Главная страница
qrcode

Мастер-класс Житеневой Е.В. Подвижные игры как средство развития слухового и фонематического восприятия у старших дошкольников с гиперактивностью


НазваниеПодвижные игры как средство развития слухового и фонематического восприятия у старших дошкольников с гиперактивностью
Дата16.04.2019
Размер4,69 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаМастер-класс Житеневой Е.В.pptx
ТипДокументы
#74848
Каталог

Подготовила:

учитель-логопед

Житенева Евгения Вячеславовна

МОУ «Детский сад № 305 Тракторозаводского района Волгограда»

Мастер-класс

Тема: «Подвижные игры как средство развития слухового и фонематического восприятия у старших дошкольников с гиперактивностью».



Цель мастер-класса: повысить профессиональное мастерство педагогов по проблеме развития слухового и фонематического восприятия у старших дошкольников с гиперактивностью посредством использования подвижных игр.
обобщение опыта работы по проблеме развития слухового и фонематического восприятия у старших дошкольников с гиперактивностью посредством использования подвижных игр; передача опыта использования подвижных игр для развития слухового и фонематического восприятия у старших дошкольников с гиперактивностью. 
Задачи мастер-класса:

Актуальность

Увеличение количества детей с гиперкинетическими расстройствами поведения среди дошкольников с нарушениями речи, в том числе и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Фонематическое (слуховое) восприятие – это способность различать и узнавать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова.

Чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их звучанию.
Гиперактивные дети непоседливы, проявляют «бестолковую» активность, не могут усидеть на одном месте. Страдает познавательная деятельность, дети медленнее и хуже обучаются.
Одним из способов помощи дошкольникам с гиперактивностью является использование подвижных игр, в том числе подвижных игр, направленных на развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

РЕЗУЛЬТАТ

Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку с дошкольников.

Повышается работоспособность дошкольников, улучшается качество усвоения знаний.
Подвижные игры можно использовать как часть занятия или в качестве физкультминутки. Воспитатели могут поиграть в игру в вечерние часы, на прогулке или любое другое свободное время. 
При отборе подвижных игр, способствующих развитию слухового внимания и фонематического слуха у старших дошкольников, целесообразно опираться на этапы формирования фонематического восприятия у ребенка в онтогенезе:
узнавание неречевых звуков; различение одинаковых звуко-комлексов по высоте, силе, тембру; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем; развитие навыков элементарного звукового анализа.
Алгоритм проведения  подвижных игр для развития слухового и фонематического восприятия.

1. Подготовительный этап.

2. Проведение игры.

3. Анализ игры.

Подготовительный этап
подбор игры в соответствии с этапом формирования слухового и фонематического восприятия; определение количества играющих; подготовка необходимого дидактического материала, атрибутов для выбранной игры; выбор места с достаточным пространством для игры. определение места педагога в игре, методов и приемов руководства игрой.
Проведение игры

- ознакомление детей с содержанием игры, атрибутами игры;

- объяснение хода и правил игры;

-закрепление и уточнение правил игры;

-распределение ролей – взятие детьми ролей (по желанию, считалки, жеребьевки);

- показ игровых действий;

- определение роли педагога в игре;

- руководство игрой;

- окончание игры и подведение итогов игры.

Анализ игры

- анализ достижения поставленной цели, реализации игровых задач;

-выявление наиболее и наименее эффективных приемов и методов в достижении поставленной цели.

 Варианты подвижных игр для развития слухового и фонематического восприятия у старших дошкольников с гиперактивностью.

Игра «Волшебный колокольчик».

Цель: развивать умение различать

громкие и тихие звуки. Оборудование: колокольчик. Описание игры: Логопед предлагает детям послушать, как звучит колокольчик тихо и громко. Дети идут по кругу. Когда колокольчик звенит тихо – присесть, когда колокольчик звенит громко – бежать по кругу. 

Игра «Цветы и пчелки».

Цели: 
упражнять в определении первого звука в слове; развивать умение различать на слух твердые и мягкие согласный звуки; развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве.
Оборудование: красные, синие и зеленые цветы, вырезанные из картона.

Описание игры:

По группе разложены красные, синие и зеленые цветы. Дети играют роль пчелок.

Логопед называет слова с первым гласным ударным звуком; твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии: аист, утка, мама, мост, мимоза, мед, миска и т.п. Услышав слово с первым твердым согласным звуком, дети подбегают к синему цветку. Услышав слово с первым мягким согласным звуком, дети бегут к зеленому цветку. А услышав слово на гласный звук, бегут к красному цветку.

Игру можно проводить как с одним или двумя детьми, так и с группой из 5-6 детей, увеличив количество цветков.

Игра «Умные мячики».

Цели: упражнять детей в дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков; развивать глазомер, ловкость.

Оборудование: корзина с тремя мячами: красным, синим и зеленым.

Описание игры:  Дети встают в линию. Если логопед бросает ребенку синий мяч, поймав его, ребенок должен назвать слово на твердый согласный звук (полка). Если логопед бросает зеленый мяч, ребенок называет слово с первым мягким звуком (пила). А если логопед бросает красный мяч дети называют слова, начинающиеся на гласный звук: ананас, утка и т.д.

Игра «Веселые Звуковички».

Цель: закреплять умение в определении первого звука в слове с опорой на картинку. Оборудование: красный, синий и зеленый Звуковички; предметные картинки.

Описание игры:

Выбрать детей для роли Звуковичков. Остальным участникам игры раздать карточки-картинки. По сигналу логопеда дети смотрят на картинки, определяют первый звук в слове и бегут к «своему» Звуковичку.

Методические рекомендации по проведению подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста с гиперактивностью:

- Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают детей с гиперкинетическими расстройствами поведения.

- Необходимо поддерживать радостное настроение дошкольников в ходе игры.

- Необходимо следить за действиями детей и не допускать длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), регулировать физическую нагрузку.

Рефлексия
перейти в каталог файлов


связь с админом