Главная страница
qrcode

Кому и когда при проведении проверки клиники можно показывать карты. Правовой ликбез Кому и когда при проведении проверки клиники можно показывать живые карты пациентов


Скачать 124,52 Kb.
НазваниеПравовой ликбез Кому и когда при проведении проверки клиники можно показывать живые карты пациентов
АнкорКому и когда при проведении проверки клиники можно показывать карты.pdf
Дата05.02.2017
Размер124,52 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKomu_i_kogda_pri_provedenii_proverki_kliniki_mozhno_pokazyvat_ka
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#12907
Каталог

Правовой ликбез
Кому и когда при проведении проверки клиники можно показывать
«живые» карты пациентов?
Медицинская карта стоматологического больного содержит два типа сведений, доступ к которым должен быть ограничен в соответствии с требованиями законов:
1)
Врачебная тайна
2)
Персональные данные пациента
Часто при проведении проверок представители контролирующих органов просят руководителей клиник предоставить доступ к медицинским картам реальных пациентов.
Давайте попробуем разобраться, правомерно ли такое требование и имеют ли право клиники раскрывать контролирующим органам информацию из медицинской документации, содержащую врачебную тайну и персональные данные пациентов.
Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" №323-
ФЗ в пункте 4 Главы 2 статьи 13 дает право предоставлять сведения, составляющие врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим
Федеральным законом (подпункт №10).
Т.е. контролирующие организации, целью проведения проверок которых является контроль качества и безопасности медицинской деятельности, имеют ПОЛНОЕ ПРАВО знакомиться с врачебной тайной, а значит могут требовать для проверки «живые» карты пациентов, проходивших лечения в клинике.
Если целью проверки является иное, то проверяющие НЕ ИМЕЮТ ПРАВА доступа к врачебной тайне в соответствии с тем же Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Отмечу, что права и обязанности как проверяющих, так и проверяемых подробно описаны в Административных регламентах по государственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности. На сегодняшний день их всего четыре:
Приказ Минздрава России от 23.01.2015 № 12н
«Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок применения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи»
Приказ Минздрава России от 23.01.2015 № 13н
«Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по проведению проверок организации и осуществления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, осуществления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья граждан, а также осуществляющими медицинскую деятельность организациями и
индивидуальными предпринимателями внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности»
Приказ Минздрава России от 23.01.2015 № 14н
«Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности»
Приказ Минздрава России от 26.01.2015 № 19н
«Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья»
Приказ Минздрава России от 26.01.2015 № 20н
«Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований»
Итак, подводя предварительный итог, в полном соответствии с 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проверяющие при осуществлении контроля качества и безопасности медицинской деятельности ИМЕЮТ ПРАВО проверять медицинские карты.
Но…
Как мы выяснили ранее, есть еще один закон, ограничивающий доступ к медицинским картам – это ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О ПЕРСОНАЛЬНЫХ
ДАННЫХ".
ФЗ «О персональных данных» прямым текстом ЗАПРЕЩАЕТ доступ без согласия гражданина к его персональным данным. Более того, информацию о состоянии здоровья закон относит к СПЕЦИАЛЬНОЙ категории персональных данных.
Проверка медицинских карт ЗАПРЕЩЕНА пунктом 1 статьи 10 ФЗ «О персональных данных»
Статья 10. Специальные категории персональных данных
1.
Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В пункте 2 нет разрешающих обработку пунктов, которые можно было бы приравнять
к целям осуществления контроля качества и безопасности медицинской
деятельности:

2. Обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:
1) субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
2) персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
2.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;
2.2) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 января 2002 года N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения";
2.3) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством
Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
3) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
4) обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
5) обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством
Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
6) обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
7) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством
Российской Федерации;
8) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством;
9) обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственными органами, муниципальными органами или организациями в целях устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
4. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась обработка, если иное не установлено федеральным законом.

При подписании согласия пациента на обработку его персональных данных перед началом лечения, согласно пункту 2 статьи 10 ФР «О персональных данных» пациент дает согласие на то, что обработка его персональных данных осуществляется клиникой в медико- профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
На проверяющие органы это согласие НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ. Пациент дает согласие на обработку ПД только клинике.
Вывод, который можно сделать:
Если пациент ПИСЬМЕННО не давал согласия на разглашения своих персональных данных третьим лицам, не имеющим отношения к оказанию медицинских услуг, ссылаясь на ФЗ «О персональных данных» можно не предоставлять к проверке медицинские карты реальных пациентов клиники, если пациент не дал письменно такого согласия. В противном случае клиника нарушает ФЗ «О персональных данных» и несет за это ответственность по закону. И клиника будет нести ее, если пациент заявит об этом.
КоАП, Статья 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)
Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) – влечет
- предупреждение или
- наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей;
- на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей;
- на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Но дело даже не в ответственности, а в запрете на распространение персональных данных пациента как таковом.
Еще один важный момент: персональные данные содержатся не только в медицинских картах, но также в протоколах заседаний врачебных комиссий, журналах учета лучевых дох пациентов, в очень многих других медицинских документах.
Итак, подведем итоги.
Согласно ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» клиника имеет право предоставить медицинские карты для проверки при осуществлении контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Согласно ФЗ «О персональных данных» клиника НЕ ИМЕЕТ ПРАВА РАЗГЛАШАТЬ персональные данные своих пациентов без их письменного согласия.
Никакой из этих федеральных законов не имеет преимущественного положения перед другим.
Оба имеют равную юридическую силу.
Предоставлять или нет проверяющим органам при таком законодательном противоречии медицинские карты своих пациентов – решать Вам, уважаемые руководители.
Хотите предоставить – имеете право, с оговоркой на ответственность за их незаконное распространение по закону «О персональных данных».
Отказываетесь предоставить – тоже имеете право.

Главное, что Вы должны знать - это свои права и обязанности с точки зрения медицинского права и умело применять их сообразно конкретной сложившейся ситуации - в свою пользу.
Владислав Аносов.
Эксперт по медицинскому праву в стоматологии.

перейти в каталог файлов


связь с админом