Главная страница

#Афазия_Брока.pdf http://vk.com/club57975522. Программа Искусства и гуманитарные науки афазия брока


НазваниеПрограмма Искусства и гуманитарные науки афазия брока
Анкор#Афазия_Брока.pdf http://vk.com/club57975522
Дата29.01.2017
Формат файлаpdf
Имя файлаAfazia_Broka_pdf_http__vk_com_club57975522.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#9995
Каталог

Санкт-Петербургский Государственный Университет
Факультет свободных искусств и гуманитарных наук
Программа Искусства и гуманитарные науки»
АФАЗИЯ БРОКА
Эссе по курсу «Психолингвистика»
Программа — Когнитивные исследования
Работу выполнила Малахова Е.Ю,
магистр I курса
Санкт-Петербург
2012
История изучения афазий
Изучение афазий лежит на на границе различных областей науки — неврологии, психологии и лингвистики. Под афазией понимают речевые патологии, возникшие в результате локальных повреждений головного мозга. Эти нарушения речи имеют различные проявления, но отличаются от речи больных дизартрией, логоневрозом, шизофренией и речевых расстройствах при глубокой деменции. Афазии могут затрагивать речевую деятельность во всех ее проявлениях устная и письменная речь, понимание чужой речи, способность названия, семантический и грамматический уровни и т. д. При этом нарушения речевой деятельности необязательно сопровождаются расстройствами памяти и интеллектуальных функций.
История изучения афазий неразрывно связана с вопросом о локализации мозговых функций. Под воздействием тех или иных идеологических концепций и методологических установок определенной эпохи афазии трактовались различным образом. Но верно и обратное — изучение уникальных случаев речевых нарушений приводило к изменению существующих и возникновению новых концепций. Несмотря на то, что первые попытки связать психические явления и физиологию относятся к ранним этапам развития философии, какие-либо конкретные достижения в данной области появляются только в м веке. Так, в 1825 г. Ю. Буллауд
1
локализовал орган речи в лобных отделах мозга. В 1836 г. сельский врач М. Дакс выдвинул теорию о связи между афазией и поражениями в левом полушарии головного мозга, на основе обследования ка больных, потерявших речь в результате повреждения мозга. Доклад был сделан на заседании медицинского общества в городе Монпелье (Франция) и опубликован, однако большого интереса в научной среде не вызвали практически остался незамеченным. Таким образом, работы о локализации речевых функций получают распространение только ко второй половине го века. Наиболее весомым стало открытие центра речи французским хирургом П. Брока, который на основании анатомических данных локализовал центр речи на уровне задней части лобной извилины левого полушария. Не менее значительный вклад в историю локализации речевых функций внес немецкий психоневропатолог К. Вернике, обнаруживший зону в задней теменной и височной области левого полушария мозга, участвующую в понимании речи. На основе локализационистской теории создавалось классическое учение об афазии. В 1885 г. Л. Лихтейм создает схему речевых нарушений, которые, по его мнению, возникают вследствие повреждения речевого центра и его связи с проекционными двигательными, слуховыми, зрительными центрами или с центром понятий. Вернике в 1885 г. подвел под
1
Бейн Э.С, Овчарова ПА. Клиника и лечение афазий — 1970.
схему Лихтейма (рис. 1) анатомический субстрат и создал анатомическую номенклатуру синдромов афазических расстройств. В данной схеме выделяется 7 форм патологий моторно-кортикальную, субкортикальную и транскортикальную, сенсорно-кортикальную, субкортикальную, транскортикальную и проводниковую афазии. Главным критерием классической схемы выделения является состояние внутренней и отраженной (повторной) речи. Так, при субкортикальной моторной и сенсорной афазии подчеркивается сохранность внутренней речи больных. При проводниковой — расстройство повторной, отраженной. Больные с проводниковой афазией не в состоянии повторить ими же самими спонтанно произнесенные слова. Транскортикальная афазия характеризуется, наоборот, сохранением способности к повторной речи.
Рис. 1. Схема Лихтгейма
А. Слуховой центр речи В. Центр интеллектуальной переработки М. Центр речевой артикуляции а) пути, проводящие словесные слуховые раздражения m) путь, соединяющий центр артикуляции и низшие моторные центры О. Центр зрительного представительcтва. Е. Центр иннервации органов обеспечивающих письмо) повреждения при корковой моторной афазии 2) повреждения при сенсорной афазии 3) повреждения при проводниковой афазии 4) повреждения при транскортикальной афазии 5) повреждения при подкорковой моторной афазии 6) повреждения при транскортикальной сенсорной афазии 7) повреждения при словесной глухоте.
Дальнейшие исследования продолжают направление поисков взаимосвязи патологий речевых функций и нарушений в ограниченных участках коры головного мозга.
Неоценимый вклад в развитие нейропсихологии внес советский психолог А.Р.Лурия. Следуя идеям Л.С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности
3
В 1947 г. Лурия публикует труд Травматическая афазия. Клиника, семиотика и
2
Бейн Э.С, Овчарова ПА. Клиника и лечение афазий — стр 3
Лурия Александр Романович URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Лурия,_Александр_Романович
восстановительная терапия, в котором пишет Уже с первых дней войны Институт неврологии Академии медицинских наук СССР, всегда пытавшийся внедрять физиологический и психофизиологический методы в клинику, создал систему исследований, позволявших тщательно изучать ранения мозга и их последствия на различных этапах эвакуации. Эта система исследований, в которую были включены все работники Института, позволила придти кряду важных теоретических положений, по-новому освещающих основные проблемы патогенеза, течения и компенсации тех нарушений, которые возникали при военной травме мозга»
4
Оказание нейрохирургической помощи большому количеству пациентов с черепно- мозговыми ранениями после Великой отечественной войны позволили Лурии не только сохранить множество жизней, но и провести глубокие научные исследования, на основе которых в дальнейшем была создана типология расстройств речи, возникающих при повреждении мозга. Ученый различает шесть форм афазии (1) акустико-гностическая сенсорная (2) акустико-мнестическая (поражения височных отделов коры головного мозга (3) семантическая (4) афферентная моторная (поражения нижних теменных отделов коры головного мозга (5) эфферентная моторная (6) динамическая (поражения премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга).
Таким образом, в своих трудах Лурия выделяет следующие классы афазий: при поражении лобных или передних отделов речевой зоны происходит нарушение синтагмантического механизма (процесса кодирования речи, что проявляется в моторных афазиях (афферентная, эфферентная и динамическая)

при повреждении задних отделов мозга происходит нарушение парадигматических механизмов языка (процесса декодирования речи, что проявляется в семантической и сенсорных (акустико-гностическая и акустико-мнестическая) афазиях. В г. М. Месулам
6
выделил как отдельный синдром первичную прогрессирующую афазию
(primary progressive aphasia, ППА), представляющую симптомокомплекс изолированных речевых расстройств, возникающих без видимой причины и имеющих тенденцию к непрерывному прогрессированию в отсутствие или при минимальной выраженности других когнитивных, поведенческих и неврологических нарушений
7
Обычно ППА представляет собой нейродегенеративное заболевание головного мозга чаще всего лобно-височной дегенерации, реже болезни Альцгеймера, кортико-базальной дегенерации и др.
4
Лурия АР. Травматическая афазия. Клиника, семиотика и восстановительная терапия. — М, 1969.
5
Лурия АР. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М, 1947.
6
Wikipedia: Primary progressivw aphasia URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Primary_progressive_aphasia
7 Медицинский справочник Первичная прогрессирующая афазия URL: http://doctorspb.ru/articles.php?article_id=1815
Выделяют три основные формы первичной прогрессирующий афазии. ППА со снижением беглости речи (non-fluent aphasia, PNFA);
2. Без снижения беглости речи или семантическая деменция (semantic dementia, SD).
3. Атипичная форма Альцгейрмера (Logopenic progressive aphasia, LPA) Современное состояние вопроса

В последние 25 лет, по мнению неврологов, акценты при исследовании афазий сменился с описания языковых проблем, возникших при повреждении коры головного мозга, на выявление нарушений в когнитивных процессах, лежащих в основе речи. В тоже время, развитие технологий (функциональная визуализация, электрофизиологические исследования, транскраниальная магнитная стимуляция и т. д) позволили получить больше информации о взаимосвязи мозговых и речевых процессов. Было неоднократно подтверждено, что восстановление речи при афазии зависит от пластичности мозга, реорганизации когнитивных процессов, имеющим отношение к языковым навыкам. В х годах сведения об афазиях значительно расширились и дополнились. Сперва исследования при помощи ПЭТ, а затем функционального МРТ и магнитоэнцефалографии показали, что у здоровых взрослых людей при выполнении задач, связанных с речью, активация отмечается в коре обоих полушарий головного мозга, хоть в левом и значительно в большем объеме. Активация была выявлена не только в описанных ранее языковых центрах, но ив более отдаленных областях мозга, таких как передние и нижние зоны височной коры, базальные ганглии и таламус. Также осознается комплексность элементарных языковых задач по называнию изображений или пониманию слова. Лингвисты, психологи, нейрофизиологи стали выделять составляющие когнитивных функций, необходимых для выполнения таких, казалось бы простых задач. На сегодняшний день технологии позволяют моделировать задачи чтения, называния или распознавания слов. Также сведения о том, что нейродегенеративные заболевания могут привести к первичной прогрессивной афазии, позволили получить данные о речевых нарушениях, вызванных атрофией областей мозга, которые обычно не повреждаются инсультами. Кроме того, при помощи функциональной визуализации была выявлена стабильная активация в веретенообразной извилине вовремя чтения, что позволило заключить о специализации данной области на задачах чтения. В данной работе основное внимание будет уделено афазии Брока или эфферентной моторной афазии по АР. Лурия. Помимо сведений из классических трудах по афазиологии, будут приведены данные, полученные при помощи современного оборудования E. Hillis. Aphasia : Progress in the last quarter of a century — Neurology, 2007
Афазия Брока (Эфферентная моторная афазия)
Зона поражения
Афазия Брока проявляется при поражении нижних отделов коры премоторной области (44 поле Бродмана, зона Брока) и связана, с одной стороны, с дезорганизацией кинетической основы двигательного акта, обеспечивающей его развертывание вовремя и, с другой стороны, с дезорганизацией механизмов внутренней речи (по АР. Лурия). На рисунках 2, 3 изображено расположение зоны Брока.
Рис. 2. Зона Брока. Источник Helm-Estabrooks & Albert (Рис. 3.
Трехмерная MRI реконструкция левого полушария головного мозга здорового человека. Области, сейчас включаемые в зону Брока: покрышечная часть (pars opercularis — е поле
Бродмана, находящееся перед предцентральной бороздой (precentral sulcus)) и треугольная часть (pars triangularis — е поле Бродмана, между восходящей и горизонтальной ветвями боковой щели мозга
(ascending and horizontal limbs of the sylvian fissure)) позади нижней лобной извилины. Источник N. F.
Dronkers. Paul Broca’s historic cases: high resolution MR imaging of the brains of Leborgne and Lelong
Роль области Брока в языковых процессах
В своей диссертации М. Феррейро рассматривает роль области Брока в формировании синтаксических структур. После распространения идеи о модулярности языка (в соответствии с концепцией Хомского), роль зоны Брока в обработке языка вызывала споры. Множество предложений, особенно дох годов, присваивают данной области главную роль в синтаксической обработке (Zurif и Caramazza 1976) и кодировании сообщений (Crystal
1980). Последние экспериментальные данные показывают, что зона Брока имеет весьма специфическую роль. Несмотря на предположения о расположении синтаксиса в левом полушарии, в его формировании участвует не только эта область и ее окрестности
(Гродзинский, 2000). У пациентов с поражениями зоны Брока нарушены или вовсе отсутствуют основные синтаксические и семантические операции. По мнению Гродзинского, зона Брока и ее окрестности только контролируют высокоструктурированные синтаксические способности.
Основываясь на данных функциональной визуализации, некоторые авторы считают, что область Брока участвует не только в вышеупомянутых процессах, но и осуществляет фонологическую обработку (Cappa, Moro, Perani and Piattelli-Palmarini 2000; Friederici and von Cranon 2000; Ullman and Izvorski 2000) или лексический доступ (Cappa et al. 2000; Dick and Bates 2000; Dronkers 2000; ь Как упоминалось выше, афазию Брока традиционно связывают с трудностями в порождении речи, в то время как процессы ее восприятия остаются сохранными. До сих пор нет единого мнения на данный счет. Дох годов нарушения в понимании речи оставались незамеченными. С х годов, когда Zurif, Caramazza и Майерсон (1972) ввели понятие импрессивного аграмматизма, проявляющегося в затруднениях понимания значения грамматических конструкций, специалисты в области языкознания склоняются к мнению, что компетенции лежащие в основе восприятия и порождения речи имеют идентичны
(McCaffrey, Макколл, Blackmon и Boone 2001) или различаются лишь частично
(Гродзинский 2000). Данные предположения основаны на сходстве анатомической структуры нервной ткани областей, участвующих в данных процессах. Таким образом, афазии влияют на оба процесса. Тем не менее, восприятие речи может быть проще, чем ее порождение, за счет понимания ключевых слови невербальных сигналов. Объяснять явление аграмматизма за счет нарушений синтаксиса стали уже довольно давно. В 1984 г. Хаглингс соотнес афазию с нарушениями способности высказываться, то есть
9
S. Martinez Ferreiro. Verrbal inflectional morphology in Broca’s aphasia. URL: http://filcat.uab.cat/clt/publicacions/tesis/pdf/Martinez.pdf
неспособностью создать грамматически правильное предложение. Модели упрощения синтаксических конструкций очень похожи на разных языках и позволяют компенсировать нарушения различной степени тяжести (Menn и Obler 1990). В то время как тяжелые случаи аграмматизма приводят к полной или практически полной потере речи, легкий аграмматизм отражается часто в аномии (затруднения в именовании объектов и людей) или парафазии замена требуемых звуков или слов на другие. По мнению Гродзинского (1984, 1990, 1991,
2000), аграмматизм напрямую связан с разрушением внутреннего описания объектов в синтаксическом представлении функциональных категорий (FC). В исследовании функциональной нейроанатомии языка приводятся данные (см. рис. 4) об участии области Брока в обработке сложных синтаксических конструкций.
Рис. 4. Эффект внутренней речи в зоне Брока на синтаксически сложных предложениях. Изображение слева иллюстрирует обычно замеряемый уровень активации области Брока при синтаксически сложных предложениях (большая активность при нестандартном порядке слов, чем при стандартном. Правое изображение показывает значительное снижение активности при учете эффекта внутренней речи. Клинические проявления Основным симптом афазии Брока является аграмматизм. Этот термин был использован впервые Якобсоном (1941) для обозначения речи, наблюдаемой у некоторых испытуемых после повреждения в лобно-височной области головного мозга и характеризующейся затрудненностью произношения, словесным нагромождением, телеграфным стилем, отсутствием синтаксических связей и словоизменения, уменьшением или вовсе отсутствием определенных грамматических классов 10 G. Hickok The functional neuroanatomy of language / Physics of Life Reviews 6 (2009) 121–143 Р. Якобсон. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений URL: http://www.philology.ru/linguistics1/jakobson-
90.htm
О таких больных Лурия пишет, что они не могут произнести ни одного слова, что может быть вызвано более обширным поражением коры головного мозга, либо артикулируют отдельные звуки, ноне в силах произнести слог или целое слово — затруднение вызывает необходимость переключаться с одной артикуляции на другую. Так, произнеся «му» — начальный слог слова муха, больной не может переключиться на последующий слог ха и долго произносит «му... мум... му... ма» и т. д
12
Аналогичные проблемы проявляются ив письме больных с синдромом эфферентной афазии (см. рис. Правильно записывая отдельные буквы, такие больные не могут написать слог или слово целиком. Нарушения активной речи больных не ограничиваются сложностью произнесения фразы. Происходит разрушение внутреннего строения высказывания (синтаксической схемы. Это нарушение проявляется в виде известного феномена телеграфного стиля. Речь больного с огнестрельным ранением передних отделов речевой зоны Вот. фронт. и вот. наступление. вот. взрыв. и вот. ничего. вот. операция. осколок. речь, речь.

речь»
13
Другой пример - рассказ по картинке Ф. П. Решетникова Опять двойка- Мальчик. мама. Мальчик принес двойку. Ну. брат. ну, велосипеда сестра пишет. ну. ну, все- Опишите комнату- Хорошая. Ну. Стол и все. стул и буфет, ну и все- Почему мальчик получил двойку- Коньки.
Подводя итоги изложенному выше, следует отметить тенденцию к более глубокому изучению природы афазий в целом (и афазии Брока в частности) в последние десятилетия, что стало возможным благодаря развитию технологий. Исследование больных афазией позволяет не только разработать более эффективные методы восстановления речи, но и понять каким образом реализуются речевые процессы в коре головного мозга человека. Нельзя не отметить значительный вклад советской школы афазиологии, а особенно труды АР. Лурия, разработавшего классификацию афазий, применяемую в медицинской практике по настоящее время
Лурия АР. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — стр 13Лурия АР. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — стр 14 Седов К.Ф. Нейропсихолингвистика — стр. 62
Рис. 5. Нарушение письма при эфферентной кинетической моторной афазией (по АР. Лурия).
Список использованной литературы. Argye E. Hillis. Aphasia : Progress in the last quarter of a century - Neurology 2010 2. G. Hickok The functional neuroanatomy of language / Physics of Life Reviews 6 (2009) p.121–143 3. N. F. Dronkers. Paul Broca’s historic cases: high resolution MR imaging of the brains of
Leborgne and Lelong / Brain (2007), 130, p. 1432-1441 4. S. Martinez Ferreiro. Verrbal inflectional morphology in Broca’s aphasia. (2003) URL: http://filcat.uab.cat/clt/publicacions/tesis/pdf/Martinez.pdf
5. Y. Grodzinsky. The neurology of syntax: Language use without Broca’s area / BEHAVIORAL
AND BRAIN SCIENCES (2000) 23, 1–71 6. Бейн Э.С, Овчарова ПА. Клиника и лечение афазий — М, 1970 7. Лурия АР. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М, 1947.
8. Лурия АР. Травматическая афазия. Клиника, семиотика и восстановительная терапия. — Второе дополненное издание. — М, 1969.
9. Седов К.Ф. Нейропсихолингвистика — М, 2007 10. Т.В. Рябова (Ахунина). Механизм порождения речи поданным афазиологии. — Вопросы психолингвистики. — М, 2011 11. Зона Вернике/ Мозг зачем он нам нужен URL: http://www.medkurs.ru/memory/body_and_mind/brain/3679.html
12. Медицинский справочник Первичная прогрессирующая афазия URL: http://doctorspb.ru/articles.php?article_id=1815 13. Wikipedia: Лурия Александр Романович
URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Лурия,_Александр_Романович
14. Wikipedia: Primary progressivw aphasia
URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Primary_progressive_aphasia
15. Wikipedia: Subvocalization (Learning and Memory) URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Subvocalization_(Learning_and_Memory
)
16. Wikipedia: Syntactic category URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Syntactic_category

перейти в каталог файлов
связь с админом