Главная страница
qrcode

Проблемы гармонизации отношений в сферах культуры иобразования


Скачать 27.48 Kb.
НазваниеПроблемы гармонизации отношений в сферах культуры иобразования
Дата19.05.2020
Размер27.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаosobennosti-formirovaniya-etnicheskogo-soznaniya-podrostkov.docx
ТипДокументы
#87192
Каталог

Позитивные характеристики

Родители

Дети

Негативные характеристики

Родители

Дети

1. Гостеприимство

90

80

1. Неряшливость

70

10

2. Доброта

80

90

2. Беспечность

80

70

3. Общительность

70

90

3. Хвастливость

80

40

4. Деловитость

50

80


5. Ум

80

90


6. Щедрость

60

50


7. Аккуратность

40

50





Эмпирические данные показали, что в гетеростереотипе казахов и русских пре- обладают позитивные оценки.

Например, подростки казахской наци- ональности отмечают у русских трудо- любие (60 %), общительность (90 %), ве-

селый нрав (90 %), но одновременно от- мечают негативные – пристрастие к ал- коголю (80 %). А подростки, принад- лежащие к русско-язычной культуре, в свою очередь выделили, что казахам присущи следующие качества: гостепри-

имство (80 %), общительность (90 %), до- броту (90 %), но в тоже время отмети- ли и такие характеристики: беспечность (70 %), хвастливость (40 %).

Известная критичность ответов не влияет на позитивную оценку в целом и свидетельствует о высоком уровне толе- рантности детей к русским и казахам.

Сравнительный анализ показал, что в основном гетеростереотипы у родителей и детей совпали, что еще раз подчерки- вает роль семьи в формировании миро- воззрения у детей. Деление на положи- тельные качества (достоинства, добро- детели) и отрицательные (недостатки, пороки), естественно, может быть лишь условным.

Таким образом, мы выявили, что на формирование этнического самосозна- ния и идентичности оказывает воздей- ствие степень гетерогенности не толь- ко ближайшего окружения, но и окру- жения более широкого. Иными слова- ми, значимо то, живет ли человек в по- лиэтнической или моноэтнической сре- де. Ситуация межэтнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенно- стях своей и других групп, их сходстве и различиях, способствует развитию ме- жэтнического понимания и формирова- нию коммуникативных навыков.

Проблема формирования этническо- го самосознания подрастающего поколе-

ния, молодежи в современном обществе, в настоящее время представляет боль- шой интерес для многих специалистов и, в частности, для педагогов. Разработка современных моделей национального об- разования, учитывающих этнопедагоги- ческие и этнопсихологические особенно- сти формирования общечеловеческих и национальных ценностей, на наш взгляд, перспективна.

Библиографический список


Аубакиркызы Б. Этнопсихология: Учебное пособие. – Караганды: Издатель- ство Кар ТУ, 2005. – 97 с.

Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фак- тор развития индивидуальности // Психологический журнал. 1996. Т. 17.

№ 6. С. 69-75.

Калмырзаева А.С. Нация и человек. Алма-Ата. 1992. – 279 с.

Крюков В.М. Эволюция этническо- го самосознания и проблема этногенеза // Расы и народы. М., 1976. Вып. 6. – 378 с.

Налчаджян А.Н. Национальная иде- ология и этнопсихология. – СБб.: Питер 1999. – 357 с.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 320 с.

Чеснокова И.И. Проблемы самосо- знания в психологии. – М., 1997. – 395 с.

Этническая психология. Хрестоматия

/ Под ред. Егоровой А.Н. Санкт-Петер- бург, 2003. – 381 с.


Современная высшая школа: инновационный аспект № 4’ 2010



перейти в каталог файлов



Проблемы гармонизации отношений в сферах культуры иобразования





УДК 37.035.6

ББК 74.200.50

А.Ж. Маканова
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ
Рассматриваются особенности формирования этнического сознания подростков, уточняется феномен этнического самосознания.

Ключевые слова: этническое самосознание, этническая культура, этническая пси- хология.


Сегодня суверенный и независимый Казахстан – это государство, фундамен- том которого является дружба и чело- веческое согласие. Как нигде ярко это проявляется в Костанайской области, где проживают представители 130 наций и народностей.

Полиэтничность Казахстана формиро- валась с конца XIX – в первой половине XX века. Многолетнее совместное про- живание представителей разных этно- сов выработало особый менталитет, вну- треннее состояние человека, чуждое на- ционалистическим крайностям, обосо- бленности и выраженное в стремлении к людскому единению, слиянию народных и бытовых традиций.

Одной из проблем системы воспита- ния подрастающего поколения является задача формирования этнического со-

знания у новых поколений. Образование будет подлинно народным, националь- ным, когда оно сможет обеспечить в сво- ем содержании присутствие духовности народа, его этнического сознания, ког- да оно вберет в себя этническую куль- туру, этническую психологию, образ жизнедеятельности, систему духовно- нравственных ценностей представите- лей своей общности.

Этническое сознание представляет со- бой систему взглядов, идей, представле- ний этнической группы, возникающие на основе взаимодействия с другими эт- ническими группами, и отражающих ее знание о них, отношения к ним, а также состояния и формы самовыделения сво- ей этнической группы [8].

Этническое сознание и самосознание представляют собой однопорядковые,

хотя и нетождественные явления. В ре- альной действительности, в жизнедея- тельности этнической группы они вы- ступают как нерасчленимое целое, как формы отражения этносом своего един- ства и отличия от других этнических групп. Поэтому расчленение этническо- го сознания и самосознания возможно лишь в абстракции как методический прием, необходимый для их более де- тального изучения.

Этническое сознание – это одна из форм отражения этноса, наличие дру- гих этнических групп и отношение к ним. Возникновение этнического со- знания связано со способностью этни- ческой группы выделять себя из дру- гих этнических групп. Эта способность предполагает формирование у данной этнической группы сложные системы образов, отражающих особенности дру- гой этнической группы и эмоциональное отношение к ней, что предопределяет восприятие представителей другой эт- нической группы.

Этническое самосознание возникает и развивается в рамках этнического созна- ния. Как и самосознание индивида, ко- торое «не есть самостоятельное явление психики, оно – то же сознание, только с иной направленностью» [7], этническое самосознание – это то же этническое со- знание, но направленное на другой объ- ект. Осознание особенностей других эт- нических групп предполагает осознание специфики своей группы. Представление этнической группы о себе как об осо- бой реальности дает ей возможность смотреть на себя как на особый объект. Способность этнической группы к само- отражению есть этническое самосозна- ние, которое объективируется в языке этнической группы, в системе народных обычаев и традиций, в преданиях, леген- дах, мифах, поверьях, приметах, пред- рассудках, национальных вкусах, стилях и т. д. Отражение особенностей собствен- ной этнической группы осуществляется в форме построения ряда субъективных

образов, нередко препятствующих соз- данию объективного представления о собственной группе.

Феномен этнического самосознания связан с осознанием этноопределяющих элементов материальной, социальной и духовной культуры [2]. Ключевым мо- ментом этнического самосознания яв- ляется идентификация индивидов с определенной этнической общностью, которая появляется в самоназвании. К нему примыкает комплекс идей или представлений, образующий систему эт- нодифференцирующих символов, служа- щих для выделения членов своей группы из всей совокупности этнических общ- ностей. Самоназвание, как и все другие компоненты этнического самосознания,

– категория историческая. На различных этапах исторического развития обще- ства оно имеет различное содержание. Соответствующим образом изменяется и концептуальное обоснование идентифи- кации. В первобытном обществе в осно- ве целостности социальных организмов лежит идея общности происхождения, которая проявляется в системе непосред- ственных кровнородственных связей [1]. Укрупнение общностей, развитие связей между ними приводят к формированию этносоциальных организмов, у которых целостность выражается через идею тер- риториальной общности, «родной земли». Территориальная общность побуждается к установлению хозяйственных и других связей, ведущих к нивелировке языковых и культурно-бытовых различий, а также формированием единого языка и куль- туры контактирующих этнических общ- ностей, следствием которых выступают языковое единство, и т. д. [4].

Динамическую сторону этнопсихоло- гических особенностей раскрывает наци- ональные настроения, чувства, интере- сы, аттитюды, межэтнические установки, автостереотипы и гетеростереотипы. Осознания отличительных особенности своего этноса (особенностей этнической культуры и психики, иначе – «представ-

ление о своем этносе») образует один уровень этнического самосознания.

Уровень «этнической самоидентифи- кации» включает в себя следующие ком- поненты структуры этнического самосо- знания: осознание тождественности со своим этносом и, как следствие, осозна- ние собственных этнопсихологических особенностей; осознание себя субъек- том своей этнической общности, то есть представителем своего этноса, что ха- рактеризует этническую определенность и состоятельность личности.

Социально-нравственная самооценка этничности – это своего рода самоот- ношение на основе переживаний, воз- никающих в ходе генезиса этническо- го самосознания на различных этапах его становления. Оценка самого себя, переживания в связи с осознанием соб- ственных этнопсихологических особен- ностей, опосредуются реальным бытием личности в процессе постоянного соот- ношения своих взглядов, установок, цен- ностей с требованиями и нормами той этнической общности, к которой лич- ность себя причисляет [7].

Формирование этнического созна- ния требует постоянных усилий и вни- мания в любом обществе, независимо от его принадлежности к социально- экономической формации [8].

В связи с суверенитетом и получением Казахстаном независимости, казахи ста- ли воспринимать свою этническую груп- пу как более привлекательную, чем дру- гие. Постепенно у них стали развиваться позитивные этнические чувства к своей этнической общности. Национальные чувства входят составным элементом в структуру национального самосознания и являются одним из главных компонен- тов национальной психологии.

Интенсивность национальных чувств у людей различна, диапазон их широк. Он может колебаться от слабо осознан- ных и выраженных до глубоко развито- го этнического чувства, когда человек готов подчинить свои личные интересы

общеэтническим, связать свою судьбу с судьбой родного народа и даже во имя его благополучия пожертвовать своей жизнью. Осознание своей принадлеж- ности к великому сообществу – нации, передает ее отдельному представителю или целой этнической группе внутрен- нюю силу, которая сохраняется даже за пределами родины.

И именно в семье закладываются основы отношений личности к предста- вителям других этнических общностей, и от того, какими будут эти отношения, зависит очень многое в жизни людей. Именно в семье уже с малого возраста человек становится носителем традиций и привычек, социальных и нравствен- ных ценностей той нации, к которой он принадлежит.

В проведенном нами эксперименте была прослежена роль национальных се- мейных обычаев и ритуалов в «концеп- туальном обосновании» их этнической идентичности в виде идей, представле- ний, символов, которые, как правило, известны всем членам этнической общ- ности и способствуют выделению пред- ставителей своей группы среди других. В качестве «концептуального обоснова- ния» этнического самосознания могут выступать различные феномены, связан- ные с общностью происхождения этно- са, его языка, материальной и духовной культуры: нравственные ценности, образ мыслей, коллективные настроения и чув- ства, традиции, обычаи и ритуалы. В ис- следовании принимали участие учащиеся школ г. Костаная подросткового возраста, их родители и старшее поколение семьи.

Подросткам было предложено описать известные им традиционные обычаи и обряды в различных сферах общения и деятельности: при организации учебной деятельности, в отношениях между ро- дителями и детьми, в отношениях меж- ду супругами и другими родственника- ми, при общении с соседями и с мало- знакомыми людьми, при приеме гостей и организации внутрисемейной трапезы.

Дополнительно респонденты опрашива- лись на предмет того, какие обычаи они применяют в быту и какие обычаи, на их взгляд, кажутся уже утраченными, непо- нятными, бессмысленными.

В ходе исследования было выявле- но, что, в целом, при сильной выражен- ности этноаффилиативных тенденций и эмоционально-позитивной оценке соб- ственной этнической идентичности, большинство опрошенных имели низ- кую степень осведомленности об этни- ческих особенностях своей культуры, ее традиционной, обрядовой стороне.

Среди известных им обычаев и обрядов респонденты называли преимуществен- но религиозные и календарные празд- ники (Курбан-айт, Наурыз (Новый год), Ураза, Ас (поминки), Сундет-той (об- резание), Рождество, Пасха, Масленица и т. д.), значительно реже назывались эт- нические особенности обыденных норм и правил этикета. Среди известных им игр назывались: тогыз кумалак, кокпар- тарту, байга (скачки), лапта, верхолаза- ние, перетягивание каната.

Этническое самосознание подразуме- вает знание своей культуры. Для этого учащимся были заданы вопросы о том, какие народные песни и танцы, сказки, национальные блюда, национальную одежду они знают. Школьники показа- ли хорошее знание своей культуры, они с охотой и практически безошибочно да- вали правильные ответы.

Но достаточно часто подростки, указы- вая какую-нибудь традицию, имели всего лишь общее и поверхностное представле- ние о ней, затруднялись с интерпретаци- ей ее смыслового содержания. Лишь одна четверть опрошенных отметила, что в повседневной жизни старается придержи- ваться обычаев собственного народа, хотя на вопрос о необходимости соблюдения этнических традиций в современной жиз- ни большинство ответили утвердительно. Результаты нашего исследования также выявили, что этнические тра- диции бытуют в сознании молодежи

преимущественно в обновленной фор- ме. Более устойчиво форму сохраняют похоронно-поминальные и свадебные обычаи и обряды, так как во многом они поддерживаются еще и рамками религи- озных канонов, то есть бытуют уже как религиозно-этнические традиции.

В современном мире углубляющаяся универсализация культур, унификация образа жизни приводят к утрате этниче- ской специфичности жизнедеятельности народа. Сближение соционормативных характеристик культурных различий особенно интенсивно происходит в об- ласти производственной, трудовой дея- тельности. Значительно дольше и глубже традиция-паллиация сохраняется в досу- говой и семейно-бытовой сфере жизни.

Для того, чтобы выяснить, каким об- разом в сознании детей фиксируется и рационализируется их национальная принадлежность, были заданы следую- щие вопросы:

«Когда Вы узнали о своей националь- ности?»: 78,3 % детей ответили – «ког- да я был маленьким», 17,7 % – «в шко- ле», 4 % затруднились с ответом.

«От кого вы узнали о своей националь- ности?»: 23,2 % ответили – «от мамы», 39,6 % – от бабушки или дедушки, 33,2 % – от папы, и 4 % – «не помню».

«Считаете ли Вы, что ваша националь- ность лучше, чем другие?»: 66,4 % от- ветили «да», 14,0 % – «не знаю», 9,6 %

– затруднились с ответом.

«Какие черты Вашей национально- сти Вы одобряете, какие осуждаете? Одобряю: доброжелательность, го- степриимство, миролюбие, отзывчи- вость, общительность, открытость. Осуждаю: доверчивость, пассивность, отсутствие гордости за свою нацио- нальность, неэкономичность, леность. Таким образом, исследование пока- зало, что у подростков существует вы- бор этнических ценностей как процесс возврата к своим национальным кор- ням, как следствие роста национального самосознания. Первые сведения о сво-

ей принадлежности к этнической груп- пе учащиеся подросткового возраста по- лучили именно в семье, благодаря пред- ставителям старшего поколения и ро- дителям. При этом подавляющее боль- шинство испытуемых отмечает крайне положительное отношение к своей на- циональности (86,4 %).

При исследовании этнического са- мосознания нами было предложено на- звать семь основных качеств (автосте- реотипы и гетеростереотипы), прису- щих большинству русских и казахов (см. табл. 1, 2). Для того, чтобы просле-

дить межпоколенную связь сохранения гетеро- и автостереотипов, данное ис- следование проводилось как со взрос- лыми, так и с их детьми. Автостереотип

– это образ собственной этнической группы для других. При этом испыту- емые, оценивая свою этническую груп- пу, как бы представляют ее для других групп, но так, как им хотелось, чтобы их воспринимали. Гетеростереотипы – это образ другой этнической группы, построенный в соответствии с ожида- ниями, не всегда положительно связан- ными с этой группой.

Таблица 1

Этнические гетеростереотипы русских у респондентов-казахов (в %)




Позитивные характеристики

Родители

Дети

Негативные характеристики

Родители

Дети

Аккуратность

Трудолюбие

Доброта

Ум

Гостеприимство

Общительность

Веселый нрав

50

50

60

60

70

80

100

40

60

70

60

60

90

90

Хитрость

Завистливость

Пристрастие к алкоголю

40

50

100

10

30

80


Таблица 2

Этнические гетеростереотипы казахов у респондентов-русских (в %)





связь с админом