Главная страница

НОВОЕ-КИНО (1). Программа Новое кино


Скачать 1,22 Mb.
НазваниеПрограмма Новое кино
Дата03.07.2019
Размер1,22 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаНОВОЕ-КИНО (1).docx
ТипПрограмма
#76694
Каталог

«Новое кино»: знать своих сегодня—необходимость для завтра

В декабре в кинотеатре «Каро 11 Октябрь» в рамках проекта «КАРО. АРТ» стартовала программа «Новое кино». Среди участников кинопоказов—молодые российские режиссёры, чьи работы участвовали в международных кинофестивалях и уже прозвучали в мире. КИНОАФИША пообщалась с кураторами проекта—продюсером Тамарой Богданов и кинокритиком Сергеем Дёшиным —о молодых российских авторах, волне короткого метра и кино без бюджета.

Как возникла идея проекта «Новое кино»?

Тамара Богданова: наш продюсерский центр «Кинокульт» работает с современными авторами. Нам стало интересно отследить становление и формирование молодых режиссёров, обратить внимание на их работы, тем самым помочь в начале их кинематографического пути. Интересен тот самый зарождающийся киноязык автора, проявляющийся вне условности страны и жанра, но который уже уловим в коротких метрах режиссёров—это стало импульсом к созданию программы. Спасибо Сергею Дёшину, поддержавшего мою идею. Сергей—куратор авторского направления кино в «КАРО. АРТ», он единственный, кто формирует такую площадку.


Кураторы проекта «Новое кино»—продюсер Тамара Богданова

и кинокритик Сергей Дёшин

фото—Ильдар Шаякберов

Программы первых двух показов состояли исключительно из работ выпускников Московской школы нового кино. В фокусе вашего проекта —только эта киношкола? Вы отсматривали работы других киновузов?
Сергей Дёшин: мы отсматриваем все киношколы. Может показаться, что у нас фокус—на МШНК, но это не так. В дальнейшем мы будем составлять программы и из работ других киношкол. На ближайшем показе 28 февраля также будет представлена картина «Хамса» Гаджимурада Эфендиева, выпускника мастерской Александра Сокурова. Сейчас мы активно отсматриваем работы и формируем дальнейшие альманахи.


Дискуссия с авторами во время показа «Новое кино# 2»

фото—Александр Гребешков


Чем руководствовались при отборе фильмов? Что для вас важнее: профессионализм студенческих работ или яркий талант автора, его неординарный взгляд?
Сергей Дёшин: думаю, при отборе мы опирались на свои вкусы и интересы, по крайней мере—изначально. Собственно, это ответ на вопрос, почему мы показывали фильмы студентов Московской школы нового кино. Наверное, эти авторы оказались нам ближе, чем студенты других киношкол. Мне, к примеру, короткометражки Игоря Поплаухина ближе, чем короткометражки Жоры Крыжовникова.

Тамара Богданова: могу сказать, что мы с Сергеем сошлись в выборе фильмов, нам было достаточно легко вместе делать отбор. Мы работаем селективно, но при этом—в одном направлении. Я очень доверяю Сергею, ведь мне, как продюсеру, сложно отстранённо оценивать кино—я сразу вижу швы: в этой работе было сложно найти локацию, здесь автору нелегко было реализовать идею. Поэтому мне нравится выбирать картины вместе с Сергеем.

Хотелось бы, чтобы программа «Новое кино» включала в себя то новое, что мы сможем назвать «новой волной»; чтобы авторы знали, что мы не просто взяли их работы с различных фестивалей короткого метра.


Можно сказать, что в определённом смысле вам хочется быть первооткрывателями новых имён российского авторского кино?

Сергей Дёшин: в целом да. В большей степени фильмы, которые мы показываем, нельзя посмотреть в общем доступе. Сейчас многие площадки организовывают хорошие показы; в некоторых кинотеатрах показывают альманах «Русское краткое», но это достаточно коммерческое мейнстримное жанровое кино. Наш проект сфокусирован на авторском направлении в кинематографе.


Полное название вашего проекта—«Новое кино. Кино, прозвучавшее в мире». Это значит, что необходимым условием отбора было участие фильма в международном кинофестивале?
Сергей Дёшин: да, всё верно. Участие фильма в международном фестивале было обязательным условием.
Тамара Богданова: это может быть и российский фестиваль, имеющий статус международного—к примеру, ММКФ. Как в случае с работой Антона Григорьева «Рина», которую мы показывали.


На первых двух показах зал был полностью заполнен. А между тем: не боялись, что не соберёте публику? Что зритель не придёт на авторское кино начинающих режиссёров, к тому же—на короткий метр?
Сергей Дёшин: мы решили рискнуть, но верили, что соберём зал.
Тамара Богданова: на первых показах люди даже сидели на ступеньках. Мы были очень рады такому интересу к нашему проекту. Наверное, нужно просто прокачивать программы и собирать зрителя, который готов смотреть такое кино. Приятно отметить, что сейчас многие ходят на public talk, смотрят интересные показы. Мне очень нравится фестиваль, проводимый журналом «Искусство кино». Он открывает новые направления—к примеру, та же румынская волна, которую я не видела. Я так понимаю, что сейчас наблюдается повышенный интерес к таким мероприятиям, в Москве снова стало модным пойти на интересный показ.


фото—Ильдар Шаякберов


Сергей Дёшин: в том числе наблюдается и волна короткометражного кино. Кстати говоря, первый показ нашего проекта совпал с международным днём короткометражного кино. Сейчас короткий метр выпускают в прокат, проводится множество фестивалей короткометражного кино, и всё же не у всех авторов есть возможность показать свои фильмы в Москве. У многих режиссёров есть друзья, друзья друзей, не видевшие эти работы; собственно, они приходят сюда за этим.
Тамара Богданова: мы ещё сделали интересный акцент на спикерах, участвующих в наших показах. Круто, когда начинающий автор может услышать мнение о своей картине от лица профессионалов: режиссёров, продюсеров, критиков. Мы специально подбираем спикеров из разных кинематографических профессий; у каждого из них—свои вкусы, взгляды и мнения, и это очень здорово. Мне самой было интересно следить за вопросами зрителей, спикеров, за обсуждением картин. На мой взгляд, это может привлечь студентов всех киношкол, которые могут посмотреть работы таких же студентов или выпускников, как они, и услышать мнение профессионалов. Всегда интересно получить рефлексию зала и спикеров, которых мы приглашаем—в них есть какой-то внутренний запал. Ребята из зала часто говорят, что мы с Сергеем защищаем, оберегаем молодых режиссёров. Спикеры, конечно, более строги в своих суждениях.

Дискуссия со спикерами

фото—Ильдар Шаякберов


Как считаете, есть ли возможность у молодого амбициозного выпускника киношколы, желающего продолжить свой путь в авторском кино, найти продюсера?
Сергей Дёшин: мне кажется, всё очень индивидуально. Но сегодня, когда есть Facebook, ты можешь написать практически любому продюсеру. Если человек в себе уверен, многое будет ясно уже по тому, как он напишет, как составит своё обращение. Продюсер поймёт, что с этим человеком можно хотя бы встретиться.


Наверняка вы видели студенческие работы европейских киношкол. Чем отличается европейское молодое кино от российского молодого кино?
Тамара Богданова: европейское кино, скажем так, более атмосферное. В драматургии наших фильмов есть какая-то.. чертовщина, по которой я могу понять, что это снял русский режиссёр. Хотя, с другой стороны, киноязык не имеет границ.
Сергей Дёшин: в целом авторы, которые пытаются работать в авторском кино, все друг на друга похожи. Ведь они смотрят примерно одни и те же картины, работают с одним киноязыком и под влиянием одних и тех же авторов.


Чего, по вашему мнению, не хватает московским и в целом российским киношколам? Или всё зависит от таланта и личности конкретного режиссёра?
Тамара Богданова: мне кажется, сегодня наши киношколы на высшем уровне. Они настолько разные: одни нацелены на индустрию, другие—на авторское кино. Мне очень интересно наблюдать за этим процессом.


На каких молодых режиссёров, по вашему мнению, стоит обратить внимание? За кем—будущее российского авторского кино?
Тамара Богданова: думаю, нужно открыть программы всех наших показов и посмотреть список авторов и их фильмов.

Сергей Дёшин: лично я очень жду полнометражный дебют Игоря Поплаухина, к съёмкам которого он приступит этим летом; это будет фильм о Янке Дягилева. Ещё до триумфа Кантемира Балагова мне были интересны сокуровские студенты, некоторые из них вскоре выйдут в полный метр. Премьера полнометражного дебюта «Мальчик русский» выпускника этой мастерской, Саши Золотухина, недавно состоялась в программе «Форум» Берлинского кинофестиваля.

Игорь Поплаухин

Вы согласны с тем, что в наше время хорошее кино можно снять просто на телефон? Ведь есть примеры успешных конкурсных фильмов, снятых на смартфон. Или хорошее кино требует хороших денег?
Сергей Дёшин: талант режиссёра виден уже по тому, как он расставляет камеры. Наверное, можно и на айфон снять достойный фильм, некоторые ведь снимают.
Тамара Богданова: я считаю, что самое главное в фильме—история. Конечно, есть художественные приёмы, технические возможности и т.д. Но, в первую очередь, должна быть история, которая будто рассказывается автором. Пусть это будет атмосферная история, пусть в ней даже не будет ни одного слова; пусть в фильме не будет ни одного информационного события—но вы будете внимать этому. Это и есть та самая магия кино. Мы же знаем неоднократные примеры, когда режиссёр берётся снимать кино бюджетом в 100 тысяч долларов, а следующий его фильм снимается уже за огромные деньги. Но точно не бюджет определяет фильм.
перейти в каталог файлов
связь с админом