Главная страница

Программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»_АРБ им. Вагановой. Программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового та. Программа дисциплины Методика преподавания историко-бытового танца


НазваниеПрограмма дисциплины Методика преподавания историко-бытового танца
АнкорПрограмма дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»_АРБ им. Вагановой
Дата10.04.2018
Размер367 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПрограмма дисциплины «Методика преподавания историко-бытового та
ТипПрограмма дисциплины
#43597
страница1 из 5
Каталогid11621679

С этим файлом связано 52 файл(ов). Среди них: L_Samson_Ritmy_Radosti.pdf, Gusev_Meodika_prepodavania_narodnogo_tantsa_Etyudy.pdf, Gusev_Meodika_prepodavania_narodnogo_tantsa_Uprazhnenia_u_stanka, Gusev_Meodika_prepodavania_narodnogo_tantsa_Dvizhenia_i_kombinat, 12Vesennee_Probuzhdenie_Kazan_1-4_aprelya.pdf, Выпускной в детском саду «Приключения в Школе юных Василис».docx, Сценка Лесная школа.docx, Музей необычных вещей.doc и ещё 42 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5

Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования второго поколения по специальности 070304 (050700) «Педагогика балета».

I. ОРГАНИЗАЦИОННО–МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


  1. Цель курса


Овладение будущими педагогами бального танца танцевальной техникой и методикой преподавания историко-бытового танца.


  1. Задачи курса




  • раскрыть теоретические основы становления и эволюционного развития танцевальных форм историко-бытовой хореографии;

  • сформировать знания о стилевых особенностях бытовых танцев прошлых эпох;

  • овладеть практическими навыками и методикой исполнения танцевально-пластического и хореографического текста исторической бытовой хореографии;

  • освоить методику традиционных форм построения композиций историко-бытового танца;

  • изучить особенности быта, костюма, этикета и его влияния на характер и манеру исполнения танцевальных композиций историко-бытового танца;

  • овладеть основами педагогического мастерства по курсу «Методика преподавания историко-бытовых танцев».




  1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника


Преподавание данного курса тесно взаимосвязано с такими дисциплинами как: «Методика преподавания бального танца», «Композиция историко-бытовых и бальных танцев», «Основы методики преподавания классического танца», а так же с предметами общепрофессионального цикла.
4. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса «Методика преподавания историко-бытового танца» студенты должны

знать:

  • историю возникновения и эволюционного развития бытовых танцев прошлых эпох;

  • методику исполнения движений историко-бытовых танцев;

  • методологические основы и категориальный аппарат историко-бытовой хореографии;

  • приемы пространственного построения композиций историко-бытового танца;

  • формы и стили старинной музыки;

  • музыкальную драматургию произведений старинной музыки;

  • особенности костюма бытовых танцев прошлых эпох;

  • методику организации, методы и формы обучения историко-бытовому танцу.

Владеть:

  • технологией ведения урока по историко-бытовому танцу;

  • техникой исполнения движений историко-бытового танца;

  • характером и манерой исполнения танцев определенной исторической эпохи;

  • навыками применения танцевального костюма, его деталей и аксессуаров;

  • навыками актерского мастерства;

  • опытом реализации выразительных средств историко-бытового танца в самостоятельной профессиональной деятельности.

Уметь:

  • определять цель и задачи урока историко-бытового танца;

  • устанавливать связь и зависимость танца определенной исторической эпохи от эстетических и нравственных норм, социально-бытового уклада определенного периода;

  • осуществлять анализ музыкального материала историко-бытового танца;

  • применять дидактические принципы и полученные знания в процессе обучения;

  • использовать учебную, учебно-методическую, монографическую, художественную и иную литературу, а также иконографию и произведения живописи старинных художников в процессе обучения.


П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


  1. Разделы курса


1. Место и задачи дисциплины «Историко-бытовой танец» в системе подготовки педагогов бальной хореографии.

2. Исторический бальный танец (Средневековье, Возрождение, XVIXIX вв.).

3. Историко-бытовой танец в репертуаре балетного театра.

4. Основные источники изучения историко-бытовых танцев.

5. Бытовой и бальный танец XX века.


  1. Темы и краткое содержание


Раздел 1. Место и задачи дисциплины «Историко-бытовой танец» в системе подготовки педагогов бальной хореографии.
Тема 1. Предмет и задачи курса «Методика преподавания историко-бытовых танцев»

Цель и задачи курса «Методика преподавания историко-бытовых танцев». Историко-бытовой танец в системе профессионального хореографического образования. Взаимосвязь историко-бытового танца с классическим, народным и другими видами хореографии. Историко-бытовой танец в структуре музыкальных, драматических и др. видов искусства. Историко-бытовая хореография в системе художественного и эстетического воспитания.

Структура курса. Краткая характеристика основных разделов дисциплины. Требования к уровню освоения курса. Самостоятельная работа по предмету. Аннотированный обзор литературы и других источников по предмету.
Тема 2. Историко-бытовой танец в системе подготовки педагогов бальной хореографии

Исторический процесс эволюционного развития бальной хореографии. Истоки бальной хореографии. Связь с народными первоисточниками. Стиль, характер и манера исполнения салонной хореографии прошлых эпох.

Самоопределение современных форм бальной хореографии в отдельный вид искусства. Современные направления бальной хореографии. Понятия «социальный танец», «бальный танец», «спортивный бальный танец». Взаимосвязь современных форм бальной хореографии с бытовыми и национальными танцами.

Предпосылки возникновения педагогики историко-бытовой хореографии. Историко-бытовой танец в современной системе подготовки танцоров бальной хореографии. Формирование понятийного аппарата, методологических основ курса «Методика преподавания историко-бытовых танцев». Система подготовки педагогических кадров для среднего и высшего хореографического образования.
Тема 3. Музыкальные формы и стили историко-бытовой и бальной хореографии

Музыка как основа танца. Единство идейного, эмоционально-ритмического содержания музыки и хореографии. Определение понятия «музыкальная форма». Исторический путь развития музыкальных форм прошлых веков. Их взаимосвязь с танцевальными формами.

Музыкальные стили прошлых эпох. Влияние музыки на стилевые особенности, характер и манеру исполнения бытовой хореографии. Музыкальное наследие композиторов прошлых эпох Ж. Рамо, Ж. Люлли, И. Баха, Г. Генделя, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и др.

Музыка как составная часть учебно-воспитательного процесса. Основные принципы музыкального оформления практических занятий по историко-бытовому танцу. Использование на занятиях образцов старинной музыки в инструментальном звучании. Учебная и учебно-методическая литература по данной тематике.
Тема 4. Методика построения урока историко-бытового танца

Цель и задачи урока историко-бытового танца. Методы и формы педагогического обучения. Роль и значение дидактических принципов в формировании умений и навыков освоения практического материала историко-бытового танца. Задачи и содержание групповых и индивидуальных занятий.

Технология построения урока по историко-бытовому танцу. Приемы обучения. Экзерсис историко-бытового танца: постановка корпуса, головы, позиции ног, позиции рук, положение рук; виды шагов: бытовой, танцевальный, pas menus, pas elevé, pas glissé, pas chassé, pas balancé, па галопа, па польки, па полонеза, па вальса и др. Методика изучения основных элементов танцевальной лексики изучаемой эпохи. Изучение танцевальных форм композиционных построений прошлых эпох (XVI – XX вв.). Соразмерность длительности частей урока. Методы контроля эффективности педагогического процесса.

Подбор музыкального материала. Подготовительная работа с концертмейстером по музыкальному сопровождению практических занятий. Роль педагога на уроке по историко-бытовому танцу. Личностные и профессиональные качества педагога как фактор эффективности учебного процесса по историко-бытовому танцу. Самостоятельная подготовка преподавателя к уроку исторического танца.
Тема 5. Самостоятельная работа студентов по курсу "Методика преподавания историко-бытовых танцев"

Самостоятельная работа – одна из главных составляющих внеаудиторного учебного процесса по курсу «Методика преподавания историко-бытовых танцев». Задачи самостоятельной работы студентов. Виды, формы и методы самостоятельной работы. Формы эстетического самообразования. Развитие общего и профессионального кругозора, творческого мышления в процессе самостоятельной работы

Методика самостоятельной работы с учебно-методическими материалами. Системность самостоятельной работы. Разбор и освоение танцев прошлых эпох по существующим источникам. Приобретение практических навыков записи танцевальных элементов и хореографических композиций прошлых эпох. Условные обозначения.
Раздел 2. Исторический бальный танец (средневековье, возрождение, XVIIXIX в.в.)
Тема 6. Историко-бытовой танец эпохи средневековья

Историческое значение эпохи Средневековья в истории мировой культуры. Общественно-социальный уклад жизни. Господство церковной философии аскетизма во всех сферах бытования ранней эпохи Средневековья. Запрет церкви на веселье, радость жизни. Историческое значение эпохи в процессе развития бытовой хореографии.

Бытовой костюм, социальная среда и бытовой танец. Зависимость бытового костюма и танца от художественного стиля эпохи. «Романский» стиль раннего средневековья и его воздействие на силуэт костюма. Основные составляющие женского костюма данного периода: нижнее платье, верхнее платье – «bliaud», узкий жилет «gippe», пояс и т.д. Развитие ремесел и их роль в становлении городской культуры позднего средневековья. Ткацкое производство, выделка кожи и процесс формирования костюма. Готический стиль второй половины эпохи и его влияние на формирование женской одежды. Основные черты женского костюма присущие готическому стилю: нарочитая вытянутость, динамическая устремленность вверх, сложность и вычурность форм. Основная линия силуэта женского костюма – «готическая кривая». Рыцарская культура и её влияние на разделение покроя женской и мужской одежды. Графическая четкость кроя мужской одежды второй половины эпохи. Особенность мужского силуэта (тонкая талия и широкие плечи). Основные составляющие мужского костюма: «шемиз», безрукавная куртка («gippons»), шоссы (узкие и длинные), сюрко, пурпуэн, пояс, остроносая обувь («poulaine»), конусообразный головной убор и т.д. Сословные и профессиональные различия в костюме. Итальянское Возрождение конца XV века – новый период модификации стиля и формы европейского костюма.

Народные танцы истоки салонной бытовой хореографии эпохи Средневековья. Народные танцы в гуляниях и праздники. Круг – как основа композиционного построения народных танцев Средневековья. Танцевальная лексика народных танцев и её связь с трудовой деятельностью. Появление парного танца. Бранль – наиболее распространенный танец эпохи Средневековья. Музыкальное сопровождение народных танцев.

Рыцарские турниры, балы и маскарады и их роль в развитии простейших танцевальных форм. Танцы придворной знати бассдансы – танцы-шествия. Колонна – основа композиционного построения придворных танцев. Сословно-иерархическое положение аристократической знати и ее влияние на регламентацию мест в танце.

Практические занятия:

  1. Изучение основных элементов исторического бального танца XIV – XV веков:

  • Основные положения рук в народном бранле.

  • Основные положения корпуса в народном бранле.

  • Основные положения рук в паре в народном бранле.

  • Основные шаги народного бранля: простой, двойной, двойной с репризой, веселый.

  • Основные положения рук в салонных танцах.

  • Основные положения рук в паре в салонных танцах.

  • Основные элементы движений в салонных танцах: простой бранль, двойной бранль, двойной бранль с репризой, веселый бранль, pas glissé (скользящий шаг), pas chassé (двойной скользящий шаг), pas dégagé,

  • Основные положения рук в фарандоле.

  • Основное движение фарандолы.

  • Основные положения рук в лендлере.

  • Основное движение лендлера.

  • Боковое движение лендлера.

  • Основные положения рук в бурре.

  • Основные движения бурре.

  • Боковое движение бурре.

  1. Изучение реверанса дамы и салют–поклона кавалера XVI века.

  2. Изучение композиции бытовых танцев эпохи средних веков:

  • Крестьянский бранль.

  • Фарандола.

  • Лендлер.

  • Бурре.

  • Салонный бранль.

  • Бассдансы.


Тема 7. Историко-бытовой танец эпохи возраждения

Значение эпохи Возрождения в истории мировой культуры. Влияние социально–бытового уклада жизни общества эпохи Возрождения на развитие бытовой хореографии. Музыка. Литература. Живопись. Театр. Идеи гуманизма в культуре раннего периода эпохи Возрождения. Новые нормы воспитания, образования и поведения «идеального человека». Бытовой костюм, социальная среда и бытовой танец. Зависимость бытового костюма и танца от художественного стиля эпохи. Новые художественные и эстетические понятия итальянского Ренессанса и его влияние на формирование европейского костюма. Стремление к изысканной простоте через индивидуальные художественные средства костюма – основной принцип стиля и формы итальянской одежды. Влияние итальянской моды на форму женского костюма в начале XVI века. Отличия французского женского костюма от итальянского. Основные составляющие женского костюма данного периода: рубашка, котт (платье с длинными рукавами), роб, пояс и т.д.

Влияние испанской моды на развитие одежды других стран Европы. Каркас – как новый тип («футлярный») испанского костюма и его роль в формировании европейской женской одежды. Отказ от декольте. Стремление к объемности женского платья второй половины XVI века. Основные составляющие женского французского костюма данного периода: корсет, вертюгаль, рукава (двойные, очень расширенные наверху и сильно зауженные внизу), громоздкая фреза, котт (одновременно два или три), роб (распашной спереди), пояс и т.д. Модные аксессуары: ювелирные украшения, веер из страусовых и павлиньих перьев, перчатки и т. д. Конец эпохи – возникновение моды на парики и высокие прически – «тупей». Основные составляющие мужского французского костюма: белая, с широкими рукавами и рюшами рубашка, верхние штаны (шоссы), чулки (о-де-шосс), пурпэн. Середина XVI века – изменение кроя мужской одежды. Особенность формы женской и мужской обуви эпохи Возрождения.

Церемонии обетов и клятв. Влияние рыцарских турниров, балов и маскарадов на развитие салонной бытовой хореографии. Место танцевальных жанров в развитии инструментальной музыки простейших. Музыка и её влияние на развитие танцевальных форм. Разнообразие танцевальных форм эпохи Возрождения. Появление танцев строго определенного построения. Придворный этикет и его влияние на развитие бытовой хореографии. Реверансы и поклоны и их роль в композиционном построении танцев.

Практические занятия:

  1. Основные элементы исторического бального танца:

  • Основные положения рук дамы.

  • Основные положения рук кавалера.

  • Основные танцевальные шаги алеманды: простой бранль, двойной бранль, pas elevé, «журавлиный» шаг – grué.

  • Основные танцевальные шаги паваны: простой бранль, двойной бранль, боковой шаг паваны и др.

  • Основные танцевальные шаги куранты: temps des curante, pas grave, pas glissé (скользящий шаг), pas de bourrée и др.

  • Основные танцевальные шаги вольты: pas glissé (скользящий шаг), pas balancé, pas assemblé, прыжки и др.

  • Изучение примеров танцевальных композиций эпохи Возрождения:

  • Алеманда.

  • Павана.

  • Куранта.


Тема 8. Особенности бального костюма и его влияние на характер движения танцев XIVXVI веков

Рыцарство и культ Прекрасной Дамы в характере и манере исполнения танцев. Зависимость движений, от формы женского костюма – каркас («вертюгард»). Общий тип парадного (салонного) женского костюма: два платья с отрезным лифом и завышенной талией (нижнее с узкими рукавами, верхнее – «сюрко» с более широкими рукавами и шлейфом 4–5 метров), высокий конусообразный головной убор (закрывающий волосы) и заканчивающийся длинным прозрачным покрывалом, длинноносая (30–40 см.) обувь без каблука. Бальный этикет и его влияние на стиль, и манеру исполнения танцев у женщин: горделивая осанка (регламентированность открытого взгляда у женщин в танце), умение держать платье (не открывая носков обуви), навыки обращения с платком и т.д.

Общий тип парадного мужского костюма: громоздкий верх (стеганный пурпуэн, объемный рукав), узкий низ (обтягивающие чулки из ткани), длинноносая (30 – 40 см.) обувь без каблука. Мужской головной убор (конусообразная шляпа с неширокими полями) и его роль в танце. Обязательная принадлежность мужского костюма – шпага. Бальный этикет и его влияние на стиль (культ Прекрасной Дамы), и манеру исполнения танцев у мужчин: гордая и уверенная осанка (мужчина-воин), навыки владения шляпой, плащом и т.д.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом