Главная страница

Программа послевузовского профессионального образования по специальности нейрохирургия


Скачать 298,47 Kb.
НазваниеПрограмма послевузовского профессионального образования по специальности нейрохирургия
Дата13.05.2019
Размер298,47 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаUchebnyy_plan_po_neyrokhirurgii_ordinatura.docx
ТипПрограмма
#75497
страница1 из 8
Каталог

Индекс

Наименование дисциплин (модулей), тем, элементов и т. д.

ОД.И.00

Обязательные дисциплины

ОД.И.01

Специальные дисциплины

ОД.И.01.1

  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
  1   2   3   4   5   6   7   8

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «нейрохирургия»

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Астраханская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


УТВЕРЖДАЮ


Ректор Государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего

профессионального образования

«Астраханская государственная

медицинская академия » Министерства

здравоохранения Российской Федерации,
профессор _____________ Х.М.ГАЛИМЗЯНОВ
«_____»____________2013 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«НЕЙРОХИРУРГИЯ»

(клиническая ординатура)

Астрахань 2013

Трудоемкость в зачетных единицах 144

Всего часов 5184, из них:

аудиторных занятий 1296 часов

лекций 300 часов

практических занятий 972 часов

итоговая государственная аттестация 24 часа

самостоятельная работа - 1728 часов

практика 3240 часов:

2160 час - стационар и поликлиника

1080 час - самостоятельная работа

формы контроля:

итоговая государственная аттестация

экзамен (36 часов)

Рабочая учебная программа разработана в соответствии с:

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 1476н «Об утверждении Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (клиническая ординатура);

типового учебного плана и образовательной профессиональной программой подготовки в клинической ординатуре по неврологии (Москва, 1999 г.)

Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры неврологии

«___» _______________20____года протокол № ____

Зав. кафедрой _________________ В.В. Белопасов

(подпись) (инициалы, фамилия)___________________________________________________

Согласована:

Декан факультета последипломного

образования, д.м.н., доцент ________Г.Р. Сагитова

(подпись) (инициалы, фамилия)____________________________________________________

Проректор по учебно-методической

работе, д.м.н., доцент ____________ Н.В. Костенко

(подпись) (инициалы, фамилия)____________________________________________________

«___" _______________20____года

Программа разработана А. А. Калаевым

СОДЕРЖАНИЕ

№№ п/п

Разделы рабочей программы


1.

Пояснительная записка

4

2.

Требования к уровню подготовки врача-специалиста нейрохирурга, успешно освоившего основную профессиональную образовательную программу послевузовского профессионального образования по специальности «нейрохирургия»

5

3.

Профессиональные компетенции врача-специалиста

6

4.

Перечень знаний, умений и владений врача-специалиста по нейрохирургии

7

5.

Перечень практических навыков врача-специалиста по нейрохирургии

7

6.

Требования к государственной (итоговой) аттестации

8

7.

Рабочие программы дисциплин (модулей) по специальности «нейрохирургия»

9

8.

ОД.И.00 Обязательные дисциплины

9

9.

ОД.И.01 Специальные дисциплины

9

10.

Раздел 1 Черепно-мозговая травма

9

11.

Раздел 2 Онкология и другая нейрохирургическая патология

14

12.

ОД.И.02 Смежные дисциплины

29

13.

ОД.И.03 Фундаментальные дисциплины

34

14.

ОД.И.04 Дисциплины по выбору ординатора

35

15.

ФД.И.00 Факультативные дисциплины

36

16.

ОС К. И.00 Обучающий симуляционный курс послевузовского профессионального образования по специальности «нейрохирургия»

36

17.

П.О.00 Программа практики послевузовского профессионального образования врачей по специальности «нейрохирургия»

38

18.

Учебный план основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «нейрохирургия»

40

19.

План лекций

42

20.

План практических занятий

48

21.

Занятия, проводимые в интерактивной форме

54

22.

Список литературы

54

23.

Законодательные и нормативно-правовые документы

55

24.

Оценочные средства

55

25.

Программа практики

59

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В клиническую ординатуру по специальности нейрохирургия, принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по специальности: «лечебное дело»; «педиатрия» или прошедшие интернатуру (ординатуру) по специальности «неврология» или «хирургия». Обучение ведется по очной форме, с отрывом от основного места работы.

Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «нейрохирургия» (клиническая ординатура) включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программу практики.

В рабочих программах дисциплин (модулей) выделяют: а) обязательные дисциплины: специальные дисциплины, смежные дисциплины, фундаментальные дисциплины и дисциплины по выбору клинического ординатора; б) факультативные дисциплины. Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел - на темы, тема - на элементы, каждый элемент - на подэлементы.

Содержание рабочих программ дисциплин (модулей) представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.

Элемент в программе - часть темы, объединяющий круг конкретных, достаточно узких теоретических вопросов и практических умений и навыков по специальности, каждый из которых в отдельности представляет собой подэлемент программы. Для удобства пользования программой в учебном процессе каждая его структурная единица индексируется. На первом месте ставится индекс дисциплины (модуля) (например, (ОД.И.00) или (ФД.И.00), на втором — порядковый номер дисциплины (модуля) (например, для специальных дисциплин — ОД. И.01), далее — порядковый номер раздела конкретной дисциплины (например, ОД.И.01.1 — Раздел 1). Далее указываются: порядковый номер темы конкретного раздела (например, ОД. И.01.1.1), номер элемента конкретной темы (ОД.И.01.1.1.1), затем — номер подэлемента (ОД.И.01.1.1.1.1) и т. д.
В программе практики предусмотрены: 1) практика в поликлинике или клинико-диагностическом отделении по избранной специальности; 2) практика в стационаре.

Основная цель практики — закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача - ординатора, и формирование общекультурных и профессиональных компетенций врача - специалиста.

Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.

Для реализации основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности нейрохирургия (клиническая ординатура) кафедра располагает:

учебно-методической документацией и материалами по всем разделам дисциплины (модуля);

учебно-методической литературой для внеаудиторной работы обучающихся;

материально-технической базой, обеспечивающей организацию всех видов подготовки:

учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;

клинические базы в лечебно-профилактических, научно-исследовательских и других учреждениях Минздрава России.

В процессе подготовки врача - специалиста нейрохирурга (клиническая ординатура) обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения (входной контроль). Текущий контроль знаний осуществляется в процессе изучения учебной темы. По окончании изучения каждого модуля проводится промежуточный (рубежный) контроль. При этом используются различные формы контроля: (решение ситуационных задач, тестовый контроль, защита квалификационных работ, дифференцированного зачета и др.)

По окончании обучения в клинической ординатуре проводится государственная (итоговая) аттестация, осуществляемая посредством проведения экзамена. Цель государственной (итоговой) аттестации - выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «нейрохирургия». При успешной аттестации обучающийся получает документ установленного образца.

Цель подготовки клинического ординатора по специальности нейрохирургия - подготовка квалифицированного врача - нейрохирурга, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности врача - нейрохирурга

Задачи подготовки клинического ординатора по специальности нейрохирургия:


Формирование клинического мышления и дифференциальной диагностики нейрохирургической патологии.

Изучение особенностей различных вариантов заболеваний и травмы нервной системы.

Изучение диагностики заболеваний нервной системы с помощью рентгенологических, нейрофизиологических, нейровизуализационных и др. методов.

Изучение современных методов лечения, профилактики, реабилитации больных с нейрохирургической патологией.

Формирование систематизации и структуризации знаний, расширение кругозора современных знаний в нейрохирургии.

В индивидуальном плане ординатора допускается возможность изменения продолжительности и последовательности изучения отдельных разделов программы в зависимости от наличия или отсутствия первичной специализации в интернатуре и работы в предполагаемом медицинском учреждении.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВРАЧА-СПЕЦИАЛИСТА НЕЙРОХИРУРГА, УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ПРОГРАММУ КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «НЕЙРОХИРУРГИЯ»

Врач-нейрохирург должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются:

способностью и готовностью анализировать социально - значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной деятельности нейрохирурга;

способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;

способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции - нейрохирургии;

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

 

Профессиональные компетенции характеризуются:

в диагностической деятельности:

способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области нейрохирургии;

способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики нейрохирургических заболеваний и патологических процессов нервной системы;

способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы нейрохирургических заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при неврологических заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в группе заболеваний нервной системы;

в лечебной деятельности:

способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при нейрохирургических заболеваниях среди пациентов той или иной группы нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход, особенности заболеваний нервной и др. (иммунной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови); своевременно выявлять жизнеопасные нарушения нервной системы, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;

способностью и готовностью назначать нейрохирургическим больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной, хирургической и немедикаментозной терапии как профильным нейрохирургическим больным, больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями.

в реабилитационной деятельности:

способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;

способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации нейрохирургических больных (двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса), определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, медикаментозной терапии.

в профилактической деятельности:

способностью и готовностью применять современные методики сбора и анализа информации о показателях здоровья нейрохирургических больных в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;

способностью и готовностью использовать методы оценки внешних и внутренних факторов в развитии нервных болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению нейрохирургических заболеваний, проводить санитарно-просветительскую работу;


в организационно-управленческой деятельности:


способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций нейрохирургического профиля;

способностью и готовностью использовать знания организационной структуры в нейрохирургии, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений нейрохирургического профиля, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам с патологией нервной системы.

знаниями основ медицинской психологии:

знать:

основы психологической адаптации и варианты ее нарушений. Механизмы психологической защиты и способы преодоления психологического стресса;

психопатологию личности, основные типы акцентированных личностей, психологическую реакцию на болезнь и лечение;

роль психологических факторов в возникновении соматических заболеваний и их влияние на течение болезни;

основы психодиагностики (тест «СМОЛ», методика «САН», шкала для оценки уровня тревоги Спилбергера), стандартизация психодиагностических методик, понятие нормы. Компьютерные психодиагностические экспертные системы;

обоснование использования методов психодиагностики и психотерапии для разработки индивидуализированных программ психотерапии.

уметь:

применять методы психодиагностики и психотерапии в комплексном лечении больных с наиболее распространенной патологией.


знаниями основ медицинской деонтологии:

знать:

дефиницию определения «этика», «деонтология», «медицинская деонтология»;

необходимые этические качества в работе врача восстановительной медицины;

причины возникновения ятрогенных заболеваний у лиц разного возраста, пола и социального статуса, характер клинических проявлений и прогноз исхода лечения и реабилитации данных заболеваний.

уметь:

применять правила медицинской этики и деонтологии при проведении оздоровительных, профилактических, диагностических и лечебно-реабилитационных мероприятий.


знаниями основ медицинской кибернетики:

основы информатики, вычислительной техники, медицинской кибернетики, программирования, принципы статистической обработки медицинской информации; общую структуру и функциональные возможности персональных компьютеров для создания базы данных о пациентах, нормативных документах, составления статистических отчетов и поддержки своей профессиональной деятельности.


Перечень знаний, умений и владений

врача - нейрохирурга

Врач - нейрохирург должен знать:

Нормативно-правовую базу и вопросы организации неврологической помощи по вопросам нейрохирургии.

Анатомо-физиологические особенности и закономерности развития и формирования нервной системы.

Вопросы нормальной и патологической физиологии ЦНС и ПНС.

Причины возникновения патологических процессов, клиническую симптоматику основных нейрохирургических заболеваний, их профилактику, диагностику, лечение.

Общие и функциональные методы обследования в нейрохирургии.

Основы фармакотерапии в нейрохирургической клинике…

Вопросы временной и стойкой утраты трудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы.

Врач - нейрохирург должен уметь:

провести всестороннее клиническое обследование и на этом основании определить: предварительный диагноз, тяжесть состояния, неотложные мероприятия, план дополнительных исследований, в том числе консультация других специалистов, лабораторные и инструментальные исследования, показания и сроки госпитализации, трудоспособность;

верифицировать или уточнить неправильный диагноз у больных, необходимую медицинскую документацию;

использовать деонтологические навыки в целях установления положительного психологического контакта с больным;

определить тактику ведения больного в зависимости от характера и тяжести заболевания: только наблюдение, консервативная терапия, экстренное оперативное вмешательство, приглашение других специалистов, госпитализация или перемещение больного в другое отделение;

определить показания и противопоказания к хирургическому лечению;

выбрать метод хирургического пособия с учётом тяжести состояния больного, возраста и характера сопутствующих заболеваний;

провести предоперационную подготовку и послеоперационный период;

проводить приём больных в условиях поликлиники и выполнять амбулаторные операции;

Определять программу реабилитационных мероприятий

Оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.


Врач-нейрохирург должен владеть:

Методикой изучения и оценкой неврологического статуса.

Методикой выявления основных неврологических синдромов.

Методикой интерпретации нейрофизиологических, нейровизуальных, рентгенологических и других методов исследования.

Методикой проведения люмбальной пункции и интерпретацией показателей спинномозговой жидкости.

Методикой проведения лечебных блокад, используемых в практике нейрохирурга.

Методами плановых оперативных вмешательств при различной нейрохирургической патологии.

Методами экстренной помощи нейрохирургическим больным.

Методами профилактики и реабилитации нейрохирургических больных.

Перечень практических навыков

врача-нейрохирурга

Врач-нейрохирург должен владеть следующими практическими навыками:

Исследовать неврологический статус нейрохирургического больного

Определять неврологические синдромы при патологии различных отделов нервной системы

Оценивать результаты краниограммы, спондилограммы, данные КТ, МРТ головного и спинного мозга, дуплексного сканирования сосудов головного мозга, электронейромиограммы

Выполнять люмбальную, субокципитальную пункцию

Выполнять миелографию

Выполнять краниотомию, костно-пластическую трепанацию, пластику дефектов черепа, ламинэктомию

Удалять: внутричерепные и спинальные травматические гематомы, опухоли различной локализации

Удалять краниальные и спинномозговые грыжи

Выполнять лечебные блокады при патологии периферической, вегетативной нервной системы,вертеброгенных заболеваниях.

Проводить психотерапевтические мероприятия с больными и их родственниками.


Место профессиональной деятельности
Местом для профессиональной деятельности врача – нейрохирурга являются: государственные медицинские учреждения, негосударственные медицинские учреждения, самостоятельные офисы, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации, связанные с оказанием медицинской помощи населению, органы управления службы здравоохранения различных ведомств и учреждений.

ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ

Государственная (итоговая) аттестация по завершению обучения в клинической ординатуре по специальности «нейрохирургия» осуществляется посредством проведения экзамена (для выявления уровня теоретической и практической подготовки врача-специалиста) в соответствии с содержанием образовательной программы послевузовского профессионального образования.

Врач - ординатор допускается к государственной (итоговой) аттестации после успешного освоения рабочих программ дисциплин (модулей), обучающего симуляционного курса и выполнения программы практики в объеме, предусмотренном учебным планом.

Лица, освоившие основную профессиональную образовательную программу послевузовского профессионального образования по специальности  «нейрохирургия» и  успешно прошедшие государственную  (итоговую) аттестацию,  получают документ государственного образца.


РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ВРАЧА – НЕЙРОХИРУРГА, ПРОШЕДШЕГО ПОДГОТОВКУ В ОРДИНАТУРЕ

Программа подготовки по специальности «врач-нейрохирург» состоит из перечня профессиональных знаний, умений и практических навыков, которыми должен овладеть данный специалист, и предусматривает три уровня усвоения материала:
1-ый уровень (+) - профессионально ориентироваться по данному вопросу;

2-ой уровень (++) - может использовать приобретённые знания под руководством зав.

отделением или специалиста;

3-ий уровень (+++) - может самостоятельно применять приобретённые знания и умения.

Теоретические знания и практические навыки

Степень

освоения

Кол-во за

1 год

I. ОБЩЕВРАЧЕБНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ.


- Общие методы обследования больных (анализ, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), функциональные методы исследования и, в первую очередь, ЭХО – ЭС, данных рентгенологических исследований черепа и позвоночника


+++


- Общие вопросы организации нейрохирургической помощи в стране, работу стационарно-поликлинических учреждений, организацию скорой помощи, интенсивной терапии и реанимации в нейрохирургической клинике, оборудование операционной

+++


- Клиническая симптоматика и патогенез основных нейрохирургических заболеваний


+++


- Специальные методы исследования в нейрохирургии (рентгенологические, ультразвуковые, биохимические, ангиографические и др.)


+++


- Основы фармакотерапии в нейрохирургической клинике, включая применения антибиотиков, гормонов, механизм действия основных групп лекарственных средств, осложнения, вызвавшие применения лекарств

+++


- Дифференциальная диагностика, обоснование клинического диагноза, план и тактика ведения больного


+++


Экстренная помощь при неотложных состояниях:

- острая кровопотеря;

- мозговая кома;

- отек головного мозга;

- внутричерепная гипертензия;

- дислокационный синдром;

- эпилептический статус;

- острая сердечная и дыхательная недостаточность;

- острый токсикоз, включая синдром длительного раздавливания


++

+++

+++

++

++

++
++

++


- Применение физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению


+++

- Основы рационального питания здорового организма, принципы

диетотерапии


+++


- Принципы и варианты профилактики, её организация и методы

профилактики основных нейрохирургических

заболеваний


+++


- Показания и противопоказания к операциям на нервной системе, ведение больных после хирургических методов лечения


+++


- Основные принципы оперативного вмешательства при нейрохирургической патологии

+++


- Основные принципы хирургических манипуляций при нейрохирургической патологии

+++


- Основные принципы асептики и антисептики в нейрохирургической практике

+++


- Определение должного объёма консультативной помощи и проведения коррекции лечения


+++


- Формы и методы санитарного просвещения

+++


- Оформление медицинской документации, предусмотренной

законодательством по здравоохранению


+++


- Определение объёма реабилитационных мероприятий для больных нейрохирургической патологией


+++


- Проблемы диспансерного наблюдения за больными

+++


- Основы этики и деонтологии в нейрохирургии

+++

II. ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ НЕЙРОХИРУРГИЯ

выявлять специфические признаки нейрохирургических

заболеваний и неотложных состояний при нейрохирургической патологии;

+++

100

самостоятельно регистрировать и анализировать:

+++

100

ЭХО - ЭС;

+++

100

уметь анализировать данные:

рентгенографии;

+++

200

ангиографии;

+++

25

УЗДГ;

+++

50

КТ – головного мозга;

+++

100

МРТ – головного мозга;

+++

100

КТ – позвоночника;

+++

100

МРТ – спинного мозга;

+++

100

Лабораторные, биохимические исследования крови, мочи;

+++

50

непрямой массаж сердца;

+++

10

пункцию и дренирование желудочков головного мозга;

++

10

пункцию и дренирование люмбального пространства;

++

10

пункцию эпидурального пространства;

+

3

паравертебральную блокаду;

+++

5

пресакральную блокаду;

++

3

досконально знать разовые, суточные дозы важнейших лекарственных средств, применяемых в нейрохирургии;

+++


60


проводить фармакологические пробы;

+++

10

выполнять внутривенное введение лекарственных средств.


+++


10


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ

К преподаванию допускаются кандидаты и доктора медицинских наук, имеющие сертификаты специалиста – врача – нейрохирурга. Обучение проводится в форме лекций, семинаров и практических занятий.

Основным методом профессиональной подготовки должна быть организованная работа ординатора в условиях стационара и операционной, а также в палатах или отделениях интенсивной терапии под руководством и контролем сотрудника кафедры (ассистент, доцент).

Клинические ординаторы должны выполнять предусмотренные учебной программой объемы профилактической, диагностической и лечебно-реабилитационной работы.

Изучение распространенных заболеваний различных органов и систем исходит из особенностей соответствующей нозологической единицы. Для этого клинические ординаторы последовательно проходят обучение в специализированных отделениях: в отделении нейрохирургии ГБУЗ АО ГКБ № 3 им. С. М. Кирова (специализирующегося на нейротравме, сосудистой нейрохирургической патологии и дегенеративно-дистрофических заболеваниях позвоночника), в отделении нейрохирургии ГБУЗ АО ОАМКБ (специализирующегося на нейроонкологии и дегенеративно-дистрофических заболеваниях позвоночника), в отделении нейрохирургии ГБУЗ АО ОДКБ (специализирующегося на нейрохирургической патологии детского возраста) – (стационарный этап) и в поликлинике или клинико-диагностическом отделении многопрофильного учреждения (этап амбулаторного приема и реабилитации). Для подготовки по смежным и элективным дисциплинам используются отделения и кабинеты клинических баз соответствующих кафедр ГБОУ ВПО АГМА Минздрава РФ.

Теоретическая часть обучения в ординатуре базируется на знаниях, полученных в процессе обучения в ВУЗе, включает лекции и семинары по фундаментальным дисциплинам, восстановительной медицине, организации здравоохранения, медицинской психологии и кибернетике, проработку специальной медицинской литературы и подготовку рефератов. Практическая часть обучения осуществляется путём проведения тематических разборов клинических случаев, посещения клинических и патологоанатомических конференций, присутствия и участием на эндоскопических, ультразвуковых, рентгенологических и функциональных исследованиях и присутствия и участием в операциях на органах нервной системы. Подготовка клинического ординатора предусматривает участие и (или) самостоятельное выполнение сугубо специфических лечебно-диагностических мероприятий.

С целью повышения ответственности обучаемых все практические умения ординаторов постоянно контролируются в течение всего учебного процесса. После завершения подготовки по каждому из разделов учебной программы проводится зачет в форме выполнения тестовых заданий, решения ситуационных задач, собеседования. Окончание обучения по смежным специальностям завершается зачетом.

По окончании клинической ординатуры проводятся: тестирование по основным разделам учебной программы, оценка практических навыков и собеседование (экзамен).

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ)

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «НЕЙРОХИРУРГИЯ»


I. Содержание рабочих программ дисциплин (модулей)
связь с админом