Главная страница

Пластичность мозга. Потрясающие факты отом, как мысли способны


Скачать 0,77 Mb.
НазваниеПластичность мозга. Потрясающие факты отом, как мысли способны
АнкорDoydzh_N_Plastichnost_mozga_Potryasayuschie_fakty_o_tom_kak_mysli_sposobny_menyat_strukturu_i_funktsii_nashego_mozga.fb2
Дата16.06.2018
Размер0,77 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла?art=6992350&format=a4.pdf&lfrom=241867179
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#39445
страница5 из 9
Каталогjulimia

С этим файлом связано 65 файл(ов). Среди них: German_Yury_Pavlovich_Ya_otvechayu_za_vse.doc, Левашов Николай - Последнее обращение к человечеству.doc, Lapin_A_Fotografia_kak_2_gl_Vozmozhnost_khudozhestva.pdf, d08d4d14fb30676abc089fa1b381ba36_285294_1518078285.gif, German_Yury_Pavlovich_Dorogoy_moy_chelovek.doc и ещё 55 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9
Глава 3
Как перестроить свой мозг
Ученый изменяет мозг: улучшение
восприятия и памяти, скорости мышления
В этой главе я хочу рассказать вам о Майкле Мерценихе и его работе. Имя этого чело- века связано с появлением не одного десятка инноваций и практических изобретений в обла- сти нейропластичности, и его чаще всего упоминают другие специалисты, занимающиеся проблемой изменчивости мозга. При этом он – самый неуловимый ученый из всех, кого я знаю. Мне удалось договориться о нашей встрече в Сан-Франциско только после того, как я выяснил, что он будет присутствовать на конференции в Техасе, я приехал туда и сел рядом с ним.
«Воспользуйтесь этим электронным адресом», – сказал он.
«А если вы снова не ответите?»
«Проявите настойчивость».
В последнюю минуту он перенес место встречи на свою виллу в Санта-Розе в Кали- форнии.
Следует отметить, что общение с Мерценихом стоило тех сил, которые были затрачены на его поиски.
Ирландский невролог Иен Робертсон называет Майкла «ведущим мировым исследо- вателем в области пластичности мозга». Специализация Мерцениха – совершенствование способности людей мыслить и воспринимать окружающий мир за счет перестройки мозга с помощью тренировки определенных областей обработки информации, называемых картами мозга. Кроме того, он – возможно, в большей степени, чем любой другой ученый – макси- мально подробно рассказывает о том, как происходит изменение этих областей.
Вилла в Санта-Розе – это то место, где Мерцених «сбавляет обороты» и восстанавли- вает силы. Когда видишь окружающие виллу пологие холмы, растущие на них деревья и виноградники, возникает ощущение, что кто-то, словно по волшебству, перенес в Северную
Америку кусочек Тосканы. В этом месте я провел с Майклом и его семьей вечер и ночь, а затем утром мы отправились в лабораторию Майкла в Сан-Франциско.
Мы ехали в его небольшой машине с открытым верхом на очередную встречу и разго- варивали, поскольку большую часть дня он был слишком занят, и у нас не было возможно- сти пообщаться. Ветер развевал его седые волосы, а он рассказывал мне о том, что многие из наиболее ярких воспоминаний второй половины его жизни – ему исполнился шестьдесят один год – связаны с обсуждениями научных идей. Я сам присутствовал при том, как он буквально сыпал ими, разговаривая по мобильному телефону. Когда мы переезжали через один из знаменитых мостов Сан-Франциско, он был настолько увлечен обсуждением инте- ресующих нас обоих концепций, что заплатил пошлину, которую в данном случае платить не должен был.
Мерцених принимает участие в десятке совместных работ и экспериментов, и на его счету создание нескольких компаний. Он сам называет себя «немного сумасшедшим».
Конечно, это не так, но в нем присутствует удивительное сочетание энергии и естественной непринужденности. Он родился в немецкой семье в городе Лебанон, штат Орегон, и хотя он носит типично немецкую фамилию, его речь типична для жителей Западного побережья и отличается легкостью и простотой.

Н. Дойдж. «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»
54
Как обучение влияет на мозг
Среди специалистов по нейропластичности, имеющих серьезный послужной список в мире естественных наук, именно Мерцениху принадлежат наиболее смелые заявления в дан- ной области. Он полагает, что при лечении серьезных заболеваний, таких как шизофрения,
упражнения для мозга могут быть так же эффективны, как лекарственные препараты: что пластичность мозга существует с момента рождения человека до его смерти; и что радикаль- ное улучшение когнитивного
20
функционирования: того, как мы учимся, думаем, восприни- маем и запоминаем, – возможно даже в пожилом возрасте. Его последние патенты выданы на перспективные методики, позволяющие осваивать навыки владения языками без утомитель- ного запоминания. Мерцених утверждает, что при правильных условиях тренировка нового навыка может изменить сотни миллионов, а возможно, миллиарды связей между нервными клетками в картах нашего мозга.
Если подобные эффектные заявления вызывают у вас скептическое отношение, вспом- ните о том, что они исходят от человека, который уже помог вылечить ряд расстройств, счи- тавшихся когда-то неизлечимыми. Еще в начале своей карьеры Мерцених вместе со своей группой разработал наиболее часто используемую конструкцию имплантата, который поз- воляет глухим от рождения детям слышать. Его сегодняшняя работа в области пластично- сти мозга помогает учащимся, испытывающим трудности в обучении, улучшать когнитив- ную деятельность и восприятие. Созданные им методики – серия компьютерных программ,
основанных на нейропластичности, под названием «Fast ForWord» – уже помогли сотням тысяч людей. Программа Fast ForWord сделана в форме игры для детей. Самое удивитель- ное в ней – это то, насколько быстро происходят изменения. В некоторых случаях у людей,
которые испытывали когнитивные сложности на протяжении всей своей жизни, улучшение наблюдается уже после тридцати – шестидесяти часов лечения. Даже для самих специа- листов неожиданностью стало то, что программа помогает некоторым детям, страдающим аутизмом.
Мерцених уверен: когда обучение проходит в соответствии с законами, управляю- щими пластичностью мозга, его умственные функции совершенствуются, что позволяет нам познавать и воспринимать информацию с большей точностью, скоростью и степенью запо- минания.
Когда мы учимся, то расширяем свои знания. Но, по мнению Мерцениха, благодаря этому мы также изменяем саму структуру мозга и повышаем его способность к обучению.
В отличие от компьютера мозг постоянно переделывает сам себя.
Говоря о тонком наружном слое мозга – коре, он утверждает: «Кора головного мозга выборочно совершенствует свои способности к обработке информации в зависимости от решаемой задачи». Мозг не просто учится; он всегда «учится учиться». В представлении
Мерцениха наш мозг – это не бездушный сосуд, который мы наполняем; он скорее похож на живое существо, способное расти и меняться благодаря правильному питанию и трени- ровкам. Прежде, как я уже говорил, мозг рассматривали как сложный механизм, имеющий жесткие ограничения в плане памяти, скорости обработки информации и ума. Мерцених доказал ошибочность этих представлений.
Мерцених не ставил перед собой цель понять, как происходит изменение мозга. Он случайно пришел к осознанию того, что мозг способен преобразовывать свои схемы. И хотя он не стал первым ученым, открывшим миру нейропластичность, благодаря его экспери-
20
Когнитивного – значит познавательного, умственного, мыслительного (от лат. cogito – мыслить, познавать). – Прим.
ред.

Н. Дойдж. «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»
55
ментам, осуществленным уже в начале карьеры, пластичность мозга получила признание среди передовой части неврологов.

Н. Дойдж. «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»
56
Человечки Пенфилда
Для того чтобы понять, каким образом могут изменяться так называемые карты мозга,
мы должны, в первую очередь, разобраться с тем, что они собой представляют. Впервые карты мозга человека были составлены в 1930-х годах канадским нейрохирургом докто- ром Уайлдером Пенфилдом из Монреальского неврологического института. Для Пенфилда
«составление карты» мозга пациента означало определение проекционных зон коры мозга,
где представлены различные части тела и происходит обработка информации о совершае- мых ими действиях. Было обнаружено, что кора мозга в области лобных долей включает
моторную (т. е. двигательную) систему, которая координирует движения наших мышц, а еще три зоны коры – височная, теменная и затылочная – образуют сенсорную (чувственную)
систему мозга, обрабатывающую сигналы, посылаемые в мозг от органов чувств (глаза, уши,
рецепторы прикосновения и т. д.).
В течение многих лет Пенфилд составлял карты сенсорной и двигательной зон коры мозга на основе информации, которую получал, оперируя мозг пациентов, больных раком и эпилепсией. Поскольку в мозге человека нет болевых рецепторов, такие пациенты во время операции остаются в сознании. Пенфилд обнаружил: если прикоснуться специаль- ным электродом к сенсорной зоне мозга, то это вызывает в теле пациента определенные ощущения. Он использовал электрический зонд (электрод) для того, чтобы отличать здоро- вую ткань (которую следует сохранить) от злокачественных новообразований или патологи- ческой ткани, требующей удаления.
Обычно, когда кто-то или что-то касается руки человека, в спинной мозг поступает электрический сигнал. Далее этот сигнал проходит в головной мозг, в те зоны коры, которые позволяют руке почувствовать это прикосновение. Пенфилд выяснил, что может заставить пациентов ощутить как бы прикосновение к руке, воздействовав электрическим разрядом на зону мозга, соответствующую области руки. Когда он стимулировал в мозге другую часть проекционных точек руки, то пациент ощущал прикосновение к плечу, кисти, пальцам и т. д.
Стимулирование совсем другой проекционной зоны мозговой карты вызывало ощущения прикосновения к лицу. Со временем Пенфилд составил сенсорную карту мозга, где была представлена поверхность всех частей тела
21
Пенфилд проделал то же самое для двигательной карты, то есть выявил зоны коры мозга, контролирующие движения. Прикасаясь к различным зонам, он вызывал у пациента движения в области ноги, руки, лица и других мышц.
Одно из главных открытий, сделанных Пенфилдом, заключалось в том, что сенсор- ные и двигательные зоны мозга так же, как географические карты, имеют топографический характер. Это означает, что соседние участки тела человека, как правило, представлены в соседних участках карт мозга. Он также выяснил, что, прикасаясь к определенным частям карты, можно вызвать давно утраченные воспоминания детства или фантастические сцены,
а это означает, что психическая активность более высокого уровня также отображена на карте мозга.
Составленные Пенфилдом карты определяли представление о мозге нескольких поко- лений ученых. Однако, следуя убеждению о невозможности изменения мозга, они считали,
21
Карту чувственных зон в коре мозга нередко изображают в виде «человечка Пенфилда». Этот проекционный чело- вечек (нарисованный с учетом соотношения представительств разных частей тела) выглядит своеобразно. У него чрез- мерно увеличены зоны тела, обладающие особой, хорошо дифференцированной, тонкой чувствительностью: руки (осо- бенно подушечки пальцев), губы и т. п. А самых невероятных размеров у этого чувствительного человечка достигает…
язык. – Прим. ред.

Н. Дойдж. «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»
57
что эти карты постоянны, неизменны и универсальны – одинаковы для каждого из нас, –
хотя сам Пенфилд никогда не утверждал ничего подобного.
Мерцених выяснил, что карты мозга не являются неизменными и универсальными, а имеют разные границы и размеры у различных людей. С помощью серии блистательных экс- периментов он продемонстрировал, что форма карт мозга меняется в зависимости от того,
чем мы занимаемся на протяжении жизни. Но для того чтобы доказать это, ему требовался гораздо более тонкий инструмент, чем электроды Пенфилда.
Мерцених, во время учебы на последних курсах Университета Портленда, вместе с другом использовал оборудование лаборатории электроники, позволяющее зарегистриро- вать «кривую» электрической активности в нейронах насекомых. Эти эксперименты при- влекли внимание одного из профессоров, который восхищался талантом и любознатель- ностью Мерцениха и дал ему рекомендации для поступления в аспирантуру Гарвардского университета и Университета Джонса Хопкинса. Мерцених был принят в оба университета,
но остановил свой выбор на Университете Джонса Хопкинса, где получил степень канди- дата по физиологии под руководством одного из виднейших нейрофизиологов того времени
Вернона Маунткастла. Последний в 1950-х годах доказывал, что подробности карт мозга можно выяснить благодаря изучению электрической активности с помощью новой мето- дики – используя микроэлектроды.
Микроэлектроды настолько малы и чувствительны, что их можно ввести внутрь
одного нейрона (или рядом с ним) и регистрировать момент, когдаэтот конкретный
нейрон посылает электрический сигнал другим нейронам. Сигнал нейрона передается с мик- роэлектрода на усилитель, а затем на экран осциллографа, где он появляется в виде резкого выброса (так называемого спайка) на «кривой электрической активности». Именно с помо- щью микроэлектродов Мерцених совершил большинство своих главных открытий.
Это важное изобретение позволило нейрофизиологам регистрировать взаимодействие нейронов, общее количество которых в мозге взрослого человека оценивается примерно в
100 миллиардов. Используя более грубые электроды, вроде тех, которыми пользовался Пен- филд, ученые могли наблюдать лишь одновременное возбуждение тысяч нейронов.
Микрокартирование и сейчас дает информацию, которая примерно в тысячу раз точ- нее, чем сканирование мозга на аппаратах самого последнего поколения. Дело в том, что длительность возникающего в нейроне электрического сигнала нередко составляет тысяч- ную долю секунды, поэтому сканеры мозга упускают огромное количество информации
[9]
Несмотря на это, микрокартирование не может заменить сканирование мозга в медицине,
потому что требует проведения крайне трудоемких операций, осуществляемых под микро- скопом с помощью микрохирургических инструментов.
Мерцених сразу же начал активно использовать эту методику. Он хотел уточнить карту той области мозга, где происходит обработка ощущений от прикосновения к руке. Мерце- них удалил кусочек черепа обезьяны над соответствующей сенсорной зоной коры, сделав
«окно» в черепе размером один на два миллиметра, а затем установил микроэлектрод рядом с первым попавшимся сенсорным нейроном. После этого он постукивал по кисти обезьяны,
пока не доходил до того участка – например, кончика пальца, – прикосновение к которому заставляло нейрон передавать электрический сигнал на микроэлектрод. Таким образом он записывал местоположение одного из нейронов, представляющих в сенсорной коре кончик пальца, отмечая первую точку на карте. Затем он устанавливал микроэлектрод рядом с дру- гим нейроном и искал то место, прикосновение к которому «включало» этот нейрон. Он проделывал это до тех пор, пока не была составлена карта всей кисти. Для составления такой карты требуется огромное число перемещений микроэлектрода. Мерцених и его коллеги в ходе своих исследований провели тысячи подобных экспериментов.

Н. Дойдж. «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»
58
Критические периоды бывают и у мозга
Примерно в это же время было сделано важное открытие, которое навсегда изменило работу Мерцениха. В 1960-е годы, когда Мерцених приступил к использованию микроэлек- тродов для изучения мозга, двое других ученых, тоже работавших в Институте Джонса Хоп- кинса под руководством Маунткастла, обнаружили, что у очень молодых животных мозг пластичен. Дэвид Хьюбел и Торстен Визел проводили микрокартирование зрительной зоны коры мозга с целью изучения процесса обработки визуальной информации. Они устанав- ливали микроэлектроды в зрительной зоне коры мозга котят и выяснили, что информация о линиях, ориентации и движениях визуально воспринимаемых объектов обрабатывается в разных частях коры. Они также открыли существование «критического периода» между третьей и восьмой неделями жизни, когда мозг новорожденных котят должен получать визу- альную стимуляцию для нормального развития. В ходе одного из экспериментов Хьюбел и Визел зашили веко на одном глазу котенка на время периода раннего развития, чтобы этот глаз не получал визуальной стимуляции. Когда они освободили глаз котенка от швов,
то обнаружили, что те зрительные области на карте мозга, которые обрабатывают информа- цию, поступающую от закрытого глаза, не получили никакого развития, в результате чего животное осталось слепым на этот глаз на всю жизнь. Стало очевидно, что есть некий кри-
тический период, когда мозг котят особенно пластичен, и его структура формируется под влиянием опыта.
Проанализировав карту мозга для слепого глаза, Хьюбел и Визел сделали еще одно неожиданное открытие, связанное с нейропластичностью. Та часть мозга, в которую не поступала информация от закрытого глаза, не бездействовала. Она начала обрабатывать визуальную информацию от открытого глаза, словно в мозгу не должны простаивать впу-
стую никакие «корковые площади». То есть мозг опять нашел способ перестроить сам себя – что стало еще одним свидетельством его особой пластичности в критический период.
За эту работу Хьюбел и Визел были удостоены Нобелевской премии. Однако, даже обнару- жив существование пластичности мозга в раннем детском возрасте, исследователи не «пере- носили» эту пластичность на мозг взрослого человека.
Конрад Лоренц и Зигмунд Фрейд – в одной команде
Открытие критических периодов
22
стало одним из самых известных открытий второй половины двадцатого века в области биологии. Вскоре ученые доказали, что стимуляция извне необходима и для развития других систем мозга. Также стало ясно, что у каждой ней- ронной системы есть свой критический период, или временной интервал, в течение которого она отличается наибольшей пластичностью и восприимчивостью к факторам окружаю-
щей среды, а также демонстрирует быстрый рост. Например, сенситивный период для раз- вития языковых навыков начинается в младенчестве и заканчивается в промежутке между восьмью годами и наступлением половой зрелости. После завершения этого критического периода способности человека к изучению языка (в том числе второго языка) становятся ограниченными. Интересно, что обработка информации, полученной при изучении родного языка (что, естественно, случается в сенситивный период) и второго языка после критиче-
ского периода, происходит в разных областях мозга.
22
Такие критические периоды еще называют сенситивными (т. е. чувствительными). И они касаются не только развития мозга, но всего организма в целом: есть, например, сенситивные периоды формирования у эмбриона тех или иных органов или типов физиологических реакций, есть сенситивные (благоприятные) периоды для обучения языкам, для формирования социальных навыков и т. п.

Н. Дойдж. «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»
59
Представление о сенситивных периодах развил известный исследователь поведения животных – этолог Конрад Лоренц. Он заметил, что если в промежутке между пятнадцатью часами и тремя днями после рождения гусята в течение короткого периода времени будут общаться с человеком, то именно к нему, а не к матери они будут испытывать родственные чувства всю оставшуюся жизнь. Чтобы доказать это, он сам выращивал гусят, которые потом следовали за ним повсюду. Лоренц назвал этот процесс «импринтингом» (т. е. запечатле-
нием.Прим. ред.).
В действительности нечто похожее на такие критические периоды описывал и Зигмунд
Фрейд. Он утверждал, что мы проходим стадии развития, представляющие собой особые периоды, в течение которых мы должны испытывать определенные переживания (получать определенный опыт), без которых не будем здоровыми людьми; по его мнению, эти периоды определяют наше развитие и формируют нас на всю оставшуюся жизнь.
Появление идеи о пластичности мозга в критический период изменило медицинскую практику. Благодаря открытию Хьюбела и Визела дети, родившиеся с катарактой, больше не были обречены на слепоту. Теперь в раннем детском возрасте, то есть в критический период,
им давали направление на прохождение восстановительной хирургической операции, после которой их мозг мог получать световую информацию, необходимую для формирования важ- ных связей. Так использование микроэлектродов доказало пластичность мозга, по крайней мере, в детские годы.

Н. Дойдж. «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга»
60
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов
связь с админом