Главная страница

Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения. Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения


Скачать 13,08 Kb.
НазваниеПроблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения
АнкорПроблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения.docx
Дата15.02.2018
Размер13,08 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПроблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения.do
ТипДокументы
#41368
Каталогid46958018

С этим файлом связано 82 файл(ов). Среди них: Акустическая дисграфия новая.doc, Ardashirova_E_V_Ponimatika_7-9_let_Matematika_-_eto_legko.pdf, Языковой анализ.doc, Drobinskaya_A_O_Skoro_v_shkolu_Chto_nuzhno_znat_r.pdf, подвижные игры для детей с ОВЗ.doc, Osnovy_integrirovannogo_obuchenia_E_A_Ezhanova_E_V_Reznikova.pdf, Misarenko_G_G_Russkiy_yazyk_Zakreplyaem_trudnye_temy_3.pdf, Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработ, Komplexnoe_soprovozhdenie_detey_s_OVZ_v_DOU_Pod_redaktsiey_L_M_S, день рождения трехсложные слова с закрытым слогом.pptx.pptx и ещё 72 файл(а).
Показать все связанные файлы

 Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения

Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление. Для ответа на вопросы: «Что включает в себя проблемная ситуация? Каковы ее основные компоненты?» – важно представить себе психологическую структуру проблемной ситуации, и, конечно, ее дидактические возможности и условия применения в обучении.

Наиболее четко и последовательно компоненты проблемной ситуации разработаны психологом A.M. Матюшкиным. В психологической структуре проблемной ситуации он выделяет следующие три компонента:

– неизвестное достигаемое знание или способ действия;

– познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности;

– интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

Компоненты психологической структуры проблемной ситуации характеризуют и внутренние условия мышления. В силу этого проблемная ситуация возникает только при наличии определенных внутренних условий мышления. Это положение имеет важное значение для педагога. Зная внутренние условия мышления и способствуя их созданию с помощью проблемной ситуации, он может активизировать мыслительную деятельность обучаемых, управлять ею. Как видно, проблемная ситуация по своей психологической структуре, как и мышление, представляет собой довольно сложное явление и включает в себя не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную (потребности, возможности субъекта) сферу. Исходя из этого, A.M. Матюшкин определяет проблемную ситуацию как особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, характеризующегося таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия.

Проблемная ситуация в педагогике (в отличие от психологии) рассматривается не вообще, как состояние интеллектуального напряжения, связанного с неожиданным «препятствием» для хода мысли, а как состояниеумственного затруднения, вызванного объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной или практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.). Неожиданное затруднение всегда удивляет, озадачивает человека, стимулирует умственный поиск. Словесное выражение содержания проблемной ситуации составляетучебную проблему. Выход из проблемной ситуации всегда связан с осознанием проблемы (того, что неизвестно), ее формулированием и решением.

Чтобы проблемная ситуация стала дидактическим инструментом педагога, необходимо знаниетипов проблемных ситуаций. В литературе известно свыше 20 классификаций проблемных ситуаций (A.M. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, Р.А. Хабиб, Д.В. Вилькеев, М.И. Кругляк, Ю.К. Бабанский и др.), причем для них используются различные основания [Там же. С. 137].

Наибольшим признанием в педагогической практике пользуется классификация М.И. Махмутова. Он указывает следующие способы создания проблемных ситуаций и, соответственно, определяет их типы:

– при столкновении обучаемых с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

– при организации практической работы обучаемых;

– при побуждении обучаемых к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об общих явлениях;

– при формулировании гипотез;

– при побуждении обучаемых к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;

– при побуждении обучаемых к предварительному обобщению новых фактов:

– при исследовательских гаданиях.
перейти в каталог файлов
связь с админом