Главная страница
qrcode

матем старшая. Планы занятий по фэмп старшая подгруппа


Скачать 107,02 Kb.
НазваниеПланы занятий по фэмп старшая подгруппа
Дата13.01.2020
Размер107,02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файламатем старшая.docx
ТипДокументы
#82878
страница7 из 7
Каталог
1   2   3   4   5   6   7

   Приложение I

   Дидактические игры и игровые упражнения


   Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений у детей как на занятиях, так и в повседневной жизни.

   Количество и счет


   • Совершенствование умения считать в пределах 10: «Считай дальше», «Игры с пальчиками», «Рыбаки и рыбки», «Летающие колпачки», «Отсчитай столько же», «Найди пару» (счет по образцу), «Найди свой аэродром» (счет по образцу), «Наведи порядок» (счет по образцу), «Динь-динь» (счет на слух), «Посчитай, сколько» (счет на слух), «Больше, меньше», «У кого больше пуговиц», «Сделай столько же» (счет движений), «Исправь ошибку».

   • Закрепление навыков порядкового счета: «Который по счету?», «Угадай, что изменилось», «Исправь ошибку», «На котором месте стояла?», «Стройся по порядку», «Кто ушел и на котором месте стоял?»

   • Формирование понимания отношений рядом стоящих чисел (в пределах 10): «Найди на один меньше (больше)» (лото), «Найди соседей числа» (лото), «Найди пропущенное число»; игры с мячом: «Назови число на один меньше (больше)», «Назови следующее число», «Назови соседей».

   • Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 5: «Составь число», «Подбери столько же разных предметов», «Я знаю пять названий цветов» (игра с мячом).

   Величина


   • Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке: «Наведи порядок», «Сломанная лестница», «Исправь ошибку», «Найди недостающее», «Матрешки» (лото), «Расставь по порядку».

   • Развитие глазомера: «Сколько шагов», «Дополни предложение», «Найди такой же по величине», «Поручение».

   Форма


   • Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: «Найди пару», «Найди (назови) предмет такой же формы», «Подбери предмет», «Дорисуй предмет», «Кто больше увидит предметов такой же формы?», «Не ошибись» (составление плоских и пространственных фигур).

   Ориентировка в пространстве


   • Упражнения в умении двигаться в заданном направлении: «Правильно пойдешь, секрет найдешь», «Поручение», «Где спрятались игрушки?»

   • Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги: «Найди пару», «Найди такую же картинку», «Запомни и повтори», «Что изменилось?», «Художники», «Расскажи про свой узор», «Составь узор».

   Ориентировка во времени


   • Расширение представлений о частях суток и уточнение понятия «сутки»: «Наш день», «Назови соседей», «Когда это бывает?», «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь», «Наоборот».

   • Формирование представлений о последовательности дней недели: «Живая неделя», «Дни недели, стройтесь», «Исправь ошибку», «Вчера, сегодня, завтра…»

   Приложение II

   Дополнительный материал к занятиям


   Дополнительный материал к занятиям позволяет расширить содержание обучения дошкольников. Он вводится при условии прочного усвоения детьми основного материала, предусмотренного программой.

   Количество и счет


   Если ребенок овладел содержанием программного материала и проявляет активный интерес к счету, то можно увеличить числовой предел и ввести цифровое обозначение чисел, познакомить со знаками <, >, =.

   Величина


   Увеличение числового предела позволяет предлагать детям для сравнения и установления сериационного ряда большее количество предметов, сохраняя контрастность между ними (размер демонстрационного материала приблизительно 2 см, раздаточного материала приблизительно 1 см).

   Продолжая начатую в предшествующих группах работу по развитию у детей представлений о массе предметов, в старшей группе воспитатель решает следующие задачи:

   • учит классифицировать, группировать предметы по массе с последующим обобщением;

   • учит видеть равенство и неравенство предметов по массе, независимо от внешнего вида;

   • учит строить сериационный ряд из 4–6 предметов, устанавливая между ними определенные отношения по массе;

   • учит измерять массу предметов условными мерками;

   • учит измерять массу предметов (на кусках глины, пластилина), упражняет в установлении отношений равенство – неравенство.

   Для сравнения детям даются разные по внешнему виду предметы. Постепенно детей подводят к пониманию того, что предметы, не похожие друг на друга, могут быть равными по тяжести; что по тяжести можно сравнивать любые по цвету, размеру, форме и другим признакам предметы.

   В старшей группе детям предлагают задания на построение сериационного ряда. При этом постепенно уменьшают различия между предметами, а количество предметов увеличивают до 5–6. Детей учат сравнивать предметы в ряду друг с другом. Это позволяет подвести дошкольников к пониманию относительности массы предметов, а кроме того, закрепить навыки порядкового счета. В затруднительных или спорных ситуациях так же, как и в средней группе, следует использовать чашечные весы. Но основное назначение весов в этой группе заключается в том, чтобы научить детей измерять массу предметов. С этой целью дошкольников знакомят с правилами измерения (Белоус Н. Г. Формирование представлений о массе предметов, мерах и способах ее измерения у детей дошкольного возраста).

   В старшей группе можно предлагать детям решать следующие задачи:

   • определять тяжесть различных предметов;

   • устанавливать равенство или неравенство предметов по тяжести;

   • находить предмет указанной массы (для загрузки парохода, машины);

   • располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке и т. д.

   Подобные задания побуждают детей к осмыслению необходимости измерения массы предметов. Использование разных предметов помогает абстрагироваться от размера, цвета и других свойств. В ходе выполнения этих заданий уточняются представления детей об относительности массы предметов, развивается умственная и речевая активность.

   В старшей группе можно познакомить детей с изменяемостью массы. Дети довольно часто сталкиваются с изменением массы предметов: в процессе лепки, конструирования и других видов деятельности. Но этот опыт не формирует у дошкольников обобщенного понимания данного свойства, сущность которого состоит в установлении отношений равенства – неравенства. С этой целью целесообразно предлагать детям упражнения на сравнение предметов по тяжести.

   Дети могут изменять массу комочков глины или других пластичных материалов, которые позволяют наглядно увидеть зависимость изменений от характера действий: если добавили глину – масса увеличилась, взяли часть – уменьшилась, если не добавляли и не убирали – осталась той же, даже если изменили форму (вместо комка сделали брусок).

   Таким образом, в старшей группе дети учатся чувственно воспринимать массу предметов, устанавливать отношения между ними, осваивают простейшие навыки измерения массы предметов. Кроме того, приобретенные на занятиях практические действия дают широкие возможности для развития умственных способностей.

   Форма


   В старшей группе продолжается работа по накоплению у детей сенсорного опыта в ходе ознакомления с геометрическими фигурами (обведение контура фигур осязательно двигательным путем; перевод одной из граней пространственной фигуры на плоскость; построение плоских фигур с помощью палочек, веревочек, сопоставление плоских и объемных фигур).

   Детей старшего дошкольного возраста можно познакомить с величиной углов, вводя следующие понятия: «прямой угол», «больше прямого и меньше прямого угла».

   Уделяется внимание совершенствованию представлений детей о линиях. Их начинают знакомить с кривой линией (на сенсорном уровне). Дошкольникам можно предложить задания на моделирование линий с помощью подручного материала или пластилина.

   В конце года можно попробовать вместе с детьми конструировать фигуры, например, куб по готовому макету, что тоже способствует накоплению зрительных представлений о геометрических фигурах.

   Полезно предлагать задания на конструирование несложных построек из пространственных фигур как по образцу, так и по их плоскостному изображению, предварительно научив детей анализировать постройки и подбирать соответствующие объемные фигуры знакомыми способами (обследование, «подкладывание» плоской фигуры к объемной и т. д.).

 Ориентировка в пространстве


   Детей старшего дошкольного возраста необходимо знакомить с правилами поведения на улице: следует объяснить дошкольникам, как переходить дорогу, как обходить трамвай, автобус, троллейбус, как входить в наземный транспорт и выходить из него (Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008). В основе освоения этих правил лежит умение четко различать правую и левую стороны.

   В работе с дошкольниками особое внимание следует уделять упражнениям на ориентировку в двухмерном пространстве, на активизацию в речи пространственных терминов.

   Ориентировка во времени


   У детей старшего дошкольного возраста можно формировать умение регулировать свою деятельность во времени. С этой целью необходимо создавать специальные ситуации, обращая внимание дошкольников на длительность временных интервалов (на занятиях, в процессе режимных моментов), показывая, что можно сделать за эти отрезки времени.

   Следует учить детей самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время. Для этого хорошо использовать песочные часы.

   Приложение III

   Организация развивающей среды


   Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды, что позволяет воспитателю предлагать детям интересные задания для самостоятельной работы.

   В старшей группе продолжается работа в уголках занимательной математики, куда можно поместить шашки, календарь недели.

   С целью расширения и закрепления знаний о правилах дорожного движения рекомендуется организовать «Зеленый уголок».

   В старшей группе необходимо создавать условия для углубленного формирования представлений о количестве, форме, величине предметов. С этой целью можно использовать сюжетно-ролевые игры, в процессе которых ребенок, выполняя взятую на себя роль, может производить разнообразные счетные, измерительные и другие действия («Магазин», «Транспорт», «Ателье», «Детский сад», «Почта», «Зоопарк» и т. д.). Выбор сюжета игры и определение игровых правил зависит от математических представлений, которые дети получили на занятиях (Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение, 1987).

   Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов


связь с админом