Главная страница

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ. Программа по коррекции гиперактивности


Скачать 105,1 Kb.
НазваниеПрограмма по коррекции гиперактивности
АнкорПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ.docx
Дата30.05.2018
Размер105,1 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ.docx
ТипПрограмма
#45886
страница1 из 6
Каталогid110671759

С этим файлом связано 91 файл(ов). Среди них: Рабочая тетрадь психолога.doc, БЛАНКИ-ПСИХОЛ.ХАРАКТЕРИСТИКА.doc, pril1. Индивидуальная карта психол.споровождения.doc, Психологическое сопровождение развития.docx, журнал педагога-психолога.doc, Kak_pomoch_doshkolniku_naiti_svoe_Ja.pdf, БЛАНКИ-ПРОТОКОЛ-Готовность общеобраз.классы.doc, Интерактивная раскраска. ПРОФЕССИИ.pptx.pptx и ещё 81 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Пояснительная записка

Высокая двигательная активность свойственна детям, но в отдельных случаях достигает патологической выраженности, нарушает адаптацию к социальным условиям, мешает обучению.

Такая повышенная двигательная активность, достигающая степени расторможенности, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушение развитие ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. У них чрезвычайно повышена отвлекаемость. Такие дети нередко бывают раздражительны, эмоционально неустойчивы. Им свойственна импульсивность. Раздражительность, импульсивность, неумение структурировать своѐ поведение приводят к затруднениям в контактах со сверстниками, к агрессивному и деструктивному поведению.

Программа предназначена для детей 4-12 лет с дефицитом внимания и гиперактивностью. Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена на двигательных техниках: динамических, дыхательных и двигательных практиках, телесной динамике. Актуальность разработки программы была обусловлена большим количеством обращений учителей, родителей, дети которых имеют заключение – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Этим детям были рекомендованы коррекционноразвивающие занятия с психологом по месту жительства. В основу данной программы была положена разработка Сиротюк А.А. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью». В ходе реализации программы решаются следующие задачи: формирование функций программирования, контроля, кинетической организации движений и действий. Задания на занятиях даются последовательно, с усложнениями (ускорение темпа выполнения, добавления элементов, которые требуют навыков, удержания программы действий). Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью требует своей специфики – постоянного контроля, высокой динамики построения занятий, лаконичности и четкости инструкций, ввиду того, что большинство детей имеют ОНР различных уровней и пространные инструкции трудны для восприятия. Цель: развитие концентрации внимания и произвольной регуляции деятельности. Задачи:

1. Развитие двигательного контроля; 2. Элиминация импульсивности и агрессии; 3. Развитие навыков удержания программы действий; 4. Формирование навыков сотрудничества. Структура занятия: 1. Приветствие; 2. Растяжка 4-5 минуты; 3. Дыхательные упражнения 3-4 минуты; 4. Глазодвигательные упражнения 3-4 минуты; 5. Упражнения для развития мелкой моторики рук 10 минут; 6. Функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения. Элиминация гнева и агрессии 20-25 минут; 7. Релаксация 4-5 минут; 8. Ритуал прощания. Число участников: 4-6 человек; Возраст участников: 4-12 лет. Программа состоит из 32 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 4 месяца. Время проведения 30-60 минут. Занятия могут проходить индивидуально с каждым ребенком. В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции СДВГ.

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов "нет" и "нельзя";

стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку;

реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

уделяйте ребенку достаточно внимания;

проводите досуг всей семьей;

не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

избегайте по возможности больших скоплений людей;

помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольг ких звеньев;

объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения "через тело":

лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

прием "выключенного времени" (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

чернильная точка на запястье ребенка ("черная метка"), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на "скамейке штрафников";

холдинг, или простое удержание в "железных объ-ятиях";

внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:

если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить "урок жизни". Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;

если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие.

если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки "принятия". В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика "позитивной модели", заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности - это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5- 6 лет.

Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса

является одной из самых важных задач развития ребенка. Любое отклонение от

оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в

психической и двигательной активности ребенка, негативно сказывается на общем ходе

его развития.Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают

самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может

управлять человек, является ритм дыхания и движения. Занятия строятся на

автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые

приемы. Нарушение ритма организма непременно приводит к нарушению

психологического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание

развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные

упражнения для развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и

гиперактивности.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить

восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают

межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения.

Многие черепные нервы активизируют движения глазного яблока во всех

направлениях, сокращают или расслабляют мышцы зрачка, чтобы регулировать

колебания сетчатки, и изменяют форму хрусталика для того, чтобы видеть вблизи и

вдали.

Движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия,

снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие «чувствования» своего

тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого

тела.

Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга,

отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

Визуализация является репрезентацией (представлением) в уме не существующего

объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные,

обонятельные и другие образы). Визуализация происходит в обоих полушариях

головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно,

интегрирует работу мозга.

Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.

Функциональные упражнения целесообразнее проводить по трем основным

направлениям:

 Развитие внимания, произвольности и самоконтроля; Элиминация гиперактивности и импульсивности;

 Элиминация гнева и агрессии.

Коррекция проводится, начиная с одной отдельной функции.

Коммуникативные упражнения делятся на три группы:

1. Индивидуальные упражнения, направленные на восстановление и дальнейшее

углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний

и отношений.

2. Парные упражнения, способствующие расширению «открытости» по

отношению к партнеру – способности чувствовать, понимать и принимать его.

3. Групповые упражнения, организованные через совместную деятельность и

помогающие ребенку, выработать навыки взаимодействия в коллективе.

Релаксация проводится как в начале занятия с целью настройки, так и в конце – с

целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация,

самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью самого процесса.

За ней следуют интеграция в движении (невербальный компонент) и в обсуждении

(вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для

рефлексии ребенком ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятия.

ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов" а также родителей), работающих с гиперактивными детьми.

Программа может состоять из 12 - 16 занятий. Проводить их нужно до тех пор, пока не будет достигнут результат.

При соблюдении режима проведения - 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2 месяца.

Время проведения - 50-60 минут.

Оптимальное число участников группы - 4-6 человек.

Возраст - 6-12 лет.

Занятия могут проходить как в микрогруппах, так и индивидуально.

В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции СДВГ.

В программе используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгодской, Т.Г. Горячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоппелем и др.

Структура занятия:

растяжка - 4-5 минут;

дыхательное упражнение - 3-4 минут;

глазодвигательное упражнение - 3-4 минуты;

упражнения для развития мелкой моторики рук - 10 минут;

функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии - 20- 25 минут;

релаксация - 4-5 минут.

Занятие 1

1. Растяжка "Половинка".

Цель: оптимизация тонуса мышц.

И.п. - сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

2. Дыхательное упражнение.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

И.п. - сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота,начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания).

Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух.

3. Глазодвигательное упражнение.

И.п. - сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным(вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребенок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым,а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит "соскальзывание" взгляда, следует уделить дополнительное внимание, "прорисовывая" их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

o "Колечко".

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

o "Кулак-ребро-ладонь".

Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак-ребро-ладонь"), произносимыми вслух или про себя.
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом