Главная страница

Подготовка матери и ребёнка к кормлению грудью. Подготовка пациента к процедуре сдачи крови


Скачать 55,27 Kb.
НазваниеПодготовка пациента к процедуре сдачи крови
АнкорПодготовка матери и ребёнка к кормлению грудью.docx
Дата20.11.2016
Размер55,27 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаPodgotovka_materi_i_rebyonka_k_kormleniyu_grudyu.docx
ТипДокументы
#5844
Каталогid66135784

С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: Podgotovka_materi_i_rebyonka_k_kormleniyu_grudyu.docx, Sestrinskoe_delo_v_khirurgii_V_G_Stetsyuk.pdf.
Показать все связанные файлы


Подготовка пациента к процедуре сдачи крови

Между последним приемом пищи и сдачей крови на анализ должно пройти не менее 8 часов. Желательно за 1-2 дня до обследования исключить из рациона жирное, жареное и алкоголь. За час до взятия крови необходимо воздержаться от курения.

Надо исключить факторы, влияющие на результаты исследований: физическое напряжение (бег, подъем по лестнице), эмоциональное возбуждение. Перед процедурой необходимо отдохнуть 10-15 минут, успокоиться.

О приеме лекарств обязательно предупредите лечащего врача.

Кровь не следует сдавать после рентгенографии, ректального исследования или физиотерапевтических процедур.

Подготовка пациента для сдачи крови на биохимический анализ 

Рекомендуется сдавать кровь на биохимическое исследование натощак, последний прием пищи не менее чем за 10 часов до взятия крови. Необходимо воздержаться от употребления жирной, жареной, острой и копченой пищи за 2 дня до проведения анализа.

Перед проведением процедуры следует отдохнуть в приемной 10-15 минут и успокоиться. Забор крови на биохимический анализ проводится медицинской сестрой процедурного кабинета в стерильных условиях и стерильным материалом. Далее, забор, пробирка с кровью и направлением в специальном контейнере передается в клинико-биохимическую лабораторию.

Подготовка матери и ребёнка к кормлению грудью.

Цель:- обеспечить инфекционную безопасность во время кормления грудью;

- создать ребёнку комфортное состояние во время кормления.

Оснащение:- косынка- маска;- мыло;- полотенце;- пелёнка;- стерильная посуда для сцеживания грудного молока;- скамеечка для ноги матери;- набор для пеленания;- стерильное растительное масло, ватные жгутики.

Обязательные условия:

-кормить ребёнка в спокойной обстановке; -в спокойном расслабленном состоянии;

-после кормления 2-3 мин подержать ребенка в вертикальном положении,

после чего положить на бок (или голову повернуть на бок);

-обучить мать правилам подготовки её ребенка к кормлению, правила кормления грудью.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре




Объяснить маме необходимость и смысл её

подготовки к кормлению:

а) надеть косынку, марлевую повязку;

б) помыть руки с мылом;

в) обмыть грудь теплой водой и осушить полотенцем

(утром и вечером);

г) занять удобное положение, сидя или лежа, поставить ногу (со стороны молочной железы, из которой планируется кормление) скамеечку;

д) положить на колени чистую пеленку для ребенка;

е) расположить в пределах досягаемости баночку для сцеживания грудного молока.

- обеспечение права матери на информацию

и её осознанное обучение;

- профилактика инфицирования ребенка во

время кормления;

- обеспечение максимального комфорта во

время кормления;

- предупреждение утомления отдельных

мышечных групп;

- обеспечение инфекционной безопасности

- после кормления грудное молоко должно

быть сцежено «до прекращения отделения

молока струйкой».

Подготовка ребенка к кормлению




Перепеленать ребенка, при необходимости

прочистить носовые ходы.

Создание комфортных условий для кормления.

Правила кормления грудью




Перед кормлением необходимо сцедить

несколько капель молока.

Первые капли молока могут быть

инфицированы.

При сосании ребенок должен захватить не только

сосок, но и ореолу (околососковый кружок).

-предупреждение аэрофагии ( заглатывание

воздуха);

-профилактика мацерации сосков и

образования трещин.

Молочная железа матери не должна закрывать

носовые ходы ребенка.

Предупреждение нарушения акта сосания

При каждом кормлении прикладывать ребенка

(по возможности) только к одной груди.

Обеспечение времени для образования молока.

Следить, чтобы во время кормления ребенок активно

сосал грудь (если ребенок заснул - будить его).

За время кормления ребенок должен высосать необходимое ему количество молока и

удовлетворить сосательный рефлекс.

Удерживать малыша у груди не более 20 мин.

Большую часть необходимой дозы малыш

высасывает за 5-10мин., а в остальное время

он в основном удовлетворяет рефлекс сосания.

После кормления сцедить молоко и обработать сосок

«задним» молоком.

.

-профилактика гипогалактии;

-профилактика образования трещин, мацерации сосков, развитие мастита.







Кормление из рожка.

Цель:- обеспечить ребенку полноценное питание.

Оснащение:- косынка;- марлевая повязка;- мерная бутылочка (рожок);- стерильная соска;

- необходимое количество молочной смеси на одно кормление

(или другой пищи температурой 36-37град.);- толстая игла для прокалывания соска;

- емкости с 2%раствором соды для обработки сосков и бутылочек.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре




Объяснить маме (родственникам) цель и ход

выполнения процедуры.

Обеспечение правильного, ежедневного

кормления ребенка.

Подготовить необходимое оснащение.

Обеспечение четкости выполнения процедуры.

Вымыть и высушить руки, надеть косынку,

подготовить ребенка к кормлению.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Залить в рожок необходимое количество

свежеприготовленной смеси (молока).

Профилактика инфекционных заболеваний

ЖКТ.

Если соска новая, проколоть в ней отверстие

раскаленной иглой.

При наличии большого отверстия в соске увеличивается вероятность попадания в

желудок во время кормления большого

количества воздуха, при узком отверстии

малыш будет быстро уставать.

Надеть соску на бутылочку, проверить скорость

истекания смеси и её температуру, капнув на

тыльную поверхность своего предплечья.

Жидкость из рожка должна вытекать каплями.

Теплый раствор не вызывает спазма гладкой мускулатуры желудка, хорошо всасывается,

не вызывает ожогов.

Выполнение процедуры




Расположить ребенка на руках, с возвышенным

головным концом.

Профилактика аспирации

Покормить малыша, следя за тем, чтобы во время

кормления горлышко бутылки было постоянно и

полностью заполнено смесью.

Предупреждение заглатывания воздуха

(аэрофагии)

Завершение процедуры




Подержать ребенка в вертикальном положении

2-5мин

Удаление воздуха попавшего в желудок в

процессе кормления.

Положить ребенка в кроватку на бок ( или повернуть

голову на бок).

Профилактика аспирации при возможном

срыгивании.

Снять с бутылочки соску, промыть соску и рожок

под проточной водой, а затем замочить в 2%

растворе соды на 15-20минут, прокипятить в

дистиллированной воде 30мин или стерилизовать

в сухожаровом шкафу при t-180град 60 минут. Слить

из бутылочки воду и хранить её в закрытой емкости.





Исследование водного баланса

Подготовить:

Установить с пациентом доверительное отношение, убедится, что пациент непринимал диуретики в течение последних 3 дней; объяснить механизм проведения процедуры, и получить согласие на ее проведение;медицинские весы; мерные стеклянные градуированные емкости для сбора мочи, рвотных масс и испражнений; лист учета водного баланса; ручку; емкость с дезинфицирующим раствором; контейнер для отходов; одноразовые салфетки и перчатки:

Действие:

Объяснить пацие6нту, что в 6.00 необходимо выпустить ночную порцию мочи в унитаз; после этого пациент должен собирать мочу после каждого мочеиспускания в градуированную емкость, записывать время и количество мочи, а так же, должен указывать время приема и количество принятой жидкости и данные фиксировать в лист учета до 6.00 следующего утра; в 6.00следующего дня пациент должен сдать лист учета медицинской сестре; снять перчатки и опустить их в контейнер, вымыть (гигиенический уровень) и осушить руки; записать полученные данные в медицинскую документацию:

Внимание:

- Диурезом называется процесс образования и выделения мочи.

- Суточным диурезом называется общее количество мочи, выделенной пациентом в течение суток, у взрослых он колеблется от 800 мл до 2000 миллитров.

- Суточный водный баланс – это соотношение между количеством введенной в организм жидкости и количеством жидкости, выделенной из организма в течение суток.

- Учету, кроме выпитой жидкости, подлежит жидкость, содержащаяся во фруктах, супах, овощах и т.д., а также объем парентерально вводимых растворов.

- Учету количества выделенной жидкости должна подвергается не только моча, но и рвотные массы и испражнения пациента

- Ожидаемое выделяемой жидкости с мочой рассчитывают по формуле (количество выпитой жидкости умножить на 0,8)

- Водный баланс считается положительным, если выделилось жидкости больше чем введено и наоборот.

- Положительный водный баланс свидетельствует об эффективности лечения




РАЗДЕЛ 1

    1. Демографические показатели

статистические показатели, характеризующие состояние населения и его воспроизводство. К ним относятся показатели естественного движения населения — рождаемость, смертность (общая, младенческая, по причинам смерти), средняя продолжительность предстоящей жизни. Д. п. являются также численность и структура населения, плотность населения, уровень образования, этническая структура, семейная структура. Наибольшую важность для врачей представляют показатели естественного движения населения

2)Во́зраст

продолжительность периода времени от момента рождения до настоящего или до другого определенного момента времени; в статистике обычно измеряется числом лет, исполнившихся в последний день рождения.

Различают В. хронологический (паспортный, или календарный) — период от рождения до момента исчисления и В. биологический, характеризующий биологическое состояние организма на данный момент времени. Последний определяется совокупностью необратимых обменных, структурных и функциональных, в т.ч. приспособительных, изменений в организме

Таблица 1




Период

Возраст




1. Внутриутробный

эмбриональный

0-8 нед

9 нед - 9 мес




2. Новорожденный

1 - 10 дней




3. Грудной возраст

10 дней - 1 год




4. преддошкольный

1-3 года




5.дошкольный

4-7 лет




6. младший школьный

8-12 лет (мальчики) 8-11 лет (девочки)




7. Подростковый возраст

13 - 16 лет (мальчики) 12-15 лет (девочки)




8. Юношеский возраст

17-21 год (юноши) 16-20 лет (девушки)




9. Зрелый возраст 1-й период

2-й период

22-35 (мужчины) 21-35 (женщины)

36-60 (мужчины) 36-55 (женщины)




10. Пожилой возраст

61-74 года (мужчины) 56-74 года (женщины)




11. Старческий возраст

75-90 лет (мужчины и женщины)




12. Долгожители

90 лет и старше




3)Рост и развитие человека- это непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей его жизни, при котором простые количественные изменения ведут к коренным качественным сдвигам.Процессы роста и развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. РОСТ- это количественные изменения,связанные с увеличением числа и размеров клеток, размеров и массы органов , тканей, всего оганизма в целом, накопление определенного объема информации, умений и т.д.

РАЗВИТИЕ -качественные морфологические изменения тканей и органов, их функциональное совершенствование, появление новых знаний, умений или их исчезновение т.е их развитие может идти по 2 линиям -прогресс или регресс. Есть 2 формы развития эволюционная и революционна(скачкообразная)

4) ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА -  нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.

  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

  3. Потребность в принадлежности и любви.

  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

РАЗДЕЛ 2

1)Внутриутробный период и период новорожденности-

внутриутробный период 10 лунных месяцев(280 дней или 37-41 неделя), в нем 2 периода: эмбриональный от момента зачатия(5-6 недель) в нем происходит формирование тканей и внутренних органов( за исключением цнс и эндокринной системы) и плацентарный с 9 нед., в нем происходит дальнейшее рост и развитие всех тканей, органов и систем. Начинают действовать кроветворные органы(печень, селезенка, костный мозг), функционирует плацентарное кровообращение

период новорожденности с момента рождения (4 недели)- ранний неонатальный от рождения до7 дн., и поздний неонатальныйс 8дн. По 28 день. Масса тела доношенного ребенка от 2500 до 5000гр., рост от45 до 57 см.Ребенок переходит на энтеральное питание, начинает функционировать мал.круг кровообращения образуется и выделяется моча.Для оценки состояния используют шкалу АПГАР ( сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость(пяточный рефлекс), окраска кожи.

    1. Вскармливание новорожденного- естественное(грудным молоком),смешанное(грудное молоко и молочные смеси 1\5 суточного рациона),искусственное(если нет грудного молока или меньше 1\5 суточного рациона) Оптимальным является грудное вскармливание котрое осуществляется по требованию (2-4 часа), днем и ночью. Дополнять питание водой не рекомендуется. Первое кормление грудью в течении 2ч. После рождения.

3)Уход за новорожденным - в первые дни жизни ребенка требуется тщательное и интенсивное наблюдение мед.персонала, создание спец.гигиенических условий способствующих адаптации ребенка, правильная организация вскармливания. Строгое соблюдение асептики, что предохраняет ребенка от инфицирования, поддержание оптимального температурного режима. Важное значение имеет уход за кожей(поддерживать частоту кожи в области половых органов, анального отверстия), после каждого акта опорожнения кишечника ребенка подмывают под проточной водой(36С), проводят воздушные ванны. Складки смазывают маслом или детским кремом. Ежедневно проводят утренний туалет(лицо, руки, нос, глаза) и купают. Обеспечивают безопасную среду(после кормления держат вертикально 5-10 мин, в кровать кладут на бок-профилактика аспирации).Важна профилактика заболеваний.( проводят вакцинацию)

4)ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ= «физическое развитие» динамический процесс роста (увеличение длины, массы и развитие отдель­ных частей тела) и биологического созревания ребенка в различные пе­риоды детства. У ребенка измеряют вес, рост, окружность головы и груди. Найти положение полученных измерений в центильных интервалах по таблицам стандартов для каждого показателя в зависимости от возраста и пола ребенка. При кормлении ребенка нужно строго соблюдать режим дня и кормления(кормить по часам лучше для ребенка)Воду сразу после и перед кормлением не давать.Режим кормления до1 мес.-по требованию(8 раз), с1 до 27р\с(с 6 утра и ночь 6 ч), с 2 до 5 -6р\с9с интервалом 3,5ч.)с 5-5р\с(6,10,14,18,22)Пр и нехватке молока вводят в рацион докорм(молочная смесь приближенная по составу к грудному молоку) а с 4,5 мес.вводят прикорм(продукты для перевода ребенка на общий стол, которые в последствии замещают целое кормление грудным молоком)Режим дня (сон ибодрствование)Режим устанаволивается к 1 мес. , 2-3 мес. днем спит 8ч(4р по 2ч0, общая продолжительность18-20ч.После 5мес.бодрствует более 2ч.подря(ночной сон11ч)после 6мес.сон 16-17ч., до 10 мес спит 3 р, после 2р., обязательные ежедневные прогулки на свежем воздухе.Оздоровительные мероприятия- закаливающие процедуры(воздухом), водные процедуры, обтирание, массаж(поглаживание,растирание), гимнастика

5)ОЦЕНКА ФИЗ.СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ПРЕДДОШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА-Для изучения физ-го развития применяется унифицированная методика исследований. При этом выбирают такие показатели, кот-е можно определить с достаточной точностью и при помощи простых методов.
Определяют длину и массу тела, окр гр-ой Кл-ки. Длина тела является суммарным показателем, хар-им состояние пластических процессов в организме. Это наиболее стабильный из всех показателей физического развития. Масса тела отражает развитие костно-мышечного аппарата, внутренних органов, жировой клетчатки. В отличие от роста масса тела относительно лабильна. Она может изменяться под влиянием даже кратковременного заб-ия, нарушения питания, изменения режима. Окр-ть грудной к-ки хар-ует объем грудной клетки, развитие грудных и спинных мышц, а также фу-ное состояние органов грудной полости. Из физиометрических признаков обычно определяют ЖЕЛ, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук, становую силу. ЖЕЛ и экскурсия грудной клетки являются показателями вместимости легких и силы дых мышц. Мышечная сила рук и становая сила хар-ют степень развития мускулатуры.
Из соматоскопических признаков при изучении физ-го развития оценивают состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, стопы, развитие мускулатуры), степень отложения жира.
С целью определения биологического уровня развития организма включают определение степени полового созревания, развития зубной системы, скорости процессов роста.
Хар-ку физ-го развития детей преддошкольного и дошкольного возраста дополняют данными о развитии моторики и речи. Перечисленные показатели, взятые в отдельности, не могут хар-ть физ-ое развитие ребенка. Оценка должна проводиться комплексно при одновременном учете всех полученных показателей. РЕЖИМ ДНЯ должен обеспечивать потребности в движении, игровой деятельности.сне, пребывании на воздухе,,обеспечение личной гигиены и адекватного питания.С 1 года до 6 лет ночной сон 10-11ч., дневной с3.5 до 2ч.,бодрствование с 8,5 до 12 ч., приемы пищи 4р.\д.К закаливанию добавляют солнечные ванны, с года можно проводить обливание ног., с2 душ, продолжать гимнастические упражнения согласно возрасту.Посещени дет.учереждения проходит с адаптации ребенка нужно заранее перейти на режим дня дет.учер., провести все прививки по возрасту. В уч-и соблюдается режим дня, питания, занятий прогулок.

6)ФИЗИЧЕСКОЕ И ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ МЛ.ШКОЛЬНОГО –физ.развитие характеризуется высокими темпами нарастания роста, массы тела, увелич. Окружности головы и гр.клетки. . Нарастание массы за счет увелич.мышечной массы и развития костей скелета. При оценке учитывается еще и эластичность кож.покровов. плотность мягких тканей. Мышечный тонус. Состояние статики, эмоциональный настрой.Физ.развитие зависит от внешней и внутренней среды , влияет климатический и сезонный фактор. В мл.школ. возрасте возрастает активность ряда эндокринных желез(щитовидной, гипофиза, надпочечников и половых желез), что обуславливает ускоренное развитие половых признаков .У дев 2 фазы с 7-9 лет и до появления первых менструаций 12-14 лет.(8-9лет-рост костей таза. округление ягодиц, приподнятие сосков, 10-11- куполообраз.поднятие молоч.жел., появление волос на лобке11-12-увелич. Наружных пол.органов. изменение эпителия влагалища.)вторая фаза-16-17 лет. У мальчиков – увеличение яичек(10-11 лет) и увелич.складчатость мошонки и полового члена, яички опускаются на дно мошонки, начинается рост пол.члена.В 11-12 лет –увеличение простаты и рост гортани. Адаптация это процесс социально-психологический( на ребенка действует окруж.среда и ребенок меняет соц.псих.среду, создает свою микросреду) Ребенок должен усваивать учеб. материал, выполняет общественные нарушения. К проблемам – изменения в режиме питания, проблема физиологических отправлений. Нужно соблюдать правила гигиены умственного труда. режим дня и структуру питания

7)СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ(12-18) -оценка физ.состояния определяется общим состоянием организма(рост, вес) , а также включает процессы его формирования, учитывать биологический возраст(костный возраст и выраженность вторичных пол. Признаков)На этот период приходится повторное повышение скорости ростаи прекращается у дев-16, у мал-17лет.Нарастание массы за счет мышечной массы и развития костей скелетаи развитие подкожной жировой клетчатки.олее точную картину дают центильные таблицы.Наиболее характерным яв-ся половое созревание У дев.-12-13развитие железистой ткани молоч. Желез, пигментация сосков, 13-14-рост волос в подмымышечной впадине. Нерегулярные месяч.,14-15-изменение формы таза,ягодиц и бедер, 15-16-появление угрей, регуляр.месячные, 16-17-остановка роста скелета. Увелич.внутренние пол.органы- яичники, матка. У мал-12-13-рост яичек и пол.чл., рост лобковых волос,13-14-начало мутации голоса,14-15-рост волос в подмыш.впадине, первая эякуляция, 15-16-созревание сперматозоидов, регулярные палюции.16-17-рост волос на лице, груди, конечностях.17-21-остановка роста скелета. Личная гигиена как и прежде -гигиена тела, полости рта, половых органов и одежды. В связи с активацией сальных и потовых желез особое внимание и уход за кожей, в гигиене пол.органов новое менструации и палюции. Поддержание безопасной среды - внимание на дивиантное поведение, употребление наркотиков, занятия физ.культурой, правила поведения на массовых мероприятиях, соблюдение правил техники безопасности(опыты)

РАЗДЕЛ №3

1) Репродуктивная функция


Репродуктивная функция женщин и мужчин служит для продолжения человеческого рода. По статистике, для нормального воспроизводства населения, нужно, чтобы половина семей на планете имела двоих или троих детей.

Что такое репродуктивная функция человека? Грубо говоря – репродуктивная система представляет собой комплекс систем и органов, обеспечивающих процесс оплодотворения и зачатия, а это, в свою очередь, способствует воспроизводству человека.

2) планирование семьи -- это комплекс мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и сохранения здоровья женщин и детей. Планирование это рождения желанных здоровых детей; регулирование интервалов между беременностями; установления количества детей; контролирования выбора времени рождения ребенка в зависимости от возраста родителей; сохранения здоровья женщины; достижения гармонии в психосексуальных отношениях в семье; осуществления жизненных планов. Средства, применяемые с целью предупреждения беременности, называются контрацептивными. Контрацепция является составной частью системы планирования семьи и направлена на регуляцию рождаемости, а также на состояние здоровья женщины.

ВИДЫ :ЕСТЕСТВЕННЫЙ –прерванный половой акт, календарный, температурныйМЕХАНИЧЕСКИЙ-презервативы(мужские и женские), женская диафрагма и маточный колпачок.ГОРМОНАЛЬНЫЕ-таблетки, пластыри, инъекции..ВНУТРИМАТОЧНЫЕ –спирали,ХИМИЧЕСКИЕ- аэрозоли, свечи, крема.ХИРУРГИЧЕСКИЕ- стерилизация

3)ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ Беременность – это физиологический процесс развития в женском организме оплодотворенной яйцеклетки, начинающийся с момента оплодотворения созревшей в яичнике яйцеклетки (женская половая клетка) сперматозоидом (мужская половая клетка).

Физиологическая беременность продолжается в среднем 10 лунных месяцев (1 лунный месяц – 28 дней), т.е. 40 недель или 280 дней. Весь срок беременности принято разделять на триместры. 1 триместр начинается с оплодотворения и заканчивается в 12-13 недель, второй – заканчивается в 28 недель, с этого же срока наступает третий триместр беременности, заканчивающийся родами.

Оплодотворение обычно происходит в ампулярном отделе маточной трубы, обращенной к яичнику. Благодаря ритмичным сокращениям маточных труб оплодотворенная яйцеклетка продвигается в полость матки. Во время этого продвижения по маточной трубе яйцеклетка превращается в многоклеточный зародыш (плодное яйцо), густо покрытый нежными ворсинками – с их помощью он прикрепляется к слизистой оболочке, выстилающей внутреннюю поверхность, матки. С момента прикрепления к слизистой оболочке матки начинается формирование сначала зародыша, потом плода, сопровождающееся перестройкой всех функций и систем организма женщины. На месте прикрепления зародыша ворсинки пышно разрастаются и из них образуется так называемое детское место или плацента, соединенная с плодом посредством пуповины. Через плаценту от матери по кровеносным сосудам пуповины поступают к плоду питательные вещества и кислород, удаляются продукты обмена. Функциональные изменения в организме беременной женщины по сути своей являются приспособительными реакциями, обеспечивающими благоприятные условия для развития плода.

4)ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РОДЫ— сложный многозвеньевой безусловный рефлекторный акт, направленный на изгнание плода из полости матки после достижения им жизнеспособности. Средняя продолжительность физиологических родов составляет 7–12 (до 18) часов. Роды, продолжающиеся менее 6 часов, называют быстрыми, а 4 часа и менее — стремительными или штурмовыми. Если продолжительность превышает 18 часов, роды считаются затяжными. Быстрые, стремительные и затяжные роды являются патологическими, так как часто сопряжены с риском травмы плода, родовых путей, кровотечения в последовом и раннем послеродовом периодах и другими осложнениями.

5)ПОСЛЕРОДОВОЙ ПЕРИОД- начинается сразу после родов и длится 6-8 нед. В течении этого времени изменения, возникшие в организме женщины в связи с беременностью и родами, претерпевают обратное развитие при этом обратное развитие выражено наиболее в половых органах, ряд измененийсо стороны грудных желез. Некоторые признаки остаются на всю жизнь- изменения формы наружного маточного зева, формы шейки матки, формы и величина молочных желез,объема влагалища и уменьшения складчастости слизистой оболочки. Может наблюдаться растянутость мышц передней брюшной стенки, постепенно тонус мускулатуры восстанавливается. Пигментация возникшая во время беременности и рубцы бледнеют, может наблюдаться атония кишечника и снижение тонуса мочевого пузыря ( недержание мочи, запоры0. Чувствуется опустошенность, утомленность, общая слабость, сдвиги в гемодинамике(неустойчивый пульс).Сильные изменения в матке -восстанавливается слизистая,маточный зев закрывается на 3 нед.и имеет вид поперечной щели, выделяется раневой секрет(лохия-воды)до 6 нед. К7 дню исчезает отек наруж.пол.органов, заживают ссадины инадрывы шейки матки, восстанавливается тонус мышц тазового дна, вход во влагалище несколько приоткрыт, само влагалище более объемным. Молочные железы –начинается действие пролактина, что приводит на 3-4 дн. усиливается приток крови, кормление грудью стимулирует лактацию. Со стороны эндокринной системы -У некормящих ч\з 6-8 нед восстанавливается менструальный цикл, у кормящих либо отстуствуют или нач-ся ч\з 6-8 мес, бывают нерегулярными. Могут возникать эмоциональные и психологические проблемыБольшое значение уделять личной гигиене. Спец. диеты не требуется, питание полноценное , регулярное. Нужно восстанавливать физ.форму , возвращаться к двигательной активности. Может быть утрачен интерес к сексуальным отношениям.

6)КЛИМАКТЕРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД(возрастной переломный момент)-является одной из «горячих точек « возрастной биографии человека, особенный период в жизни мужчин и женщин.(жен-45-60,муж-50-60).Общебиологический смысл- физиологическое старение, приводящее к прекращению репродуктивной способности.У женщин выделяю –пременопауза от 45 лет до последней менструации, перименопауза- послед.месячные и последующие .2 года, постменопауза-от менопаузы до полного стойкого прекращения гормональной функции яичников.ИЗМЕНЕНИЯ в организме жен.- ЦНС(ухудшается память, снижение способности к концентрации внимания, нарушение ритма сна(сонливость или бессноница), раздражительностьи повышенная возбудимость,нередко депрессии,вегето-сосудистые нарушения-головокружения, гол.боль, повышенная пготливость, тошнота, рвота, нарушения деятельности ЖКТ,ощущения перебоев и болей в области сердца)КОЖА и подкож.жир.клетчатка(сухость, снижение эластичности, увеличение морщин, ломкость ногтей и волос, зуд кожных покровов), КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ(снижение костной массы, развивается остеопороз, в суставах дистрофические процессы),СЕРДЕЧНО СОСУДИСТАЯ(атеросклероз, риск развития ишемииАД повышается, нарушается серд.ритм, увелич.ЧСС, одышка),ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА(снижение ферментативной активности ЖКТ, нерегулярный стул, запоры, боль в прав.подреберье, тошнота),МОЧЕВАЯ(учащение мочеиспускания,уменьшение диуреза, неудержание мочи)ПОЛОВАЯ(бол.половые губы дряблые,матка уменьшается,уменьшается увлажнение влагалища,молочные железы дряблые)Однако организм адаптируется и самочувствие долго может оставаться удов. ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ КЛИМАК.ПЕРИОДА

_1)климактерический синдром(к нему приводят –длительные значительные умственные и физические нагрузки, заболевания ЦНС, частые стрессыосложнения при беременности и родах, нарушение обмена в-в, ожирение и т.д)ОН бывает Типичной формы(при умственных и физ.нагрузках)-проявления приливы жара к лицу, голове, потливость, гол.боль, головокружение. нарушение сна.(3 степени: 1-легкая до 10 приливов\с, 2-средняя-10-20р\с, ухудшение памяти, гол.боли, 3-тяжелая-10-15р\ч, нарушения эндокринной ,обменных . вегетососудистых систем), Атипичная(отклонения в сост.здоровья в репродуктивном периоде, вредные условия труда)-приливы, раздражительность, плаксивость,ухудшение памяти, нарушения сна, повышенный аппетит, сухость и зуд кожи, боли в области сердца, появление пигментных пятен, увеличение массы тела.Сочетанная (при заболеваниях половых органов, гипертоническая болезнь, диабет, нарушения обмена в-в)-этот синдром и протекает тяжелее и длительнее.2)Дисфункциональные(климактерические) маточные кровотечения.

КЛИМАКТЕРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД У МУЖЧИН(50- 60 лет) – он обусловлен возрастным инвалюционным(обратное развитие) процессом в половых железах( уменьшение тестостерона и общее снижение насыщенности организма андрогенами -стероидные половые гормоны), сохраняется секреция гонадотропных гормонов(регуляция гормонов половых желез).У подавляющего большинства муж.этот период не сопровождается явными клиническими синдромами, в случае характерных призхнаков течение клим. периода рассматривается как патологическое(15-25%муж.).Причины-нарушение обмена в-в, заболевания половых органов(простатиты, орхиты-воспаление яичек), гиподинамия, тяж.физ. работа и др. Признаки- сердечно-сосудистые( стенокардия, гипертнония, вегетососудистый синдром –приливы, потливость), психоневрологические(повышенная возбудимость, впыльчивость, нарушения сна и др.), мочеполовые нарушения(дизурические расстройства- частые позывы, боли при мочеиспускании).

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ-дифицмт знаний об этом периоде, проблемы- психологической адаптации к новым жизненным реалиям, одиночества, нарушения самочувствия, неадекватная оценка своего состояния, ухудшение здоровья, в рациональном и адекватном питании

РАЗДЕЛ 4

1.АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА -в процессе старения происходят закономерные структурные и функциональные изменения, затрагивающие все органы и системы, изменяются внешний вид, психика, поведение. СИМПТОМЫ –гемодинамический(кровообращение), нейрогенный- ЦНС) эндокринный. ЦНС -изменения в цнс определяют появление изменений в других органах и системах. Старение сопровождается уменьшением массы мозга, его объема и линейных размеров, нарастает атрофия извилин больших полушарий, расширяются борозды, увеличивается полости желудочков, гибель нейронов. При этом общее строение мозга сохраняется, эти изменения не всегда приводят к выраженным изменениям интеллекта. Изменения в цнс проявляются в изменении психики, поведенческих и эмоциональных реакций. Нарушении памяти, снижении умственной и физической работоспособности. Двигательной активности, репродуктивной способности и др.Для поддержания высокого уровня интеллекта нужна активная интелек. деятельность. Изменения в психике- снижение псих.активности, затруднения восприятия, сужение его объема и его переключения, снижение творческого потенциала. Уход от внешних стимулов к внутренним . Снижается мотивация, потребности ограничиваются физиологическими потребностями , развивается эгоцентризм, психологическая ригидность( малая подвижность), прояв-ся консерватизмом суждений, неприятием нового, обостряются черты хар-ра, скупость, неджоверие. Система анализаторов –зрение(катаракта, повышение глазного давления- слепота, уменьшается острота зрения, прогрессирует старческая дальнозоркость), слух(снижается слух, старческая тугоухость, плохое восприятие речи),ССС –(уменьшается масса сердца, развивается сердечная недостаточность, атеросклероз, ишемическая болезнь ,гипертоническая болезнь, уменьшается общее кол-во циркулирующей крови) ,дыхательная система-( в слизистой оболочке атрофические процессы- увеличение вязкости секрета желез и сухость; деформируется грудная клетка –гортань и трахея смещаются вниз изменяется тембр голоса; в бронхах –дистрофические процессы, деформации, склеротические изменения; легкие- уменьшаются в размере, менее подвижны-увеличивается ЧСС, дыхательные аритмии, уменьшается жизненная емкость легких, увеличивается вероятность развития гипоксии.). Пищеварительная система-зубы(стирается эмаль, уменьшается кол-во –ухудшается пережевывание пищи), язык(уплощается. Сосочки атрофируются, поверхность гладкая- снижение и извращение вкусовых ощущений), слюнные железы(уменьшаются в размере, атрофия клеток секреторных отделов, уменьшение слюны- сухость слизистой оболочки ротовой полости. Развитие инфекционных процессов),пищевод(удлиняется, кол-во секрета его слизистой уменьшается, снижается тонус мускулатуры- истончение стенок пищевода, расстройства глотания, грыжи), желудок(уменьшается в размерах, принимает более горизонтальное положение, снижается желудочная секреция, замедляется образование соляной к-ты, ослабевает моторная функция, развиваются гипацидные (воспалительные) состояния- задержка и плохое переваривание пищи. Развиваются компенсаторные реакции- усилением функционирования оставшихся клеток слизистой), кишечнике(атрофируется слизистая облочка - нарушение всасывания питательных в-в, мышечный слой- ослабевает прельстатика, , обр-ся выпячивания, запоры, развивается патогенная микрофлора), поджелудочная железа (уменьшается кол-во пищеварительных ферментов, инсулина), печень (ослабление дезитакционной функции), желчный пузырь (ухудшается расщепление жиров животного происхождения- мочекаменная болезнь). Система мочеотделения-почки(уменьшается интенсивность почечного кровотока, скорость фильтрации, снижается выделительная функция), мочеточники(утолщаются, теряют эластичность,мышечный слой истончается, ослабляются сфинктеры- заброс мочи из мочесвого пузыря), миочевой пузырь(меняется мало, утолщаются стенки, снижается эластичностьи вменстимость – учащение позывов к мочеиспусканию, мышечный слой атрофируется – недержание), эндокринная система-( гипофиз- уменьшается масса, мобилизуется адаптационно -регуляция и поддерживает нейросекреторную активность , щитовидная –уменьшаетются размеры фолликул, число клеток, уменьшается поглащение йода-гипотериоз, но и уменьшается пготребность в гормонах щит.ж.), надпочечники(снижается гормональная активность – но это не вызывает нарушений), половая система(мужчины- уменьшаются яички, эрекция мене выражена , предстательная железа увеличивается по массе; женщины- яичники уменьшаются в рази\мере, фолликулы атрофируются, гормональная активность снижена, матка уменьшается размере, маточные трубы- тонкие, узкие, короткие, влагалище- истончается, уменьшается выделение секрета, молочные железы -форма меняется, соски уплощаются, железистая ткань замещается соединительной. Однако многие м. и ж. сохраняют сексуальную активность) , кожа-(замедление деления клеток, снижение обменных процессов, теряется способность удерживать влагу- кожа становиться тонкой, сухой, более ранима, плохо заживают ссадины, пигментация, депигментация, ухудшение терморегуляции,; волосы- редеют , истончаются. Седеют, растут сильнее –брови, нос уши, у ж-верхняя губа ;ногти- деформируются, желтеют, утолщаются, медленно растут), костно-мышечная система- кости (остеопороз- белковый дефицит, замедляется процесс регенерации, кифоз грудного и лордоз позвоночного отдела, нарушение осанки),суставы(артроз-разрушение хряща), мышцы( уменьшается объем волокон -движения теряют плавность, походка неуверенная, медленная- нужны физ.упраж.), система кроветворения-( снижается активность, костный мозг замещается жиром,. снижение лейкоцитов, тромбоцитов) . Происходят изменения во всех системах но они не носят патологического хар-ра.. являются компесаторно- заместительными позволяют адекватно работать всему организму.

ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ


перейти в каталог файлов
связь с админом