Главная страница

Программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»_АРБ им. Вагановой. Программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового та. Программа дисциплины Методика преподавания историко-бытового танца


НазваниеПрограмма дисциплины Методика преподавания историко-бытового танца
АнкорПрограмма дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»_АРБ им. Вагановой
Дата10.04.2018
Размер367 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПрограмма дисциплины «Методика преподавания историко-бытового та
ТипПрограмма дисциплины
#43597
страница3 из 5
Каталогid11621679

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: Gusev_Meodika_prepodavania_narodnogo_tantsa_Etyudy.pdf, Gusev_Meodika_prepodavania_narodnogo_tantsa_Uprazhnenia_u_stanka, Gusev_Meodika_prepodavania_narodnogo_tantsa_Dvizhenia_i_kombinat, 12Vesennee_Probuzhdenie_Kazan_1-4_aprelya.pdf, Выпускной в детском саду «Приключения в Школе юных Василис».docx, Сценка Лесная школа.docx, Музей необычных вещей.doc, Разминка для родителей.docx, Золушка идёт в школу.doc и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5
Тема 20. основные источники изучения историко-бытовых танцев XIVXVI веков

Эпоха Ренессанса – музыка, живопись, литература, архитектура и т.д. Начало теоретического осмысления бытовой хореографии. Первые трактаты итальянских танцмейстеров о танцах: Доменико да Пьяченца («Об искусстве пляски и танца»), Антонио Арен (1536 г.), Фабрицио Карозо (1577 г.), Гульельмо Абрео («Трактат об искусстве танца» 1463 г.), Антонио Корнацано («Книга об искусстве танцевания» 1465 г.), Чезари Негри (1604 г.). Французский теоретик танца Туано Арбо (каноник Жеан Табуро) и его труд «Орхеография» (1588 г.). Значение «Орхеографии» для дальнейшего исследования историко-бытовой хореографии. Произведения В. Шекспира как источник знакомства с формами, характером и манерой исполнения бытовых танцев XVI века. «История танцев всех времен и народов» С. Н. Худенкова (4.1-4. Спб. – Пг., 1913–1917.) как источник изучения танцев прошлых эпох. Теоретическое наследие отечественных авторов второй половины XX века: Н. П. Ивановский «Бальный танец XVI–XIX веков» (1948 г.), М.В. Васильева-Рождественская «Историко-бытовой танец» (1963 г., 1987 г.), В.М. Красовская «Западноевропейский балетный театр. От истоков до середины XVIII века» (1979 г.), «Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра» (1981 г.) и др.
Тема 21. основные источники изучения историко-бытовых танцев XVII веков

Живопись, литература, архитектура – информация к изучению быта, костюма и т.д. Художественная литература (Л. Вега, Сервантес, Ж. Руссо и др.) как информационный источник эпохи. Изучение музыкального наследия XVII века (Ж. Рамо, Ж. Люлли, И. Бах, Г. Гендель, В. Моцарт и др.). Теоретическое наследие прошлых эпох: Ж. Рамо «Учитель танцев» (1725 г.) К. Блазис «Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы» (М., 1864 г.).

Теоретическое наследие отечественных авторов второй половины XX века: Н.П. Ивановский «Бальный танец XVI – XIX веков» (1948 г., 2000 г.), М.В. Васильева-Рождественская «Историко-бытовой танец» (1963 г., 1987 г.), В.М. Красовская «Западноевропейский балетный театр. От истоков до середины XVIII века» (1979 г.), «Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра» (1981 г.), М.С. Друскин и его «Очерки по истории танцевальной музыки» (1936 г.) и др.
Тема 22. основные источники изучения историко-бытовых танцев XVIII веков

Живопись, литература, архитектура – информация к изучению быта, костюма и т.д. Художественная литература как информационный источник эпохи. Изучение музыкального наследия XVIII века (X. Глюк, В. Моцарт, Л. Бетховен и т.д.). Теоретическое наследие прошлых эпох: Ж. Ж. Новерр и его книга «Письма о танцах и балете» (1927 г.), И. Кусков «Танцевальный учитель, заключающий в себе правила и основания сего искусства к пользе обоего пола, со многими графированными фигурами и частию музыки» (1794 г.), А. Глушковский «Мемуары балетмейстера» (1940 г.). Влияние теоретического наследия Ж. Ж. Новерра «Письма о танцах и балете» на развитие хореографического искусства.

Теоретическое наследие отечественных авторов второй половины XX века: Н. П. Ивановский «Бальный танец XVI – ХIХ веков» (1948 г., 2000 г.), М. В. Васильева-Рождественская «Историко-бытовой танец» (1963 г., 1987 г.), В. М. Красовская «Западноевропейский балетный театр. От истоков до середины XVIII века» (1979 г.), «Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра» (1981 г.), М. С. Друскин и его «Очерки по истории танцевальной музыки» (1936 г.) и др.
Тема 23. основные источники изучения историко-бытовых танцев XIX веков

Живопись, графика – источник изучения быта, костюма и т.д. Художественная литература как информационный источник эпохи (О. Бальзак, Э. Золя, Л. Толстой, А Чехов и др.). Изучение музыкального наследия XIX века (И. Штраус, Ф. Шуберт, Ф. Лист, Ф. Шопен и др.).

Теоретическое наследие прошлых эпох: Л. Петровский «Правила для благородных общественных танцев» (1825 г.), А. Максин «Изучение бального танца» (1839 г.), Целлариус «Руководство к изучению новейших бальных танцев (1848 г.), А. Цорн «Грамматика танцевального искусства и хореография» (1890 г.), Н. Гавликовский «Руководство для изучения танцев» (1907 г.).

Теоретическое наследие отечественных авторов второй половины XX века: Н. П. Ивановский «Бальный танец XVI–XIX веков» (1948 г., 2000 г.), М. В. Васильева-Рождественская «Историко-бытовой танец» (1963 г., 1987 г.), В. М. Красовская «Русский балетный театр. Романтизм» (1996 г.), В. М. Красовская «Русский балетный театр. Вторая половина XIX века» (1963 г.), В. М. Красовская «Русский балетный театр. Начало XX века» (1972 г.) и др.
Раздел 5. Бытовой и бальный танец XX века
Тема 24. Танцевальная культура первой половины XX века

Характеристика социально-бытового уклада жизни общества XX века. Демократизация общества и его влияние на развитие новых форм досуга. Рестораны, кабачки или таверны как часть массового времяпровождения горожан. Смена стилей бытового танца. Парный танец как основная форма бытовой хореографии. Импровизация основа композиционного и лексического содержания. Ведущая роль партнера. Смещение акцента в танцевальных композициях с движений на ритм – танец шагов превратился в танец ритма. Влияние деятельности Верной Касл, Айрин и Джозеф Смит на изменение танцевальной лексики начала XX века. Слияние бальной и современной форм одежды. Популярные танцы первой половины XX века – степ, фокстрот, квикстеп, танго. Америка как законодательница танцевальной моды. Трансформация регтайма в популярные танцы 20-х годов столетия – свинг, чарльстон, степ. Корни степа – ирландская «джига». Русский термин степа – чечетка, американский – теп-данс («стучащий танец»).

Практические занятия:

  1. Основные элементы танцев первой половины XX века:

Вальс – Бостон.

  • Открытая перемена.

  • Зигзаг вперед, назад, с задержкой.

  • Правый поворот.

  • Левый поворот.

Фокстрот.

  • Тройной шаг.

  • Шаг перо.

  • Правый поворот.

  • Левый поворот.

  • Смена направления.

Танго.

  • Прогрессивный боковой шаг.

  • Открытый левый поворот.

  • Рокк.

  • Смена направления.

Чарльстон.

  • Основное движение.

  • Основное движение на одной ноге.

  • Попеременное движение с двух ног.

  • Двойное основное движение.

Квикстеп.

  • Четвертные повороты.

  • Правый и левый повороты.

  • Поступательное шассе.

  • Локк-степ вперед и назад.

2. Реверанс дамы, книксен, поклон кавалера.

  • Реверанс дамы XX века.

  • Приглашение и поклон партнера XX века.

3. Примеры танцевальных композиций бытовых танцев первой половины XX века:

  • Вальс-Бостон.

  • Фокстрот.

  • Квикстеп.

  • Степ.

  • Танго.

  • Чарльстон.

  • Краковяк.


Тема 25. Танцевальная культура второй половины XX века

Вторая половина XX века – эпоха коренных изменений общественных направлений и устоев. Модификация прежних танцевальных школ. Изменение традиционных приемов творчества. Рождение бесчисленных систем нового искусства, в том числе и танцевальных шлягеров. Танец как вида массового досуга второй половины XX века. Формы досуга – дансинги и дискотеки. Новая форма взаимоотношений между партнерами (танцуют на некотором расстоянии друг от друга, часто даже не смотря друг на друга и не разговаривая). Америка как законодательница танцевальной моды XX столетия. Импортирование новых танцевальных форм в Европу: твист, свинг, рок-н-ролл, буги-вуги, шейк, диско, мамба, ламбада, меренги и т.д.

Реставрация в середине восьмидесятых годов XX века моды на общественные танцы. Дискотека как вид молодежного досуга. Специфика музыкального оформления дискотек. Современные формы молодежного (социального) танца: фанк, автостоп, бамп, хасл, хип-хоп и др. Брейк-данс – один из самый популярных танцев восьмого десятилетия XX века.

Практические занятия:

  1. Основные элементы танцев второй половины XX века:

Рок-н-ролл.

  • Основное движение.

  • Смена мест справа налево.

  • Смена мест слева направо.

  • Повороты вправо влево.

Твист.

  • Основное движение.

  • Основное движение на одной ноге.

  • Попеременное движение с двух ног.

  • Попеременное движение с приседанием.

Диско.

  • «Пружинка».

  • Круговые вращения правой и левой рукой от локтя.

  • Хлопки в ладоши.

  • Удары ладошами по ногам.

  • Разворот прыжком вправо влево.

Макарена.

  • Шассе на месте с правой, левой ноги.

  • Движения рук по очередное.

  • Прыжок с поворотом вправо, влево (на месте).

  • Приставные шаги в сторону с хлопком.

Мамбо.

  • Основное движение вперед, назад.

  • Основное движение в сторону.

  • Соло поворот вправо, влево.

  • Смена мест справа налево.

  • Смена мест с лева направо.

  • Раскручивание от руки.

Шейк.

  • Основное движение поочередное.

  • Двойное основное движение.

  • Основное движение в повороте вправо, влево.

  • Движение «цыпленок».

  • Перекрестный шаг в сторону.

4. Примеры танцевальных композиций бытовых танцев второй половины XX века:

  • Твист.

  • Свинг.

  • Рок-н-ролл.

  • Буги-вуги.

  • Шейк.

  • Диско.

  • Мамбо.

  • Ламбада.

  • Меренга.




  1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для

самостоятельной работы
Раздел 1. Место и задачи дисциплины «Историко-бытовой танец» в системе подготовки педагогов бальной хореографии.

Тема: Историко-бытовой танец в системе подготовки педагогов бальной хореографии

Контрольные вопросы:

  1. Какую роль играет историко-бытовой танец в учебно-воспитательном процессе танцоров бальной хореографии?

  2. Дайте характеристику истокам бальной хореографии.

  3. Назовите основные исторические этапы самоопределения бального танца в отдельный вид искусства.

  4. Какие современные направления бальной хореографии, Вы знаете?

Тема: Музыкальные формы и стили историко-бытовой и бальной хореографии

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятия «музыкальная форма».

  2. Какие музыкальные формы прошлых эпох Вы знаете?

  3. Перечислите музыкальные формы современной бытовой хореографии.

  4. Определите основные принципы музыкального оформления практических занятий по историко-бытовому танцу.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Прослушать музыкальные произведения композиторов прошлых эпох: Ж. Рамо, Ж. Люлли, И. Баха, Г. Генделя, Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, И. Штрауса, П. Чайковского, А. Глазунова, С. Рахманинова и др.

  2. Определить причастность к исторической эпохе.

  3. Отобрать по одному произведению, относящемуся к каждой исторической эпохе.

  4. Определить форму, стиль, характер, выбранных музыкальных произведений.

  5. Определить метроритмическую основу выбранных музыкальных произведений.

  6. Определить музыкальный образ выбранных произведений по каждой исторической эпохе

Тема: Методика построения урока историко-бытового танца

Контрольные вопросы:

  1. Какие виды и формы урока используются в процессе обучения историко-бытовому танцу?

  2. В чем заключается особенность построения экзерсиса историко-бытового танца. Выявите его отличие от классического, характерного и др.

  3. Назовите основные виды танцевальных шагов историко-бытового танца изучающиеся в младших классах профессиональных учебных заведений.

  4. Что такое «дидактические принципы обучения» и в чем заключается методы их использования на уроке историко-бытового танца?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Определить форму, методы и приемы проведения урока.

  2. Поставить цель и определить задачи урока.

  3. Составить план урока, исходя из цели и поставленных задач.

  4. Подготовится к проведению урока:

  • подробно знать теоретический материал;

  • детально знать практический материал (танцевальные формы, стиль, характер и манеру исполнения танцев изучаемой эпохи, сочинять танцевальные комбинации, отдельные фрагменты и целые композиции на основе танцевальных форм изучаемой эпохи и т.д.);

  • подобрать музыку для сопровождения практического материала;

  • провести консультативную работу с концертмейстером;

  • использовать дополнительный материал: фотоальбомы, иллюстрированные издания, видеоматериалы и т.д.

  • использовать фрагменты и детали костюмов изучаемых эпох для воссоздания правдивости исторической атмосферы: юбок, головных уборов, платочков, вееров, мужских шляп, цилиндров и т.д.

Тема: Самостоятельная работа студентов по курсу "Методика преподавания историко-бытовых танцев"

Контрольные вопросы:

  1. Какое влияние оказывает самостоятельная работа на процесс освоения практического материала?

  2. В чем заключается самостоятельная работа педагога-балетмейстера?

  3. Какие методы и формы самостоятельной подготовки Вы знаете?

  4. Необходима ли на Ваш взгляд, самостоятельная подготовка педагога к уроку по историко-бытовому танцу?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Изучить учебно-методическую литературу по историко-бытовому танцу: Н. П. Ивановский «Бальный танец XVI – ХIХ веков»; М.В. Васильева-Рождественская «Историко-бытовой танец»; И. Воронина И. «Историко-бытовой танец».

  2. Изучить учебно-методическую литературу по истории хореографического искусства: В.М. Красовская «Западноевропейский балетный театр. От истоков до середины XVIII века», В.М. Красовская «Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра», Л.Д. Блок «Классический танец. История и современность».


Раздел 2. Исторический бальный танец (средневековье, возрождение, XVIIXIX вв.)

Тема: Историко-бытовой танец эпохи средневековья

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключалось историческое значение эпохи Средневековья в процессе развития бытовой хореографии?

  2. Какое влияние оказал художественный стиль раннего Средневековья на покрой костюма?

  3. Что такое готический стиль и в чем проявилось его влияние на формирование одежды второй половины эпохи Средневековья?

  4. Какие сословные и профессиональные различия наблюдались в покрое и фактуре одежды эпохи Средневековья?

  5. Какое влияние оказывала трудовая деятельность народа на формирование лексики традиционных форм бытовой хореографии эпохи Средневековья?

  6. Назовите основные формы салонной хореографии эпохи Средневековья.

  7. В чем заключается особенность композиционного построения салонной хореографии Средневековья, и в чём её отличие от композиционного построения народных танцев?

  8. В чем заключается особенность лексики салонной хореографии Средневековья, и в чём её отличие от лексики народных танцев?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Совершенствовать технику исполнения танцевальной лексики, характера и манеры исполнения – крестьянского бранля, фарандолы, лендлера, бурре, салонного бранля.

  2. Подготовить план проведения урока по танцевальным формам эпохи Средневековья.

  3. Подобрать музыкальное сопровождение из произведений XIV–XV веков (или сходных по характеру, форме произведений более поздних эпох) для изучения танцевальных форм эпохи Средневековья. Определить форму, характер, метроритмическую основу каждого из них.

  4. Подготовить дополнительный материал (картины, репродукции, альбомы с изображением костюмов, танцевальных и бытовых сцен из жизни периода XIII–XVI веков) для иллюстративного использования в процессе проведения урока.

  5. Изучить дополнительные источники по истории возникновения и развития бытовой хореографии XIV–XV веков.

1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом