Главная страница
qrcode

Политический образ кандидата в Московскую городскую Думу Романа Юнемана на выборах 2019 года


НазваниеПолитический образ кандидата в Московскую городскую Думу Романа Юнемана на выборах 2019 года
Дата20.05.2020
Размер0.57 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKursovaya__Sotnikov.docx
ТипКурсовая
#87229
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3

Санкт-Петербургский государственный университет

Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»

Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении

Курсовая работа на тему:

Политический образ кандидата в Московскую городскую Думу Романа Юнемана на выборах 2019 года

Выполнил:
студент 3 курса

группы Б-15

Сотников Егор
Научный руководитель:

Быков Илья Анатольевич

доктор политических наук, доцент


Санкт-Петербург

2020

Содержание

Введение…………………………………………………………………

3

Глава 1. Политический имидж: определение, роль, технологии, специфика имиджмейкерства в России……………………………


5

1.1. Понятие политического имиджа………………………………….

5

1.2. Роль политического имиджа в электоральных PR……………….

6

1.3. Механизмы формирования политического имиджа в избирательных кампаниях……………………………………………..


9

1.4. Особенности имиджмейкинга в России………………………….

12

Глава 2. Политический имидж Романа Юнема на выборах в Мосгордуму…………………………………………………………….


15

2.1 Структурное описание имиджа Романа Юнемана……………….

15

2.2 Символическое описание имиджа Романа Юнемана. Харизма, архетипы и образы……………………………………………………...


22

Заключение………………………………………………………………

32

Список источников……………………………………………………..

34

Введение

Выборы в Московскую Думу 2019 запомнятся рядом очень ярких событий и явлений. Например, потерями «Единой России» (если в предыдущем составе 38 из 45 депутатов были единороссами, то теперь их лишь 25). Отчасти этого удалось добиться благодаря использованию технологии «Умного голосования», которую предложил А. Навальный. Однако, как заявляет молодой политик Роман Юнеман (один из немногих независимых кандидатов, которого допустили до выборов), «Умное голосование» стало одной из причин его поражения. Дело в том, что штаб Навального поддержал системного оппозиционера от партии КПРФ, который в итоге и получил поддержку. Второй причиной поражения Роман Юнеман называет махинации с результатами электронного голосования.

В своём исследовании я попытаюсь разобраться, действительно ли у Романа Юнемана забрали победу, или же причина его поражения – неправильное построение имиджа. Мы попытаемся рассмотреть, насколько образ либерального (но не радикального) менеджера (Роман Юнеман работал в компании Big-3 Boston Consulting group) с немецкой фамилией имел шансы на победу на этих выборах с точки зрения имиджелогии. В данной работе будут рассмотрены исключительно механизмы формирования образа и его конкретные детали, но не успешность и технологии самой коммуникации и донесения основных посылов до изберателей.

Объектом исследования данной работы является формирование политического имиджа кандидата во время избирательной кампании.

Предмет исследования – имидж кандидата в Мосгордуму Романа Юнемана.

Цель работы – выявление ключевые характеристики, механизмы формирования имиджа Романа Юнемана во время предвыборной кампании.

Задачи:

1. Определить, что такое имидж, описать основные технологии его построения.

2. Выявить особенности формирования политического имиджа в России.

3. Проанализировать предвыборную кампанию Романа Юнемана с точки зрения имиджелогии.
Глава 1. Политический имидж: определение, роль, технологии, специфика имиджмейкерства в России
1.1. Понятие политического имиджа
В начале работы хотелось бы определить, о каком именно явлении мы будем говорить. То есть, что относится к категории “имидж”, а что нет. В этом параграфе мы приведем определения и характеристики, взятые из научной литературы, проанализируем и сопоставим их, после чего сформулируем финальное описание “имиджа”, от которого мы будем отталкиваться.
Большую роль в определении сути “имиджа” играет отделение этого понятия от понятия “образ”. В подавляющем большинстве литературы “образ” определяется как нечто, созданное спонтанно, в то время как “имидж” должен создаваться специалистами целенаправленно.Так, например, как считают М.А. Шишкина и А.Д. Кривоносов: «Имидж — это специально формируемый образ субъекта PR (персоны или корпорации) в целях воздействия на определенную группу целевой общественности»1.
Д.П. Гавра же не разделяет полностью эту позицию. По его мнению, отличие “образа” от “имиджа” заключается не столько в том, целенаправленно ли он был создан или нет, а в том, в какой степени психика реципиента/субъекта отреагировала на субъект имиджа. Гавра говорит, что имидж формируется только в случае реакции психики на некоторое значимое для этого субъекта явление внешнего мира2. Под значимым явлением подразумевается явление, взаимодействующее с потребностями, интересами и / или ценностями субъекта. И в таком случае, поскольку потребности, интересы и ценности у разных субъектов/аудиторий разные, то и имидж у разных субъектов/аудиторий будет формироваться разный или же не будет формироваться вовсе. В литературе встречается похожий подход к определению имиджа. Например: “Имидж - совокупность проекций избирателей на конкретную политическую фигуру и оказывается характеристикой не столько политика как такового, сколько электората”3
Существуют интересные позиции, говорящие о том, что имидж - образ, который не имеет ничего общего с реальными характеристиками субъекта. Такое определение, например, даёт Н.А. Косолапов4. Мы же считаем такую позицию чересчур категоричной, поскольку трудно привести реальные примеры создания имиджа, совершенно оторванного от биографии/достижений/жизненных позиций субъекта.
Таким образом, в данной работе имидж будет рассматриваться как образ, целенаправленно формирующийся в сознании определенной аудитории в результате реакции на важные для этой аудитории явления.
1.2. Роль политического имиджа в электоральных PR

Имидж формируется с целью достигнуть стоящих перед объектом целей при помощи формирования образа в сознании разных целевых аудиторий, который обеспечивает благосклонное отношение и приверженность. О роли политического имиджа подробно рассказывает в своей работе “Имиджелогия” Г.Г. Почепцов. Ученый дает несколько главных причин, объясняя, зачем политикам, корпорациям и другим игрокам работать с имиджем. Политический имидж в представлении Почепцова позволяет избирателю сориентироваться в листе голосования, выбирая на важную должность людей, с которыми он ни разу не контактировал лично5. Чем эффективнее построен этот образ, тем больше вероятность достижения результата. Почепцов также выделяет три функции имиджа: Идентификация, идеализация и противопоставление.
Более развернутый список функций имиджа дает Дмитрий Вылегжанин6. Он выделяет пять функций:

Познавательную. То есть имидж дает информацию о субъекте;

Аксиологическую. То есть имидж позволяет реципиенту сопоставить ценности субъекта со своими;

Инструментальная. То есть имидж позволяет добиться каких-либо действий от аудитории;

Коммуникативная. То есть имидж позволяет более эффективно выстроить коммуникацию с реципиентом;

Консервативная. То есть имидж позволяет сохранить и защитить образ и установки политика.


В политическом процессе имидж зачастую употребляют в контексте политического маркетинга, одним из пунктов которого выступает построение имиджевой стратегии - плановое построение имиджа кандидата или партии. Однако можно говорить, что имидж на сегодняшний день также близок понятию общественного мнения, если рассматривать массовое восприятие того или иного явления. Более, того можно утверждать о возможности формирования имиджа целых политических явлений - например, законов и реформ, или органов власти в целом.
В настоящее время в мире наблюдается процесс смены нравственных, социальных, экономических и политических ориентиров населения. И СМИ играют не последнюю роль в формировании и определении данных ориентиров. Из инструмента сохранения, трансляции и тиражирования информации они превратились в одно из самых эффективных средств влияния на массовое сознание. Очевидно, что СМИ формируют, распространяют и закрепляют те стереотипы, установки, мнения и имиджи, которые являются выгодными для определенных политических структур.

В соответствии с этим тем или иным политическим сторонам становится необходимо закреплять и транслировать собственный "правильный" имидж посредством СМИ для формирования доверительного отношения со стороны электората. Неся в себе функцию социализации, в данном контексте, политической, СМИ формируют в массовом сознании комплексы знаний о действиях политических акторов и особенностях пространства, в котором они функционируют. Для этого используется понятие медиаобраза политических субъектов и институтов ̶ совокупности представлений о политической реальности, сформированных в СМИ и оказывающих влияние на имидж государственных структур, доверие граждан к проводимой политике, легитимизацию принимаемых властью решений.

Таким образом, имиджмейкинг сегодня – важная часть политического маркетинга. Без него фактически невозможно эффективно выстраивать любую политическую коммуникацию, в том числе и электоральную, о которой идёт речь в данной работе.
1.3. Механизмы формирования политического имиджа в избирательных кампаниях

Работа по формированию имиджа - это целенаправленная деятельность, осуществляемая различными средствами по каждому из каналов восприятия: визуальному, вербальному, событийному и контекстному. Создание имиджа современного политического лидера основывается на использовании политических PR-технологий, посредством которых в имидж закладываются необходимые качества.
В работе “Введение в политическую имиджелогию” дается инструкция, описывающая основные этапы работы с имиджем:


Определение основных ожиданий аудитории;

Поиск необходимых качеств, символов, которые должны входить в имидж политика;

Продвижение этого образа.7

Похожую стратегию даёт и П.П. Почепцов, выделяя следующие этапы построения политического имиджа: определение требований аудитории; формулировка характеристик, в сумме составляющих имидж; перевод выбранных характеристик в разные контексты (визуальный, вербальный, событийный, контекстный, семейный и др.)8.
Помимо механизма, Почепцов подробно описывает инструментарий построения имиджа:

Позиционирование;

Манипулирование;

Мифологизация;

Эмоционализация;

Формат;

Вербализация;

Детализация;

Акцентирование информации;

Архаизация;

Замена целей;

Подача противоречивых сигналов;

Дистанцирование;

Метафоризация;

Визуализация;

Опрос общественного мнения;

Нейролингвистическое программирование;

Внедрение моделей восприятия;

Контекстное введение знаков;


Пока мы просто рассмотрим его, а перейдя непосредственно к кампании Романа Юнемана, будем анализировать, в каких случаях какой из классических инструментов применялся.
Дмитрий Вылегжанин в своей работе, ссылаясь на других авторитетных исследователей политического имиджа, связывает построение имиджа с мифологизацией. В целом это уже давно известная постмодернистская история, что современное общество и в особенности современная политика функционирует с помощью символов и мифов. Как это проявляется: избиратель ориентируется не столько на реальные действия политика, сколько на то, какими символами и в рамках каких мифов и архетипов он представлен в публичном пространстве.
Таким образом, считается, что механизм создания образа партии или политика - это механизм конструирования нужных и наиболее подходящих мифов. Далее Вылегжанин приводит список основных, наиболее популярных и действенных, мифов:


Миф “я один из вас”;

Миф “я лидер”;

Миф “я защитник от врагов”.


Стоит отметить, что большинство ученых, описывание процесс формирования имиджа и наделения его мифическими свойствам анализируют в основном крупных политиков – президентов, министров, ярких оппозиционеров. К сожалению, как нам представляется, провести такой анализ на уровне муниципального депутата в полной мере не представляется возможным. Во-первых, предвыборные кампании таких политиков имеют гораздо меньший бюджет из-за чего они могут быть ограничены в арсенале используемых инструментов. Во-вторых, такие выборы и их участники привлекают гораздо меньше внимания СМИ, в то время как СМИ являются главным каналом коммуникации. Чем больше политик появляется в СМИ – тем проще «разглядеть» имидж, который его команда пытается создать, и проще донести его до электората. В-третьих, исходя из первых двух предпосылок, стоит отметить, что муниципальные кандидаты, не имея большого количества времени в сюжетах новостей и дебатах на центральных телеканалах, вынуждены распределять свои медиаресурсы по-другому – они больше говорят о своей программе, о проблемах района и методах решения, нежели наслаивают определенные черты образа.
1.4. Особенности имиджмейкинга в России
Как мы поняли из определения, имидж и его эффективность во многом зависит от субъекта/аудитории. Поэтому необходимо разобраться с особенностями российского электората и особенностями имиджмейкинга в России в целом.
Политолог Ольга Гершевич в своей статье говорит о нескольких интересных особенностях имиджмейкинга в России9. Во-первых, по словам ученой, российский электорат не доверяет самому “имиджмейкингу” как таковому, в его глазах это всегда обман. По этой причине российские политики зачастую пытаются скрывать наличие имиджмейкера или политического консультанта в своей команде. Другой особенностью имиджмейкинга в России Гершевич называет высокое значение политической ситуации в целом. Поскольку политическая конкуренция во многом сведена к нулю и политические посты занимают не столько политики, сколько чиновники, то их имидж напрямую зависит от общего уровня одобрения всей “власти” в целом. Далее ученая говорит о том, что наибольшую роль в формировании имиджа в России играют визуализация и PR. То есть политику важно выглядеть привлекательно и как можно больше появляться в медиа. Критерии внешней привлекательности Гершевич не даёт, однако мы еще вернемся к этому позже.
Гершевич также говорит о том, что положительно для имиджа играет акцент на индивидуальность. Успешный кандидат должен выделятся сильной личностью среди всех остальных. Далее в статье следует тезис о том, что еще со времен Советского Союза среди российского электората преобладает запрос на сильного лидера с “железной рукой”, лидера-героя. К сожалению, трудно проверить актуальность данного тезиса, поскольку исследований на данную тему не появлялось. В то же время в медиа все чаще известные люди, вроде политолога Е. Шульман, говорят, что запрос на “сильного лидера”, бывшего силовика в обществе уже не доминирует.
Другое важное наблюдение Гершевич заключается в том, что российский электорат крайне не любит роскошь и богачей, поэтому политики часто пытаются продемонстрировать, что они - выходцы из простой семьи.
Политолог А.В. Селезнева, анализирующая динамику изменения ценностей российских граждан, опираясь на психологические исследования, делит потребности граждан на уровни по критерию важности10. Так, на первом месте оказываются внеидеологические потребности в безопасности и стабильности. На втором - равенство, демократия, частная собственность, стабильность, солидарность, патриотизм и индивидуальная инициатива. Наименее значимы ценности традиционности, толерантности, коллективизма и национализма. Также политолог отмечает, что представители всех возрастных групп приоритезируют материалистические ценности. Опираясь на этот анализ, можно сделать вывод, что запрос есть в политике, который а) обеспечит стабильность б) поддержит становление демократии, гражданского общества и развитие бизнеса. Однако в то же время А. В. Селезнева подчеркивает, что в российском обществе есть вполне реализованный запрос на патернализм и сильную российскую, “цивилизационную”, идентичность.
Что касается запроса на справедливость, то он проявляется в нескольких конкретных формах. Большинство граждан полагают несправедливым, что государство перестало заботиться о престарелых, больных и детях, закон строго не наказывает тех, кто угрожает нашей жизни, немногие владеют большим богатством, а подавляющее большинство пребывает в бедности11.
Говоря об исследованиях российского электората, стоит отметить несколько важных данных. Во-первых, как показывают результаты опроса ВЦИОМ от ноября 201912, в Москве и Санкт-Петербурге 71% населения считает необходимым сменяемость партии власти. То есть для того, чтобы быть успешным в столицах политику важно быть вне “Единой России”. Более того, как пишет “Коммерсант”, ссылаясь на совместное исследование Московского Центра Карнеги и Левада-Центра, более 60% Россиян имеют запрос на “масштабные перемены” и считают, что это возможно только при смене политической системы13.

Что еще интересно, российский электорат, скорее всего, не хочет политика-женщину. Согласно исследованию ВЦИОМ14, 68% россиян принципиально не хотят видеть женщину президентом.
Глава 2. Политический имидж Романа Юнема на выборах в Мосгордуму

2.1 Структурное описание имиджа Романа Юнемана.

Рассмотрим образ Романа Юнемана с помощью структурной модели Гринберг15.
А. Персональные характеристики
Физические особенности. На момент выборов, Роману Юнеману было 24 года. То есть его можно считать очень молодым политиком. Это скорее является его возможным недостатком. Как выяснил экспертно-аналитический центр РАНХиГС, для российских избирателей главным показателем профессионализма является стаж и опыт16. Естественно, в глазах избирателей настолько молодой политик может выглядеть скорее неопытным. Более того, BBC, ссылаясь на исследование Фонда общественного мнения, пишет17 о том, что идеальный возраст политика: 41-45 лет, этот возраст выбрали 49% опрошенных. Возраст “менее 30 лет” считают привлекательным всего 2% опрошенных.
Внешность и физическая форма Юнемана ничем не примечательны. Спортивное телосложение, небольшая борода, средний рост. С точки зрения исследований, такой портрет можно считать вполне подходящим. Ученая Мария Лапыгина, опираясь на результаты анкетирования, выделяет18 несколько важных внешних черт политика: спортивная внешность, деловой костюм, аккуратность и опрятность, задумчивый взгляд.


Рисунок 1. Роман Юнеман
  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом