Главная страница
qrcode

Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Последовательность работы с ребенком


НазваниеПоследовательность работы с ребенком
Дата25.09.2019
Размер145 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПолякова М.А. Самоучитель по логопедии.doc
ТипДокументы
#78771
Каталог

Последовательность работы с ребенком

Занятия с ребенком нужно проводить с учетом тех недостатков, которые обнаружены у него в результате обследования его речи.
Ситуация I

Ребенок не выговаривает некоторых звуков. Речевое дыхание у него может быть нарушенным или ненарушенным. При этом у ребенка нормальный речевой слух и хорошая подвижность речевых органов.

Этап 1. Вы проводите работу над речевым выдохом (см. с. 76).

Этап 2. Затем вы ставите ребенку звуки, которые он не выговари­вает (см. с. 102).

Этап 3. После того, как ребенок научился произносить звук в изо­лированном положении, нужно закрепить (автоматизировать) его (см. с. 151).

Этап 4. Нужно ввести этот звук в повседневную речь ребенка (см. с- 151).
Ситуация II

Ребенок не выговаривает некоторые звуки, и у него нарушен ре­чевой слух нужно провести до начала постановки у ребенка тех звуков, которые он путает.

Этапы 2 и 3 аналогичны этапам первой ситуации.

Этап 4. Вы проводите работу над дифференциацией (разграниче­нием) поставленного звука, от его прежнего произношения (см. с. 154). Эту работу можно совмещать с автоматизацией звуков (см. с. 151).

Этап 5 аналогичен четвертому этапу предыдущей ситуации.

Этап 6. Нужно заняться профилактикой у ребенка нарушений чтения и письма (см. с. 158). Это можно делать одновременно с введе­нием звуков в речь.
Ситуация III

У ребенка выявлено нарушение подвижности речевых мышц.

Этап 1. Артикуляционная гимнастика (см. с. 84)— это система упражнений, рассчитанная на улучшение подвижности речевых орга­нов. Она может проводиться одновременно с постановкой речевого вы­доха и в дальнейшем совмещаться с постановкой звуков. Проще всего бывает начинать с нее любое занятие.

Дальнейшие этапы соответствуют 2, 3 и 4 этапам первой ситуации.
Ситуация IV

У ребенка обнаружен какой-либо недостаток строения речевых органов.

Этап 1. Если этот недостаток может быть исправлен, он исправля­ется до начала работы над звуками, произношению которых он препят­ствует (см. с. 88). Эта работа проводится одновременно с постановкой речевого дыхания.

Дальнейшие этапы соответствуют 2, 3 и 4 этапам первой ситуации.
Ситуация V

У ребенка нарушены речевой слух и подвижность речевых органов.

Этап 1. Вы занимаетесь улучшением речевого слуха ребенка и артикуляционной гимнастикой (см. с. 82, 84). Это можно совмещать с постановкой у него речевого дыхания (см. с. 76).

Дальнейшие этапы соответствуют 2, 3, 4, 5 и 6 этапам второй си­туации.

1. Возраст ребенка. Заниматься с детьми постановкой звуков нужно с 5 лет обязательно, с 4,5 — желательно, если ребенок в этом возрасте способен к систематическим занятиям.

2. Режим занятий. Заниматься с ребенком нужно минимум два раза в неделю. Лучше всего два раза в неделю проводить 45-минутные заня­тия, на которых ребенок будет осваивать новые навыки, и каждый день _ 10-15-минутные занятия для закрепления пройденного материала.

3. Необходимое оборудование:

Зеркало. Зеркало должно быть таким, чтобы в нем ребенок мог видеть все свое лицо. Перед зеркалом он будет осваивать речевые дви­жения (артикуляции).

Некоторых слишком беспокойных детей зеркало чересчур отвле­кает. В этом случае использовать его нужно минимально: для того что­бы, например, посмотреть, куда поставить язык, что сделать с губами и т. п. После того, как ребенок освоил артикуляцию звука, зеркало нужно убрать, так как с этого момента он должен учиться контролиро­вать свое произношение с помощью мышечных ощущений и на слух.

Картинки. Они потребуются для работы над речевым слухом, и для закрепления произношения. В книжном магазине в отделе логопе­дической литературы можно купить готовый логопедический альбом с картинками, которые сопровождаются необходимым для занятий рече­вым материалом.

Можно обойтись и без альбома, так как образцы речевого матери­ала всегда даются в книге, а разнообразные картинки можно подобрать самостоятельно.

Приспособления, заменяющие логопедические зонды (специаль­ные инструменты, с помощью которых ставятся некоторые звуки). Это могут быть, например, зубочистки, деревянные шпатели. Для поста­новки звука [р] может понадобиться какой-нибудь предмет, заменяю­щий логопедический зонд, который выглядит как тонкий стержень с небольшим гладким шариком на конце.

Желательно, чтобы предметы были деревянными или пластмассо­выми, а не железными, так как прикосновение холодного металла мо­жет быть неприятно ребенку.

Диктофон. При закреплении правильного звукопроизношения на него можно наговаривать речевой материал, с тем чтобы ребенок само-

стоятельно повторял его.

4. Очень важное правило: никогда не говорите ребенку заранее, какой звук вы собираетесь ему ставить. Никогда (кроме тех случаев, Когда ставите звук по подражанию) сами не произносите этого звука.

Упражнения:

Свистеть, как комар; шипеть, как змея; жужжать, как жук» и т. п.). В книге всегда приводятся подходящие способы называния звуков.

Повторяем, это правило очень важно! Если ребенок знает, какой звук он должен в итоге произнести, он именно на него и настраивается. Он включает всю свою неправильную артикуляцию, при этом непра­вильно направляя и речевой выдох. Всем этим он препятствует форми­рованию новых навыков произношения.

Для ребенка неправильное произношение собственного звука не­заметно — ему кажется, что он выговаривает его точно так же, как и другие. Иначе он не смог бы повторить вслед за вами свой дефектный звук или какое-нибудь, включающее этот звук слово. То есть без этого механизма речь была бы вообще невозможна. Напротив, когда ребенок на занятии начинает правильно произносить какой-нибудь звук — он его не узнает. Чтобы ребенок не сбивался на старое произношение зву­ка, сообщайте ему, какой звук он на самом деле выговаривает, только после того, как он научится произносить его безошибочно.

Но что же делать, если ребенок по какой-то причине знает о том, какой звук вы будете ему ставить? Допустим, вы проговорились, или он сам догадался, или с этим звуком раньше уже неудачно работали. Тогда нужно прибегнуть к такой уловке. Скажите ребенку, что вы сей­час, предположим, не над звуком [с] будете работать, а над звуком, похожим на него, но другим. Вы просто учитесь свистеть, как комар (если пример с комаром уже был и оказался дискредитированным, при­думайте какой-нибудь другой — например, вы будете теперь свистеть, как свистят в свисток).

Иногда ребенку бывает трудно перейти к произношению слогов со вновь поставленным звуком. Пытаясь повторить слог за вами, ребенок может возвращаться к старому дефектному произношению звука и «за­цикливаться» на нем. Поэтому обучать ребенка произносить слоги часто приходится не по подражанию, а используя обходные приемы (см. с. 93).
Порядок работы над звуками

Последовательность работы над звуками зависит от того, нормаль­ный ли у ребенка речевой слух.
ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ НОРМАЛЬНОМ РЕЧЕВОМ СЛУХЕ

• Звуки нужно ставить группами. В группу входят звуки, похожие между собой по звучанию и способу произношения.

Ребенок начнет путать звуки, закрепляйте их по очереди. Щ • Звуки ставятся в следующей последовательности:

— Звуки [ф, в] и их мягкие пары. Поставить их очень легко, веро­ятно, вы сделаете это уже при работе над речевым выдохом.

— Заднеязычные звуки [к, г, х] и их мягкие пары.

— Мягкие звуки [т'] и [д'].

— Звук [и].

— Звук [л] и его мягкая пара. Постановка этого звука может оказаться очень трудной. Если у вас возникнут сложности, отложите на время работу над ним.

— Звуки [с, з, ц]. После формирования твердых звуков ставятся [с'] и [з'] мягкие.

— Шипящие звуки [ш] и [ж]. Шипящие звуки ставятся, как пра­
вило, после свистящих. Но если ребенок произносит свистя­
щие, как неполноценные шипящие (то есть, [с] у него больше
похож на [ш]), тогда желательно ставить сначала шипящие,
включая [ч] и [щ], а потом — свистящие звуки. . (1..

— Звуки [ч] и [щ].

— Звук [р] и его мягкая пара.

Если ребенок произносит какие-то звуки смягченно, их произно­шение желательно исправить в первую очередь, тем более что сделать это очень легко.


ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ НАРУШЕННОМ РЕЧЕВОМ СЛУХЕ

• При нарушенном речевом слухе ребенок путает между собой зву­ки, принадлежащие к одной и той же группе, так как они похожи между собой по звучанию и способу произношения. Поэтому ра­боту над этими звуками нужно разделить, иначе ребенок будет постоянно пытаться произносить один звук вместо другого.

• Только после того, как у ребенка закрепится произношение одно­го звука (например, [с]), можно переходить к постановке другого звука, из этой же группы (например [з] или [ц]).

• Звуки, относящиеся к разным группам, нужно ставить одновре­менно, это ускоряет формирование произношения.

• При работе над звуками нужно соблюдать ту же последователь­ность, что и при постановке звуков при нормальном речевом слухе.

• Звуки, которые никогда нельзя ставить одновременно:

— Звуки, принадлежащие к одной группе: свистящие, шипящие, губно-зубные, сонорные, заднеязычные.

— Звуки из групп свистящих и шипящих.

— Губно-зубные ([ф — в]) со свистящими и шипящими звуками (если они произносятся похожим образом — [ш] или [с] похож на [ф]).

— Шипящие и заднеязычные, когда они произносятся похожим образом ([ш] похож на [х]).

— Свистящие и [т' — д'], когда в произношении [с] похож на [т].

— Заднеязычные и [т' — д'], когда [к] заменяется на [т].

— Звук [л] и губно-зубные звуки, когда [л] напоминает [в].

— Сонорные звуки ([л], [р], [и]) и заднеязычные, когда произно­шение сонорных напоминает звук [г].

— Звук [х] и губно-зубные звуки, когда [х] похож на [ф].

— Звуки [т' — д'] и [ч — щ], когда произношение [т'] похоже на

— Звуки [ч — щ] и заднеязычные, если звук [ч] напоминает мяг­кий звук [к']-

• Звуки, которые всегда можно ставить одновременно:

— Свистящие и заднеязычные звуки.

— Шипящие и сонорные звуки.

— Свистящие и сонорные звуки.

— Звуки [т' — д'] и сонорные звуки.

— Губно-зубные и звуки [р] и [и].

— Звуки [ш — ж] и [т' — д'].

Если ребенок смягчает какие-то звуки, нужно поставить их в пер­вую очередь.

Этим нужно обязательно восполь­зоваться — довести до конца постановку случайно возникшего звука и ввести его в речь и только после этого возвратиться к тому звуку, над которым вы первоначально работали. Звук [р] считается самым сложным. Поэтому, если у ребенка уже есть французское произношение этого звука, ставить его нужно последним. Но если ребенок как-нибудь иначе произносит звук [р], попытайтесь поставить ему его как можно раньше. Это нужно сделать для того, чтобы предупредить формирование у ребенка грассирующего звука [р], который потом будет достаточно трудно исправить.

Если звук не будет получаться, отложите работу над ним, потому что звук действительно трудный. Но, если вам удастся поставить ребенку промежуточный по отношению к [р] звук (одноударный), его нужно будет закрепить и временно ввести в речь ребенка, а после постановки остальных звуков поставить ребенку уже полно­ценное его произношение.

73


Дополнительные правила постановки звуков

Эти правила не являются обязательными, но их желательно при­держиваться для ускорения постановки звуков и для облегчения рабо­ты над ними.

• Перед началом систематической работы над звуками нужно по­пытаться выявить у ребенка те звуки, которые можно легко я быстро ему поставить. Для этого нужно попробовать поставить ребенку каждый из звуков (в том порядке, в каком они приводят­ся в практикуме по формированию произношения) каким-нибудь простым и быстрым в исполнении способом. В начале каждой гла­вы практикума приводятся эти способы.

Может получиться так, что какие-то звуки вдруг пойдут у вашего ребенка очень легко, практически без особой работы над ними.
Устранение причин нарушений произношения

Прежде, чем исправлять у ребенка неправильное звукопроизношение, нужно устранить (иногда смягчить или нейтрализовать) те не­достатки, которые вызвали у него нарушение произношения:

— нарушение речевого выдоха;

— нарушение речевого слуха;

— нарушение подвижности речевых мышц;

— недостатки строения речевых органов. У ребенка могут быть все или некоторые из этих нарушений (см. с. 69).

Постановка речевого выдоха

Постановка речевого выдоха обычно не отнимает много времени. Как правило, на это уходит одно занятии

е. Хотя, конечно, скорость обу­чения в определенной мере будет зависеть и от вашей ловкости. Вам не обязательно использовать по очереди все предлагающиеся ниже при­емы, можно ограничиться двумя-тремя, наиболее для вас эффективны­ми. Перед началом работы над речевым выдохом сообщите ребенку, что он фальшиво произносит звуки, в том числе потому, что во время речи неправильно выдувает изо рта воздух, и что сейчас вы с ним будете учиться делать это правильно.

Большинство согласных звуков русского языка переднеязычные, поэтому начинать работу над воздушной струей лучше всего на фоне произнесения переднеязычного глухого звука [т].
ПРАВИЛА ТРЕНИРОВКИ РЕЧЕВОГО ВЫДОХА

• Все упражнения ребенок должен выполнять вслед за вами по под­ражанию.

• Ребенок должен удобно сесть и опустить (точнее, «уронить») пле­чи. Подъем плеч всегда нарушает дыхание — оно становится клю­чичным, а при таком дыхании нормальный речевой выдох невоз­можен.


Тренировка речевого выдоха

• Тренировка выдоха на фоне произнесения звука [т].

• Тренировка выдоха на фоне произнесения звука [д].





Следите, чтобы подбородок свободно лежал на руках ре­бенка, не был «втянут» назад или чересчур «утоплен» вниз. Та­кая поза избавит ребенка от мышечных напряжений в области шеи и лица.

Произносить звуки ([т — т — т — т]) на первых порах нужно с закрытыми (именно с закрытыми, а не сжатыми) в форме пра­вильного прикуса зубами.

Если прикус у ребенка нарушен, зубы он должен располагать друг над другом — по возможности верхние резцы ставить на нижние. Лицо ребенка должно быть как можно более неподвижным, по крайней мере, следите, чтобы не было избыточной мимики — вы­пученных глаз, натянутой улыбки и т. п. Этого правила нужно придерживаться и во время постановки звуков. Для устранения напряженной мимики можно на короткое время закрывать (не зажмуривать, а закрывать) глаза или почаще смот­реть вниз и делать «ленивое» лицо. Почаще советуйте ребенку не стараться (поскольку в его представлении старание всегда связано с усилием).

Прежде, чем начать произносить звуки, ребенок должен будет вы­дохнуть из груди весь воздух (разумеется, выдохнется не весь воз­дух, но ваша инструкция должна быть именно такой, тогда есть надежда, что выдох будет достаточно полным). Предупредите ребенка (и на занятиях напоминайте ему об этом), что воздух для произнесения различных звуков он должен брать не из легких, а изо рта. После выдоха, дескать, остался воздух во рту, на нем и нужно говорить. Это, разумеется, образное выраже­ние, воздух, конечно, будет браться из легких. Но подобное пред­ставление, позволит ребенку организовать правильную работу ды­хательных мышц, а именно, дать брюшной выдох без специаль­ной работы над ним. Поскольку мышление детей образное, эта инструкция для ребенка очень доходчива — это ему очень легко себе представить и выполнить.

Произносить звуки на первых порах нужно шепотом. Мало того что выбирается глухой звук, его еще нужно и произносить шепо­том — вы должны дать ребенку такую инструкцию.

77


1. ТРЕНИРОВКА ВЫДОХА НА ФОНЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКА [Т]

Правильное произнесение:

Ребенок должен удобно сесть, «уронить» плечи, всей тяжестью положить подбородок себе на руки, зубы у него должны находить­ся в положении нормального прикуса. Смотрит он вниз. Теперь нужно неглубоко вдохнуть и выдохнуть из легких весь воздух, а на том воздухе, что остался во рту, шепотом, медленно, протяжно произносить звуки [т — т — т — т]. Губы ребенка должны нахо­диться в вялой, ленивой улыбке, но такой, чтобы были видны верхние и нижние резцы. При произнесении звуков язык присло­няется к передним зубам (и к верхним, и к нижним одновремен­но). Лицо ребенка амимично, двигаться должен только самый кончик языка. Прежде, чем предложить ребенку выполнить это упражнение, продемонстрируйте ему (с соответствующей ленивой мимикой), как это делается.

После небольшой тренировки нужно вынуть «подпорку» из-под подбородка ребенка. Но если вы заметите, что он напрягает шею или нижнюю челюсть, пусть снова кладет подбородок себе на руки.

В результате протяжного произнесения к звучанию звука [т] добав­ляется заметный свистящий оттенок. Если этот свистящий оттенок будет достаточно хорошо напоминать звук [с] (чтобы усилить эф­фект, попросите ребенка посильней улыбнуться и продолжать «тя­нуть» звук [т], то есть, фактически, следующий за ним свистящий звук), сразу же начинайте ставить ему звук [с] (см. с. 120). Если ребенок правильно выговаривает звук [с], так и скажите ему, что после [т] должен слышаться [с] ([тс — с — с]).

При произнесении звука [т] ребенок должен чувствовать, как воз­дух проходит между зубами.

Хорошо, если он будет чувствовать холодок на зубах.

Ребенок должен поставить ладонь или тыльную сторону ладони напротив губ, и чувствовать на ней, как изо рта порциями выхо­дит воздух. Иногда для того, чтобы лучше ощущать выдох, при­ходиться поискать для ладони оптимальное положение, может быть, разместить ее у рта несколько снизу, напротив подбородка.

Признаки неправильного произнесения:

Ребенок может пытаться произносить звуки, как бы не выпуская их изо рта, как бы внутрь себя. При этом на лице у него, возникнет напряженное выражение, отражающее напряжения речевых мышц, с помощью которых ребенок не выпускает изо рта воздух.

Для восстановления речевого выдоха можно использовать такой прием. Предложите ребенку после выдоха сквозь сомкнутые в правиль­ном прикусе (но не сжатые) зубы всосать немного воздуха внутрь и потом его же выпустить наружу («процедить» сквозь зубы). То есть ребенок будет как бы «гонять» один и тот же воздух со свистом и шу­мом туда и обратно. При этом он должен сосредоточиться именно на движении воздуха и чувстве холодка на зубах, а не просто автомати­чески дышать подобным образом. Можно подставить к губам ладонь _ на ней будет чувствоваться выдох (а иногда и вдох). На фоне такого дыхания ребенок должен произносить звуки. Втянул сквозь зубы не­много воздуха и на этом же воздухе произнес звуки.

В результате у ребенка должно получиться очень тихое, шепотное произношение звука [т], с легким свистящим оттенком. Должно возни­кать впечатление, что этот легкий, почти невесомый звук формируется исключительно на зубах, сам собой, практически безо всяких мышеч­ных усилий. Воздушная струя должна тихо струиться между зубами, выходя изо рта.
2. ТРЕНИРОВКА ВЫДОХА НА ФОНЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКА [Д]

Звук [д] — звонкий, а при произнесении звонких звуков труднее сохранять правильный речевой выдох.

Правильное произнесение:

Ребенок должен произносить звук [д], прислоняя язык к зубам, практически там же, где до этого произносил [т].

Звуки [т] и [д] следует произносить попеременно — [т — д — т — д] или [тт — дд].

^ Нужно произносить оба звука в одном и том же месте, одинаково выдувая изо рта воздух на ладонь, звуки различаются между со­бой только отсутствием или наличием голоса. При этом звук [д] может звучать несколько глуше, чем обычно.

•" Звук [д] ребенок должен произносить несколько длительно, при этом будет появляться призвук звука [з].

^ Следите, чтобы при переходе с [т] на [д] ни один мускул на лице ребенка не дрогнул. Особенно следите за тем, чтобы он не округ­лял глаза.

^ Положите свою ладонь ему на шею спереди — при правильном выполнении упражнения, при переходе к произношению звонко­го звука вы уловите некоторую вибрацию (именно дрожание, а не какие-либо движения или толчки).

Движения вверх-вниз или вперед-назад (это можно по­чувствовать, положив ребенку на шею ладонь). В этом случае нужно, чтобы ребенок, облокотившись о стол, поло­жил подбородок себе на руки, «уронил» плечи, сделал «ленивое» лицо, то есть расслабил мышцы.

• У ребенка может повышаться голос. И при напряжении шеи и при повышении голоса ребенок должен понизить голос (скажите ему, что «произносить звук [д] он должен низким голосом, как медведь, а не пищать, как мышь»). Очень важно, чтобы звонкий звук не был громким (низким, но не громким).

• При переходе на звонкий звук ребенок может поднимать грудную клетку. Это можно почувствовать, положив ему руку на грудь под ключицами. Чтобы он это заметил, нажмите ему на грудь. Подъем грудной клетки всегда свидетельствует о переходе на ключичное дыхание, которое влечет за собой нарушение речевого выдоха.

• Ребенок может поднимать плечи. В этом случае он должен «уро­нить» их.

• При попеременном произнесении звуков [т — д] между ними мо­жет вкрадываться гласный звук [ы] или близкий к нему звук — это говорит о нарушении речевого выдоха. Если заметите это, за­жмите ребенку ноздри, возможно, вы даже почувствуете «носо­вое» звучание. При правильном речевом выдохе между звуками может быть только некий неясный, как бы шепотный гласный звук, фактически просто звук выдуваемого воздуха.
3. ТРЕНИРОВКА ВЫДОХА В СЛОГАХ

При произнесении гласных звуков рот открывается и возникает дополнительное пространство для «распыления» воздушной струи.

Правильное произнесение:

Ребенок, поставив перед губами ладонь, должен произносить вслед за вами слоги [ты — ты], [ды — ды]. Ваша инструкция может быть такой: «гласный звук после согласного должен выдуваться изо рта прямо на ладонь». Пусть ребенок целится этим слогом, как из пи­столета себе в ладонь, он должен попасть в нее именно гласным звуком. Постепенно ладонь ото рта можно отодвигать подальше.

Ребенок должен подставить ладонь к подбородку, и гласный звук должен на нее «падать» («отлетел немного ото рта и упал»). Одно­временно с произнесением слога ребенок может качнуться вперед, «помогая ему упасть». Как «падение гласного звука» ребенок бу­дет ощущать на ладони выдох.

При выполнении этого упражнения ладонь должна находиться близко к губам, иначе ребенок не почувствует горячего выдоха.

На первых порах можно позволить ребенку при произнесении зву­ков

[т — д] немного высовывать изо рта язык.

Дальше нужно произносить слоги со звуком [а]. Звук [а] следу­ет произносить почти так же, как [ы], только губы приоткры­ваются немного шире. Будет получаться что-то среднее между [э] и [а]. Ребенок должен поочередно произносить слоги [ты — та], [ды — да].

Теперь нужно перейти к произношению слогов со звуком [э] — [ты — та — тэ; ды — да — дэ], — рот почти не открывается, глас­ный звук «попадает» точно в ладонь, воздух горячий.

Точно так же вы тренируйте слоги с гласными [о] и [у]. Следите, чтобы ребенок не сильно вытягивал губы. Полезно, чтобы при произнесении звука [у] добавлялся легкий призвук [в] (почти [дув]). Это будет происходить от трения воздуха о вытянутые губы.

Гласные звуки не нужно сильно тянуть. Как только звук «попал» на ладонь, его произнесение следует прекратить.

Признаки неправильного произнесения:

• Ребенок может начинать говорить в нос. В этом случае можно за­жать ему ноздри, чтобы он это почувствовал.

• При переходе на гласный звук ребенок может «втягивать» внутрь нижнюю челюсть — это один из способов «вернуть» свой нару­шенный речевой выдох. Пусть немного выдвигает нижнюю че­люсть вперед.

• Ребенок при переходе к гласному [а] может пытаться широко от­крыть рот — этого нельзя допускать.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ВЫДОХА

Правильное произнесение:

Теперь нужно перейти к естественному произнесению слогов. Кон­тролировать свой выдох ребенок должен только ощущением дви­жения воздуха на зубах и слегка — на губах. Можно дать ребенку такую инструкцию: «Вот ты до сих пор говорил, как будто выкла­дывал каждый слог на ладонь, а теперь просто, совершенно не стараясь, выпускай их изо рта и чувствуй, как они у тебя между зубами просачиваются».

В дальнейшем нужно перейти к произношению звуков [ф — в], если их произношение нарушено, их сейчас очень удобно поста


81


При произнесении звуков [ф — в] струя воздуха проходит между нижними зубами и верхней губой и ребенок должен чувствовать шуршание воздуха между губой и зубами.

Хорошо, если ребенок будет чувствовать щекотку на нижней губе (она особенно заметна при произнесении звука [в]), попросите его дуть так, чтоб было щекотно.

При произнесении глухого [ф] может появляться свистящий при­звук, при произнесении звонкого [в] — звенящий. Это нужно при­ветствовать.

Звуки [ф — в] можно тянуть. На фоне такого произнесения звука [в] нужно потренировать речевой выдох при различных изменени­ях модуляций голоса. Повторяя за вами ребенок должен повы­шать и понижать голос, усиливать его и ослаблять (это может быть попыткой имитировать звук летящего самолета). Воздушная струя при этом контролируется ладонью, чувством щекотки и ощу­щением проходящего сквозь верхние зубы воздуха.

В дальнейшем поработайте над слогами с этими звуками.

На этом работа над воздушной струей завершена, если ребенок правильно выговаривает звуки [с — з], потренируйте направление речевого выдоха и на фоне произнесения эткх звуков.

Если во время этих занятий вы заметите, что ребенок держится напряженно (поднимает плечи, широко открывает глаза и вообще име­ет избыточную мимику, втягивает голову в плечи, дышит верхней час­тью грудной клетки и т. п.), поработайте с ним над улучшением его общей подвижности (см. с. 33). Зажатость мышц препятствует форми­рованию нормального речевого выдоха и постановке звуков.

Исправление речевого слуха

Вы проверили речевой слух ребенка и выписали те пары звуков, которые он между собой путает. Теперь нужно научить его различать эти звуки.

Для работы над речевым слухом можно купить в книжном магазине в отделе логопедической литературы какое-нибудь пособие с речевым ма­териалом и картинками (оно также пригодится для автоматизации зву­ков). Ниже приводится примерный речевой материал, по аналогии с которым можно придумывать свой собственный. Работа над различени­ем звуков описывается на примере звуков [р — л].
В речевом материале не должно быть других сонорных звуков ([и], [л'], [р']).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Различение звуков в изолированном положении. Вы произносите различные звуки, среди которых встречаются звуки [р] и [л]: [л], [р], [з], [б], [м], [р] и т. д. Когда ребенок слышит звук [р] (в даль­нейшем — звук [л]), он должен поднять руку.

Различение звуков в слогах. Вы произносите слоги: [ра], [ды], [ло], [ну], [рэ], [зы] и т. д. Ребенок поднимает руку, когда слышит звук [р] (в дальнейшем — звук [л]). Мягкий и твердый звук это разные звуки, которые по-разному звучат и произносятся, поэто­му в слогах не должно попадаться мягких звуков [р'] и [л'].

Различение звуков в словах (в одном и том же слове не должно встречаться обоих звуков одновременно, в словах не должны по­падаться другие сонорные звуки).

в начале слова: рак, лук, работа, росток, лопата, ласточка (следите, чтобы не получалось чередования слов сначала с од­ним, потом с другим звуком, в этом случае ребенок перестанет обращать внимание на словесный материал, а начнет просто поднимать руку через слово);

в середине слова в положении между гласными: корова, моло­ток, сало, город, урок, колос;

в конце слова: вор, мел, комар, опал, гол, кадр, кошмар, вол. Имейте в виду, что парные звонкие согласные в конце слова оглушаются ([з] звучит как [с], [ж] — как [ш]), поэтому пы­таться различать их в этой позиции бессмысленно (слово воз звучит как вое, нож — как нош).

Ребенок поднимает руку, когда слышит звук [р] (в последующем — звук [л]).

Для детей младшего возраста нужно ограничиться упражнениями на различение звуков, стоящих в начале слова.

Различение звуков на фоне близких по звучанию звуков. В даль­нейшем вы включаете в речевой материал другие, близкие по зву­чанию звуки (в нашем примере — сонорные). Звуковые ряды в этом случае будут выглядеть так: [р], [д], [и], [б], [л], [с], [л'], [р], [н], [р'] и т. д. Слоги — [ма], [ро], [ды], [лы], [йа], [шу], [ли], [ра], [бо], [лю] и т. д. Примерные слова: рак, лодка, яма (звучит — йама), лист, лук, рис, лак, йод, рот и т. д. Аналогичным образом подби­райте слова, где звуки [р] и [л] находятся в середине и в конце слова.

работу над различением звуков в словах (в середине и в конце слова) можно совмещать с постановкой произношения этих звуков и их закреплением.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

• Сначала ребенок должен научиться различать далекие между собой по звучанию звуки (если он их, конечно, путает), потом — близкие.

• Звуки ребенок должен различать попарно (например: [с — ш], [с — з], [р — л] и т. п.).

• Вначале ребенок должен научиться различать между собой каж­дую пару звуков, на фоне далеких от них по звучанию звуков. Например, при работе над звуками [с] и [ш] в речевом материале на первых порах не должно попадаться никаких других свистя­щих или шипящих звуков. После того как ребенок научится безо­шибочно отличать друг от друга эти звуки, в задания нужно будет постепенно включать и другие шипящие и свистящие звуки.

• Сначала нужно научить ребенка различать звуки в изолирован­ном произношении, затем в слогах, затем в словах.

• Изолированный звук произносите четко, без присоединения к нему какого бы то ни было гласного звука. Например: [с] (а не [эс] или [сэ]; [р], (а не [эр] или [рэ]).

Улучшение подвижности речевых органов

При небольшом нарушении подвижности речевых мышц (легкая степень дизартрии) нужно выполнять только основной комплекс арти­куляционной гимнастики. При более серьезном нарушении подвижно­сти речевых мышц (дизартрия средней степени тяжести) — дополни­тельно комплексы упражнений, рассчитанные на постановку шипящих, свистящих и звука [р] (эти упражнения могут оказаться сложными для детей младшего возраста).

ОБЩИЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Названия упражнений носят игровой характер. Если какое-то из названий вашему ребенку не знакомо, замените его другим.

«Заборчик». Зубы в положении правильного прикуса, обнажив верхние и нижние зубы, не слишком широко улыбнуться губами. Со­хранять положение до пяти секунд.

Сохранять до пяти секунд:

«Заборчик — трубочка». Чередовать первое и второе упражнения. Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений одну секунду.

«Блинчик». Широкий, распластанный и неподвижный язык по­ложить передним краем на нижние зубы. Оставить в таком положении на пять секунд.

«Накажи непослушный язычок». Выполняется только при невоз­можности удержать позу предыдущего упражнения. Язык разместить так, как описано в четвертом упражнении и «пошлепать» его верхни­ми губами и зубами одновременно произнося при этом «пя — пя — пя». После этого оставить неподвижно лежать на нижних зубах, сколь­ко получится.

«Лопатка». Несильно высунуть широкий язык изо рта, располо­жив его между верхними и нижними зубами, при этом не прикусывая его. Сохранять положение пять секунд.

«Иголка». Округлый, острый язык несильно высунуть изо рта, не прикусывая его зубами. Сохранять положение до пяти секунд.

«Лопатка — иголка». Немного высунуть язык изо рта. Чередо­вать положения, описанные в двух предыдущих упражнениях. Ниж­няя челюсть неподвижна. Губы, насколько возможно, неподвижны, можно на первых порах придерживать их пальцами. Сохранять каж­дое положение около секунды.

«Маятник». Попеременно прикасаться округлым кончиком язы­ка то к правому, то к левому углу рта. Нижняя челюсть неподвижна. Губы в положении полуулыбки. Сохранять каждое из положений в те­чение одной секунды.

«Качели». Попеременно прикасаться кончиком языка то к осно­ванию верхних, то к основанию нижних резцов. Рот приоткрыт, как при произнесении звука [э]. Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.

«Маляр». Рот приоткрыт. Облизывать языком по кругу верхнюю, потом нижнюю губу, меняя направление движения. Нижняя челюсть Неподвижна.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [Р]

Перед выполнением каждого упражнения немного потренируйте речевой выдох на фоне звука [д]. При выполнении всех упражнений рот приоткрыт, а нижняя челюсть неподвижна. Необходимо следить за воздушной струей, она должна немного шуршать между языком и аль­веолами.

«Барабанщик». Ударяя кончиком языка о переднюю поверхность альвеол, звонко произносить звук [д]. Выстукивать, таким образом, различные мелодии. Как на барабане. Упражнение выполнять с голо­сом. Как можно быстрее. При этом может проскальзывать звук [р].

«Пулемет». Произносить звук [д] так же, как в предыдущем уп­ражнении, изображая, как строчит пулемет: [д — д — д]. Произносить с силой, на одном выдохе, с голосом.

«Трещотка». Кончиком языка, прикасаясь к альвеолам, совершать очень быстрые движения вперед-назад, не отрывая языка от альвеол. Упражнение выполняется с голосом. После этого точно так же совер­шать движения вправо-влево. При выполнении упражнения слышится нечеткий звук [р]. Поэтому, если ваш ребенок произносит грассирую­щий звук [р], это упражнение ему нужно демонстрировать без голоса, иначе услышав похожий на [р] звук, он включит свое произношение. Скажите ему, что вы показываете ему выполнение упражнения без го­лоса, а он должен будет делать его с голосом.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

«Желобок». Несильно высунуть широкий язык изо рта. Боковые края сильно загнуть вверх, чтобы образовался желобок. Подуть в него. При выполнении этого упражнения нужно помогать языку губами. Вытягивать их вперед, сворачивая ими язык.

«Фокус». На кончик носа положить кусочек ваты. Язык сильно высунуть изо рта, загнув его кончик вверх так, чтобы выдуваемая струя воздуха направлялась к носу. Сдуть ватку. Рот открыт ровно настоль­ко, чтобы между зубами мог поместиться язык.

«Футбол» Ватный шарик, лежащий на столе, «загоняя» его в «ворота», ватка при этом изображает мяч. Воздушная струя проходит по желобку, по средней линии языка. Вначале допускается, чтобы верхняя губа касалась языка, это облегча­ет фокусировку воздушной струи, в дальнейшем язык должен соприка­саться только с верхними зубами. Губы находятся в полуулыбке. При выполнении этого упражнения слышится свистящий звук, более или менее напоминающий [с].
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

«Варенье». Рот приоткрыт. Широким языком облизывать верх­нюю губу в направлении сверху вниз, как бы слизывая варенье.

«Чашечка». Рот приоткрыт. Несильно высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, слегка загнув вверх боковые края и кон­чик языка. Язык должен быть на уровне верхней губы. Такую форму язык принимает при произнесении звука [ш].


ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

• Артикуляционную гимнастику нужно разучивать перед зеркалом. Ребенок должен копировать ваши движения. В дальнейшем, ког­да порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать.

• Артикуляционная гимнастика выполняется не для того, чтобы «на­качать» речевые мышцы, а для того, чтобы развить их подвиж­ность и гибкость, повысить точность движений. Поэтому при ее выполнении не нужно прилагать лишние мышечные усилия, ут­рировать позы. Просите ребенка, чтобы все движения он совер­шал «мягким» языком и «нежными» губами.

• При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребен­ка работали только те мышцы, которые необходимы для соверше­ния движения. Ребенок не должен делать лишних движений — округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные дви­жения другими речевыми мышцами.

• Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут со­вершенствоваться.

• Когда какое-то упражнение совершается на выдохе, следите, что­бы этот выдох был направлен в самые зубы.

• Каждое упражнение нужно повторять не более пяти раз.


81.



перейти в каталог файлов


связь с админом