Главная страница

История Древнего мира 5 класс. Поурочные разработки к учебникам а. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой и ф. А. Михайловского подробные поурочные планы содержат весь необходимый материал для проведения полноценных уроков по истории Древнего мира в 5 класс


Скачать 1,52 Mb.
НазваниеПоурочные разработки к учебникам а. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой и ф. А. Михайловского подробные поурочные планы содержат весь необходимый материал для проведения полноценных уроков по истории Древнего мира в 5 класс
АнкорИстория Древнего мира 5 класс.docx
Дата15.09.2017
Размер1,52 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория Древнего мира 5 класс.docx
ТипДокументы
#18290
страница1 из 17
Каталогid182268485

С этим файлом связано 80 файл(ов). Среди них: EGE_2018_Istoria_Tipovye_testovye_zadania.pdf, KVN_metodika_provedenija_i_scenariji.pdf, 8_Pravo_Konspekt_Universalnogo_spravochnika_p.pdf, Reshenie_slozhnykh_zadaniy_po_obschestvoznaniyu.pdf, 5_Ekonomicheskaya_sfera_zhizni_obschestva_Konsp.pdf, Rezultaty_O-O_2018.xlsx, Detskie_obrazovatelnye_programmy.pdf и ещё 70 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКАМ А.А. ВИГАСИНА, Г.И. ГОДЕРА, И.С. СВЕНЦИЦКОЙ И Ф.А. МИХАЙЛОВСКОГО



Подробные поурочные планы содержат весь необходимый материал для проведения полноценных уроков по истории Древнего мира в 5 классе общеобразовательных школ, рассчитаны на преподавателей, работающих по учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение), Ф.А. Михайловского (М.: Русское слово). Пособие полностью автономно, содержит различные дополнительные материалы для учителя, большое количество игровых заданий. Издание дополнено новыми вариантами проведения уроков, выдержками из исторических документов. Книга будет полезна как начинающим преподавателям, так и педагогам со стажем.

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКАМ А.А. ВИГАСИНА, Г.И. ГОДЕРА, И.С. СВЕНЦИЦКОЙ И Ф.А. МИХАЙЛОВСКОГО

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел I. Жизнь первобытных людей (8 ч)

  1. Введение в историю Древнего мира.

  2. Древнейшие люди.

  3. Родовые общины охотников и собирателей.

  4. Возникновение искусства и ре­лигиозных верований.

  5. Возникновение земледелия и скотоводства.

  6. Появление неравенства и знати.

  7. Счет лет в истории.

Раздел И. Древний Восток (20 ч)

  1. Государство на берегах Нила.

  2. Как жили земледельцы и ремес­ленники в Египте.

  3. Жизнь египетского вельможи.

  4. Военные походы фараонов.

  5. Религия древних египтян.

  6. Культура Древнего Египта.

  7. Древнее Двуречье.

  8. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

  9. Финикийские мореплаватели.

  10. Библейские сказания.

  11. Царство Давида и Соломона.

  12. Ассирийская держава.

  13. Персидская держава «Царя ца­рей».

  14. Природа и люди Древней Индии.

  15. Индийские касты.

  16. Китайский мудрец Конфуций.

  17. Первый властелин единого Китая.

Раздел III. Древняя Греция (21 ч)

  1. Греки и критяне.

  2. Микены и Троя.

  3. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

  4. Религия древних греков.

  5. Земледельцы Аттики теря­ют землю и свободу.

  6. Зарождение демократии в Афинах.

  7. Древняя Спарта.

  8. Основание греческих колоний.

  9. Олимпийские игры в древ­ности.

  10. Победа греков над персами в Марафонской битве.

  11. Нашествие персидских войск на Элладу.

  12. В гаванях афинского порта Пирей.

  13. В городе богини Афины.

  14. Культура Древней Греции.

  15. Афинская де­мократия при Перикле.

  16. Города Эллады подчиняются Македонии.

  17. Поход Александра Македонского на Восток.

  18. В древней Александ­рии Египетской.

  19. Путешествие по Древней Греции.

Раздел IV. Древний Рим (18 ч)

  1. Древнейший Рим.

  2. Завоевание Римом Италии.

  3. Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н. э.).

  4. Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II в. до н. э.

  5. Рабство в Древнем Риме.

  6. Земельный закон братьев Гракхов.

  7. Восстание Спартака.

  8. Еди­новластие Цезаря.

  9. Установление империи в Риме.

  10. Соседи Римской империи в первые века нашей эры.

  11. В Риме при императоре Нероне.

  12. Первые христиане и их учение.

  13. Жизнь в Римской империи.

  14. Римская империя при Диоклетиане и Константине.

  15. Взятие Рима готами.

  16. Семь чудес света.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Урок 1. Введение в историю Древнего мира

Цели: заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить усвое­ние понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»; содействовать пониманию того, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

Оборудование: карта мира, учебник Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. «История Древнего мира» или Михайловско­го Ф.А. «История Древнего мира».

Информация для учителя

Памятка при работе с исторической картой

  • Приступая к работе с картой, необходимо ознакомиться с ее условными обозначениями, с так называемой легендой - таб­личкой у края карты. Она является важной опорой в дейст­виях с картой. Для того чтобы заставить карту заговорить, рассмотрите представленные в легенде условные знаки, рас­краску и прочитайте подписи. После этого вы легко найдете на карте то, что вам нужно. Она расскажет вам о границах государства, о национальном составе населения, о городах, народных движениях, о крупнейших сражениях в ходе войны, о партизанских движениях и т. д.

  • Обратите внимание на условность знаков и их несоразмер­ность с масштабом карты. Например, один-два всадника обозначают целое войско, скрещенные мечи - важнейшие события.

  • При работе с исторической картой вы можете опереться на знания по картографии, приобретенные на уроках природо­ведения и географии; карта как изображение земной поверх­ности Земли; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики страны и т. д.

  • От класса к классу карты становятся более сложными, насы­щенными условными обозначениями, и работа с ними услож­няется.

  • Показывать географические и исторические объекты по на­стенной карте нужно стоя с правой стороны.

  • Для лучшего понимания и запоминания расположения гео­графических и исторических объектов на карте работу надо организовать так, чтобы показ велся и по современной поли­тической карте мира, и по исторической карте.

Ход урока

I. Организационный момент И. Изучение новой темы

План

    1. Что изучает история Древнего мира?

    2. Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

источник, история, Всеобщая история.

      1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Задание: выяснить фамилии авторов учебника, название учеб­ника, название его глав.

      1. Рассказ учителя.

Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Алек­сандр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив п от учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

      1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина, с. 6-7 учебника Михайловского).

      2. Беседа по прочитанному.

  • Что еще дает информацию ученым о жизни людей в про­шлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаме­нитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

Как называется наука, изучающая вещественные памятники

истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?

    1. Рассказ учителя.

Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается слу­чайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном раз­мыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэро­фотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места рим­ских военных лагерей в Сирийской пустыне... Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем сни­мают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раско­пы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.

    1. Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях).

Археология - наука, изучающая историю по вещественным ос­таткам древних людей.

Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

      1. Закрепление изученного материала

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их соз­дали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

  • Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

  • Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

  • Что изучает история? (История - это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем зна­комиться с тем, как жили древнейшие люди.)

    1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина или на с. 5-7 учебника Михайловского; подготовить развер­нутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.

Дополнительный материал

Как находят археологические памятники

В окрестностях села Тарасово, в 30 км от Сарапула, на берегу реки Камы, на высокой горе нефтяники пробурили скважину и от нее через весь мыс проложили траншею под нефтепровод. Один из рабочих, копавших траншею, обратил внимание на странные зеленые предметы, которые он выбросил вместе с землей из траншеи, и человеческие кости черепа, ног, таза, валявшиеся кое-где без всякого порядка. Оказавшись человеком любознательным, он не поленился и позвонил в Сарапуль- ский музей. Коля срочно направился в Тарасово. Стояла глубокая осень, слякоть, грязь, но дождь в какой-то степени и помог - обнажил выброшенные кости и вещи, раскиданные фактически по всей длине траншеи. Все, что мог, он собрал, запаковал и привез.

Да, сомнений нет, это могильник. Судя по материалу, чегандинско- мазунинского времени.

Замечательное открытие!

Голдина Р.Д. Силуэты растаявших веков. Ижевск,

1996. С. 127-128.

Урок 2. Древнейшие люди

Цели: подвести учащихся к пониманию того, что способность грудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравни­тельно с остальными животным миром положение, помогла выжить; продолжить формирование умений пересказывать содержание тек­ста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрация­ми; правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из ка­бинета биологии). *

Ход урока

I. Организационный момент

Информация для учителя

Поскольку в курсе истории Древнего мира учитель продолжает работу над формированием у учащихся умений грамотно и красиво говорить, то на каждом уроке целесообразно просить учащихся давать развернутые, подробные ответы по одному или двум глав­ным вопросам домашнего задания перед своими одноклассниками. Для более качественной подготовки этого задания учитель может готовить специальную карточку, в которой будет сформулирован сам вопрос и дан подробный план ответа на него. Вопрос задается всему классу, а готовиться к нему и отвечать будет кто-то один из учащихся. Озвучив задание, необходимо дать время ученику для подготовки его. Пока готовится ученик, учитель с классом органи­зует другие формы проверки домашнего задания.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»

      1. Подготовка устного ответа по карточке № 1.




КАРТОЧКА № 1

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают

о жизни людей в далеком прошлом?»

Для этого вспомни:

  • Кого называют археологами?

  • Как работают археологи?

  • Как находят археологические памятники?

  • Что называют историческим источником?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Для того чтобы узнать, как жили люди в далеком прошлом, нужно ис- I юльзовать находки археологов. Археологи - это ученые, которые восста­навливают историю по вещественным памятникам. Прежде чем выехать на раскопки, они изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем они проводят разведку этой местности. После этого они начинают раскопки. Они копают лопатами, снимая тонкие слои земли. Собранный материал обрабатывают и изучают. Находки археологов - это и есть вещественные памятники истории или исторические источники.

    1. Фронтальная беседа с классом по вопросам.

  • Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая ис­тория». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей.)

  • Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.)

  • Что изучает история Древнего мира? (История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)

  1. Развернутый ответ учащегося по карточке № 1, проверка вы­полнения задания № 1 в рабочих тетрадях.

    1. Переход к новой теме

Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других истори­ческих источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.

  • Как жили древнейшие люди?

    1. Изучение новой темы

План

      1. Облик далеких предков.

      2. Первое орудие труда.

      3. Охота и овладение огнем.

На доске: тема урока, новые слова: орудия труда, человеческое

стадо, палка-копалка, рубило.

        1. Рассказ учителя.

Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вы­мерших обезьян, кости которых находят в земле).

        1. Работа по карте (с. 7 Вигасина или с. 15 Михайловского).

  • Где жили древнейшие люди? (В Восточной и Северо- восточной Африке, Евразии кроме ее северной части.)

  • Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Авст­ралии.)

  • Как вы думаете почему? (Люди в те далекие времена могли жить только в теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)

        1. Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника.

Задание: рассмотрите рисунки (с. 8 Вигасина или с. 13 Михай­ловского) и опишите облик древнейших людей.

        1. Беседа по вопросам.

  • Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древ­нейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза. Этот человек неумел еще говорить.) *

  • Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением из­готовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)

  • Что называется орудием труда? (Орудие труда - это то, чем человек работает.)

(Это определение дается учителем и записывается на доске, детьми - в тетради.)

  • Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех, вырубать с помощью камня дубины, от­тачивать палки-копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападения хищников...)

        1. Работа с текстом учебника (с. 9 Вигасина или с. 18-19 Ми­хайловского).

Задание: выяснить, как охотились древнейшие люди.

        1. Работа с новыми терминами.

Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.

        1. Рассказ учителя.

Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Выслушать доводы детей. Попросить детей потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?» Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг о друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь... Но этому человек научится еще нескоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное...

        1. Работа с художественной литературой.

Зачитать отрывок из книги Д'Эрвильи «Приключение доистори­ческого мальчика». Остановить прочтение на одном из интересных мест и попросить рассказать продолжение на следующем уроке. Такой прием часто является стимулом для работы с дополнительны­ми источниками информации. Например, цитата из вышеуказанной книги.

«.. .Крек рассказал все, что с ними случилось, почему они не могли вовремя вернуться в пещеру. Он пробовал разжалобить стариков.

  • Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, - задыхаясь, за­кончил мальчик свой рассказ, - и только потом я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения.

  • Огонь умер... - проворчал один начальник. - И пусть он будет отомщен.

Крек и Ожо растерянно озирались кругом. Дикие крики, взывавшие о мести, становились все громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость.

Старейший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и...»

  1. Закрепление изученного материала

    1. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 2 (с. 3).

    2. Впишите недостающие слова.

  • Древнейшие люди жили на Земле более... лет назад. (Двух миллионов лет назад.)

  • Главным отличием древнейших людей от животных было... (умение трудиться).

  • Древнейшими орудиями труда были.*. (камень, палка- копалка).

  • У древнейших людей было два главных способа добывания пищи... (собирательство, охота).

  1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 1 Вигасина или § 1 Михайлов­ского; подготовить развернутый ответ по вопросу: «Как жили древнейшие люди?»; знать определение понятий «орудия труда» и «человеческое стадо»; подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?

Дополнительный материал

В ходе своего формирования человечество прошло три этапа. Пер­вый этап развития ископаемых предков человека представлен авст­ралопитеками, ископаемые остатки которых впервые были найдены в Южной Америке, почему они и получили название южных обезьян (от лат. australis - южный и греч. pitekos - обезьяна).

Ростом австралопитеки были примерно с современного шимпан­зе, передвигались на двух ногах, причем их походка уже полностью сбалансирована. От человекообразных обезьян австралопитеки от­личались и строением кисти руки: у них большой палец был развит сильнее и противопоставлялся, как у человека, остальным пальцам. И, наконец, главное отличие австралопитеков заключалось в их трудо­вой деятельности и изготовлении орудий труда. В качестве материала они использовали кости животных, дерево и камень. Дошедшие до нас древнейшие орудия из камня - грубые желваки с режущим краем. Второй этап становления человечества - эпоха питекантропов (от греч. pitekos - обезьяна и anthropos - человек). Объем мозга у них достигает до 1 ООО см3 (у австралопитеков он равен 600-650 см3). С увеличением объема мозга и развитием его лобных долей уменьшилась покатость лба и надбровных дуг. Орудия труда питекантропов отличались большим разнообразием. Они научились делать ручное рубило, разнообразные скребки, грубые рубящие орудия с одним рабочим краем. С такими орудиями питекантропы могли загонять крупных животных. Они уже могли пользоваться огнем. Третий этап связан с неандертальцами (от названия долины Неандерталь в Германии). Первые неандертальцы помнились, по-видимому, 250-300 тыс. лет назад, и по своему строению

они уже напоминали современного человека. Набор каменных орудий неандертальцев стал еще более разнообразным. Появились остроконеч­ники, проколки, острия. Материалом служили дерево, кости крупных животных и шкуры. Шкуры употреблялись и в качестве примитивной одежды для защиты от холода.

Рассмотренные три стадии становления человечества предшест­вовали появлению людей современного типа (кроманьонцев), с кото­рыми заканчивается процесс становления человечества и начинается подлинная человеческая история.

Энциклопедический словарь юного историка.

М., 1994. С. 386-387.

Урок 3. Родовые общины охотников и собирателей

Цели: подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей; продолжить формиро­вание умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека.

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из ка­бинета биологии).

Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Древнейшие люди»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 2.

КАРТОЧКА № 2

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние люди?»

Для этого вспомни:

  • Когда появились на Земле первобытные люди?

  • Где жили древние люди?

  • Как выглядели первобытные люди? (Сравни с обликом совре­менного человека.)

  • Чем отличались древние люди от животных?

  • Какие занятия существовали у первобытных людей?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Древнейшие люди появились на Земле около 2 млн лет назад, в Северо-восточной и Восточной Африке. Они были похожи на обезьян,

но в отличие от них умели изготавливать примитивные орудия труда. Кроме того, они занимались собирательством и охотой. Благодаря уме­нию трудиться древние люди смогли выжить.

    1. Творческая работа (2 ученика).

Представьте, что на «машине времени» вы перенеслись в период первобытности. Опишите глазами очевидцев охоту древних людей. Свои ощущения при этом. Рассказ начните словами: «Мы стояли на пригорке. Было тихо. Как вдруг раздался дикий рев...»

    1. Индивидуальная работа (5 человек). Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».

...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несча­стьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель.

  • Что давал огонь первобытным людям?

  • Как они его сохраняли?

  • Почему потеря огня считалась несчастьем?

  1. Работа с классом. Проверка знания терминов.

  • Дайте определение понятий «Всемирная история», «истори­ческий источник», «человеческое стадо», «орудия труда».

  1. Развернутый ответ учащегося по карточке № 2.

    1. Переход к изучению новой темы

Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличивался его мозг. Воз­никла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник - огромный слой льда толщиной около двух километров.

  • Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях?

    1. Изучение новой темы % План

      1. Жизнь в суровых климатических условиях.

      2. Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.

      3. Родовая община.

На доске: тема урока, новые слова: остроконечник, гарпун, ро­довая община.

        1. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитать пп. 1 и 2 § 2 на с. 11-12 Вигасина, п. 3 § 2 на с. 17-18

Михайловского.

  • Что помогло первобытным людям выжить морозными зи­мами? (Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; при- думали новые охотничьи орудия: копье с каменным нако­нечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.)

    1. Работа с иллюстрациями учебника.

  • Опишите по рис. 3 на с. 12 учебника Вигасина охоту на ди­ких козлов. В чем ее трудности и опасности? (Горные козлы более мелкие животные, в них сложнее попасть, их труднее поймать. Поэтому нужно было придумать какое-то новое оружие.)

  1. Сообщение учащегося (в объеме учебника).

И такое оружие человек придумал! Он давно заметил, что согну­тое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свой­ством деревьев помогло сделать величайшее изобретение - охот­ничий лук и стрелы. Это произошло примерно тринадцать тысяч лет назад. Теперь с расстояния сотни шагов охотник мог поразить животное и даже птицу.

  1. Рассказ учителя.

Выжить в суровых условиях человеческий коллектив мог, если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых... Такой коллектив стадом не назо­вешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры - родственники (родичи), свои. Они помогают друг другу во всем. Почему община? Потому, что все делали сооб­ща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество.

Термин «родовая община» записывается учителем на доске, детьми - в тетрадях.

Родовая община - коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хо­зяйство.

ВАРИАНТ ИГРОВОГО УРОКА

Для проведения игрового урока учителю следует попросить уче­ников предварительно прочитать параграф. Класс должен составить логическую цепочку, предполагающую установление причинно- следственных связей. В начале урока учитель предлагает началь­ное и конечное звенья этой цепи. В данном случае это - леднико­вый период... родовая община. Соответственно учащиеся должны восполнить пробелы. На решение этой задачи у них должно быть 10 минут.

Ответ: Ледниковый период - резкое похолодание - необходи­мость использовать более сложные орудия труда, «приручение» огня человеком - человек становится охотником - потребность в помощи окружающих - родовая община.

Более детальная, логически обоснованная цепочка должна по­ощряться учителем.

Ученики должны предлагать свои варианты и их обоснование. Авторы наиболее длинных и вместе с тем подтвержденных аргу­ментами цепочек должны получить оценку пять.

    1. Закрепление изученного материала

- Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях? (Освоение огня, пещер, строительство новых жи­лищ, изобретение новых орудий труда: гарпун, лук, стрелы, копье с костным наконечником; более тесное объединение людей в родовые общины.)

    1. Подведение итогов урока

Вариант урока 3. Родовые общины охотников и собирателей (урок-игра)

Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.

      1. Игра

Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе назна­чается капитан. Дается задание написать коллективное сочинение от нашего современника «В родовой общине». При этом ученики должны попытаться понять, чем родовая община отличатся от со- нременного общества. На задание дается 25 минут.

Затем капитаны команд и учитель составляют жюри, которое заслушивает сочинения и выставляет баллы. Членам команды, на­бравшей больше всего баллов, ставится оценка «пять».

      1. Подведение итогов урока

В конце урока учитель напоминает учащимся, что охота и со­бирательство были самыми древними занятиями человека. Переход к земледелию и скотоводству стал настоящей революцией в орга­низации древнего общества.

Домашнее задание: прочитать § 2 Вигасина или § 2 Михайловско­го; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что помогло

первобытным людям выжить в новых природных условиях?»;

рабочая тетрадь (вып. 1), задания № 3 и 4 (письменно).

Урок 4. Возникновение искусства и религиозных верований

Цели: обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления; продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.

Оборудование: карта мира, учебник, рабочие тетради, памятка с алгоритмом решения познавательных задач.

Информация для учителя

Для развития логического мышления учащихся на уроках исто­рии можно применять решение познавательных задач. Как показы­вает опыт работы, учащиеся с удовольствием берутся за их решение. Рассуждают, высказывают довольно аргументированно свою точку зрения, спорят друг с другом. Но добиться такого эффекта можно лишь тогда, когда дети научены решать такие задачи. Поэтому учи­телю целесообразно начинать эту работу с первых уроков, поэтапно, начиная с простых и переходя к более сложным задачам, соблюдая алгоритм их решения.

Алгоритм решения творческих задач

        1. Внимательно прочитай условие задачи и вопрос к ней.

        2. Выдели из текста задачи, что дано (географический объект, исторический объект, исторический деятель, дата, истори­ческий факт).

        3. Начни обдумывать эти данные (слово за словом, строку за строкой) и определи, что они делают для ответа на вопрос.

        4. Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.

        5. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению.

        6. Обязательно докажи свое решение.

        7. Проверь, является ли твое решение ответом по существу во­проса задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не от­носящегося к вопросу задачи.

Ход урока

          1. Организационный момент

          2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Родовые общины охотников и собирателей»

            1. Подготовка устного ответа по карточке № 3.

КАРТОЧКА № 3

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобыт­ным людям выжить в новых природных условиях?»

Для этого вспомни:

  • Какие природные изменения произошли на Земле примерно

100 тыс. лет назад?

  • Как изменился животный мир?

  • Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

  • Что называется родовой общиной?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Примерно 100 тыс. лет назад на Земле произошло сильное похо­лодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть землянки, освоил пещеры, начал шить одеж­ду. Животный мир изменился тоже. Появились более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т. е. коллективами родственников, имеющих все общее.

    1. Решение творческих задач с классом.

Задача 1. В гроте Тешик-Таш во время археологических раско­пок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тыс. обломков костей животных. Из общего количества костей удалось устано­вить принадлежность 938. Из них лошади - 2, медведя - 2, горного козла - 767, леопарда - 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш. (Охота.)

Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих археологических данных?» (Люди занима­лись охотой, ловили больше горных козлов, меньше - лошадей, мед­ведей и леопардов.)

Задача 2. Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие - на стоянки людей каменного иска? (Первый признак стоянки древнего человека - следы костра, обломки хорошо обработанных каменных орудий (у обезьянолю­дей -расколотая галька).)

    1. Развернутый ответ учащегося по карточке № 3.

      1. Переход к изучению новой темы

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяс­нять явления природы. На помощь приходит религия.

  • Что такое религия? Почему она появилась?

    1. Изучение новой темы

План

      1. Причины появления религии.

      2. Появление искусства.

На доске: тема урока, новые слова: Саутуола, Алътамира, ре­лигия, искусство.

        1. Рассказ учителя.

Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, ко­торое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успе­ха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии, сделанные в наши дни (см. с. 20, учебник Вигасина). Люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят и в них самих. Например, почему человек видит сны? Люди пове­рили в то, что у человека есть душа. Если человек спит - душа его встречается с душами других людей.

        1. Работа с дополнительной литературой.

.. .Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и доволь­но богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями - гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплек­сами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, на­конечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное...

Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен.

Ижевск, 1996. С. 131, 134.

        1. Беседа по вопросам к тексту.

  • Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы по­лучить вещественные памятники, а значит, информацию.)

  • Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам.)

  • Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в стране мертвых, верили в загробную жизнь.)

  • Так что же называется религией?

    1. Работа над новым понятием.

Религия - это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение ему.

Запись делается на доске, учащимися - в тетради.

    1. Самостоятельная работа с текстом учебника. Прочитать п. 1 § 3 на с. 15 Вигасина или п. 1 § 3 на с. 21 Ми­хайловского.

  • О чем свидетельствуют найденные рисунки на стенах пещер? (О зарождении искусства.)

  1. Работа в тетрадях.

Искусство - творческое отражение действительности.

    1. Закрепление изученного материала

      1. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 9 (с. 11).

      2. Каким словом можно заменить следующие выражения:

  • Вера в богов и духов - ... (религия).

  • Изображения почитаемых богов и духов - ... (живопись).

  • Подарки богам и духам - ... (жертвоприношение).

  • Поражение копьями нарисованного животного - ... (колдов­ской обряд).

  • Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей - ... (оборотни).

  1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 3 Вигасина или § 3 Михайловско­го; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появи­лась религия и искусство?», уметь объяснять эти понятия; устно задание № 4 (с. 18) Вигасина; подготовить сообщение по теме «Как возникло скотоводство».

Дополнительный материал

В искусстве палеолита изображений человека сравнительно мало. все-таки они встречаются. В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин - «палеолитические Венеры», как их шутя называют. I) этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство, и примитивность. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица - лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера» с ее и вздутым животом, громадными мешками грудей - сосуд плодородия, и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они и поражаются в искусстве палеолита. Любопытный парадокс искусст­ва: отношение к человеку - преимущественно животное, в отношении к зверю - больше человечности. В изображении зверей уже заметно, как сквозь глубокую кору инстинктивных, элементарных чувств просвечи­вали и прорывались «разумные эмоции» существ, начинавших мыслить и чувствовать по-человечески. Тут не просто отношение к зверю как к до­быче, источнику питания - тут восхищение его силой, восторг перед ним, почтение к нему как покровителю рода и существу высшему. А как мно­гозначительна, например, такая «жанровая» сцена, начертанная на скале в Алжире: слониха хоботом загораживает своего слоненка от нападения львицы. Здесь уже сочувствие, сопереживание, какая-то эмоциональная просветленность взгляда. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего

мира. М., 1989. С. 15.

Урок 5. Возникновение земледелия и скотоводства

Цели: подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, которые приве­ли к созданию надежных источников питания людей; продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, переска­зывать содержание учебника, описывать факты (орудия труда, ус­ловия жизни, способы охоты).

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира.

Ход урока
    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

      перейти в каталог файлов
связь с админом