проверки дети называют предметы и их форму.

   Игра повторяется 2–3 раза со сменой карточек.

   IV часть.Подвижная игра «Автомобили и гаражи».

   На ковре разложены карточки с изображением от 6 до 10 кругов. Это гаражи. У детей такие же карточки, обозначающие номера автомобилей.

   Воспитатель объясняет правила игры: «Каждый гараж имеет свой номер, обозначенный определенным количеством кругов. У ваших автомобилей такие же номера. По моему сигналу поставьте свои автомобили в гаражи с соответствующими номерами и объясните свой выбор».

   Игра повторяется 3–4 раза. Каждый раз дети меняются карточками.

   Игру можно провести с музыкальным сопровождением.

   Март

   Занятие 1


   Программное содержание

   • Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5.

   • Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади)и другого лица.

   • Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал.Счетная лесенка, карточка с изображением четырех кругов, фланелеграф, наборное полотно, 5–6 предметов мебели, 5–6 карточек с изображением диких птиц, 5–6 карточек с изображением транспорта.

   Раздаточный материал.Треугольники разного цвета (по 6–7 штук для каждого ребенка), полоски разной длины и цвета (по 10 штук для каждого ребенка).
Методические указания

   I часть.Игровое упражнение «Кто быстрее составит число».

   Воспитатель показывает детям числовую карточку с изображением четырех кругов, предлагает определить, какое число он загадал, и составить его с помощью разных предметов. Дети составляют число на фланелеграфе, наборном полотне и счетной лесенке при помощи предметов мебели, изображений диких животных и разных видов транспорта.

   После выполнения задания воспитатель вместе с детьми выясняет: «Сколько всего предметов мебели (диких животных, видов транспорта) вы взяли? Сколько каких предметов мебели (диких животных, видов транспорта) вы взяли? Какие предметы каждого вида вы взяли? Как вы составили число пять?»

   II часть.Игровое упражнение «Составим число».

   Воспитатель предлагает детям «составить» число 5 при помощи треугольников разного цвета так, чтобы один и тот же цвет не повторялся дважды. После выполнения задания уточняет: «Сколько всего треугольников? Сколько треугольников какого цвета вы взяли? Как вы составили число пять?»

   III часть.Дидактическая игра «Кто ушел».

   Воспитатель вызывает 10 детей, просит их построиться и рассчитаться по порядку. Остальные дети запоминают, в каком порядке стоят ребята. Затем закрывают глаза. В это время кто-нибудь из детей уходит из шеренги. Дети открывают глаза и определяют, кто ушел и на котором по счету месте стоял этот ребенок.

   Игра повторяется 2–3 раза со сменой играющих.

   IV часть.Игровое упражнение «Расскажи о длине полосок».

   Воспитатель дает детям задание: «Разложите полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Назовите длину каждой полоски. Что вы можете сказать о длине рядом лежащих полосок: красной и коричневой? (Красная полоска длиннее коричневой.)Что вы можете сказать о длине коричневой полоски по сравнению с зеленой полоской?» (Коричневая полоска длиннее зеленой.)

   Воспитатель делает обобщение: «Коричневая полоска короче красной, но длиннее зеленой».

   V часть.Игровое упражнение «Где лежит предмет».

   Воспитатель предлагает: «Определите, где находится шкаф (часы, кукольный уголок и т. д.) относительно вас. Расскажите, где находится шкаф по отношению ко мне».

   Упражнение можно провести в форме соревнования между двумя командами. Задания могут давать ведущие по образцу воспитателя.

   Занятие 2


   Программное содержание

   • Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

   • Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

   • Закреплять умение последовательно называть дни недели.
   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал.Грузовик, 10 брусков, 2–3 полоски (условные меры), круг из цветной бумаги, котенок-игрушка, фланелеграф.

   Раздаточный материал.Круг из цветной бумаги, ножницы, 2 набора числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов.
   Методические указания

   I часть.Игровое упражнение «Строим дорогу для машины».

   Воспитатель предлагает детям построить дорогу из брусочков такой ширины, чтобы по ней могла проехать показанная машина: «Как это можно сделать?» (По краям колес машины можно поставить несколько брусков.)

   Затем воспитатель просит детей построить еще одну дорожку такой же ширины: «Что поможет вам построить дорожку такой же ширины?»

   Вызванный ребенок измеряет полоской бумаги ширину машины.

   Дети на ковре строят дорожку из кирпичиков, ширина которых равна полоске-образцу.

   После выполнения задания воспитатель провозит машину по дорожкам.

   II часть.Игровое упражнение «Игрушки для котенка».

   Воспитатель обращает внимание детей на котенка и предлагает сделать для него игрушку из бумажного круга.

   «Как разделить круг на две равные части?»—спрашивает воспитатель. Дети рассказывают о способе деления предмета: нужно сложить круг пополам, совместив его края.

   Вызванный ребенок складывает круг и разрезает его по линиям сгиба. Остальные дети выполняют задание на раздаточном материале.

   Воспитатель прикрепляет на фланелеграф целый круг и две половинки и спрашивает: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть круга? Покажите половину круга (одну вторую). Что больше: целое или часть? Что меньше: часть или целое?»

   Затем половину круга дети еще раз складывают пополам, по сгибу делают надрез до середины и вставляют вторую половину в прорезь. Изготовленные игрушки дарят котенку.

   III часть.Подвижная игра «Живая неделя».

   Игра проводится с двумя командами, в каждой из которых по 7 человек (см. Февраль, занятие 1).

   Занятие 3


   Программное содержание

   • Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

   • Совершенствовать навыки счета в пределах 10.

   • Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.

   • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед – назад, направо – налево).
   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал.Цветной ватман, 2 квадрата, 10 корабликов разного цвета, фланелеграф.

   Раздаточный материал.Квадраты, ножницы, клей, кораблики.
   Методические указания

   I часть.Игровое упражнение «Строим лодочки».

   На фланелеграфе 2 квадрата, разделенные на части двумя способами: на 2 прямоугольника и 2 треугольника.

   Воспитатель уточняет названия фигур и способы их деления на две равные части: «Какие фигуры получились? Сколько частей получилось при делении каждого квадрата? Как можно назвать каждую часть? Покажите половину квадрата. Что больше: целый квадрат или одна его часть? Что меньше: часть квадрата или целый квадрат? Как вы думаете, можно ли с помощью этих частей сделать лодочки?»

   II часть.Воспитатель предлагает детям из квадратов сделать заготовки для лодочек, разделив их так, как показано на образце (квадрат, разделенный на 2 прямоугольника). После выполнения задания уточняет: «Какие фигуры у вас получились? Сколько частей получилось при делении квадратов? Как можно назвать каждую часть?»

   Затем дети срезают углы у прямоугольников и располагают лодочки на листе ватмана.

   Аппликацию можно закончить вне занятия, добавив треугольный парус.

   III часть.Игровое упражнение «Кораблики уходят в море».

   На фланелеграфе 10 корабликов разного цвета. Воспитатель спрашивает детей: «Сколько всего корабликов уходит в море? В каком направлении вы считали? Посчитайте теперь кораблики справа налево. Сколько всего корабликов? Изменилось ли число корабликов? Правильно, не изменилось. А теперь посчитайте кораблики по порядку, слева направо, называя цвет и порядковое место кораблика. Который по счету желтый кораблик? Посчитайте кораблики по порядку справа налево, называя цвет и порядковое место. Изменилось ли порядковое место желтого кораблика? Порядковое место предмета меняется в зависимости от того, с какой стороны мы начинаем считать. Но принято считать слева направо».

   IV часть.Игровое упражнение «Маршрут корабликов».

   У детей в руках кораблики. Воспитатель сообщает, что адмирал прислал приказ, в котором указано, по какому маршруту должны плыть кораблики.

   Воспитатель называет направление движения: «Вперед, налево, направо, задний ход, „Стоп, кораблик“». Дети передвигаются с корабликами в соответствии с указаниями воспитателя.

   При большом количестве детей упражнение можно организовать по подгруппам.

   Занятие 4


   Программное содержание

   • Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

   • Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.

   • Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.
   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал.Фланелеграф, круг, ножницы, по 10 кругов красного и зеленого цветов; коробка с 3 кругами разного цвета, разрезанными на 4 равные части; геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольники (разносторонний и равносторонний).

   Раздаточный материал.Круги, ножницы, геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, равносторонний и разносторонний треугольники, по 1 фигуре для каждого ребенка).
   Методические указания

   I часть.Игровое упражнение «Раздели круг на части».

   Воспитатель говорит детям: «Нам нужно разделить круг на четыре равные части. На сколько частей мы уже умеем делить круг? (Предлагает вызванному ребенку сложить круг пополам и разрезать его на две равные части, объяснив, как он будет это делать.) Сколько частей получилось? Как называется каждая часть? Что больше: целый круг или его часть? Что меньше: часть круга или целый круг? Как получить четыре равные части? Правильно, надо каждую половину разрезать еще раз пополам».

   Вызванные дети складывают и разрезают каждую половину пополам. Воспитатель комментирует действия детей и прикрепляет части круга к фланелеграфу. Затем уточняет: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? (Одна четвертая.)Что больше: целый круг или одна четвертая часть? Что меньше: одна четвертая круга или одна вторая круга? Что больше: одна вторая круга или одна четвертая? Что меньше: одна четвертая круга или одна вторая?» (При выполнении каждого задания воспитатель наглядно показывает сравнение частей.)

   В коробке у воспитателя 3 круга разного цвета, разрезанные на четыре равные части. Туда же он кладет и круг с фланелеграфа.

   Воспитатель вызывает троих детей, раздает им части кругов из коробки и предлагает составить на фланелеграфе целые круги.

   II часть.Игровое упражнение «Раздели круг и покажи его части».

   Воспитатель предлагает детям разделить круги на четыре равные части. Предварительно дети объясняют, как это сделать.

   После выполнения задания воспитатель предлагает поиграть: «Я буду давать задания, а вы показывать части круга. Составьте целый круг из четырех частей. Покажите одну четвертую (одну вторую, две четвертых, три четвертых) часть».

   III часть.Игровое упражнение «Определи сколько».

   Дети отсчитывают на верхней полоске фланелеграфа 10 красных кругов и располагают их близко друг к другу, а на нижней полосе – 10 зеленых кругов и располагают их далеко друг от друга.

   Воспитатель спрашивает: «Сколько кругов на верхней полосе? Сколько кругов на нижней полосе? Чем отличаются круги на верхней и нижней полосках? Почему красные круги занимают меньше места, а зеленые больше? Что можно сказать о количестве красных и зеленых кругов?»

   Воспитатель обобщает ответы детей.

   IV часть.Подвижная игра «Найди свой аэродром».

   На ковре разложены геометрические фигуры, обозначающие аэродром. Воспитатель вместе с детьми рассматривает и называет опознавательные знаки аэродромов (квадрат, прямоугольник, разносторонний и равносторонний треугольники).

   Дети берут с подноса по одной фигуре и движутся под музыку. По окончании мелодии каждый ребенок находит свой аэродром в соответствии с имеющейся у него фигурой.

   При повторе игры воспитатель объединяет фигуры в две группы: квадраты и прямоугольники, разносторонние и равносторонние треугольники и предлагает детям назвать каждый из аэродромов одним словом.

Апрель

   Занятие 1


   Программное содержание

   • Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

   • Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

   • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал.Ножницы, 2 квадрата, фланелеграф, коробка с 4 квадратами разного цвета и величины, разрезанными на 4 равные части; лист бумаги, по углам и сторонам которого изображены прямые линии и круги разного цвета, в центре листа нарисована точка.

   Раздаточный материал.Квадраты, ножницы, полоски-образцы (одна на двоих детей), кубики (по 10 штук на двоих детей), пластины (одна на двоих детей), листы бумаги, цветные карандаши.
   Методические указания

   I часть.Игровое упражнение «Раздели квадрат на части».

   Воспитатель говорит детям: «Нам нужно разделить квадрат на четыре равные части. На сколько частей мы уже умеем делить квадрат? (Предлагает двум вызванным детям разделить квадрат на две равные части разными способами и объяснить свои действия.) Сколько частей получилось у каждого из вас? Какие фигуры у вас получились? (Прямоугольники и треугольники.)Как можно назвать каждую часть? Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: одна вторая квадрата или целый квадрат? Как получить четыре равные части? Правильно, надо каждую половину разрезать еще раз пополам».

   Вызванные дети складывают и разрезают каждую половину пополам, воспитатель комментирует их действия и прикрепляет части к фланелеграфу. Затем уточняет: «Сколько частей получилось у каждого из вас? Как можно назвать каждую часть? (Одна четвертая.)Что больше: целый квадрат или его одна четвертая часть? Что меньше: одна четвертая квадрата или одна вторая квадрата? Что больше: половина квадрата или одна четвертая квадрата? Что меньше: одна четвертая квадрата или одна вторая квадрата?» (Воспитатель показывает сравниваемые части.)

   В коробке у воспитателя 4 квадрата разного цвета и величины, разрезанные на четыре равные части разными способами. Туда же он помещает разрезанный квадрат с фланелеграфа.

   Воспитатель вызывает четырех детей, раздает им части квадрата и предлагает составить на фланелеграфе целую фигуру.

   II часть.Игровое упражнение «Раздели квадрат и покажи его части». Воспитатель просит детей разделить квадраты на четыре равные части любым способом. Предварительно дети рассказывают о последовательности своих действий.

   После выполнения воспитатель предлагает поиграть: «Я буду давать задания, а вы показывать части квадрата. Составьте целый квадрат из четырех частей. Покажите одну четвертую (одну вторую, две четвертых, три четвертых) часть».

   III часть.Игровое упражнение «Построим ворота для машины».

   Дети парами располагаются на ковре. Воспитатель предлагает им построить из кубиков и пластин ворота такой высоты, через которые сможет проехать машина: «Как это можно сделать? (Нужно измерить высоту машины в самой ее высокой части.)С помощью чего можно измерить высоту?»

   Воспитатель вместе с ребенком с помощью полоски бумаги измеряет высоту машины. Дети строят ворота, высота которых равна полоске-образцу.

   После постройки ворот воспитатель провозит машины через каждые ворота.

   IV часть.Дидактическая игра «Запомни и повтори».

   У детей листы бумаги и цветные карандаши.

   Воспитатель предлагает им выполнить задания:

   – вдоль верхней стороны листа проведите прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны – зеленым карандашом, вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом);

   – в верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом (в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом – желтым карандашом, в нижнем правом – зеленым карандашом);

   – в середине листа поставьте точку красным карандашом.

   После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Что и где вы нарисовали?» (Дети называют фигуру, ее цвет, место расположения и сверяют свои работы с образцом воспитателя.)

   Занятие 2


   Программное содержание

   • Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10.

   • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

   • Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал.Картинка с изображением космического пространства и космического корабля, мяч, карточки с изображением предметов разной формы (по количеству детей), силуэтное изображение ракеты, состоящей из геометрических фигур, соответствующих эмблемам детей, шнуры, физкультурные палки.

   Раздаточный материал.Геометрические фигуры-эмблемы (по количеству детей), наборы плоских геометрических фигур, листы бумаги, круги.
   Методические указания

   Игровая ситуация «Полет в космос».

   Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации с изображением космического пространства и космического корабля. Предлагает совершить полет в космос и раздает эмблемы в форме разных геометрических фигур.

   I часть.Тренировка «космонавтов» перед полетом.

   • Дидактическая игра «Считай дальше».

   Игра проводится с мячом. Воспитатель называет число, передавая мяч ребенку, а дети считают от названного числа до 10.

   • Игра «Назови соседей».

   Воспитатель называет число, а дети его соседей (на один больше и на один меньше).

   Под музыку дети имитируют полет.

   II часть.Игровое упражнение «Найди свой сувенир».

   Дети приземляются на неизвестную планету. На стульчиках и подоконниках разложены карточки с изображением предметов разной формы. Дети находят «сувенир», форма которого соответствует форме эмблемы, и объясняют свой выбор.

   Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет.

   III часть.Игровое упражнение «Соберем ракеты».

   Воспитатель показывает макет ракеты (силуэтное изображение) и предлагает детям помочь инопланетянам собрать космические корабли. Дети запоминают строение ракеты и выкладывают такие же из геометрических фигур, стоя у столов.

   Под музыкальное сопровождение полет продолжается.

   IV часть.Продолжение полета.

   Воспитатель предлагает продолжить полет с помощью ручного управления. Дети берут листы бумаги и устанавливают круг – пульт управления в середине листа.

   Воспитатель дает команды:

   – впереди планета Марс, ее надо облететь, переведя пульт управления в верхний правый угол;

   – навстречу нам движется метеоритный дождь, переводим пульт управления в нижний левый угол;

   – приближаемся к искусственному спутнику Земли и переводим пульт управления в нижний правый угол;

   – пересекаем созвездие Большой Медведицы и переводим пульт управления в верхний левый угол;

   – переходим на автоматическое управление, переводя пульт управления на середину.

   Полет продолжается под музыку.

   V часть.Игра «Найди свой космодром».

   Дети приземляются на свои космодромы, формы которых соответствуют формам эмблем (космодромы составлены из шнуров и физкультурных палок и имеют формы квадрата, круга, прямоугольника, овала, треугольника).

   Занятие 3


   Программное содержание

   • Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.

   • Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.

   • Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал.Фланелеграф, по 10 треугольников и квадратов; карточка с тремя окошками (в центральном окошке – числовая карточка с 2 кругами и карточки с 1 и 3 кругами).

   Раздаточный материал.Двухполосные карточки, треугольники и квадраты (по 12 штук для каждого ребенка); карточки с тремя окошками (в центральном окошке числовой карточки изображено от 2 до 9 кругов), наборы числовых карточек с изображением от 1 до 10 кругов; конверты, в которых лежат части геометрических фигур (одна вторая или одна четвертая круга, квадрата или прямоугольника), коробки с остальными частями фигур (одна на двоих детей).
   Методические указания

   I часть.Дидактическая игра «Отсчитай-ка».

   Воспитатель предлагает детям выполнить задания:

   – отсчитайте на верхней полоске карточки на один треугольник больше, чем число 9. Сколько треугольников вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько треугольников?

   – отсчитайте на нижней полоске карточки на один квадрат меньше, чем число 10. (Вопросы те же.)

   Затем воспитатель уточняет: «Какими числами можно обозначить это количество треугольников (квадратов)? Какое число больше: десять или девять? Какое число меньше: девять или десять? На сколько число десять больше числа девять? На сколько число девять меньше числа десять? Как можно уравнять эти числа?»

   Дети уравнивают числа выбранным способом и объясняют свои действия. Одновременно несколько детей выполняют это задание на фланелеграфе.

   II часть.Дидактическая игра «Найди соседей».

   Воспитатель объясняет детям правила игры: «У каждого числа есть два соседа. Мы должны их найти. Например, у числа два старший сосед число три, оно на один больше, а младший сосед – число один, оно на один меньше. (По мере называния чисел воспитатель демонстрирует соответствующие числовые карточки и закрывает ими пустые квадраты.) А теперь заполните свои карточки».

   Дети по сигналу воспитателя выполняют задание и обосновывают свой выбор.

   Игра повторяется 3–4 раза со сменой карточек.

   III часть.Дидактическая игра «Составь целое по его части».

   В конверте каждого ребенка находится по одной второй (одной четвертой) части какой-либо геометрической фигуры.

   Воспитатель предлагает составить целую геометрическую фигуру по ее части, выбрав недостающие из коробки.

   После выполнения задания дети определяют, какие фигуры у них получились и из скольких частей они состоят.

   Затем воспитатель уточняет: «Как можно назвать каждую часть вашей фигуры? Что больше: целое или одна вторая (одна четвертая) часть? Что меньше: одна вторая (одна четвертая) часть или целое?»

   IV часть.Игровое упражнение «Определи правильно».

   Дети встают полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, который должен ответить на него. Например: «Что выше: здание детского сада или береза на нашем участке? Что ниже: кусты сирени на нашем участке или рябина?» и т. д.

Занятие 4


   Программное содержание

   • Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.

   • Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

   • Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал.Три плана-схемы движения, карточки с изображением от 3 до 5 кругов, календарь недели в форме диска со стрелкой.

   Раздаточный материал.Картинки с изображением одежды и обуви, цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка), коробки со звездами (по 4 штуки для каждого ребенка), карточки с изображением лабиринтов (для каждого ребенка), простые карандаши.
   Методические указания

   I часть.Игровое упражнение «Составь число правильно».

   Воспитатель предлагает детям составить число с помощью предметов: «Определите, каким числом можно обозначить количество кругов на карточке, и составьте это число с помощью карандашей разного цвета (карточек с изображением предметов одежды, обуви)».

   Игровое упражнение повторяется 3–4 раза со сменой карточек.

   После выполнения задания воспитатель задает детям вопросы: «Каким числом вы обозначили количество предметов на карточке? Сколько всего предметов вы взяли? Сколько каких предметов вы взяли? Как вы составили число?»

   II часть.Игровое упражнение «Найдем секрет по плану».

   Воспитатель вместе с детьми рассматривает план и ориентиры движения и предлагает пройти по определенному пути, например: вперед до строительного уголка, повернуть направо и дойти до кукольного уголка, повернуть налево и дойти до уголка природы (коробочки со звездочками). Точкой отсчета движений является стол воспитателя.

   В следующий раз точка отсчета, направление движения и ориентиры меняются. Упражнение по очереди выполняют 3–4 ребенка. После каждого задания дети рассказывают о направлении своего движения.

   III часть.Игровое упражнение «Назови дни недели».

   Воспитатель вместе с детьми рассматривает календарь и уточняет название каждого дня недели, указывая его стрелками. Затем дает детям задания:

   – покажите на календаре, какой сегодня день недели и назовите его;

   – покажите и назовите, какой день недели был вчера;

   – покажите и назовите, какой день недели будет завтра.

   IV часть.Игровое упражнение «Найди выход из лабиринта».

   У каждого ребенка карточки с изображением лабиринта. Воспитатель предлагает рассмотреть лабиринты, найти выходы из них и прочертить их карандашом. После выполнения каждого задания дети рассказывают о своих действиях.

   В конце занятия дети получают звездочки.

   Май


   Работа по закреплению пройденного материала.
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов


связь с админом