Главная страница
qrcode

Китайский рисунок кистью. Полин шерретт


НазваниеПолин шерретт
АнкорКитайский рисунок кистью.pdf
Дата01.04.2017
Размер8,55 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKitayskiy_risunok_kistyu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#18158
страница1 из 7
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7

ПОЛИН ШЕРРЕТТ
Китайский
рисунок
кистью
Художественное пособие для начинающих
Эта книга посвящается памяти профессора Джозефа Шань Пао Ло.
А также всем другим моим наставникам, студентам и друзьям, увлекающимся китайским рисунком кистью.
АРТ-РОДНИК

УДК 73/76
ББК 85.103(3)
Ш49
Оригинальное издание «Chinese Brush Painting» (Pauline Cherrett)
Copyright © 2000 D&S Books
Все права зарезервированы. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена,
заложена в активную базу данных или продублирована для пересылки без получения предварительного письменного разрешения от издателя.
Фотографии Полин и Дэвид Шерретт
Перевод с английского Ю.В. Сараевой
Главный редактор издательства Т.И. Хлебнова
Редактор Е.Г. Иванова
Художественный редактор Н.Г. Дреничева
Компьютерная верстка «Офсетная типография № 21»
Корректоры Л.И. Гордеева, ЛА. Шиганова
© Издательство «АРТ-РОДНИК», издание на русском языке, 2004 125319 Москва, ул. Красноармейская, 25
Т./факс (095) 151-2956; 151-4521 125319 Москва, а/я 42
info@artrodnik.ru
ISBN 5-9561-0102-4
Отпечатано в Объединенной Европе

Оглавление
Вступление 06
Инструменты и материалы 09
Первые шаги 19
Цветы и листья 27
Фрукты 45
Птицы и насекомые 55
Рыбы u penmилuu 65
Животные 77
Фигуры 85
Пейзаж 91
Более сложные техники 107
Завершение 117
Заключение 125
Алфавитный указатель 126
Благодарности 128

Вступление
Китайский рисунок кистью
уходит своими корнями в далекое
прошлое. Некоторые из ранних живо-
писных произведений были обнаруже-
ны на тканях из погребений или явля-
лись рисунками на стенах пещер,
иллюстрирующими сценки
из повседневной жизни,
а также изображающими предметы быта.
Размеры живописных произведений и количе-
ство запечатленных деталей могли быть разными.
Китайские художники следовали собствен-
ной линии развития, попадая под влияние
культуры своих завоевателей и не принимая
во внимание художественные идеи Запада,
такие как перспектива. В свою оче-
редь они оказывали большое
влияние на соседние государст-
ва: Корею, Малайзию и Японию.
Их религия, суеверия и обычаи нашли
отражение в живописных сюжетах.
Ранние формы каллиграфии были предсказаниями, процарапанными или нарисованными на гадальных раковинах, панцирях или костях.
Бронза, керамика и дерево с ранних времен украшались знаковыми символами и формами, часто в соответствии с ритуальными или погребальными нуждами. До изобретения бумаги шелк был одним из наиболее популярных материалов.
С давних времен китайцы смотрели на работы прошлого, копируя Слива - символическое обозначение силы духа, поскольку она способна
«мастеров» с целью обучения. Степень соответствия копии раннему противостоять суровой зиме. Кубок Гу из бронзы усиливает
оригиналу была предметом дискуссий. Но каждый художник был значение символики
6 • Вступление

Вступление • 7
Гибкая, плавная
форма орхидеи перекли-
кается с каллиграфией
Джозефа Ло
способен добавить что-то от себя, даже оглядываясь на стиль и техни- ку мастеров прошлого. Поэтому очень легко перепутать живопись
IX или X века с современной работой.
Некоторые из императоров, такие как Хуизон (Хуицзун)
(1082-1135), поддерживавшие академический (реалистический) стиль,
способствовали становлению особых стилей и школ. Хуицзун также по- ощрял прекрасное искусство каллиграфии и часто даже «подписывал»
свиток, который высоко ценил. Свои печати в знак признания высоко- го мастерства живописи ставили на работах коллег и другие художни- ки, что теперь делает весьма проблематичным определение автора.
Китай - страна большая, с городами и регионами, раздробленны- ми сложной топографией, так что множество живописных стилей развивалось отдельно друг от друга.
Некоторые из стилей исчезли, другие развились, и еще больше стилей перемешались по ходу развития. Наряду с ними существует множество традиций народной живописи.
Есть два основных стиля китайского рисунка кистью: гунби, часто называемый тщательной, контурной живописью или живописью ли- нии; и сей, бескостная живопись, рисунок свободного стиля. Оба при- дают большое значение работе над линией и движениям кисти. В худо- жественных заведениях Китая от студентов требуют ежедневных заня- тий каллиграфией, работе над линией, с тем, чтобы движения кисти стали плавными и текучими.
Профессиональные живописцы, создававшие реалистические версии сюжетов, не всегда ценились так же высоко, как художники-интеллектуа- лы (или ученые), которые творили ради собственного удовлетворения в более «возвышенном» стиле. Они рисовали такие сюжеты, как «четверо благородных» (слива, орхидея, бамбук и хризантема), по причине их до- бродетельных качеств. Китайские художники, пишущие кистью, стремят- ся к воплощению ци, которое часто описывают как «суть» их творений.
Оно может быть достигнуто путем следования определенным принципам или же пребыванием в правильном состоянии сознания.
Бамбук противостоит ветрам,
сгибаясь под его порывами,
но при этом прочно держится
своими корнями. Джозеф Ло

8 • Вступление
Хризантема обозначает осень и уединение.
Изображенная рядам с чайникам, она задает тему
отдохновения и беседы. Подразумевающийся жар
чая и осенние цвета передают ощущение тепла
Китайская, или восточная, композиция существенно отличается от западного подхода к искусству. Восточный стиль пытается уловить «мо- мент во времени», что может заключать в себе лишь часть большего сюжета. Западный мир в основном берется за изображение сюжета це- ликом. Восточный стиль изображения на картине, ее обрамление и со- хранение существенно противоречит западным представлениям. За- падный человек обладает в большей степени чувством постоянства, не- жели ощущением быстротечности. Китайцы не считали и даже не предполагали, что бумага и живописные свитки могут быть долговеч- ны. Только в последние годы живописные произведения стали тща- тельно сохранять.
Китайский рисунок кистью не стремится к «включению каждого листочка». Вместо этого композиция содержит только необходимое для опознавания предмета и его отличительных качеств - по сути, как карикатура. Важно положение всех предметов. Взаимодействие мазков кисти с окружающим их пространством тщательно обыгрывается в жи- вописном произведении. Недостаточно просто рисовать на большом куске бумаги и после подрезать его по размеру. Соотношение штрихов к краю бумаги должно быть продумано в процессе рисования.
Китайское искусство пленило западный мир на века, несмотря на то, что западный вкус больше склоняется к живописному, нежели эзо- терическому стилю. Потому, вероятно, у стиля гунби больше почитате- лей, чем у стиля сей. Растущее с каждым годом число выставок демон- стрирует восточную культуру и искусства, которые представлены мно- жеством работ высокого уровня, особенно в стиле сей, что формирует более «подготовленную» публику.
Многие художники очарованы тем, что китайская живопись часто оставляет некоторые детали для воображения зрителя; говорят, что идеальная живопись - это только кусок белой бумаги; зритель может созерцать каждый день новую картину!

10 • Инструменты и материалы
Инструменты и материалы
Для китайского рисунка кистью используются традиционные инструменты и материалы.. Как во многих национальных
традициях, различные аксессуары часто весьма привлекательны и сами по себе. В прошлом ученые и художники наслажда-
лись прекрасными предметами, которые сформировали отдельный вид антиквариата, называемого «стол ученого». Он вклю-
чал и функциональные, и декоративные вещи, которые помогали создавать идеальное окружение для развития искусства.
Можно приобрести дорогостоящие инструменты, но без ци, необходи- мого в живописи, все траты напрасны. Чудесные произведения живо- писи могут быть созданы и обычными недорогими кистями. Набор ос- новных предметов называется «четыре сокровища» и состоит из камня для туши, плитки туши, бумаги и кисти. Сложно дать хороший совет от- носительно покупки всего необходимого, поскольку лишь немногие из поставщиков являются одновременно и художниками. Многие препо- даватели могут посоветовать наиболее подходящие и наиболее доступ- ные инструменты и материалы. Существуют различные специализиро- ванные фирмы, предоставляющие услуги почтовой доставки, и в неко-
«Стол ученого».
Джозеф Ло
торых хороших художественных магазинах встречается небольшой ассортимент необходимых материалов. Удостоверьтесь в том, что предлагаемые вещи китайского производства, потому что некоторые продаваемые предметы, например японская тушь и кисти, могут не по- дойти для занятий китайским рисунком.
Тушечница (камень для туши)
Тушечницы (ян) вырезают из сланца или из камня, лучший сорт кото- рого добывают в Дуане. В идеале, хорошо бы иметь одну из них с
От декоративности к функциональности!
Слева несколько образцов украшенных
предметов, справа - их обычные эквиваленты

Инструменты и материалы • 11
Очень большой камень для туши фиолетового
цвета (28 см в диаметре). Маленький камень
(10 см в диаметре). Набор плиток туши
времени «культурной революции», круглая
плитка и «101» плитка. Две капельницы для
воды в виде животных используют для того,
чтобы накапать на камень небольшое количе-
ство воды. Веер с образцами каллиграфии от
Примроуз Торнбери.
• .:•
крышкой, так тушь не будет сохнуть слишком быстро. Ее поверхность не должна быть ни слишком гладкой, ни слишком шероховатой.
В продаже можно найти и искусно вырезанные варианты, и тушеч- ницы худшего качества для обучения. Квадратные, круглые, прямо- угольные, восьмиугольные или свободной формы, они бывают различ- ных цветов и узоров. Некоторые мастера используют для украшения естественные слои в структуре камня, которые обязательно принима- ются в расчет при резьбе.
Есть множество чудесных древних тушечниц, разнообразных форм и размеров. Те, которыми в прошлом пользовались известные или ува- жаемые художники, ценятся очень высоко. Размер может варьировать- ся от маленького для путешествия до крупных кабинетных образцов,
которые и поднять тяжело. Крышки могут быть сделаны из того же камня или сланца, что и основная отшлифованная поверхность; или же у тушечницы может быть крышка из дерева. Это все дело вкуса и стои- мости. За тушечницей надо следить, чтобы предотвратить разломы и разрушения. Если в ней накапливается слишком много сухой туши, ее следует вычистить тряпкой или очень мягкой кистью. Если вы рисуете дома, а также выезжаете на природу, следует озаботиться покупкой двух тушечниц. Обычно первая приобретенная тушечница меньше и дешев- ле, но когда вы втягиваетесь в этот стиль живописи, вы покупаете боль- ший и лучший образец для своего кабинета.
В наши дни многие художники применяют для удобства жидкую тушь, для которой не нужна тушечница, но она очень часто бывает пло- хого качества. Некоторые энтузиасты считают, что западным художни- кам необходимо самостоятельно растирать тушь, чтобы привести со- знание в нужное состояние. Помимо всего прочего, растирание туши дает время на размышление о предстоящей работе и для подготовки как кисти, так и руки. Самостоятельно приготовленная тушь может по- мочь создать лучшую работу, поскольку она более свежая, без консер- вантов, и потому хорошо впитывается в бумагу. После рисования ту- шью тщательно смывайте ее с кисти чистой водой.

12 • Инструменты и материалы
Семь оттенков туши
Пять цветов туши
Жженая тушь
Черная влажная
Средняя
Водяная тушь
Светлая сухая
Тушь
Тушь (мо) обычно продается в форме плитки. Ее делают из сосновой,
масляной или лаковой сажи. Сажу берут из различных частей печи; та,
которую достают сверху и из дальнего от огня места, считается лучшей по сравнению с сажей «шеи» и «тела». Существует также «овощная са- жа» (из рисового пепла), которая годится для окрашивания волос, бо- роды и перьев.
Плитки туши зачастую украшают, они бывают самых разных разме- ров и форм, Есть несколько типов маркировки китайской туши, напри- мер «101», «102», «104» и т.д., или с именами, такими как «светлый фио- летовый» и «врата дракона». Лучшая китайская тушь высшего сорта по- мечена числом 101.
Покупая плитку туши, обратите внимание на то, чтобы поверхность была матовой, а вес - небольшим. Блестящая тяжелая плитка, возмож- но, содержит слишком много смол. В процессе рисования, по достиже- нии определенного уровня мастерства, можно добавить клеящее веще- ство, используя для этого подходящий природный компонент, такой как костяной или роговой клей. О плитке туши нужно заботиться, дер- жать ее в специально отведенном месте. Пока вы не пользуетесь тушью,
держите ее подальше от жары и сырости.
Бумага
У бумаги (чжи), используемой для китайского рисунка кистью,
может быть множество различных особенностей. Есть четыре основных сорта: обычная бумага (полупромокаемая), впитывающая бумага, проклеенная и специальная бумага. При том количестве ви- дов бумаги, которые доступны на Востоке, и возрастающем их коли- честве на Западе, имеет смысл держать образцы различных сортов и делать заметки о результатах и предпочтениях. Попробуйте как можно большее их количество, и составьте список или книгу об- разцов.
Обычная бумага хороша для начинающих, а хорошую работу все- гда можно обрамить, вне зависимости от качества бумаги. Травяная бу- мага (мао бян) - цвета соломы, продается в листах формата A3 или больше. Для тех, кому не нравится цвет травяной бумаги, есть японская или тайваньская бумага в свитках, называемая «лунный дворец», белого цвета и мягкой фактуры, чрезвычайно популярная среди художникрв- флористов. Эта бумага очень прочная и хорошая.
Впитывающая бумага в основном попадает под описание бумаги
сюань, у которой много разных видов, таких как одно-, двух- и трех- слойная сюань, или хинная сюань. Степень впитывания колеблется как среди различных сортов бумаги, так и внутри одной партии бумаги,
так что очень важен тщательный контроль.
Самая хорошо впитывающая бумага годится для рисования пушных зверей, а слегка проклеенная бумага предпочтительна для жанра «цветы и насекомые». В некоторых художественных магазинах часто встречается хорошо впитывающая бумага - для первого опыта попробуйте купить ме- нее «пушистую» бумагу. Все эти сорта бумаги можно брать отдельными большими листами, некоторые бывают в упаковке из 10 или 12 листов.
Для стиля гунби потребуется тонкая проклеенная бумага сюань. Вы можете проклеить ее самостоятельно, но довольно сложно добиться ровного результата, и с гораздо большей пользой (и удовольствием) вы проведете время за живописью. Существует три основных сорта этой бумаги. Лучшая (самая тонкая) называется «цикада» (из-за звука, кото- рый получается, если ее потрясти), следующая за ней - «чистая вода» и
«льдистая» (самая плотная). На поверхности некоторых видов этой бу- маги есть поблескивающие частички, образующиеся после проклеива- ния. Такая бумага стоит намного дороже, чем непроклеенная.
Поскольку связи с Китаем расширяются, то и доступность необыч- ной бумаги возрастает. При ее изготовлении часто используют длин-

Гунби
Слева показаны маленькие
кисточки специально для рабо-
ты в стиле гунби. Справа кисти
из меха волка для проведения
четких линий и штрихов
ные волокна шелковицы и ананаса, иногда эти волокна видны на по- верхности бумаги. Эти сорта и те, которые называют «пеньковой» или
«кожаной» бумагой, толще, и они применяются в работе с более слож- ными техниками, при которых на поверхность бумаги наносится не- сколько слоев туши или жидкой краски. Многие подобные сорта при- возят из Кореи и Тайваня. Стоят они дороже, и продают их листами больших размеров.
Кисти
Кисти (би) обладают большим количеством характеристик. Для художни- ка кисть имеет огромное значение. Ее прообразом были обгоревшие па- лочки, которые когда-то использовали для пометок Сегодня можно ку- пить даже кисти, воспроизводящие образцы минского периода правле- ния (1368-1644), и более ранние. Обычно у них более длинные ручки и волоски. Использование натуральных волокон существенно для сохране- ния эластичности и удержания жидкости, что необходимо для плавных и разнообразных штрихов. Кисти классифицируются в основном по твер- дости и мягкости и в зависимости от того, какой след они оставляют на бумаге. По сравнению с западными кисточками, утолщение на китайской кисти имеет другое положение, дающее максимальную гибкость.
Мягкие кисти обычно делают из меха овцы или козы, они лучше других кистей впитывают жидкость. После того как кисть однажды оку- нули в воду, она становится очень мягкой. Это значит, что кисти из ов- цы могут «устать», если ими писать целый день, так что есть смысл дер- жать вторую кисть, чтобы давать первой возможность «отдохнуть». Так- же для изготовления мягких кистей часто используют кроличий мех, и иногда даже человеческие волосы.
Некоторые мастера берутся за изготовление кистей из первых со- стриженных волос ребенка. Волосы вставляются в головку кисти, ко-
Бумага. Слева направо: соломенная, «лунный дворец», сюанъ, травяная, окрашенная сюань с золотыми вкраплениями и бумага из длинных волокон

14 • Инструменты и материалы
торую помещают в украшенный держатель с выгравированным на ручке именем ребенка. Мягкие кисти применяют в основном для ри- сования цветов, листьев и животных - тогда, когда требуется провес- ти мягкие широкие штрихи. Такие кисти имеют большее хождение в
Северном Китае.
Твердые кисти часто ошибочно называют «волчьими» - но этот термин не совсем верен. Для таких кистей могут использовать мех хорька, медведя и лисы. Такими кистями пишут ветки, стволы, деревья,
используют в каллиграфии. Для того чтобы поставить хорошую точку в конце мазка, используют как раз такую кисть. Еще более жесткие ки- сти делают из щетины свиньи или барсука, лошадиной гривы или хво- ста. Их применяют для изображения пейзажа или людей там, где жела- тельны сухие и фактурные штрихи.
В кистях из смешанных волокон более мягкие волосы могут быть расположены снаружи, а более жесткие - в центре, или наоборот. Со- четание разных волокон часто варьируется художниками, кисти кото- рых сделаны в соответствии с их специализацией. Некоторые худож- ники считают, что их любимая кисть способна написать все. Предше- ствующее описание всего лишь путеводитель, а вам для начала понадо- бятся две или три кисти.
Необычные кисти из шерсти дикой кошки, петушиного пера и копия кисти старинного мастера

Жесткие кисти из конского волоса,
меха барсука и щетины свиньи
Смешанные кисти - обычно мягкие волоски
находятся снаружи, а жесткие - внутри

16 • Инструменты и материалы
Краски. Слева направо: коробочка тюбиков, японские краски, белая пудра, японский набор из 12 цветов,
китайские тюбики и гранулы, измельченные в порошок каменные краски
Цвета
Цвета получают из акварельных красок, доступных в нескольких формах. Большинство западных художников привыкли к тюбикам или палитрам, которые вполне могут применяться и в технике китай- ского рисунка кистью. Однако в восточных красках содержится боль- ше смолы или клея (который часто называют связующим веществом),
смешанного с краской и некоторыми добавками, благодаря которым краска впитывается в бумагу и лучше держится после высыхания. Кра- ски делятся на два основных типа: растительные (т.е. мареновые: из крокуса, ротанга и индиго) и минеральные (т.е. киноварь: золотисто- желтая, лазурь, малахит)
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов


связь с админом