Главная страница

Пластичность мозга. Потрясающие факты отом, как мысли способны


Скачать 0,77 Mb.
НазваниеПластичность мозга. Потрясающие факты отом, как мысли способны
АнкорDoydzh_N_Plastichnost_mozga_Potryasayuschie_fakty_o_tom_kak_mysli_sposobny_menyat_strukturu_i_funktsii_nashego_mozga.fb2
Дата16.06.2018
Размер0,77 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла?art=6992350&format=a4.pdf&lfrom=241867179
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#39445
страница4 из 9
Каталогjulimia

С этим файлом связано 65 файл(ов). Среди них: German_Yury_Pavlovich_Ya_otvechayu_za_vse.doc, Левашов Николай - Последнее обращение к человечеству.doc, Lapin_A_Fotografia_kak_2_gl_Vozmozhnost_khudozhestva.pdf, d08d4d14fb30676abc089fa1b381ba36_285294_1518078285.gif, German_Yury_Pavlovich_Dorogoy_moy_chelovek.doc и ещё 55 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9
Глава 2
Как усовершенствовать свой мозг
Женщина, считавшаяся умственно
отсталой, находит способ самоизлечения
*****
Ученые, совершающие важные открытия в области изучения мозга, как правило, лич- ности, обладают выдающимися умственными способностями и работают с теми, чей мозг поврежден. Практически никогда подобные открытия не принадлежат людям, которые сами страдают мозговыми нарушениями, однако существует несколько исключений. Одно из них – Барбара Эрроусмит Янг.
«Асимметричность» – это наиболее подходящее слово для описания проблем Барбары в школьные годы. Барбара родилась в 1951 году в Торонто и выросла в Петерборо, Онта- рио. В детском возрасте она проявляла яркие способности в некоторых областях. Так, по результатам проверки, эффективность ее слуховой и зрительной памяти составляла девяно- сто девять процентов. Лобные доли мозга Барбары были прекрасно развиты, она обладала такими качествами, как целеустремленность и упорство. Однако ее мозг был «асимметрич- ным», а это означало, что эти исключительные способности сосуществовали с отклонени- ями в развитии.
Асимметричность мозга наложила свой отпечаток на все тело Барбары. Ее мать шутила: «Должно быть, акушерка вытаскивала тебя за правую ногу». Правая нога у Барбары была длиннее левой, из-за чего произошло смещение таза. Она не могла выпрямить правую руку, правая сторона ее тела была больше левой, а левый глаз видел хуже, чем правый. Из- за асимметрии позвоночника у нее был сколиоз.
Барбара сталкивалась с множеством серьезных трудностей в обучении. Область ее мозга, связанная с речью (область Брока), работала неправильно, поэтому у нее были про- блемы с произнесением слов. К тому же у Барбары отсутствовала способность к простран- ственному анализу.
Однажды, когда Барбаре было три года, она решила сыграть в матадора и быка. Она была быком, а роль плаща матадора выполнял автомобиль, стоящий на подъездной дорожке к дому. Она бросилась в атаку, думая, что сможет свернуть в сторону и избежать столк- новения, но неправильно оценила расстояние и врезалась в машину, получив рваную рану головы. Ее мать заявила тогда, что удивится, если Барбара проживет еще один год.
Предварительный план в нашей голове
Когда мы хотим изменить положение своего тела в пространстве, то используем про- странственное мышление для того, чтобы перед выполнением движения неосознанно пред- ставить у себя в голове его воображаемую траекторию. Такое бессознательное планиро-
вание движений происходит постоянно, в любых даже самых простых случаях: когда маленький ребенок ползает по полу, дантист сверлит зуб, хоккеист рассчитывает свои дей- ствия.

Н. Дойдж. «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»
41
Пространственное мышление также необходимо для составления ментальной карты
местоположения окружающих нас вещей. Мы используем этот тип мышления для того,
чтобы разложить предметы на рабочем столе или вспомнить, где оставили ключи.
Барбара постоянно все теряла. Из-за проблем с ментальной картой предметы окружа- ющего мира, не попадавшие в ее поле зрения, как бы не учитывались мозгом Барбары. Это превращало ее в «барахольщицу», которой приходилось складывать перед собой в кучу все то, с чем она играла или работала, и держать открытыми шкафы для одежды и кухонные шкафы. Выходя за пределы своего дома, она всегда терялась.
Кроме того, у Барбары была «кинестетическая» проблема. Кинестетическое воспри- ятие позволяет нам определять положение нашего тела или конечностей в пространстве,
давая возможность контролировать и координировать движения. Оно также помогает нам узнавать предметы на ощупь. Но Барбара никогда не могла сказать, насколько далеко пере- двинулись в левую сторону ее руки или ноги. В душе она была живой и непоседливой девоч- кой, а в жизни – неуклюжим увальнем. Она не способна была удержать в левой руке чашку сока, не пролив его. Она часто спотыкалась или оступалась. Лестницы неизменно таили для нее опасность. У нее также было ослаблено чувство осязания в левой стороне тела, поэтому она была подвержена ушибам. Когда со временем она научилась управлять автомобилем, то его левый борт постоянно был покрыт вмятинами.
У Барбары, кроме всего прочего, были проблемы и со зрением. Ее поле зрения было настолько узким, что, когда она смотрела на страницу с текстом, то могла одновременно видеть только несколько букв.
Символ, логика и причинно-следственные связи
Однако она сталкивалась и с другими, не менее важными проблемами. Из-за того,
что та часть мозга Барбары, которая позволяет уловить взаимоотношения между симво- лами, функционировала неправильно, ей было сложно понимать грамматику, математиче- ские понятия, логику и причинно-следственные связи
8
. Она не могла отличить такие слово- сочетания, как «брат отца» и «отец брата». Интерпретация двойного отрицания была для нее невыполнимой задачей. Она не умела определять время по часам, потому что не могла уловить смысловую связь между стрелками. Она в буквальном смысле не способна была отличить левую руку от правой, и не только из-за отсутствия у нее ментальной простран- ственной карты, но потому что не понимала отношение между понятиями «право» и «лево».
Только благодаря невероятным умственным усилиям и постоянному повторению она научи- лась связывать символы друг с другом.
Она путала буквы b, d, q и p, читала «кот» как «ток», а также страдала таким видом
аграфии
9
, как зеркальное письмо, то есть читала и писала справа налево. Она была прав- шой, но из-за того, что писала справа налево, вся ее работа имела размазанный вид. Учителя считали ее беспокойным ребенком. Из-за присущей ей дислексии
10
она совершала ошибки при чтении, за которые ей приходилось дорого расплачиваться. Ее братья хранили серную
8
Речь идет о левом полушарии мозга, которое, как известно, «заведует» формальной логикой, причинно-следственными связями и вторичными знаковыми символами (буквы, цифры, тексты и т. п.). Правое полушарие оперирует не столько фор- мальными знаковыми системами, а яркими образами (первичными многозначными символами), поэтому его еще называют
«творческим» (правое полушарие доминирует у типичных «левшей», к которым, по-видимому, относится и Барбара). –
Прим. ред.
9
Аграфия – общее наименование для проблем, связанных с трудностями написания текста – функции письма, наруше- ния почерка. Существует много видов аграфии. – Прим. ред.
10
Дислексия – общий термин для проблем, связанных с трудностями чтения. Дислексия, как и аграфия, характерны для типичных «левшей», т. е. людей с доминирующим правым полушарием мозга (в ущерб логическому, «текстовому» левому полушарию). – Прим. ред.

Н. Дойдж. «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»
42
кислоту для химических экспериментов в бутылочке, где раньше были капли для носа.
Однажды, решив полечить себя от насморка, Барбара неправильно прочитала этикетку, кото- рую братья наклеили на старую бутылку. Она лежала в постели, а кислота текла ей в носо- вые пазухи, но она молчала, потому что ей было стыдно сказать матери о еще одной своей неудаче.
Не понимая причинно-следственные связи, Барбара совершала странные с точки зре- ния социальных норм поступки, потому что не была способна связать свое поведение с его последствиями. Посещая подготовительный класс начальной школы, она не могла понять,
почему не может, когда захочет, покинуть свой класс и навестить братьев, которые учились в той же школе. Она могла запомнить математические процедуры, но не понимала матема- тические понятия. Она могла запомнить, что пятью пять будет двадцать пять, но не могла понять, почему. Из-за этого учителя давали ей дополнительные упражнения, и хотя отец часами занимался с ней, все было бесполезно. Мать писала для нее карточки с простыми математическими задачами. Но Барбара не в силах была их понять…
Все попытки коррективного обучения Барбары не затрагивали сути проблемы; они только делали ее решение все более мучительным. Барбара очень хотела добиться успехов в учебе, поэтому в начальной школе она старательно «зубрила» все предметы во время обе- денного перерыва и после занятий. В старших классах ее успеваемость была очень неравно- мерной. Она научилась использовать память для компенсации своих недостатков и, потре- нировавшись, могла запомнить целые страницы информации. Перед тестами она молилась о том, чтобы они были ориентированы на знание фактов, так как была уверена, что в этом случае сможет получить 100 баллов; если же они предполагали понимание связей, то ее результаты были на уровне детей раннего подросткового возраста.
«Я живу в тумане, а мир вокруг
меня не тверже сахарной ваты»
Барбара ничего не понимала в реальном времени; понимание приходило к ней с запоз- данием после того, как что-то уже произошло. Она проводила долгие часы, анализируя про- шлое, чтобы собрать воедино его непонятные фрагменты и сделать их доступными понима- нию. Ей приходилось по двадцать раз проигрывать в голове простые разговоры, диалоги из фильмов и тексты песен, потому что к тому времени, когда она добиралась до конца пред- ложения, то уже не могла вспомнить, что было в его начале.
Все это отражалось на ее эмоциональном развитии. Из-за проблем с логическим мыш- лением во время разговоров с людьми, склонными к многословию, она не могла заметить противоречия в их словах, поэтому никогда не знала, кому из собеседников можно доверять.
Ей было сложно заводить друзей, и в определенный период времени у нее никогда не было больше одного друга.
Однако наибольшие мучения ей доставляли постоянные сомнения и неуверенность,
которые она испытывала в отношении всего. Она чувствовала, что во всем без исключения есть смысл, но не могла это проверить. Девизом для нее стала фраза – «Я это не понимаю».
Она говорила самой себе: «Я живу в тумане, а мир вокруг меня не тверже сахарной ваты».
Как многие дети, переживающие серьезные затруднения при обучении, она начала считать себя сумасшедшей.
Барбара росла в те времена, когда люди, подобные ей, не могли получить практически никакой помощи.
«В 1950-е годы в маленьком городке вроде Петерборо никто не говорил о подобных вещах, – рассказывает Барбара. – Тогда считалось, что вы или можете учиться, или нет. В те времена не было никаких преподавателей, занимающихся коррекционным обучением, ника-

Н. Дойдж. «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»
43
ких посещений специалистов-медиков или психологов. Термин «пониженная обучаемость»
получил широкое распространение только два десятилетия спустя. Мой первый учитель ска- зал моим родителям, что у меня наблюдается «психическое торможение» и что я никогда не буду учиться, как другие дети. Все было четко определено. Вы могли быть способным от природы ребенком или обыкновенным, несообразительным или умственно отсталым».
Если вас считали умственно отсталым, то помещали в «коррекционный класс». Однако такой класс не подходил для девочки, обладающей блестящей памятью и способной иде- ально выполнить словарный тест. Друг детства Барбары Дональд Фрост, впоследствии став- ший скульптором, говорит: «Она испытывала невероятное давление в плане учебы. Все члены семьи Янг были очень успешными людьми. Ее отец, Джек, был инженером-электри- ком и изобретателем. Он, работая в компании Canadian General Electric, оформил тридцать четыре патента на изобретения. Если во время обеда вам удавалось отвлечь внимание Джека от книги, это можно было считать чудом. Мироощущение ее матери, Мэри, можно было выразить двумя фразами – «Вы добьетесь успеха; и тут не может быть никаких сомнений» и
«Если вы столкнулись с проблемой, решите ее». Барбара всегда была невероятно отзывчи- вой, добросердечной и заботливой, она хорошо умела скрывать свои проблемы. Это было ее секретом. В послевоенные годы царила идея всеобщего единства людей, и это означало, что говорить о своих заболеваниях так же неприлично, как жаловаться на свои прыщики».
В надежде разобраться с тем, что с ней происходит, Барбара занялась изучением про- блемы детского развития. Она поступила в Университет Гвелфа, но во время обучения снова проявились ее серьезные ментальные несоответствия. К счастью, преподаватели заметили,
что она обладает удивительной способностью выявлять невербальные сигналы во время наблюдений за детьми, и попросили ее возглавить проведение лабораторных практикумов.
Ей казалось, что произошла какая-то ошибка. Затем ее приняли в аспирантуру в Институте исследований в области образования провинции Онтарио (OISE). Большинству студентов требовалось прочитать научную статью один или два раза, но Барбаре, как правило, прихо- дилось читать ее двадцать раз, а также изучать множество ее источников, чтобы хотя бы уловить ее смысл. Из-за этого она спала не больше четырех часов в день.
Поскольку Барбара проявляла блестящие способности во многих областях и прекрасно разбиралась в вопросах детского развития, ее преподавателям в аспирантуре было сложно поверить в ее проблемы с обучением. Первым, кто это понял, стал Джошуа Кохен, еще один одаренный студент OISE, имевший, как и Барбара, затруднения при обучении. Он руково- дил небольшой клиникой для детей с пониженной обучаемостью, в которой применялось стандартное лечение на основе «компенсаций», ориентированное на общепринятую теорию того времени: если клетки мозга умирают или перестают развиваться, их восстановление невозможно. В этом случае проблема решается с помощью компенсаций. Люди, имеющие трудности с чтением, слушают аудиокассеты. Тем, кто «тормозит» соображая, дают больше времени на выполнение тестов. Тем, кто не может понять ход рассуждений, предлагают мар- кировать цветом главные пункты. Джошуа разработал для Барбары специальную программу компенсации, но она посчитала, что ее выполнение требует слишком много времени. Более того, в своей диссертации, основанной на данных исследования детей с пониженной обуча- емостью, проходивших лечение на основе компенсаций в клинике OISE, она доказала, что у большинства этих детей не наблюдалось реальных улучшений. К тому же у нее самой было такое количество нарушений, что сложно было бы найти здоровые функции, способ- ные их компенсировать. Учитывая, каких успехов она смогла добиться в развитии собствен- ной памяти, она сказала Джошуа, что, по ее мнению, должен быть иной способ улучшения ее состояния.

Н. Дойдж. «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»
44
То, с чего надо было начинать эту книгу
Однажды Джошуа предложил Барбаре познакомиться с некоторыми книгами совет- ского психолога Александра Лурии
11
, которые сам Джошуа читал. Она энергично взялась за их изучение, перечитывая сложные места бесчисленное количество раз. Больше всего ее заинтересовал один из разделов в книге Лурии «Основные проблемы нейролингвистики»,
рассказывающий о людях, перенесших инсульт или получивших ранения, у которых были проблемы с грамматикой, логикой и ориентацией во времени по часам.
Александр Лурия родился в 1902 году. Он вырос в революционной России и жил там до конца своих дней. В молодости он всерьез интересовался психоанализом, переписывался с Фрейдом и предложил свой вариант психоаналитического метода «свободные ассоциа- ции» (человек говорит все, что приходит ему на ум, в ответ на образ, который называет пси- холог). В те годы Лурия ставил перед собой цель разработать объективные методы психоло- гии. Уже в двадцатилетнем возрасте он изобрел прототип детектора лжи. С наступлением эпохи сталинизма психоанализ стал неугодной наукой… Затем Лурия поступил в медицин- ский институт.
Однако он не перестал заниматься психологией
12
. Ему удалось перекинуть теоре-
тический мостик из психологии в неврологию и нейрофизиологию. Таким образом
А. Р. Лурия стал основателем совершенно нового направления в мировой психологии –
нейропсихологии
13
* * *
Истории болезни, приведенные А. Р. Лурией в его работах 40-х годов, представляли собой не короткие наброски, сфокусированные на симптомах, а подробные описания жизни и болезни пациентов. Оливер Сакс писал: «По своей точности, жизненности и богатству деталей истории болезни Лурии сравнимы только с историями болезни, написанными Фрей- дом». В одной из книг Лурии – «Человек с разрушенным миром» – были представлены выдержки из дневника одного из пациентов Лурии с комментариями самого ученого.
В конце мая 1943 года в кабинет Лурии в реабилитационном госпитале, где он работал,
пришел юноша по имени Лев Засецкий. Засецкий был молодым русским лейтенантом, полу- чившим во время битвы под Смоленском серьезное ранение головы с обширным поврежде-
11
Александр Романович Лурия (1902–1977) – знаменитый отечественный психолог – один из немногих наших круп- ных психологов-теоретиков и практиков, хорошо известных на Западе. Александр Романович доказал пластические воз- можности «высших психических функций» еще в 40-х годах XX в. Во время Великой Отечественной войны он с группой коллег занимался реабилитацией раненых с серьезными повреждениями мозга (контузиями и черепно-мозговыми трав- мами). Тогда наши психологи добивались поразительных результатов: парализованные и совершенно безнадежные люди начинали нормально двигаться, ходить и говорить. Лурия с сотрудниками, в отличие от Бач-и-Риты, не «открывал Аме- рику» заново, он действовал не вслепую. Полученные им практические результаты были вполне ожидаемыми! Они соот- ветствовали известным у нас с 30-х годов (!) теоретическим разработкам, свидетельствующим о пластичности мозговых и психологических функций (работы физиологов Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина, гениального отечественного психолога
Л. С. Выготского, фундаментальные труды по психологии С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др.), и лишь подтвердили отечественные психологические концепции на практике. – Прим. ред.
12
Здесь пропущены самые главные аспекты научной биографии А. Р. Лурии: его тесное сотрудничество с Л. С. Выгот- ским, их совместные экспериментальные и теоретические разработки и собственные теоретические труды Лурии: теория
системной динамической (т. е. пластической) локализации высших психических функций), которые и позволили ему стать общепризнанным основателем нейропсихологии. – Прим. ред.
13
Нейропсихология – отрасль психологии на стыке с психофизиологией и неврологией. Изучает мозговые механизмы высших психологических процессов (речь, мышление, восприятие, внимание, память) на материале поражений мозга и возможности их восстановления. – Прим. ред.

Н. Дойдж. «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»
45
нием левой теменно-затылочной доли. В течение длительного времени он находился в коме.
Когда Засецкий вышел из комы, у него проявились очень странные симптомы. Он больше не понимал логических, причинно-следственных или пространственных связей. Он не мог отличить левое и правое. Он не понимал элементов грамматики, имеющих отношение к свя- зям. Такие предлоги, как «в», «вне», «до», «после», «с» и «без», потеряли для него всякий смысл. Он не мог осмыслить слово, понять предложение или вспомнить что-то в полном объ- еме, потому что это требовало установления связи между символами. Ему удавалось лишь ненадолго уловить отдельные фрагменты. Тем не менее лобные доли его мозга – функцио- нирование которых позволяло ему обладать волей, строить планы, вырабатывать стратегию и выполнять действия по реализации своих намерений – не были затронуты, поэтому у него сохранилась способность осознать свои нарушения и было желание их исправить. Он не мог читать, так как это, главным образом, перцептивный вид деятельности, но не утратил способности писать. Он начал вести дневник, которому дал название «Я буду бороться».
В окончательном варианте дневник насчитывал три тысячи страниц. «Я был убит 2 марта
1943 года, – писал он, – но благодаря жизненной энергии моего организма я каким-то чудом остался жив».
На протяжении тридцати лет Лурия работал с этим пациентом и размышлял над тем,
как рана Засецкого влияет на его психическую активность. Он стал свидетелем той неустан- ной борьбы, которую Засецкий вел ради того, «чтобы жить, а не просто существовать».
«Я чувствую себя как в тумане…»
Читая дневник Засецкого, Барбара думала: «Он же описывает мою собственную жизнь».
Засецкий пишет: «Я знал, что значат слова «мать» и «дочь», но не понимал выражение
«дочь матери». Для меня выражения «дочь матери» и «мать дочери» звучали совершенно одинаково. У меня также были проблемы с фразами типа «Слон больше мухи?». Все, что я мог сообразить, это то, что муха маленькая, а слон большой, но не понимал слов «больше»
и «меньше».
В дневнике Засецкий признается: во время просмотра фильма «прежде чем мне удается понять, о чем говорят актеры, начинается новая сцена».
Лурия начал разбираться с проблемой Льва Засецкого. Ранившая его пуля засела в левом полушарии мозга в зоне соприкосновения трех основных перцептивных областей –
височной доли (которая обычно обрабатывает звук и язык), затылочной доли (обрабатывает визуальные образы) и теменной доли (ответственна за пространственные связи и интегри- рует информацию, поступающую от разных органов чувств). В данной пограничной зоне собирается и объединяется вся перцептивная информация из этих трех областей. Лурия понял, что, хотя Засецкий сохранил способность чувствовать, он не мог связать различные ощущения или части с целым. А самое главное, ему было очень сложно связывать друг с другом несколько символов, как мы обычно делаем, когда мыслим логически. Из-за этого
Засецкий часто заменял нужные слова созвучными с ними, но с неверным значением. Он напоминал рыбака, у которого нет достаточно большой сети, позволяющей «ловить» и удер- живать слова и их значения. Он воспринимал все в виде образных фрагментов. Он писал: «Я
все время чувствую себя как в тумане… Единственное, что мелькает в моем сознании, это образы… неясные видения, которые неожиданно возникают и так же стремительно исче- зают… Я просто не могу понять или запомнить, что они означают».
Прочитав эту книгу Лурии, Барбара впервые поняла, что ее главное мозговое наруше- ние имеет конкретную причину. Однако из книг Лурии она не узнала о том, как это можно вылечить. Когда она поняла, насколько сильно нарушена работа ее мозга, она почувствовала

Н. Дойдж. «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»
46
себя еще более измученной и подавленной и начала думать, что так дальше продолжаться не может. Стоя на платформе метро, она высматривала место, с которого удобнее всего прыг- нуть под поезд.
То, что показано на людях, – это лирика,
а вот крысы – это… весьма убедительно
Ей было двадцать восемь лет, и она все еще училась в аспирантуре. И именно в это время она обнаружила у себя на письменном столе статью профессора Марка Розенцвейга из Калифорнийского университета в Беркли. Он со своими коллегами изучал крыс, помеща- емых в стимулирующую среду (сложную, богатую по структуре и числу раздражителей.
Прим. ред.), и крыс, выросших в нестимулирующей обстановке (бедной различными эле- ментами, т. е. событиями и раздражителями. – Прим. ред.). После проведения посмертных вскрытий черепа крыс он обнаружил, что у крыс, выращенных в стимулирующих условиях,
мозг имел большее количество медиаторов, весил больше и лучше снабжался кровью, чем у тех крыс, которые были выращены в пустых и тесных одиночных клетках. Он был одним из тех ученых, которые первыми обосновали существование нейропластичности, доказав,
что стимулирующие условия способствуют изменению структуры мозга.
Для Барбары это было словно вспышка молнии. Розенцвейг показал, что мозг может быть изменен. Для нее это означало, что помимо компенсации могут существовать и дру- гие способы решения ее проблемы. Чтобы найти их, ей предстояло соединить результаты исследований Розенцвейга и Лурии.
Она добровольно изолировала себя от окружающего мира и начала выполнять разрабо- танные ею самой упражнения. Хотя у нее не было никакой уверенности в том, что это к чему- то приведет, она трудилась неделя за неделей, позволяя себе лишь короткие перерывы на сон и доводя себя почти до изнеможения. Она тренировала свою самую ослабленную функцию –
установление связи между рядом символов. Одно из упражнений предполагало определе- ние времени по сотням карточек, на которых были нарисованы часы, показывающие разное время. На обратной стороне этих карточек Джошуа Кохен по ее просьбе написал правильное время. Она перемешивала карточки, чтобы не иметь возможности вспомнить ответы. Она брала карточку, пыталась назвать показанное на ней время, проверяла ответ, затем как можно быстрее переходила к следующей карточке. Когда она не могла разобрать, что показывают часы, нарисованные на карточке, она подолгу занималась с настоящими часами, медленно поворачивая стрелки и пытаясь понять, почему в 2:45 часовая стрелка проходит три четверти своего пути до трех.
Когда в конце концов она начала находить ответы на эти вопросы, она добавила стрелки, отсчитывающие секунды и шестидесятые доли секунды. После долгих недель изну- рительной работы она не только научилась определять время по часам быстрее, чем обыч- ные люди, но заметила улучшения в плане других своих проблем по связыванию символов и впервые начала понимать грамматику, математику и логику. А самое главное, она теперь могла понимать, что говорят люди непосредственно в момент речи. Она, наконец, стала жить в реальном времени.
Вдохновленная первыми успехами, Барбара разработала упражнения для других своих нарушений: сложностей с пространственным мышлением, проблем с пониманием положе- ния конечностей и для зрительных нарушений. Барбара развила эти функции мозга до сред- него уровня.

Н. Дойдж. «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»
47
Школа Эрроусмит. Снова о
проблемах со словами и текстами
Барбара и Джошуа Кохен поженились и в 1980 году открыли Школу Эрроусмит в
Торонто. Они проводили совместные исследования, а Барбара продолжала разрабатывать ментальные упражнения и занималась ежедневным руководством школой. Со временем они разошлись, а в 2000 году Джошуа умер.
Тогда очень немногие принимали идею нейропластичности и верили в то, что мозг можно тренировать, как мышцы, давая ему нагрузки, поэтому работа Барбары редко нахо- дила понимание. Некоторые критики считали, будто ее заявления о том, что нарушения способности к обучению можно лечить, не имеют достаточных оснований. Однако это ее мало беспокоило, и она продолжала разрабатывать упражнения для тренировки тех участков мозга и его функций, которые чаще всего ослаблены у людей, страдающих пониженной обу- чаемостью. При определении того, какие области мозга обрабатывают определенные мен- тальные функции, Барбара полагалась на работы Александра Лурии. Лурия составил свою собственную карту мозга. Он отмечал участки головного мозга, куда был ранен солдат, и связывал их с утраченными психологическими функциями
14
. Барбара выяснила, что наруше- ния способности к обучению часто представляют собой более легкую версию нарушений мышления, наблюдаемых у пациентов Лурии.
Кандидаты на поступление в Школу Эрроусмит – как дети, так и взрослые – прохо- дят специальное обследование, которое может продолжаться в общей сложности до сорока часов. Его цель – точно определить, какие функции мозга ослаблены и есть ли возможность исправить ситуацию. Принятые в школу ученики, многие из которых постоянно отвлека- лись во время занятий в обычной школе, спокойно сидят за компьютерами. Некоторым из них наряду с пониженной обучаемостью был поставлен диагноз «расстройство внимания»,
поэтому вначале на занятиях они принимали психостимулятор риталин. Однако после опре- деленного периода работы над упражнениями некоторые из них обходились без этого пре- парата, потому что их проблемы с вниманием вторичны по отношению к их главным нару- шениям способности к обучению.
В Школе Эрроусмит дети, не умевшие, как и Барбара, определить время по часам, рабо- тают за компьютером, упражняются в чтении невероятно сложных часов с десятью стрел- ками (не только для минут, часов и секунд, но и для других временных отрезков, таких как дни, месяцы, годы) в секундах. Они тихо сидят и сосредоточенно выполняют свои задания,
пока не набирают достаточное количество правильных ответов для того, чтобы перейти на следующий уровень. Тогда они громко кричат: «Да!», а на экране их компьютера вспыхивает поздравление. К моменту завершения программы они могут определять время по гораздо более сложным часам, чем те, которыми пользуются «нормальные» люди.
За другими компьютерными столами дети изучают буквы языка урду и персидского языка для укрепления визуальной памяти. Эти буквы имеют необычную форму, и выпол- нение специально разработанного ментального упражнения требует от учеников умения быстро распознавать эти чужие для них формы.
Другие дети, похожие на маленьких пиратов из-за того, что у них на левом глазу надета черная повязка, старательно обводят ручкой затейливые линии, завитки и китайские иеро- глифы. Благодаря повязке на глазу входная визуальная информация направляется в правый
14
Это очень упрощенное популярное объяснение. Разработки А. Р. Лурии гораздо более глубокие и многоплановые. –
Прим. ред.

Н. Дойдж. «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»
48
глаз, а затем в левое полушарие мозга
15
, где и коренится их проблема. Эти дети не просто учатся лучше писать. Большинство из них приходит в школу с тремя сопутствующими про- блемами: затруднения с речью, письмом и чтением. Барбара, вслед за Александром Лурией,
считает, что эти три проблемы возникают в результате ослабления той функции мозга, кото- рая обычно помогает нам координировать и связывать ряд движений, совершаемых при выполнении этих задач.
Когда мы говорим, наш мозг преобразует мысль – в речь и в последовательность дви- жений, совершаемых мышцами языка и губ. Лурия показал, что управление этими движе- ниями происходит в левой премоторной зоне коры головного мозга. Я направил в школу
Барбары несколько человек с ослаблением этой функции мозга. Один мальчик с подобной проблемой постоянно находился в состоянии фрустрации, потому что мысли приходили к нему быстрее, чем он мог выразить их словами, из-за чего он часто упускал большие порции информации, с трудом подбирал слова и говорил бессвязно. Он был очень общительным,
но при этом не мог выразить свои мысли, поэтому большую часть времени молчал. Когда в классе ему задавали вопрос, он нередко знал ответ на него, но ему требовалось так много времени, чтобы сформулировать ответ, что мальчик казался гораздо менее умным, чем был на самом деле, в результате чего начал сомневаться в себе.
Когда мы записываем какую-либо мысль, то наш мозг преобразует слова – представля- ющие собой символы – в движения пальцев и рук. Тот же самый мальчик писал очень преры- висто, потому что его система преобразования символов в движения быстро перегружалась,
и из-за этого ему приходилось писать, используя для этого множество отдельных, коротких движений вместо длинных и плавных. Несмотря на то что его обучали курсивному письму,
он предпочитал писать печатными буквами. (Взрослых людей с подобной проблемой часто можно узнать по тому, что они предпочитают писать печатными буквами или печатать. Когда мы пишем печатными буквами, то выводим каждую букву отдельно с помощью нескольких движений ручкой, что предполагает более низкую нагрузку на мозг. При курсивном письме мы пишем несколько букв одновременно, и в этом случае мозгу приходится обрабатывать более сложные движения.) Процесс письма вызывал у мальчика особенно неприятные чув- ства, так как нередко он знал правильные ответы на вопросы тестов, но писал настолько медленно, что не успевал их все записать. Или же он думал об одном слове, букве или числе,
а писал другое. Таких детей часто обвиняют в неаккуратности, однако, на самом деле, их мозг активирует неправильные двигательные акты (эта и другие проблемы с написанием текста, письмом и почерком называются аграфией. См. также об этом выше – Прим. ред.).
У учеников с подобным нарушением, кроме того, наблюдаются трудности с чтением
(дислексия. – Прим. ред.). Обычно в процессе чтения наш мозг читает часть предложения,
затем направляет глаза с тем, чтобы они переместились по странице в правильном направ- лении для восприятия следующей части предложения, для чего необходима непрерывная последовательность точных движений глаз.
Мальчик читал очень медленно, потому что пропускал слова, не мог найти нужное место на странице, а затем терял концентрацию. Чтение было для него крайне трудным и изнурительным занятием. На экзаменах он часто неправильно истолковывал вопрос, а когда пытался исправить свои ответы, пропускал целые фрагменты.
В Школе Эрроусмит этот мальчик выполнял упражнения, предполагающие вычерчива- ние сложных линий для стимулирования нейронов в ослабленной левой двигательной обла- сти его мозга. Барбара выяснила, что такие упражнения помогают детям совершенствовать
15
Как известно, нервные пути, идущие к высшим отделам мозга, перекрещиваются, и левое полушарие получает (в первую очередь) информацию от правой половины нашего тела (правой руки, ноги, глаза, уха и т. п.) и наоборот: правое – от левой половины тела. Но, конечно, в итоге мозг оценивает сенсорную информацию в комплексе – от всего тела, поскольку полушария неизолированны и работают всегда в единстве, дополняя друг друга во всем.

Н. Дойдж. «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»
49
навыки во всех трех проблемных областях: речь, письмо и чтение. К моменту окончания школы мальчик читал лучше, чем его сверстники, и впервые получил возможность читать ради удовольствия. Он начал говорить более непринужденно, используя длинные и сложные предложения, а его почерк улучшился.
В школе Барбары некоторые ученики слушают компакт-диски и заучивают наизусть стихи для развития плохой слуховой памяти. Такие дети часто забывают указания и инструк- ции, поэтому их считают безответственными или ленивыми, хотя на самом деле все дело в нарушении функционирования мозга. Если среднестатистический человек может с ходу запомнить примерно семь несвязанных элементов информации (например, семизначный номер телефона), то эти люди способны запомнить только два или три. Некоторые из них вынуждены делать записи, чтобы ничего не забыть. В случае тяжелых нарушений они не могут понять текст песни от начала до конца, и их мозг настолько перегружается, что они просто «отключаются». У других наблюдаются трудности с запоминанием не только устной речи, но и собственных мыслей. Эти нарушения можно устранить благодаря упражнениям на запоминание.
Барбара также разрабатывает упражнения для детей, которые ощущают социальную неловкость из-за ослабления функции мозга, позволяющей им читать невербальные сиг- налы. У нее, кроме того, есть упражнения для людей с нарушениями работы лобных долей головного мозга. Такие люди отличаются импульсивностью или имеют трудности с пла- нированием, разработкой стратегий, определением приоритетов, постановкой целей и их достижением. Их часто считают неорганизованными, легкомысленными и неспособными учиться на собственных ошибках. Барбара же полагает, что у многих «взбалмошных» или
«необщительных» людей проблемы с ослаблением некоторых функций мозга.
Упражнения для мозга преображают жизнь людей. Один из выпускников школы рас- сказывал мне: когда он поступил в школу Барбары в возрасте тринадцати лет, его навыки в области математики и чтения были на уровне третьего класса. До этого он прошел нейро- психологическое тестирование в Университете Тафтса, где ему сказали, что у него нет ника- кой надежды на улучшение. Его мать помещала его в десять разных школ для детей с труд- ностями в обучении, но нигде ему не помогли. После трех лет обучения в Школе Эрроусмит он читал и решал математические задания на уровне десятого класса. Сейчас он закончил колледж и работает в сфере венчурного инвестирования. Еще один ученик поступил в школу,
когда ему было шестнадцать лет, и на тот момент владел навыками чтения на уровне пер- вого класса. Его родители, которые оба работали учителями, испробовали все стандартные методики компенсации. После четырнадцати месяцев обучения в Школе Эрроусмит мальчик научился читать на уровне седьмого класса.
Сильные и слабые функции мозга
У всех нас есть какие-либо более слабые и более сильные функции мозга, и подобные методики, основанные на использовании нейропластичности, способны помочь практиче- ски любому человеку. Наши слабые места могут оказывать заметное влияние на наши про- фессиональные успехи, поскольку в большинстве случаев карьера требует от нас полной и всесторонней отдачи. Барбара применила ментальные упражнения для спасения талантли- вого художника, который обладал превосходными способностями к рисованию и чувством цвета, но плохо распознавал форму объектов. (Способность распознавать форму определя- ется особой функцией мозга, отдельной от функций рисования или восприятия цвета; этот же навык помогает некоторым людям блестяще справляться с игрой «Where’s Waldo?»
16 16
Компьютерная игра «Where’s Waldo?» предполагает поиск персонажа по имени Вальдо, его друзей и различных

Н. Дойдж. «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»
50
Женщины часто превосходят в этом мужчин, и это объясняет, почему у мужчин возникает больше трудностей с поиском продуктов в холодильнике.)
Барбара, помимо всего прочего, помогла многообещающему юристу, который из-за проблем с произношением, связанным с повреждением области Брока, не мог хорошо высту- пать в суде. Поскольку для поддержки ослабленной области требуются дополнительные умственные усилия, отвлекающие ресурсы от сильных областей, человек с проблемами в области Брока может еще испытывать трудности с мышлением в процессе речи. После выполнения упражнений для мозга этот юрист сделал успешную карьеру судебного адво- ката.
Классическое образование было не так уж плохо
Подход, применяемый в Школе Эрроусмит, и использование умственных упражнений в целом имеют важное значение в плане общего образования. Очевидно, что многим детям пойдет на пользу оценка возможностей их мозга, позволяющая определить его слабые сто- роны и подобрать программу для их усиления, – и это гораздо более эффективный подход,
чем обучение, основанное на простом повторении урока, ведущее к бесконечным разочаро- ваниям. Когда происходит усиление «слабых звеньев цепи», люди получают доступ к навы- кам, развитие которых ранее блокировалось, и благодаря этому начинают чувствовать себя намного свободнее. Один из моих пациентов, до выполнения умственных упражнений, чув- ствовал себя очень способным человеком, но не умел использовать свой ум в полном объеме.
Долгое время я ошибочно думал, что в основе его неудач лежат главным образом психоло- гические конфликты, такие как боязнь соревновательности, а также внутренние конфликты,
связанные с чувством превосходства над родителями и сверстниками. Такие конфликты дей- ствительно существовали и сдерживали его развитие. Но потом я понял, что его трудности с обучением (желание его избегать) определяются в основном годами фрустрации
17
, порожда- емой страхом неудачи, основанном на ограничениях функционирования его мозга. Он тоже освободился от своих проблем с помощью упражнений Барбары Эрроусмит, и его врожден- ная любовь к обучению проявилась в полную силу.
Когда мы говорим об использовании этих разработок, ирония заключается в том, что сотни лет педагоги знали, что детский мозг следует формировать с помощью упражнений нарастающей сложности, что усиливает функции мозга. На протяжении XIX века и в начале
XX классическое образование включало в себя механическое запоминание длинных сти- хов на иностранных языках, которое укрепляет слуховую словесную память. Оно предпо- лагало и почти фанатичное внимание к почерку, что, возможно, помогало совершенство- ванию моторных навыков письма, и заодно повышало скорость и беглость чтения и речи.
Школы нередко уделяли значительное внимание правильной дикции и совершенствованию произношения слов
18
. Затем в 1960-е годы работники образования исключили эти традици- онные упражнения из учебной программы как слишком строгие, скучные и «неактуальные».
Однако это решение дорого обошлось всем нам; для многих учеников эти упражнения были единственной возможностью систематически тренировать функции мозга, от которых зави- сит скорость распознавания слов и их понимание. Для всех остальных исчезновение этих упражнений, возможно, стало причиной снижения общего уровня ораторского искусства,
предметов на красочных изображениях, появляющихся на экране. – Прим. перев.
17
Фрустрация – сильное переживание, связанное с невозможностью достижения человеком цели из-за внешнего или внутреннего препятствия (внутренних противоречий – внутреннего конфликта). Внутренним препятствием может быть,
например, страх, смущение или невозможность сделать окончательный выбор. – Прим. ред.
18
Автор хочет сказать, что классическое образование невольно заставляло детей делать упражнения, помогающие избе- жать аграфии, дислексии и логопедических проблем (см. примечания выше). – Прим. ред.

Н. Дойдж. «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»
51
требующего хорошей памяти и соответствующего уровня интеллектуальной мощи, который сегодня нам неведом. Участники дебатов Линкольна – Дугласа, проходивших в 1858 году,
могли спокойно говорить без помощи записей в течение часа и дольше; в наши дни многие из тех, кто после 1960-х годов получил прекрасное образование в самых престижных шко- лах, отдают предпочтение вездесущим презентациям в формате «Power Point»
19
– основному средству компенсации ослабленности премоторной зоны коры головного мозга.
Работа Барбары Эрроусмит Янг служит ярким свидетельством пользы обследования каждого ребенка, дабы оценить работу его мозга. При обнаружении проблем следовало бы разработать индивидуальную программу по усилению соответствующих навыков именно в детские годы, когда пластичность мозга наиболее высока. Гораздо лучше решать проблемы мозга в зародыше, чем позволять ребенку проникнуться мыслью о том, что он «глупый».
Ребенок начинает ненавидеть школу и учебу и совсем прекращает использовать ослаблен- ные области, утрачивая те сильные стороны, которые у него есть. Дети младшего возраста часто быстрее добиваются успехов при выполнении ментальных упражнений, чем взрослые,
возможно, потому что в незрелом мозге количество связей между нейронами, или синапсов,
на 50 % больше, чем в мозге взрослого человека. Когда мы достигаем подросткового воз- раста, в мозге начинается масштабный процесс «упрощения», и синаптические связи и ней- роны, не подвергавшиеся активному использованию, неожиданно умирают – классический случай воплощения в жизнь фразы «то, что не используется, отмирает».
Так или иначе, обследования, направленные на оценку функций мозга, могут быть полезны на протяжении всего периода обучения, даже в колледже и университете, когда мно- гие бывшие успешные школьники терпят неудачу, потому что не самые сильные функции их мозга испытывают перегрузку из-за повысившихся требований.
Крысы спасут человечество
Прошли годы с тех пор, как Марк Розенцвейг провел свои, столь вдохновившие Бар- бару, эксперименты с крысами, выросшими в «обогащенных» условиях. За это время в лабо- раториях самого Розенцвейга и других ученых было получено множество данных, свиде- тельствующих о том, что стимулирование мозга заставляет его расти практически всеми возможными способами. Животные, выращенные в стимулирующих условиях: в окружении других животных, объектов для изучения, игрушек, лестниц и «беличьих» колес, – обуча- лись лучше, чем генетически идентичные животные, помещенные в «скудную» обстановку.
В организме крыс, которых заставляли решать сложные пространственные задачи, содержа- ние ацетилхолина – химического вещества, играющего важную роль в процессе обучения, –
выше, чем у их скучающих от безделья соплеменников. Ментальный тренинг, т. е. жизнь в стимулирующих условиях, повышает на 5 % общий объем коры головного мозга животных и на 9 % – объем тех областей, которые непосредственно стимулируются с помощью трени- ровок. Тренированные, или стимулированные, нейроны формируют на 25 % больше нейрон- ных ветвей, а также увеличивается количество связей каждого нейрона и кровоснабжение мозга. Подобные изменения происходят в любом возрасте, однако у более старых животных они протекают не так быстро, как у молодых. Похожее влияние тренировок и стимулирова- ния на функции мозга наблюдается у всех видов животных, ставших объектами исследова- ния на сегодняшний день.
Если говорить о людях, то результаты патологоанатомических исследований свиде- тельствуют о том, что обучение повышает количество нейронных связей. В результате роста числа связей происходит раздвижение нейронов, вызывающее повышение объема и плотно-
19
В смысле – говорят речь по напечатанной бумажке. – Прим. ред.

Н. Дойдж. «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»
52
сти мозга. Мысль о том, что мозг подобно мышцам может расти и укрепляться благодаря тренировкам, перестает быть метафорой.
«Хэппи-энд» истории Барбары
История Льва Засецкого, описанная Александром Лурией, позволила Барбаре Эрро- усмит Янг излечиться самой, и теперь она помогает в этом другим людям.
Сегодня Барбара Эрроусмит Янг – сообразительная и веселая женщина, у которой вы не заметите никаких явных умственных проблем. Она легко переходит от одного вида дея- тельности к другому, переключается с одного ребенка на другого и в совершенстве владеет множеством навыков.
Эта женщина доказала, что дети, имеющие трудности в обучении, могут решить свою главную проблему. Программы Барбары так же, как и все программы тренировки мозга,
лучше и быстрее всего помогают людям, имеющим проблемы только в некоторых областях.
Однако она разработала упражнения для такого количества дисфункций мозга, что нередко способна помочь детям с многочисленными трудностями в обучении. Ведь именно такой была она сама до того, как усовершенствовала свой мозг.

Н. Дойдж. «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»
53
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов
связь с админом